Какие персонажи претендуют на звание счастливого в начале поэмы почему странники отводят

Обновлено: 16.05.2024

1. О чем заспорили мужики? О том кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, министру, царю, купчине толстопузому, боярину, попу.

2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень:Заплатова, Дырявина,Разутова, Знобишина.Горелова, Неелова

3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? Отпустить ее птенчика и требовать от скатерти-самобранки не больше чем по ведру водки в день

4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги

5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.

1. Назвать часть и главу. Глава 1, поп

2. Нашли ли мужики счастливого? Счастливым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" можно назвать только Гришу Добросклонова, потому что свою жизнь посвящает народу. Таков авторский замысел Некрасова.

3. Как понимают герои счастье? Счастьем они считали "покой, богатство и честь", чего у них не было.

5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? Средь мира дольнего для сердца вольного есть два пути. " Некрасов рисует две дороги к счастью, но самое важное-это правильно сделать выбор, от этого зависит твоя жизнь. Одна просторная дорога, полная страстей и желаний, вражды и зависти, по которой идёт толпа рабов. Эта дорога личных желаний, удовлетворения жизненных потребностей, стремление к улучшению только своего благосостояния. Дорога лжи и притворства молчаливого согласия с произволом жизни. Дорога к благам жизни, с виду блестящей и светлой, а на деле гнилой и мёртвой. Липовое счастье ожидает каждого в конце этого пути.

6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли

При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

Во время страдной поры.

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Толпа жнецов и жниц, -

Всё дело девки красили

(Толпа без красных девушек

Что рожь без васильков)

2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина. ”]

Осанистая женщина, Широкая и плотная. "

". Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо"

3. За что народ считает ее счастливой? Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос "Кому живется весело, вольготно на Руси "? о своей жизни, она признает, что ей в девках счастье выпало : у нее была хорошая, непьющая семья, любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в той семье ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.]

Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.

5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Матрену нельзя назвать счастливой. Матрёна - крестьянская женщина, а крестьянки обычно не счастливы изза бедности. На её долю выпало много трудностей и испытаний. Одно из них- смерть шестерых детей, второе- то, что муж не вернулся с войны.

6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского. ”]

Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена.

Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением.

2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?

О своей свободе крестьяне узнали 17 марта 1861 года ( по новому стилю). Но манифест об отмене крепостного права радости не принес и проблемы крестьян не решил.

3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?

- крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать

- крестьяне которые относятся тем, кто рабски предан своим господам

4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?

А. Н. Некрасов, автор произведения "Кому на руси жить хорошо", изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение.

5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?

автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех?

7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]

Н.А. Некрасов показывает несколько помещиков. Одним из самых запоминающихся, является образ барина Гаврила Афанасьевича Оболт-Оболдуева. Он представляет собирательный образ помещиков всей Руси.

Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.

Прочитать главу “Доброе время — добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы:

Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню?

Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?

Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова.

Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы:

1) Как характеризует эта песня Гришу? Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише.

2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Одна тюрьма спасенная,

Как белая коровушка

На выгоне, стоит.

Начальство там попряталось,

А жители под берегом,

Одна тюрьма спасенная,

Как белая коровушка

На выгоне, стоит.

Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека. Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия. Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Сочинение про Попа (Кому на Руси жить хорошо)

Любви к близкому, своей семье, месту, где родился.

Кто помогает обычным крестьянам из некрасовской поэмы, ищущим счастье, ответить на вопрос о хорошей жизни на Руси, да те, кто непосредственно живет рядом с ним.

Одним из таких людей является поп. Автор не считает необходимым описывать его внешность, поскольку это не главное для восприятия его понимания счастья.

Именно священника встречают первого на своем пути семеро крестьян. Это довольно символично. В те далекие времена сельского попа считали духовным отцом каждого родившегося малыша, человеком, благословляющего на добрые дела, провожатым в царствие небесное умирающего.

Из поэмы понятно, что священнослужитель –сельский поп, имеющий довольно большой приход. Крестьяне убеждены , что именно ему всех лучше живется на Руси хорошо. Из повествования самого попа оказывается, что они сильно заблуждаются.

При этом должного уважения к нему нет. Люди смеются над ним, стараются обойти его стороной (примета плохая), поэтому живется ему очень нелегко.

Доход его напрямую зависит от прихожан, в основном таких же бедных крестьян. Сколько дадут, на то и живет. Нет у него в семье большого достатка, как и у самих крестьян, которые к нему обратились. Но не может он не брать денег с бедных, сам тогда с голоду умрет. Богатых же в его приходе нет, помещики по городам разъехались.

Священник, который не раз слышал исповедь других людей, в поэме как бы сам исповедуется, только не перед Богом, а перед простыми русскими мужиками.

Жизнь попа

Популярные сочинения

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать.

Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Злой поп

Ваш сосед — злодей?


Давайте нарисуем некий собирательный образ попа: пузатый, хитрый, пьяный, необразованный, неверующий и хамовитый обманщик. Страшное зрелище. Я бы ни за что не стал общаться с таким человеком. А люди, нарисовав такой образ, почему-то клеят его на всех священников – всех стран и возрастов. Логика у них простая: если ты священник, значит, ты злодей (и далее по списку выше). Не кажется ли вам это абсурдным? Все священники априори не могут быть злодеями. Это невозможно. Может быть, у людей, которые это утверждают, есть статистические данные? Может быть, какой-то неизвестный институт провел по всей стране исследование морального облика священников? Нет. Откуда же берется такой кошмарный вывод?

Как родился этот образ?

Злой священник – это, действительно, собирательный образ, который уходит корнями в глубокую старину, а именно во времена Петра I. Он был великим реформатором, который сделал много хорошего для нашей страны. Царь Петр буквально за волосы втащил Россию в западный мир. И, тем самым, он заложил основу для цивилизационного раскола. Почему? А вот: часть нашего общества искренне уверилась в том, что именно Запад – это тот спасительный маяк, на который надо равняться. Прозападная интеллигенция и дворянство боготворили все европейское, презирая все русское как отсталое. И, конечно, оставаясь формально православными, они презирали Русскую Православную Церковь, считая ее частью дремучего и необразованного прошлого. Быть искренне верующим православным человеком далеко не во всех высших кругах считалось нормальным. В итоге именно в этой дворянской прозападной среде родился образ неграмотного и нечестного попа.



Нужен враг


Возможно, вы думаете, что все это в прошлом? Нет. Сегодня все это – такая же реальность. Современное общество осталось заложником стереотипа о злых попах. Некоторые люди просто не могут разглядеть в священнике живого человека. Вы не представляете, сколько агрессии сыплется на меня ежедневно. Мне и моей семье желают смерти, страданий, нищеты и прочего. И я не одинок в этом. Но и это – лишь верхушка айсберга. Есть вещи куда печальнее.

Если ты священник, значит, ты всегда виноват. Любые твои ошибки рассматриваются как преступление против жизни во всем мире. Вот вам пример.


Мир сложнее стереотипов

Я признаю, что действительно есть священнослужители, которые ошибаются и ведут себя неподобающе сану. Но их мало! Вокруг вас гораздо больше прекрасных священников, которые живут в суровых условиях и делают много хорошего: кормят бездомных, помогают бедным семьям, вдовам, старикам, детским домам и т.д. В России существует множество церковных фондов помощи инвалидам и больным. Да только это никого не интересует. Этого не замечают просто потому, что это не вписывается в стереотип о злой Русской Православной Церкви.

Хотите узнать правду о священниках? Езжайте в бедный сельский храм и предложите помощь. Поживите там, пообщайтесь со священником, поработайте с ним. Уверяю вас, вы откроете совсем другой мир. Ваши стереотипы развеются, как пыль. Вы поймете, что Русская Православная Церковь – это не империя зла, а священники не так ужасны, как вы думали. Сделайте это, если не боитесь.

Портрет Некрасова

Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.

За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.

Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.

Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?

Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.

Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:

  • ветхая гостиница;
  • шатающиеся храмы;
  • училище, наглухо заколоченное;
  • фельдшерская изба.

На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.

русская ярмарка

Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.

В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.

Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.

  1. До брака Матрена жила в достатке.
  2. Но когда вышла замуж за печника из другой деревни, ее постигла мрачная судьба деревенской женщины. В семье мужа ее обижали, и лишь рождение первенца скрасило жизнь. Однако, когда Матрена работала в поле, за ребенком не углядели и скормили свиньям.
  3. Ее мужа незаконно забрали в армию, и беременной Матрене пришлось ехать и самой добиваться справедливости.

Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.

Кто он — счастливый человек на Руси?

Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.

Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.

Другая история — про атамана разбойников Кудеяра. Стремясь искупить грехи, он жестоко убил местного пана. Был еще староста Глеб: тот подкупом утаил последнюю волю вдовца-адмирала, который хотел после смерти освободить всех своих холопов.

Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook

История создания

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

  • научиться строить свое счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать свободолюбие в себе.

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

  1. С одной стороны, произведение написано в стихотворной форме. В нем есть лирические отступления и множество художественных приемов.
  2. С другой стороны, сюжет поэмы — это рассказ о целом историческом периоде, описанном как путешествие главных героев. В нем использован фольклор. Все это формирует эпическую составляющую повествования.

Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

1. Что такое счастье, в представлении мужиков?

2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?

3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?

4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?

5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?

6. Почему поэма не закончена?

7. За кем будущее Руси, почему?

1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.

2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.

Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, соленую — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.

5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.

6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.

7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.

Читайте также: