Когда начали фотографировать на техосмотре

Обновлено: 15.04.2024

Без фотошопа: прохождение техосмотра придется подтверждать визуально

Начали с послаблений

Правила прохождения техосмотра планировали серьезно поменять в июне, но из-за коронавируса реформу отложили до конца марта 2021 года. Пандемия даже внесла свои смягчающие коррективы – Госдума экстренно приняла поправки, направленные на поддержку производителей и стимулирование обновления автопарка.

Автомобили младше четырех лет полностью освободили от прохождения ТО. Машины возрастом от четырех до десяти лет, согласно поправкам, должны приезжать на техосмотр каждые два года, возрастом старше десяти лет – раз в год. Для сравнения: до этого автомобили от трех до семи лет должны были являться на ТО каждые два года, старше семи лет – раз в год.

Кроме того, вплоть до октября автовладельцам разрешили приобретать полис ОСАГО без диагностической карты – из-за режима ограничений многие операторы ТО попросту не работали. При этом страхователи всё равно должны будут предоставить карту позже.

Фото до и после

Остальные поправки, вступающие в силу с марта 2021 года, ужесточают контроль за прохождением техосмотра. Прежде всего это фотофиксация. Минтранс в приказе № 97 уточнил, как будет происходить процесс съемки.

Машина подлежит фотографированию дважды: спереди в начале осмотра и сзади при его завершении, Причем так, чтобы на каждом снимке можно было различить госномер, марку и цвет. В случае с фурой на втором фото должна быть запечатлена задняя часть прицепа.

От фотографирования VIN-номера решено было отказаться, это позволит минимизировать временные затраты и автоматизировать процесс съемки.

Отказались и от фиксации техосмотра на видео. По словам первого зампреда комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, для этого потребовались бы большие базы данных и сервера для их хранения, что в итоге увеличило бы стоимость проведения техосмотра.

Файлы фотографий объемом до 700 КБ должны содержать дату и время с погрешностью не более трех секунд и координаты с погрешностью до 15 м. Они будут храниться в течение пяти лет в единой информационной системе техосмотра ЕАИСТО. МВД, в чьем ведении находится база, потратит 80 млн рублей на ее модернизацию.

ГИБДД поможет страховщикам

Сейчас за операторами следит Российский союз автостраховщиков (РСА), который в течение прошлого года провел более 200 документарных и около 500 выездных проверок. По результатам было принято 580 решений о приостановке действия аттестата. Самые распространенные причины – отсутствие пункта технического осмотра и необходимых средств технического диагностирования, а также оформление диагностической карты без фактического проведения технического осмотра.

По новым правилам, ГИБДД о результатах проверок будет информировать РСА. Если факт нарушения правил установлен, то союз сразу приостановит аттестат оператора ТО. Если ГИБДД установила нарушение требований аккредитации, то РСА проведет проверку оператора. В случае если Союз автостраховщиков обнаружит нарушения в ходе своих проверок, то в свою очередь проинформирует ГИБДД. Операторам за необоснованную выдачу диагностических карт и внесение в базу недостоверной информации грозят серьезные штрафы.

Ваша карта бита

ГИБДД хотят наделить полномочиями аннулировать диагностическую карту в том случае, если техосмотр был проведен с нарушениями или его не было вовсе. За езду без ТО планируют ввести штраф 2 тыс. рублей; кроме того, инспектор, аннулировавший диагностическую карту, должен уведомить об этом страховую компанию.

Отменить техосмотр

По его словам, техосмотр для личного транспорта можно было бы совсем отменить. Процент ДТП по причине неисправности транспортного средства не меняется на протяжении многих лет. Согласно ПДД, за состояние автомобиля отвечает водитель, а эксплуатация неисправной машины запрещена.

Депутат Вячеслав Лысаков также считает, что техосмотр для личного транспорта можно было отменить и одновременно повысить ответственность за техническое состояние автомобиля, вплоть до уголовной. В то же время он подчеркнул, что в России нет методологии оценки состояния автомобиля и сложно определить, стало ли оно причиной ДТП.

– В связи с этим не стоит рассчитывать, что у нас серьезно увеличится контроль за прохождением техосмотра и контроль за операторами, проводящими техосмотр, – отметил Якимов.

– Если все эти автомобили с завтрашнего дня начнут по-честному проходить техосмотр, у нас не хватает станций ТО даже с учетом фиктивных и полуфиктивных. В регионах есть 20- и 25-летние автомобили. Не совсем понимаю, по каким нормам измерять их выбросы, по действующим или действовавшим на момент выпуска машины, – отметил Кадаков. Кроме того, он привел в пример статистику ДТП в США: там самые распространенные технические причины аварий – шины и тормоза.

– С шинами может случиться что угодно, ты выехал из сервиса и получил порез, который не заметил. Кроме того, никто не поднимает автомобиль и не осматривает снизу. Машина может сейчас выдавать тормозное усилие, а завтра у нее может лопнуть трубка. Таким образом, мы не контролируем львиную долю причин, – отметил Кадаков.

С 1 марта вступили в силу изменения в процедуре техосмотра. И хотя действующие диагностические карты продлили до осени, части автомобилистов приходится проходить ТО по новым правилам.


Главное нововведение — фотофиксация автомобиля на станции и отправка данных в ГИБДД. Фотографируют машину при въезде и выезде из СТО. Фото, координаты места проведения осмотра, время начала и окончания проверки автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования заносятся оператором в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), которую ведет МВД.

Пририсуем вашу машину

Требования к съемке обычные, какого-то специального оборудования и программного обеспечения не требуется. Этим-то и воспользовались мошенники, на борьбу с которыми и была изначально направлена реформа.

Дело в том, что все данные о дате и месте съемки, передающиеся в базу, хранятся всего лишь в EXIF файле, который легко редактируется. Более того, фиксация координат и оборудование, которое должно это делать, никак не регламентируются в приказе Минтранса.

мошенничество

На фотографию сервисной станции злоумышленники просто пририсовывают машину в нужное место, а геотеги и время вручную вписывают в метаданные файла. Для передачи требуется всего лишь компьютер с установленным программным обеспечением оператора ТО с нужной электронной подписью и данные для подключения к базе ГИБДД. Таким образом, имея на руках отретушированные фотографии, учетную запись, вход в ЕАИСТО и подпись, мошенник может создать диагностическую карту и прислать ее в базу ГИБДД.


Главное, чтобы в базе были

Страховщики разводят руками и отмечают, что всё, что им нужно для оформления ОСАГО, — это информация в ЕАИСТО. В случае ДТП из-за неисправности ТС страховая пойдет разбираться с оператором техосмотра, а не с автовладельцем.

прием документов на техосмотр

Выход есть, а денег нет


Участник разработки ГОСТ на комплексы фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что проблема шифрования данных решается достаточно просто. Однако потребуется специальное оборудование и программные разработки.

технический эксперт проводит техосмотр


Получить диагностическую карту, честно пройдя техосмотр, возможно, если автомобиль в ухоженном состоянии и максимально приближен к заводской комплектации. На лобовом стекле не должно быть трещин с водительской стороны в районе работы дворников. Дополнительные гаджеты желательно убрать.

Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов отмечает, что в среднем около 40% автомобилей не проходят ТО с первой попытки. При этом практически все, кто не прошел ТО сразу, возвращаются на повторный осмотр, устранив неисправность, и получают диагностическую карту.

Технический эксперт проводит осмотр автомобиля


легковые автомобили в очереди на ТО


пункт техосмотра в Челябинске. В реальности очередь больше — люди едут по записи" title https://74.ru/text/auto/2021/02/25/69781244/" target="_blank" >пункт техосмотра в Челябинске. В реальности очередь больше — люди едут по записи" itemprop="contentUrl">

Живая очередь на пункт техосмотра в Челябинске. В реальности очередь больше — люди едут по записи

Реформа состоялась по плану

— Мы сами обалдели, если честно, — сказал он. — Я думаю, СМИ неверно донесли информацию, потому что до правительство лишь продлило срок действия некоторых диагностических карт, но сама реформа состоялась по плану.

Техосмотр без осмотра теперь практически невозможен

Фото: Артём Краснов

Что же подписал Мишустин

Единственным послаблением стало продление на полгода (но не менее чем до ) срока действия диагностических карт, которые истекают в период с до 2021 года, — текст постановления правительства есть на сайте кабмина. При этом формулировки сопроводительного текста в самом документе создают впечатление, будто речь идет об отсрочке реформы:

— В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до , — подчеркнул председатель правительства.

В частности, СМИ распространили информацию, что на переносится обязательная фотофиксация посещений ПТО, но и это оказалось неправдой.

— Мишустин не подписал постановление о переносе фотофиксации, — подчеркнул Геннадий Безносов. — Да, СМИ со ссылкой на него вроде бы анонсировали такой шаг, но в реальном тексте постановления указаний на временную отмену фотофиксации нет.

Специалист также отметил, что перенос реформы физически невозможен в столь короткие сроки:

— Большинство изменений в порядок техосмотра вносились федеральными законами, а Правительство РФ может отменить разве что некоторые подзаконные акты, но и этого сделано не было, — сказал Геннадий Безносов. — Поэтому с система плохонько, но заработала.

При наличии неисправностей у автовладельца есть 20 дней на их устранение: тогда при повторном обращении эксперт ПТО проверит лишь проблемные зоны автомобиля. Сверх этого срока техосмотр проходится заново по всем пунктам

Фото: Артём Краснов

Реально ли купить техосмотр

— Я вам еще раз объясняю: если у вас трещина на лобовом стекле, ее будет видно на фотографиях.

— А может, можно чуть подороже сделать, но без фотографий?

— Повторяю: вы должны приехать на пункт, там вас сфотографируют, если хотите время терять — приезжайте с трещиной.

Что мешает нелегалам

Пример объявления о продаже техосмотра, снятого с публикации. Характерна дата регистрации — 2012 год. В это время шла медведевская реформа, фактически отменившая техосмотр

Со слов опрошенных специалистов, работать вчерную мешают несколько обстоятельств, включая и упомянутую фотофиксацию.

— Конечно, кто-то пытается подделывать фотографии с помощью фотошопа, но у РСА, видимо, работают какие-то программы, которые выявляют поддельные снимки и аннулируют карту, — объяснил Илья Барыкин.

Вторая проблема — электронно-цифровая подпись эксперта.

— Нелегалы не имеют флешки (токена), которая необходима для выгрузки диагностической карты, — указал Геннадий Безносов. — Да, они могут вступить в сговор с экспертом и подделать фотографии, но в любом случае есть модерация. Сейчас всё стало очень прозрачно: любой специалист может зайти в систему и увидеть время и место прохождения техосмотра, а если на фотографиях видны следы редактирования, смело пишем жалобу в РСА: это повлечет негативные последствия для оператора. Конечно, не все агенты перестали работать, но продажа карт сегодня затруднена.

С 1 марта вместо прежней базы данных ЕАИСТО заработала ее модернизированная версия ЕАИСТО-М, которая требует подключения и авторизации эксперта. Подкупить его, вероятно, можно, но с учетом крупных штрафов и уголовной ответственности такие манипуляции стали куда более рискованными.

Откуда очереди на ПТО

С начала марта мы получаем жалобы от читателей на невозможность пройти техосмотр из-за неработающей базы данных ЕАИСТО-М. Операторы подтвердили, что база функционирует нестабильно, и это — одна из причин проволочек и очередей. Кроме того, есть проблемы с подключением новых экспертов и внесением изменений в реестр ПТО, что не позволяет ряду пунктов работать полноценно.

Въезд на ПТО — машину ждут очереди. Такой картины мы не видели лет десять

станция техосмотра

Содержание

После неоднократных переносов и сдвигов весной 2021 года должны заработать обновленные правила прохождения техосмотра . В этом материале собрали самое главное: изменения , стоимость и список неисправностей, которые не дадут его пройти.

ТО

Самое главное — от техосмотра будет не отвертеться. После того, как в 2012-м функцию контроля и надзора за техническим состоянием транспорта забрали у МВД (ГИБДД) и отдали страховщикам (в лице РСА), процедура технического освидетельствования превратилась в профанацию. Если раньше (до 2012 года) отсутствие заветного талончика каралось инспекторами ДПС, то под крылом РСА караться перестало. Зато без диагностической карты стало невозможно получить полис ОСАГО. А вот уже за его отсутствие можно было налететь на санкции от полиции.

Но звучит все куда путанее и суровее, чем было по факту. Страховые брокеры и агенты приторговывали заветными диагностическими картами, для получения которых надо было заплатить символическую сумму — и даже ездить ни на какой подъемник ни в какой сервис не надо.

Техосмотр стал фикцией.

Это не ускользнуло от внимания ни МВД, ни РСА, и они сообща задумали вернуть, как было, и даже сделать лучше.

Прохождение ТО

Поэтому прохождение техосмотра в 2021 году меняется: надзирать за техническим состоянием автотранспорта снова будет полиция, в которую данные о проведенном техосмотре должны передаваться из аккредитованного пункта.

Предполагается, что в новом техосмотре с марта 2021 года все будет по-цифровому и очень удобно:

  • заезжаешь в аккредитованный пункт проведения осмотра;
  • машину прогоняют по всем параметрам;
  • на входе и выходе авто фотографируется с привязкой к месту и времени совершения осмотра;
  • диагностическая карта с результатами осмотра и фотографиями по защищенному каналу отправляется в специальную базу МВД;
  • под каждой диагностической картой должна стоять электронная подпись аккредитованного технического специалиста.

Просто? Вроде да. Эффективно? Наверное. В теории, чтобы попасть в базу МВД, техосмотр надо будет реально пройти. Как минимум, под прицелом камеры заехать и выехать из пункта ТО.

Как на самом деле? Сказать трудно. На конец февраля в стране были проверены и аккредитованы только половина из имеющихся пунктов технического осмотра. В остальных — проблемы с коммуникациями, канализацией, и по техническим требованиям они не пролезают.

Поэтому не исключено, что в начале марта нас ждут давки и ажиотаж вокруг пунктов ТО, очереди и перепродажа мест в очереди, случится скандал, и обновления в очередной раз отодвинут.

Или нет. Ждем 1 марта с особым интересом.

Сколько стоит техосмотр в 2021 году

Техосмотр

Зависит от региона. В отличие от дилерских плановых процедур, когда ценник рисует само предприятие, стоимость техосмотра регламентирует государство. И получается, кстати, даже дешевле, чем купить готовую диагностическую карту у страхового брокера. Например, цена техосмотра в 2021 для легковушки:

  • в Свердловской области — 498 рублей;
  • в Татарстане — 720 рублей;
  • в среднем по федеральным округам – 600 рублей.

С какими неисправностями автомобиля не пройти техосмотр в 2021 году

Техосмотр

  • двигатель;
  • колеса и шины;
  • тормозные системы;
  • рулевое управление;
  • внешние световые приборы;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла;
  • прочие элементы конструкции.

Соответственно, стучит рейка, люфтят рулевые тяги? Неисправность рулевого управления. Не прошел.

Стерт протектор, на двух осях стоят разные шины? Непорядок с шинами и дисками. Не прошел.

ксенон

Тормозные колодки стерты меньше контрольной метки? Неисправность тормозной системы. Не прошел.

Отдельно смотрят экологические параметры (выхлоп, концентрация вредных веществ в отработанных газах) и комплектацию автомобиля. Точно надо иметь в багажнике:

  • аптечку;
  • огнетушитель;
  • световозвращающий жилет;
  • знак аварийной остановки.

С одной стороны, ничего неподъемного в этих правилах техосмотра в 2021 году нет: ухоженный автомобиль, которому вовремя делают ТО и за которым в целом следят, пройдет диагностику без проблем.

Автор: Владимир Андрианов

Как вы считаете, вступят ли в силу изменения в техосмотре и насколько правильна идея с цифровизацией? Поделитесь своим мнением в комментариях.


Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.

Новое в законодательстве

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Первичный технический осмотр

Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.

Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.

Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.

Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.

Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.

Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.

Повторный технический осмотр

Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.

Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.

Диагностическая карта и срок её действия

Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.

Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.

В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет автовладельцам отслеживать изменения в законодательстве.

Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале.

Читайте также: