Какие принципы положены т кампанеллой в учение об идеальном обществе

Обновлено: 18.05.2024

В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт - яв­ление более позднего времени. Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гумани­сты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.

Общественно-политические рассуждения знаменитого автора "Утопии" (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное госу­дарство (названное, соответственно, Утопия - место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма.

В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополу­чие общества невозможно там, где существует собственность част­ная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное уст­ройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утописты получают все не­обходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лиш­нее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община. Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух "Утопии", надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социаль­ной философии Мора являются доминирующими.

В целом общественное учение Мора было само­критикой нарождавшейся социально-политической западноевро­пейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.

Другой проект идеального общества был предложен Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. (отрывок о Кампанелла: по А. В. Якушев, М., 2004

3. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Европейскую философию 17 века принято условно называть философий Нового времени. Данный этап характеризуется неравномерностью развития, буржуазными революциями в Голландии и Англии. Англия переживает период абсолютной монархии, общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер. В философии 17 века выделяется три теоретически обоснованные концепции философского познания.

1. Философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последнюю европейскую мысль и являющийся теоретической основой эстетики и искусства классицизма.

2. Эмпирического метафизического материализма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Гоббса.

3. Творческая философия мистического рационализма П. Паскаля, которая послужила обоснованием нового стиля барокко в культуре 17 – 18 века.

2. Идолы пещеры – ошибки, присущие некоторым группам людей, индивидуальные заблуждения.

3. Идолы площади – слова, нечетко отражающие действительность и порождающие ложные понятия.

4. Идолы театра – заблуждения, высказанные некрит. усвоениями чужих мнений.




Основоположником рационалистической традиции считается Рене Декарт. Рационалисты исходили из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными "врожденными идеями", которые, со­ставляя априорное содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Свое "Рассуждение о методе" Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от "количества ума", которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии - научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода.Подобно Бэкону, Декарт начинает построение системы достоверного знания с очищения разума от всего недостоверного и сомнительного. Для этого он предлагает отбросить всякое знание, в котором есть хоть малейшая возможность усомниться. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает, "обслуживая" больше практические навыки, чем теоретическое познание, которое осуществляется благодаря присутствующим в содержании разума врожденным идеям. Таковыми являются наиболее общие законы всякого рассуждения и, прежде всего, логические и математические аксиомы и правила вывода, благодаря которым осуществляется отбор и упорядочивание всех приобретенных и создание всех сконструированных идей. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности, отвечающее запросам времени и систему гуманистического воспитания молодёжи. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни равенство всех людей перед законом, концепция естественных прав человека. Основные аспекты эпохи Просвещения:

1. Вместо основных религиозных догматов на первое место выходит разум.

3. Прагматичность – исследует человека с позиции полезности для общества.

4. Наука и прогресс.

5. Просветительство граждан.

Данные аспекты получили наибольшее развитие в философских системах английских мыслителей Т. Гоббса и Дж. Локка.

Философия Канта делится на три периода: докритический, критический и антропологический.

Основные элементы теории познания:

1. Источник знания – органы чувств.

2. Знания формируются из опыта, но иногда и без него.

3. Разум противоречив: Бог есть – нет; свода есть – нет; время – нет начала и конца.

Априорными формами понятия рассудка Кант считает 12 категорий, которые свел в 4 группы: количества, качества, отношения и модальности.

Кант сформулировал категорический императив нравственности. Императив – означает требования, приказ, закон. У Канта категорический императив – это безусловный принцип поведения, основной закон его жизни. Это обязательные принципы, которыми должны руководствоваться люди независимо от его социального статуса и положения. Основные принципы императив нравственности:

1. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

2. Поступай только согласно такой максиме, рук – сь которой ты можешь в то же время пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

3. Поступай так, чтобы ты относился к человеку в своем лице и в лице всякого другого.

Этика Канта – это этика долга, обязанность, умноженная на ответственность, этика самоограничения. Она учит человека тому, как стать достойным счастья. Социальные взгляды Канта заключаются в разработке идей и концепций либерализма, развитий концепций правового государства, разделения властей, где государством должны управлять не люди, а законы.

Читайте также: