Как защитить свое право на отдых

Обновлено: 28.03.2024

​​​​​​​Просьбы подготовить еще пару отчетов в 8 вечера или отшлифовать презентацию на выходных перешли из разряда рабочего подвига в ежедневную рутину. Виноват в этом карантин, который стер границы между работой и досугом. Сможет ли новый законопроект защитить право сотрудников на отдых во внерабочее время?

Наблюдая за публикациями коллег и друзей в сети несложно было заметить, что количество рабочих часов при переходе на дистанционную занятость увеличилось. Причина среди прочих — необходимость находиться на связи с работодателем и коллегами постоянно. Первые недели, первый месяц работы из дома были очень стрессовыми, а начальники — такие же люди, как и подчиненные. Поэтому где-то были перегибы и в общении, и в контроле.

Морально устаревший кодекс

Документ находится на рассмотрении в Госдуме, и до 16 июля этого года в проект могут быть внесены поправки, комментарии и дополнения. Законопроект с большой долей вероятности может быть принят в июле, так как действующая с 2013 года глава 49.1 Трудового кодекса о дистанционной работе морально устарела, достаточно сложна для применения, из-за чего ею пользуются минимальное количество работников и работодателей.

Работа без границ

Пандемия стерла границы рабочего времени и рабочих дней. Если в компаниях с западной корпоративной культурой не принято беспокоить сотрудника в нерабочее время или в выходные, то в российских — чаще всего эта этика просто отсутствует.

Когда закон будет принят, нарушение этой нормы может послужить основанием для обращения в трудовую инспекцию и суд со стороны наемного работника. То есть невыполненное задание, поступившее от руководителя в нерабочее время, может стать поводом для разбирательства и выяснения отношений с работодателем.

Однобокое законотворчество

Инициатива законодательно закрепить взаимоотношения работодателя и сотрудника на дистанции — верный шаг на пути формирования цивилизованного рынка труда и устранения противоречий между сторонами. Вопрос в том, как эта инициатива будет реализована и исполнена на местах: мы любим с водой выплескивать ребенка. Законопроект защищает сотрудника, но теперь дискриминирует работодателя. Нигде в предложенном проекте не указано, каким образом работодатель должен осуществлять способы контроля рабочего времени. То, что ранее регламентировалось рабочим временем и физическим присутствием в офисе, теперь никак не озвучено, даже не рассмотрено в законопроекте.

Получается очень однобокое законотворчество — ведь работодатель не следит за сотрудником в рабочее время, даже не имеет пока представления о том, как это сделать. Если сотрудник весь день смотрел сериалы или занимался своими делами, то есть не работал, а руководитель написал ему вечером, чтобы проконтролировать результаты данных с утра заданий, — как эту ситуацию разыграть? В домах у нанятых сотрудников камеру слежения не поставить, заставить всех сидеть с включенным видео на непрекращающемся Zoom-звонке не получится, да и элементарные перебои с интернетом могут быть техническим препятствием такого контроля.

Получается очень однобокое законотворчество, ведь работодатель не следит за сотрудником в рабочее время

Не факт, что это необходимо, если работа выполняется в срок и качественно. Но все же мы не можем ориентироваться только на сознательность и самоорганизацию сотрудников: многим просто необходимы контроль и вектор движения.

Очевидно, должна измениться природа взаимодействий. Для многих руководителей личное присутствие подчиненного в офисе зачастую приравнивается к эффективности, хотя на деле всем давно очевидно, что физическое присутствие на работе так же не имеет корреляции с эффективностью, как хорошие оценки в школе и денежная работа.

Защитить начальника

К чему приведут изменения? Скорее всего, работодатель еще более тщательно будет фокусироваться на подборе персонала, его квалификации, востребованности функции каждого конкретного сотрудника, а также постановке четких и ясных целей, систематизации задач и регламенте их выполнения. Допускаю, что много времени и средств будет потрачено на обучение, поддержание квалификации — как обновление в айфонах, профпригодность будет систематически дорабатываться, избавляться от ошибок и синхронизироваться с сегодняшним днем.

От хаотичного способа взаимодействия придется перейти к стратегическому, структурному и пошаговому. Возможно, будут необходимы новые стандарты и регламенты для крупных компаний, но скорее всего они уже у заинтересованных в удаленной работе работодателей внедрены и успешно прошли все тестовые режимы.

Из отношений почти уйдет эго. То, что можно прокричать в офисе один на один, нельзя написать в электронном письме

Полагаю, появятся новые смыслы, которые заставят пересмотреть привычную иерархическую форму общения. С высокой долей вероятности могу утверждать, что благодаря законопроекту и образ руководителя серьезно изменится: теперь компаниям будут нужны те, кому (образно) не нужно кричать, чтобы их услышали.

Но работодателям, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, которые сами общаются с сотрудниками, не нанимая топ-менеджеров, и без закона нелегко. Иногда кажется, что другого выхода, кроме как попросить, настоять, приказать сделать работу во внерабочее время, чтобы хотя бы как-то вытащить бизнес из ямы трехмесячного локдауна, нет. И их тоже можно понять и нужно защитить. Так что революционными изменения, предложенные депутатами, могли бы стать, если законодательно будет закреплено право работодателя объявлять вынужденный простой, который серьезно ударил по бюджету почти всего небольшого бизнеса, поддержку которому никто не оказывал.

До 16 июля еще есть время для внесения дополнений, которые смогут сбалансировать права сторон и сотрут дисбаланс и дискриминацию как сотрудников, так и работодателей.


К какой группе прав относится конституционное право на отдых

Все права, перечисленные в гл. 2 Конституции РФ, можно объединить в группы по сферам жизнедеятельности человека:

  • личные права;
  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

Выбранный порядок перечисления прав человека не случаен. Государством в первую очередь выделяются личные права — на жизнь, защиту достоинства, частной жизни, жилища и т. д.

Право на труд и право на отдых относятся к группе прав социальных, суть которых сводится к проявлению человека во всех социальных связях в качестве самостоятельного субъекта.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что является принципами обеспечения права на отдых

В ст. 2 Трудового кодекса перечислены общие принципы трудового права. Что является принципами обеспечения права на отдых, отдельно нигде не указано. Их можно выделить исходя из содержания раздела V ТК РФ:

  • право работника и параллельная ему обязанность работодателя на освобождение от работы;
  • время отдыха, установленное и исчисляемое в порядке, указанном в ТК РФ;
  • максимальное число рабочих часов и минимальное количество отпускных дней, определенные законодателем.

Эти принципы полностью соответствуют п. 5 ст. 37 Конституции РФ, который, в свою очередь, соответствует содержанию ст. 24 Всеобщей декларации прав человека, Конвенций МОТ № 14, 47, 106, 132. Принципы обеспечения права на отдых применяются только в трудовых отношениях.

Каждый имеет право на отдых или есть исключения?

Каждый имеет право на отдых — дословная формулировка, содержащаяся в п. 5 ст. 37 Конституции РФ. Из этого правила нет исключений, есть только общие и специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления перерывов, выходных и отпускных дней. Эти нормы не преследуют цели ограничить рамками право на отдых, напротив, они данное право обеспечивают, из-за чего и называются в доктрине гарантиями права на отдых.

Рассмотрим основные гарантии:

  1. Обеденные перерывы предоставляются каждый рабочий день (ст. 108 ТК РФ).
  2. Перерывы для обогрева должны быть предусмотрены при работе в холодное время года на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении (ст. 109 ТК РФ).
  3. Общим для всех выходным является воскресенье, второй выходной день устанавливается правилами внутреннего распорядка. Как правило, оба выходных идут подряд (ст. 111 ТК РФ).
  4. В ст. 112 ТК РФ перечислено 14 праздников, дни которых считаются нерабочими.
  5. Согласно ст. 115 ТК РФ каждый год работнику предоставляется 28 дней отпуска и т. д.

Таким образом, конституционное право на отдых реализуется ежедневно, еженедельно, ежегодно.

Какое право на отдых имеют социально защищенные граждане: примеры

Социально защищенным гражданам — тем, в отношении кого государством принимаются особенные меры по защите прав, — предоставляются дополнительные социальные гарантии.

Общего списка граждан указанной категории не имеется, но в каждой отрасли их можно выделить на основе положений регулирующего акта.

В качестве примера права на отдых можно выделить (исходя из содержания раздела V ТК РФ) права таких граждан, как:

  • инвалиды;
  • женщины, имеющие детей до 3 лет;
  • беременные женщины;
  • работники, занятые на особых, вредных и опасных работах;
  • несовершеннолетние работники.

У каждой из перечисленных категорий работников кроме общих прав на отдых имеются специальные. Например, нельзя отзывать из отпуска беременных, несовершеннолетних и работников, занятых опасной работой (ч. 3 ст. 125 ТК РФ).

В некоторых случаях, работодатели, руководствуясь законоадтельством или локальными актами, коллективными договорами компенсируют транспортные затраты работника на поездку в отпуск (см. ст. 325 ТК РФ о компенсации затрат на дорогу работающим в районах Крайнего Севера)

Нарушение права на отдых и его защита

Нарушает право работника на отдых чаще всего работодатель. Посмотрим, как это проявляется:

  1. непредоставление своевременно отпуска (Апелляционным определением Мосгорсуда от 10.11.2020 № 33-414940/2020 работодателя обязали предоставить отпуск и выплатить возмещение морального вреда);
  2. отказ выплатить компенсацию за проезд в отпуск из районов Крайнего Севера (Апелляционным определение ВС Республики Карелия от 25.12.2018 N 33-4846/2018 право работника защищено, с работодателя взыскана сумма компенсации расходов).

К сожалению, сложность защиты права на отпуск состоит в доказывании - зачастую работодатель "на словах" просит работать во время отпуска. В таких ситуациях начинать спор с работодателем лучше не с суда, а с обращения в трудовую инспекцию. В ходе проверки инспектор сможет получить документы, которые откажутся выдатьработнику и установить необходимые факты. Возможно проблема с защитой права на отдых решится уже на уровне трудинспекции, когда инспектор обяжет работодателя утстранить нарушение прав работника.

Право на отдых — право, гарантируемое Конституцией РФ. Оно реализуется работниками всех категорий, без исключений. Право на отдых выражается в виде права на перерывы, выходные, отпуска и т. д.

Как защитить свои интересы, если ваше путешествие оказалось неудачным.

Сегодня отпуск у многих ассоциируется с курортами, отелями, заморской кухней, чистым морем и обустроенным пляжем. Это в идеале. Действительность же иногда приносит нежелательные сюрпризы. Как отстоять свои интересы, если ваш отдых оказался неудачным?

Как избежать неприятностей

Вот уже год, как действуют новые правила, призванные защищать наш мирный отдых. По замыслу законодателей, компании-операторы теперь не могут отказать туристу в выплате компенсаций, мотивируя это отсутствием денег. Кроме того, новые правила призваны защитить туриста от фирм-однодневок, которые исчезают, как только речь заходит о компенсации неудавшегося отдыха. Соберите максимум информации о туристической компании, с которой собираетесь сотрудничать. С 1 июня 2007 года все туроператоры России обязаны иметь финансовую гарантию в банке или, по выбору, договоры страхования ответственности со страховыми фирмами. Без таких гарантий турфирму не внесут в единый федеральный реестр. Если ее там нет, деятельность фирмы считается незаконной, и никаких компенсаций в случае невыполнения обязательств вы не получите. Туроператор, в свою очередь, должен представить информацию о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия. В том числе, сведения об отелях, пансионатах, других местах, где путешественника разместят системе питания, услугах по перевозке.

Бумажная составляющая отдыха

После оформления тура у человека на руках должны быть следующие документы.

1. Договор. Отношения между туроператором и туристом строятся на договорной основе. Существенными условиями договора являются информация о туроператоре и турагентстве, включая их юридические адреса и банковские реквизиты; сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; достоверная информация о турпродукте, дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; цена турпродукта и порядок его оплаты. Кроме того, в договоре должны быть оговорены условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования споров; порядок и сроки предъявления претензий туристом. Стоимость услуг должна быть прописана в рублях и также указана в договоре и (или) в туристической путевке к нему.

2. Документ, подтверждающий оплату тура. Если турист оплачивает путешествие наличными или по банковской карте, то ему выдают кассовый чек или же выписывают туристскую путевку к договору. В этой путевке должны быть указаны условия путешествия и его стоимость в рублях. Турпутевка оформляется на бланке, отпечатанном в типографии.

3. Информация о стране либо программа отдыха.

4. Авиа- или (и) железнодорожные билеты.

5. Медицинская страховка.

6. Загранпаспорт и виза (если она требуется).

Когда полагается компенсация

Страховое возмещение должны выплатить, когда туроператор не выполнил свои обязательства по договору.

Задержан рейс самолета. За перелеты, согласно воздушному кодексу РФ, отвечает авиакомпания-перевозчик. А туроператор несет ответственность за сокращение отдыха. Проще говоря, человек оплатил десять дней путешествия, и один из них просидел в аэропорту, ожидая своего самолета. Если из-за задержки рейса пришлось лишний день остаться на курорте, гостиницу должен оплатить тур­оператор.

Не соблюдены требования законодательства. Суть их в том, что отдых не должен представлять угрозу жизни и безопасности туриста. Примеров может быть множество. Водитель автобуса, на котором перевозят туристическую группу, находится в состоянии алкогольного опьянения, либо транспортное средство не прошло технический осмотр. Туристов разместили в комнатах, которые требуют капитального ремонта, а питание не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Не оказана помощь в экстренной ситуации. Турист был вынужден при чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, из-за цунами, прервать свой отдых и срочно вернуться домой. Если он сделал это на свои деньги, то имеет право на возмещение расходов. В частности, когда тур­оператор не организовал вылет, и путешественник сам купил авиабилет домой. Однако стоит учитывать, что есть исключение для туристов, которые путешествуют по странам с нестабильной политической обстановкой. Допустим, народные волнения, государственный переворот или иные подобные события не дали тур­оператору выполнить свои обязательства. В этом случае права на страховую выплату у путешественника нет.

Как получить компенсацию

После случая в Тарусе, где на турбазе были избиты туристы, многие любители путешествий по стране волнуются: а несет ли кто-то ответственность за испорченный отдых?

Эксперты "РГ" утверждают - законом ваши права защищены, надо только уметь ими пользоваться.

Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей, юрист:

- Защитить свои права и потребовать денежных компенсаций за неиспользованный или испорченный отдых на турбазе "Таруса" вправе все пострадавшие участники погрома. И даже те постояльцы, которые стали свидетелями этого конфликта, покинув раньше срока злополучное место.

Это позволяет свежая редакция постановления правительства от 13 марта 2013 года "О правилах предоставления гостиничных услуг в РФ". Правила разработаны во исполнение закона о защите прав потребителей. Под "гостиницами " понимается любой имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. То есть это могут быть и санатории, и турбазы, как в нашем случае, и даже бывшие коровники, переоборудованные предпринимателями под номера мини-отелей для сельского эко туризма.

Обратить внимание нужно на статью 24, по которой исполнитель гостиничных услуг - в данном случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которому принадлежит база, - несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостатков при оказании услуг. И обязан компенсировать моральный ущерб. Речь идет о любом вреде - от отравлений в местной столовой просроченными продуктами до несчастных случаев - оступился на скользких ступеньках, сломал ногу из-за некачественного спортивного инвентаря, ошпарился в ванной, приготовленной нерадивой медсестрой. Такое случается часто и в гостиницах и в санаториях.

Нападение на туристов и драка на территории турбазы - также подпадает под эту статью. Действия клиентов следующие - сначала они в досудебном порядке предъявляют претензии о возмещении ущерба собственникам турбазы, которые отвечают за действия своих наемных работников - от директоров до охраны. Для этого пострадавшие должны написать заявления о том, что услуга данной гостиницы не была безопасной, потребовав оплатить все расходы, приложив документы - копии договоров на предоставление услуг, квитанции по оплате проживания, зафиксировавшие драку фото или видео кадры.

Моральный ущерб потребители определяют сами. По сложившейся в последнее время практике исходят из 2 миллионов рублей. Такова стоимость человеческой жизни, за которую в случае гибели авиапассажиров платят авиакомпании. Эта сумма прописана в Воздушном кодексе. Разумеется, за сломанную в гостинице руку 2 миллиона просить не стоит. Нужно все-таки адекватно оценить свой моральный ущерб. Если собственник откажется оплатить расходы и моральный ущерб, то можно подавать иск в суд. При этом к Гражданскому иску могут быть добавлены материалы уголовного дела. А оно в случае с Тарусой возбуждено. Иск в суд потерпевшие от действий бандитов подают по месту жительства, то есть в Москве. От пошлины они освобождаются. Требования потребителей о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней. За нарушение сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги. Контроль за соблюдением правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими федеральными органами исполнительной власти.

Важный момент, если туристы приобретают путевку у туроператоров, то по статье 9 закона "Об основах туристской деятельности в РФ" - в ней прописаны особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта - компенсировать ущерб от действий третьих лиц обязаны туристические компании. Ведь именно на третьих лиц - гостиницы - туроператор возлагает исполнение своих обязательств перед клиентами. А значит, отвечает за действия или бездействия третьих лиц. В том числе и за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, независимо от того, кем они оказываются. Это особо подчеркивается в законе. Оплатив ущерб клиенту, туроператор может дальше разбираться и судиться с третьими лицами. Пострадавшие туристы в данном случае от этих разборок освобождены.

В свою очередь многие гостиницы при заключении договоров с корпоративными клиентами включают пункт о том, что гостиница не несет ответственности за действия третьих лиц, причинивших ущерб клиенту или его гостям.

Безусловно, гостиница может, например, обеспечить отсутствие посторонних лиц на ее территории. И даже включить подобный пункт в договор с клиентом, но не может предотвратить преступление. Это задача органов полиции. Тем не менее, у потерпевших есть все основания взыскать причиненный вред здоровью и имуществу порядке гражданского судопроизводства после того, как судом будет установлена вина нападавшего. Подобной практики много. Вот только взыскать ущерб - сложно и долго.

Читайте также: