Кто в настоящее время осуществляет различного рода сопровождение личности

Обновлено: 19.05.2024

Процесс психологического сопровождения предполагает осуществление длительной психологической помощи, направленной, на основе знания личностных особенностей осужденных, на поиск и раскрытие потенциала, внешних и внутренних ресурсов развития с опорой на собственные возможности, а также создание условий для восстановления межличностных контактов и успешную адаптацию к режиму исправительного учреждения. Показано, что для его эффективного осуществления необходимо создание специально разработанных программ на основе гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов, учитывающих основные направления работы с контингентом ИУ. Программа сопровождения должна проектироваться совместно психологом и клиентом с учетом базовых требований. Обосновано использование психологического сопровождения с целью формирования адаптивных качеств личности, формирования социальной направленности осужденных, предотвращения деструктивных проявлений в среде осужденных и последующей их ресоциализации.


1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

3. Леус Э.В. Пенитенциарная психология / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2016. – 168 с.

5. Петрова Н.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. . д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 500 с.

6. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 118 с.

Совместное движение взрослого и ребенка и помощь взрослого

Ориентация ребенка в окружающем мире, умение понимать и принимать себя

Система профессиональной деятельности педагога-психолога

Отношение детей и взрослых, психическое развитие ребенка

Создание условий для позитивного развития с ориентацией на зону ближайшего развития

Оказание помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем и их предупреждении

Недирективная форма оказания психологической помощи

Развитие и саморазвитие самосознания личности, активизация собственных ресурсов

Поддержка на определенном этапе развития

Психически здоровые люди

Преодоление личностных трудностей

Система мероприятий (организационных, диагностических, обучающих и развивающих)

Педагоги, учащиеся, администрация, родители

Создание оптимальных условий для обучения и развития

Создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методологии сопровождения является системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается, как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение в этом контексте рассматривается, как поддержка человека в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств человека.

Обобщая рассмотренные подходы, во-первых, психологическое сопровождение рассматривается как один из видов патронажа и компонент комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, во-вторых, интегративная технология, предназначенная для создания условий восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, в-третьих, процесс взаимодействия и определенного рода взаимоотношений между человеком, который нуждается в помощи и лицами, ее оказывающими. Содержание психологического сопровождения составляет формирование условий для актуализации способности личности к самопомощи, оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода из беспомощного состояния в деятельное, при котором человек в состоянии самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.

Основными характеристиками психологического сопровождения являются процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека. Результат психологического сопровождения личности – формирование нового жизненного качества – адаптивности, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в различных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение спецконтингента предполагает изучение осужденных еще в карантине ИУ, разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска – имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Также необходима разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Знание и учет психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для определения наиболее целесообразного пути позитивных изменений, выбора оптимальных методов воздействия для достижения целей их исправления. Для правильного построения воспитательного процесса и постановки задач ресоциализации осужденных разрабатывается психологическое сопровождение, которое базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения [3].

Методологическими основами построения программ психологического сопровождения с опорой, прежде всего, на его развитие в системе образования выступают:

– личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности при построении системы психологического сопровождения исправительного процесса, максимальный учет личностных особенностей каждого; сопровождение должно опираться на потребности и интересы конкретного человека, а не на заданные извне задачи;

– антропологический подход, предполагающий комплексное всестороннее воздействие на человека, смещение акцентов с отдельных психических процессов, свойств и состояний на изучение целостной ситуации развития личности с учетом его связей и отношений с людьми;

– система развивающего образования, утверждающая необходимость создания такого способа развития личности, развития личности, которая не только учит знаниям и умениям, но обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов определяет требования к принципам и методам психологического сопровождения воспитательно-исправительного процесса в ИУ:

В системе сопровождения присутствует особый предмет диагностики: условия и ситуация развития личности осужденного, отношения, возникающие между участниками воспитательного процесса и исправительных воздействий, процесс сотрудничества его с работниками ИУ и с другими осужденными. Такой подход полностью отражает все принципы психологического сопровождения: право человека, обратившегося за помощью, на свободный выбор своего пути развития; индивидуальный подход; запрет на проектирование результата; принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; ответственность субъекта за принятие решения, когда сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; принцип реалистичности, когда психолог не берет на себя задачи переделать клиента, а лишь содействует, создает условия для смысловой переработки проблемы и поиска ресурсов личности [2].

Программа сопровождения должна проектироваться по следующим этапам [6]:

– мотивационный – установление эмоционального контакта между психологом и клиентом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий от совместной работы;

– концептуальный – раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли, статуса и общей позиции клиента и психолога относительно друг друга, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества;

– проектный – разработка проекта программы сопровождения, на основании ориентировочной диагностики; ознакомление с проектом программы других участников процесса сопровождения,

– реализация проекта – практическая реализация программы психологического сопровождения; одновременно проводится текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях – дополнительная психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений;

– рефлексивно-диагностический – завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по переходу на следующий этап развития личности.

К этапам осуществления программ психологического сопровождения относятся:

Для наибольшей эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы, в сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности при построении воспитательного процесса и постановке задач их ресоциализации. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения.

Деятельность психолога ИУ в рамках программы сопровождения предполагает анализ среды учреждения и ресурсов осужденного с точки зрения тех возможностей, которые они предоставляет для его развития, и требований, предъявляемых к его психологическим возможностям; определение психологических критериев эффективного исправления и саморазвития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития и исправления осужденных; приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат [6].

Таким образом, приоритетная задача изучения личности осужденных – подбор эффективных методов индивидуального психологического воздействия, с помощью которых можно достичь изменения их криминальной направленности, не допустить рецидива преступных деяний, снизить степень негативного влияния криминальной среды на конкретного человека, тем самым повысив эффективность исправления. Исходя из этого, сопровождение представляется чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована, как массовая технология работы.

Разработка обязательных программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество является в настоящее время одним из ведущих и наиболее сложных для психолога видов деятельности. Программы психологического сопровождения осужденных являются не просто суммой методов коррекционно-развивающей работы, но выступают, как комплексные технологии, особая культура поддержки и помощи осужденным в решении жизненных задач. Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение, не только владеет методиками диагностики, консультирования и коррекции, но и имеет способности и навыки системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, объединение участников исправительно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что в рамках сопровождения создаются не искусственные отношения между специалистом и клиентом, как в случае психотерапии или психокоррекции, а естественные поддерживающие отношения (Б. Беттельгейм, Д. Винникотт, У. Глассер, Р. Кэмпбелл). Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая модель пролонгированной психологической помощи. Это специально организованный процесс, направленный на создание переходного пространства, безопасных условий, в которых становятся возможными выход из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), реконструкция образа мира и восстановление связи человека с самим собой, миром людей и обществом. Сопровождение осуществляется на всех этапах перехода от старого, искаженного (или распавшегося) образа мира к новому.

Это — общие характеристики психологического сопровождения. В каждом конкретном случае задачи сопровождения будет определяться исходя из особенностей объективного (реальные условия жизни) и субъективного (образ мира человека) аспектов жизненной ситуации клиента.

Таким образом, можно сказать, что психологическое сопровождение — это:

  • во-первых, одна из моделей психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
  • во-вторых, интегративная технология пролонгированной психологической помощи человеку в кризисные периоды перехода, перестройки всего образа жизни, сердцевина которой — создание переходного пространства, т. е. безопасных условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и/или семьи в кризисные периоды жизни;
  • в третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

Целью сопровождения личности или семьи в период кризиса становится реконструкция образа мира, преобразование представлений и отношений человека к себе самому, другим людям, миру в целом и формирование продуктивных моделей поведения и отношений с собой, людьми, миром в целом. Одним из результатов длительного сопровождения участников экстремальной ситуации становится принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительная автономность, готовность и способность изменяться и изменять условия своей жизни, т. е. быть ее автором и творцом.

Основные принципы психологического сопровождения

Принцип события: акцент ставится не на воздействие, а на создание пространства совместного бытия, в условиях которого человек осознает и перестраивает себя в своих отношениях с миром (субъективный образ мира) и осваивает продуктивные способы взаимодействия с людьми и социальными структурами.

Запрет на жесткое проектирование результата.

Поиск внутренних ресурсов клиента и опора на них.

Следование естественным закономерностям онтогенетического развития, проживания кризисных периодов жизни.

Принцип реальности: подведение клиента к принятию жизни во всей ее полноте, с неустранимыми из нее страданиями.

Основные компоненты психологического сопровождения

Мы уже отмечали, что психологическое сопровождение — это целостная система. Его возможно представить как разворачивающийся во времени процесс совместно-разделенной деятельности психолога и человека, который обратился за помощью (в психотерапии его принято называть клиентом). В сопровождении выделяются три основных компонента:

  • диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
  • реабилитационная стадия — отбор и применение психотехнических средств;
  • анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы. Каждый из этих компонентов имеет свои особенности.

Диагностический компонент — систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившихся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические
процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой и достаточной поддержки.

Основной компонент сопровождения — отбор и применение средств, позволяющих создать условия, стимулирующие позитивные изменения в личности клиента и его системе отношений с собой, другими людьми и миром в целом, а также помогающие овладеть способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на этой основе продумывает, какие условия необходимы и достаточны для позитивного развития личности (или семьи), обретения клиентом продуктивного отношения к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно взаимодействовать с самим собой, другими людьми и с социумом, адаптироваться в нем. Затем специалист по сопровождению разрабатывает и реализует гибкую индивидуальную или групповую программу психологической помощи, которая ориентирована на конкретного человека или семью и учитывает их особенности и потребности.

Именно эта трехчленная модель имплицидно присутствует в ряде интегративных подходов к консультированию в психологии и социальной работе (Горянина В. А., 2002; Соколова Е. Т., 1995; и др.), которые по своей сути близки к психологическому сопровождению.


Что такое социальное сопровождение?

Социальное сопровождение - это особая форма социальной поддержки граждан, лиц, нуждающихся в этом.

В это понятие входит не только работа социальных служб, но и участие в процессе социализации и помощи конкретному человеку (или семье) представителей различных сфер деятельности (медицинских работников, юристов, педагогов, психологов и прочее).

В Российской Федерации с первого января 2015 года и по сегодняшний день действует закон, регулирующий работу социальных служб. В нем подробно рассматриваются вопросы социального сопровождения, раскрываются основные принципы, задачи и технологии осуществления данного процесса.

Согласно данного постановления, социальное сопровождение - это поддержка нуждающихся слоев населения и тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах:

  • опекуны или законные представители детей;
  • семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями;
  • малообеспеченные семьи;
  • семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • неполные семьи;
  • люди с алкогольной и наркотической зависимостью, ведущие асоциальный образ жизни;
  • дети (подростки), состоящие на учете в детской комнате милиции;
  • беременные женщины, которые попали в затруднительные обстоятельства.

алкогольная зависимость

Цели и задачи социального сопровождения

Главной целью социального сопровождения является помощь клиенту в преодолении тех жизненных трудностей, которые выпали на его долю; уменьшение их негативного воздействия на жизнь и здоровье человека; а в идеале - поддержка в полном избавлении от последствий этих жизненных неурядиц.

Задачи, которые ставятся перед специалистами, осуществляющими социальное сопровождение, - это:

  • помощь клиенту в социальной адаптации, приспособлению к новым условиям жизни;
  • реабилитация человека и выведение его из кризиса;
  • забота о состоянии здоровья, помощь в борьбе с вредными привычками;
  • восстановление или повышение статуса человека в обществе;
  • обучение клиента навыкам взаимодействия с членами общества и самореализации.

адаптация инвалида

Служба социального сопровождения

Социальное сопровождение осуществляется квалифицированными работниками социальных служб.

Служба социального сопровождения - это не одна организация, а целая система органов, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают равноправие всех членов общества, дают им возможность реабилитироваться и занять активную позицию в социуме.

Это официальная организация, имеющая свои нормативные документы, устав и положение. Сотрудниками ССС могут быть только квалифицированные специалисты, имеющие подтверждающие документы.

команда специалистов

За помощью в ССС может обратиться абсолютно любой человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, трудоспособности.

Технология социального сопровождения разнятся в зависимости от конкретной ситуации и вида.

Принципы социального сопровождения

Деятельность центра социального сопровождения базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. Услуги по социальной реабилитации и адаптации оказывают только высококвалифицированные специалисты, имеющие соответственную профессиональную подготовку и владеющие методами и технологиями социального сопровождения граждан.
  2. Социальное сопровождение осуществляется с добровольного согласия клиентов. Этот процесс не может быть по принуждению. Специалисты, работающие с нуждающимся человеком, защищают его права и в обязательном порядке учитывают интересы подопечного.
  3. Сам клиент должен принимать активнейшее участие в социальной адаптации. Задача специалистов - раскрыть личностный потенциал человека, помочь ему найти себя в обществе.
  4. Все специалисты, участвующие в социальном сопровождении, должны иметь одинаковый доступ к документации, отслеживать и фиксировать динамику каждого отдельного случая.
  5. Принцип последовательности и согласованности действий по социальному сопровождению граждан должен быть учтен в обязательном порядке. Все этапы работы по оказанию помощи обязаны быть четкими, последовательными и продуманными.
  6. Конфиденциальность в процессе социального сопровождения - один из основополагающих принципов.
  7. Специалист, осуществляющий социальное сопровождение детей и взрослых, несет персональную ответственность за свои действия и результат работы.

социальная поддержка

Услуги, которые предоставляют в процессе СС

Это информирование граждан (о праве на получение социальных выплат, о контактах необходимых служб и организаций).

  • диагностика психологических характеристик личности;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекционная работа;
  • обучение психологическим методам взаимодействия с обществом;
  • просветительская работа;
  • помощь в решении конфликтов между детьми и родителями;
  • обучение родителей способам эффективного общения с детьми, эффективного воспитательного воздействия;
  • организация совместных мероприятий;
  • педагогическое консультирование родителей.

психологическая поддержка семьи

  • услуги медицинского характера, направленные на оздоровление и поддержание здоровья клиента;
  • юридические услуги, которые заключаются в консультативной работе и непосредственной правовой защите граждан;
  • социально-экономические услуги.

Виды социального сопровождения

Социальное сопровождение может быть нескольких видов. Перечислим основные из них:

  1. Социально-бытовое.
  2. Медико-социальное сопровождение. Оно направленно на создание условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья клиента, помощь в оздоровлении и контроль состояния человека.
  3. Социально-педагогическое сопровождение. Это профилактическая работа по предотвращению отклонений в поведении, создание условий для правильного воспитательного воздействия на личность ребенка, формирования ценностных ориентаций.
  4. Психолого-социальное - сопровождение психологической адаптации к новым социальным условиям, коррекция психологического состояния человека.
  5. Социально-трудовое - помощь в трудоустройстве и профессиональном самоопределении личности.
  6. Социально-правовое сопровождение - помощь клиенту в решении вопросов юридического характера.

Социально-педагогическое сопровождение

Это система мер по созданию благоприятных условий для развития положительных отношений между детьми и взрослыми в образовательной среде. Нужно понимать, что это профессиональная деятельность, осуществляемая педагогами и психологами совместно с детьми и их родителями.

СПС может принимать как коллективные, так и индивидуальные формы. Их выбор зависит от конкретной проблемы и особенностей участников образовательного процесса.

семейный конфликт

Социальное сопровождение семьи

Очень часто СС необходимо не конкретному человеку, а всей семье в целом. Особенно это касается неблагополучных семей или тех, в которых родители не справляются с собственным чадом.

Социальная поддержка осуществляется Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Их деятельность четко регламентирована законом.

Первоочередная задача, которая стоит перед работниками данной организации - выявление семей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Далее, сотрудниками центра оцениваются потребности, разрабатывается и реализуется ряд мероприятий, направленных на поддержку и помощь конкретной ячейке общества.

семья алкоголиков

В отдельных случаях, когда родители ведут асоциальный образ жизни, пьют и не работают, социальная служба может временно изъять детей и перевести их на государственное обеспечение.

Процесс психологического сопровождения предполагает осуществление длительной психологической помощи, направленной, на основе знания личностных особенностей осужденных, на поиск и раскрытие потенциала, внешних и внутренних ресурсов развития с опорой на собственные возможности, а также создание условий для восстановления межличностных контактов и успешную адаптацию к режиму исправительного учреждения. Показано, что для его эффективного осуществления необходимо создание специально разработанных программ на основе гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов, учитывающих основные направления работы с контингентом ИУ. Программа сопровождения должна проектироваться совместно психологом и клиентом с учетом базовых требований. Обосновано использование психологического сопровождения с целью формирования адаптивных качеств личности, формирования социальной направленности осужденных, предотвращения деструктивных проявлений в среде осужденных и последующей их ресоциализации.


1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

3. Леус Э.В. Пенитенциарная психология / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2016. – 168 с.

5. Петрова Н.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. . д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 500 с.

6. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 118 с.

Совместное движение взрослого и ребенка и помощь взрослого

Ориентация ребенка в окружающем мире, умение понимать и принимать себя

Система профессиональной деятельности педагога-психолога

Отношение детей и взрослых, психическое развитие ребенка

Создание условий для позитивного развития с ориентацией на зону ближайшего развития

Оказание помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем и их предупреждении

Недирективная форма оказания психологической помощи

Развитие и саморазвитие самосознания личности, активизация собственных ресурсов

Поддержка на определенном этапе развития

Психически здоровые люди

Преодоление личностных трудностей

Система мероприятий (организационных, диагностических, обучающих и развивающих)

Педагоги, учащиеся, администрация, родители

Создание оптимальных условий для обучения и развития

Создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методологии сопровождения является системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается, как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение в этом контексте рассматривается, как поддержка человека в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств человека.

Обобщая рассмотренные подходы, во-первых, психологическое сопровождение рассматривается как один из видов патронажа и компонент комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, во-вторых, интегративная технология, предназначенная для создания условий восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, в-третьих, процесс взаимодействия и определенного рода взаимоотношений между человеком, который нуждается в помощи и лицами, ее оказывающими. Содержание психологического сопровождения составляет формирование условий для актуализации способности личности к самопомощи, оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода из беспомощного состояния в деятельное, при котором человек в состоянии самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.

Основными характеристиками психологического сопровождения являются процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека. Результат психологического сопровождения личности – формирование нового жизненного качества – адаптивности, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в различных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение спецконтингента предполагает изучение осужденных еще в карантине ИУ, разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска – имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Также необходима разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Знание и учет психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для определения наиболее целесообразного пути позитивных изменений, выбора оптимальных методов воздействия для достижения целей их исправления. Для правильного построения воспитательного процесса и постановки задач ресоциализации осужденных разрабатывается психологическое сопровождение, которое базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения [3].

Методологическими основами построения программ психологического сопровождения с опорой, прежде всего, на его развитие в системе образования выступают:

– личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности при построении системы психологического сопровождения исправительного процесса, максимальный учет личностных особенностей каждого; сопровождение должно опираться на потребности и интересы конкретного человека, а не на заданные извне задачи;

– антропологический подход, предполагающий комплексное всестороннее воздействие на человека, смещение акцентов с отдельных психических процессов, свойств и состояний на изучение целостной ситуации развития личности с учетом его связей и отношений с людьми;

– система развивающего образования, утверждающая необходимость создания такого способа развития личности, развития личности, которая не только учит знаниям и умениям, но обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов определяет требования к принципам и методам психологического сопровождения воспитательно-исправительного процесса в ИУ:

В системе сопровождения присутствует особый предмет диагностики: условия и ситуация развития личности осужденного, отношения, возникающие между участниками воспитательного процесса и исправительных воздействий, процесс сотрудничества его с работниками ИУ и с другими осужденными. Такой подход полностью отражает все принципы психологического сопровождения: право человека, обратившегося за помощью, на свободный выбор своего пути развития; индивидуальный подход; запрет на проектирование результата; принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; ответственность субъекта за принятие решения, когда сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; принцип реалистичности, когда психолог не берет на себя задачи переделать клиента, а лишь содействует, создает условия для смысловой переработки проблемы и поиска ресурсов личности [2].

Программа сопровождения должна проектироваться по следующим этапам [6]:

– мотивационный – установление эмоционального контакта между психологом и клиентом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий от совместной работы;

– концептуальный – раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли, статуса и общей позиции клиента и психолога относительно друг друга, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества;

– проектный – разработка проекта программы сопровождения, на основании ориентировочной диагностики; ознакомление с проектом программы других участников процесса сопровождения,

– реализация проекта – практическая реализация программы психологического сопровождения; одновременно проводится текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях – дополнительная психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений;

– рефлексивно-диагностический – завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по переходу на следующий этап развития личности.

К этапам осуществления программ психологического сопровождения относятся:

Для наибольшей эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы, в сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности при построении воспитательного процесса и постановке задач их ресоциализации. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения.

Деятельность психолога ИУ в рамках программы сопровождения предполагает анализ среды учреждения и ресурсов осужденного с точки зрения тех возможностей, которые они предоставляет для его развития, и требований, предъявляемых к его психологическим возможностям; определение психологических критериев эффективного исправления и саморазвития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития и исправления осужденных; приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат [6].

Таким образом, приоритетная задача изучения личности осужденных – подбор эффективных методов индивидуального психологического воздействия, с помощью которых можно достичь изменения их криминальной направленности, не допустить рецидива преступных деяний, снизить степень негативного влияния криминальной среды на конкретного человека, тем самым повысив эффективность исправления. Исходя из этого, сопровождение представляется чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована, как массовая технология работы.

Разработка обязательных программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество является в настоящее время одним из ведущих и наиболее сложных для психолога видов деятельности. Программы психологического сопровождения осужденных являются не просто суммой методов коррекционно-развивающей работы, но выступают, как комплексные технологии, особая культура поддержки и помощи осужденным в решении жизненных задач. Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение, не только владеет методиками диагностики, консультирования и коррекции, но и имеет способности и навыки системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, объединение участников исправительно-воспитательного процесса.

Сопровождение – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого. В педагогике это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). Таким образом, когда мы говорим о сопровождении как о процессе, мы имеем в виду, прежде всего, двух действующих субъектов в контексте трудной жизненной ситуации. При этом в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальный институт, малая группа, то есть, например, семья и сопровождающие ее организации и отдельный профессионалы.

Нам наиболее близки взгляды на сущность сопровождения Р.В. Овчаровой и Л.В.Мардахаева, на них мы остановимся чуть подробнее. Р.В.Овчарова предлагает рассматривать сопровождение как направление работы психолога (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) и как технологию. Как направление работы психологическое сопровождение включает: сопровождение естественного развития ребенка; поддержку в трудных, кризисных ситуациях; психологическое ориентирование процесса воспитания в семье и школе.

Как технология (реальный направленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам каждого конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями:

- позицией психолога и других субъектов сопровождения;

- способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с учителями, родителями;

- приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе с детьми;

Сходного взгляда придерживается Л. В. Мардахаев, настаивая, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком – это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации.

1) совместное движение (взаимодействие) субъекта и объекта сопровождения. В качестве субъекта выступает социальный педагог, лицо, выполняющее функции социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения). Объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители, человек в ситуации сопровождения);

2) прогнозирование субъектом в процессе социально-педагогического сопровождения:

– характера возникающих (возникших) проблем в процессе самореализации объектом сопровождения в жизненной ситуации;

– перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития (общении, поведении, деятельности и пр.), позволяющих выделить возможные проблемы и предрасположенность объекта к их преодолению;

– определения возможного характера действия субъекта сопровождения, направленных на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи объекту, его поддержки, стимулирования, осмысления существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности), успешного продвижения в обучении, жизненном и профессиональном самоопредении;

– реализации выбранного характера действий, обеспечивающих осмысление объектом сопровождения существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (в общении, уходе, развитии и воспитании ребенка и пр.), способа ее преодоления;

– побуждения к наиболее полному самопроявлению человека в ситуации развития (обеспечения, поддержки) самостоятельности и самоактивности в преодолении возникающих (возникших) проблем (трудностей) на жизненном пути достижения целесообразных целей;

– анализ полученных результатов и определение перспектив последующей направленности сопровождения (по сути, это начало нового этапа проявления сопровождения).

Подытоживая, можно сказать, что сопровождение нельзя рассматривать узко и однобоко, т.к. оно представляет собой с одной стороны, своего рода философию взаимодействия между тем - кто сопровождает, и тем - кого сопровождают. Позиция психолога предполагает сохранение свободы сопровождаемого (будь то ребенок или взрослый, либо семья) и освоение им субъектной позиции в пределах собственной жизнедеятельности. Одновременно, сопровождение - это совокупность методов и технологий, позволяющих реализовать описанное выше развивающее отношение.

Сопровождение пытается представить ребенка субъектом собственной жизнедеятельности, когда ничто не может быть изменено в нем без его ведома и согласия. При этом психолог не воздействует, а взаимодействует, предлагая различные пути решения проблем, оставляя выбор за ребенком. Таким образом, основная цель в том, чтобы проникнув во внутренний мир объяснить, что происходит, понять мотивы, потребности, цели и ценности, выстроить взаимодействие (работу, сотрудничество) таким образом, чтобы направлять самопознание субъекта.

То есть, роль психолога в сопровождении – это создание условий для продуктивного движения человека по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями значимого для него окружения (например, семьи); помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

Деятельность психолога во многом ограничена той средой, социальной, семейной, педагогической, в которой находится человек. Названные ограничения помогают психологу, осознавая свое место в жизни конкретного ребенка, его семьи, сформулировать цели и задачи сопровождения. В каждом отдельном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или некой социальной общности (семьи), которым оказывается психологическая помощь, и той ситуацией, в которой осуществляется сопровождение.

С.Г.Косарецкий пытался выделить методологические основы системы сопровождения на которых может базироваться деятельность сопровождения. Среди них, по мнению автора должны присутствовать:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании – проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Таким образом, С.Г. Косарецким подведена очень широкая база под сопровождение, рассматриваемое в различных ипостасях и как психологическое сопровождение личности, и как психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовании и, как социально-психологическое сопровождение личности и семьи. Можно также сделать вывод о том, что в сопровождении нуждаются, прежде всего, те люди или группы людей, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи, а также находятся в трудной жизненной ситуации.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение − это: во-первых, один из видов социального сопровождения как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, цель которой создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытовых отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

В качестве основных характеристик социально-психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Результатом психологического сопровождения становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына - СПб.: Питер, 1997. – 126 с.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269с.

5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

Читайте также: