Когда появились права человека в россии

Обновлено: 01.06.2024

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, – результат длительного исторического пути.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.




Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.

В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.

Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.

Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (являясь авторитарными, тоталитарными, а также лишенными каких-либо четких характеристик).

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизованного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Принцип верховенства права означает следующее:

– все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с Конституцией и законами страны;

– вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;

– существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;

– все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);

– существуют эффективные средства обжалования административных решений;

– человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;

– существует независимая судебная власть;

– имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и др.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще оправдательный вид приговора.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не снимает основного вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор судей зависел от интересов государства. Однако, сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю шкалу ценностей.

Список используемой литературы

1. Анлреева И.А и др. Основы государства и права. – М.: изд. Юрист, 2004.

3. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. – М.: изд. Норма, 2007.

4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: изд. Норма, 2001.

5. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: изд. Юрист, 2004.

6. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа, 2003.

Конституция РФ 1993 г.

Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: изд. Юридическая литература, 2004.

По су­ще­ст­ву права человека фор­му­ли­ру­ют те ус­ло­вия и спо­со­бы жиз­не­дея­тель­но­сти в лич­ной, по­ли­тической, эко­но­мической, со­ци­аль­ной и куль­тур­ной сфе­рах, ко­то­рые при­зва­ны удов­ле­тво­рять ин­те­ре­сы и по­треб­но­сти лю­дей.

Права человека оп­ре­де­ля­ют­ся цен­но­ст­ны­ми ори­ен­ти­ра­ми, вос­хо­дя­щи­ми к идеа­лам сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва, спра­вед­ли­во­сти. Та­кие пра­ва, как пра­во на жизнь, сво­бо­ду, до­сто­ин­ст­во, не­при­кос­но­вен­ность лич­но­сти, сво­бо­ду мне­ний, убе­ж­де­ний, ав­то­но­мию лич­но­сти, пра­во на уча­стие в управ­ле­нии го­су­дар­ст­вом и другие, яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми ус­ло­вия­ми уст­рое­ния жиз­ни че­ло­ве­ка в де­мо­кра­тическом об­ще­ст­ве и долж­ны быть бе­зо­го­во­роч­но при­зна­ны и ох­ра­няе­мы го­су­дар­ст­вом, по­сколь­ку они при­над­ле­жат ин­ди­ви­ду от ро­ж­де­ния и не­от­чу­ж­дае­мы. Права человека - это сфе­ра сво­бо­ды че­ло­ве­ка и ра­вен­ст­ва всех пе­ред за­ко­ном, уст­ра­няю­ще­го клас­со­вые и со­ци­аль­ные барь­е­ры ме­ж­ду чле­на­ми об­ще­ст­ва. Они из­ме­ня­ют ха­рак­тер и стиль го­су­дар­ст­вен­но­сти, взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду государственной вла­стью и че­ло­ве­ком, яв­ля­ют­ся ог­ра­ни­чи­те­лем все­вла­стия го­су­дар­ст­ва, ос­во­бо­ж­дая ин­ди­ви­да от чрез­мер­ной опе­ки и по­дав­ле­ния его во­ли со сто­ро­ны вла­ст­ных струк­тур. Фор­ми­ро­ва­ние пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва бы­ло бы не­воз­мож­но без ут­вер­жде­ния в об­ще­ственном соз­на­нии и прак­ти­ке Права человека и не­от­де­ляе­мых от них прин­ци­пов вер­хо­вен­ст­ва за­ко­на и раз­де­ле­ния вла­стей.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны, соз­да­ния ООН, цель ко­то­рой со­сто­ит в том, что­бы из­ба­вить че­ло­ве­че­ст­во от бед­ст­вий вой­ны, ут­вер­дить ве­ру в основные пра­ва че­ло­ве­ка, в дос­то­ин­ст­во и цен­ность че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, бы­ли при­ня­ты Дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка (1948), Ме­ж­ду­народный пакт об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах (1966), Ме­ж­ду­народный пакт о гра­ж­дан­ских и по­ли­тических пра­вах (1966) и другие важ­ней­шие пра­во­вые ак­ты по правам человека, но­сив­шие уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Уни­вер­саль­ные ме­ж­ду­народные пра­во­вые ак­ты ус­та­но­ви­ли план­ку, не по­зво­ляю­щую го­су­дар­ст­вам ог­ра­ни­чи­вать пра­ва и сво­бо­ды, ссы­ла­ясь на ци­ви­ли­за­ци­он­ные, на­цио­наль­ные, ре­гио­наль­ные, ре­ли­ги­оз­ные и иные осо­бен­но­сти го­су­дарств. Они бы­ли при­зна­ны ме­ж­ду­народным со­об­ще­ст­вом. Од­на­ко, учи­ты­вая раз­ли­чия ми­ро­вых ци­ви­ли­за­ций, бы­ли при­ня­ты ре­гио­наль­ные ак­ты по правам человека, цель ко­то­рых - со­че­та­ние уни­вер­саль­но­сти прав человека с ци­ви­ли­за­ци­он­ны­ми цен­но­стя­ми и тра­ди­ция­ми: Ев­ропейская кон­вен­ция о за­щи­те прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод (1950), Американская кон­вен­ция о пра­вах че­ло­ве­ка (1969), Африканская хар­тия прав че­ло­ве­ка и на­ро­дов (1981), Ис­лам­ская дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка (1990), Кон­вен­ция СНГ о пра­вах и ос­нов­ных сво­бо­дах че­ло­ве­ка (1995).

При­ня­то вы­де­лять сле­дую­щие груп­пы прав человека: гра­ж­дан­ские и по­ли­ти­че­ские; со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские; куль­тур­ные пра­ва.

Гра­ж­дан­ские (лич­ные) и по­ли­ти­че­ские пра­ва гра­ж­дан оп­ре­де­ля­ют воз­мож­но­сти ин­ди­ви­да уча­ст­во­вать в по­ли­тической жиз­ни и осу­ще­ст­в­лять государственную власть (сво­бо­да мыс­ли, сво­бо­да мне­ний, пра­во на по­лу­че­ние и рас­про­стра­не­ние ин­фор­ма­ции, пра­во на мир­ные со­б­ра­ния, на сво­бо­ду ас­со­циа­ций, на уча­стие в ве­де­нии государственных дел как не­по­сред­ст­вен­но, так и че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей, пра­во из­би­рать и быть из­бран­ным и другие).

Со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские пра­ва при­зва­ны обес­пе­чить че­ло­ве­ку дос­той­ный жиз­нен­ный уро­вень, пра­во на труд и сво­бод­ный вы­бор ра­бо­ты, пра­во на рав­ную оп­ла­ту за рав­ный труд, на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, на за­щи­ту ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва, на об­ра­зо­ва­ние и другие.

Куль­тур­ные пра­ва га­ран­ти­ру­ют дос­туп че­ло­ве­ка к бла­гам куль­ту­ры, сво­бо­ду ху­дож., на­уч., тех­нич. твор­че­ст­ва, его уча­стие в куль­тур­ной жиз­ни и поль­зо­ва­нии уч­ре­ж­де­ния­ми куль­ту­ры.

То, что у каждого человека есть права и они нуждаются в защите, воспринимается в наше время как само собой разумеющееся. Но так было не всегда.

О правах человека в наше время говорят много и разного. Пессимисты даже считают, что эти идеи себя дискредитировали, слишком много появилось придуманных прав. Есть, конечно, некоторые резоны для таких суждений. С другой стороны, когда в народе говорят: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет" – это ведь о дураках, а не о молитве. Поговорим без дураков о том, что такое права человека, откуда они появились и зачем нужны.

А появилось это понятие в многотысячелетней истории человечества относительно недавно. И прежде всего в европейской цивилизации.

Как и многие другие важные идеи, первые правозащитные формулировки происходят из Древней Греции. Еще в эллинистическую эпоху граждане некоторых городов-государств пользовались правом изогории, или свободы слова для всех, и изономии – равенства всех перед законом. Эти права и ныне входят в число основных. Философы-стоики провозгласили принцип естественного права: это достояние каждого человека благодаря его человеческой природе.

Кирилл Вышинский

В Средние века о правах человека речи не было. Само слово "право" употреблялось в устойчивом сочетании с "привилегией" – права и привилегии, дарованные определенным подданным неким сувереном. Интересно, что право на гражданство, например, по сей день понимается многими эстонскими политиками именно в таком смысле. Потребовались встряски в виде европейских революций и развитие христианского осознания личности, чтобы подойти к современному пониманию прав человека.

Билль о правах, принятый в 1689 году английским парламентом после "Славной революции" Оливера Кромвеля, гарантировал всем подданным право на жизнь, свободу и владение имуществом. Кроме того, он создал институт суда присяжных и ограничивал чрезмерные налоги, штрафы и произвольные наказания.

В июле 1776 года была принята Декларация независимости 13 североамериканских штатов (авторы – Томас Джефферсон и Том Пэйн), которая начинается словами:

"Нам представляются несомненными следующие истины: все люди созданы равноправными, они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами и среди них – правом на жизнь, свободу и стремление к счастью".

Первым практическим правозащитником может по праву считаться Великий князь Тосканы Пьетро Леопольд I Габсбург. 30 ноября 1786 года он ввел в действие новый уголовный кодекс, который впервые в современной истории запретил смертную казнь и пытки заключенных. По его приказу были уничтожены все устройства для казни.

Великий герцог Тосканы Пьетро Леопольдо I

При этом Пьетро Леопольд I оставался вполне себе абсолютным монархом, и он бы просто не понял, если бы ему предложили каждые четыре года устраивать всеобщие выборы на должность Великого князя.

Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции в 1789 году, основана на тех же идеях. Она утверждает, что "люди рождаются и остаются свободными и равноправными", более того, что "целью всякой политической ассоциации является защита естественных и неотъемлемых прав человека; права эти – свобода, неприкосновенность личности и право сопротивляться угнетению".

Право собственности было объявлено священным и неприкосновенным, гарантировались свобода слова, совести, печати, собраний и неприкосновенность личности.

Эти идеи постепенно воплощались в конституциях и законодательных актах разных стран. Решающим импульсом к разработке итоговой и международно-признанной системы защиты прав человека послужили события Второй мировой войны и создание Организации Объединенных Наций.

Основополагающим документом новорожденной ООН стала Декларация об основных правах человека. Разрабатывали этот документ в буквальном смысле всем миром и при участии авторитетнейших юристов того времени.

В авторскую группу вошли Элеонора Рузвельт (США), Чжан Пэнчунь (Китай), Шарль Малик (Ливан), Рене Кассен (Франция), Уильям Ходжсон (Австралия), Джеффри Уилсон (Великобритания), Эрнан Санта Крус (Чили), Владимир Корецкий (СССР/УССР). Координатором был Джон Хамфри (Канада).

Авторы Всеобщей декларации прав человека

Самым авторитетным из них был, без сомнения, Рене Кассен. Еврей, переживший две мировые войны, приговоренный к смерти нацистами, потерявший в немецких концлагерях почти всех своих родственников, Кассен внес один из самых значительных вкладов в создание текста Декларации.

Главные идеи Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года, выражены в первых двух статьях, которые являются основой современного международного права.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Элеонора Рузвельт держит Всеобщую декларацию прав человека

После долгих обсуждений и многочисленных согласований Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 48 голосами при 8 воздержавшихся. Против не выступила ни одна делегация, что можно считать величайшим достижением мирового сообщества. Саму Декларацию, заложившую основы современного международного права в области прав и свобод человека, называют выдающимся документом в истории человечества.

Кстати.

Первым практическим правозащитником может по праву считаться Великий князь Тосканы Пьетро Леопольд I Габсбург. 30 ноября 1786 года он ввел в действие новый уголовный кодекс, который впервые в современной истории запретил смертную казнь и пытки заключенных. По его приказу были также уничтожены все устройства для казни.

Великий герцог Тосканы Пьетро Леопольдо I

При этом Пьетро Леопольд I оставался вполне себе абсолютным монархом, и он бы просто не понял, если бы ему предложили каждые 4 года устраивать всеобщие выборы на должность Великого князя.

А тремя годами спустя в соседней Франции произошла известная революция во имя, как мы бы сейчас сказали, демократических идеалов. Одним из символов этой революции стало изобретение демократа и гуманиста Жозефа Игнаса Гильотена.

Демократ и гуманист Жозеф Игнас Гильотен

Поначалу зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, гильотина разочаровала – слишком скоротечно. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность числом казней. На пике революционной борьбы в Париже казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для установления демократии, везла с собой походные гильотины.

Гильотина – изобретение Французской революции

Все материалы рубрики "Право на защиту" предоставлены Центром информации по правам человека и публикуются в авторской редакции. Авторы статей – Алексей и Лариса Семеновы, Елена Каржецкая, Елена Ежова и другие.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.


Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

Миронов О.О.

Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Лукин В.П.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.


Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором межпарламентских связей.

Читайте также: