Почему индивидуальным предпринимателям не предоставлено право выпуска эмиссионных ценных бумаг

Обновлено: 19.05.2024

1. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 № 72 "Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с обращением ценных бумаг".

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 33, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей";

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 03.03.1999 № 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции".

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.06.2009 № 131 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ".

6. Информационное письмо ВАС РФ от 12.01.2004 № С5-7/уз-21 "О Федеральном законе "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации".

7. Информационное письмо ВАС РФ от 08.09.1998 № С5-7/УЗ-690 "О Федеральном законе "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Занятие № 1

Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды. Эмитенты на рынке ценных бумаг.

Вопросы, проблемы, мнения для обсуждения

1. В чем значение рынка ценных бумаг для развития экономики?

2. Согласны ли вы с утверждением о том, что развитие рынка ценных бумаг зависит от уровня корпоративного управления?

3. Являются ли синонимами термины "рынок ценных бумаг" и "фондовый рынок"?

4. Назовите части финансового рынка. В чем их отличие друг от друга?

5. Поясните, почему само существование корпораций невозможно без рынка ценных бумаг.

6. Выделите положительные и отрицательные особенности рынка ценных бумаг. Каким образом они отразились на действующем законодательстве?

7. Назовите блоки общественных отношений, возникающих на рынке ценных бумаг.

8. Дайте определение понятию "рынок ценных бумаг".

9. Какие из функций рынка ценных бумаг можно обозначить как общие, а какие как специальные? Проанализируйте каждую из выделенных функций.

10. Какие классификационные признаки могут лечь в основу выделения видов рынка ценных бумаг?

11. Какие основные изменения на организованном рынке произошли в последние десятилетия?

12. К какой модели фондового рынка ближе всего Россия?

13. Выделите наиболее серьезные изменения на рынке ценных бумаг последнего времени, которые оказали серьезное воздействие и на современные корпорации.

14. Каким образом на рынке ценных бумаг проявляется сочетание публичных и частных интересов?

15. С началом финансового кризиса 2008 года российское государство потратило значительные средства на поддержание курсовой стоимости акций отечественных компаний. Выскажите свое мнение насчет предпринятых мер со стороны государства.

16. Как вы считаете, необходим ли вторичный рынок для развития первичного рынка ценных бумаг? Ответ обоснуйте.

17. Выделите особенности, характеризующие законодательство о рынке ценных бумаг.

18. В чем состоят причины комплексного характера нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг?

19. По каким основаниям можно классифицировать нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие на рынке ценных бумаг?

20. Какие основные федеральные законы регулируют рынок ценных бумаг?

21. Назовите основные подзаконные акты, регулирующие фондовый рынок.

22. Какие факторы в современном мире оказывают воздействие на правовое регулирование деятельности эмитентов?

23. Какие цели может преследовать эмитент в ходе эмиссии ценных бумаг?

24. Дайте легальное определение понятия "эмитент". Существуют ли противоречия между определениями понятия "эмитент", содержащимися в различных нормативных актах?

25. Согласны ли вы с определением понятия "эмитент на рынке ценных бумаг", содержащимся в Законе о рынке ценных бумаг?

26. Как вы считаете, почему индивидуальным предпринимателям не предоставлено право выпуска эмиссионных ценных бумаг?

27. В чем заключается регулятивное воздействие государства на деятельность эмитентов?

28. Приведите примеры запрета эмиссии отдельных видов ценных бумаг основной части эмитентов.

29. Какие юридические лица ввиду особенностей своего правового статуса либо ограничены, либо вообще лишены права эмиссии ценных бумаг?

30. По вашему мнению, должны ли некоммерческие организации обладать правом выпуска эмиссионных ценных бумаг? Какие из известных вам некоммерческих организаций обладают правом выпуска эмиссионных ценных бумаг?

31. Вправе ли российские эмитенты осуществлять размещение ценных бумаг за рубежом? Предусмотрены ли действующим законодательством РФ ограничения указанного права?

32. Какие основания классификации эмитентов вы знаете?

33. Какие эмитенты относятся к исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления?

34. В чем состоит правовая природа эмиссии?

35. Приведите мнения современных исследователей по вопросу юридической сущности процесса эмиссии. Соответствуют ли они определению, содержащемуся в Законе о рынке ценных бумаг?

36. Чем различаются эмиссия ценных бумаг и размещение ценных бумаг?

37. Каковы основные цели эмиссии?

38. Являются ли синонимами понятия IPO (первичное публичное размещение) и эмиссия ценных бумаг?

39. Каковы цели и мотивы выхода компаний на публичный рынок?

40. Из каких этапов по действующему российскому законодательству состоит процедура эмиссии? Каковы отличительные особенности реализации отдельных этапов эмиссии ценных бумаг?

41. В чем отличие общего и специального порядка процедуры эмиссии ценных бумаг?

42. Поясните, какие органы юридических лиц и при каких условиях вправе принимать решение о размещении ценных бумаг и об утверждении решения об их выпуске.

43. Какую роль играет проспект ценных бумаг для процесса эмиссии? В каких случаях эмиссия ценных бумаг сопровождается обязательной регистрацией их проспекта?

44. В каких случаях не требуется государственная регистрация выпуска ценных бумаг до их выпуска?

45. Дайте определение понятий "листинг" и" публичное обращение".

46. Каковы основные цели эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг?

47. В чем заключается специфика эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг?

48. Каковы особенности процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг?

49. Выделите специфические черты процедуры эмиссии биржевых облигаций, а также российских депозитарных расписок.

50. Каковы основания приостановления эмиссии ценных бумаг? В чем их сходство и различия с основаниями для признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся?

51. Выделите критерии отнесения акционерного общества к публичным. В чем цель закрепления в законодательстве деления обществ на публичные и непубличные?

Задания по комментированию норм права

1. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг":

Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Прокомментируйте указанную выше норму.

2. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 2 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг":

Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета.

Прокомментируйте указанную выше норму.

Задачи

1. В Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва было подано заявление от ПАО "Романтик" (г. Рязань) с целью государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных акций. К заявлению прилагался необходимый для регистрации выпуска перечень документов. В процессе изучения документов специалистами Банка России были установлены следующие обстоятельства:

1) согласно уставу акционерного общества Совет директоров вправе утвердить решение о выпуске ценных бумаг только квалифицированным большинством голосов (3/4 от присутствующих на заседании членов). Однако, исходя из представленного в Банк России протокола заседания Совета директоров, указанное решение было принято простым большинством голосов;

2) решение о дополнительном выпуске акций было утверждено Советом директоров акционерного общества через семь месяцев после принятия общим собранием акционеров решения о размещении акций (принятие решения об увеличении уставного капитала).

Какое решение должно быть принято Банком России: об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ПАО "Романтик" или о приостановлении эмиссии акций?

Является ли какое-нибудь из указанных выше обстоятельств основанием для приостановления государственной регистрации дополнительного выпуска акций?

Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарии к ст. 15.17 КОАП РФ

1. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ ст. 15.17 КоАП РФ изложена в новой редакции. Целью данной статьи является обеспечение соблюдения процедуры выпуска ценных бумаг. В комментируемой статье подчеркивается необходимость строгого соблюдения федеральных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру эмиссии (выпуска) ценных бумаг.

2. В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

3. Ценные бумаги являются важнейшим способом мобилизации свободных денежных средств для развития экономики. Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются: акция, т.е. эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации; облигация, т.е. эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца либо на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости, либо на получение иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт; чеки, т.е. ценные бумаги, содержащие письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму; вексель, т.е. ценная бумага, удостоверяющая обязательство по наступлении предусмотренного векселем срока уплатить держателю векселя определенную сумму. В современной российской практике используются и другие виды ценных бумаг (депозитарный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент и др.).

4. Эмитентами ценных бумаг являются юридические лица, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (см. ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.)).

5. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" определил последовательность действий по размещению эмиссионных ценных бумаг. Основным документом, регулирующим процедуру эмиссии ценных бумаг, являются Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (БНА ФОИВ. 2007. N 25).

Указанный Стандарт устанавливает формы обращений по вопросам о государственной регистрации выпусков и проспектов ценных бумаг, формы принятия решений о выпусках ценных бумаг, регламентирует этапы эмиссии, порядок принятия и утверждения решений о выпусках ценных бумаг, правила государственной регистрации выпусков и процедуру размещения ценных бумаг, порядок государственной регистрации отчетов об итогах выпусков ценных бумаг и представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

Нарушение эмитентом указанного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг представляет объективную сторону состава комментируемого административного правонарушения.

6. Объектом указанного состава правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эмиссии ценных бумаг.

7. Субъектом комментируемого правонарушения могут быть как должностные лица, так и юридические лица, а также совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники коммерческих и некоммерческих организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Наиболее многочисленные группы эмитентов составляют акционерные общества, а также другие хозяйствующие субъекты вне зависимости от организационно-правовой формы.

8. Что касается государственных ценных бумаг РФ, то их эмитентом выступает Министерство финансов РФ, его генеральным агентом по размещению и обслуживанию выпусков - Банк России. Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг регламентируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также утвержденными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг (см., например, Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 433 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле").

9. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела о комментируемом правонарушении рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47). По данной категории дел предусмотрена возможность проведения административного расследования (ст. 28.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

11. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг РФ заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством РФ о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, влекут уголовную ответственность для виновных физических лиц по ст. 185 УК РФ, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий один миллион рублей. Если же ущерб от указанных деяний не превышает одного миллиона рублей, то за их совершение к виновным должностным лицам применяется административная ответственность по комментируемой статье.

Положения настоящего пункта не распространяются на кредитные организации, а также на некредитные финансовые организации, решение о государственной регистрации которых в соответствии с федеральными законами должно приниматься Банком России.

1) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и установленных процентов и прав, возникающих из обеспечения, предоставляемого по таким облигациям;

2) централизованный учет прав на облигации осуществляется центральным депозитарием;

3) выплата номинальной стоимости и установленных процентов по облигациям осуществляется только денежными средствами.

4. Коммерческими облигациями не могут быть облигации с залоговым обеспечением. Биржевыми облигациями с залоговым обеспечением могут быть только облигации с ипотечным покрытием, предусмотренные Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах". Биржа вправе регистрировать все выпуски облигаций, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия, в том числе размещаемых путем закрытой подписки, если облигации хотя бы одного из таких выпусков размещаются путем открытой подписки и допускаются биржей к организованным торгам.

4.1. Биржа вправе регистрировать выпуски облигаций, предназначенных для квалифицированных инвесторов, если такие облигации допускаются биржей к организованным торгам, за исключением субординированных облигаций кредитных организаций и облигаций, предусмотренных статьями 27.1-1 и 27.5-7 настоящего Федерального закона.

5. Центральный депозитарий или биржа вправе устанавливать дополнительные требования к коммерческим облигациям или биржевым облигациям и (или) к их эмитентам.

7. Коммерческие облигации могут размещаться только путем закрытой подписки, если соблюдается хотя бы одно из условий, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 6 пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.

Коммерческие облигации могут быть допущены к организованным торгам в процессе их обращения при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 27.6 настоящего Федерального закона.

10. Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, может быть заключен только с регистратором, который утвержден решением об учреждении акционерного общества, а договор о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличного акционерного общества, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, - только с регистратором, который осуществляет ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг этого акционерного общества. Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, заключается всеми учредителями акционерного общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании акционерного общества или в решении о его учреждении. По обязательствам из указанного договора, возникшим до государственной регистрации акционерного общества, все его учредители несут солидарную ответственность. После государственной регистрации акционерного общества стороной такого договора становится указанное акционерное общество.

Если это предусмотрено договором о регистрации выпуска (выпусков) акций, лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа регистратора, осуществившего регистрацию выпуска (выпусков) акций акционерного общества, может без доверенности быть заявителем при государственной регистрации акционерного общества как юридического лица.

11. Регистрирующие организации обязаны в срок и в порядке, которые предусмотрены нормативными актами Банка России, уведомлять Банк России:

1) о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его регистрации;

2) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

3) о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг, а также о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся по решению регистрирующей организации.

13. Регистрирующие организации обязаны хранить документы, связанные с регистрацией ими выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг. Перечень таких документов, сроки и порядок их хранения определяются нормативными актами Банка России.

14. В случае аннулирования у регистратора лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра договор с регистратором, на основании которого осуществляется регистрация выпуска (выпусков) и (или) дополнительного выпуска (дополнительных выпусков) акций, прекращается с даты аннулирования такой лицензии.

15. В случае нарушения регистрирующей организацией требований, установленных настоящим Федеральным законом для регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, Банк России вправе на срок до одного года запретить регистрирующей организации регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрацию проспектов ценных бумаг.


Обновление нормативных правовых актов Банка России направлено на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг и порядка раскрытия информации, а также приближает российское финансовое регулирование к международным стандартам.

Ниже мы излагаем основные изменения, внесенные в эти два Положения.

Упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг

У эмитентов теперь появилась возможность выбора: осуществлять ли им регистрацию проспекта ценных бумаг или вместо этого предоставить Банку России уведомление о его составлении. Такое право предоставлено эмитентам, удовлетворяющим следующим условиям:

• эмитент создан не менее трех лет назад;

• в отношении эмитента не введена процедура банкротства;

• в течение трех последних завершенных отчетных лет эмитент разместил ценные бумаги не менее трех выпусков;

• проспект ценных бумаг не составлен в отношении ценных бумаг субординированного облигационного займа;

• Банк России не направлял эмитенту в течение трех последних завершенных отчетных лет предписание устранить нарушения, связанные, в частности, с порядком или сроком раскрытия информации из проспекта ценных бумаг; и

• уполномоченное лицо эмитента, подписавшее проспект ценных бумаг, в течение трех последних отчетных лет не привлекалось к уголовной ответственности за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации или утверждение проспекта ценных бумаг, содержащего такую информацию.

Изменения коснулись также и процедуры эмиссии ценных бумаг при учреждении акционерного общества. Положением о стандартах эмиссии предусматривается, что эмитент должен сначала зарегистрировать выпуск ценных бумаг, подать документы на регистрацию акционерного общества и только после этого предоставить Банку России отчет об итогах выпуска для его регистрации. Ранее эмитент обязан был осуществлять регистрацию выпуска ценных бумаг одновременно с отчетом об итогах выпуска после регистрации акционерного общества.

Кроме того, у акционеров непубличного акционерного общества появилось право установить иной порядок осуществления преимущественного права путем заключения корпоративного договора, сторонами которого являются все акционеры. Такое акционерное соглашение также влияет на порядок и условия размещения акций, предусмотренные решением об их размещении, поскольку согласно Положению о стандартах эмиссии порядок и условия размещения должны соответствовать такому акционерному соглашению.

Положением о стандартах эмиссии также расширен список лиц, имеющих право подписывать эмиссионные документы: помимо генерального директора, право подписывать эмиссионные документы также появилось у представителя по доверенности – и предусмотрена возможность электронного документооборота в рамках процедуры эмиссии.

Нововведения в отношении раскрытия информации

Положение о раскрытии информации предусматривает сокращение перечня существенных фактов, которые требуют раскрытия. Например, эмитентам больше не придется раскрывать информацию о направлении заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с их реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией. При этом вводятся новые существенные факты. Эмитентам, например, необходимо будет раскрывать сведения о совершении имеющей для них существенное значение подконтрольной организацией сделки с заинтересованностью.

Раскрытие информации в форме отчета эмитента и списка аффилированных лиц должно будет осуществляться каждые шесть месяцев (на данный момент это необходимо делать на ежеквартальной основе).

Изменяются требования к содержанию отчета эмитента и списка аффилированных лиц. В отчете необходимо будет представить такие финансовые показатели, как EBITDA и ROE, что не требовалось в соответствии с действующим положением. Также изменяется методика подсчета некоторых финансовых показателей. Таким образом, раскрываемые в отчете эмитента данные являются более приближенными к тем, которые предусмотрены МСФО.

Если информация об аффилированных лицах изменилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом, то теперь такие изменения должны указываться в списке аффилированных лиц.

Наконец, меняются правила о раскрытии финансовой отчетности (в том числе консолидированной): ее текст вместе с аудиторским заключением достаточно будет опубликовать на странице в Интернете, без включения соответствующих сведений в отчет эмитента. Помимо этого, вводится круг лиц, которые могут не раскрывать информацию в данной форме (например, эмитенты, являющиеся субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи).

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Владимиром Зениным, Елизаветой Раковой или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Авторы



В подготовке статьи также принимали участие юристы CMS Russia Виктория Щерба и Степан Грицай.

Ценные бумаги могут выпускаться в обращение исполнительными органами государственной и муниципальной власти, и любыми коммерческими структурами, как мелкими акционерными обществами, так и крупными корпорациями.

Суть понятия

Эмитенты ценных бумаг – это организации, выпускающие их в свободное обращение. Эмитенты являются основными участниками организованного рынка. Рассмотрим это понятие на примере банка. Когда банку нужно привлечь финансирование, он выпускает облигации. Если цель банка заключается в увеличении собственного капитала, будет проведена эмиссия акций. Банк может выпустить и другие виды активов, к примеру, векселя.


Выпускаться в обращение могут помимо ценных бумаг (облигаций, акций, депозитарных расписок) и денег, дебетовые (кредитные) карты и дорожные чеки.

Эмитент не только выпускает бумаги, но и соблюдает обязательства по правам, которые предоставляют эти активы. Простыми словами, если эмитент что-то пообещал, он обязательно должен выполнить обещание. Классическим примером может служить выпуск облигаций. Государством или компанией выпускаются долговые бумаги. Купившие их фактически становятся кредиторами эмитента и могут рассчитывать на вознаграждение в виде купонного дохода.

Причём не имеет значение способ приобретения бумаги – продал ли их непосредственно эмитент или прежний держатель. Компания, которая выпустила облигации в обращение, выполняет обязательства перед нынешними владельцами долговых активов. Эмиссионные ценные бумаги обладают рядом признаков:

  • Их необходимо регистрировать в органах госконтроля;
  • Размещаются партиями в заранее установленном количестве;
  • Все активы одного выпуска наделяются одинаковыми правами;
  • Деятельность эмитента является полностью прозрачной (финансовая информация о компании общедоступна).

Кто может быть эмитентом

Физические лица или индивидуальные предприниматели ценные бумаги выпускать не могут. Эмитентами подобных активов могут выступать:

Надёжными эмитентами предлагается меньшая доходность, находящаяся на уровне банковских ставок. Чем меньше надёжность эмитента, тем больший купонный доход он предлагает как премию за риск.

Если рассматривать акции, самыми надёжными эмитентами являются компании, которые находятся в первом котировальном списке Московской биржи и входят в её индекс. Компании с меньшей надёжностью находятся во втором и третьем эшелоне. Самыми ненадёжными считаются компании, которые не вышли на IPO и предлагают свои активы напрямую (к примеру, молодые стартапы).

Эмиссия ценных бумаг может осуществляться только юридическими лицами, имеющими разрешение на это, и могут быть:

  • Частными предприятиями;
  • Предприятиями, находящимися в государственной собственности;
  • Государственными или местными органами самоуправления.

Эмитентами облигаций могут быть все вышеперечисленные юридические лица, а выпускать акции и опционы имеют право только акционерные общества. Эмитенты могут различаться:

  1. Формой собственности.
  2. Направлением деятельности.
  3. Территориальным расположением.

Особенности процедуры эмиссии

Эмитент ценных бумаг является субъектом экономических отношений и имеет права и обязанности. После эмиссии компания контролирует процесс продажи активов и обеспечивает условия, оговариваемые при приобретении ценных бумаг. У эмитента есть определённые права: компания уполномочена действовать на рынке, получать доход и осуществлять собственную деятельность, соответствующую законодательству.

Эмитент обязан зарегистрировать первый выпуск в государственном органе, а также каждый последующий. Для этого многие обращаются к услугам андеррайтеров, выступающих профессиональными посредниками. Они проводят регистрацию эмиссии и размещают активы на фондовых биржах. Ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций и акций. Эмитентами акций выступают АО. Акции дают право владельцу право на часть собственности компании и право участия в управлении.

Эмиссия может быть закрытой, когда акции реализуются определённому кругу лиц, и открытой. При открытой эмиссии акции продаются через фондовые биржи или по открытой подписке, акции могут быть приобретены любым желающим. Доходность акций имеет прямую зависимость от итогов работы компании, обычно на дивиденды направляется 25% дохода предприятия. Эмиссии облигаций используются как средство привлечения займа. Доходность облигаций не имеет зависимость от результатов деятельности эмитента, в качестве вознаграждения выплачивается определённая процентная ставка.

Для того, чтобы коммерческие компании имели возможность реализовывать свои ценные бумаги по выгодной стоимости или размещать их на торговых площадках, они должны соответствовать некоторым требованиям: юридическому статусу, уровню доходности, величине уставного фонда и другим показателям. Компании, реализующие свои активы через солидные фондовые биржи, приобретают дополнительную солидность, что подтверждает их успешную деятельность.

Эмитенты ценных бумаг в России являются крупными компаниями. После эмиссии и появления в открытой продаже, купля/продажа активов осуществляется в соответствии с курсом, формируемым спросом и предложением. Главный критерий, влияющий на курсовую стоимость – финансовое состояние эмитента. Если дела предприятия ведутся успешно, курс стоимости акций и облигаций растёт.

Сведения, предоставляемые эмитентами

В соответствии с российским законодательством, установлены определённые правила предоставления сведений о ведении деятельности юридическим лицом, выпускающим ценные бумаги. Компания должна регулярно и доступно предоставлять сведения о финансовом положении. Если эмитент находится в котировальных перечнях фондового рынка, он обязан представить полную информацию о своей деятельности.

Российским законодательством установлено, что эмитент должен раскрыть следующие сведения: бухгалтерские и годовые отчёты, перечень аффилированных лиц, и данные, которые влияют на котировку ценных бумаг. Кроме того, компания должна представить отчёты и решение об эмиссии. Когда государственные органы, акционеры или аудиторы подают запрос на получение сведений, предприятие обязано их предоставить.

Данные о выпуске государственных акций и облигаций могут предоставляться в разной форме. Раскрытие информации определяется законодательно и зависит от объёмов эмиссии и видов запросов. Обязательные сведения для раскрытия опубликовываются в СМИ, интернете, новостях и разных изданиях. Если фирме дорога собственная репутация, выпуск ценных бумаг будет способствовать укреплению соответствующего имиджа.

Несомненный плюс, когда эмитент добровольно подробно раскрывает информацию о финансовом положении и бухгалтерской отчётности. Когда публичная компания демонстрирует открытость и информационную прозрачность, это способствует успешному размещению ценных бумаг.

Типы эмитентов

Ценные бумаги отечественных эмитентов классифицируются на несколько видов. Это помогает инвесторам правильно выбрать наиболее подходящий вариант и своевременно купить или продать облигации и акции. Самые часто встречающиеся эмитенты:

Видео по теме:

Формы эмиссии

Существует несколько форм эмиссии ценных бумаг:

  1. Эмиссионная и неэмиссионная. Эмиссионный – это выпуск облигаций и акций, который разрешил уполномоченный регулирующий орган. Такие бумаги необходимо регистрировать в государственных органах. Неэмиссионный – выпуск депозитных сертификатов, векселей, производных ценных бумаг. Согласование и государственная регистрация в этом случае не предусматривается.
  2. Бездокументарная и документарная. Документарные активы характеризуются бумажной формой: переводные и простые векселя, сертификаты. Бездокументарные не имеют бумажного носителя, это запись на счетах депо.
  3. Предъявительская и именная. При именной сведения о собственнике заносятся в реестр государственного регистратора. Предъявительская не требует указывать владельца, реестра держателей нет.
  4. Открытая и закрытая. Открытая (публичная) характеризуется публичной офертой для любого потенциального инвестора. Закрытая (приватная, частная) реализует активы только определённым возможным инвесторам.

Цели эмиссии ценных бумаг

Компании выпускают ценные бумаги для получения финансовой выгоды. Кроме этого у эмиссии есть и другие цели:

Читайте также: