Какой признак положен в основу журнально ордерной формы учета

Обновлено: 20.05.2024

Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:

1) полная журнально-ордерная форма учета, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в больших организациях;

2) сокращенная журнально-ордерная форма учета, состоящая из восьми типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в средних и малых организациях.

Схема журнально-ордерной формы учета приведена на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Схема журнально-ордерной формы учета

______ запись информации

Журнально-ордерная форма предполагает также использование вспомогательных ведомостей и разработочных таблиц.

Вспомогательные ведомости по синтетическим счетам построены по дебетовому признаку. Они составляются по активам, подлежащим особому контролю (денежные средства).

Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости осуществляются на основании данных первичных документов. По окончании месяца итоговые данные из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Она ведется по дебетовому признаку, т.е. записывается оборот по кредиту из соответствующего журнала-ордера и обороты по дебету по каждому из корреспондирующих счетов.

На основании данных Главной книги и некоторых аналитических счетов составляется баланс и другие формы отчетности.

Упрощенная форма учета

Упрощенная форма учета предназначена для малых предприятий. Она ведется в двух вариантах:

Первый вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций, в которой регистрируются все хозяйственные операции организации. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность.

Второй – основан на применении нескольких регистров – ведомостей учета имущества малого предприятия:

· В-1 – Ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;

· В-2 – Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;

· В-3 – Ведомость учета затрат на производство;

· В-4 – Ведомость учета денежных средств и фондов;

· В-5 – Ведомость учета расчетов и прочих операций;

· В-6 – Ведомость учета реализации;

· В-7 – Ведомость учета расчетов с поставщиками;

· В-8 – Ведомость учета оплаты труда.

Итоги ведомостей служат основанием для заполнения шахматной и оборотной ведомостей.

Автоматизированная форма учета

В условиях применения современных информационных технологий большое значение имеет автоматизация труда работников бухгалтерии. Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета следующие:

ПЭВМ являются определяющим фактором организации труда бухгалтера;

однократный ввод и многократное использование учетных данных;

хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;

возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передача их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерских записей путем использования зависимости между корреспондирующими счетами;

автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое форма бухгалтерского учета?

2. Какая сущность мемориально-ордерной формы учета?

3. Какая сущность журнально-ордерной формы учета?

4. Что такое упрощенная форма учета?

5. В чем сущность автоматизированной формы учета?

Тест к теме 10

1. Форма бухгалтерского учета – это:

а)набор первичных документов для отражения всех хозяйственных
операций;

б) совокупность взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых в организации для ведения учета.

в) технологический процесс обработки информации;

г) последовательность регистрации хозяйственных операций.

2. К отличительным признакам форм бухгалтерского учета относятся:

а) количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид;

б) последовательность и способ записей в учетные регистры;

в) взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;

г) признаки, перечисленные в пунктах а), б), в).

3.Основным регистром мемориально-ордерной формы является:

б) главная книга;

г) книга учета хозяйственных операций.

4. Характерными особенностями мемориально-ордерной формы учета являются следующие:

а) оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами;

б) составление первичных документов;

в) ведение аналитического учета в основном в книгах и карточках;

г) составление баланса.

5. Форма учета журнал-главная – это:

а) упрощенная форма мемориально-ордерной формы учета;

б) самостоятельная форма учета;

в) разновидность журнально-ордерной формы учета;

г) такой формы учета не существует.

6.Основным регистром журнально-ордерной формы учета являются:

а) группировочные ведомости;

б) вспомогательные ведомости;

г) книга учета хозяйственных операций.

7.Журналы – ордера построены по признаку:

8. Сокращенная журнально-ордерная форма учета предназначена для использования:

а) крупными организациями;

б) всеми организациями;

в) средними и малыми организациями;

г) только бюджетными организациями.

9.Главная книга в бухгалтерском учете ведется по признаку:

10.Автоматизированная форма бухгалтерского учета позволяет:

а) не составлять первичные документы;

б) однократно вводить и многократно использовать учетные данные;

в) хранить и обрабатывать массив информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;

Журнально - ордерная форма счетоводства (журнал - ордер, ведомость счета, главная книга, шахматный баланс) Единая журнально - ордерная форма счетоводства разработана на основе единого плана счетов бухгалтерского учета и предназначена для применения во всех отраслях народного хозяйства (промышленность, строительство, снабжение, сбыт и др.).

Эта форма счетоводства основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

В единой журнально - ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы - ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы - ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах - ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы - ордера.

В основу построения журналов - ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Итоговые данные журналов - ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале - ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах - ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов - ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведется объединенно, в единых регистрах, также находят отражение в журналах - ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы - ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один - для записи операций по кредиту счета (собственно журнал - ордер), другой - для отражения показателей аналитического учета.

Журналы - ордера, как правило, построены таким образом, что в них отражаются однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, счетно связанные между собой. Поэтому некоторые журналы - ордера предназначены для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах - ордерах предусмотрены типовая корреспонденция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах - ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, кроме того, предусмотрены необходимые позиции (статьи) аналитического учета.

Таким образом, в основу построения единой журнально - ордерной формы счетоводства положены следующие важнейшие ее принципы:

- производство записей в журналах - ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

- совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

- отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

- применение объединенных журналов - ордеров по счетам, счетно и экономически связанным друг с другом;

- применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;

- применение месячных журналов - ордеров.

Главная книга используется для обобщения данных из журналов - ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В Главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах - ордерах.

В Главной книге текущие обороты производятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному.

Основание - Письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 "Об инструкции по применению единой журнально - ордерной формы счетоводства"

Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ . С. М. Джаарбеков . 2001 .

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

- объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

- сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги[4].

Основными регистрами бухгалтерского учета в данном случае являются журналы-ордера - свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов.

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах подсчитывают общий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно. Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу следующей формы:

ГЛАВНАЯ КНИГА ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ УЧЕТА

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответствующего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге - расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Первичные документы хранятся отдельно от журналов-ордеров или вспомогательных ведомостей. Каждая партия документов текущего месяца, относящаяся к какому-либо одному журналу-ордеру или одной ведомости, формируется отдельно. Внутри папки документы брошюруются по порядку их записи в журнале-ордере или ведомости. Документы одного месяца отделяются прокладками от документов другого месяца.

Журналы-ордера хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждого из них.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей. Общая схема записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 2.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам). Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов[6].


Рисунок 2 – Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

От указанных недостатков свободна автоматизированная форма учета, основанная на использовании персональных компьютеров.

Раздел: Бухгалтерский учет и аудит
Количество знаков с пробелами: 23459
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 0

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Выделяют такие формы бухгалтерского учета: книжно-журнальная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная форма для малых предприятий, таблично - автоматизированная.

Они отличаются одна от другой количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учётно - вычислительных работ.

Практика показывает, что на многих предприятиях Украины чаще всего используют такие формы ведения учёта, как мемориально – ордерная и журнально – ордерная. Они являются наиболее простыми формами, которые в значительной степени упрощают работу бухгалтера на предприятиях.

Каждая форма ведения учёта имеет свои достоинства и недостатки, что помогает с точностью определить, какую из них выбрать для определённого предприятия.

Мемориально-ордерная форма учета возникла в 30-е гг. XX века и предполагала расписку на каждый документ отдельной справки с бухгалтерской проводкой. Эти справки получили название мемориальных ордеров. Со временем однородные операции стали группировать в специальных накопительных ведомостях, и только итоги этих ведомостей включались в мемориальные ордера.

А недостатками этой формы считаются:

громоздкость основных учетных регистров; многократное перенесение данных из регистра в регистр; отрыв хронологической и систематической записей; отставание данных синтетического и аналитического учета; дополнительные затраты времени на составление форм отчетности; слабая приспособленность аналитического учёта к оперативной работе предприятия и к анализу хозяйственной деятельности.

В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.

Журнально-ордерная система возникла в 50-е гг. XX в. как наиболее прогрессивная в условиях ручного способа ведения бухгалтерского учета.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на один синтетический счет или группу счетов. Каждый журнал-ордер имеет индивидуальный номер и может иметь различную форму. Запись в них производят ежедневно либо из первичных документов, либо из вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных. В этой связи отпадает необходимость ведения специальных хронологических регистров, а систематический и хронологический учет совпадают.

Главной особенностью журнально – ордерной формы ведения бухгалтерского учёта является то, что все журналы – ордера построены по кредитовому признаку. Это означает, что все записи в основных регистрах отражают кредитовые обороты по синтетическому счёту в разрезе корреспондирующих счетов. Кредит предпочитают дебету по следующим причинам:

  • предполагается, что кредит счёта отражает информационный выход, а дебет – вход, следовательно, выход информации важнее её входа;
  • кредит трактуется как причина факта хозяйственной деятельности, а дебет – её следствие.

Преимуществами этой формы считаются:

частичное совмещение синтетического и аналитического учета, полное совмещение систематической и хронологической записей; существенное сокращение масштабов аналитических работ; формирование большинства отчетных показателей непосредственно в учетных регистрах.

К недостаткам журнально-ордерной формы можно отнести сложность и громоздкость построения некоторых учетных регистров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета, относительная несвязанность некоторых учетных регистров между собой.

По мнению автора наиболее эффективной формой ведения учёта на среднестатистическом предприятии Украины является журнально – ордерная. Одной из главных причин принятия такого решения является сравнительно небольшое количество недостатков этой формы, к тому же они имеют слабое влияние на вдение учёта организации. Немаловажно также и то, что журнально – ордерная форма обеспечивает совмещение систематической и хронологической записей, чего никак нельзя сказать о мемориально – ордерной форме.

Кроме того, при журнально – ордерной форме учёта создаются предпосылки для более широкого применения электронно-вычислительных машин, лучше можно распределить обязанности между счётными работниками, перевести работу на график, улучшить организацию и технику ведения учёта.

Читайте также: