Какие знания необходимы учителю математики чтобы качественно осуществлять свою проф деятельность
Обновлено: 20.05.2024
Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя. Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития.
Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях. Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды.
По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя. Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К. Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А. Абдуллина).
При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А. Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем –проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И. Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В.А. Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.
Следуя за Н.В. Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения. Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности.
Педагог умеет:
- добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
- ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
- осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
- умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.
Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей.
Педагог умеет:
- формулировать стратегические педагогические задачи;
- устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
- изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития; создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
- конструирует проблемно-модульные учебные программы;
- разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.
Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции.
Педагог умеет:
- выбирать рациональную структуру урока и определять его построение; осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
- понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
- учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;
- отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
- определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
- создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
- умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.
Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения.
Педагог организует:
- исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
- предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
- организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
- вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.
Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми.
Они обширны и многообразны и разделяются на две группы:
1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью;
2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения.
Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога. Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.
Личностные качества учителя
Важную роль в профессиональной деятельности учителя играют личностные качества. Они способствуют развитию педагогических умений, влияют на характер взаимоотношений с учащимися. Многие современные исследователи считают первостепенным качеством личности общительность, которая характеризуется легкостью контактов, отсутствием замкнутости. Общительность как важнейшая черта характера, по словам Б.Г. Ананьева, вырабатывается в опыте общения человека. Она заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения.
К.С. Усманов в своем исследовании определил следующие критерии общительности как профессионального качества:
1) наличие интереса к людям, к учащимся;
2) умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми;
3) коммуникабельность и контактность;
4) терпимость в общении с учащимися.
А.А. Журавлев выделяет такие профессионально значимые качества, как сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, приветливость, уважительность. По мнению В.С. Грехнева, профессиональная деятельность требует от учителя максимального терпения, упорства, последовательности, принципиальности, сочетающейся с тактом и гибкостью, а также самодисциплины. Учителю необходимы и особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к детям (естественно, они не должны сводиться к всепрощению и мягкотелости), обостренная совестливость, незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии.
На практике все вышеуказанные качества у каждого учителя проявляются по-разному, но для всех должно быть общее: доброта, любовь к детям, уважение к личности ученика. Особое место среди коммуникативных качеств занимает эмпатия (греч. еmpatheia - сопереживание), которая способствует осуществлению и продолжению общения, а также координации действий. Человек, сопереживающий другому, глубже его познает. Известно, что ученики не любят учителя, маскирующего свои чувства, действия, поступки.
Учащиеся так проранжировали качества, желательные для преподавателя:
3) чувство юмора;
5) ровное, справедливое отношение учителя ко всем и каждому;
6) хорошее знание предмета;
7) умение передать свои знания.
Профессиональное педагогическое мастерство учителя: сущность, структура
Профессиональное мастерство, по словам К.К. Платонова, - это свойство личности, приобретенное в ее опыте как высший уровень проявления профессиональных умений, полученных в данной области на основе гибких навыков и творчества. Важнейшим проявлением профессионального мастерства выступают результаты деятельности педагога. Педагог-мастер по сравнению с другими учителями в равных условиях добивается более высокого уровня воспитанности, развитости и обученности учеников, и, что немаловажно, учащиеся и педагог испытывают чувство радости от успеха, от достижений их совместной деятельности.
Мастера отличает способность видеть в любой ситуации не одну, а несколько педагогических задач. Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются аналитические умения учителя, помогающие выбирать оптимальное решение, аргументировать его, отвергать ложные решения; умения анализировать, обобщать и делать выводы из своего опыта и опыта коллег. Педагогическое мастерство включает педтехнику, педагогический такт, способность к импровизации, к экспромту. Приемы и средства у каждого педагога индивидуальны.
Таким образом, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, оно характеризуется высоким уровнем развития общепедагогических и специальных умений. Мобильность знаний, гибкость учителя в использовании профессиональных навыков и умений выступает основанием педагогического творчества, педагогического искусства как высшего проявления педагогического мастерства. Суть мастерства заключается в зрелости личности учителя, его позиции, его способностях.
Педагогические способности в структуре деятельности учителя
Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности. В структуре педагогических способностей Н.В. Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше.
Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов:
В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы. В.А. Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей.
Условно все педагогические способности он разделил на три группы:
1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности);
2) дидактические (связаны с передачей информации детям);
3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).
Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.
Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации
-
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Информационное сопровождение введения профстандартов
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
- Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, пед.советы)
- Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МБОУ СОШ №16.
Размещение информации о профессиональных стандартах на информационных стендах
1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов
- Проведение информационного совещания администрации МБОУ СОШ №16 по применению профстандартов
- Формирование рабочей группы по внедрению профстандартов
- Утверждение состава рабочей группы
- Разработка плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов
Внедрение профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.
Состав рабочей группы
- Директор
- Заместитель директора по УВР, ВР и АХР
- Представитель профсоюза
- Руководители методических объединений
- Учителя
- Педагог-психолог
- Специалист по кадрам (при наличии)
- Юрисконсульт (юрист) (при наличии)
- Бухгалтер (при условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета)
Порядок формирования и деятельность рабочей группы
- Рабочая группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
- В плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения, результат и ответственные за мероприятия
- Знакомство рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов (проведение инструктивных совещаний, семинаров)
- Реализация мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов, предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной информации.
В компетенцию рабочей группы входят следующие виды деятельности:
- формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных организаций;
- информирование педагогических работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных правовых актах;
- своевременное информирование о сроках проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих кадров.
2 ШАГ
Сбор и анализ информации о профессиональных стандартах
- Составление списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов. Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
- Отслеживание корректировок профессиональных стандартов
3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых функций
- Сверка наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из профстандартов и квалификационных справочников
- Проверка должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.
4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта
Проверка данных по конкретными работникам:
- насколько базовые требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям профессионального стандарта
- насколько знания и умения работника соответствуют требованиям профессионального стандарта (результаты аттестации педагогов)
Уровни группировки профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:
- Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне.
- Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения.
- Третий уровень – уровень педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам.
- Четвертый уровень – педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.
В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.
- Иметь в/о. Преподавателям, имеющим среднее специальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва от работы. Демонстрировать знания по предмету и программе.
- Уметь планировать и проводить уроки, анализировать их.
- Владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.).
- Применять специальные подходы для включения в процесс всех детей. Давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля. Владеть компетенциями ИКТ.
Воспитательный процесс
В рамках этой работы преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.
Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.
Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей. Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу. Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
Педагог должен обладать: Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы. Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.
Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.
При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.
Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.
Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.
Описание профессии имеет характеристики:
- производственно-технические;
- социально-экономические;
- социально-психологические;
- санитарно-гигиенические.
Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.
По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:
- объема и состава особой подготовки;
- характеристик и свойств, устанавливающих социальную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность личности учителя;
- запросов к психолого-педагогической подготовке;
- содержания методической специализации согласно специальности.
Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.
Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.
Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.
Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.
Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к знаниям и умениям педагога
Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:
- системой познания в сфере воспитания, содержания, сути и структуре образовательного процесса;
- знаниями возрастных и индивидуальных особенностей человека;
- системой познания о человеке в качестве субъекта образовательного процесса;
- умениями осуществления внеурочной деятельности учащихся;
- соблюдением правил и свобод детей;
- знаниями о системе образовательного учреждения с основами управления ими, организации исследовательских работ в области воспитания.
Требования к психолого-педагогической подготовке педагога
К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.
Умения классифицируют на:
- выявление уровня воспитанности и обучаемости ребенка;
- анализирование ситуаций, возникающих в течение учебного процесса, планирование их решений и конструирование итогов;
- формулирование определенной педагогической задачи;
- продумывание выбора способов, форм и средств, улучшающих учебно-воспитательную работу;
- планирования своей деятельности.
Знания подразделяют на:
- регулярность социального формирования и закономерностей становления учащегося как личности;
- методологические основы, категории педагогики;
- индивидуальные и психологические закономерности характерных черт личности;
- правильность становления учащихся по определенному возрастному промежутку;
- понимание целей, задач способов и форм обучения.
К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.
Я по образованию учитель физики, 7 лет веду математику в 9-11 классах, имею много часов курсовой подготовки по математике. Моя нагрузка 30 часов, могут ли у меня забрать 6 часов в пользу другого учителя с образованием математика (у него нагрузка 23 часа)
В школе без педагогического образования, имеющий только образование инженера, ведёт математику учитель, обучающийся дистанционно на учителя математики и, имеющий нагрузку 36 часов. Хотя в школе есть специалист с педагогическим дипломом учителя математики. Имеет ли право директор отдать часть нагрузки специалисту с дипломом?
В школе без педагогического образования, имеющий только образование инженера, ведёт математику учитель, обучающийся дистанционно на учителя математики и, имеющий нагрузку 36 часов. Хотя в школе есть специалист с педагогическим дипломом учителя математики. Имеет ли право директор отдать часть нагрузки специалисту с дипломом? Вы ответили, что имееи право, а основание?
В моем дипломе о ВО записана специальность-математика, директор школы, где я преподаю математику говорит, что я могу работать учителем математики, если пройду профпереподготовку на учителя математики, хотя в ЕКС в квалификационной хар-ке учитель записано: Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки Образование и педагогика или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Кто прав?
Я работаю в школе. Имею высшее образование педагога-психолога и высшее образование учителя-дефектолога. До сегодняшнего дня преподаю математику в коррекционных классах. Сегодня администрация школы мне заявила, что я не могу преподавать математику в этих классах, так как не имею математического образования. При получении дипломов математика изучалась отдельным курсом. Должна ли я получать диплом математика для преподавания уроков математики в коррекционных классах для умственно отсталых детей или достаточно только пройти курсы? Спасибо!
Как внести запись об образовании на титульном листе трудовой книжки работнику - педагогу? Высшее образование по диплому, специальность - математика, физика. Квалификация - учитель математики и физики средней школы.
Имею педагогическое высшее образование учитель начальных классов, стаж работы 8 лет, 1 категория, могу ли я перейти работать в этом же учреждении учителем матиматики, имеетя диплом о неполном высшем образовании учителя математики.
Даёт ли запись в дипломе об образовании "Учитель вспомогательной школы, логопед" право преподавния любого предмета в специальной (коррекционной) школе? Этот вопрос возник при сокращении штата работников, потому что помимо учителей, имеющих такое образование есть учителя - предметники с образованием "Учитель (математики, русского языка и т. д.) средней школы". В положении о специальной школе написано, что в такой школе должны работать специалисты. Действительно ли они имеют преимущества по образованию?
Например, в школе работает педагог (по специальности русский язык и литература) прошедший переподготовку для преподавания уроков математики. Если придет другой учитель устраиваться на работу с высшим образованием по математике, могут ли уволить первого учителя?
Пед. образования нет. Работаю репетитором по математике. Могу ли я работать в школе, если отучусь дистанционно на учителя математики?
Хотелось бы получить консультацию по следующему вопросу.
Я работаю учителем математики. Имею диплом о неполном высшем образовании выданный Иркутским государственным педагогическим университетом. В дипломе указано направление/ специальность - математика. Далее написано, что диплом даёт право профессиональной деятельности и продолжения высшего образования. Имею ли я право заниматься работой учителя математики в общеобразовательной школе. Заранее благодарен за ответ. Спасибо.
У меня высшее педагогическое образование по специальности "учитель начальных классов ". Сейчас веду математику в старших классах. Нужно ли мне второе высшее образование или достаточно курсов переподготовки с присвоением квалификации "учитель математики "?
Я учитель начального класса с среде. Спец. образованием. Имею высшее образование по математике. 20 лет я получала зарплату по высшему образованию. А теперь хотят платит по ср.спец. Образованию. Это правильно?
Интересует такой вопрос: у нас в школе многие учителя со стажем работы более 20 лет имеют непедагогические образование, например у педагога дополнительного образования специальность по диплому "инженер". Нужно ли такому педагогу проходить переподготовку по направлению деятельности и получать педагогическое образование? И вторая ситуация, когда "Учитель биологии и химии" работает учителем технологии или учителем начальных классов? Нужна ли переподготовка? И третье: в дипломе непедагогического ВУЗа специальность "математик", имеется удостоверение кандидата физико-математических наук, нужно ли делать переподготовку на учителя математики?
Я работаю в техникуме преподавателем. Имею высшее образование учитель математики, среднее - учитель математики по специальности информатика и ИКТ. На данный момент веду предметы: математика, физика и химия. Меня принудительно добровольно вынуждают за свой счет проходить профпереподготовку. Законно ли это.
Читайте также: