Какая из профессиональных компетенций преподавателя иностранного языка отвечает за обеспечение

Обновлено: 17.05.2024

Качество современного образования зависит от уровня профессиональной подготовки учителя. Обучение в колледже и институте дает определенный уровень развития навыков. Компетентность учителя иностранного языка имеет свои особенности, ведь кроме знания о лексике и грамматике ученики получают знания о культуре стран, развивают память и мышление, учатся работать в группе и многое другое.

Компетенция современного педагога - способность учителя создавать учебно-воспитательные условия, гарантирующие каждому обучающемуся образовательный успех через развитие его личностных, интеллектуальных и творческих способностей в рамках актуальных социально-экономических реалий.

В соответствии с новыми образовательными стандартами произошло смещение в сторону компетентного подхода - результативный подход, от ЗУН ( знаний, умений и навыков), это более высокие требования к выпускникам школы, что невозможно без наличия определённых компетенций у педагога.

Профессиональные компетенции учителя иностранного языка

Профессиональные компетенции - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической карьеры.

  • Педагогическая компетенция - знание своего предмета, дидактики и методики преподавания иностранного языка. Результативный подход требует от учителя ориентации на результат обучения. В соответствии с ним выстраивается и содержание курса, чтобы учащийся в конце обучения также овладел определенными компетенциями, к примеру коммуникативной - научился общаться на иностранном языке. Все мы знаем учащихся, которые знают теоретическую сторону, но не могут и двух слов связать. Сейчас очень популярны методы активного обучения: ролевые игры, дискуссии, диспуты. Они позволяют моделировать ситуации общения на уроке и решать коммуникативные задачи.

Знание предметных аспектов:

а) Умение логически правильно выстраивать письменную и устную речь на английском языке.

б) Владение иностранным языком на уровне, позволяющим получать и оценивать информацию из иностранных источников.

в) Владение основами речевой профессиональной культуры. Толерантное и уважительное отношение к иностранной культуре.

г) Профессиональная мотивация и осознание значимости своей профессии.

  • Социальная компетентность - мобильность и умение принимать решения в современном социуме, сотрудничать с учащимися и коллегами. Учитель становится не только теоретиком, но практиком, умеющим использовать теоретические знания в социальной среде, знающий как этому научить ученика. Доминирующей чертой урока становится общение для формирования личностных и предметных компетенций обучающегося. Важно сотрудничество учителя и ученика, а также между студентами, где каждый учится у другого.
  • Информационная компетенция - современный учитель активный пользователь информационных технологий. Современные реалии мира невозможны без интернет ресурсов. Учитель должен правильно использовать ИКТ на уроках английского языка и учить своих учеников их вдумчивому использованию. Яркие компьютерные презентации, мобильные приложения, онлайн энциклопедии и словари - все это открывает новые горизонты для изучения английского языка.
  • Компетенция личностного роста - повышение квалификации, обучение и саморазвитие важный элемент профессиональней деятельности. Иностранный язык - постоянно меняющийся предмет. Отслеживание данных изменений дает возможность быть всегда up-to-date через посещение вебинаров и курсов. Создание портфолио позволяет контролировать свой путь саморазвития, вовремя проходить курсы повышения квалификации и даже вести собственный сайт.
  • Личностные компетенции - управленческий аспект, возможность организовывать, планировать, анализировать и контролировать учебный процесс. Личность преподавателя влияет на становление персональных качеств учащегося. Учитель как role model для ученика. Здесь также важна воспитанность преподавателя. Он должен быть готов к долгосрочной педагогической деятельности с психологической точки зрения. Профессиональное выгорание особенно опасно для учителей, ведь дети его чувствуют и реагируют, теряя мотивацию к изучению английского.

Профессия учителя порой сложная, но очень интересная, позволяющая развиваться профессионально и творчески. Владение компетенциями - наш основной инструмент. Следите, чтобы он был хорошо настроен!

Процесс глобализации экономики и интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство поставили перед педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, модель образования должна быть пересмотрена с позиции компетентностного подхода. Именно это и породило необходимость модернизации Российского образования.

Формирование компетентностей – одно из основных направлений модернизации общего образования. Современный учащийся должен не только овладевать теми или иными знаниями, умениями и навыками, он должен также уметь применять полученные знания в своей деятельности.

В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Компетентность – интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий. Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Таким образом, можно сделать вывод: какие компетенции, такая и компетентность.

В соответствии с этим, выносят и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам такие как: самостоятельно и критически мыслить,

открытость к педагогическим инновациям, способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования .

Оценка профессиональной компетенции учителя основана на трех базовых параметрах:

Коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной)

Общепедагогической профессиональной компетенции (умениях в планировании, в обеспечении контроля и оценивания, организационных, аналитических, исследовательских, профессионально-коммуникативных умениях)

Общекультурной и филологической компетенции.

В соответствии с этим, анализ работ авторов О.Е.Ломакиной, Е.С.Семеновой, К.В. Шапошникова, О.В. Усачевой позволил выявить, что профессиональная компетентность учителя иностранных языков предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

- коммуникативный (языковая, социокультурная, лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная компетенции);

-дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);

-личностный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

Выделяя ТКТ как составной компонент формирования коммуникативной компетенции, важно выделить такие факторы как , например, при разговорной практике на уроках иностранного языка преподавателю следует использовать такие методы ,которые были пройдены во время прохождения дисциплины ТКТ ,а именно обращать внимание на интонацию и ударение в словах и предложениях, которые студенты произносят, предлагать учащимся больше пересказывать о их ежедневных делах или выбирать нужные темы для разговорной практике, которые также можно использовать и в профессиональных целях. Следует использовать такие рекомендации как деление класса на группы и пары, составлять диалоги и тем самым тренировать и выводить изученную грамматику и лексику в речь , что способствует развитию коммуникативных навыков. Помимо этого, проводить проектные работы, дебаты, групповые презентации, что позволяет учащимся улучшить их взаимодействие, скорость речи и понимание темы урока. Роль учителя создать коммуникативную среду для общения, давать feedback(обратную связь) исправляя ошибки, после разговорной практики. Также использовать различные методы при изучении иностранного языка как лексический, грамматический и функциональный подход. Планировать урок таким образов, чтобы в него входили и развивались все виды речевой деятельности такие как слушание, письмо и говорение. Также использовать интерактивные игры во время занятий, внедрять новые коммуникативные методики для лучшего усвоения темы и нового материала.

Подводя итог, важно отметить, что коммуникативная компетенция также развивается и в ТКТ как дисциплина у лингвистов, в свою очередь, сам экзамен ТКТ проверяет коммуникативную методику преподавания у студентов –лингвистов , тем самым развивая одну из важнейших ключевых компетенций педагога. Важно выделить связь между коммуникативной методикой преподавания, а также коммуникативной компетенцией, которые в частности формируются и развиваются в ТКТ.

Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.

Содержимое разработки

Презентация на тему:

«Профессиональные компетенции

Область применения : Теория и методика преподавания иностранных языков

Выполнила: Учитель английского языка МОУ СОШ №18 г.Электросталь Шадрина Екатерина Андреевна

Цель: Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями. Выявить сущность профессиональной компетентности учителя иностранного языка. Выделить основные компоненты профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Задачи: Рассмотреть соблюдение определённых правил при организации современного урока иностранного языка.

Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.

Выявить сущность профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Выделить основные компоненты профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Рассмотреть соблюдение определённых правил при организации современного урока иностранного языка.

Процесс преподавания учителем иностранного языка. Объект исследования: Профессиональные компетенции учителя иностранного языка. Предмет исследования:

Процесс преподавания учителем иностранного языка.

Объект исследования:

Профессиональные компетенции учителя иностранного языка.

Предмет исследования:

Гипотеза исследования: Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.

Гипотеза исследования:

Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.

Методологическая база Л. С. З. М. Выготский Цветкова И. А. Бредихина Н. Д. Гальскова Введенский Л. В. Бахман Д. Хаймз и многие другие

Методологическая база

и многие другие

Теоретическая значимость:

Практическая значимость:

Выделение основных компонентов содержания профессиональных компетенций учителя иностранного языка

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка выражает готовность и способность осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований Сущность профессиональной компетентности учителя иностранных языков как совокупности профессионально-педагогических компетенций предполагает наличие 4 основных компонентов:

Профессиональная компетентность

учителя иностранного языка выражает готовность и способность осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований

профессиональной компетентности учителя иностранных языков как совокупности профессионально-педагогических компетенций предполагает наличие 4 основных компонентов:

Информационная компетенция Социо - культурная компетенция Основные компоненты Коммуникатианая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования

Основные компоненты

Компетенция личностного самосовершенствования

Определение компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам

Описание содержания компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам

Профессиограмма

Описание психологических норм и требований к деятельности и личности учителя

Профессионально-должностные требования (ПДТ)

Описание конкретного содержания деятельности учителя, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в конкретных условиях. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть учитель для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности

Квалификационный профиль

Сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты

Определение профессиональных знаний

Описание содержания профессиональных знаний

Знание системы языка

Система языка и основные лингвистические и лингводидактические категории, а также культура страны изучаемого языка, ее история и современные проблемы развития, в том числе современные проблемы зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать

Знание основных положений общеобразовательной концепции

Основные положения общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества, государственной общеобразовательной политики, в том числе и по иностранному языку

Знание психологии личности ученика

Психология личности ученика в каждый конкретный период ее развития, а также закономерности усвоения иностранного языка в учебных условиях

Знание основных требований

Основные требования, предъявляемые обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам

Знание основных закономерностей обучения

Основные закономерности обучения иностранному языку, а также специфика всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния

Профессиональные умения учителя иностранного языка

Описание содержания профессиональных умений

Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания. Учитель должен обладать способностью к рефлексивному анализу личного опыта изучения иностранного языка, соотносить его с теорией и практикой обучения предмету, анализировать индивидуально-психологические особенности учащихся и проецировать полученные данные на возможности обучаемых и конкретные условия обучения

Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе. Учитель должен уметь планировать собственные профессиональные действия с позиции современных требований к содержанию и организации учебного процесса по иностранному языку и с учетом объективных закономерностей усвоения учащимися изучаемого языка в условиях обучения, а также факторов, влияющих на полноту владения языком [9, c. 205]. Он должен уметь анализировать имеющиеся в его распоряжении учебные материалы, в том числе компьютерные программы, с точки зрения их возможного использования в учебном процессе и выбирать из них наиболее адекватные целям и условиям обучения. Актуальным является также умение учителя осуществлять отбор аутентичных материалов, в том числе страноведческого характера, анализировать и методически интерпретировать их применительно к условиям обучения в конкретном типе учебного заведения. При этом важно также предусмотреть творческие, интерактивные формы работы учащихся на уроке

Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. Учитель организует общение на уроке иностранного языка, вовлекает всех учащихся в это общение, создает благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика и стимулирующий процесс усвоения учащимися запланированного содержания обучения. В ходе учебного процесса учителем осуществляется наблюдение за развитием эмоциональной сферы личности учащегося, его творческих, когнитивных и языковых способностей, умений социально взаимодействовать с другими

Умения анализировать результаты организованного на уроке иноязычного общения. На занятии и после его окончания учитель анализирует свою деятельность и деятельность учащихся и, исходя их результатов этого анализа, вносит соответствующие коррективы в цели и содержание обучения

Определение этапа формирования

Самоанализ и осознание необходимости

Ппланирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)

Самопроявление, анализ, самокорректировка

Профессиональные компетенции учителя английского языка на его уроке Применения современных информационных технологий Информационная Коммуникативная Учитель обучает всем видам коммуникации: чтению, говорению, слушанию и письму

Профессиональные компетенции учителя английского языка на его уроке

Применения современных информационных технологий

Учитель обучает всем видам коммуникации: чтению, говорению, слушанию и письму

На основании проведенного исследования можно обоснованно сделать следующий вывод, что успешное владение полным спектром профессиональных компетенций помогает данному учителю сохранить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также к проведению нетрадиционных форм уроков. Вывод: Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями. Цель: Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок. Гипотеза:

На основании проведенного исследования можно обоснованно сделать следующий вывод, что успешное владение полным спектром профессиональных компетенций помогает данному учителю сохранить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также к проведению нетрадиционных форм уроков.

Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.

Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.


Расширение международных связей и ее принятие в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, практически, а зачастую и на профессиональном уровне, владеющих иностранным языком. Свободное практическое владение иностранным языком стало восприниматься как личностно значимое достижение человека. Иностранный язык на сегодняшний день в полной мере выполняет свои подлинные функции как средства общения, средства приобщения к другой национальной культуре, важного средства для развития интеллектуальных способностей людей.

Культурологический подход (Э.П. Задорожная, М.О. Фаенова, Т.С. Сухобской) заключается в знакомстве с национальным реалиями, важнейшими историческими событиями, крупнейшими деятелями литературы и искусства, их произведениями, представителями науки и техники, также проявляющийся в закладывании основ национального видения мира, навыков и умений, связанными со стандартными ситуациями общения, характерными для данной страны;

Лингвострановедческий подход (Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Т.Д. Томахин) заключатся в овладении не только всем комплексом знаний, умений и навыков, связанных с иноязычной культурой, но и знаниями обо всех областях жизни страны изучаемого языка, его особенностях, умением общаться в разных жизненных ситуациях в контексте культуры страны;

Лингвистический подход (М.Д. Городникова, Ю.Н. Караулов, Л.П. Якубинский) в соответствии с которым язык рассматривается как система целого ряда модулей – речевых актов, рассматриваемых как элементарные коммуникативные единицы;

Ситуативно-тематический подход (В.А. Малахова, В.Л. Скалкин, Е.Ф. Тарасов) исходит из того, что в реальных условиях устная речь связана с конкретной ситуацией общения, которая задается обучающемуся в пределах определенной темы с целью, чтобы он правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей.

Процесс обучения иностранному языку, в русле указанных выше подходов, предъявляет к учителю-профессионалу в области иностранного языка целый ряд требований в квалификационной характеристике учителя иностранного языка, а именно: уметь на уровне образованного носителя языка отвечать на вопросы учащихся, вступать в дискуссию по текущим проблемам культурной, научной, общественно-политической жизни общества; гибко применять речевые умения в соответствии с коммуникативным намерением. В связи с этим нам представляется важным переосмысление содержания и способов формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.

политические и социальные компетенции, связанные со способно стью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни. К этой же группе относится владение несколькими языками, принимающие все возрастающее значение.

компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их сильных и слабых сторон, способность критического отношения к распространенным по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.

лингвистическая, предполагающая знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации;

социолингвистическая, включающая в себя знания о том, как социальные факторы в обеих культурах (родной и культуре иностранного языка) влияют на выбор лингвистических форм;

лингвострановедческая, предполагающая наличие знаний об основных особенностях социокультурного развития стран изучаемого языка на современном этапе и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими особенностями;

коммуникативная, предполагающая способность воспринимать и порождать иноязычные тексты в соответствии с поставленной или возникшей коммуникативной задачей;

учебно-познавательная, включающая овладение техникой и стратегией изучения иностранных языков, формирование у студентов способов автономного приобретения знаний и развитие иноязычных навыков и умений;

лингвометодическая, предполагающая владение языком на адаптивном уровне, определяемом конкретной педагогической ситуацией, и овладение умениями педагогического общения (управление интеллектуальной деятельностью учащихся, стимулирование их речевой деятельности);

социальная, заключающая в желании и умении взаимодействовать с учащимися, родителями, коллегами;

В.И. Блинов, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова рассматривают профессиональную компетентность учителя иностранного языка как синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через коммуникативную компетенцию в области родного и иностранного языков, филологическую компетенцию, психолого-педагогическую компетенцию, социальную компетенцию, методическую компетенцию, компенсаторную компетенцию, общекультурную компетенцию, педагогическое и языковое мышление, личностные качества [1].

А.В. Задорожная, О.Е. Ломакина, под профессиональной компетентностью учителя иностранного языка понимают интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций педагогической и предметной области знаний (коммуникативная, дидактическая, личностная) [2, 156].

продукция (образцовость устной и письменной речи);

рецепция (чтение и понимание на слух профессионально-значимого текста);

языковая компетенция (владение грамматической, лексикой, фонетикой);

В лингводидактической компетенции, втором основном компоненте структуры исследуемого понятия, преломляются первичные значения компетентности, такие, как осведомленность, обладание знаниями, опытом, и который представляет собой систему приобретенных знаний с учетом их широты, глубины, объема, стиля мышления, нормы педагогической этики, социальных функций педагога.

Рассматриваемый вид компетенции предполагает, с одной стороны, умение учителя обучать учащихся своему предмету, а, с другой стороны, потребность и умение самообразовательной деятельности. Таким образом, в основу дидактической компетенции входит приобретенный синтез знаний (психолого-педагогических, социальных, общеобразовательных); умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных); навыков творческой педагогической деятельности, трансформирующейся из потенциального в реальное, деятельностное состояние и функционирующей в виде способов деятельности, необходимых учителю для проектирования собственной технологии обучения учащихся, конструирования логику учебного и воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению его самообразованности и профессионализма.

Содержание коммуникативного и лингводидактического компонентов в составе профессиональной компетентности учителя находит свое отражение в контрольно-оценочной деятельности, лежащей в основе рефлексивной компетенции. Она проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; в сформированности таких важных для преподавателя качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, а также профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Свое практическое воплощение рефлексивный компонент находит в личностной компетенции учителя [5].

Личностная компетенция является регулятором личностных достижений, логика личностных смыслов в общении с учениками, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности, развития рефлексивных способностей и формирования своего собственного дидактического стиля.

Все перечисленные виды компетенций интегрируются в одно наиболее синтезированное образование – коммуникативно-дидактическую компетенцию, являющуюся интегративным свойством личности специалиста, проявляющегося в социолингвистической и дидактической ориентации учителя, отражающего социальную, ситуативную и педагогически контекстуальную обусловленность языка как средства профессионального и личностного общения [5].

Проведенный анализ рассматриваемого понятия позволил нам его уточнить. Мы определяем профессиональную компетентность учителя иностранного языка как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности следующих компонентов: мотивационный (наличие положительной мотивации к будущей профессии); когнитивный (профессиональные знания: иностранного языка, методики обучения, психолого-педагогические знания); деятельностный (профессиональные умения и навыки: умение логически строить общение на иностранном языке, умение преподавать, умение педагогического общения, умение самообразовательной деятельности); личностный компонент (профессионально-значимые личностные качества).

Мотивационный включает систему мотивов, которые вы­ражают осознанное побуждение к деятельности (С.Л. Рубинштейн), в том числе и к учебной, совокупность всех психических моментов, которыми оп­ределяется поведение человека в целом (П.М. Якобсон), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается (Я.А. Пономарев). Во вся­кой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю, содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского). Этот компонент изучался многими исследователями (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.), кото­рые и рассматривали его как системообразующий при подготовке учителя.

Данный компонент в структуре профессиональной компетентности педагога, характеризует профессиональ­ную готовность учителя к реализации педагогических ценностей. Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на ценностное усвоение зна­ний и самосовершенствование в профессиональной области, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с будущей профессией учителя.

Данный компонент предполагает совокупность психолого-педагогических знаний, специальных знаний по предмету и методике его преподавания. Необходимо подчеркнуть, что в педагогике отмечается двоя­кое назначение системы знаний учителя – как методологического фундамен­та профессиональной деятельности и как непосредственного инструмента практических действий (Н.В. Кузьмина, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, СИ. Архангельский, В.В. Краевский и др.).

Личностный включает в себя профессионально-значимые личностные качества, которые мы рассмотрим подробнее определяя показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что под профессиональной компетентностью учителя мы будем понимать интегративную характеристику личности, включающее в себя ее готовность и способность принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности учителя включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.

Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.

Задорожная, А. В. К вопросу о развитии межкультурной компетенции студентов вузов посредством / А. В. Задорожная // Материалы международной научно-практической конференции. – Пятигорск, 2002. – С. 155-158

Козлова, Н. В. Компетентностный подход в высшем образовании как стратегическая проблема / Н. В. Козлова, Н. И..Головатенко // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 301. – С. 174-177

Ломакина, О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1998

Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512с.

Соловова, Е. Н. Формирование филологической компетенции в профильной школе и вузе / Е. Н. Соловова // Иностранные языки в школе. – 2006. – №8. – с. 13-18

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональная компетентность учителя, умение, будущий учитель, знание, коммуникативная компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, личностный компонент.

Скокова Наталья Николаевна


Урюпинский агропромышленный техникум

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?…

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стресс устойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем . Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-педагогическую компетентность трех составляющих труда педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания детей:

1)педагогическая деятельность (профессиональные качества педагога)

2)педагогическое общение (коммуникативные свойства педагога)

3)личностное развитие (личные качества педагога).

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская , экспериментальная деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • Обобщение собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

-управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

-психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

-педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.

В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции- овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации ,владение современными технологиями обучения.

В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение профессиональной компетенции учителя иностранного языка: это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками и способность применять имеющиеся знания в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Следовательно, компетентность учителя иностранного языка может быть определена как совокупность профессиональных и личностных качеств (компетенций) педагога, определяющая эффективность его педагогической деятельности.

Читайте также: