Какие условия должен обеспечить руководитель фпс для проведения исследований

Обновлено: 19.05.2024

Владельцам бизнеса хорошо известно, как строго наше законодательство относится к обеспечению пожарной безопасности. Проверок МЧС ждут в напряжении: наверняка найдется повод для штрафа, ведь соблюдение всех требований порой кажется физически невозможным. Наша статья поможет разобраться в специфике обеспечения пожарной безопасности в организации и избежать ошибок при выполнении этой нелегкой задачи.

Правила противопожарного режима

Чтобы развеять все сомнения, приведем перечень нормативных актов, которые на данный момент регламентируют данную сферу. Их содержанием следует руководствоваться и при организации системы обеспечения пожарной безопасности, и при возможных спорах с представителями контролирующих структур.

Власти отдельных субъектов федерации имеют право утверждать собственные нормативные акты, но только при условии, что они не идут вразрез с требованиями закона №69-ФЗ [1] .

Комплекс инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

О защите объекта от пожара следует задуматься еще до начала строительства. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) должны быть предусмотрены на этапе проектирования, и разработанные решения необходимо включить в проектную документацию.

Недостаточно ответственный подход к этому вопросу часто приводит к большим проблемам в дальнейшем. Какими могут быть последствия ошибочных проектных решений при организации мер по обеспечению пожарной безопасности, догадаться нетрудно. В лучшем случае несоответствия будут выявлены вовремя, и тогда дизайнерам и архитекторам придется полностью менять свой замысел. Собственнику это грозит потерей времени и денег. В худшем случае МЧС запретит эксплуатацию объекта, и масштаб убытков станет вовсе катастрофическим. Так что решение одно — обращаться к грамотным проектировщикам, которые досконально знают все требования к разделу о противопожарных мероприятиях (ППМ).

Для таких случаев предусмотрен комплекс инженерных (инженерно-технических) мероприятий (КИМ, КИТМ) по противопожарной защите. Цель этих действий — привести эксплуатируемый объект в соответствие с существующими нормативами, то есть фактически обеспечить и подтвердить его безопасность. В результате проведения КИТМ решаются следующие задачи:

  • сводится к минимуму вероятность возникновения пожара;
  • достигается устойчивость конструкций к воздействию огня (по крайней мере, гарантируется их целостность в течение того времени, пока люди полностью не покинут здание);
  • обеспечивается возможность оперативного тушения пожара в случае, если его все-таки не удастся предотвратить.

Все мероприятия, разработанные в ходе КИТМ, согласуются в местном органе МЧС. Благодаря этому удается избежать необходимости устранять существующие расхождения проектной документации с современными нормами ПБ. Объект, на котором выполнены КИТМ, признается соответствующим требованиям по защите от пожаров, и владельцу не грозят штрафы.

Комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности включает в себя несколько этапов. В первую очередь специалисты изучают инженерно-технические характеристики объекта с точки зрения пожаробезопасности. Учитывают такие параметры, как:

  • назначение здания (от этого фактора зависят требования по ПБ);
  • пожарная нагрузка, которая высчитывается исходя из соотношения массы всех горючих материалов к площади объекта;
  • количество людей, одновременно находящихся в здании (понятно, что в местах, где предполагается большое скопление людей, должны действовать особо строгие требования пожарозащиты);
  • проектные решения в части планировки помещений (предусмотрены ли в здании противопожарные конструкции, как располагаются пути и выходы для эвакуации);
  • системы противопожарной сигнализации и защиты (имеются ли они на объекте, исправно ли функционируют, соответствуют ли современным требованиям).

На втором этапе исследуют документацию объекта, имеющую отношение к пожарной безопасности. Это приказы руководства, инструкции по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, план действий в случае пожара.

Следующий и важнейший этап — определение пожарных рисков. Вероятность возгорания и его последствия рассчитывают на основе анализа всех перечисленных выше факторов. Законодательством введены максимально допустимые значения индивидуального пожарного риска (то есть риска гибели человека от огня или удушья): на общественных объектах он должен быть не больше одной миллионной в год [2] .

Если в ходе оценки выяснилось, что пожарный риск превышает предельно допустимые значения, разрабатывают дополнительные меры пожарозащиты. К ним относятся:

  • усовершенствование конструктивных решений и планировки объекта для повышения их противопожарной безопасности;
  • применение несгораемых отделочных материалов (особенно на эвакуационных путях и выходах);
  • установка огнестойких дверей в пожароопасных помещениях;
  • обеспечение беспрепятственного доступа к объекту для сотрудников пожарных служб (устройство подъездных путей, монтаж лестниц и так далее);
  • разработка и установка современных систем пожаротушения и пожарно-охранной сигнализации.

Мероприятия по обеспечению безопасности в организации

Обучение сотрудников мерам ППБ

Персонал каждого предприятия независимо от сферы его деятельности должен знать правила ППБ и уметь применять их на практике. Не пройдя соответствующее обучение, люди не допускаются к работе.

Противопожарный инструктаж проходят все сотрудники организации. В ходе обучения они узнают:

  • в чем заключаются требования по пожарной безопасности с учетом специфики данного объекта;
  • какие правила нужно соблюдать при нахождении в зданиях и на территории предприятия, чтобы избежать пожара;
  • как обеспечить защиту во время производственного процесса;
  • что делать в случае пожара (как пользоваться средствами пожаротушения, как правильно организовать эвакуацию и так далее).

Противопожарный инструктаж проводит сотрудник предприятия, отвечающий за пожарную безопасность. Сам он обязательно должен пройти ПТМ. Чтобы персонал не утратил приобретенные знания, инструктаж полагается проводить повторно с периодичностью раз в год, а на пожароопасных предприятиях — два раза в год. В особых случаях он проходит также внепланово.

Пожарно-технический минимум (ПТМ) — более углубленная программа обучения. Она предназначена для руководителей предприятий и подразделений, для сотрудников, отвечающих за ППБ, для работников, чей труд связан с опасностью пожаров и взрывов, для специалистов образовательных учреждений — словом, для тех, кто несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье других людей. Обучение проходит по специальной программе, согласованной в государственном пожарном надзоре. По окончании курса слушатели сдают экзамен. ПТМ полагается пройти в течение месяца после приема на работу, а затем — делать это каждые три года. Сотрудникам пожароопасных предприятий необходимо повторять курс обучения ежегодно.

Учебные мероприятия по эвакуации

В каждой организации должен быть план тренировок по пожарной эвакуации. Это комплект документов, которые разрабатывают сотрудники, ответственные за ППБ, а утверждает руководитель. Сами занятия положено проводить как минимум раз в полгода [3] . А в некоторых случаях (например, при пожаре на другом объекте) тренировки устраивают вне графика.

В ходе занятия по учебной эвакуации персонал организации учится действовать в чрезвычайной ситуации быстро и без паники, адекватно оценивать опасность, правильно определять маршрут движения, пользоваться системами пожаротушения, оказывать помощь пострадавшим. По окончании тренировки специальная комиссия оценивает ее результаты. Если цель не достигнута, учебную эвакуацию проводят повторно.

Обучение ответственного за пожарную безопасность

В любой организации должен быть сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение противопожарного инструктажа для персонала, учебной эвакуации, обеспечение предприятия средствами и инвентарем для тушения пожара, подготовка инструкций, приказов, ведение журналов. Ответственный сотрудник должен следить за соблюдением режима. Кроме того, он участвует в проверках и взаимодействует с представителями контролирующих организаций.

Сотрудник, ответственный за пожаробезопасность, должен пройти пожарно-технический минимум. Причем обучение проходит вне повседневной профессиональной деятельности в специализированном учебном центре. Средняя длительность курса — два рабочих дня. По итогам обучения сотрудник получает удостоверение.

Контроль за соблюдением требований ППБ

Одна из обязанностей должностного лица, ответственного за ППБ, — постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в организации. Он должен следить за тем, чтобы сотрудники не нарушали режим: в частности, своевременно выключали электроприборы, курили только в отведенных для этого местах. Также в обязанности контролирующего лица входит ведение журналов проверок и учета.

Обеспечение ППБ на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов требует от занимающихся этим лиц наличия профильного инженерного образования и хорошего знания законодательства в сфере противопожарной безопасности. Есть профессиональные организации, которые оказывают комплексные услуги в этой области. Обратившись к экспертам по пожарной безопасности, собственники предприятий могут сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот.

Где можно заказать разработку инженерно-технического проекта пожарной безопасности?

«Вопросы пожарной безопасности — это почти всегда сложно, долго и дорого. Особенно трудно тем, у кого ситуация не самая типичная: например, нестандартный объект, по которому не предусмотрено норм проектирования или их технически невозможно соблюсти. В таких случаях лучше обращаться к экспертам, разбирающимся в специфике — а это и инженерные, и законодательные моменты — ПБ. В нашей компании работают как раз такие специалисты.

Мы способны оказывать комплексные услуги по пожарной безопасности. Готовим специальные технические условия для нестандартных объектов, разрабатываем КИТМ, чтобы обеспечить необходимый уровень ПБ, рассчитываем пожарные риски, помогаем избежать штрафов при проверках МЧС. У нас можно заказать полный набор документов и их последующее сопровождение. Мы также монтируем и обслуживаем системы противопожарной безопасности всех типов.

Мы проводим консультации по всем вопросам пожарной безопасности. Благодаря многолетней практике наши специалисты прекрасно разбираются в вопросах оптимизации расходов в любой ситуации, так что вы можете рассчитывать на гарантированное снижение затрат.

огнетушитель

За несоблюдение требований пожарной безопасности контролирующие органы могут наложить крупный штраф, приостановить деятельность организации, запретить эксплуатацию объекта.

обслуживание систем

Некоторые компании готовы оказать полный спектр услуг по обеспечению пожарной безопасности: от консультирования до монтажа и обслуживания противопожарного оборудования.

огнетушитель

Для решения любых вопросов в области пожарной безопасности стоит воспользоваться консультацией специалистов.

кнопка

Расходы на организацию пожарной безопасности можно оптимизировать, не нарушая нормы законов и соблюдая все их требования.

система

Для обеспечения пожарной безопасности системы пожаротушения необходимо не просто установить, но и своевременно обслуживать.

шкаф

Подготовиться к проверке МЧС и привести объекты в соответствие с требованиями дешевле, чем погасить налагаемые штрафы.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Каждое предприятие должно быть оснащено необходимым комплектом средств обеспечения пожарной безопасности. Минимальный набор включает огнетушители, ящик с песком, войлочный или асбестовый мат, ведра для воды, багры, топоры, лопаты (по две штуки). С помощью базового инвентаря и средств пожаротушения можно локализовать огонь до приезда пожарной бригады, но при условии, что сотрудники предприятия прошли инструктаж и умеют обращаться с этими предметами.

СТУ

СТУ по пожарной безопасности: как разрабатывается документ?

Монтаж пожарных систем

Монтаж пожарных систем: какие требования предъявляются к проектам и какова стоимость работ?

Пожарные риски

Проведение оценки пожарного риска: где заказать процедуру и как из аудита извлечь выгоду


Фото Евгения Смирнова, Кублог

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014


Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года

30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

АКЦИЯ ГОДА

Большинство организаций и предприятий отменили режим удаленной работы и вернулись к привычному образу жизни. Однако коронавирус продолжает распространяться, и заражение им часто происходит на работе. Поэтому работодателям до сих пор надо соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по мерам профилактики коронавирусной инфекции. Что это за меры и что делать работодателям в случае выявления коронавируса у работников, расскажем в данной консультации.

Профилактические действия работодателя

Согласно Рекомендациям действия работодателей в целях профилактики заболевания работников коронавирусом имеют три направления:

1. Предотвращение заноса инфекции в организацию.

Для этого рекомендуется осуществлять:

организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей;

ограничение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования);

организация работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом (выделение специальных мест и устройств приема корреспонденции).

2. Принятие мер по недопущению распространения инфекции в коллективе.

К таким мерам относится:

ограничение контактов между отделами, не связанными общими задачами и производственными процессами. Разделение коллектива путем размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен;

ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых (выхода за территорию организации, перемещений на другие участки, в отделы, помещения, не связанных с выполнением прямых должностных обязанностей);

в случае необходимости выделение сотрудников для перемещения материалов и документов между отделами и обеспечение их средствами защиты органов дыхания и перчатками;

внедрение электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации;

прекращение проведения любых массовых мероприятий в организации, запрет на участие работников в мероприятиях других коллективов;

установление посещения столовой в строго определенное время по утвержденному графику (при централизованном питании работников);

установление запрета приема пищи на рабочих местах, выделение для этого специально отведенной комнаты или части помещения с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком (при отсутствии столовой);

оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования;

обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (из расчета 1 маска на 3 часа смены) и дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств;

проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 – 4 часа всех контактных поверхностей – дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники;

обеспечение не менее чем 5-дневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток;

применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа;

регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений;

усиленный контроль применения работниками СИЗ от воздействия вредных производственных факторов.

К сведению: работа столовых должна быть организована в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания.

3. Другие организационные мероприятия по предотвращению распространения инфекции.

информирование работников о необходимости соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены – режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи;

ограничение направления сотрудников в командировки;

временное отстранение от работы или перевод на дистанционную работу лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные), обеспечение им режима самоизоляции в период высокого уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией;

организация в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией (при наличии в организации медперсонала);

недопущение без актуальных результатов медицинских осмотров работников, для которых осмотры обязательны (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, бытового обслуживания, водопроводных сооружений, образовательных организаций).

Действия работодателя, если у работника появились симптомы заболевания

Напомним, что симптомами заболевания, вызванного новым коронавирусом COVID-2019, являются:

чихание, кашель и заложенность носа;

боли в мышцах и в груди;

головная боль и слабость;

реже возможна тошнота, рвота и (или) диарея.

Симптомы заражения коронавирусной инфекцией могут проявиться в течение 14 дней после контакта с больным человеком. При этом симптомы схожи со многими респираторными заболеваниями и часто имитируют обычную простуду или грипп.

Если же симптомы заболевания ярко выражены, необходимо незамедлительно обеспечить изоляцию работника в отдельное помещение и ограничить возможность контакта изолированного работника с другими сотрудниками.

Сотруднику, который обнаружил заболевшего, нужно сообщить об этом факте руководителю его структурного подразделения, начальнику отдела кадров, на горячую линию или в иные государственные структуры в соответствии с предписаниями региональных властей и вызвать скорую помощь. После приезда скорой помощи информацию о результатах осмотра медработником заболевшего также нужно передать перечисленным выше лицам.

Руководителю подразделения надо провести осмотр и опросить других работников на предмет ухудшения состояния здоровья. В местах, где пребывал больной, нужно произвести дезинфекцию и проветрить помещение. В течение 14 дней работодатель должен обеспечивать постоянный контроль состояния здоровья работников с обязательным проведением контроля температуры тела работников перед началом рабочей смены и в ходе рабочего дня.

Действия работодателя, если работник заболел

Если заболевший работник остается дома, ему постановлением главного санитарного врача предписывается соблюдать самоизоляцию на 14 дней и выдается листок временной нетрудоспособности по болезни. При этом, если болезнь протекает в легкой форме, работник может отказаться оформлять больничный лист и по соглашению с работодателем может работать дистанционно.

Действия работодателя зависят от того, как работал заболевший. Если он посещал офис, работодателю нужно выявить круг всех сотрудников, с которыми заболевший контактировал.

Постановлением Минздрава РФ от 10.04.2020 № 36 определены критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня с заболевшими COVID-19. Так, сотрудники, работающие в одном помещении с заболевшим, относятся к контактам первого уровня. К контактам второго уровня относятся лица, имевшие возможный контакт с лицом, инфицированным COVID-19, в течение последних 14 календарных дней с даты последнего контакта до получения положительного результата лабораторного обследования лица, инфицированного COVID-19.

По информации ВОЗ от 17.03.2020, контактным лицом является сотрудник, который до 14 дней после появления симптомов у больного контактировал лицом к лицу с больным в пределах 1 м и в течение больше 15 минут находился с ним в закрытой среде, в том числе совместно использовал рабочее место.

К сведению: коллеги, которые заходили к заболевшему из других кабинетов по какому-либо вопросу и при этом находились в масках, контактными не считаются.

Кроме этого, предписанием центра гигиены и эпидемиологии устанавливается срок проведения ежедневных дезинфекций в организации. Если в течение данного срока больных больше не будет выявлено, работодатель должен организовать заключительную дезинфекцию. Ее должны провести специализированные организации, список которых можно получить в центре гигиены. О проделанной работе работодателю нужно будет отчитаться в установленный срок.

К сведению: работодатель может за счет собственных средств оплачивать тестирование сотрудников на COVID-19 и учитывать эти траты при налогообложении прибыли (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 № 03-03-10/54288). В некоторых регионах действует требование о таком тестировании. Перечень медицинских организаций, которые могут проводить эти исследования, размещен на сайте Роспотребнадзора. В указанных целях работодателю нужно издать приказ о проведении тестирования на COVID-19 и ознакомить с ним под подпись всех работников.

Действия работодателя, если сотрудники отказываются покидать работу

Возможна такая ситуация: работник с признаками коронавирусной инфекции или сотрудники, контактировавшие с заболевшим, не хотят покидать работу и уходить на самоизоляцию. В таких случаях работодателю в первую очередь нужно им напомнить об уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, которая может наступить, если при подтвержденном заболевании коронавирусом работник заразит других сотрудников с тяжелыми последствиями.

Если это не подействует, названных лиц придется отстранить. Случаи отстранения от работы установлены ст. 76 ТК РФ. Такого основания, как контакт с заболевшим коронавирусом работником, в ней нет. Но в качестве одного из оснований в ст. 76 ТК РФ указано требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, если работники, контактировавшие с заболевшим коронавирусом, отказываются покидать работу, их можно отстранить. Отстранение оформляется приказом работодателя, с которым нужно ознакомить работников под подпись. В случае отказа от подписания нужно составить соответствующий акт.

После отстранения работников работодатель также должен соблюсти все меры безопасности: проветрить помещения и провести дезинфекцию.

Ответственность за невыполнение требований Роспотребнадзора

Поскольку Рекомендации Роспотребнадзора нормативными актами не являются, ответственность за их несоблюдение не наступит. Однако она может наступить за невыполнение санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса. Например, за неисполнение постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, непроведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет пре­дупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 100 до 500 руб.;

на должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;

на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если нарушение этих правил совершено в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо в установленный срок не выполнено выданное в указанные периоды законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, накажут штрафом:

граждан – на 15 000 – 40 000 руб.;

должностных лиц – на 50 000 – 150 000 руб.;

юридических лиц – на 200 000 – 500 000 руб.

Деятельность организации также может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Если в результате действий (бездействия) должностного лица или работодателя был причинен вред здоровью или произошла смерть человека, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 000 до 500 000 руб. либо дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет, а организация штрафуется на сумму от 500 000 до 1 000 000 руб. или производится административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате нарушения произошло массовое заболевание либо возникла угроза такого заболевания, то уже возможна уголовная ответственность. Виновному грозит одно из нескольких наказаний (ч. 1 ст. 236 УК РФ):

штраф от 500 000 до 700 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 18 месяцев;

лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы до 2 лет;

принудительные работы до 2 лет;

лишение свободы до 2 лет.

Если в результате уголовного преступления погиб человек, виновному грозит (ч. 2 ст. 236 УК РФ):

штраф от 1 000 000 до 2 000 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от 1 года до 3 лет;

ограничение свободы от 2 до 4 лет;

принудительные работы от 3 до 5 лет;

лишение свободы от 3 до 5 лет.

Если погибли двое или более человек, то виновному грозят (ч. 3 ст. 236 УК РФ):

Фото: Pexels

Министерство науки и высшего образования продолжает менять систему аспирантуры и адъюнктуры, чтобы наладить подготовку кадров для российской науки. РБК спросили экспертов, какой аспирантура станет 1 сентября 2021 года

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

Фото:Sam Trotman / Unsplash

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым

Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

На пути к Аспирантуре 4.0

Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.

Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок медосмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава от 28.01.21 № 29н). Согласно порядку, некоторые категории сотрудников по-прежнему должны проходить медосмотры как перед трудоустройством, так и в период работы. А на работодателя возложены обязанности организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. Кроме того, он должен передать данные о медосмотрах в ФСС. Мы составили подробные инструкции для работодателей, которые обязаны обеспечивать проведение медосмотров кандидатов на работу и действующих сотрудников.

Новый приказ по медосмотрам 29н

С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Он утвержден приказом Минздрава от 28.01.21 № 29н, и будет действовать до 1 апреля 2027 года (далее — Порядок № 29н).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Виды медицинских осмотров работников

Трудовое законодательство выделяет три вида медосмотров.

1. Предварительные. Их проходят при поступлении на работу, еще до заключения трудового договора .

3. Внеочередные. Они необходимы при наличии соответствующих медицинских рекомендаций (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Такие рекомендации могут быть даны, например, после болезни работника или по результатам регулярного медосмотра (п. 19 Порядка № 29н).

Для чего необходимо проходить медицинские осмотры

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

ВАЖНО

Работодатель не вправе допускать к выполнению трудовых обязанностей сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Еще одно назначение медосмотра — обеспечение охраны здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. В частности, с этой целью обследуются продавцы, работники предприятий общепита и других организаций, указанных в части 2 статьи 213 ТК РФ.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Основания для медосмотров сотрудников

Такие основания перечислены в статьях 213 , 298 и 324 ТК РФ и в пункте 20 Порядка № 29н. Так, в обязательном порядке проходят медосмотры работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Помимо тех, кто занят на работах, указанных в Перечне, проходить медосмотры должны сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные Приложением к Порядку № 29н. В частности, в этом Приложении перечислены работы на высоте; работы, связанные с техобслуживанием электроустановок или оборудования под давлением; и др.

ВНИМАНИЕ

Лица в возрасте до 18 лет могут поступить на работу (вне зависимости от ее вида) только после предварительного медосмотра. В дальнейшем, до достижения совершеннолетия, они обязаны проходить ежегодные медосмотры (ст. 266 ТК РФ).

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр

При определении категорий лиц, которых можно взять на работу только при наличии медицинского заключения, нужно ориентироваться на указанные выше критерии. Так, до оформления трудового договора показаться врачам обязаны все работники в возрасте до 18 лет, а также лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включая подземные работы (ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ). Перечень таких факторов и работ приведен в упомянутом приказе № 988н/1420н. Также они перечислены в Приложении к Порядку № 29н.

Пройти медосмотр перед подписанием трудового договора придется и тем, кто претендует на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Следующая категория работников, для которых предусмотрены обязательные предварительные медосмотры, — лица, принимаемые на работу в организации пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

И, наконец, последнее упоминание в Трудовом кодексе предварительного медосмотра касается лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, если эти лица переезжают туда из других регионов (ст. 324 ТК РФ).

ВАЖНО

Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос

Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

СОВЕТ

Рекомендуем дополнительно сообщить работнику в письменной форме (например, указать в справке), что для прохождения медосмотра необходимы:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • полис ОМС или ДМС.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя. Указываются должность и ФИО этого лица (п. 9 Порядка № 29н). Сведения о выданном направлении заносятся в специальный журнал или иную форму учета, которую ведет работодатель.

С этим направлением, а также комплектом личных документов (паспорт, СНИЛС, полис) кандидат на работу отправляется в медицинское учреждение для прохождения комиссии. По ее результатам оформляется заключение в трех экземплярах. Один из них получает сам будущий работник, второй остается в медорганизации и приобщается к амбулаторной карте, а третий направляется работодателю (п. 15 и 17 Порядка № 29н).

ВНИМАНИЕ

На третьей стадии работодатель принимает решение по итогам медосмотра и оформляет соответствующую документацию. Если в медицинском заключении указаны противопоказания для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы, работодатель не может допустить кандидата к соответствующей работе. А значит, нужно отказать соискателю в заключении трудового договора. Аналогичным образом следует поступить, если по результатам медосмотра выдана справка о необходимости дополнительного медобследования (п. 14 Порядка № 29н).

Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

На этом подготовительная стадия заканчивается и начинается основной этап проведения медосмотра. Так же, как и в случае с предварительным медосмотром, работодатель выдает работникам (под подпись) соответствующие направления (п. 9 и 25 Порядка № 29н), а сведения о них вносит в журнал учета.

ВАЖНО

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

С данным направлением и личными документами (паспорт, СНИЛС, полис) работник посещает медучреждение и проходит комиссию. По результатам обследования составляется медзаключение. Один экземпляр передается работодателю.

На последнем этапе работодатель принимает организационные решения по итогам медосмотра. Так, если в заключении указаны противопоказания для выполнения определенной работы, следует незамедлительно отстранить сотрудника от такой деятельности. Отстранение оформляется приказом или распоряжением.

В медзаключении может быть сказано, что работник нуждается в переводе на другую работу. Документы на перевод оформляются только при наличии письменного согласия работника. Если работник не готов сменить вид деятельности, либо в компании нет подходящий вакансии, уволить его можно лишь в том случае, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе. В такой ситуации трудовой договор прекращается на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ. Если же установленный врачами срок перевода составляет менее 4 месяцев, то уволить по данному основанию работника, не согласного на перевод, нельзя. Необходимо отстранить его от неподходящей по медпоказаниям работы на весь указанный в заключении срок перевода. Зарплата за этот период не выплачивается.

Если же противопоказаний не выявлено, отдельных организационных решений не принимается, и сотрудник продолжает выполнять свою трудовую функцию.

Завершается этот этап тем, что медорганизация составляет специальный заключительный акт. Он содержит данные о лицах, прошедших медосмотр, не прошедших медосмотр и не завершивших его. Также в акте указываются сведения о тех работниках, которым предварительно диагностировано профессиональное заболевание. Наконец, в этом документе даются рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.

ВАЖНО

Указанный акт может содержать рекомендации, являющиеся основанием для проведения внеочередных медосмотров работников (п. 19 и 45 Порядка № 29н).

После завершения всей процедуры данные о проведенном периодическом медосмотре включаются в форму 4-ФСС.

Расходы на прохождение работниками медосмотра

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

Последствия отсутствия медицинского осмотра

Если работник отказался пройти медосмотр или уклонился от обследования (в т.ч. не завершил необходимые исследования и осмотры), работодатель не вправе допустить его к работе. В этом случае сотрудник отстраняется от работы на весь период до момента прохождения медосмотра. Заработная плата на это время не сохраняется (ст. 76 ТК РФ).

Если же обследование должен был пройти кандидат на работу, но он этого не сделал, то данный факт является препятствием для оформления трудового договора. Такому претенденту нужно отказать в трудоустройстве (ст. 69 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ

Допуск к работе сотрудника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медосмотр, является административным правонарушением. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа: на юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб., на ИП-работодателя и на должностных лиц организации — от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Читайте также: