Какие избирательные комиссии образуются для непосредственного обеспечения процесса голосования

Обновлено: 04.05.2024

Избирательная комиссия – это коллегиальные органы, формируемые в порядки и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Система избирательных комиссий: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) окружные избирательные комиссии; 4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 5) участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ явяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.

В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ.

Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов.

Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение 4 лет.

Территориальные и участковые избирательные комиссии(срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

В законодательстве закреплено два способа выдвижения:

-непосредственное, которое может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением;

-в составе списка кандидатов, осуществляемое избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями и иными избирательными объединениями осуществляется на съездах, конференциях, с последующим уведомлением избирательной комиссии о выдвижении. Самовыдвижение кандидата осуществляется путем уведомления избирательной комиссии о выдвижении. Выдвижение кандидатов осуществляется в установленные законом сроки.

При выдвижении кандидат представляет в избирательную комиссию пакет документов: заявление о согласии баллотироваться, сведения о доходах и имуществе и т.п. После выдвижения кандидат получает разрешение на открытие избирательного счета и может создавать избирательный фонд и начать собирать подписи избирателей в свою поддержку.

Статус кандидата приобретается субъектом пассив. ип с момента регистрации.

-ведение предвыборной агитации;

-принимать участие в деятельности изб.комиссий;

-право присут. на всех засед. зарег. его комиссии

-назначать уполномоч. по финанс. вопросам, доверенных лиц, наблюдателей;

-право на обжалование действий и решений избирательных комиссий и т.д

-собл. п и с чел. и граж. при соверш. Изб. Процедур;

-соблюдать КРФ, фз, законы суб. РФ, мун. па;

-создать избирательный фонд;

-не злоупотреблять сми при провед. Предв. агитации;

-при соответствующем требовании законодательства, создать группу избирателей и т.д.

-кандидат освоб. от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов;

-зарег. кандидат облад. Неприкосновен. и не может быть привлечен без согласия прокурора к уг. Ответ., арестован или подвергнут админ.наказанию.

серьезной санкцией, которая может быть применена к кандидату является отмена его регистрации.

Кандидаты любое время могут снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до голосования.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий постоянны.

Содержание

Система избирательных комиссий в Российской Федерации

В Российской Федерации действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы).
  • Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов).
  • Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
  • Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.
  • Окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.
  • Участковые избирательные комиссии — формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

Формирование

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами муниципальных образований с учетом предложений избирательной комиссии субъекта РФ. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов.

В избирательные комиссии помимо членов с правом решающего голоса политическими партиями, общественными объединениями и кандидатами могут назначаться также члены комиссий с правом совещательного голоса, представляющих их интересы в комиссиях, они в меньшей степени задействованы в организации избирательного процесса.

Порядок работы

Должностные лица избирательной комиссии — председатель, заместитель председателя, секретарь. Председатели избирательных комиссий в зависимости от уровня комиссии назначаются вышестоящими комиссиями или избираются самими комиссиями по предложениям вышестоящих комиссий из состава комиссий. Заместители председателей и секретари комиссий избираются комиссиями из своего состава. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по вопросам организации избирательного процесса принимаются большинством от установленной численности комиссии. Протоколы об итогах голосования, о результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.

Избирательные комиссии в Российской империи

Специального центрального учреждения в Российской империи для подготовки и проведения выборов не создавалось. Государственным органом, осуществлявшим подготовку выборов, в том числе путём издания подзаконных актов, утверждаемых Императором, было Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу, образованное в составе Министерства внутренних дел.

Для проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах создавались губернские и уездные по делам о выборах комиссии. Губернские комиссии образовывались под руководством председателя окружного суда из предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городского головы губернского города или лица, его замещающего, одного из членов окружного суда по решению его общего собрания, непременного члена губернского по земским и городским или по городским делам присутствия, одного из непременных членов губернского присутствия или губернского по крестьянским делам присутствия по назначению губернатора, и старшего советника губернского правления. Кроме того, в состав губернской комиссии входил по предложению губернатора один из начальников местных губернских управлений. В Тобольской и Томской губерниях губернские комиссии образовывались в составе управляющего казённой палатой, одного из членов окружного суда по решению его общего собрания, городского головы губернского города и непременного члена общего присутствия губернского управления.

Уездные комиссии образовывались под руководством члена окружного суда, определённого его общим собранием, из уездного предводителя дворянства, мирового или городского судьи, по назначению съезда мировых судей или общего собрания окружного суда, по принадлежности, председателя уездной земской управы, городского головы уездного города и одного из земских начальников по решению уездного съезда. В Тобольской и Томской губерниях уездные комиссии образовывались из председателя уездного съезда крестьянских начальников, городского головы или городского старосты, и одного из крестьянских начальников по решению уездного съезда [1] .

Избирательные комиссии в зарубежных странах

В различных зарубежных государствах применяются разные подходы к организации выборов. В США и странах Западной Европы организация выборов возложена на исполнительную власть, в странах Восточной Европы и государствах — бывших союзных республиках организация выборов возложена на независимые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии — это государственные или общественныеорганы, целямикоторых являются:

обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ;

осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации,

рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушении зако­нодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие соответствующих мер;

обеспечение избирателей информацией о сроках и порядке осу­ществления избирательных действий, о ходе соответствующих кам­паний, о кандидатах, об избирательных объединениях и избиратель­ных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Сходные задачи решают комиссии также при проведении рефе­рендумов, а также голосований по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. На период соответствующей кампании они имену­ются комиссиями по проведению референдума или комиссиями по проведению голосования об отзыве, чаще всего оставаясь в прежнем составе.

Существуют следующие виды избирательных комиссий:

1) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК, Центриз­бирком);

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3) избирательные комиссии муниципальных образований;

4) окружные избирательные комиссии;

5) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

6) участковые избирательные комиссии.

Строго говоря, для избирательных комиссий очень бы подошло понятие публично-правовых корпораций (корпораций публичного права), применяемое в законодательстве многих иностранных государств. Оно удачно отражает роль тех органов, которые по функциям и обяза­тельности решений близки к государственным органам, а по порядку формирования и методам деятельности к общественным струк­турам.

Существующие шесть видов избирательных комиссий в своем большинстве (кроме участковых комиссий) действуют на постоянной основе. По каждому уровню выборов действует своя система избира­тельных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Это — главная избирательная комиссия страны.

ЦИК состоит из 15 членов:

пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями и депута­тами Думы, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя;

пять членов ЦИК назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предложенных законодательными (представительными) ор­ганами и главами субъектов РФ;

пять членов ЦИК назначаются Президентом РФ.

Таким образом, ни у кого нет монополии на формирование данно­го федерального органа. К тому же Председателя, заместителя Пред­седателя и секретаря члены ЦИК теперь избирают сами из своего со­става тайным голосованием. Все это должно дополнительно содейст­вовать самостоятельности и независимости главной избирательной комиссии страны.

Все члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Срок полномочий ЦИК — четыре года. Она является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Одна из важнейших групп полномочий ЦИК связана с выборами депутатов Государственной Думы по партийным спискам, а также с выборами Президента РФ. Она на выборах депутатов сначала заверя­ет федеральные списки, что дает право сбора подписей в их поддерж­ку, далее регистрирует федеральные списки кандидатов, а также дове­ренных лиц политических партий. ЦИК регистрирует кандидатов на пост Президента РФ и их доверенных лиц.

ЦИК устанавливает единый порядок обработки итогов голосова­ния и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, устанавливает, кто победил по спискам, сколько мест доста­лось тем или иным партиям.

Списки лиц, избранных в Думу, составляются ЦИК и вместе с не­обходимыми документами передаются в Государственную Думу.

Центральная избирательная комиссия определяет также результа­ты выборов Президента РФ.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

Эта избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий составляет четыре года.

Число членов данной комиссии устанавливается конституцией, уставом, законом субъекта РФ, но не может быть менее 10 и более 14. Комиссии формируются органом законодательной власти и главой субъекта РФ на основе Предложений избирательных объединений и блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Го­сударственной Думе и представительном органе данного субъекта, а также предложений представительных органов местного самоуправ­ления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии РФ.

При формировании состава этой комиссии соблюдается паритет: половина членов комиссии назначается органом законодательной вла­сти, другая половина — главой исполнительной власти субъекта РФ. Определенные преимущества имеют избирательные объединения, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе и представительном органе данного субъекта — не менее половины числа членов избирательной комиссии субъекта РФ назна­чается каждой стороной на основе поступивших от них предложений. Кроме того, и законодательный орган, и глава исполнительной вла­сти субъекта обязаны назначить не менее одного члена избиратель­ной комиссии субъекта на основе поступивших предложений ЦИК РФ. Последнее правило, отраженное в Федеральном законе 2002 г., направлено на усиление вертикали в организации и деятель­ности избирательных комиссий. Об этом же свидетельствует и такое правило: если органами субъекта РФ избирательная комиссия субъ­екта в положенные сроки не сформирована или сформирована час­тично,это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ обладает многими анало­гичными с ЦИК полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ.

Полномочия:

Эта комиссия по поручению ЦИК РФ устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а так­же документы, связанные с подготовкой и проведением референду­ма. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает мотивирован­ные решения.

Избирательная комиссия муниципального образования

Эта избирательная комиссия организует в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, комиссия участвует, с учетом своего уровня, в выборах органов госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъекта. Данной из­бирательной комиссии уставом муниципального образования, нор­мативным правовым актом органа местного самоуправления может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии осуществляется представи­тельным органом муниципального образования на основе предложений политических партий и избирательных блоков, списки которых уча­ствовали в распределении мандатов в Государственной Думе и пред­ставительном органе данного субъекта РФ, а также предложений соб­раний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образова­ния предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ.

Представительный орган местного самоуправления обязан на­значить не менее одной второй от общего числа членов избиратель­ной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от названных выше политических партий и избира­тельных блоков, а также избирательных объединений и блоков, вы­двинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депу­татских мандатов в представительном органе местного самоуправ­ления.

Кроме того, представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии му­ниципального образования на основе поступивших предложений из­бирательной комиссии субъекта РФ. Таким образом, и здесь очевид­но влияние вертикали. Об этом же свидетельствует и такое правило: если представительным органом местного самоуправления данная избирательная комиссия в положенные сроки не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать вышестоящая из­бирательная комиссия.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.

Полномочия:

Выполняя свои задачи, избирательная комиссия осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов муниципальных выборов, включая вопросы предвыборной агитации, финансирование, определение результатов выборов и др.; оказывает правовую, .методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; рассматривает жалобы (заявле­ния) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные ре­шения. По выборам в органы власти Российской Федерации и ее субъектов данная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением законодательства, проведением избирательных меро­приятий и т.д., а если сочетает функции территориальной избиратель­ной комиссии, то обобщает данные участковых избирательных ко­миссий и устанавливает итоги голосования на соответствующей тер­ритории.

Окружные избирательные комиссии

Эти избирательные комиссии формируются в случаях, предусмот­ренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Пока половина депутатов Государственной Думы избиралась по одномандатным избиратель­ным округам, в каждом таком округе образовывалась окружная изби­рательная комиссия, теперь в них нет необходимости. Сейчас могут быть следующие самостоятельные виды окружных избирательных комиссий: по выборам депутатов законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ; по выборам депу­татов представительного органа местного самоуправления.

Эти комиссии создаются за определенное количество дней до дня голосования. Срок их полномочий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов. Формально может быть небольшой разрыв между прекра­щением полномочий прежней и началом работы новой окружной ко­миссии, реально речь идет лишь о времени, необходимом для форми­рования обновленного состава.

Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного само­управления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления осуществляется вышестоящей (по отношению к окружной) избирательной комисси­ей. Формирование производится на основе предложений политиче­ских партий и избирательных блоков, а также предложений предста­вительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если вышестоящей из­бирательной комиссией в положенные сроки окружные комиссиии не сформированы или сформированы лишь частично, это вправе сде­лать те комиссии, которые для них являются вышестоящими, т.е. со­ответственно Центральная избирательная комиссия РФ, избиратель­ная комиссиия субъекта РФ.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов любой окружной избира­тельной комиссии.

Окружная избирательная комиссия выполняет ряд таких же задач, о которых говорилось по другим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Территориальные избирательные комиссии создаются в админи­стративно-территориальных единицах (городах, районах), не преоб­разованных в муниципальные образования.

Если город стал муниципальным образованием — городским ок­ругом, тогда его избирательная комиссия попадает в разряд избира­тельных комиссий муниципальных образований. Если же город де­лится на внутригородские районы (а они по закону не являются те­перь муниципальными образованиями), тогда в районах могут быть образованы территориальные избирательные комиссии, они отвеча­ют за подготовку и проведение выборов на данной территории, дейст­вуют под руководством избирательной комиссии города.

При наличии в сельской местности муниципальных районов они имеют свои муниципальные избирательные комиссии. В район вхо­дят в качестве муниципальных образований сельские и городские по­селения, которые также имеют свои муниципальные избирательные комиссии. Однако если муниципальный район является большим, для организации выборов на частях его территории могут быть созда­ны территориальные избирательные комиссии, под руководством ко­торых будут работать избирательные комиссии сельских и городских поселений на этой части территории района.

Особенности образования территориальных избирательных ко­миссий определяются законами субъекта Федерации. Эти комис­сии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий — че­тыре года. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территори­альной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представи­тельным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального об­разования.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти — девяти членов с правом решающего голоса. Формирование террито­риальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъ­екта РФ на основе предложений политических партий, избиратель­ных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Если избиратель­ной комиссией субъекта РФ в положенные сроки территориальная комиссия не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько тер­риториальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятель­ностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избира­тельных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; обеспечивает соблюдение нормати­вов технологического оборудования, необходимого для работы ко­миссии; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, ре­ферендумов, развитием избирательной системы в России и т.д. Терри­ториальная комиссия оказывает методическую, организационно-тех­ническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообще­ния органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведени­ем выборов. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ука­занным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии

Участковые комиссии формируются в период избирательной кам­пании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Эти сроки зависят от вида выборов. К примеру, на выборах депутатов Государственной Думы участковые избирательные комиссии формируются не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования. Но срок прекращения полномочий этих комиссий по Федеральному закону 2002 г. един — их полномочия прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вы­шестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если поданным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опроте­стования итогов голосования полномочия участковой комиссии пре­кращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Участковая комиссия формируется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, избирательных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предло­жений представительного органа местного самоуправления, собра­ний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если соответствующая избирательная комиссия в установленные сроки не сформирует участковую комиссию, это вправе сделать вышестоящая избирательная комиссия.

Участковая комиссия информирует население об адресе и о номе­ре телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, знако­мит избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесе­нии в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого обо­рудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегист­рированных кандидатах, об избирательных объединениях, избира­тельных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; контролирует со­блюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участ­ке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает и объявляет итоги голосова­ния на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосо­вания и передает его в территориальную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение изби­рательного законодательства и принимает мотивированные реше­ния; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с зако­нодательством об административных правонарушениях в правоохра­нительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вы­шестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и прове­дением выборов.

Избирательные комиссии являются одним из наиболее значимых субъектов избирательного права. Ими являются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Эти органы независимы в своих решениях и действиях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Можно выделить следующие черты, характеризующие правовой статус избирательных комиссий:

1. они являются органами государства, но не являются органами государственной власти. Система органов государственной власти в России устанавливается только в Конституции РФ и упоминания в ней об избирательных комиссиях отсутствует;

2. избирательные коми миссии являются коллегиальными органами, а это значит, что все её решения принимаются всеми членами комиссии, посредством голосования;

3. порядок формирования избирательных комиссий устанавливается законами;

4. осуществление функций связанных с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления определяет их самостоятельность в юридическом, финансовой и организационно-техническом отношении,

Избирательные комиссии образую строгую иерархическую систему, адаптированную к выборам различного

уровня, в которую входят:

- Центральная избирательная комиссия;

- избирательная комиссия субъекта РФ;

- окружные избирательные комиссии, формируемые в случаях предусмотренных избирательным законодательством при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

- муниципальные избирательные комиссии, формируемые в пределах муниципального образования;

территориальные избирательные комиссии, формируемые в пределах территориальной единицы;

- участковые избирательные комиссии.

Вмести с тем, избирательные комиссии не образуют строгую, централизованную систему для проведения всех выборов в России. Система характеризуется соподчиненностью и распределением полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Центральная избирательная комиссия является вышестоящей комиссией для всех других только при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ. Система взаимоотношений и полномочий избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъекта Федерации и органы местного самоуправления устанавливается региональным законодательством. Следовательно, при проведении выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой регламентируется соответствующими федеральными законами либо законодательством субъектов. Так, при проведении выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ не образуются окружные избирательные комиссии. В случае, если срок полномочий соответствующей избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, которую она организует, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании.

Центральная избирательная комиссия является юридическим лицом. В пределах своей компетенции она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти. Центральная избирательная комиссия РФ является юридическим лицом, действует на постоянной основе и формируется на четыре года.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов: пять членов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания РФ, пять членов - Советом Федерации, пять - Президентом РФ. Назначение членов комиссии палатами Федерального собрания регулируется Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Законодатель предъявляет к кандидатам в члены Центральной избирательной комиссии требование иметь высшее профессиональное образование. Из своего состава тайным голосованием члены избирательной комиссии избирают Председателя избирательной комиссии, его заместителя, секретаря Центральной избирательной комиссии. Члены Центральной избирательной комиссии РФ организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям. Центризбирком рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, выборов в органы местного самоуправления.

Избирательные комиссии субъекта РФ, как и ЦИК, действуют на постоянной основе и являются юридическим лицом. Срок её полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.

Формирование избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии РФ.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта РФ. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти - одиннадцати членов с правом решающего голоса. Её формирование осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объедине- ний, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ. Они действуют на постоянной основе и срок их полномочий составляет четыре года. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. На выборах в органы местного самоуправления полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории РФ, соответствующими должностными лицами.

При формировании избирательной комиссии субъекта РФ и нижестоящих избирательных комиссий законодательные, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории РФ.

Если уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных законодательством.

Все избирательные комиссии могут быть досрочно расформированы. Институт расформирования избирательных комиссий направлен на предотвращение со стороны избирательных комиссий нарушений избирательного законодательства и усиление гарантий реализации прав граждан на свободное волеизъявление на выборах. Также он вводит дополнительные гарантии реальной независимости избирательных комиссий от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Заявление о расформировании комиссий принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее 14 дней с момента обращения.

Читайте также: