Какие задачи выполняет право в обществе можно ли существовать порядок без права

Обновлено: 19.05.2024

Почти год назад я критиковал учебную юридическую литературу, что вызвало много откликов – как положительных, так и отрицательных. В итоге решил действовать по принципу "недоволен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай". Поэтому с сегодняшнего дня начинаю серию статей "Правоведение для чайников", где постараюсь перевести на человеческий язык основные положения теории государства и права, судоустройства и ряда других юридических дисциплин.

Разумеется, чайников тут нет, и, полагаю, этими заметками я никому ничего нового не скажу. Но хочу поделиться ими вот с какой целью: прошу указывать на существенные ошибки, а также дополнять заметки своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Надеюсь выдавать по одной статье в неделю.

Правоведение для чайников – 1. Что такое право?

Право – это искусство добра и справедливости. Сегодня в России эти слова кажутся насмешкой, но именно так считали древнеримские юристы и так переводится с латыни их пословица двухтысячелетней давности ius est ars boni et aequi.

Юристы Древнего Рима заложили основы современного права. И если следовать их логике, то право и всё, что с ним связано, – государство, суды, полиция, чиновники и юридические вузы – должны делать наш мир добрее и справедливее. К сожалению, получается так не всегда, но предназначение права от этого не меняется.

Основной метод, которым право отстаивает добро, справедливость и разумность, – устанавливает для людей правила поведения и наказания за их нарушение.

Но это определение объясняет не всё. Например, неясно, почему некоторые правила люди считают справедливыми, а другие – нет, или почему одни правила помогают достичь справедливости, а другие существуют лишь на бумаге.

Три подхода к правопониманию

У нормативного подхода к правопониманию есть следующие минусы.

Во-вторых, закон, изданный государством, может в реальности не действовать. Скажем, указанная выше статья 120 Конституции РФ про независимость суда не всегда соответствует реальности – на судей часто давят председатель суда, вышестоящие суды, прокуратура и многие другие субъекты, заставляя их выносить определённые решения. А тезис о том, что Россия в данный момент – демократическое и правовое государство, является очень спорным.

Итак, нормативный подход к пониманию права: право – это система правил поведения, установленных государством

Философский подход (он же нравственный или естественно-правовой) к пониманию права ближе всего к той древнеримской пословице, с которой я начал. Он утверждает, что право – это набор правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности. То есть право приравнивается к тому, что люди считают правильным, разумным и целесообразным. А существующие законы и судебные решения могут либо отражать, либо не отражать эти идеи.

Первый минус такого подхода к правопониманию: представление о добром, справедливом и разумном у разных людей и в разное время отличается. Но всё же человечество смогло сформулировать общие представления об этих вещах – они есть в трудах философов, учёных и юристов, а также в нескольких международных документах. Если говорить об отношениях между людьми (по поводу права собственности, сделок, причинения вреда имуществу и др.), то здесь более всего применимы нормы классического римского права и их средневековых комментаторов. Если говорить об отношениях между человеком и государством, то здесь нам поможет принятая странами – членами ООН после Второй Мировой войны Всеобщая Декларация прав человека и ряд иных документов.

Другой минус философского подхода – он может увести нас далеко от реальности. Вместо понятных правил поведения мы имеем набор идей, которые мало того, что чётко не прописаны, так ещё и не всегда существуют в действительности.

Итак, философский подход: право – это система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Социологический подход – наиболее приближенный к жизни. Он отдаёт предпочтение не тому, что написано в законе, и не тому, что люди считают идеальным воплощением справедливости, а тому, что существует и происходит в действительности. Это тот подход, который применяет каждый человек, когда видит, что в законе написано одно, а в жизни происходит что-то другое.

Оценить, какие на самом деле существуют правила поведения, помогает социология – наука, изучающая общество. Социологам необходимо провести тщательную и детальную работу: проанализировать статистику, прочитать судебные решения, провести соцопросы. После этого они могут сделать адекватные выводы: как в реальности действует закон и почему в одних случаях он действуют так, а в других – по-другому.

Разумеется, это не стопроцентное правило, поскольку иногда судья в России может и оправдать невиновного, а может и дать ему реальный срок. Но общая тенденция именно такова. Для российских судей важны карьера и добрые отношения со следователем и прокурором, но одновременно они не совсем уж бесчеловечные существа – отсюда и такое интересное правило.

Для выявления этих и многих других правил и существует социологический подход к праву.

Итак, социологический подход: право – это система правил поведения, реально существующих в обществе

Соответственно, применяя три подхода к праву, мы можем проанализировать любое правило, установленное законом, и посмотреть:

а) что про это правило написано в законе (нормативный подход)
б) отражены ли в нём требования добра, справедливости и разумности (философский подход)
в) как оно работает в действительности (социологический подход)

Разумеется, один подход не исключает других. Всё они дополняют и углубляют друг друга. Наличие трёх подходов к правопониманию стимулирует нас не просто читать законы, но и размышлять о том, насколько они правильные, и смотреть, применяются ли они на практике.

И примерно как для христиан Господь един в трёх лицах (Отца, и Сына, и Святого Духа), так и право для нас едино в трёх этих подходах. Чем более развитое и демократическое государство, тем меньше различий между ними: государство устанавливает добрые, справедливые и разумные законы, а руководители страны, чиновники, судьи и простые люди в действительности им следуют.

А пока я дам определение права, где попробую совместить все три подхода. И пусть пока эти подходы часто не совпадают, но когда-нибудь, надеюсь, таких расхождений у нас будет значительно меньше:

Итак, право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности

Право в системе социальных норм

Правовые нормы – это лишь один вид социальных норм, хотя, пожалуй, самый многочисленный. Но есть и другие.

Заставить людей соблюдать моральные нормы непросто. В идеале, если человек их нарушит, то его ждут муки совести и осуждение окружающих, но на практике это происходит не всегда. Кроме того, моральные нормы не всегда конкретны и однозначны и оставляют большой простор для толкования.

Ещё существуют религиозные нормы. Частично они совпадают с моральными – например, во многих религиях верующих обязывают помогать другим людям, не лгать, быть трудолюбивым. Есть и более специфические и не всегда объяснимые правила: например, ислам обязывает своих последователей пять раз в день совершать намаз (молиться), а христианство запрещает в определённые дни есть мясные и молочные продукты (соблюдать пост). Соблюдение этих правил обеспечивает вера человека в сверхъестественные силы и загробную жизнь. Если человеку кажется, что эти силы (некий единый бог или множество разных богов) накажут его за неправильно поведение, то в идеале он должен соблюдать эти правила более охотно.

Наконец, ещё одни социальные нормы – корпоративные. Это правила, установленные разными общественными объединениями: профсоюзами, организациями предпринимателей, политическими партиями. Их соблюдение обеспечивает следующий механизм: такие организации отстаивают права и интересы своих участников, поэтому исключение из их числа может лишить человека ряда преимуществ.

Чем же отличаются правовые нормы от всех прочих социальных норм и как соотносится их содержание друг с другом?

С другими социальными нормами всё не так жёстко. Их устанавливают сами люди, и за несоблюдение ответственность не очень серьёзная. Скажем, в случае с моральными нормами – лишь общественное осуждение и муки совести (если она есть). А в случае с религиозными нормами человека может ожидать недопуск к причастию, отлучение от церкви и самое страшное – попадание в ад после смерти. Но в сверхъестественные силы и загробную жизнь многие не верят, и эти наказания их не пугают.

Скажем, если вы обманываете окружающих, обвиняя какого-то человека в совершении преступления сексуального характера, – с точки зрения закона, это разновидность клеветы. Наказание за неё предусмотрено ч. 4 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (штраф или обязательные работы на срок до 400 часов).

Если вы обманываете людей с целью похитить их имущество стоимостью от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб. – это мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Наконец, если вы обманываете суд, выступая свидетелем на каком-то процессе и утверждая, что некий гражданин совершил убийство – это разновидность заведомо ложных показаний. Наказание за них предусмотрено ч. 2 ст. 307 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Кроме того, во всех трёх случаях вы обязаны возместить ущерб тем, кто пострадал от вашего обмана – это регулируется Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 150-152 (о компенсации морального вреда) и главой 59 (об обязательствах вследствие причинения вреда).

Граница между правом и всеми остальными социальными нормами менялась в зависимости от эпохи и страны. Например, раньше почти во всех странах право регулировало вопрос верности в браке. Этот вопрос до сих пор регулируется моралью и религией – в большинстве случаев люди осуждают измену. Однако правового регулирования тут уже нет и почти нигде государство никак за измену не наказывает. Только в некоторых исламских странах (в частности, в Иране) супружеская измена до сих пор считается преступлением и за неё предусмотрено наказание.

Ещё один пример – проблема свободы слова и гласности. Какие мысли высказывать, о чём писать и говорить – стоит ли сюда вмешиваться и насколько? Обычно под запрет подпадает лишь прямой обман (см. выше) или распространение информации, охраняемой правом интеллектуальной собственности. А вот что касается общедоступной и правдивой информации, а также мнений на её счёт – в этой области каждое государство решает вопрос по-своему. Где-то можно говорить и писать всё, что угодно, где-то – почти всё, где-то – только то, что соответствует какой-то определённой идеологии.

В частности, сегодня в России существуют законодательные запреты идей и художественных образов, которые российское руководство считает вредным для общества. Сепаратизм, суицид, употребление наркотиков, гомосексуализм, терроризм, экстремизм, проблемы религии, межнациональная и социальная рознь – обсуждение этих проблем может быть расценено как пропаганда и наказано штрафом и тюрьмой. Целые ведомства и тысячи чиновников и полицейских заняты тем, что выискивают на форумах и в социальных сетях ту информацию, которая подпадает под пропаганду перечисленных явлений, а судьи рассматривают дела и выносят по ним приговоры. Но, возможно, когда сменится руководство страны, такие запреты уйдут в прошлое, а всё это будет регулироваться исключительно моральными, религиозными и корпоративными нормами.

Таким образом, право входит в систему социальных норм, но границы между правовыми нормами и всеми остальными (моральными, религиозными, корпоративными) не всегда можно чётко выделить. Какие-то правовые нормы совпадают с моральными, какие-то – нет, но чаще всего правовые нормы уточняют и конкретизируют содержание моральных норм под разные ситуации.

В английском языке с этим немного проще – там есть два разных слова: law и right. Соответственно, law – это право в объективном смысле, а right – право в субъективном смысле.

Как и любая другая наука и сфера деятельности, право требует знания базовой терминологии. Без неё будет сложно понять, как же это право работает или не работает. Вот эти базовые понятия, которые нужно знать каждому, кто хочет изучить право:
правоотношение;
юридический факт;
правосубъектность, правоспособность, дееспособность;
источник права;
нормативный правовой акт;
закон и подзаконный акт;
ненормативный правовой акт;
норма права (или правовая норма);
правовой институт;
отрасль права;
система права;
правовая семья;
публично-правовой и частно-правовой;
правонарушение;
юридическая ответственность;
правоприменение и правоприменительный акт.

Неподготовленного человека все эти слова могут напугать, но поверьте – разобраться в этих понятиях под силу любому. Но об этом – в следующий раз.

Резюме

Итак, существует три основных подхода к правопониманию – то есть к тому, что считать правом. Нормативный подход приравнивает право к закону, философский – к идеям добра, справедливости и разумности, социологический – к реально действующим правилам. Если совместить три подхода, то право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Правила поведения, из которых состоит право, называются правовыми нормами (или нормами права). Они входят в число социальных норм, наряду с моральными, религиозными и корпоративными. В чём-то правовые нормы совпадают с другими социальными нормами, в чём-то – нет. Чаще всего правовые нормы конкретизируют и уточняют моральные нормы.

Право как система правил поведения - это объективное право или право в объективном смысле. Право как возможность что-то делать - это субъективное право или право в субъективном смысле. Кроме того, право – это и практическая деятельность юристов, и наука.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Создать условия для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государства

анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тип урока: Изучение нового материала

Методы и формы обучения: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия: Естественное право, нормы права, закон, институты права

1.Организационный момент

2. Определение темы, постановка цели, определение задач урока. Актуализация знаний (7мин)

В трамвай на остановке входит молодая женщина. Оглядывается. Все места заняты. В основном сидят мужчины. Тогда женщина подходит к одному из них и говорит:

Мужчина встает. Женщина садится на освободившееся место. Мужчина недоумевает:

- Почему меня с места согнали? Тут же следует ответ:

- Потому что я женщина. Это право женщины. Мужчины обязаны уступать.

Какая тема сегодня на уроке будет рассмотрена? ( Сформулируйте тему урока)

Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем? ( Формулирование цели урока)

Получить представление о значении права в жизни человека, общества, государства.

Работа с высказываниями ученых.

Право должно быть приспособлено к тем случаям, которые происходят часто (древнеримское изречение). .

3.Изучение нового материала

1. Что такое право.

2. Мера свободы, справедливости, ответственности.

3. Система законодательства.

4. Право и закон

Составим кластер. Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО

( Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление)

Что такое право.Работа с учебником

Найти в учебнике 3 смысловых значения понятия право:

Право как единый установленный государством прядок.

Право как мера справедливости.

Естественное право.(Не выражено в нормах, а существует в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни). Позитивное право (Выражено в законах).

Работа с дополнительной литературой- Словарь Ожегова:

1.Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

2.Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.

3.Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

Школьный словарь:

1.Мера свободы, справедливости и ответственности.

2.Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Текст учебника:

Это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Субъективное, то есть право субъекта (имею право владеть, распоряжаться, право на образование и т. п.).

Право - это личная возможность человека, которая гарантируется законом (право на труд, свобода слова).

2) Объективное, право в объективном смысле - это система норм, выраженная в законах (гражданское право, налоговое право, право Франции и т. п.).

Вывод: Право - это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушения которых взыскивает государство.

Мера свободы, справедливости и ответственности

- Что такое мера? ( количество, размер свободы)

- Что такое свобода? (умение пользоваться своими правами)

- Что такое ответственность? (умение правильно оценивать свои поступки)

Работа с учебником. Выяснить, в чём состоит суть категорического императива И.Канта

Норма права. Закон. (Лекция учителя)

Конституция – законы - подзаконные акты.

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В основе российского права лежат основополагающие принципы:

1) Принцип справедливости.

Этот принцип имеет моральное правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.

2) Принцип гуманизма.

Он выражается в том, что закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или санкции прокурора; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.

3) Принцип правосудия.

Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права.

4) Принцип равноправия. Зачитать ст. 19 Конституции РФ.

Возврат к ситуации. К какому разряду относятся обязанности мужчин уступать место женщинам?

Это, скорее всего, моральная норма. А если это моральная норма, тогда она, в отличие от юридических прав, не является основанием для обязательных требований. Ведь обеспечиваются моральные правила не государственным принуждением, а исключительно общественным мнением и доброй волей людей.

Групповая работа (найти отличия)

Отличия правовых норм от иных социальных норм

Социальные нормы:

1. Регулируют разные отношения.

2. Адресованы разным людям.

3. По-разному создаются и доводятся до сведения.

4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному.

Правовые нормы:

1. Правовую норму устанавливает государство.

2. Адресована всем членам общества.

3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты.

4. Охраняется и защищается государством .

4. Система законодательства ( запись основных понятий)

Законодательство – единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии).

Отрасль права – совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений

Институт права – небольшая группа взаимосвязанных норм.

Самостоятельная работа ( Назвать отрасли права).

Вывод. Таким образом, право есть то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Оно есть установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

V. Итоги урока. Рефлексия- Скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

Право - это система обязательных правил поведения, закрепленных в законах и охраняемых государством.

Можем ли мы считать, что мы достигли цели, которую определили для себя в начале урока?

VI. Домашнее задание

5.Право и закон. П.8, ответить на вопросы , написать эссэ на тему:

Право - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости.

Объяснить значение высказывания:

Цель урока: закрепить представления учащихся о том, что такое право, о его необходимости в государстве и обществе.

Задачи урока: образовательные: выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы.

Развивающие: формировать умение анализировать и обобщать информацию, работать с правовыми источниками.

Воспитательные : формировать навыки групповой работы, способность к сотрудничеству, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Образовательная технология: деловая игра.

Оборудование урока: карточки с заданиями, тексты Конституции, фломастеры, ватман.

1. Оргмомент.

Право – одно из наиболее ценных приобретений, сделанных человечеством на путях его исторического развития. Оно обеспечивает государство необходимой системой правил, что придаёт его деятельности правильно организованный характер. Исторический опыт показывает, что именно те страны, которые в полной мере использовали возможности права для защиты прав и свобод граждан, всегда достигали наилучших результатов в общественном развитии.

Мы будем работать в трёх командах. Давайте выберем капитанов. Капитан принимает решение о том, кто будет выступать. В конце урока капитан выставляет оценки членам своей команды. Я оцениваю работу капитанов. Работу команд будут оценивать эксперты. (3 учащихся)

3. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, за нарушение моральных норм – общественное порицание. Сейчас каждая команда получит карточки со словами. Вы должны разделить их на две группы: в первую группу объедините слова, относящиеся к морали, а во вторую – относящиеся к праву.

А теперь каждая команда составит по две задачи для других команд, используя слова из карточек.

Карточка для первой команды : отношение к закону, действующему в государстве, можнт быть различным. Обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом? (Исполнение закона – обязанность граждан. У гражданина есть право через СМИ высказать свою точку зрения и привлечь к ней внимание общественности).

Карточка для второй команды: действие юридических законов ограничено территорией того государства, в котором они приняты. Так, законы России действуют только на её территории, а Франции – только на французской. А как быть с кораблями, находящимися в открытом море или у причалов другого государства? Какие законы действуют на кораблях в этом случае и почему? Кто обязан наблюдать за их исполнением? ( Корабли, плавающие под флагом России, являются Российской территорией. За исполнением законов следит капитан судна.)

5. Итак, человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им. Всегда ли нужны законы? Сейчас каждая команда проанализирует следующую ситуацию : «До недавнего времени самым малочисленным народом на земле считали арикапо, проживающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на своём языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании? Вы должны аргументировать свою точку зрения, а эксперты подведут итоги обсуждения.

нормы-требования (ст.38 ,43, 44,49,50 и т.д) нормы-запреты (ст.17,21, 24, 25, 29,32 и т.д.) Каждая команда должна найти по 5 примеров каждой из правовых норм.

7. А теперь вспомним строение правовой нормы. Из каких частей она состоит?

Проанализируйте статьи Конституции, найдя в них гипотезу, диспозицию и санкцию.

(Ст. 38,34,35,4759 и т.д.)

8. А сейчас мы составим правила для нас.

Листки с формулировками правил прикрепляются на доску, представители от каждой команды поясняют правила, отвечают на вопросы других групп. (Правила не должны противоречить друг другу.) Я предлагаю эти правила повесить в вашем классном уголке.

Нам осталось подвести итоги нашей игры. Слово экспертам, капитанам

Карточка для первой команды : отношение к закону, действующему в государстве, можнт быть различным. Обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?

Карточка для второй команды: действие юридических законов ограничено территорией того государства, в котором они приняты. Так, законы России действуют только на её территории, а Франции – только на французской. А как быть с кораблями, находящимися в открытом море или у причалов другого государства? Какие законы действуют на кораблях в этом случае и почему? Кто обязан наблюдать за их исполнением?

Карточка для первой команды : отношение к закону, действующему в государстве, можнт быть различным. Обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?

Карточка для второй команды: действие юридических законов ограничено территорией того государства, в котором они приняты. Так, законы России действуют только на её территории, а Франции – только на французской. А как быть с кораблями, находящимися в открытом море или у причалов другого государства? Какие законы действуют на кораблях в этом случае и почему? Кто обязан наблюдать за их исполнением?

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чём состоит его ответственность перед людьми.

Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определённую меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него? О каком смысловом значении права ты узнал из этого документа?

Третье смысловое значение связано с естественным правом.

С древнейших времён многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создаётся и не даруется — ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирождённое право людей.

Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на всё то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.

Государство таких прав не создаёт. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнёт, что признаёт такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в своё национальное законодательство (прежде всего, в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.

Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создаётся законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы, справедливости и ответственности

Каким же путём право устанавливает порядок и справедливость в обществе? Короткий ответ может быть таким: порядок и справедливость право устанавливает путём чёткого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера — это то, что помогает сделать точный расчёт и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объём, размер и т. д.? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Одно только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него юридические возможности и обязанности: что ему можно делать, а чего нельзя, от чего он должен быть защищён и за что он сам несёт ответственность. Всё это чётко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своём категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчёркивают, что право — это прежде всего ответственность.

ДОКУМЕНТ


Норма права. Закон

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, её в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми (или нормативными) актами. Ими могут быть:

конституция (основной закон);

законы;

подзаконные акты (указы, постановления и т. д.).


Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть — парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны — путём референдума (прямого голосования избирателей).

Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Поскольку нормативные акты обладают различной юридической силой, они взаимодействуют на основе определённого соподчинения (иерархии). На вершине иерархии находится основной закон — конституция, которая определяет основы правового регулирования в стране. Все остальные нормативные акты действуют только в согласии с конституцией и не могут ей противоречить.

В чём же основной смысл правовой нормы? Главное её предназначение — регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит чётко установленную меру (объём) определённых прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы — узнаешь свои возможности и обязанности. Норму, принятую государством, обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за её исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норму права можно определить как охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности. Норма права может действовать только после её опубликования в письменном виде (неопубликованная норма не существует).

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете её отличительные особенности:

закреплённость в законе (или других нормативных актах);

обеспеченность силой государства.

Система законодательства

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них — конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует, главным образом, сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли- продажи, институт дарения, институт сделки и др.; в уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном — институт брака и т. д.

Право и закон

Приходилось ли вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет ещё с античных времён. В современной науке есть разные позиции. Одни учёные утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон — это всегда и есть право. Эти учёные не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти учёные, может принять и неправовой, несправедливый закон — закон, не опирающийся на право. Право же — это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым (например, многие считают несправедливым действующий закон о едином подоходном налоге, когда людям с разными доходами — от самого маленького до многомиллионного — приходится платить один и тот же процент с дохода), а право бывает только справедливым, иначе оно перестаёт быть правом, превращается в свою противоположность — произвол.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

Римское юридическое изречение


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тема: Право, его роль в жизни общества и государства.

Цель: закрепить представление учащихся о том, что такое право , о его необходимости в обществе и государстве.

- образовательные: выяснить, что мораль и право тесно взаимосвязаны, закрепить знания об источниках права и структуре правовой нормы.

- развивающие: формировать умение анализировать и обобщать информацию, работать с правовыми источниками.

- воспитательные: формировать навыки групповой работы, способность к сотрудничеству, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, мел.

Основные понятия: право, естественное право, конституция, закон, подзаконные акты.

I. Организационный момент (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.

II. Актуализация знаний (15 мин)

Давайте ответим на вопросы предыдущей главы.

III. Изучение нового материала (20 мин)

  1. Что такое право?
  2. Мера свободы, справедливости и ответственности.
  3. Норма права. Закон.
  4. Система законодательства.
  5. Право и закон.

Итак, давайте подумаем, как в обществе можно добиться порядка и справедливости? (ответы учащихся)

Людям всегда был остро необходим регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать конфликты, а уж если они возникли- помогать их разрешать мирным путем.

Давайте запишем определение : Право - совокупность общеобязательных норм (правил) охраняемых законом, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

- основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе.

- носит общеобязательный характер, нарушение несет юридическую ответственность.

- выражено в нормативных (правовых) актах.

- связано с государством (правила, выработанные в обществе устанавливаются и утверждаются государством)

Термин право используется в нескольких смысловых значениях.

1) Правовые нормы- с помощью которых осуществляется управление в государстве, устанавливается равный для всех порядок.

2) Высшие, независимые от государства нормы и принципы: справедливость и правда.

3) Естественное право- (данное от природы человеку при рождении) на жизнь, вероисповедания (никто не может его отнять).

Работа с документом на странице 73, ответить на вопросы после документа.

Норма права. Закон.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, то ее закрепляют в официальном (государственным) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами. Ими могут быть:

-Конституция (основной закон);

- подзаконные акты (указы, постановления).

Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.

Давайте с вами поясним (запишем в тетрадь) Закон- это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила закона определяется тем, что их принимает высшая законодательная власть (парламент) Федеральное Собрание или так же непосредственно народом страны - путем референдума (прямого голосования избирателей).

Также законы подразделяются на основной (конституция) и обыкновенные.

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции) Важно знать, что подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.

Давайте с вами разберем, в чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение- регулировать общественные отношения. Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Норму принятую государством, обязаны все- и отдельные лица и организации. Норма права становится общеобязательной, государство же строго следит за ее исполнением, а при необходимости может и заставить ее соблюдать.

Давайте запишем определение правовой нормы- это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Если будем сравнивать норму права с другими социальными нормами (моралью и обычаем) какие вы можете назвать отличительные особенности?

- закрепленность в законе (или других нормативных актах):

- обеспечивается силой государства.

Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав- отрасль права.

Отрасль права- совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественные отношения.

(выполнить 1 задание на стр. 77).

Право и закон тесно взаимосвязаны, но и различаются между собой (читают стр. 76 пункт право и закон). Назвать основные признаки, отличающие право от закона.

Право: первичный элемент- норма права. Характер: выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, может быть только справедливым.

Закон: первичный элемент- нормативный акт. Характер- может быть и справедливым и несправедливым.

IV. Закрепление изученного материала (5 мин)

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.
1) что на уроке было главным;
2) что на уроке было интересным;
3) что нового сегодня узнали;
4) чему научились?
5) что вызвало затруднение


Если обычаи были установлены предками, человек не будет их нарушать. Он постарается соблюдать их и передаст следующим поколениям, не забыв рассказать об их важности. Это касается и традиций — они есть у каждого народа или нации. Только в редких случаях они нарушаются, но это всегда вызывает порицание и осуждение со стороны общества.

Законы и нормативные акты устанавливают государственные органы. В каждой стране и даже регионе они могут отличаться. Свод законов называется Конституцией. А также есть кодексы — Уголовный, Гражданский, Семейный.

С их помощью государство устанавливает и контролирует порядок в стране. Без этого в обществе начнется хаос. Примером может служить смутный период в России начала 17 века. Тогда законной власти не было, и началась борьба за место в правительстве.

Результатом стали многочисленные убийства, голод, расправы и вмешательство соседних государств. Народ сам понял, что без порядка будет только хуже, поэтому в 1613 царем избрали Михаила Романова. Он занял престол и за несколько месяцев восстановил законы.

Если в современном мире пропадет законодательная власть, история повторится. Снова возникнут проблемы в поведении народа. Населению нужна справедливая власть. Тирания приводит к плачевным результатам, но демократия позволяет сделать общество сильным и единым. Люди, соблюдающие установленные государством правила, отличаются чувством справедливости, воспитанностью и учтивостью.

Видео

Важность законов

Первое знакомство с законами и правилами происходит в детстве. Сначала родители, потом воспитатели и учителя что-то запрещают ребенку, заставляют придерживаться определенного порядка. Устанавливать такие правила сложно, ведь они должны учитывать права и потребности всех людей в обществе.

Взрослея, человек продолжает соблюдать определенные законы. И чем он становится старше, тем больше требований к нему выдвигается. Если люди следуют им, они становятся полноценной частью общества. Они могут развиваться, совершенствоваться — получать образование, работать, строить отношения без опасений быть в чем-то виновными. Законы позволяют государственной власти обеспечивать безопасность каждого гражданина страны с момента его рождения и до самой смерти.

Принципы общественного порядка

  • осуществлять социально полезную деятельность;
  • следовать принципу моральности (нравственности) и легальности (соответствие закону);
  • не нарушать нормы других членов общества, быть терпимым к иному мнению (толерантность).

Это некоторые из основных правил поведения в обществе, на которых основаны порядок и безопасность общества.

Как устанавливается порядок в социальной среде?

Многие думают, что порядок в современном обществе заключается только в неукоснительном соблюдении законов. Но, на самом деле, все далеко не так. Конечно, очень многое зависит от правительства, но далеко не все. Очень важно учитывать моральные нормы и естественное желание человека жить в социальной среде. Каждый индивидуум сам для себя определяет свое поведение, а вместе с этим и место в обществе.

Несколько слов о принципах общественного порядка

Социальное общество, точно так же, как и естественная среда, нуждаются в гармонии. Конечно, порядок между людьми контролирует каждый человек. Если такой устрой нарушается, то в жизни этого человека начинаются серьезные проблемы. Итак, рассмотрим основные принципы сохранения человеком общественного порядка:

  • порядок в обществе позволяет каждому индивидууму осуществлять полезную деятельность не только для себя, но и для самого общества;
  • соблюдение порядка не только поможет сохранять между людьми нравственные отношения, но также и поможет жить обществу в соответствии с общественными законами;
  • также, что является очень важным, соблюдение порядка в обществе позволяет каждому человеку быть толерантным и терпимым к другим участникам социума.

Именно на таких принципах и строится общественный порядок, поэтому каждый человек отвечает за гармонию окружающего его пространства.

Поведение в обществе

На уроках этики и обществознания ученики проходят специальные тесты, позволяющие определить их знания правил поведения в обществе. Знание этикета позволяет человеку произвести хорошее впечатление на окружающих, а иногда и получить желаемое. Воспитанным людям чаще отдают предпочтение работодатели, они легко находят себе друзей. Следовать правилам, соблюдать принятый порядок в обществе должен каждый человек.

 Есть определенные законы и нормы, которые позволя

Есть определенные законы и нормы, которые позволяют гражданину стать полноценным членом социума. Они касаются разных сфер:

  • поведения в общественных местах и транспорте;
  • приема пищи;
  • манеры одеваться;
  • общения с окружающими;
  • образования и работы.

 Законы соблюдать должны все, но определенные прав

Законы соблюдать должны все, но определенные правила касаются отдельных слоев населения. Нормы поведения за столом или в компании друзей могут отличаться в разных странах. Они зависят от национальных традиций и обычаев. Приемлемое в одном государстве может быть под запретом в другом.

Но для всех сторон жизни действуют единые правила и законы: человек должен быть вежливым, учтивым, соблюдать личные границы окружающих. Если этого не делать, будут нарушаться не только индивидуальное пространство, но и законы, связанные со свободой личности.

В обществе не принято обсуждать некоторые темы — религиозные взгляды, политические предпочтения, так как государство разрешает исповедовать любую веру и состоять в партии. Благодаря этому становится понятно, зачем надо соблюдать законы и правовые нормы.

Понятие справедливости

Нельзя разделять понятия закона и справедливости. Без одного не существует другого. Первые должны защищать справедливость, поэтому ее обеспечивает Конституция. Все люди равны между собой, нет тех, кого можно назвать лучше других. Обычная уборщица и богатый бизнесмен наделены одинаковыми правами.

У каждого человека есть возможность делать все, что не нарушает закон. При этом у всех есть свои права:

 на жизнь и свободу; образование и медицинское обс

  • на жизнь и свободу;
  • образование и медицинское обслуживание;
  • уважение к религиозным и политическим взглядам;
  • гражданство и создание семьи;
  • смену места жительства.

Человек обладает и другими правами. Но при этом он должен выполнять определенные обязательства. Так как он требует справедливости по отношению к себе, должен ее проявлять и к другим. Нельзя посягать на чужое имущество или личность, требовать от человека подчинения или послушания, заставлять работать или выполнять какие-либо действия не по его воле. Запрещено посягать на свободу и права другого.

Независимо от социального положения все люди равны перед законом и судом. Придерживаться нормативных актов и установленных правил обязан каждый. Только в этом случае в мире наступает справедливость.

Хаос как нарушение порядка

Нарушение норм общества, равно как аналогичные нарушения правил в природе, приводит к дисбалансу интересов представителей этого общества. А следовательно, как и в естественной среде, к фактам исчезновения форм жизни и катаклизмам, только уже социального масштаба. Вот почему человеческому обществу нужен порядок. Антипод порядка в обществе — хаос, который не соответствует рациональной человеческой природе и служит стихией бессознательных форм поведения.

Читайте также: