Какое государство считается правовым признающее примат

Обновлено: 19.05.2024

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций.

Не создавая государства как субъекта международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства. Оно позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм.

Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания.

Институт признания не кодифицирован, а практика государств, касающаяся критериев признания государств, очень разнообразна. Определенный шаг к выработке универсальных критериев был сделан при признании государств, образовавшихся на территории бывших Югославии и Советского Союза. 16 декабря 1991 года Европейским сообществом были приняты "Критерии для признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе". В соответствии с данным документом государства, претендующие на признание, должны были предоставить гарантии соблюдения следующих условий: уважения устава ООН и обязательств, принятых в соответствии с Хельсинкским заключительным актом и Парижской хартией, особенно касающихся верховенства закона, демократии и прав человека; предоставление гарантий соблюдения прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); уважение нерушимости всех границ, которые могут быть изменены только мирным путем по соглашению сторон; принятие всех обязательств в области разоружения, нераспространения ядерного оружия, безопасности и региональной стабильности; решение всех вопросов, касающихся правопреемства, и региональных споров при помощи заключения соглашений.

Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре (юридически, по праву) является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений.

Де-факто (фактически, на деле), как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. Фактическое признание (неофициальное) осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).

Признание оформляется актом признающего государства. Международно-правовое признание — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким-либо другим государством или иным субъектом международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические, консульские и иные отношения.

Оно является акцией добровольного волеизъявления, а не обязанностью признающего государства.

Непризнанное государство может быть членом ООН, так как устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения. Теоретически международная правосубъектность вновь возникшего государства никоим образом не зависит от его признания. Поэтому международно-правовое признание государства имеет значение скорее политического, чем правоустанавливающего обстоятельства.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

1. Виды политических партий и общественных организаций в ДНР. Конституционные ограничения права на образование и деятельность политических партий и общественных организаций.

2. Конституционные основы деятельности средств массовой информации в ДНР.

Выполнить тесты

1. В ответе под буквой правильно указано слово (словосочетание), пропущенное в приведенном положении Декларации " Государственный суверенитет Донецкой Народной Республики обеспечивает _______________________, самостоятельность, единство и _________________ государственной власти республики в пределах ее территории, независимость и _________________, во внешних отношениях".

1. конституционный строй;

2. общественный строй;

3. форма государства;

4. государственное устройство;

5. политический режим.

3. Государственный флаг Донецкой Народной Республики, по мнению историков, аналогичен флагу:

1. Российской Федерации;

2. Украинской ССР;

3. Донецко-Криворожской Республики;

В ответе под буквой правильно указано слово (словосочетание), пропущенное в приведенном положении из Конституции ДНР: «Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее

2. Глава государства;

5. Легализацию общественных организаций осуществляет:

1. исполкомами местных советов;

2. Советом Министров ДНР;

3. Министерством юстиции ДНР;

4. Министерством иностранных дел ДНР;

5. Народным Советом ДНР.

6. Регистрирующий орган в течение ______________ со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения

4. 10 рабочих дней

5. 20 рабочих дней

7. Определите последовательность действий при образовании политической партии в соответствии с Временным положением о порядке регистрации общественных объединений:

А) принятие решения о регистрации политической партии;

Б) принятие решения о создании политической партии на учредительном съезде политической партии;

В) подача заявления о регистрации политической партии в Министерство юстиции;

Г) утверждение устава и программы партии, избрание контрольно-ревизионных и руководящих органов партии.

8. Какое государство считается светским?
1. отрицающее любую религию
2. закрепившее государственную религию
3. признающее равенство религиозных конфессий, которые отделены от государства

4. выступающее на международной арене, как инициатор проведения различных форумов

5. признающее религиозные нормы высшей юридической силой.

9. Какие формы собственности признаются в ДНР?
1. частная и государственная;

2. государственная и муниципальная;
3. только государственная
4. никакие

5. частная, государственная, муниципальная и иные.

Кто представляет в Донецкой Народной Республике законодательную ветвь государственной власти?

2. Глава республики

3. Народный Совет

4. Федеральное Собрание

11. Что такое государственный суверенитет?
1. признак государства
2. верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти как вовне, так и внутри государства
3. правовой акт, принятый государством

4. Декларация о суверенитете

5. у государств нет суверенитета, он есть только у народа.

12. Какое государство считается правовым?
1. старающееся не менять своих правовых норм
2. закрепляющее все правоотношения нормами права
3. признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех

4. где все строго выполняют предписания правовых норм

5. в котором отсутствуют правонарушения.

13. Чем государственный орган отличается от общественной организации?
1. только способами образования
2. сразу несколькими признаками, присущими только государственному органу и, среди них, право применять различные формы государственного принуждения
3. способностью принимать нормативные акты

4. программными документами

5. участием в политической жизни общества.

14. Что такое народный суверенитет?
1. принадлежащее народу верховенство власти
2. благосостояние народа
3. форма правления

4. свобода выбора власти

Решить задачи

Задача №1. В Министерство юстиции обратилась с заявлением о регистрации и выдаче регистрационного свидетельства, созданная на учредительном съезде политическая партия "Новая генерация". В программе этой партии, в частности, содержались положения о том, что Донецкая Народная Республика создана только для жителей Донецкой области, что членам партии запрещается посещать молитвенные дома, партия может иметь в своем подчинении дружинников, которые могут иметь на вооружении холодное и пневматическое оружие, партия стремится вернуть прогрессивную систему налогообложения (чем больше зарплата, тем больший процент налога должен уплачиваться), что партия хочет запретить обучение по контракту в государственных вузах. В поддержку создания политической партии было собрано 12 тыс. подписей. Министерство юстиции в регистрации политической партии отказало. Правомерен ли отказ? Свой ответ обоснуйте.

Задача №2. Характеризуя систему органов государственной власти ДНР, студент Дитко сказал, что по территории действия они делятся на высшие и центральные. К первому виду он отнес Главу республики, Верховный Суд ДНР и Генерального прокурора ДНР, а ко второму – Народный Совет, Совет Министров ДНР и местные администрации. Студент Аврамчук не согласился с Дитко, заявив, что Народный Совет и Совет Министров ДНР являются высшими органами государства, поскольку их деятельность распространяется на всю территорию ДНР, а центральные органы действуют только в пределах отдельных местностей или сферы народного хозяйства. Какова Ваша точка зрения?

Задача №3. Глава города Крыжополя обратился к прокурору Крыжопольского района с просьбой дать толкование положениям п. 2 ст. 9 Конституции ДНР, которая определяет, что в ДНР религиозные объединения отделены от государства. В полученном ответе утверждалось, что Конституция ДНР определяет равенство перед законом религиозных организаций наряду с иными, отделении церкви от государства, а народа от церкви. На основании этого толкования Крыжопольский городской совет принял решение о прекращении всех действующих религиозных организаций на территории города. Дайте оценку действиям Крыжопольского городского совета. Можно ли считать толкование Конституции ДНР, сделанное прокурором Крыжопольского района, официальным?

Наверное, каждый слышал о том, что в мире существуют непризнанные государства. Но не всем известно о том, что конкретно подразумевается под этим понятием, как возникли эти страны, что стало причиной их появления. Попробуем разобраться.

Непризнанные государства – это термин, которым называют регионы, самостоятельно провозгласившие суверенитет. При этом данные страны не признаны или признаны частично с точки зрения дипломатии. В свою очередь, самопровозглашенные государства в большинстве обладают всеми признаками отдельной страны. К ним относятся:

  • официальное название;
  • атрибутика: флаг, гимн, символика;
  • население;
  • органы управления;
  • армия (чаще вооруженные силы);
  • законодательство.

Непризнанные страны мира

Несмотря на это, члены ООН такие государства не считают отдельными странами и рассматривают их как суверенные регионы, находящиеся под контролем одного или нескольких государств, входящих в состав ООН.

Как появились непризнанные государства?

Существует множество причин, по которым могли образоваться самопровозглашенные страны. Так, некоторые регионы отделились и объявили о своем суверенитете в результате военных действий, революций, вооруженных конфликтов, национально-освободительной борьбы.

Не так давно появилось большое количество непризнанных стран, причиной возникновения которых стало отделение от метрополий, государства, которым раньше принадлежала территория эксплуатируемой страны. Это касается бывших колоний. Особенно много их на африканском континенте. Большинство государств получило суверенитет и дипломатическое признание. Но некоторые образования так и остались в категории непризнанных.

Также сателлиты – это отличный способ для лоббирования государства. Многие страны мира прибегали на разных стадиях своего развития к этому методу. Так, на конкретной территории формируется формально независимое государства. При этом оно является марионеточным и полностью контролируется другой страной, которая таким образом диктует свои политические и экономические интересы.

Государства-саттелиты на карте

Ярким примером можно считать Маньчжоу-Го, которое было создано Японией в 1932 году. К том уже приему в свое время прибегали такие страны, как СССР, США, нацистская Германия, ЮАР.

Какие современные страны относятся к непризнанным государствам?

На данный момент существует ряд непризнанных государств, которые располагаются на разных территориях мира. Очень много таких регионов сосредоточено в Сомали. Здесь о своем суверенитете объявили такие государства: Химан и Хеб, Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Авдаленд, Азания.

В 2014 году на территории Украины образовалось два непризнанных государства: ДНР и ЛНР. Обе республики появились вследствие кризиса, распространившегося по всей стране. Власти Украины не признают отделение этих областей и их суверенность.

Флаги ДНР и ЛНР

Большая часть территорий Луганской и Донецкой областей контролируются Украиной. А в правительстве республик считаются сепаратистскими террористическими организациями.

Ни одна из полностью признанных стран не считает Луганскую и Донецкую области суверенными государствами.

В Пакистане также есть 2 непризнанных государства: Азад Джамму и Кашмир и Вазиристан. Последнее объявило о своей суверенности в 2006 году.

Отдельные государства, которые до сих пор не признаны, были сформированы и на территории Сирии – Сирийский Курдистан; Мьянмы: государства Шан и Ван; Ирака – Иракский Курдистан; Молдавии – Преднестровская Молдавская Республика; Азербайджана – Нагорно-Карабахская Республика.

Флаги непризнанных государств

Интересны также и такие страны мира, которые являются не совсем государствами, а скорее образованиями, подобными государству. К ним относятся Силенд и Мальтийский орден.

Силенд, он же Силандия, является княжеством, которое определяют, как виртуальное государство. Расположено оно на территории Великобритании. История этого княжества своеобразна. О суверенности Силенда объявил Пэдди Роем Бейтсом. Бывший военнослужащий британской армии самостоятельно назначил себя монархом Силандии, а свою семью нарек правящей династией.

Пэдди Рой Бейтс

После началась работа над созданием государственной атрибутики. Удивительно, но семья Бейтсомов нашла последователей, которые считают себя подданными правящей династии и помогают в формировании отдельного государства. На данный момент считается, что форма правления Силенда – конституционная монархия. У страны есть флаг, гимн и другая символика.

Мальтийский орден обладает большими правами, чем Силенд. Так, это рыцарский религиозный орден обладает статусом наблюдателя Организации Объединенный Наций и нередко считается карликовым государством. У страны развиты дипломатические отношения. Она сотрудничает со 105 государствами. У Мальтийского ордена есть своя валюта – мальтийский скудо.

Деньги и паспорт Силенда

Деньги и паспорт Силенда

Граждане страны получают паспорта. Мальтийский орден осуществляет марки, имеет собственный гимн, герб и другую государственную атрибутику. Официальным языком же здесь является латинский.

Частично признанные государства и их особенности

Существует также ряд стран мира, которые другие государства признали частично. Среди них выделяют те, которые контролируют свою территорию полностью или частично. К последним относятся следующие:

  1. Китайская Республика Тайвань. О независимости эта самопровозглашенная республика объявила в 1911 году. Территория страны располагается на острове Тайвань и других небольших островах. Некоторое время эта страна имела все полномочия, но после событий 1949 года была лишена дипломатического признания. На данный момент государство признается 22 странами, имеет свои посольства, налаживает дипломатические отношения самостоятельно.
  2. САДР. Была образована в 1976 году. Сейчас признается 60 странами, входящими в состав Организации Объединенных Наций, а также частично признается Южной Осетией. САДР входит в состав Африканского Союза. Большая часть территории республики входит в состав Марокко.

Герб САДРа

Деньги Палестины

Паспорт Косово

Паспорт гражданина Республики Косово

Есть также ряд государств, обладающих полным суверенитетом и, соответственно, самостоятельно контролирующих всю свою территорию. К ним относят такие страны:

    Турецкая Республика Северного Кипра. Это государство заявило о своем суверенитете 15 ноября 1983 года. Причиной считать страну независимой стал военный конфликт, спровоцированный Турцией в 1974 году. На данный момент независимость стал военный конфликт, спровоцированный Турцией в 1974 году.

Турецкая Республика Северного Кипра


Все непризнанные государства имеют свою историю, форму власти и степень суверенности. Эти характеристики являются уникальными и неповторимыми. А потому объединение их в список довольно условное, так как большинство стран совершенно не похожи друг на друга.

Читайте также: