Какая международная правовая основа решения этнических проблем сложилась в современном мире

Обновлено: 01.06.2024

9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

1. 9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации

Основные вызовы этнонациональной политике в современной РФ. Этнонациональную политику современной России пришлось создавать в начале 1990-х гг. практически на пустом месте, в обстановке множественных этнических конфликтов.

В июне 1996 г. была опубликована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации – первый посвященный исключительно этнополитике программный документ постсоветской России. Главными проблемами этнических отношений в России, согласно этому документу, были: развитие федерализма, развитие национальных культур и языков народов РФ, политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, достижение стабильности, прочного мира на Северном Кавказе и поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии[1].

Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 г . способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межэтнических отношений имеется ряд нерешенных проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

В декабре 2012 г . была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г . Она была разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур[2].

Стратегия провозглашает следующие цели государственной национальной политики Российской Федерации:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (в Концепции 1996 г . данная цель отсутствовала, поскольку проблемы трудовой миграции тогда еще не существовало).

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Стратегии провозглашены:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и др.

Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе.

Вопросы и задания

1. Какие основные документы, определяющие этнонациональную политику современной Российской Федерации, вы можете назвать?

2. Какие основные проблемы в области регулирования межэтнических отношений существуют в Российской Федерации?

3. Какие цели государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

4. Какие из этих целей являются новыми, не упоминавшимися в более ранних документах, определявших российскую этнополитику в 1990-е гг.?

5. Что является приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации, согласно Стратегии 2012 г .?

Человечество многообразно не только в социальных, но и в национальных и религиозных отношениях. У каждого на­рода свои религия, язык, культура, привязанность к родной земле, история, традиции, которые естественны для челове­ка и которыми он дорожит. Одно из специфических проявле­ний многообразия человечества в национальных отношени­ях представляют этносы или этнические общности.

Этнос(от гр. ethos --- группа, племя, народ) историче­ски сложившееся сообщество людей, объединенное длитель­ным совместным проживанием на определенной террито­рии, обладающее общими языком, хозяйственными связя­ми, культурой и самосознанием.

Под этносом принято подразумевать все разнообразие на­родов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.

Народность исторически сложившаяся территори­альная, языковая, экономическая и культурная социаль­но-этническая общность людей, предшествующая нации. Исторически народность формируется в результате смеше­ния и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Для нее харак­терно недостаточная степень зрелости социальных и нацио­нальных связей, этнического самосознания, лежащих в ос­нове ее признаков.

Нация(от лат. natio — народ) — исторически сложивша­яся устойчивая общность людей, возникшая на базе общно­сти языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и националь­ного самосознания. Нация формируется в границах госу­дарств на базе одной или нескольких народностей. Становле­ние наций было длительным процессом. В Европе оно про­должалось более 300 лет.

На базе нации формируются еще две этнические общно­сти — национальные и этнические группы. Национальны­ми группами называются более или менее значительные по численности представители других наций, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри одной нации, отличающиеся от ее основной массы некоторыми осо­бенностями (менталитета, культуры, быта, традиций, диа­лектами). К этническим группам в Беларуси относятся жи­тели юго-западного Полесья — полешуки, ииячане.

Этнические общности, проживающие в составе опреде­ленной страны, но по количеству меньше, чем основная, ко­ренная, титульная нация, составляют ее национальное мень­шинство. Принадлежность человека к тому или иному этно­су свидетельствует о его национальности.

Если этнонация органически и объективно едина, моноэтнична, то гражданская нация является результатом слия­ния нескольких этносов. Для нее наличие у каждого этноса своей государственности, территории, языка, культуры не играет решающей роли. Существование единой гражданской нации предполагает высокую степень ее внутренней унифи­кации, идентичности.

Гражданская нация в отличие от этнической не создает государство, а сама является продуктом государства и граж­данского общества. Государство здесь существует для вос­производства единой нации, которая является ни чем иным, как нацией-государством.

Нация-государство— это объективно сложившееся по­литическое образование, возникшее на основе исторического опыта и условий жизни народа разной этничности, объеди­нившегося в единую гражданскую нацию в границах суве­ренного государства и отождествляющего себя с ним. В рам­ках единого государства представители разных этносов столь тесно взаимодействуют друг с другом, что превращаются в единую нацию, а само государство становится нацией-госу­дарством, государством-нацией.




Глобализация оказывает воздействие и на культурную однородность нации, этническую идентичность. Массовое распространение единых общечеловеческих ценностей, сход­ных черт, стандартов, норм быта, образа жизни, мышления и поведения способствует нивелировке национальных тради­ций и культур, утверждению глобального политического и культурного менталитета, гиперидентичности. Граждане от­дельных стран чувствуют себя причастными скорее не к на­циональным, а к общепланетарным ценностям, идентифицируют себя с ними и тем самым утрачивают прежнюю наци­ональную идентификацию, теряют связь с национальным государством. Их уже нельзя отождествлять с этносами, на­циями, государством.

Утверждается, что в отдаленной перспективе в процессе глобализации государства неизбежно утратят все свои тради­ционные признаки: территорию, население, суверенитет, ко­торые делают их атрибутами государственности. Нации и го­сударства имели начало, будут иметь и конец. На смену им придут европейская, азиатская, американская и другие фе­дерации или конфедерации, а затем и сверхобщество, кото­рое охватит все государства и будет руководимо из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут не­нужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Тезис о за­кате наций-государств и будущем глобальном обществе в последние годы приобрел большую популярность в науке и публицистике.

Отношения между различными этносами, нациями в раз­ных сферах жизнедеятельности (экономической, политиче­ской, культурной, языковой, психологической, нравствен­ной) и на разных уровнях (от национально-личностных до государственных) называются национальными. Как и любой вид общественных отношений, они требуют регулирования. Целенаправленная деятельность по регулированию нацио­нальных взаимоотношений, закрепленная в соответствую­щих политических и правовых нормах, составляет суть на­циональной политики.

Национальная политика есть сложная общественная сфера деятельности по совершенствованию национальных отношений, учету, сочетанию и реализации национальных интересов различных этнических общностей в целях обеспе­чения их дальнейшего всестороннего развития и сближения.

С того момента, когда человечество стало идентифициро­вать, осознавать себя по этническому признаку, возник так называемый национальный вопрос. Он был порожден угнете­нием и неравенством, дискриминацией людей в различных формах (экономической, социальной, административной, по­литической, языковой и др.) по причине их этнической при­надлежности. Национальный вопрос породил целый ряд проб­лем и конфликтов. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран и др.

Движение от этнически-племенной к национальной иден­тичности было крайне сложным, противоречивым и кон­фликтным. Нации рождались в конфликте. В течение мно­гих веков процессы государственно-национальной и нацио­нально-территориальной консолидации человечества про­исходили одновременно и взаимозависимо. В настоящее вре­мя в мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более 200 государств. Конечно, поли­тические творчества далеко не всех наций увенчались обре­тением государственного суверенитета. На создание самостоя­тельной государственности ныне претендуют свыше 200 на­циональных меньшинств и народностей. В ответ на это мно­гие государства стремятся во что бы то ни стало сохранить суверенитет над своими государственными границами. Еще больше народностей ставят вопрос о сохранении и развитии присущих им социокультурных особенностей в границах не государственной, а территориальной автономии. В ряде стран до сих пор игнорируется право национальных групп для выражения своей идентичности на культурно-нацио­нальную автономию.

Рождение и становление многих национальных госу­дарств после распада СССР, Югославии, Чехословакии соп­ровождалось серьезным обострением этнонациональных и региональных конфликтов, гибелью тысяч людей, новым всплеском национализма и шовинизма.

Шовинизмидеология, политика и социальная практи­ка, основанные на непризнании государствообразующей на­цией этнической принадлежности других людей, подчине­нии национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государ­ством представителями только титульной нации. С распадом СССР и мировой системы социализма начались этнические чистки, ограничение статуса граждан другой национально­сти, их принудительное вытеснение из органов государственного и хозяйственного управления, сферы просвещения, на­уки. При распределении материальных и иных благ преиму­щество отдавалось представителям коренной нации. Появи­лись этнобеженцы.

Появление гражданских наций, наций-государств также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов. Политизированная этничность оказалась кон­фликтной этничностыо. Она вызвала к жизни новый всплеск национализма.

Национализм- идеология, политика и социальная прак­тика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредита­ции иных этнических групп, решении экономических, поли­тических и культурных проблем за счет интересов других эт­носов.

Политика отрицания полиэтнической государственности, искусственного насаждения национального самосознания, унификации и стандартизации образа жизни индивидов вызвали волну протеста со стороны этнических меньшинств. Если каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения считается французом, то это означает лише­ние конституционного права граждан сохранять свою нацио­нальную принадлежность, их принуждение к определению и указанию другой национальной принадлежности или при­знанию, что они безнациональны. Это спровоцировало ги­пертрофированное стремление национальных меньшинств к сохранению своей идентичности, привело к усилению их борьбы за отстаивание своей культурной особенности, само­бытности. Межэтническая напряженность стала защитной реакцией на сохранение этнической идентичности, вызвала рост националистических настроений, нередко перерастав­ших в агрессивный национализм.

Есть много оснований полагать, что превращение мира в единое целое тоже процесс дисгармоничный и конфликт­ный. Уже сейчас развернулось противостояние сторонников и противников глобализации в ее нынешнем варианте. Ин­тенсивное сопротивление процессам глобализации часто со­провождается обращением к крайним формам религиозного фундаментализма и терроризму под флагом борьбы за само­бытность и этническую идентичность.

Некоторые автономистские движения имеют цель оформ­ления не культурно-национального или национально-терри­ториального самоопределения, а государственности для всех этнокультурных общностей. Такая политика привела бы к возникновению множества нежизнеспособных государств, обернулась очередным переделом политической карты мира, всегда сопровождаемым массовым кровопролитием.

Право на самоопределение строится на правовом статусе. Законы (о языке, гражданстве, иностранцах, школе, мест­ном самоуправлении и др.) не должны быть направлены на национальное унижение, поражение в гражданских, эконо­мических правах чужих этносов. Они должны стимулировать межэтнический диалог, выстраивать культуру межна­циональных отношений. Необходима передача части власт­ных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагопо­лучных меньшинств, социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп. Титульные на­ции не вправе обладать в таком государстве монополий на власть, как и автономии.

Появление гражданской нации не свидетельствует о гибе­ли нации этнической. Этничность по-прежнему является ос­новой нации. Если люди говорят о себе как о русских, бело­русах, французах и т.д., то они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, американцами, европейцами, гражданами Республики Беларусь, то включают в определе­ние политический компонент — гражданство. Стычки на на­циональной почве происходят вовсе не от избытка нацио­нального чувства, а наоборот, из-за его подавления и дегра­дации. Народ, который ценит и любит свою историю, язык, культуру, способен с уважением относиться к таким же чув­ствам других.

Глобализация, меняя и значительно усложняя условия и формы существования национальных государств, едва ли ве­дет к их уничтожению. Государства по-прежнему являются важным источником власти на данной территории, имеют возможность проводить независимую внутреннюю и внеш­нюю политику. Власть остается национально-государственной, нет институтов, которые могли заменить государство, выполнять его функции. Создание некоего подобия мирового правительства, способного консолидировать на общепланетарном уровне все человечество, есть опасное забегание вперед, игнорирование объективной реальности.

Глобализация также не устраняет этническую идентичность. Объективный процесс глобализации нельзя считать подавлением и уничтожением национального начала. Так, создание Европейского союза не сделало немцев похожими на французов, а французов – на итальянцев.

В глобализирующейся мировой системе институт нации и национальных государств будет трансформироваться, обретая адекватные XXI в. формы и функции.

Obshestvozannie 11 Bogolyubov.jpg

Комментарии, вопросы, дополнения можете оставлять на странице обсуждения.

Содержание

  • Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции. [1]

Национальность - этническая принадлежность человека, определяемая индивидом и окружающим его обществом. [2]

Понятие мультикультурализма носит двоякое значение. С одной стороны, с помощью этого термина обозначается культурное, этническое разнообразие, проявляющееся в современных условиях глобализации. С другой стороны, мультикультурализм является политической идеологией, выражающей направленность на сохранение и развитие в рамках одной страны традиционно присущей ей культуры, что при массовом проявлении способствует формированию разнообразия культур в современном мире. [3]

В целом как сам мультикультурализм, так и его последствия трудно оценить однозначно. Он означает отрицание культурного универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассимиляции. Мультикультурализм продолжает и усиливает линию культурного релятивизма, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного плюрализма. В своей максималистской форме он отвергает какое‑либо общее, центральное ядро ценностей, часто представляющее культуру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих различие. К такому взгляду склоняется западный социолог А. Этциони. В несколько умеренной форме мультикультурализм делает акцент на равном достоинстве всех культур, входящих в общество. Такой точки зрения придерживается американский социолог Ч. Тейлор.

Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо. [4]

  • Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.

  • В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

В пунктах 1 и 2 статьи 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

  • В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

В пункте 2 статьи 68

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

  • Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.

  • Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык - связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Гражданская нация – это этнополитическая гражданская общность, исторически сложившаяся из одного или совокупности народов в процессе создания и развития собственного государства. [5]

  • Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Вo-пepвыx, мeжэтничecкaя толерантность являeтcя пpoцeccoм, пocтoяннo paзвивaющимcя, кoтopый coбcтвeннo и включает эмoциoнaльнo-психические нopмы, oтнoшeниe к дpyгим национальностям, шиpoкий набор знaний, инофрмационных пpeдcтaвлeний o дpyгиx культурах, языкe и, нaкoнeц, coбcтвeннo поведенческие установки, мировозренческие взгляды.

  • Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек. [7]

  • В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Сильные стороны: Идея мультикультурализма возникла в противоположность концепции "плавильного котла", предполагающей слияние всех культур страны в одну, основанной на идеалах всеобщего прогресса. Политика мультикультурализма означает поддержку новых идентичностей, этнических, религиозных и др. Она предполагает толерантность, включение в культурный процесс элементов культур эмигрантов, взаимное проникновение различных культур. Сторонники мультикультурализма выступают за политическую и социальную доктрину, утверждающую важность в политической жизни социокультурных групп и обществ, их право управлять обучением своих членов, развивать собственную культуру, культурное разнообразие, рассматриваются как высшие ценности, как источник формирования общества. [8]

Слабые стороны: Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо.

  • Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

Основные причины межнациональных конфликтов могут крыться в следующем:

  1. Историческая несправедливость, допущенная в прошлом представителями одного народа в отношении другого.
  2. Национальная рознь, переходящая в шовинизм, когда представители одного народа считают себя лучше, чем представители другого народа.
  3. Территориальные споры. Территории — самое ценное, что есть на планете, поскольку земли больше никто не производит. Поэтому любые территориальные споры — самые острые.
  4. Религиозные, или конфессиональные причины когда один народ исповедует одну религию и не терпит того, чтобы другой народ исповедовал другую.
  5. Отсутствие социальных возможностей. Такое характерно для многонациональных стран.
  6. Политические причины.[9]

Нельзя не отметить негативную страницу истории - национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии, Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом нанес сильнейший удар по многим народам мира. [10]

Современный национализм пытается тормозить происходящие в обществе процессы интеграции и интернационализации. Но путь национализма тупиковый, его установки не позволяют найти способов разрешения возникающих здесь противоречий, наработать принципы сосуществования разных культур. [11]

  • В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

Суть гуманистического подхода к этническим проблемам в том, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

  • Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Проблема межнациональных отношений касается каждого из нас. Так как мы являемся представителями различных национальностей и проживаем сегодня в России. Это многонациональная страна, которая была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Поэтому проблема того, как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно, сегодня актуальна и важна.


За период с 2006 по 2010 год можно понаблюдать плавное нарастание враждебности опрошенных к людям других национальностей и есть основания полагать, что тенденция сохранена и в последующих годах.

  • Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Национализм отнюдь не привилегия малообразованных слоёв населения и просто малообразованных народов. Примером к сему национализм еврейский. С уровнем образования в этом случае всё обстоит очень хорошо.

Агрессивный национализм может быть реакцией на как на национальное унижение, так и на безудержную фору, даваемую властями. Примером этому может быть не только Кавказ в сегодняшней России, но и баскская Гасконь в Бурбонской Франции. Янычары, державшие в страхе турок в Османской Империи, набирались отнюдь не из турок.

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. [13]

Человечество многообразно не только в социальных, но и в национальных и религиозных отношениях. У каждого на­рода свои религия, язык, культура, привязанность к родной земле, история, традиции, которые естественны для челове­ка и которыми он дорожит. Одно из специфических проявле­ний многообразия человечества в национальных отношени­ях представляют этносы или этнические общности.

Этнос(от гр. ethos --- группа, племя, народ) историче­ски сложившееся сообщество людей, объединенное длитель­ным совместным проживанием на определенной террито­рии, обладающее общими языком, хозяйственными связя­ми, культурой и самосознанием.

Под этносом принято подразумевать все разнообразие на­родов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.

Народность исторически сложившаяся территори­альная, языковая, экономическая и культурная социаль­но-этническая общность людей, предшествующая нации. Исторически народность формируется в результате смеше­ния и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Для нее харак­терно недостаточная степень зрелости социальных и нацио­нальных связей, этнического самосознания, лежащих в ос­нове ее признаков.

Нация(от лат. natio — народ) — исторически сложивша­яся устойчивая общность людей, возникшая на базе общно­сти языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и националь­ного самосознания. Нация формируется в границах госу­дарств на базе одной или нескольких народностей. Становле­ние наций было длительным процессом. В Европе оно про­должалось более 300 лет.

На базе нации формируются еще две этнические общно­сти — национальные и этнические группы. Национальны­ми группами называются более или менее значительные по численности представители других наций, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри одной нации, отличающиеся от ее основной массы некоторыми осо­бенностями (менталитета, культуры, быта, традиций, диа­лектами). К этническим группам в Беларуси относятся жи­тели юго-западного Полесья — полешуки, ииячане.

Этнические общности, проживающие в составе опреде­ленной страны, но по количеству меньше, чем основная, ко­ренная, титульная нация, составляют ее национальное мень­шинство. Принадлежность человека к тому или иному этно­су свидетельствует о его национальности.

Если этнонация органически и объективно едина, моноэтнична, то гражданская нация является результатом слия­ния нескольких этносов. Для нее наличие у каждого этноса своей государственности, территории, языка, культуры не играет решающей роли. Существование единой гражданской нации предполагает высокую степень ее внутренней унифи­кации, идентичности.

Гражданская нация в отличие от этнической не создает государство, а сама является продуктом государства и граж­данского общества. Государство здесь существует для вос­производства единой нации, которая является ни чем иным, как нацией-государством.

Нация-государство— это объективно сложившееся по­литическое образование, возникшее на основе исторического опыта и условий жизни народа разной этничности, объеди­нившегося в единую гражданскую нацию в границах суве­ренного государства и отождествляющего себя с ним. В рам­ках единого государства представители разных этносов столь тесно взаимодействуют друг с другом, что превращаются в единую нацию, а само государство становится нацией-госу­дарством, государством-нацией.

Глобализация оказывает воздействие и на культурную однородность нации, этническую идентичность. Массовое распространение единых общечеловеческих ценностей, сход­ных черт, стандартов, норм быта, образа жизни, мышления и поведения способствует нивелировке национальных тради­ций и культур, утверждению глобального политического и культурного менталитета, гиперидентичности. Граждане от­дельных стран чувствуют себя причастными скорее не к на­циональным, а к общепланетарным ценностям, идентифицируют себя с ними и тем самым утрачивают прежнюю наци­ональную идентификацию, теряют связь с национальным государством. Их уже нельзя отождествлять с этносами, на­циями, государством.

Утверждается, что в отдаленной перспективе в процессе глобализации государства неизбежно утратят все свои тради­ционные признаки: территорию, население, суверенитет, ко­торые делают их атрибутами государственности. Нации и го­сударства имели начало, будут иметь и конец. На смену им придут европейская, азиатская, американская и другие фе­дерации или конфедерации, а затем и сверхобщество, кото­рое охватит все государства и будет руководимо из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут не­нужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Тезис о за­кате наций-государств и будущем глобальном обществе в последние годы приобрел большую популярность в науке и публицистике.

Отношения между различными этносами, нациями в раз­ных сферах жизнедеятельности (экономической, политиче­ской, культурной, языковой, психологической, нравствен­ной) и на разных уровнях (от национально-личностных до государственных) называются национальными. Как и любой вид общественных отношений, они требуют регулирования. Целенаправленная деятельность по регулированию нацио­нальных взаимоотношений, закрепленная в соответствую­щих политических и правовых нормах, составляет суть на­циональной политики.

Национальная политика есть сложная общественная сфера деятельности по совершенствованию национальных отношений, учету, сочетанию и реализации национальных интересов различных этнических общностей в целях обеспе­чения их дальнейшего всестороннего развития и сближения.

С того момента, когда человечество стало идентифициро­вать, осознавать себя по этническому признаку, возник так называемый национальный вопрос. Он был порожден угнете­нием и неравенством, дискриминацией людей в различных формах (экономической, социальной, административной, по­литической, языковой и др.) по причине их этнической при­надлежности. Национальный вопрос породил целый ряд проб­лем и конфликтов. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран и др.

Движение от этнически-племенной к национальной иден­тичности было крайне сложным, противоречивым и кон­фликтным. Нации рождались в конфликте. В течение мно­гих веков процессы государственно-национальной и нацио­нально-территориальной консолидации человечества про­исходили одновременно и взаимозависимо. В настоящее вре­мя в мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более 200 государств. Конечно, поли­тические творчества далеко не всех наций увенчались обре­тением государственного суверенитета. На создание самостоя­тельной государственности ныне претендуют свыше 200 на­циональных меньшинств и народностей. В ответ на это мно­гие государства стремятся во что бы то ни стало сохранить суверенитет над своими государственными границами. Еще больше народностей ставят вопрос о сохранении и развитии присущих им социокультурных особенностей в границах не государственной, а территориальной автономии. В ряде стран до сих пор игнорируется право национальных групп для выражения своей идентичности на культурно-нацио­нальную автономию.

Рождение и становление многих национальных госу­дарств после распада СССР, Югославии, Чехословакии соп­ровождалось серьезным обострением этнонациональных и региональных конфликтов, гибелью тысяч людей, новым всплеском национализма и шовинизма.

Шовинизмидеология, политика и социальная практи­ка, основанные на непризнании государствообразующей на­цией этнической принадлежности других людей, подчине­нии национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государ­ством представителями только титульной нации. С распадом СССР и мировой системы социализма начались этнические чистки, ограничение статуса граждан другой национально­сти, их принудительное вытеснение из органов государственного и хозяйственного управления, сферы просвещения, на­уки. При распределении материальных и иных благ преиму­щество отдавалось представителям коренной нации. Появи­лись этнобеженцы.

Появление гражданских наций, наций-государств также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов. Политизированная этничность оказалась кон­фликтной этничностыо. Она вызвала к жизни новый всплеск национализма.

Национализм- идеология, политика и социальная прак­тика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредита­ции иных этнических групп, решении экономических, поли­тических и культурных проблем за счет интересов других эт­носов.

Политика отрицания полиэтнической государственности, искусственного насаждения национального самосознания, унификации и стандартизации образа жизни индивидов вызвали волну протеста со стороны этнических меньшинств. Если каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения считается французом, то это означает лише­ние конституционного права граждан сохранять свою нацио­нальную принадлежность, их принуждение к определению и указанию другой национальной принадлежности или при­знанию, что они безнациональны. Это спровоцировало ги­пертрофированное стремление национальных меньшинств к сохранению своей идентичности, привело к усилению их борьбы за отстаивание своей культурной особенности, само­бытности. Межэтническая напряженность стала защитной реакцией на сохранение этнической идентичности, вызвала рост националистических настроений, нередко перерастав­ших в агрессивный национализм.

Есть много оснований полагать, что превращение мира в единое целое тоже процесс дисгармоничный и конфликт­ный. Уже сейчас развернулось противостояние сторонников и противников глобализации в ее нынешнем варианте. Ин­тенсивное сопротивление процессам глобализации часто со­провождается обращением к крайним формам религиозного фундаментализма и терроризму под флагом борьбы за само­бытность и этническую идентичность.

Некоторые автономистские движения имеют цель оформ­ления не культурно-национального или национально-терри­ториального самоопределения, а государственности для всех этнокультурных общностей. Такая политика привела бы к возникновению множества нежизнеспособных государств, обернулась очередным переделом политической карты мира, всегда сопровождаемым массовым кровопролитием.

Право на самоопределение строится на правовом статусе. Законы (о языке, гражданстве, иностранцах, школе, мест­ном самоуправлении и др.) не должны быть направлены на национальное унижение, поражение в гражданских, эконо­мических правах чужих этносов. Они должны стимулировать межэтнический диалог, выстраивать культуру межна­циональных отношений. Необходима передача части власт­ных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагопо­лучных меньшинств, социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп. Титульные на­ции не вправе обладать в таком государстве монополий на власть, как и автономии.

Появление гражданской нации не свидетельствует о гибе­ли нации этнической. Этничность по-прежнему является ос­новой нации. Если люди говорят о себе как о русских, бело­русах, французах и т.д., то они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, американцами, европейцами, гражданами Республики Беларусь, то включают в определе­ние политический компонент — гражданство. Стычки на на­циональной почве происходят вовсе не от избытка нацио­нального чувства, а наоборот, из-за его подавления и дегра­дации. Народ, который ценит и любит свою историю, язык, культуру, способен с уважением относиться к таким же чув­ствам других.

Глобализация, меняя и значительно усложняя условия и формы существования национальных государств, едва ли ве­дет к их уничтожению. Государства по-прежнему являются важным источником власти на данной территории, имеют возможность проводить независимую внутреннюю и внеш­нюю политику. Власть остается национально-государственной, нет институтов, которые могли заменить государство, выполнять его функции. Создание некоего подобия мирового правительства, способного консолидировать на общепланетарном уровне все человечество, есть опасное забегание вперед, игнорирование объективной реальности.

Глобализация также не устраняет этническую идентичность. Объективный процесс глобализации нельзя считать подавлением и уничтожением национального начала. Так, создание Европейского союза не сделало немцев похожими на французов, а французов – на итальянцев.

В глобализирующейся мировой системе институт нации и национальных государств будет трансформироваться, обретая адекватные XXI в. формы и функции.

Читайте также: