Не хочу быть гражданином россии что делать

Обновлено: 12.05.2024

Трудовые мигранты востребованы во многих сферах малого бизнеса: от курьерских служб до ресторанов высокой кухни. Иностранцев ценят за высокую квалификацию, а в некоторых случаях — за более низкие требования к зарплате. Но за неправильное трудоустройство зарубежного специалиста государство может оштрафовать. Рассказываем, как оформить иностранца на работу и не потерять деньги.

Три варианта устроить иностранца на работу

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Трудоустройство иностранных граждан в России регулируют четыре основных закона:

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Работа по патенту

Некоторым иностранцам для трудоустройства нужно предоставить патент. Это документ, который даёт право работать в России. Оформляет его МВД на срок до 12 месяцев. Получить патент могут иностранцы, которым не требуется виза для въезда в Россию. Это жители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Македонии, ЮАР, Перу, Аргентины и других стран из списка на Консульском информационном портале.


Как получить патент

Чтобы получить патент, иностранец должен соблюсти следующие условия:

На оформление патента даётся месяц с момента въезда в страну. За это время потребуется:

  • Подтвердить знания русского языка, истории и законодательства России. Пройти экзамен можно в одном из 13 утверждённых институтов и университетов, например в Московском государственном университете или Санкт-Петербургском государственном университете либо в партнёрских организациях вузов.
  • Пройти медосмотр.
  • Сдать отпечатки пальцев.
  • Оплатить подоходный налог (НДФЛ) за один месяц действия патента.
  • Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС) на весь период работы в России или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Подготовить пакет документов: заявление на выдачу патента, удостоверение личности и его нотариально заверенный перевод, миграционную карту, медицинский полис, результаты медкомиссии и экзаменов, фотографии. Все документы направляются в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или МФЦ.

Если иностранный гражданин подаёт заявку с опозданием (позже чем через 30 дней после въезда в страну), он дополнительно направляет в МВД квитанцию об оплате штрафа — 10–15 тысяч ₽.

Патент выдаётся в течение десяти рабочих дней. После этого у иностранца есть два месяца, чтобы заключить трудовой договор с работодателем и передать его копию в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД. Это можно сделать лично либо заказным письмом.

Трудоустройство иностранца по разрешению на работу

Сложнее всего нанять иностранцев, если им для въезда в Россию нужна виза — например, граждан США, Германии, Франции. В этом случае процедура предполагает следующие три шага.

Шаг 1.

Компания получает разрешение на наём сотрудника-иностранца. Его выдает территориальный отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России.

Чтобы получить разрешение, работодателю нужно:

  • составить заявление, указав в нём информацию об иностранце, которого планируется трудоустроить;
  • оплатить госпошлину с расчётного счёта компании или ИП. Она составляет 10 тысяч ₽ за каждого иностранца;
  • подать заявление и квитанцию в миграционную службу МВД. Это можно сделать лично, по почте или через сайт Госуслуг.

Заявление рассматривается месяц.

Шаг 2.

Компания получает приглашение для иностранного сотрудника. Для этого нужно предоставить в МВД следующие документы:

  • ходатайство по форме, утверждённой приказом МВД России;
  • копию паспорта будущего работника;
  • гарантийные письма, где работодатель обязуется предоставить иностранному сотруднику материальное, медицинское и жилищное обеспечение;
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 ₽.

МВД рассматривает документы 20 дней и после этого выдаёт компании приглашение для иностранного сотрудника. С ним иностранец может оформить визу в консульстве РФ за рубежом.

Шаг 3.

По прибытии в Россию сотрудник получает разрешение на работу в МВД. Оно выдаётся на срок до трёх лет. Для этого соискатель должен подать в МВД следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Приказом МВД №637 от 14.08.2017;
  • медсправку об отсутствии у иностранца ВИЧ и инфекционных заболеваний;
  • фото соискателя и копию его паспорта.

Потребуется также оплатить госпошлину — 3500 ₽. Заявку рассмотрят за 15 рабочих дней.

Шаг 4.

После этого компания может заключить со специалистом трудовой договор.

Памятка

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным сотрудником.

1. Общие документы для всех иностранных сотрудников

    по месту пребывания;
  • ИНН — его можно получить в районном отделении налоговой по паспорту и временной регистрации,
  • медицинский полис или договор на обслуживание с медицинской организацией — его заключает работодатель,
  • СНИЛС — если у сотрудника его нет, то оформляет работодатель.

2. Различающиеся документы, которые зависят от гражданства сотрудника

Договор составляется на русском языке, но его можно продублировать на родном языке работника.

За что компания может получить штраф

Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте должны совпадать. Иначе в МВД расценят несоответствие как нелегальный наём человека на работу. Размер штрафа за такое нарушение достигает 1 миллиона ₽.

Патент и разрешение на работу действуют только в одном регионе — для работы, например, и в Москве, и в Московской области придётся оформлять документы дважды.

Заявление Бориса Ельцина

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории: наступает 2000 год, новый век, новое тысячелетие.

Мы все примеряли эту дату на себя, прикидывали – сначала в детстве, потом повзрослев – сколько нам будет в 2000 году, а сколько нашей маме, а сколько нашим детям. Казалось когда‑то: так далеко этот необыкновенный Новый год. Вот этот день и настал.

Дорогие друзья, дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все: сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России.

Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

Я много раз слышал: Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст. Это – вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг, что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы – в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти – власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение: я ухожу, ухожу раньше положенного срока.

Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми умными, сильными, энергичными людьми. А мы – те, кто стоит у власти уже многие годы, – мы должны уйти.

Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое – Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать, зачем ждать еще полгода? Нет, это не по мне, не по моему характеру!

Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать чуть больше личных своих слов, чем говорю обычно. Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, – оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил: казалось, одним рывком – и все одолеем.

Одним рывком не получилось. В чем‑то я оказался слишком наивным. Где‑то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясение.

Но я хочу, чтобы вы знали – я никогда этого не говорил, сегодня мне важно вам это сказать: боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания – что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось легче и лучше. Не было у меня более важной задачи.

Я ухожу, я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение – поколение тех, кто может сделать больше и лучше.

В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал Указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства. А через три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы Президента.

Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года.

Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили счастье, вы заслужили счастье и спокойствие.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

В Государственную думу внесён проект закона, упрощающего получение гражданства России для многих. Теперь главное, чтобы гражданами становились те, кто нужен России. А не "все, кроме русских".

Беспаспортный бродяга не нужен никому

Начнём с простой и правдивой истории. Вот парень по имени Владислав, профессиональный спортивный тренер и хороший человек. Он работает в России нелегально, хотя и по специальности. Он получает неплохую зарплату, но только наличными. Устроиться на работу, как делают все нормальные люди, для него – большая проблема. Дело в том, что русский парень Владислав – мигрант.

Но он – мигрант не из одной из стран, бывших республик СССР, входящих в ЕАЭС. Он не из Казахстана, не из Белоруссии, не из Армении или Киргизии. Он даже не из одной из стран СНГ, откуда приезжают к нам миллионные толпы строительных рабочих и дворников. Не из Таджикистана, Узбекистана. Он не потомственный торговец из Азербайджана.

Ему надо кормить семью – и делать это, работая в Подмосковье, много проще, чем оставаясь на малой родине. Он не один такой. Он – один из сотен тысяч. И проблема у него, можно сказать, типичная. Паспорт незалежной Украины у него просрочен. Очередь на получение паспорта Донецкой народной республики – очень длинная. В большинстве отделений даты выдачи по электронной очереди расписаны до 2023 года. По "живой" – кое-где можно получить за пару месяцев, но при условии перекличек через день, а участвовать в них из Подмосковья проблематично.

Без паспорта ДНР получить русский паспорт Владислав не может. И официально работать в России он не может. Беспаспортный бродяга получается.

А трудолюбивые мигранты совершенно необходимы

Не стали, хотя Россия привлекает на свою территорию миллионы мигрантов, сотни тысяч из которых очень хотят и вполне могут становиться гражданами России. Мигрантов, которые, по совершенно официальным данным, несут ответственность за ухудшение криминогенной ситуации практически везде, где массово работают – или теряют работу, но не уезжают.

По данным МВД, до начала эпидемии коронавируса в России ежегодно находилось от 9 до 11 миллионов иностранных граждан. Минимальное количество в 2020 году составляло 6 миллионов человек. Только 1,4 миллиона из них имели официально право работать в России – на основании патентов или получив официальное разрешение на работу. Но у каждого из них было больше прав жить и зарабатывать в России, чем у Владислава, который сам виноват в своей беде и с которого мы начали этот разговор. Потому что у него просрочены документы, а у них – нет.

И у многих из них есть гораздо лучшие шансы получить гражданство России. В том числе и у тех, кто едва знает русский язык.

Проект закона, который внесён 29 декабря в Государственную думу и который депутаты уже пообещали рассмотреть без проволочек, предполагает сокращение числа требований при получении гражданства более чем к 20 категориям лиц. Речь идёт, в частности, о:

  • гражданах бывшего СССР и их детях;
  • участниках госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, живущих за рубежом (буксует);
  • людях, близкие родственники которых живут в России и являются её гражданами (весь аул – братья);
  • людях, чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживали на территории Российской империи или СССР (но в пределах государственной границы современной России).

Понятно, что Владиславу из Донбасса новый закон не поможет. Но кто на практике воспользуется льготами, которые даёт новый закон?

Особо тяжкие сограждане

Конечно, хотелось бы думать, что в первую очередь это будут русские люди, которые хотят жить на Родине. Однако есть основания полагать, что новым законом в первую очередь воспользуются мигранты – и как раз те, которых мы уже привыкли опасаться.

Опасаться не без оснований. Можно вспомнить множество историй из разряда криминальной хроники, о которых писал Царьград. А можно обратиться к данным статистики.

Вот, к примеру, в апреле 2021 года в Общественной палате Москвы Дмитрий Сергиенко, начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД по городу Москве сообщал:

Согласно статистике за три первых месяца 2021 года, число преступлений, совершённых иностранными гражданами, увеличилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В абсолютных цифрах это более 2000 преступлений против 1500 в первом квартале прошлого года. При этом число особо тяжких преступлений выросло ещё больше – на 48,7%. В основном эти преступления совершили граждане ближнего зарубежья – это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Совершенно неудивительно, что именно приезжие из этих стран лидируют по количеству преступлений. Ведь их в Москве больше всего – по словам того же Сергиенко, абсолютное большинство мигрантов – 93%, приезжают из безвизовых стран: это Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

Будет также неудивительно, если в дальнейшем именно выходцы из этих стран станут главными выгодополучателями нового закона.

Немножко дёгтя в большую бочку

К счастью, проект закона содержит в себе не только послабления. Есть и некоторые рогатки на пути тех, кто очень хочет стать гражданином России, но не очень России нужен. Например, "концепция нового документа не предполагает предоставления гражданства на основе формальных критериев, не учитывающих реальной связи лица, претендующего на приобретение гражданства, с Российской Федерацией". А ещё законопроект направлен против фиктивных браков, которые заключаются ради гражданства (случай не такой уж редкий). Упрощённое приобретение гражданства при заключении брака предусмотрено "только для случаев наличия в браке общего ребёнка".

Что в законопроекте безусловно хорошо – так это возможность не только получения гражданства России, но и лишения гражданства за ряд тяжких преступлений. Легко можно представить себе вой либеральной общественности – как же, ведь в Конституции указано, что никто не может быть лишён гражданства. Однако речь ведь идёт о тех, кто не родился гражданином России, а получил гражданство – совершенно естественно и правильно, что Россия может не только даровать паспорт, но и отобрать его.

Что с того?

Создаётся впечатление, что новый закон, когда он будет принят, при желании можно использовать на благо русских людей. Но для этого нужно желание. А желание у чиновников совсем иное – привлекать новых мигрантов нужных (если верить птенцам гнезда хуснуллинского) специальностей. Давая им право жить и работать в России не временно, а постоянно, а Фемиде – право лишать этого права "неправильных" новых граждан.

Пряник большой и вкусный, кнут тоже большой и опасный. Всё так. Но станет ли больше в России русских граждан? Это вопрос. Пока вопрос.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Сергей Аксенов

Путинский закон о гражданстве: нелояльных русских вышвырнут из РФ




Согласно тексту законопроекта, российскими гражданами могут быть признаны, в частности, граждане бывшего СССР, которые проживали на территории России на 6 февраля 1992 года или родившиеся здесь до этой даты или имеющие хотя бы одного постоянно проживавшего в России родителя. А также военные, служившие тогда в России.

Процедура упрощенного приема в гражданство будет распространяться на более чем 20 категорий, среди которых соотечественники (граждане бывшего СССР и их дети, участники программы по добровольному переселению), те, у кого в России живут близкие родственники-россияне, потомки тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или СССР (в пределах России).

Также вводится институт прекращения гражданства за экстремизм и терроризм, включая оправдание, пропаганду, финансирование и организацию таких действий. Кроме того, паспорта можно будет лишиться за совершение диверсий, шпионаж и торговлю наркотиками. Правда п. 3 ст. 6 Конституции РФ гласит, что россиянин не может быть лишен своего гражданства.

По мнению адвоката и правозащитника Дмитрия Аграновского, практика лишения российского гражданства юридически небезупречна.

— С одной стороны лишение гражданства за преступления выглядит правильной, уместной мерой. Поскольку она будет применяться не к урожденным гражданам России, а только к тем, кто получил наше гражданство и таким образом презюмировал, обещал, что будет вести себя как нужно, в интересах государства, но не оправдал доверия.

С другой стороны меня смущает наличие в списке преступлений так называемых экстремистов. Я опасаюсь, что положения этого закона могут применяться к политическим активистам. В некоторых случаях даже слишком патриотичных. Как, например, известные пророссийские политические деятели из Латвии Владимир Линдерман и Бенес Айо, которые иногда бывали не в ладах с законом.

Кроме того, если человек получил гражданство, то он принимает на себя права и обязанности, несет ответственность. Но получается, что он неполноценный гражданин, которого можно лишить его паспорта. Однако граждан нельзя делить на сорта. Формально все граждане равны. Сегодня станут лишать паспортов новых граждан, а завтра и урожденных. Да и в УК такая мера не предусмотрена.

Это опасный прецедент. В целом, думаю, что лишение гражданства — излишняя мера.

— Практика произвольного лишения гражданства существовала в СССР. Так поступали с изменниками родины, с теми, кто уезжал на Запад в эмиграцию. Если это делать сейчас, то это возврат к прошлому. Слава богу, что Путин не предлагает лишать гражданства кого угодно. По этому закону лишиться гражданства могут очень немногие. На народ это никак не повлияет.

— А кроме того, это будет работать в отношении граждан России из ДНР, ЛНР. По этому закону российское гражданство у этих людей можно будет отбирать. Возможно, и задним числом тоже. Чтобы Москву не обвинили в разного рода экстремистских поступках на территории Украины. Не исключено, что закладывается механизм в нужный момент превратить эти розданные гражданства в тыкву. Но это, конечно, подрывает статус российского гражданства. Это свойственное в последнее время путинскому режиму размывание ценностей.

— Надо сказать откровенно, что Россия продолжает вымирать. Последние два года цифры удручающие. Да, свою роль сыграл коронавирус, но и общее состояние социальной сферы, экономики оставляет желать лучшего. Поэтому наша огромная территория под угрозой экспансии иностранных государств. Без всякой войны это может происходить медленно, но верно, как это происходит на Дальнем Востоке, в Сибири. Я — не националист, но наша родина, наши границы — это святое.

Поэтому любые законы, которые упрощают порядок получения гражданства России людьми, близкими нам по культуре, менталитету, языку, всеми, кто жил в СССР, их родственниками — это правильные законы. Надо и дальше расширять возможности получения гражданство. Не надо этого бояться. Главное, чтобы человек знал русский язык. Если он имеет родственные связи с россиянами — этого уже достаточно. Россия — многонациональная страна.

Что касается причастности к криминалу, то законопослушность и сейчас проверяется при получении гражданства. Дополнительные заградительные барьеры не нужны. Наоборот, нужно облегчать процедуру. Кстати, этим законопроектом не предполагается давать гражданство России тем, кто инвестирует в экономику (не в спекуляции). Почему бы и им не предоставлять такую возможность, если у них есть желание? В чем тут риски, отчего страхи? Нужно звать всех русскоговорящих людей.

России для нормального развития своей территории нужно как минимум 200 млн человек населения. А у нас всего 140 млн, если верить переписи. А на самом деле может и меньше.

— Надо еще посмотреть на правоприменительную практику. У нас часто довольно неплохие законы превращаются в мучение для граждан. Например, когда моя супруга Анастасия Удальцова, выдвигается на выборы, постоянно встает вопрос о том, как она отказалась от гражданства Украины. Хотя гражданство России она приняла очень давно. Но сейчас на Украине невозможно получить полноценный документ о выходе из ее гражданства. И бюрократия включает все свои возможности и начинает законопослушным патриотам России создавать препятствия, пытается поразить их в правах. От этой практики надо отказываться.

Читайте также: