Кто сказал что мастер хранит нелегальную литературу

Обновлено: 01.06.2024

Данный урок может быть проведён при изучении темы "СССР в 30-е гг." и является интегрированным уроком: история + литература. Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" разбирается с точки зрения литературы, но и подкрепляется конкретными историческими фактами.

Содержимое разработки

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ

ТЕМА: « ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА СССР

ТИП УРОКА: интегрированный (литература, история)

- продолжить формирование навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой;

- продолжить патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции; прививать учащимся интерес к истории своей страны.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ: данный урок является обобщающим и интегрированным. За неделю до проведения урока класс делится на 4 группы: литературоведы ( три группы), эксперты-историки ( одна группа). Группам даются задания, результаты выполнения которых должны быть продемонстрированы в ходе урока.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.

В 1930-е гг. в СССР сложилась командно-административная система управления, корни которой до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании. Цель нашего урока – проследить, как политический режим отразился на судьбах людей. В ходе урока мы заслушаем выступления экспертных групп – экспертов-литературоведов и экспертов-историков – и постараемся ответить на поставленный вопрос.

- Писатели и поэты и раньше нередко в основу своих произведений клали конкретные исторические события. Приведите примеры.

- Когда был написан роман? Дайте краткую историческую справку об эпохе написания романа.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

- Роман писался с 1929 по 1940 гг. В эти годы в СССР идёт процесс формирования командно-административной системы управления государством. Политическая власть в стране сосредотачивается в руках ВКП (б), происходит слияние государственных и партийных органов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. существует система массовых общественных организаций: РКСМ, пионерская организация, профсоюзы,творческие союзы писателей, кинематографистов, художников. В эти годы также оформляется сильный репрессивный аппарат – НКВД. Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина.

Затем группы начинают отчитываться о проделанной работе.

Вопросы на дом: какие черты 30-х гг. прошлого века вы нашли на страницах романа? Выделите характерные особенности московского быта того времени.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Й ГРУППЫ.(Сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала. Даются примерные ответы).

- Слово МАССОЛИТ, придуманное Булгаковым, стоит в одном ряду с такими реальными аббревиатурами как ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциации пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматических писателей и композиторов) и МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии).

В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг в СССР развёртывается борьба с классово-враждебными элементами. В 1934 г. был убит С.М.Киров, и волна репрессий стала расти как снежный ком. Стали процветать доносительство и шпиономания. Теперь мы посмотрим, как эти события нашли отражение в романе. Слово предоставляется литературоведам 2-й группы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Й ГРУППЫ.

Тяжёлые личные, творческие и политические условия, в которых находился Булгаков, работая над романом, нашли отражение в тексте произведения. Предоставляем слово 3-й группе литературоведов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Й ГРУППЫ.

В СССР по политическим убеждениям подвергались гонениям многие яркие деятели литературы (на интерактивной доске проецируются их фотографии, ученики зажигают поминальные свечи и рассказывают о них).

РЕФЛЕКСИЯ. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.

А теперь мы сформулируем основные признаки того строя, который сложился в СССР:

Господство однопартийной системы, слияние партийного и государственного аппаратов.

Существование системы массовых общественных организаций

Оформление массового репрессивного аппарата

Физическое уничтожение политических оппонентов

Культ харизматического вождя

Идеологическая обработка массового сознания

Нарушение прав человека и отсутствие демократических свобод

-Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство, шпиономания, страх перед огромной государственной машиной, не скованной в своих действиях никакими правовыми и нравственными нормами. Булгакову, наверное, лучше, чем кому-либо, удалось передать дух времени, создав настоящий историко-литературный памятник эпохи.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: