Когда вахтенный механик имеет право во время вахты отдыхать у себя в каюте

Обновлено: 18.05.2024

Вахтенная служба (вахта) на судне несется круглосуточно и является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.

Организация вахтенной службы должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы в целом возлагается на капитана, а по судовым службам—на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовую или стояночную вахту назначает капитан, исходя из конкретных обстоятельств. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменной вахте не должна превышать 4 часов, а при двухсменной вахте—6 часов. Продолжительность стояночной вахты устанавливается капитаном, исходя из условий стоянки судна. Капитан, если позволяет обстановка, при стоянке судна в портах и в случае вывода судна из эксплуатации может назначить дежурство. Продолжительность одного дежурства не должна превышать 24 часов для командного состава и 8 часов для судовой команды.

Никто из лиц, несущих вахту, без разрешения своего начальника по вахте не имеет права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей. Члены экипажа, передающие свои обязанности по вахте другому лицу, покидают свои посты только после передачи вахты.

Всем лицам при несении вахты запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей по вахте.

Лица, старшие по вахтам, обязаны вести установленные вахтенные журналы.

Должности, фамилии и инициалы всех заступающих на вахту лиц заносятся в вахтенные журналы соответствующих служб.

Вахтенный помощник капитана является старшим лицом все вахтенной службы судна и непосредственно подчиняется капитану, а при его отсутствии на судне—старшему помощнику капитана.

Вахтенному помощнику капитана подчиняются вахтенные механики в части выполнения режима движения судна, обеспечения его живучести, производственных и бытовых нужд.

Вахтенный помощник капитана при отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана является старшим лицом на судне.

Вахтенный механик обеспечивает на своей вахте бесперебойную работу на заданных режимах и правильную эксплуатацию технических средств судомеханической службы. Вахтенный механик является старшим лицом всей судомеханической вахты. Вахтенный механик подчиняется вахтенному помощнику капитана в части обеспечения хода судна, его безопасности, производственной деятельности и бытовых нужд экипажа. В части эксплуатации технических средств судомеханической службы вахтенный механик подчиняется старшему механику.

При заступлении на вахту механик обязан явиться в МО не позднее чем за 10—15 минут до начала вахты, выполнить все процедуры, указанные в разделе 2.1 (Обходы МО при заступлении на вахту) и доложить о заступлении на вахту вахтенному помощнику каптана.

Вахтенный механик обязан:

- Руководить судомеханической вахтой, обеспечивать выполнение Правил технической эксплуатации технических средств, правил техники безопасности и пожарной безопасности.

- Обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна.

- О всех неисправностях технических средств немедленно докладывать старшему механику и принимать меры к их устранению.

- Обеспечивать подачу электроэнергии и пара потребителям.

- Следить за уровнем воды в льялах МКО и с разрешения вахтенного помощника капитана производить откачку льяльных вод с обязательным выполнением требований Конвенции МАРПОЛ—73/78. Операция по осушению за борт лбяльных вод должна быть зафиксирована в машинном журнале.

- Вести машинный журнал в соответствии с правилами его ведения.

- Обеспечивать поддержание должного порядка в МКО.

4. Когда у вахтенного механика возникают сомнения по ходу несения вахты либо появится необходимость в помощи, он обязан вызвать в машину (ЦПУ) старшего механика.

5. Присутствие старшего механика в машине или в ЦПУ не снимает с вахтенного механика ответственности за несение вахты.

6. При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей в МКО вахтенный механик вправе самостоятельно остановить ГД или любой другой механизм и немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

7. На стояночной вахте вахтенный механик обязан:

- Неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы технических средств службы; покидая машинное отделение, сообщать вахтенному мотористу о месте своего пребывания.

- Принимать надлежащие меры по обеспечению живучести судна и его противопожарной безопасности.

- Производить в машинном журнале записи о ходе ремонтных работ, отправке в цехи (возвращения из цехов) ремонтируемого оборудования, его комплектности и количестве.

- Обеспечивать подачу электроэнергии, пара и воды для производственных и хозяйственно-бытовых нужд.

- При стоянке судна в порту, на швартовах вахтенный механик в ночное время с разрешения вахтенного помощника капитана может отдыхать в каюте, не снимая одежды, сообщив вахтенному мотористу о своем местонахождении.

3.3. Вахтенный электромеханик.

Вахтенный электромеханик обеспечивает бесперебойную работу на заданных режимах и правильную техническую эксплуатацию электрооборудования судна на своей вахте. Вахтенный электромеханик подчиняется вахтенному механику. На судах с электродвижением вахтенный электромеханик при переходе на управление гребными двигателями из ЦПУ выполняет команды с мостика.

Вахтенный электромеханик обязан обеспечивать постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна по электротехнической части. О всех неисправностях электрооборудования немедленно докладывать вахтенному механику и принимать меры к их устранению. Вахтенный электромеханик имеет право с ведома вахтенного механика включать в работу любой генератор, производить необходимые включении и переключения электросхем, не допуская обесточивания судна.

При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей вахтенный электромеханик вправе самостоятельно остановить гребные электродвигатели, выключить любой электромеханизм, отключить генератор или обесточить участок электроцепи и немедленно доложить об этом вахтенному механику.

Заступая на ходовую вахту, вахтенный электромеханик должен выяснить режим работы генераторов и электромеханизмов, проверить техническое состояние работающих генераторов и основных потребителей электроэнергии; на судах с электродвижением проверить состояние и работу главных гребных электродвигателей.

На судах с электродвижением на ходовой вахте вахтенный электромеханик обязан:

- Находиться в ЦПУ или у распределительного щита гребных электродвигателей и обеспечивать их работу.

- Соблюдать назначенный режим работы гребных электродвигателей и не допускать его изменения; форсирование хода допускается только по команде с мостика.

- Репетовать и исполнять команды с мостика.

6. На стояночной вахте вахтенный электромеханик обязан:

- Неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы электротехнических средств.

- Принимать надлежащие меры по обеспечению живучести судна и его противопожарной безопасности по электротехнической части.

- Контролировать ход ремонта электрооборудования.

- При питании судна электроэнергией с берега или с других судов лично производить необходимые включения.

Вахтенный механик рефрижераторных установок.

Вахтенный механик рефрижераторных установок обеспечивает бесперебойную работу на заданных режимах и правильную техническую эксплуатацию рефрижераторного оборудования судна. Вахтенный рефмеханик подчиняется вахтенному механику и в части специальных вопросов эксплуатации рефоборудования—старшему механику.

При заступлении на вахту вахтенный рефмеханик должен ознакомиться с режимом работы рефрижераторных и морозильных установок и температурном режиме в охлаждаемых помещениях, проверить техническое состояние рефрижераторных и морозильных установок, произвести необходимые записи в вахтенном журнале рефрижераторной установки и доложить о заступлении на вахту вахтенному механику.

Вахтенный механик рефрижераторных установок обязан:

- Находиться на посту управления рефрижераторными и морозильными установками.

- Обеспечивать установленные температурные режимы в рефрижераторных трюмах и морозильных аппаратах; в случае нарушения режимов принимать меры к их восстановлению, докладывая об этом старшему механику.

- Обеспечивать готовность к действию запорной арматуры спуска аммиака за борт из системы рефустановки, системы орошения помещения и водяных завес у дверей и трапов рефотделения; контролировать и поддерживать чистоту воздуха и общую чистоту и порядок в рефотделении.

- Вести вахтенный журнал рефрижераторной установки.

- О всех неисправностях рефрижераторного оборудования немедленно докладывать вахтенному механику и старшему механику.

4. При угрозе взрыва и отравления людей, при возникновении пожара или нарушении герметичности системы хладагента вахтенный рефмеханик имеет право с разрешения каптана выпустить хладагент, доложив об этом вахтенному механику и вызвав старшего механика.

ХОДОВАЯ МАШИННАЯ ВАХТА В НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПЛАВАНИЯ. ПРОЦЕДУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И АВАРИЙНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

Обязанности вахтенного механика на ходовой вахте.

Заступая на ходовую вахту, вахтенный механик обязан получить от сдающего вахту сведения о заданном режиме работы ГД, электрооборудования и рефрижераторной установки, о включенных системах автоматического регулирования, контроля, сигнализации, о подаче электроэнергии, воды, пара потребителям и др. сведения.

Вахтенный механик обязан постоянно находиться у поста управления ГД (ЦПУ). В случае, если вахтенному механику необходимо быть у механизмов, расположенных вдали от поста управления, он должен оставить вместо себя лицо, наиболее подготовленное из состава вахты. При наличии дистанционного управления ГД постоянное нахождение вахтенного механика у пульта управления ГД не является обязательным.

Вахтенный механик должен поддерживать нагрузку ГД и обороты в соответствии с указаниями старшего механика на этот счет.

Если во время несения вахты предстоит операция по вводу/выводу ГД в режим эксплуатационной нагрузки, а также переход с одного режима на другой, то необходимо при этом руководствоваться указаниями старшего механика и инструкцией по эксплуатации ГД; нагрузку необходимо увеличивать (уменьшать) постепенно, с задержками на каждой ступени. Запрещается работа дизеля в зоне критических оборотов. При изменении числа оборотов необходимо возможно быстрее переходить через зоны критических оборотов и оборотов, вызывающих вибрацию корпуса судна.

Необходимо периодически контролировать равномерность распределения нагрузки по цилиндрам двигателя по температуре выхлопных газов.

В установках с двумя ГД, работающими на винт через редуктор, необходимо следить за тем, чтобы нагрузка между дизелями распространялась поровну.

Если ГД соединен с гребным валом непосредственно, то во избежание перегрузки дизеля при увеличении сопротивления движению судна необходимо следить за тем, чтобы температуры выпускных газов по цилиндрам не превышали предельно допустимых величин. По согласованию со старшим механиком и мостиком необходимо снизить обороты и нагрузку ГД, если температура выхлопных газов по цилиндрам достигнет предельных величин.

Необходимо периодически, но не реже одного раза в час, проверять работу и смазывать трущиеся детали впускных и выпускных клапанов (если это предусматривается инструкцией по эксплуатации дизеля).

Периодически, но не реже чем каждые полчаса, необходимо производить обход дизеля и машинного отделения и проверять состояние дизеля по приборам, на слух и на ощупь, а также всех механизмов и систем.

Необходимо внимательно прислушиваться ко всем шумам, стукам и вибрации дизеля, турбонагнетателя, редуктора, валопровода, всех работающих механизмов, отличая от обычных все ненормальные шумы, стуки или вибрацию, указывающие на появление ненормальностей в работе.

Если шумы, стуки или вибрация опасного характераи невозможно установить причины их появления, необходимо уменьшить нагрузку (обороты) двигателя и остановить дизель.

Необходимо следить за работой вспомогательного парового котла и утиль-котла, обращая внимание на уровень воды в котле, давление пара, процесс сгорания, форму и размер факела в топке котла. Периодически (не реже одного раза за вахту) продувать водоуказательные приборы котла.

Периодические верхние и нижние продувания котлов должны производиться вахтенным механиком с разрешения старшего механика, по заранее установленному графику, в соответствующей с действующей инструкцией.

При вспенивании, вскипании и бросках котловой воды, признаками которых служат резкие колебания уровня воды в водоуказательных приборах, гидравлические удары в паропроводах, доложить старшему механику, продуть котел верхним продуванием, снизить уровень воды в котле, снизить нагрузку котла.

Контролировать давление и температуру масла в циркуляционной системе смазки двигателя, турбонагнетателя, редуктора, ВРШ, контролировать работу лубрикаторов системы цилиндровой смазки двигателя.

При внезапном падении давления масла или чрезмерном повышении температуры масла в циркуляционной системе надо уменьшить число оборотов или нагрузку двигателя, перейти на резервный масляный насос. Обо всем доложить старшему механику и на мостик.

Необходимо периодически, но не реже одного раза в час, проверять уровень масла в циркуляционных цистернах, картере двигателя, в цистернах редуктора и ВРШ.

Необходимо следить за перепадом давления масла до и после фильтра. Он должен быть в пределах, установленных инструкцией

Необходимо постоянно поддерживать давление и температуру охлаждающей воды.

Периодически, но не реже одного раза за вахту, проверять уровень воды в расширительной цистерне.

Следить за уровнем топлива в расходной и отстойной цистернах.

Периодически осматривать всю топливную систему двигателя, контролировать давление топлива после топливоподкачивающего насоса.

Периодически проверять на ощупь температуру ТНВД и трубок высокого давления (форсуночных трубок).

Следить за работой форсунок. Зависание иглы форсунки или заклинивание плунжера ТНВД может быть обнаружено по прекращению пульсации топлива в форсуночной трубке, по резким высокого тона постукиваниям в цилиндре, по колебаниям оборотов дизеля и другим признакам.

Сразу же после пуска двигателя, а затем периодически, проверять температуру патрубков к пусковым клапанам цилиндров. Нагревается патрубок, где появилась неплотность в закрытии пускового клапана.

Следить за оборотами турбонагнетателя и давлением наддува.

Обязанности вахтенного матроса

Не разрешается производить смену вахты на руле непосредственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их.

В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управлении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе, а также курс по магнитному компасу. Заданный курс должен быть выставлен на специальном табло, которое расположено перед рулевым постом.

Картушка гирокомпаса и Картушка магнитного компаса, наблюдаемая через оптическую систему

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро и магнитного компасов. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого устройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки, внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен немедленно доложить вахтенному помощнику.

Индикатор аксиометра -прибора, указывающего положение пера руля относительно ДП судна

Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарными знаниями правил управления судном при различных обстоятельствах плавания:

Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке. Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда громко и отчетливо репетуется. После выполнения команды обязательно громко доложить об этом.

Команды на руль (Wheel Orders)

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

При визуальном наблюдении впередсмотрящий должен постоянно осматривать весь горизонт. Всё замеченное невооруженным глазом следует немедленно рассмотреть в бинокль. В ночное время впередсмотрящий не должен заходить в освещенную зону мостика, т.к. после этого ему понадобиться не менее 5 минут, чтобы глаза вновь привыкли к темноте.

При слуховом наблюдении необходимо учитывать, что по звуковым сигналам нельзя точно определить положение источника звука относительно судна, особенно в условиях ограниченной видимости. Также нельзя по силе звука судить о расстоянии до его источника.

При особых условиях плавания впередсмотрящего дополнительно могут выставлять на баке судна. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обнаружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, льда, встречных судов, сооружений на воде, различных плавающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения, плавающих мин, огней, сигналов и т. п. К несению вахты на баке привлекают квалифицированного матроса. Перед заступлением на вахту впередсмотрящего тщательно инструктируют, о чем делается соответствующая запись в судовом журнале.

Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим.

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа.

Обязанности вахтенного матроса:

Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта

Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтенный помощник. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения вахтенного помощника.

Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. Вахтенный помощник инструктирует состав пожарной вахты, в течение суточного дежурства периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению вахтенного помощника пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся на борту судна, обязаны по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении пожара действовать по его указанию.

Почепский Олег

В статье мы разберем, что это такое — вахтовый метод или график работы, каким он бывает, расскажем все о нем. Для большинства сотрудников это хороший способ заработать больше, а для работодателей — возможность обеспечить удаленные площадки персоналом на постоянной основе. Так проводят разработки, экспедиции, развивают направления промышленности и производств. Это традиционная форма трудового процесса в сферах деятельности, где невозможно обеспечить движение работников от цеха к дому на ежедневной основе. Это и лесозаготовки, и добыча газа или нефти. Люди остаются на какое-то время прямо на заводе в общежитиях. Осталось разобраться, как это функционирует.

что такое работать вахтой

Как понять вахтовый метод работы, что такое

Так называют постоянную или сменную (сезонную) деятельность, где народ не возвращается домой в течение суток, а отдыхает на территории организации в специально отведенных местах.

Это специфическая форма трудовых взаимоотношений, поэтому для нее продуманы отдельные акты, о которых мы поговорим ниже.

Фирма может вводить подобный вид для определенных специальностей, людей или для всех своих сотрудников сразу. Например, если компания находится в малонаселенном регионе, то руководителей и узких профессионалов лучше набрать на вахту. Так они будут постоянно на производстве.

Если работникам приходится каждый день добираться до службы и обратно более 3 часов ежедневно, то лучше подготовить приказ и пригласить их трудиться вахтенным методом.

Чаще всего это практикуется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, а также в местности, где нужно в короткие сроки возвести новый цех, открыть предприятие или построить здание.

Основная задача подхода — потребность в большом количестве рабочей силы. Несмотря на то что оплачивается такой труд дороже и требуется больше сил и средств на обустройство, фирмы охотно на это идут. Потому что намного важнее результат и налаженный производственный процесс. Например, в нефтяной промышленности и при возведении мостов важно соблюдать все технологические и временные нормативы.

работа вахтой условия

Регулирование по закону

Каждому человеку, прежде чем он трудоустроится на таких условиях, стоит разобраться, как это отражено в ТК РФ.

В статье 297 четко обозначено, что так можно называть вид деятельности, при которой специалист не может ежедневно возвращаться к месту прописки. Эту разновидность нельзя причислить к командировкам, так как вахтой считается все время рабочим, включая междусменный отдых и часть дня на производстве.

Не должно продолжаться более 1 месяца, но в частных случаях и по предварительной договоренности работодатель может увеличить этот срок. Смена — не более 12 часов, если больше, то это переработка, которая оплачивается отдельно. В каком порядке будут сменяться — тоже заранее устанавливает руководство и прописывает в документации, которую будет подписывать сотрудник.

Выходные в момент вахтовки — это отгулы, которые либо оплачиваются по особым правилам, либо причисляются к периоду, когда работник будет дома. На объекте праздников и отпусков не бывает, отдых начинается, только когда человек доберется до места проживания.

Что такое работать вахтой: что это значит согласно ТК РФ

Это особая форма трудового процесса, в основе которого находится невозможность добираться домой каждый день. Компания обязуется организовать доставку людей в обе стороны, обеспечить условия для обеспечения жизнедеятельности и проживания на заводе или рядом с производством.

что такое вахтовый график работы

Приказ фирмы

Перед тем как принять подобное решение, предприятие обычно проводит расчеты, которые помогают понять, насколько эффективно и целесообразно переходить к этому типу взаимодействия с персоналом.

Если это должно себя окупить, то администрация создает документ, в соответствии с которым полностью переходит на этот тип или вводит его в качестве дополнительного.

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

Дата введения 1997-07-01

1. РАЗРАБОТАНЫ ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын

Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд. техн. наук А.Н.Неелов

кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть II), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, III), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин В.А. (Части VII, VIII), Филимонов В.Д. (Часть VI).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ

Заместитель начальника Д.Д.Анисин

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Первый заместитель министра В.Л.Быков

3. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН:

РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.

РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.

1. Область применения

Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении "А".

Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.

Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.*

* Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

2.1. Устав службы на морских судах России.

2.4. Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.

2.5. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).

2.6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.

2.7. Правила по оборудованию морских судов. Регистр.

2.8. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.

2.9. Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.

2.12. Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.

2.13. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50-87.

2.14. Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)

2.17. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.

2.18. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.

2.19. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.

2.20. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.

2.21. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.

2.22. Международный кодекс по газовозам (МКГ). IMO.

2.23. Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.

2.24. Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.

2.25. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO.

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

1. Общие положения

1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.

1.6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.

2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

2.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)

2.1.1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".

2.1.2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

2.1.3. Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.

2.1.4. Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

2.1.5. Во время подготовки СТСиК необходимо:

.1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;

.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);

.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

2.1.6. В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.

2.1.7. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.1.8. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.

2.1.9. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.

2.1.10. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

2.1.11. После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

2.1.12. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.

2.2. Обслуживание во время работы

2.2.1. Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.

2.2.2. Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольно-измерительных приборов и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.2.3. При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.

2.2.4. В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

2.2.5. Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

Читайте также: