Может ли главный бухгалтер заверить доверенность

Обновлено: 31.05.2024

3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц

Представим ситуацию, в рамках которой ЕИО (гендир) выдает в соответствии с п.4 ст. 185.1 ГК РФ своему заместителю доверенность в простой письменной форме с полными правами на процессуальное представительство юрлица по ГПК, АПК, КАС и с правом передоверия. Не возникает сомнения в том, что этот заместитель на основании такой доверенности может лично представлять в судах интересы организации. Вопрос заключается в том, в какой форме он вправе передоверить эти полномочия, скажем, штатному юрисконсульту.

Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 187 ГК по общему правилу передоверие должно быть в обязательном порядке нотариально удостоверено. В консультации журнала "Юрист компании" сказано,

Ранее не требовалось нотариального удостоверения доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, лишь в отношении доверенностей на получение заработной платы или иных доходов, вкладов граждан и т.п. Однако после реформы ГК с 2013 года появилось ещё одно прямое исключение и возможность не заверять передоверие в нотариальном порядке, если доверенность в порядке передоверия выдаётся:

  • юридическим лицом
  • руководителем филиала
  • руководителем представительства

С последними двумя категориями проблем не возникает, действует схема:

ЕИО головной организации => руководитель филиала (представительства) => любое иное лицо (вся цепочка оформляется доверенностями в простой письменной форме)

А вот юридическое лицо как доверитель вызывает вопросы.

Итак, если смотреть на норму опять же буквально, то передоверие в простой письменной форме возможно исключительно тогда, когда само юридическое лицо получило искомые полномочия по доверенности. То есть законодатель указал, что ЕИО юрлица вправе давать полномочия по простой письменной доверенности не только от имени этого самого юрлица, но и от имени любых других (третьих) лиц, которые предоставили юрлицу право передоверия. Классический пример - физик или юрик поручает юрфирме ведение его дел в судах, а она уже в порядке передоверия направляет представителя. Или другая ситуация - если роль ЕИО исполняет управляющая организация и уполномочивает своих работников на защиту в суде управляемой организации.

Теперь вернёмся к ситуации, когда передоверие осуществляется со стороны заместителя директора штатному юрисконсульту.

В пользу того, что такая доверенность должна быть заверена нотариально говорит то, что в данной ситуации передоверие осуществляется уже не юридическим лицом, а физическим лицом (работником организации), судебная практика (прямо арбитражные суды - Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 N 11АП-5724/2017 по делу N А55-700/2015, косвенно суды общей юрисдикции при аргументации - "Учитывая, что лицо, выдавшее доверенность в порядке передоверия, является организацией, то требование о нотариальном удостоверении доверенности является необоснованным и противоречащим нормам материального права"), а также то, что в законе напрямую указано, какие именно работники юрлица вправе передоверять в простой письменной форме - руководители филиалов и представительств (вероятно, в силу особого статуса как самих работников, так и соответствующих подразделений). В частности, эскпертная консультация в СПС "Консультант плюс" также содержит вывод о том, что

Если работник организации не относится к перечисленным лицам, то доверенность, выданная им в порядке передоверия, не является исключением, предусмотренным ст. 187 ГК РФ.

Подобную консультацию можно встретить и в доктрине (Сделки, представительство, исковая давность: постатейный комментарий к статьям 153 - 208 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко, С.Л. Будылин и др.; отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2018), и в периодике (см., например: Гринемаер Е.А., Федорова О.С., Катанаева Т.В., Брызгалин А.В., Камерилова Л.Ю., Аверина Л.В., Васянина Е.Л. Из практики гражданско-правового консультирования // Налоги и финансовое право. 2016. N 6. С. 7 - 136.)

В пользу того, что данная доверенность может быть выдана в простой письменной форме говорит то, что заместитель, выдавая доверенность юрисконсульту, фактически, будучи физлицом, действует не от своего имени, а от имени юридического лица, то есть передоверие он осуществляет не как физическое, а как юридическое лицо (его договорный представитель). Равно как и ЕИО, будучи физическим лицом, выдает доверенность своему заместителю, как законный представитель юрлица. Вторым аргументом "за" простую доверенность является то, что законодатель, вводя соответствующее исключение из общего правила, вероятно придерживался логики о том, что бесконтрольное передоверие, оградой от которого и является нотариальная форма, возможно лишь в ситуации с физическими лицами. Юридическое же лицо, как профессиональный участник оборота, изначально имеющий право не пользоваться услугами нотариуса при оформлении представительских полномочий, не обязано это делать и на "вторичном" уровне представительства в рамках передоверия. По этому же пути идет многочисленная практика арбитражных судов (например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2019 N 13АП-1803/2019, 13АП-1805/2019 по делу N А42-4470/2015).

Изначально хотелось написать в аргументации к простой письменной доверенности ещё то, что непоследовательно и нелогично наделять руководителей филиалов правом простого передоверия, а непосредственно подчиненных работников обязывать к нотариальному. Однако логику я всё таки уследил, поэтому отнес этот аргумент к нотариальной форме, ведь ранее п. 20 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 прямо предписывал неободимость нотариального удостоверения доверенностей руководителей филиалов и представительств. Вполне допустимо, что законодатель пошел на некоторое послабление императивного правила в отношении строго очерченного круга лиц. Кроме того, пришло на ум, что ЕИО может выдать доверенность не только работнику организации, но и условному "Васе с улицы", который передоврит непонятно кому. Вероятно, что направленность нормы идет скорее на защиту третьих лиц - законодатель посчитал чрезмерным вменять в обязанностям контрагента конечного представителя (в том числе и суду) проверять цепочку доверенностей для того, чтобы убедиться в его полномочиях и всё же имел ввиду необходимой нотариальную форму удостоверения.

Разумеется, приведенный анализ характерен не только для судебных доверенностей, но и, например, для доверенностей на участие в общих собраниях и на осуществление любых иных юридически значимых действий. Так, например, можно обратиться к ситуации выдачи доверенностей на получение ТМЦ по форме М-2. Такие доверенности от организации вряд ли сможет каждый раз подписывать директор, особенно в организациях с разветвленной структурной сетью. Следовательно, он должен выдать своему заму условно "доверенность на выдачу доверенностей М-2". Тогда получается, что каждая такая конечная доверенность должна нотариально удостоверяться? Очевидно, что это правило невыполнимо.

Подводя итог изложенному, хочется сказать, что норма, на мой взгляд, сформулирована неудачно, особенно учитывая её значимость в развитом хозяственном обороте. Необходима дифференциация относительно порядка передоверия в зависимости от содержания предоставляемых полномочий. Кроме того, одним из возможных вариантов было бы закрепление нотариального заверения не доверенностей выданных от юрлица в порядке передоверия, а именно первичной доверенности, которая такое право передоверия предоставляет. У кого какие мнения?

Что такое право первой подписи — это полномочие визировать документы любого характера от имени организации.

Кто вправе подписывать документы юридического лица

Руководитель представляет интересы общества, в рамках устава без дополнительных согласований подписывает соглашения и совершает сделки. Чтобы определить, нужно ли заверять у нотариуса право подписи на договорах за руководителя, требуется установить форму сделки. Договор требует нотариальной формы — сделка совершается у нотариуса. В остальных случаях, когда нотариальная форма не является обязательной, заверение у нотариуса производится по желанию сторон.

Нюансы в подписании бумаг главным бухгалтером

До внесения изменений в правовые акты в 2014 году обязательность наличия в некоторых бумагах визы главного бухгалтера, как и понимание, что это право второй подписи, были закреплены на законодательном уровне.

В настоящее время определения в законодательстве не предусмотрено. По сути, это визирование некоторых актов еще одним работником, помимо руководителя, — главным бухгалтером. Оно не предоставляется само по себе при назначении на должность главбуха. В приказе указывается, что главный бухгалтер получает полномочия на подписание конкретных бумаг, и это право финансовой подписи в случае его отпуска или болезни временно перейдет другому лицу.

Кому и как передать полномочия по подписанию документов

Специального федерального закона о подписи в документах не принято. Отдельные нормы по различным вопросам, касающимся подписания бумаг и делегирования полномочий, содержатся в разных правовых актах (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Инструкция Банка России №153-И от 30.05.2014 и др.).

Передаются соответствующие полномочия несколькими способами:

  • издание приказа;
  • выдача доверенности;
  • включение положений в учредительные документы.

Издание приказа

Это возможно, если наделяемое полномочиями лицо является сотрудником организации, но не для всех правоотношений этого достаточно. Например, в суде могут потребовать доверенность дополнительно к приказу (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ). В приказе отражаются:

  • дата, номер акта, место и цель издания;
  • Ф. И. О. лица, при наличии — должность в организации;
  • перечень передаваемых полномочий;
  • дата и срок делегирования;
  • заверение уполномоченного лица.

Образец приказа на заключение договоров поставки (шаблон)

Приказ о праве подписи

Доверенность

Это универсальный способ делегировать полномочия. Она выдается как сотруднику, так и любому другому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с компанией, подпись доверенного лица — это чья подпись стоит в документе на основании выданной ему доверенности на совершение оговоренных в ней действий. Доверенность оформляется по нормам Гражданского кодекса РФ (ст. 185–187). Обязательным реквизитом является дата совершения, без ее указания доверенность недействительна.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили доверенности на все случаи жизни. В том числе для передачи права подписи. Используйте бесплатный доступ в систему, чтобы найти и скачать нужные.

Включение положений в устав компании

Это наиболее редкий способ. Подходящий вариант — когда зама наделяют правом первой подписи, так как:

  • он является одним из членов руководящего состава;
  • предполагается, что он будет осуществлять трудовую деятельность на предприятии в течение долгого времени.

Для большинства случаев данный способ не подойдет, поскольку при изменении обстоятельств придется вносить изменения в учредительные документы, а это трудоемкий и небыстрый процесс.

Отдельно рассмотрим, кто имеет право подписи на банковских документах, так как здесь есть особенности. Общее правило: правом обладает тот, кто указан в банковской карточке с образцами (инструкция №153-И).

Кому же и каким образом делегировать такое полномочие, соответствует ли закону утверждение, что право подписи в банковской карточке по доверенности можно передать только сотруднику или работнику?

  1. Подписывает только тот, кто указан в карточке. Например, если в банковской карточке не указан главный бухгалтер, это означает, что на предприятии главный бухгалтер без права подписи банковских документов, это допускается.
  2. В отношении юридического лица допускаются только его сотрудники/работники, за некоторыми исключениями.
  3. Изменения вносятся путем замены имеющейся карточки на новую.
  4. Есть возможность предоставить подписание лицу, не указанному ранее в карточке, на некоторое время, для этого изготавливают к основной временную карточку.

В 2008 году закончила ПГУ по специальности юриспруденция. В 2018 году закончила обучение в ПНИПУ по направлению проектирование городской среды. С 2011 по 2019 год работала юристом в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми.

Екатерина Соловьева

От содержания доверенности на главного бухгалтера для налоговой зависит, сможет ли сотрудник полноценно представить интересы юрлица в ИФНС. Почему иногда данный документ не избавляет, а прибавляет забот руководителю, читайте в публикации.

В каких случаях нужно оформить доверенность на бухгалтера в налоговую

В статье 26 Налогового кодекса говорится, что налогоплательщик может взаимодействовать с ИФНС через законного или уполномоченного представителя.

Уполномоченным представителем признается физическое лицо или организация, которых наделили правами на представление интересов юридического лица через доверенность (ст. 29 НК РФ). То есть к данной категории причисляется и бухгалтер. Таким образом, без доверенности – нотариальной или нет – сотруднику бухгалтерии, взаимодействующему с налоговой, в любом случае не обойтись. И от содержания и оформления документа будет зависеть не только эффективность деятельности сотрудника, но и действия инспекторов в спорных ситуациях, что подтверждается судебной практикой.

Если компания передает бухгалтерию на аутсорсинг 1С-WiseAdvice, наши специалисты помогут в подготовке доверенности.

Мы проследим, чтобы права уполномоченного лица всегда соответствовали фактическим задачам конкретного бизнеса. Взяв на себя взаимодействие с ИФНС, наши эксперты сведут к минимуму как налоговые риски, так и вероятность стратегических промахов в документах.

Нужно учитывать, что возможность бухгалтера выступать от имени компании по доверенности, предполагает, что иногда руководитель будет узнавать о спорных ситуациях в своей компании последним.

Примером того, что доверенность на главного бухгалтера может являться причиной критической для бизнеса неосведомленности первого человека организации, является Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.03.2018 N Ф02-45/2018 по делу № А33-22682/2016. Из него можно узнать, что инспекторы передали извещение о рассмотрении материалов выездной проверки бухгалтеру, действовавшему по доверенности с поддельной подписью гендира, и которого потом вовсе отстранили от должности.

Суд встал на сторону руководителя, а не инспекторов, заявлявших, что они не обязаны проверять подлинность подписи, если на документе есть печать. Выяснилось, что по факту бухгалтер так и не отдал руководству поступивший документ, а тот, следовательно, не смог участвовать в разбирательстве материалов. Таким образом, решение ИФНС признано недействительным.

Подобный пример не единичный, в том числе и потому, что доверенность на бухгалтера далеко не всегда требует участие нотариуса, а значит, оформить ее не так сложно. Согласно п. 1 ст. 185.1 ГК заверять у нотариуса необходимо документ для следующих целей:

  • на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
  • для корректировки сведений, содержащихся в государственных реестрах.

Статья 29 НК РФ также обязывает обращаться к нотариусу ИП, делегирующего полномочия на взаимодействие с ИФНС своему представителю.

Правила оформления доверенности на главного бухгалтера в ИФНС

Итак, в доверенности на представительство интересов в налоговой последовательно указывается:

  • дата и место оформления документа. В соответствии с п. 1 ст. 186 ГК без даты доверенность не имеет силы;
  • кто доверяет выступать от имени организации: полное наименование, ИНН или ОГРН, место нахождения, исполнительный орган;
  • кому дают полномочия: Ф.И.О., должность, паспортные данные доверителя. Если доверенное лицо – организация, то кроме наименования и юрадреса указывают, на каком основании действует руководитель компании;
  • что доверяют поверенному: представлять интересы налогоплательщика в правоотношениях с ИФНС (лучше конкретизировать для какой именно инспекции оформляется документ);
  • права уполномоченного лица. Исходя из конкретных задач представителя, в доверенности следует перечислить все полномочия, которые ему понадобятся во взаимоотношениях с налоговиками, в том числе право подписи;
  • срок действия документа. Если в доверенности не указано, в течение какого периода она будет иметь силу, то, согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ, представлять по ней интересы организации в налоговой можно год;
  • если представитель – юрлицо, логично предусмотреть в документе возможность передоверия полномочий одному из сотрудников компании. Но в случае такого делегирования прав придется обратиться к нотариусу (ст. 187 ГК РФ).

ГК не обязывает доверителя заверять документ печатью. Из статьи 160 ГК РФ следует, что печать является дополнительным требованием, установленным соглашением между сторонами, правовыми актами или законом. К тому же, действующее законодательство не обязывает всех юридических лиц иметь печати.


Кто может подписать документы за руководителя?

П о умолчанию организацию представляет ее исполнительный орган. В большинстве компаний это гендиректор (директор, президент, ректор или др.) 1 , реже наряду с ним руководство текущей деятельностью осуществляется правлением/дирекцией (как коллегиальным исполнительным органом). Более экзотический вариант, который появился в России относительно недавно, – несколько директоров у одной организации. Компетенция исполнительного органа всегда прописывается в уставе организации (или ином учредительном документе), поэтому эту информацию надо искать там.

Бывает и так, что организация передает по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа отдельному управляющему.

Посмотрите распространенные варианты формулировок устава. В Примере 2 мы видим общие фразы, а в Примере 1 права по изданию документов названы более конкретно.

Но один или даже несколько человек не в состоянии вникнуть во все документы и подписывать их от имени организации, поэтому делегирование части полномочий заместителям директора и руководителям подразделений – это распространенная практика. Причем четко оговариваются границы предоставляемых прав подписания документов от имени организации:

Все эти рамки оговариваются индивидуально для каждого случая делегирования полномочий в ряде документов (их состав см. в Таблице 1).

Пример 1. Фрагмент устава ООО



При предоставлении права подписи документов за директора важно понимать, осуществляется ли это на постоянной основе или только на тот период, когда директор отсутствует и физически не может исполнять свои обязанности. От того, является ли замещение временным или постоянным, во многом зависит оформление полномочий и то, как выглядят реквизиты подписи, преамбулы подписываемых договоров и т.п.

Подписывать документы за директора при его наличии

С приказами, которые касаются предоставления права подписи, должны быть ознакомлены все работники, чтобы они были в курсе, кому какие документы передавать на подпись и какие реквизиты и иные сведения следует заранее в них предусмотреть. Нелишним будет информировать сотрудников и о том, на кого и с какими полномочиями выданы доверенности.

Важно, чтобы закрепленные в приказах положения не противоречили условиям ранее заключенных с соответствующими должностными лицами трудовых договоров и/или должностных инструкций/положений о должностях. Если окажется, что в результате такого распределения изменятся трудовые обязанности, то необходимо будет еще до издания приказа оформить соответствующие изменения в эти документы (ст. 60 Трудового кодекса РФ 2 ).

Сюда же можно отнести ситуацию, когда руководитель филиала (представительства, иного обособленного структурного подразделения) имеет постоянное право подписи документов своего подразделения – здесь ограничение устанавливается, как правило, не по времени, а по кругу подписываемых документов.

Конечно, у директора может быть большой соблазн взять и передать все свои полномочия. В том числе вообще человеку, который не является даже работником организации. Однако это может быть для него чревато неприятностями: не только необходимостью возмещения всех убытков, которые в результате таких действий могут быть причинены организации, но и привлечением к субсидиарной ответственности при банкротстве и прочих обстоятельствах. Вот реальная история:

Судебная практика. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 9324/13 по делу № А12-13018/2011

Руководитель организации выдал В-ву Н.В. доверенность с объемом полномочий, фактически равным своим. В отсутствие какого-либо обоснования подобные действия, не обусловленные характером и масштабом хозяйственной деятельности общества, не могут быть признаны разумными, т.е. соответствующими обычной деловой практике.

Подписывать только в период отсутствия директора

Если же речь идет о подписании документов за директора в период, когда его нет на работе по причине нахождения в отпуске, командировке, болезни и пр., то это временное заместительство. В таких ситуациях целесообразно устанавливать срок полномочий не конкретной датой или периодом времени, а путем указания на событие, с которым такие полномочия будут прекращены (выход из отпуска, прибытие из командировки, окончание периода временной нетрудоспособности и пр.), т.к. на практике часто бывает, что предполагаемые изначально даты потом не совпадают с фактическими.

Сразу скажем, что законодательно вопрос замещения руководителя организации так и не был четко урегулирован, на практике возможно несколько вариантов для оформления временного заместительства 3 :

  • штатное замещение;
  • временный перевод на должность директора;
  • совместительство на время отсутствия директора (как внутреннее – когда совместителем по должности директора является работник данной организации, так и внешнее – если директором по совместительству будет работать сторонний человек 4 );
  • исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения от основной работы 5 .

Рассмотрим подробнее эти варианты.

Подобные полномочия прописываются в трудовом договоре. Но часто в него неудобно помещать все нюансы трудовых прав и обязанностей, поэтому они детально прописываются уже в должностной инструкции (либо положении о должности).

Если делегируемые полномочия подразумевают оформление документов, которые покидают родную организацию, то тут также понадобится доверенность для предъявления третьим лицам.

Вариант штатного замещения хорош тем, что он включается автоматически в отсутствие директора, но может работать и в его присутствии (все зависит от формулировок уполномочивающих документов). В случае издания директором приказа о распределении полномочий и предоставлении права подписи, о котором упоминалось выше, в нем также можно сразу отразить и полномочия штатного зама на время отсутствия первого лица организации.

Если при временном переводе меняется должность человека (т.е. он не выполняет одновременно и свою основную работу), то при совместительстве или исполнении обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения от основной работы она у него остается, при этом параллельно на время добавляется вторая должность – директора. Правда, на разных условиях.

Читайте также: