Мнение государственного совета как источник права
Обновлено: 19.05.2024
Указ — вид и название нормативного или индивидуального акта, обычно издаваемого главой государства — (президентом или монархом) — в странах славянских языков.
В других странах используются термины:
-
— Decret (французский);
- Verordnung (немецкий); — в английском языке указ монарха или религиозного деятеля называется Edict, а указ президента — Decree.
В современном английском языке также существует термин Ukase, заимствованный из русского языка и относящийся только к указам на русском языке.
В России указы всегда играли важную роль в системе источников права.
Содержание
Указы до революции октября 1917 года
Устав (указ) [1] — древнейшая исторически сложившаяся форма права Русского государства. Так, уже Русская правда представляет собой кодификацию двух пластов источников права: обычного права Древней Руси и княжеских уставов (указов). В дальнейшем, в XIV — XVII столетиях, указ (указная грамота) продолжает оставаться как важным источником права Русского государства (наряду с собственно законодательными источниками — судебниками, актами Земских соборов), так и правоприменительным актом, представляющим собой царское (великокняжеское) волеизъявление по тому или иному вопросу, требующему оперативного решения. То есть, двоякая функция указов (нормативный акт и акт правоприменения) обозначилась уже тогда.
Периодически указы систематизировались, и их наиболее важные нормативные положения включались в уставные (указные) книги, являющиеся сводами правил по тому или иному ведомству (приказу). Так, известны указные книги Холопьего, Разбойного, Земского, Поместного приказов и т. д. В дальнейшем указные книги стали одним из важнейших источников наиболее полной кодификации русского феодального права — Соборного уложения 1649 г.
Именной Указ Государя Императора издавался в двух случаях: 1) тогда, когда при неединогласии Государственного Совета Император утверждал мнение меньшинства или особое мнение отдельного члена Совета, или же постановлял собственную резолюцию. Наиболее часто постановления последнего рода издавались в царствование Николая I, который при несогласии с мнением большинства утверждал предложение меньшинства преимущественно в тех случаях, когда к нему присоединялся председатель Государственного Совета — в остальных же он как правило постановлял собственные резолюции); 2) Именной указ, данный Правительствующему Сенату — особая форма законодательства, связанная с предшествующей одноименной исторически, но с момента учреждения Государственного Совета обретшая собственное существование. Использовался в тех случаях, когда предписывалось Сенату ввести в действие какое-либо законоположение, а также довольно часто содержал изложение мотивов нововведения. Проекты Именных указов Сенату вносились на рассмотрение Гос. Совета совместно с теми положениями, которые они вводили в силу.
Указы в Советский период
В соответствии с двумя различными возложенными на него функциями Президиум Верховного Совета СССР, соответственно, обладал и двумя различными группами полномочий. С одной стороны, выполняя чисто президентские задачи (награждение, помилование, решение вопросов гражданства и т. д.), он издавал большое количество ненормативных правоприменительных указов… Эти указы, как правило, не нуждались ни в специальном контроле, ни в утверждении их высшим представительным органом власти. Но президиумам, так как они были одновременно постоянно действующими органами верховных советов, которые за исключением чрезвычайных ситуаций собирались на свои сессии не чаще двух раз в год, также приходилось решать и неотложные нормотворческие задачи, непосредственно отнесенные к ведению высших представительных органов, которые тоже оформлялись указами.
По сложившейся практике, прямо в Конституции 1936 г. не закреплённой, некоторые нормативные указы Президиума Верховного Совета СССР, вносящие изменения и дополнения в действующие законы, впоследствии выносились на утверждение сессии Верховного Совета СССР, который принимал специальные законы об их утверждении. Однако далеко не все нормативные указы Президиума Верховного Совета СССР выносились на утверждение Верховного Совета СССР, но применялись непосредственно, без какого-либо утверждения [10] .
Дальнейшее развитие указотворческая деятельность в СССР получила в связи с принятием Конституции СССР 1977 г..
Безусловно посредством указов решались вопросы о внесении изменений и дополнений в действующие законы. Но указами также оформлялись и индивидуально-правовые решения, в частности, о награждении государственными наградами, лишении советского гражданства и т. д.
Таким образом, Конституция СССР 1977 г. (а равно аналогичные ей конституции союзных и автономных республик) сохранила двоякую юридическую природу указа как нормативного и индивидуально-правового акта.
Российская Федерация
Указ Президента России является подзаконным актом. Указы чаще всего имеют нормативный характер, распоряжения — акты индивидуального действия.
В соответствии со статьёй 90 Конституции России Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Указ" в других словарях:
УКАЗ — УКАЗ, а, муж. Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона. Издан (вышел) у. У. президента. У. об амнистии. • Не указ кто кому (прост.) о том, чьи указания, наставления можно не слушать, кто не должен указывать. Он мне не указ. Что … Толковый словарь Ожегова
Указ — Указ. В слове указ при употреблении его в разговорной речи в функции сказуемого с отрицанием не возникает своеобразное значение, которое определяется в толковых словарях так: не может служить основанием, указанием для кого нибудь, чего нибудь (Ты … История слов
указ — См. приказ не указ. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. указ декрет, постановление; эдикт, ордонанс, повеление, наказ, ярлык, приказ, закон, прокламация, распоряжение, акт,… … Словарь синонимов
УКАЗ — в РФ и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом). У. как правило, производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного… … Юридический словарь
УКАЗ — УКАЗ, в ряде стран нормативный акт главы государства (например, президента). Смотри также Закон … Современная энциклопедия
УКАЗ — в ряде стран нормативный акт главы государства … Большой Энциклопедический словарь
УКАЗ — нормативный правовой акт, предусм. атривающий общие правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение, издаваемый Президентом РФ. Индивидуальные У. касаются конкретных отношений, определенных лиц. Некоторые У. носят… … Энциклопедия юриста
указ. — указ. (abbreviation) указательное местоимение Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
§ 104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.
II. О прошениях наград и милостей
§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся 8 комиссию:
1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
§ 106. По всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальств, и заключение комиссии означается в ее журналах.
§ 107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.
§108. Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося несчастия.
§ 109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
§ 110. В случаях, особенное какое-либо уважение заслуживающих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.
III. Проекты
§111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение.
§112. Все прочие проекты, кои комиссия признает уважительными, отсылаются к министрам по их принадлежности.
§113. Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам или комиссиям, для таковых соображений при них учрежденным, и по заключениям таковых комитетов дают надлежащее движение тем из них, кои заслуживают особенное уважение.
3) Государственная канцелярия
I. Предмет учреждения и состав ее
§114. Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.
§115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета и их помощников.
II. Разделение дел
§ 116.По разделению дел в Государственном совете канце-лярия имеет следующие отделения:
1) Военных и морских дел.
2) Дел гражданских и духовных.
3) Государственной экономии.
4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.
5) Особенные поручения.
Примечание. Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, принадлежит к составу государственной канцелярии.
III. Образ производства дел
§117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.
§118. В делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает, чтоб действие Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от решения Сената;
4) теми делами, кои представлены министерскому комитету;
5) наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к разрешению подобных случаев и на будущее время.
Примечание. Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.
§119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено было:
1) Краткая записка, существо его излагающая.
2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях.
3) Решительное заключение министра.
4) Проект постановления, учреждения, указа или общего предписания.
§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.
§121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их помощников, в самих тех департаментах служащих.
§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.
§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется г °сударственному секретарю для удостоверения точности в сведениях его и порядке изложения.
§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписывается государственным секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.
§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и перечень содержания их к председателям департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь таковой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.
§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.
§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в журналах его заседаний.
§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях — государственным секретарем.
§129. Все журналы, по подписании их, поступают к государственному секретарю и представляются им на высочайшее усмотрение.
§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом уже с присоединением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.
§ 131. По высочайшим решениям составляются в государственной канцелярии окончательные исполнения по установленным формам и вносятся государственным секретарем к высочайшему утверждению.
§ 132. Постановления, высочайше утвержденные, предъявляются Совету и вносятся в общий журнал, который подписывается председателем Совета и скрепляется государственным секретарем.
§ 133. Соединение всех сих журналов в государственной канцелярии составляет общую книгу всех высочайших повелений, по делам Совету предлагаемым.
§ 134. Все журналы вообще хранятся в государственной канцелярии по отделениям их предметов.
§ 135. Подлинники постановлений также хранятся в государственной канцелярии, а списки с них за скрепою государственного секретаря доставляются к министрам по принадлежности для дальнейшего исполнения.
§ 136. Подлинные приложения дел, внесенных от министров, возвращаются к ним по принадлежности. Записки же и прочие сведения вместе с журналами поступают для хранения в архив.
§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.
§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть внесено в окончательное постановление.
§ 139. Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.
§ 140. Государственная канцелярия в переписке своей наблюдает формы, при сем издаваемые.
§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов Государственного совета и последовавших по оным высочайших решений.
§ 142. Государственная канцелярия имеет свою особенную печать.
§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государственной канцелярии определяются особенным положением.
§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотрению нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.
Форма журналов по делам
Г осу дарственный совет в департаменте государственной экономии. 10 генваря 1810.
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
I. Министерство такое-то представило и проч. или по высочайшему повелению внесено дело такое-то.
II. Государственный совет, выслушав мнение департамента такого-то или рассмотрев дело о том-то, по высочайшему повелению внесенное, принял в уважение следующие причины и положил: следует заключение.
Форма журналов по высочайшим постановлениям
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
1) Слушано постановление, высочайше утвержденное о том-то.
2) Мнение Государственного совета, высочайше конфирмованное о том-то.
3) Высочайшее повеление о том-то.
По журналу Совета.
8 генваря 1810. №
По журналу департамента гражданских дел. 7 генваря 1810. №
Форма переписки
Калягин В. А. Указ. соч., с. 46.
Государственной канцелярии отделение такое-то.
Содержание отношения. 10 генваря 1810. Министерство N N
Ответ или содержание дела.
10 генваря 1810. Государственной канцелярии отделение. №
10 генваря 1810. Министерство такое-то. Департамент или отделение такое-то.
Ответ на записку государственной канцелярии.
11 генваря 1810.
Г. председателю Государственного совета.
Г. министру N N или председателю такого-то департамента. Подпись государственного секретаря.
Г. государственному секретарю. Подпись министра.
К дополнению такого-то дела нужны следующие сведения. Подпись статс-секретаря.
При сем доставляется сведение такое-то.
Подпись директора или управляющего департаментом.
Манифест
По содержанию Манифест можно разделить на три основные части. В первой — своеобразной преамбуле — раскрывается предыстория и причины образования Государственного совета. Затем следуют основные, или, как они названы в документе, коренные законы. В третьей, заключительной, части Манифеста провозглашаются очередные задачи Государственного совета.
Смысл преобразований законодатель видит в доведении до конца кодификации и создании системы органов, обеспечивающих соблюдение закона. Кодификационные работы, начатые
при Петре I, продолжались на протяжении всего XVIII века, но не дали желаемых результатов. Указом императора Александра I 5 июля 1801 г. создается очередная Комиссия составления законов. Сначала она действует под эгидой Непременного совета, но указом от 21 октября 1803 г. дело кодификации передается в министерство юстиции. Его деятельность также не отличалась эффективностью. Лишь в конце 1809 года был получен первый результат — составлен проект первой части гражданского уложения. По комментируемому закону, Комиссия составления законов передана Государственному совету. Историческими предшественниками Государственного совета были разного рода совещательные органы, сменявшие друг друга на протяжении всего XVIII века.
Об этих разногласиях см.
подробнее-Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета.— Социально-политическая история СССР,
ч. 1. М. — Л., 1974, с. 150.
ПСЗ, т. XXVI, № 19805.
первой половины XIX века
80 ри, что было явно не по нутру и господствующему классу им-
•эаконодательство перии, особенно его придворно-бюрократической верхушке. Совет, состоявший из наследника престола, канцлера вице-канцлера, генерал-прокурора и других высших должностных лиц, в 1799—1800 годах был фактически превращен в цензурный комитет, а в конце 1800 года и вовсе прекратил свои совещания.
Наказом регулировалось и внутреннее устройство Совета: порядок голосования, устройство канцелярии и форма регистрации законопроектов и законов.
Непременный совет, будучи бюрократически-совещательным органом при императоре, на протяжении девяти лет своего существования сравнительно активно участвовал в государственной деятельности. Правда, с течением времени роль его постепенно менялась. Если в первые месяцы царствования Александра I Совет был занят главным образом обсуждением важнейших внутри- и внешнеполитических дел, то после создания министерств и Комитета министров он стал заниматься преимущественно судебными делами. Правда, это было связано не только с увеличением роли министров, но и с общим уменьшением реформаторской деятельности в 1803—1809 годах.
Первоочередные задачи, поставленные в Манифесте, были решены Государственным советом лишь частично. Совет действительно приступил вскоре к рассмотрению проекта гражданского уложения. Обсуждению его первой части (семейное право) было посвящено в течение 1810 года 47 заседаний. В том же году приступили к рассмотрению второй части (имущественное и наследственное право). Обе части проекта были приняты почти полностью сначала в департаменте законов, а затем в общем собрании. Третья часть уложения (о договорах) была рассмотрена и принята только департаментом законов во второй половине 1812 года. В 1814 году по императорскому повелению общее собрание приступило к обсуждению второй редакции проекта всех трех частей уложения, но в 1815 году об-
суждение было приостановлено вследствие оппозиции проекту со стороны наиболее реакционной части Совета во главе с министром юстиции Д. П. Трощинским. В 1821 году Государственный совет получил указание вновь приступить к рассмотрению проекта гражданского уложения, затем вопрос был отложен до 1824 года, однако и тогда к его обсуждению практически не приступили.
В 1813—1814 годах департамент законов Государственного совета рассматривал также проекты уголовного и торгового уложений и устав гражданского судопроизводства.
КОРЕННЫЕ ЗАКОНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Статьи I — II
V-овет должен был стать обязательной инстанцией обсужде-ия закона. Но фактически и после 1810 года многие законода-
Указ — вид и название нормативного или индивидуального акта, обычно издаваемого главой государства — (президентом или монархом) — в странах славянских языков.
В других странах используются термины:
-
— Decret (французский);
- Verordnung (немецкий); — в английском языке указ монарха или религиозного деятеля называется Edict, а указ президента — Decree.
В современном английском языке также существует термин Ukase, заимствованный из русского языка и относящийся только к указам на русском языке.
В России указы всегда играли важную роль в системе источников права.
Содержание
Указы до революции октября 1917 года
Устав (указ) [1] — древнейшая исторически сложившаяся форма права Русского государства. Так, уже Русская правда представляет собой кодификацию двух пластов источников права: обычного права Древней Руси и княжеских уставов (указов). В дальнейшем, в XIV — XVII столетиях, указ (указная грамота) продолжает оставаться как важным источником права Русского государства (наряду с собственно законодательными источниками — судебниками, актами Земских соборов), так и правоприменительным актом, представляющим собой царское (великокняжеское) волеизъявление по тому или иному вопросу, требующему оперативного решения. То есть, двоякая функция указов (нормативный акт и акт правоприменения) обозначилась уже тогда.
Периодически указы систематизировались, и их наиболее важные нормативные положения включались в уставные (указные) книги, являющиеся сводами правил по тому или иному ведомству (приказу). Так, известны указные книги Холопьего, Разбойного, Земского, Поместного приказов и т. д. В дальнейшем указные книги стали одним из важнейших источников наиболее полной кодификации русского феодального права — Соборного уложения 1649 г.
Именной Указ Государя Императора издавался в двух случаях: 1) тогда, когда при неединогласии Государственного Совета Император утверждал мнение меньшинства или особое мнение отдельного члена Совета, или же постановлял собственную резолюцию. Наиболее часто постановления последнего рода издавались в царствование Николая I, который при несогласии с мнением большинства утверждал предложение меньшинства преимущественно в тех случаях, когда к нему присоединялся председатель Государственного Совета — в остальных же он как правило постановлял собственные резолюции); 2) Именной указ, данный Правительствующему Сенату — особая форма законодательства, связанная с предшествующей одноименной исторически, но с момента учреждения Государственного Совета обретшая собственное существование. Использовался в тех случаях, когда предписывалось Сенату ввести в действие какое-либо законоположение, а также довольно часто содержал изложение мотивов нововведения. Проекты Именных указов Сенату вносились на рассмотрение Гос. Совета совместно с теми положениями, которые они вводили в силу.
Указы в Советский период
В соответствии с двумя различными возложенными на него функциями Президиум Верховного Совета СССР, соответственно, обладал и двумя различными группами полномочий. С одной стороны, выполняя чисто президентские задачи (награждение, помилование, решение вопросов гражданства и т. д.), он издавал большое количество ненормативных правоприменительных указов… Эти указы, как правило, не нуждались ни в специальном контроле, ни в утверждении их высшим представительным органом власти. Но президиумам, так как они были одновременно постоянно действующими органами верховных советов, которые за исключением чрезвычайных ситуаций собирались на свои сессии не чаще двух раз в год, также приходилось решать и неотложные нормотворческие задачи, непосредственно отнесенные к ведению высших представительных органов, которые тоже оформлялись указами.
По сложившейся практике, прямо в Конституции 1936 г. не закреплённой, некоторые нормативные указы Президиума Верховного Совета СССР, вносящие изменения и дополнения в действующие законы, впоследствии выносились на утверждение сессии Верховного Совета СССР, который принимал специальные законы об их утверждении. Однако далеко не все нормативные указы Президиума Верховного Совета СССР выносились на утверждение Верховного Совета СССР, но применялись непосредственно, без какого-либо утверждения [10] .
Дальнейшее развитие указотворческая деятельность в СССР получила в связи с принятием Конституции СССР 1977 г..
Безусловно посредством указов решались вопросы о внесении изменений и дополнений в действующие законы. Но указами также оформлялись и индивидуально-правовые решения, в частности, о награждении государственными наградами, лишении советского гражданства и т. д.
Таким образом, Конституция СССР 1977 г. (а равно аналогичные ей конституции союзных и автономных республик) сохранила двоякую юридическую природу указа как нормативного и индивидуально-правового акта.
Российская Федерация
Указ Президента России является подзаконным актом. Указы чаще всего имеют нормативный характер, распоряжения — акты индивидуального действия.
В соответствии со статьёй 90 Конституции России Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Указ" в других словарях:
УКАЗ — УКАЗ, а, муж. Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона. Издан (вышел) у. У. президента. У. об амнистии. • Не указ кто кому (прост.) о том, чьи указания, наставления можно не слушать, кто не должен указывать. Он мне не указ. Что … Толковый словарь Ожегова
Указ — Указ. В слове указ при употреблении его в разговорной речи в функции сказуемого с отрицанием не возникает своеобразное значение, которое определяется в толковых словарях так: не может служить основанием, указанием для кого нибудь, чего нибудь (Ты … История слов
указ — См. приказ не указ. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. указ декрет, постановление; эдикт, ордонанс, повеление, наказ, ярлык, приказ, закон, прокламация, распоряжение, акт,… … Словарь синонимов
УКАЗ — в РФ и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом). У. как правило, производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного… … Юридический словарь
УКАЗ — УКАЗ, в ряде стран нормативный акт главы государства (например, президента). Смотри также Закон … Современная энциклопедия
УКАЗ — в ряде стран нормативный акт главы государства … Большой Энциклопедический словарь
УКАЗ — нормативный правовой акт, предусм. атривающий общие правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение, издаваемый Президентом РФ. Индивидуальные У. касаются конкретных отношений, определенных лиц. Некоторые У. носят… … Энциклопедия юриста
указ. — указ. (abbreviation) указательное местоимение Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
§ 99. Из решения сего комиссия если усмотрит, что действительно было к жалобе основание, то соберет по оной справки и сделает свое заключение о мерах, коими решение может быть исправлено и дело обращено в свой порядок.
§ 100. Заключения комиссии должны быть решительны и не могут состоять единственно в отсылке дела на рассмотрение.
§ 101. По жалобам на министерства комиссия собирает от них нужные изъяснения и полагает заключение о мерах исправления.
§ 102. По всем сим жалобам комиссия, означая в журналах свои заключения, подносит их через статс-секретаря на высочайшее усмотрение.
§ 103. Если заключение комиссии состоять будет в отмене сделанного в министерстве или в департаменте Сената решения, тогда журнал и дело поступит в Государственный совет тем же порядком, коим дела вносятся от министров.
§ 104. В противном случае именем комиссии через статс-секретаря объявляется отказ.
II. О прошениях наград и милостей
§ 105. При вступлении прошений о наградах наблюдаются те же правила, как и при представлении жалоб, и не вносятся 8 комиссию:
1) Прошения о наградах подчиненных лиц, приносимые без ведома их начальств.
2) Прошения, по коим сделан уже был отказ.
§ 106. По всем другим прошениям о наградах собираются сведения от начальств, и заключение комиссии означается в ее журналах.
§ 107. Из журналов сих составляются списки каждые полгода и представляются на высочайшее усмотрение для назначения по оным удовлетворения, если по сношению с министерством финансов окажутся к тому возможные способы в остатках.
§108. Прошения о милостях могут единственно относиться к единовременным подаяниям, в пособие бедности или приключившегося несчастия.
§ 109. Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов.
§ 110. В случаях, особенное какое-либо уважение заслуживающих, комиссия делает свое заключение о мерах пособия и представляет их на особенное высочайшее усмотрение.
III. Проекты
§111. Не вносятся в комиссию проекты, заключающие в себе очевидную несовместимость или недоразумение.
§112. Все прочие проекты, кои комиссия признает уважительными, отсылаются к министрам по их принадлежности.
§113. Министры поручают рассмотрение их особенным комитетам или комиссиям, для таковых соображений при них учрежденным, и по заключениям таковых комитетов дают надлежащее движение тем из них, кои заслуживают особенное уважение.
3) Государственная канцелярия
I. Предмет учреждения и состав ее
§114. Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.
§115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета и их помощников.
II. Разделение дел
§ 116.По разделению дел в Государственном совете канце-лярия имеет следующие отделения:
1) Военных и морских дел.
2) Дел гражданских и духовных.
3) Государственной экономии.
4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив.
5) Особенные поручения.
Примечание. Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, принадлежит к составу государственной канцелярии.
III. Образ производства дел
§117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.
§118. В делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает, чтоб действие Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от решения Сената;
4) теми делами, кои представлены министерскому комитету;
5) наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к разрешению подобных случаев и на будущее время.
Примечание. Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.
§119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено было:
1) Краткая записка, существо его излагающая.
2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях.
3) Решительное заключение министра.
4) Проект постановления, учреждения, указа или общего предписания.
§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.
§121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их помощников, в самих тех департаментах служащих.
§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.
§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется г °сударственному секретарю для удостоверения точности в сведениях его и порядке изложения.
§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписывается государственным секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.
§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и перечень содержания их к председателям департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь таковой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.
§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.
§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в журналах его заседаний.
§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях — государственным секретарем.
§129. Все журналы, по подписании их, поступают к государственному секретарю и представляются им на высочайшее усмотрение.
§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом уже с присоединением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.
§ 131. По высочайшим решениям составляются в государственной канцелярии окончательные исполнения по установленным формам и вносятся государственным секретарем к высочайшему утверждению.
§ 132. Постановления, высочайше утвержденные, предъявляются Совету и вносятся в общий журнал, который подписывается председателем Совета и скрепляется государственным секретарем.
§ 133. Соединение всех сих журналов в государственной канцелярии составляет общую книгу всех высочайших повелений, по делам Совету предлагаемым.
§ 134. Все журналы вообще хранятся в государственной канцелярии по отделениям их предметов.
§ 135. Подлинники постановлений также хранятся в государственной канцелярии, а списки с них за скрепою государственного секретаря доставляются к министрам по принадлежности для дальнейшего исполнения.
§ 136. Подлинные приложения дел, внесенных от министров, возвращаются к ним по принадлежности. Записки же и прочие сведения вместе с журналами поступают для хранения в архив.
§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.
§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть внесено в окончательное постановление.
§ 139. Журналы будут иметь вид, при сем прилагаемый.
§ 140. Государственная канцелярия в переписке своей наблюдает формы, при сем издаваемые.
§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов Государственного совета и последовавших по оным высочайших решений.
§ 142. Государственная канцелярия имеет свою особенную печать.
§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государственной канцелярии определяются особенным положением.
§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотрению нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.
Форма журналов по делам
Г осу дарственный совет в департаменте государственной экономии. 10 генваря 1810.
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
I. Министерство такое-то представило и проч. или по высочайшему повелению внесено дело такое-то.
II. Государственный совет, выслушав мнение департамента такого-то или рассмотрев дело о том-то, по высочайшему повелению внесенное, принял в уважение следующие причины и положил: следует заключение.
Форма журналов по высочайшим постановлениям
Государственный совет в общем собрании. 10 генваря 1810.
1) Слушано постановление, высочайше утвержденное о том-то.
2) Мнение Государственного совета, высочайше конфирмованное о том-то.
3) Высочайшее повеление о том-то.
По журналу Совета.
8 генваря 1810. №
По журналу департамента гражданских дел. 7 генваря 1810. №
Форма переписки
Калягин В. А. Указ. соч., с. 46.
Государственной канцелярии отделение такое-то.
Содержание отношения. 10 генваря 1810. Министерство N N
Ответ или содержание дела.
10 генваря 1810. Государственной канцелярии отделение. №
10 генваря 1810. Министерство такое-то. Департамент или отделение такое-то.
Ответ на записку государственной канцелярии.
11 генваря 1810.
Г. председателю Государственного совета.
Г. министру N N или председателю такого-то департамента. Подпись государственного секретаря.
Г. государственному секретарю. Подпись министра.
К дополнению такого-то дела нужны следующие сведения. Подпись статс-секретаря.
При сем доставляется сведение такое-то.
Подпись директора или управляющего департаментом.
Манифест
По содержанию Манифест можно разделить на три основные части. В первой — своеобразной преамбуле — раскрывается предыстория и причины образования Государственного совета. Затем следуют основные, или, как они названы в документе, коренные законы. В третьей, заключительной, части Манифеста провозглашаются очередные задачи Государственного совета.
Смысл преобразований законодатель видит в доведении до конца кодификации и создании системы органов, обеспечивающих соблюдение закона. Кодификационные работы, начатые
при Петре I, продолжались на протяжении всего XVIII века, но не дали желаемых результатов. Указом императора Александра I 5 июля 1801 г. создается очередная Комиссия составления законов. Сначала она действует под эгидой Непременного совета, но указом от 21 октября 1803 г. дело кодификации передается в министерство юстиции. Его деятельность также не отличалась эффективностью. Лишь в конце 1809 года был получен первый результат — составлен проект первой части гражданского уложения. По комментируемому закону, Комиссия составления законов передана Государственному совету. Историческими предшественниками Государственного совета были разного рода совещательные органы, сменявшие друг друга на протяжении всего XVIII века.
Об этих разногласиях см.
подробнее-Сафонов М. М. Из истории образования Непременного совета.— Социально-политическая история СССР,
ч. 1. М. — Л., 1974, с. 150.
ПСЗ, т. XXVI, № 19805.
первой половины XIX века
80 ри, что было явно не по нутру и господствующему классу им-
•эаконодательство перии, особенно его придворно-бюрократической верхушке. Совет, состоявший из наследника престола, канцлера вице-канцлера, генерал-прокурора и других высших должностных лиц, в 1799—1800 годах был фактически превращен в цензурный комитет, а в конце 1800 года и вовсе прекратил свои совещания.
Наказом регулировалось и внутреннее устройство Совета: порядок голосования, устройство канцелярии и форма регистрации законопроектов и законов.
Непременный совет, будучи бюрократически-совещательным органом при императоре, на протяжении девяти лет своего существования сравнительно активно участвовал в государственной деятельности. Правда, с течением времени роль его постепенно менялась. Если в первые месяцы царствования Александра I Совет был занят главным образом обсуждением важнейших внутри- и внешнеполитических дел, то после создания министерств и Комитета министров он стал заниматься преимущественно судебными делами. Правда, это было связано не только с увеличением роли министров, но и с общим уменьшением реформаторской деятельности в 1803—1809 годах.
Первоочередные задачи, поставленные в Манифесте, были решены Государственным советом лишь частично. Совет действительно приступил вскоре к рассмотрению проекта гражданского уложения. Обсуждению его первой части (семейное право) было посвящено в течение 1810 года 47 заседаний. В том же году приступили к рассмотрению второй части (имущественное и наследственное право). Обе части проекта были приняты почти полностью сначала в департаменте законов, а затем в общем собрании. Третья часть уложения (о договорах) была рассмотрена и принята только департаментом законов во второй половине 1812 года. В 1814 году по императорскому повелению общее собрание приступило к обсуждению второй редакции проекта всех трех частей уложения, но в 1815 году об-
суждение было приостановлено вследствие оппозиции проекту со стороны наиболее реакционной части Совета во главе с министром юстиции Д. П. Трощинским. В 1821 году Государственный совет получил указание вновь приступить к рассмотрению проекта гражданского уложения, затем вопрос был отложен до 1824 года, однако и тогда к его обсуждению практически не приступили.
В 1813—1814 годах департамент законов Государственного совета рассматривал также проекты уголовного и торгового уложений и устав гражданского судопроизводства.
КОРЕННЫЕ ЗАКОНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
Статьи I — II
V-овет должен был стать обязательной инстанцией обсужде-ия закона. Но фактически и после 1810 года многие законода-
Читайте также:
- 8 какие свойства информации являются наиболее важными с точки зрения обеспечения ее безопасности
- Составители и переводчики как субъекты авторского права
- Какая из приведенных ситуаций не соответствует конституции рф 1 гражданин а считает
- Проблемы с коленным суставом берут ли в армию
- Можно ли привлечь продавца к уголовной ответственности