Охотник на енотов имеет такое же право на управление государством как человек окончивший гарвард

Обновлено: 16.05.2024

За свою 64-летнюю карьеру адвокат Генрих Падва представлял интересы крупнейших российских и международных компаний, членов правительства, предпринимателей, актеров и ученых. Среди его клиентов Михаил Ходорковский, Анатолий Сердюков, Павел Бородин, семьи Андрея Сахарова и Владимира Высоцкого, а также криминальный авторитет Япончик. Один из самых уважаемых представителей адвокатского сообщества, Падва не мыслит жизни без работы.

Почему вы стали адвокатом?

В свое время мне попался томик с речами выдающихся российских адвокатов. Я был совершенно потрясен: для меня это было нечто новое и интересное. Мне очень понравилась форма их выступления. И у меня появилась мечта — чуть ли не в школьные годы — выступать в суде в защиту униженных, оскорбленных и несправедливо привлеченных к уголовной ответственности. Эта мечта привела меня в Юридический институт, в который я поступил с желанием стать именно адвокатом.

Если бы вы не стали адвокатом, какая профессия могла бы вас увлечь?

Я все равно стал бы адвокатом.

Какие качества необходимы хорошему адвокату?

В первую очередь надо быть человеком — со всеми его достоинствами и недостатками. Нужно любить свою профессию, быть ей преданным. Надо быть работящим и разносторонне развитым — знать и любить литературу, музыку, живопись.

Почему это важно?

Потому что это жизнь. Нужно понимать ее явления, сложности, чтобы уметь анализировать, сопоставлять факты и события. Одна из задач адвоката — критически оценивать доказательства по любому делу. Это по силам только обогащенному знаниями человеку.

Каким темпераментом должен обладать адвокат?

В адвокатуре есть, грубо говоря, две линии. Одна — судебный адвокат. Он должен обладать артистическим темпераментом и красноречием, уметь преподнести свою мысль, убедить в правильности своей позиции. Этот талант особенно нужен адвокатам по уголовным и общегражданским делам. Другая линия — корпоративный адвокат. Ему такие умения не нужны; наоборот, ораторский талант ему иногда даже вредит, а не помогает.

Большинство арбитражных судей не выносят красноречивых адвокатских речей. Это сухие люди — им дело давай! Адвокат должен это понимать и быть — по своему темпераменту, знаниям — примерно таким же, как арбитражный судья.

Вы занимаетесь разными делами, а значит, должны следовать обеим линиям. Как вы с этим справляетесь?

Жизнь заставила. Я начал работать в Погорелом Городище (районном центре Калининской, ныне Тверской области) — вел дела, о которых сейчас адвокаты даже не догадываются, например, о разделе колхозного или крестьянского двора. Я сталкивался с жизнью, о которой адвокаты, работавшие в крупных городах, ничего не знали. И если у них формировался, скорее, артистический темперамент, то я вынужден был стать универсалом. В один день я, например, выступал в суде по уголовному делу — пытался все свои знания, умения, опыт, пыл вложить в речь, чтобы доказать суду правильность своей позиции, — а в другой день шел на льнозавод и рылся в бумажках по спору завода с поставщиком. Я должен был уметь делать все: я был единственным адвокатом во всем Погорелом Городище. В Москве таких универсалов почти не было: там работало достаточное количество адвокатов, и они могли выбирать специализацию: кто-то занимался только уголовными делами, кто-то даже только автодорожными и так далее.

Что такое культура вообще? Это знание того, что можно, а что нельзя. Например, если вы приходите на похороны и начинаете петь частушки и плясать — это бескультурье. А правовая культура — это понимание, иногда даже интуитивное, того, что можно и что нельзя с точки зрения закона. Уважение к чужой собственности, к праву на жизнь, к половой свободе женщины, к чужому мнению — это все элементы правовой культуры. Ее нужно воспитывать с детства.

Как вы решаете, за какие дела браться?

Вы говорите, что берете бесплатные дела. В каких случаях?

Я когда-то неосторожно это сказал, и ко мне посыпались клиенты с просьбой взять их дело бесплатно. Иногда — очень редко — я соглашаюсь, если это что-то безумно интересное и важное для меня с профессиональной точки зрения. Но это не правило, а исключение, потому что мне надо на что-то жить, содержать семью.

А в каких случаях вы можете отказаться от дела?

Можете ли вы отказаться от дела, если вам по какой-то причине не нравится клиент?

Я помню дело, когда мне пришлось защищать мужчину, совершившего насильственные действия над семимесячной девочкой. Как вы думаете, мог я ему сочувствовать, сопереживать? Но я должен был его защищать — и я его защищал.

А кто знает, защитил или нет? Какова доля моего труда в приговоре? Если моего подзащитного расстреляли, значит, точно не защитил. А если хотя бы не расстреляли, то, может быть, и защитил.

У меня было дело в Твери — тогда все, начиная с государственного обвинителя и кончая прохожими на улице, требовали смертной казни моей подзащитной. Она убила жену своего любовника. Все мужья говорили: еще не хватало, чтобы моя любовница приходила ко мне домой и убивала мою жену! Жены возмущались: как это, мало того что мне муж изменяет, так он еще дает возможность своей любовнице прийти и убить меня! Любовницы кричали: мы терпим, а она, видишь, какая нашлась! Весь город на дыбы вставал: стрелять, стрелять! А я просил только одного: сохранить ей жизнь. Суд ее не расстрелял. Защитил я ее или нет?

Вашим подзащитным когда-нибудь выносили смертный приговор?

Это мне открыло глаза на многое, в том числе на то, что один и тот же факт можно трактовать по-разному.

Как вы относитесь к смертной казни?

Резко отрицательно. Мы даже сами себя не имеем права убивать — самоубийство осуждается религией. А уж на чужую жизнь кто нам дал право?! Если человек представляет опасность, изолируйте его навечно.

Я точно знаю, что чем больше смертей, в том числе случаев смертной казни, тем выше уровень жестокости в обществе. Понимание того, что, оказывается, можно убивать, развязывает людям руки.

Я уж не говорю о таких страшных вещах, как судебная ошибка. Я-то знаю, сколько невиновных осуждено к смертной казни и убито. Знаете, за счет чего существуют серийные убийцы? За счет того, что осуждают невиновных. Ведь если убийцу осудят после первого случая, не будет серийного убийства. А если после 25-го — значит, 25 раз осуждали невиновных.

Некоторые считают, что осудить невиновного и освободить виновного — одинаково плохо. Нет! Оправдать убийцу — страшный грех правосудия: виновный остается на свободе, представляет опасность для людей, может превратиться в серийного убийцу. Это недопустимо. Но что такое осудить невиновного? В этом случае виновный тоже оказывается оправданным: он так же остается на свободе да еще и хохочет над всеми нами. В этом случае, по существу, происходит двойная ошибка: виновный оказывается на свободе, а невинный за что-то страдает. А вы представьте себе, что этот невинный — ваш папа, брат, муж, друг!

И главное — это необратимо. Если невиновного сажают на 10 лет — это страшно, но он в конце концов вернется домой. А тут все — нет больше человека, и его смерть уже ничем не искупить. Как потом смотреть в глаза его детям?

Исход дела во многом зависит от красноречия адвоката. Готовите ли вы свои речи?

Не то слово! Сегодня я писал отчет для клиента, в котором нужно было указать, сколько времени я трачу на его дело каждый день. Я стал думать: три часа? пять? восемь? На самом деле на каждое дело тратишь 24 часа в сутки. Едешь в машине — и думаешь об этом деле. Разговариваешь с кем-то — думаешь еще и о деле. Своих клиентов мы защищаем круглосуточно. Так же мы готовим и речи.

Учились ли вы выступать на публике или это умение пришло с опытом?

Немного учился. Когда я готовился к адвокатуре, то понял, что стесняюсь публично выступать, тем более перед огромным залом, — а ведь без этого в моем деле не обойтись. И я решил тренироваться. Я прочел, например, что один из великих говорил с камнями во рту, чтобы выработать дикцию, — и последовал его примеру. Я стал участвовать в самодеятельности, в конкурсах чтецов, читал Маяковского с эстрады.

Вы часто говорите, что ваша работа привела к изменению судебной практики по многим вопросам. Каким образом?

Я, например, способствовал отмене смертной казни: обратился в Конституционный суд, и он признал ее неконституционной. С тех пор смертной казни у нас нет. Я содействовал отмене уголовной ответственности за мужеложство: защищал обвиняемых и в ряде случаев добивался их оправдания. Благодаря делам, которые я проводил, менялась кое-какая практика по взяткам.

Как за время вашей профессиональной деятельности изменилась работа адвоката?

Формально адвокат стал более уважаемым, получил больше прав. А по существу, к сожалению, мало чего меняется. У нас как был обвинительный уклон в судопроизводстве, так и остался.

Что мешает сегодня адвокатам?

Все, что мешает жизни людей вообще. Взяточничество, некомпетентность, нежелание работать, чрезмерная жестокость, отсутствие правовой культуры, правовой нигилизм.

Одна из серьезных проблем, препятствующих развитию предпринимательства в нашей стране, — уголовное преследование бизнеса. Как, по-вашему, с ней можно бороться?

Это огромная, страшная проблема. Ее породила советская власть, которая не понимала, что такое капитализм, частная собственность, конкуренция, хозяйствование и т. д.

Чтобы с этим бороться, надо всю систему поставить с головы на ноги. У нас любят теоретизировать — а надо не рассуждать, а идти от конкретного человека, от конкретного дела. Если бы суды каждый раз выносили справедливые решения, все зло было бы побеждено. А у нас издают прекрасные постановления Верховного суда, Пленумов Верховного суда; президент, премьер-министр, генеральный прокурор заявляют, что надо бороться. А как только доходит до конкретного дела, все происходит наоборот, хоть ты тресни.

Вы сталкиваетесь с таким количеством беззакония и несправедливости. Не опускаются ли у вас руки?

Вы что, хотите, чтобы я застрелился? Не буду, я еще поживу. Хотя, конечно, я плохо на это реагирую, нервничаю. И со временем все хуже и хуже, начинает болеть сердце. Но руки у меня не опускаются — наоборот, все больше чешутся.

Планируете ли вы отойти от дел и оставить работу?

Скажите, планируют ли люди свою смерть? Я буду работать до конца. Я представляю себе жизнь без этой работы и понимаю, что она будет плохой. Даже сейчас, когда я иду в отпуск, начинаю тосковать и мучаться.

Первый обладатель стипендии Нурлана Каппарова о сложностях обучения в мультикультурной среде, новом отношении к здоровью и конкуренции на глобальном рынке.

Выпускник Гарварда Асет Абдуалиев — об отборе в университет, преимуществах очного обучения и стипендии имени Нурлана Каппарова

Фотография: предоставлены героем

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

— Асет, что побудило тебя подать документы в Гарвард и Стэнфорд? Только ли потому, что это престижно?

Я давно планировал получить образование в области государственного и бизнес-управления. Если Гарвард известен своей программой по госуправлению, то Стэнфорд — бизнес-менеджментом. На момент подачи документов, а это был 2016 год, у меня уже имелся 10-летний менеджерский опыт, который, кстати говоря, был наработан по наитию. Мне хотелось перейти на новый уровень и стать конкурентоспособным не только в Казахстане, но и на международном уровне.

Зачем повторять ошибки других людей, когда вы можете всему у них заранее научиться?

Асет абдуалиев

— Расскажи о том, как ты готовился к поступлению. Ведь сам процесс подготовки достаточно сложный. Что требуется от кандидатов на стадии подготовки?

Да, это не простая задача. Просто так за одну ночь собрать все документы не получится. У вас должны быть сертификаты GRE или GMAT, TOEFL или IELTS. Как правило, к ним нужно готовиться. Например, подготовка к GMAT, с перерывами, у меня заняла полгода. К тому времени у меня был неплохой уровень английского, но надо было все равно отшлифовать знания. К моменту подачи у меня уже были на руках сертификаты GMATи IELTS, но к ним я тоже упорно готовился. Это первое.

Во-вторых, вам нужно написать качественное эссе, в котором вы объясняете, почему решили поступать в Гарвард или Стэнфорд. Люди в приемных комиссиях этих вузов прекрасно понимают, что большинство подает из-за престижного имени и репутации вуза. Из-за этого им важно понять, что на самом деле движет вами и мотивирует. В эссе вы должны прекрасно изложить и рассказать, почему вы подходите и чем важна учеба именно на этой программе.

Многие казахстанцы часто спрашивают о том, как поступить в эти вузы. В ответ я им задаю вопрос о том, почему они хотят учиться именно там.

Сначала нужно разобраться в себе.

Без этого вы не сможете убедить комиссию в том, что вы — та самая кандидатура, которую обязательно надо брать к себе на программу.

В-третьих, очень многое зависит от рекомендательных писем. Как правило, у нас в Казахстане эти письма никто не читает, а в комиссии им уделяют большое значение.

Не надо думать, что вы решите вопрос с письмами, получив письмо от министра или другого высокопоставленного чиновника. Для комиссии не важна должность рекомендателя. Гораздо важнее, чтобы письмо было написано от человека, который работал с вами бок о бок довольно длительное время, чтобы он смог рассказать, в каких нестандартных ситуациях он с вами оказывался и как вы себя повели.

Конечно, если вы долгое время работали с министром, то его письмо будет уместным, но если вам кто-то по-свойски написал письмо, не взаимодействуя напрямую с вами по работе, люди из комиссии сразу это поймут.

Другой немаловажный аспект — служение обществу (community service). Университеты не хотят принимать бездушных профессионалов, посвящающих себя только карьере. Очень важно, чтобы человек активно принимал участие в социальной жизни, помогал людям и вкладывал силы в развитие общества. Важно показать, что помимо вашего личного развития и благосостояния, вас беспокоят общественные проблемы.

Вы должны показать, что вас интересует не только карьера.

Асет абдуалиев

— Асет, не тяжело было уезжать из Казахстана? У тебя была хорошая работа и статус. Никто не говорил тебе, что ты поступаешь неправильно и тебе надо еще раз подумать над действиями?

Мир очень быстро меняется, и сегодня, чтобы быть впереди, необходимо постоянно обновлять знания и совершенствовать навыки. Так вы останетесь конкурентоспособным.

Я окончил магистратуру в Великобритании в 2007 году по программе Чивнинг. С тех пор много чего изменилось, и я посчитал правильным, что наступило хорошее время для получения образования, тем более пока я молод и мобилен.

— Понятно. Как инсайдер расскажи нам, что такого особенного в Гарварде?

Также важно учиться взаимодействовать в мультикультурной среде. Со мной учились представители Северной, Латинской Америки, Африки, Европы и Азии. К каждому из них нужен особый подход. А выработать правильный и чувствительный стиль общения, не имея опыта коммуникации с иностранцами, просто так не получится. В ходе взаимодействия с другими студентами Гарварда, ты начинаешь подмечать важные моменты, знание которых позволяет тебе не обидеть собеседника, проявлять эмпатию и настроить на положительный разговор.

И последнее, это ресурсы, среда и возможности, которые дает Гарвард. В Кембридже и Бостоне расположились знаменитые интеллектуальные центры и компании. Здесь особенная атмосфера с высокой концентрацией мозгов. Это очень крутая возможность познакомиться с очень умными людьми, которые делают прорывные и нестандартные вещи. От многих из них зависит прогресс в промышленности, медиа, политике, экологии, науке, технологиях и искусстве.

Асет абдуалиев

— Что ты испытывал при этом как казахстанец?

Получение именной стипендии крупного казахстанского политического деятеля и бизнесмена Нурлана Каппарова стало большим для меня событием. Она в большей степени предопределила мой успех в Гарварде.

Особенность стипендии в том, что она выдается самим университетом. Она не учреждена какой-либо компанией или правительством. Эту стипендию могут получить студенты из стран Центральной Азии. Я стал первым счастливчиком, кому удалось получить её. Благодаря стипендии я смог покрыть оплату за обучение и мне каждый месяц выдавались деньги на проживание.

До поездки в США со мной встретились друзья и члены семьи Каппарова, чтобы морально поддержать и поделиться полезными советами. Когда я приехал в Гарвард, со мной сразу же встретились друзья и бывшие наставники Нурлана Джамбуловича.

Известный американский ученый, экс-советник министра обороны при президентстве Рейгана и экс-заместитель министра обороны при Клинтоне, первый декан John F. Kennedy School of Government Грэм Эллисон (Graham Allison) тоже был в числе лиц, лично познакомившихся со мной. Он считает Нурлана Каппарова одним из своих лучших учеников. Во время учебы в Гарварде он постоянно оказывал мне поддержку.

Асет абдуалиев

Все эти знакомства и теплый прием положительно сказались на отношении профессоров ко мне. Но надо понимать, что это большая ответственность. Мне хотелось показать, что я достоин этого.

Как один из лучших студентов я получил награду за вклад в развитие моей программы и Гарвардской школы госуправления. Помимо учебы я подрабатывал помощником преподавателя, то есть был сотрудником университета. В конце учебного года среди всех учащихся проводилось голосование, в результате которого я стал одним из лучших ассистентов курса (course assistant) и получил награду от декана Школы.

— А с какими сложностями ты столкнулся во время учебы в Гарварде? Какие выводы для себя сделал?

Мне было немного сложно налаживать общение с представителями других суб-культур, культур и стран. Иногда трудно доносить свою точку зрения емко и понятно. Когда среди ваших одногруппников есть люди с разными бэкграундами, политическими взглядами и позициями, всё гораздо сложнее. Такой группой управлять сложно, но если вы сможете этого добиться, имеющееся многообразие будет работать на вас, помогая вырабатывать креативные решения.

— Скажи, а стал ли ты еще более уверенным в себе после окончания Гарварда?

У нас бытует мнение, что американцы, европейцы или японцы лучше и умнее нас. На мой взгляд, в интеллектуальном плане мы ничем не отличаемся от представителей других наций. Казахстанцы, не надо бояться конкурировать с остальным миром! Все зависит от нас самих, многое в наших руках.

Ошибочно полагать, что окончив Гарвард или Стэнфорд, вам откроются все двери мира. Наоборот, будет еще сложнее. Почему? Учеба в таких университетах выводит тебя на новый уровень конкуренции. Вы не конкурируете внутри одной страны, а пытаетесь что-то из себя представлять на глобальном рынке.

— А есть ли существенные различия между студентами Гарварда и Стэнфорда?

Особой разницы между ними нет. Оба университета находятся примерно на одном уровне престижности. Но есть некоторые различия между Школой госуправления Гарварда и Бизнес-школой Стэнфорда. Все-таки в Kennedy School поступают много идейных людей, которые, к примеру, выступают за права женщин в Мьянме, озабочены экологическими проблемами в Индонезии или где-либо еще. Эти люди занимаются одной большой темой и продвигают ее на локальном и международном уровнях.

В Стэнфорде тебе дают знания, которые применимы на рынке. Это аккаунтинг, финансы, искусство ведения деловых переговоров, оценка деятельности компаний, стратегии вывода вашего бизнеса на IPO и навыки предпринимательства. Со мной учатся банкиры, бизнесмены и финансисты. Если в Стэнфорде всего 4-5 человек были на госслужбе, то в Школе Кеннеди в основном все работали на государство или гражданское общество. Я рад тому, что получилось углубить познания в вопросах устойчивого развития и государственного администрирования, но и тому, что появилась возможность улучшить свои навыки в бизнесе.

— Асет, у тебя была стипендия в Гарварде. В Стэнфорде ты сам платишь за свое обучение?

Со Стэнфордом мне тоже повезло. Я получил стипендию от Университета и взял образовательный кредит. Здесь с этим проблем нет. Если вы поступили в топовую бизнес-школу, то ряд банков готов дать кредит без залога и поручительства.

Асет абдуалиев

—Что тебе тяжелее всего давалось в Стэнфорде?

— Я учился на юриста в Евразийском национальным университете и степень магистра у меня тоже по юриспруденции из Университета Данди, Великобритания. После окончания учебы я пошел работать на госслужбу и не часто сталкивался со статистическими расчетами, моделями и уравнениями. Конечно, мы работали с данными, но это были готовые отчеты и нам не приходилось делать вычисления самостоятельно. Я не работал в качестве аудитора или финансиста и, попав в Стэнфорд, мне пришлось учиться и вспоминать многие вещи, полученные еще в турецком лицее.

В Гарварде мы в обязательном порядке проходили статистику и микроэкономику. Курсы были предназначены для тех, кто не работал близко с вычислениями. А в Стэнфорде нам сразу же начали давать продвинутые и сложные вещи, в том числе анализ больших данных. Тут не дают времени на раскачку — сразу вышмат и эконометрика.

Поэтому мне приходилось в срочном порядке доучиваться, смотреть видео и разные туториалы. Хорошо, что у нас очень дружная группа, в которой есть финансисты, инвестбанкиры, математики и студенты с PhD. Они отозвались и специально для нас стали проводить дополнительные уроки. Есть среди нас и экономисты, которые объясняли всевозможные модели и теории.

— После Стэнфорда и Гарварда изменилось ли твое отношение к питанию, здоровью и отдыху?

Да, я поменял свои взгляды на некоторые вещи. Я подсчитал количество калорий, которые ежедневно потребляю и ужаснулся. Стандартный казахстанский завтрак, обед или ужин состоит из 3-4 тысяч калорий. Я начал обращать внимание на то, чем питаюсь. Например, я перестал есть сладкое по вечерам. Теперь я ем салаты или суп. Стараюсь есть больше зелени. Вечером у меня легкий ужин, бассейн и спортзал. В то же время я понимаю, что могу делать еще больше. Мои одногруппники встают в 5-6 утра и бегают. Они берут с собой спортивную экипировку в поездки и командировки. Всегда находят время для спорта и удивляются, когда ты не бегаешь или не ходишь на фитнес. Многие из студентов занимаются йогой, борьбой, плаванием, всевозможными зимними видами спорта. Нужно постоянно следить за собой, и не потому, что все так делают, а потому, что это помогает вам быть в тонусе и не болеть лишний раз.

Асет абдуалиев
Асет абдуалиев

— Асет, каковы твои дальнейшие планы после окончания Стэнфорда? Чем бы ты хотел заниматься?

— Асет, напоследок дай несколько советов молодому поколению казахстанцев.

Молодость и традиции

история гарвардского университета

Где находится Гарвардский университет?

как поступить в гарвардский университет

Расположение известного вуза иногда вызывает путаницу. Великий университет находится на территории городка под названием Кембридж, который нужно отличать от британского университета с таким же именем.

Городок, приютивший Гарвард, входит в состав большого города-конгломерата Бостон в штате Массачусетс. Место это является достаточно дорогим для жизни, да и ставки налогов здесь – одни из самых высоких в США. Впрочем, это - не препятствие для тысяч желающих учиться в самом престижном учебном заведении Америки.

Организация и структуры в составе Гарварда

Всего в университете есть 11 отделений, имеющих право давать дипломы и присуждать степени. Своеобразной Меккой для будущих топ-менеджеров является школа бизнеса этой Alma Mater, в ней можно получить свидетельство, которое обозначается тремя заветными буквами – MBA. Другой интересной организацией является школа продолжающих обучение. Здесь можно учиться вечером и онлайн, а можно даже получать зачеты в независимом режиме и переносить их в другие учебные заведения. Многие студенты пробуют свои силы и мотивацию к изучению определенной программы (это стоит 1200-2100 долларов за курс), а потом уже переходят на полноценное дневное обучение в Гарвардский университет. Факультеты также включают в себя прославленную школу медицины, отделение для будущих учителей и преподавателей, школу дизайна, факультет естественных и гуманитарных наук. Да, это единый факультет, кстати, самый большой по количеству студентов, состоит из Гарвард-колледжа ( отделение для студентов, желающих получить степень бакалавра, остальные части структуры изначально предназначены для обучения магистров и факультета продолжающих обучение) и факультета для продолжающих.

гарвардский университет сша

От сессии до сессии живут преподы весело

О деньгах

Гарвард, безусловно, - один из самых богатых американских ВУЗов. Вклад в

бюджет гарвардского университета

финансовое благополучие вносят не только дети состоятельных родителей, но и частные пожертвования высокопоставленных людей, и помощь выпускников. Вообще институт выпускников (Alumni) в США развит очень сильно, такие личности являются ориентирами для молодежи. Студенты Гарвардского университета очень интересуются ими и ищут общества этих людей. Впрочем, это неудивительно – ведь за всю свою историю Гарвард был Alma Mater для более чем 40 нобелевских лауреатов.

А поскольку университет – просто магнит для талантов, то и результаты обучения впечатляют. Конечно, свой вклад вносит и хорошее развитие образовательных технологий, и уровень преподавателей. Бюджет Гарвардского университета – более 9 млрд долларов в год; неудивительно, что это учебное заведение может себе многое позволить.

Цена разнообразия

В 2013 году само обучение стоило 39000 долларов в год, но вместе с комнатой и питанием, медицинской страховкой – более 56000. А если учесть и дополнительные расходы (до 65000), становится ясно, что Гарвард могут себе позволить далеко не самые бедные студенты. Руководство осознает, что это очень дорого. И учреждение лишает себя множества талантливых студентов, чьи родители просто не могут выложить такую сумму. К тому же, в США считается, что присутствие обучающихся из разных экономических слоев обеспечивает более напряженную и интересную жизнь. Люди из семей неодинакового дохода имеют разный жизненный опыт. А выпускники из небогатых семей имеют больше шансов в дальнейшем успешно бороться с бедностью. Для студентов из бедных семей есть летние школы и ориентационные занятия. Впрочем, студент из США может получить заем или участвовать в программе финансовой помощи. Иностранцам такой возможности обычно не предоставляют. Исключение – некоторые именные стипендии, но их несколько на весь Гарвард.

история гарвардского университета

Граждане США могут воспользоваться сниженной ценой или вовсе не возмещать стоимость обучения в Гарвардском университете. Есть два подхода к снижению оплаты – финансовая помощь в связи с бедностью и финансовая помощь как поощрение за академические достижения. Талантливым студентам, только поступающим в этот ВУЗ, охотно открывают кредит банки, так как диплом Гарварда - это гарантия хороших заработков. Конечно, не каждый справится с нагрузкой, поэтому стандарты очень высоки уже на входе, чтобы защитить тех, кто неспособен жить в ритме упомянутого университета.

Студенты тоже не грустят от сессии до сессии

Объемы и ценность знаний

Не стоит очаровываться хваленой демократичностью общения. Вы можете называть профессора по имени, уважать его или любить, но вот его уважение можно завоевать только посредством серьезной работы. Задание прочитать большую книгу за два дня и помнить мелкие детали – это норма для Гарварда, а не исключение. Конечно, современные технологии позволяют университету преподносить информацию и с помощью видео, но основную массу знаний студенты получают самостоятельно.

студенты гарвардского университета

Обычно на лекциях преподаватель не диктует под запись, существует практика неполных конспектов – у студентов есть часть нужного материала в специальных методичках в конспективной форме, но от них требуется внимательно слушать на лекции и дополнять.

Но это касается не всех факультетов. В школе бизнеса лекций почти нет, в них в основном разбираются конкретные случаи – кейсы. То есть это обучение сильно приближено к повседневной практике бизнеса, и выпускник должен принять правильное решение. Неудивительно, что гордые обладатели MBA от Гарварда ценятся на вес золота и отлично оплачиваются. Причем ученые выяснили, что не имеет значение, каким был средний балл: и посредственный студент, и отличник, сумевшие окончить университет, имеют очень близкие заработки. Впрочем, такая тенденция присуща всем ВУЗам, не только Гарварду. Как же стать студентом этой знаменитой Alma Mater? Для поступающих на первую и вторую ступень высшего образования существуют разные требования.

Для старшей возрастной группы

Как поступить в Гарвардский университет выпускнику другого ВУЗа? Вообще прославленное заведение создано, в первую очередь, для людей, уже получивших степень бакалавра. Большинство студентов продолжают здесь свое обучение. Как их принимают? У каждого отделения свои правила. Чаще всего желающим здесь учиться приходится сдать международный тест GRE, продемонстрировать высокий средний балл из первого ВУЗа, а также предоставить 2-3 рекомендательных письма от преподавателей. Кроме того, зарубежным студентам важно доказать, что они платежеспособны. Можно и получить кредит, но в США это трудно. Легче всего в этой ситуации тем людям, которые уже показали серьезные результаты, добившись этого с помощью первого образования. Таким банк охотнее предоставит кредит. В Европе ситуация благоприятнее (в смысле кредитов для иностранцев). Чтобы стать студентом Гарварда, надо быть или гениальным, или богатым, а еще лучше - сочетать оба качества.

Младшим абитуриентам

ученые гарвардского университета

И быт не заедает

Общежития довольно-таки комфортны, и все же одиночный номер получить почти невозможно. Большинство гарвардцев живут вдвоем в одной просторной комнате с общим санузлом. На одном этаже обычно проживает всего 20-40 студентов, которым есть что рассказать друг другу.

гарвардский университет

Конечно, красивые фото людей разной национальности, весело беседующих друг с другом, - постановочные. Но вот то, что здесь можно познакомиться с гражданами разных стран, – правда. И люди эти будут очень реализованными и яркими – это тоже правда. Гарвард предоставляет своим студентам возможность оставаться в форме и чувствовать себя привлекательными, ведь на кампусе очень много разных возможностей заниматься спортом - на любой вкус, даже самый взыскательный.

Гарвард – это школа серьезной жизни. Очень многие, поступившие благодаря пожертвованиям родителей, не могут учиться в сердце академической культуры США. Потому что не у каждого на это хватит… здоровья. Проблемы с деньгами обычно легче решить, чем с нехваткой навыков обучения и самоконтроля. Множество соблазнов Бостона рядом не способствуют полной концентрации на учебе. Впрочем, многие гарвардцы справляются. И живут весело круглый год, а не только лишь от сессии до сессии.

10 каверзных вопросов, которые задают в Гарварде поступающим

Эти вопросы только кажутся простыми. Они выявляют способность ясно мыслить и рефлексировать.

Каждый год более 2 тысяч высокомотивированных людей проходят собеседование для поступления на престижную программу МВА в Гарвардской школе бизнеса. Неотъемлемая часть процесса поступления – 30-минутная беседа с представителем приемной комиссии, в ходе которой последний пытается определить, сможет ли потенциальный кандидат стать настоящим лидером и достоин ли он стать частью закрытого клуба выпускников Гарварда.

Эти встречи проходят в очень интенсивном формате, вопросы интервьюер задает быстро и яростно, без особых комментариев и пояснений, как будто не хочет терять ни одной секунды из этих 30 минут.

Почти всегда среди этих скучных и рутинных фраз есть несколько непредсказуемых вопросов, которые могут застать человека врасплох. Они созданы для того, чтобы легко вывести кандидата из игры. Их цель – сузить выборку из 2000 респондентов примерно в два раза.

Сотрудники Harbus, университетской газеты для студентов Гарварда, собрали самые неожиданные и нестандартные вопросов, которые можно услышать, проходя собеседование в бизнес-школе. Нынешние студенты, которые уже успешно прошли этот этап жизни, поделились своими советами, как лучше подойти к ответам.

Публикуем топ-10 самых трудных вопросов.

1. Объясните мне, над чем вы работаете, как будто я восьмилетний ребенок

Этот вопрос определяет способность человека объяснить суть своей работы очень простым языком. Воспринимайте вопрос буквально, но не говорите с интервьюером свысока. Способность передавать сложную информацию непрофессионалам, которые могут не разделять ваше понимание предмета, является очень важным деловым навыком. Умные и яркие метафоры могут добавить изюминки вашему ответу.

2. Опишите, что вам следует начать делать; что больше, а что меньше

Этот вопрос заставляет вас взглянуть на себя со стороны и провести критическую самооценку. Можете ли вы найти области для своих улучшений и начать действовать? При ответе на этот вопрос на первый план выходят самосознание и умение здраво рассуждать. Гарвард ищет тех, кто знает, что они еще не все поняли, и тех, кто готов стремиться к чему-то новому, чего еще не знает.

3. В чем вы никогда не сможете добиться успеха и быть так же хороши, как другие?

4. Какие два лучших совета, которые вам давали? Почему вы так считаете?

Собеседник хочет узнать, как другие люди повлияли на вас и почему. Отвечая на этот вопрос, было бы разумно взять что-то из ваших двух разных сфер – деловой и личной жизни, деловой и академической жизни, или из лидерства и общественной жизни. Мыслите шире, не надо сосредотачиваться только на профессиональных советах. Вместо этого сфокусируйтесь на росте, независимо от того, где и откуда он может произойти. Расскажите, как вы воспользовались этим советом? Какой результат принес этот совет? Помните, что речь идет о ваших умениях уметь слушать и учиться.

5. Чем вы хотели бы запомниться?

Этот вопрос сводится к тому, какое наследие вы хотите оставить в этом мире. Не попадайтесь в ловушку, говоря то, что, по-вашему, хочет услышать собеседник. Будьте честны и расскажите о том, во что действительно верите. Интервьюер спрашивает это не для того, чтобы судить о ваших карьерных целях, стремлениях, критериях успеха. Только вы сами можете это сделать. Но вам необходимо показать ваше умение ясно обозначать свои цели.

6. Каково ваше определение лидера? Как вы вписываетесь в него?

Хотя существует множество различных способов определения лидерства, цель этого вопроса – проверить вашу способность сначала сформулировать некоторые из наиболее важных аспектов, а затем установить соответствующие связи между вашим определением и собственными характеристиками и действиями. Другими словами (и это важно) ответить –считаете ли вы себя лидером? Если вы сами не видите в себе лидера, то другим разглядеть его в вас будет еще труднее.

7. Как вы принимаете важные решения?

8. Как ваши родители описали бы вас 12-летнего?

Хороший ответ на этот вопрос должен демонстрировать самосознание и умение конструктивно рефлексировать. Вы, конечно, можете кратко упомянуть, как вы изменились с тех пор, но основное внимание необходимо сосредоточить на возрасте, указанном в вопросе. Лучшим ответом на вопросы саморефлексивного типа будет признать по крайней мере один недостаток и вытекающую из него возможность улучшения, а также то, как он мог способствовать вашему успеху в подростковом и взрослом возрасте. Никто не совершенен, и уж точно не в возрасте двенадцати лет.

9. О чем я никогда бы не догадался, даже прочитав вашу заявку на поступление?

Используйте этот вопрос, чтобы выйти за рамки деловых и профессиональных достижений и расскажите собеседнику о том, что вас действительно волнует. Попробуйте вспомнить, о чем хотели, но не смогли написать в заявке. Подумайте, какое качество может сделать вас интересным и ценным однокурсником.

10. Что, по-вашему, мне следует запомнить о вас?

А какой самый непростой вопрос задавали на собеседовании вам? Расскажите в комментариях!

Анна Куделя

Валерий Сьянов из Днепра после окончания вуза два года работал в Украине, а в 2010 году эмигрировал в Америку. Имея специальность международного журналиста, парень решил переквалифицироваться и грызть гранит науки в сфере менеджмента. Он закончил курсы при Иллинойсском университете, но на этом не остановился и поступил в Гарвард, который закончил в этом году.

О том, в чем преимущество дистанционного обучения, какие известные люди встретились на его пути и почему не стоит пользоваться шпаргалками - в его эксклюзивном интервью для OBOZREVATEL.

Выбор учебного заведения

Получив высшее образование в ДНУ им. Олеся Гончара, могу сказать, что образование в Украине очень достойное. Хотя было бы неплохо развить направление повышения квалификации и последипломного образования. Ведь обучение - это процесс постоянный и нельзя просто дипломироваться и оставаться в тренде на годы вперёд. Необходимо получать правильные знания из правильных источников.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Сразу по приезду в Штаты, я понял это и закончил курсы менеджмента в Иллинойском университете. Надо было развиваться дальше и в 2016 году я поступил в Гарвард. Это высшее учебное заведение номер один в мире, так что выбор был не сложный. Очень сильная программа по маркетингу и, самое главное, в Гарварде предлагают возможность виртуального обучения. Это было важно для меня, так как университет находится в Бостоне, а я живу в Чикаго.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Это все индивидуально и зависит от многих факторов: программы, количества классов в течении семестра, которые берешь одновременно, живешь ли ты в кампусе, твои успехи в учебе или их отсутствие, покупаешь ли ты книги или арендуешь их (стоимость одного учебника могла иногда превышать 500$), занятость на работе. Разбег в длительности обучения - 2-4 года. В стоимости - от 14 до 55 тысяч долларов.

Процесс виртуального обучения является наиболее удобным и продуктивным, так как не обязательно находиться на территории кампуса, чтобы посещать лекции. Ты можешь ехать в электричке, автобусе, такси или находиться дома и слушать лекцию, и так же в комфортном для тебя месте сдавать экзамены.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Используются одни из лучших программ и приложений для лекций и тестирования, которые позволяют максимально продуктивно пройти обучение. Например, во время лекции я мог одновременно видеть всех учащихся, преподавателя и слайды с лекционными материалами, делать аннотации или заметки, переписываться со студентами.

Каждый профессор имел свой стиль обучения и использования этих технологий, но всегда было общее правило - активное участие в учебном процессе обязательно! Необходимо было участвовать в дискуссиях, обсуждениях, а также в групповых проектах.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Профессора Гарварда являются не просто преподавателями, но и высококвалифицированными профессионалами в своих сферах деятельности. Например, профессор, которая вела курс брендинга, в своё время занимала пост вице-президента в компании National Geographic. Профессор международного маркетинга возглавлял различные маркетинговые проекты в таких компаниях, как Airbus и Unilever. Эти люди обладают невероятным количеством знаний и опыта, которыми с удовольствием делятся во время лекций.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Польза обучения проявляется не только в технических и профессиональных навыках, но и в общении с людьми, которых я встречал. Это топ-менеджеры, директора таких компаний, как Amazon, Twitter, Red Bull, NASA, Lego, T-Mobile, а также политики и олимпийские чемпионы. Возможность просто иметь с ними контакт в конечном итоге становится очень важной.

История украинца, который окончил Гарвард: как поступить и сколько это стоит

Отдельного внимания заслуживает процесс тестирования, который, пожалуй, был более строгий, чем в привычном классе. В большинстве случаев использовался сервис Proctorio, который отслеживает движение твоих глаз и головы через камеру компьютера и посторонние звуки и шум через встроенный микрофон. Так что, шпаргалки и подсказки теряют свою ценность. Не встречал ни одного человека, который умудрился обмануть эту систему.

В моей организации знали о том, что я учусь. По окончании поздравил даже CEO компании. Статистика Гарварда говорит, что в 60% случаев после выпуска из университета тебя ожидает повышение или новая работа. Рекрутеры посылали мне предложения еще до окончания обучения. Ну и еще интересная статистика: Гарвардский университет занимает первое место в стране по числу миллиардеров среди выпускников. Теперь осталось проверить на деле!

Читайте также: