Как защитить сценарий от воровства

Обновлено: 01.06.2024

З.Ы. Кстати, на счёт стоимости сценария есть какая-нибудь информация? Сценарий полностью готов к экранизации: разбит по сценам, прохронометрирован и сделана по объектная выборка. Жанр: драма, триллер, мистика. Практически неограниченные возможности в РР: от автомобиля до детского питания.

Заранее большое спасибо!

-->

Ау! Отзовитесь пожалуйста! Нужна ваша помощь!

РАО не гарантирует авторам поддержку в случае возникновения спорных вопросов по поводу авторских прав.
Я распечатываю произведение, на первой странице ставлю знак копирайта, дату написания произведения, ФИО, адрес, название произведения. И несу это нотариусу. В двух экземплярах. Документы прошиваются, нотариус фиксирует, что данный документ предоставлен ему Вами такого-то числа в такое-то время. Печать. Подпись.
Один экземпляр отдают Вам. Второй отправляется в архив на хранение.
С меня в сентябре за либретто к мюзиклу в 150 листов взяли 300 рублей всего за такую услугу.
Всё. После этого можете отправлять Ваше произведение режиссёрам, издательствам и прочее.

вот спасибо вам за такой ценный совет!
все гениальное просто:)

Пожалуйста. Самой когда-то подсказали. Очень довольна.

Насчёт стоимости сценария - на договорной основе. От 00 руб 00 коп - за рекламу имени, до бесконечности.
Удачи!

сайт гильдии кинорежиссеров России там и расценки и авторское право а еще отправьте свой сценарий себе по почте

И вскрыть его можно тогда только один раз, этот пакет, в присутствии нескольких свидетелей. Зачем такие заморочки?

Извините, что вмешиваюсь в разговор. Здесь дело не в заморочках, просто это самый дешевый способ "защиты" сценария (стоимостью отправки за ценное письмо).
С уважением

Зафиксировать у нотариуса 100-300 рублей в Орле.
А сколько будет стоить пересылка самому себе пакета со сценарием в 150 листов? Не особенно, ведь, дешевле.

Письмо себе (конверт, марка, услуга за пересылку 90-120лист.) в Украине обходиться в пределах 8 гривень (прибл. 45 рубл.) и в очереди не нужно стоять (сидеть). Пришел в почтовое отделение с паспортом, запечатал конверт, получил его сразу. и все! На все не более 10минут. :)
Хотя, надо бы узнать, сколько стоит у нотариуса в Украине по Вашему "рецепту".
С уважением!

Это не мой рецепт :))
Визирование у нотариуса - доказательство, которое можно предъявить в любое время кому угодно.
Я думаю, это очень важно.

Безусловно, виза нотариуса имеет больший вес, чем целостность печатей на конверте, но. суть одна, и в первом и во втором случае идет речь лишь о том, что такое-то произведение впервые было зафиксировано в такой-то день и заявлено определенным автором. Авторсво не гаорантировано ни в- первом ни во-втором случае. Только дата.

А Вы хотите, чтобы кто-то авторство гарантировал?! Помимо самого автора?
Это как?
:))
Нотариус по запросу суда предоставит нужные документы.
А конверт? А если Вы его уже зачем-то вскрыли? Или кто-то вскрыл случайно?
Впрочем, Сергей, выбор - это дело каждого.

Конверт является аргументом, если он не вскрывался до момента, когда в этом возникнет необходимость. Вскрытый конверт - это просто бумага.

Кто гарантирует авторство? А что гарантирует РАО? Какой тогда его (её)смысл, если он(она) не гарантирует защиту авторских прав. Какие документы предоставит ваш нотариус по решению суда? Только то, что он такого-то числа зарегтстрировал текст, предоставленный Тамарой Нестеровой. И все. Разве он остслеживал рынок сценариев?А если другой нотариус принесет по требованию суда этот же сценарий, зарегестрированный на другого автора, двумя днями раньше?
Нотариус гарантирует только дату регистрации именно этого текста, как впрочем и целые печати на конверте.

Тамара, Вы правы! Выбор за автором.
Вдогонку.
Можно опубликовать свои произведения на Проза.Ру. Там автоматически выдается СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ, которое действует в электронном виде, хотя можно и скопировать.

Я в курсе. Но с каждым сайтом может что-то случиться или поменяться правила.
Удачи Вам, Сергей!

Сергей, вопросы к РАО адресуйте этому обществу. Они отслеживают авторские гонорары и считают, что отстаивать свои права - дело автора. Внимательнее читайте договор с РАО.
Вопросы к нотариусам - адресуйте нотариусам.
А ещё можно поговорить с юристом.

Спасибо, Тамара, за пожелание!
И Вам удачи!
Вдохновения!

есть ещё РОПАС, сидят в доме кино на Васильевской. Там тоже рублей 500 стоит оформление авторского права, ну или может чуть больше. Пару лет назад, они вроде как гарантировали защиту авторских прав в случае чего. Хотя может что и изменилось.

А что, есть основания так переживать за свою нетленку? Судя по анонсу, вы в родстве с сами Дарт Вейдером.

Спасибо, вам всем, огромное, за ваши ценные советы! Теперь, по крайней мере, я знаю в какую сторону двигаться.
Ещё раз, большое спасибо.

Хм. Про нотариуса не знал. Оч. познавательно и забавно получилось.
Интересно, а Володарский или Арабов ( к примеру), тоже свои сценарии к нотариусу носят заверять?

Для начал нужно стать этим "Володарским" или "Арабовым",в смысле наработки имени.

то есть, если я правильно понял:
Для того, чтобы стать "Володарским" и "Арабовым" нужно начинать с того, что регистрировать свой(и) сценарий(и) у нотариуса для защиты авторских прав?

2. То, что говорит внизу Катя Кон - это всё правильно , если не одно но: для сценариста эта регистрация - не более чем психологический "оберег", который у нас ничего не значит и никакого юридического смысла не несет, если вы не являетесь гражданином США.
P.S. WGA means Writers Guild of America.

В обсуждении этого вопроса надо исходить от противного: предположим, возник прецедент, когда автор заявил претензию на нарушение своих авторских прав - независимо от того, действительно ли такое нарушение имело место или автор просто хочет банально срубить денег на чужом успехе. Всё зависит от того, был у автора предварительный письменный договор с ответчиком или нет. Если такого договора нет, то несмотря на любую указанную двусмысленность такого иска он будет всегда решен однозначно - внесудебным порядком и не в пользу заявившего претензии автора. Это знает любой продюсер. Вот и все.

Кирилл, в итоге, ты к чему клонишь? Я в авторском праве, пока ещё, совершенно ничего не смыслю. Объясни пожалуйста человеческим языком как обезопасить свой сценарий.
И чем тебе не нравится вариант с нотариусом?

самый надежный способ обезопасить сценарий - это никому его не показывать, беречь как зеницу ока и унести его с собой в могилу.

А если серьезно, то самый надежный способ - это разрабатывать сценарий в тесном сотрудничестве с режиссером и продюсером и запустить его в производство сразу, как он только будет готов, пока его никто не успел "стырить". Кажется, так оно и есть.

Кирилл, сценарий полностью готов к производству. Разбит по сценам, объектам и даже прохронометрирован, вот только режиссёра пока с продюсером нет.

Ну ты,понтярщик. Несёт абракадабру. Ты бабки с девочки попроси. побирушка

Решение о готовности сценария к производству принимает всегда только продюсер. Кстати, именно продюсер который заключает с автором договор на реализацию готового или разрабатываемого сценария и отвечает за обеспечение авторских прав на этот сценрий, поскольку сам в этом кровно заинтересован . Сценарист этим вообще не должн заморачиваться - это не его проблемы.

Уважаемый Кирилл!
вопрос гарантии прав на 100% обеспечивается в том случаи если есть потенциальный заказчик.

В этом, наверное, сценарист и отличается от копирайтера. Я работаю в основном с рекламой..

Для копирайтера потенциальным заказчиком может быть кто угодно.
Но без заказчика обеспечить копирайт любого продукта, и уж тем более сценария, на 100% невозможно.Так?

Поэтому у меня будет такой вот вопрос к Вам: как вы считаете, каким образом, по вашему мнению, сценарист должен обеспечивать авторское право своей идеи или синопсиса, когда он приходит с ней к продюсеру? Прошу прощения, что вопрос "шкурный".

Во-первых, НИКОГДА не рассылайте свой сценарий или синопсис "веером" через Интернет . Интернет - это грандиозная помойка.
Во-вторых, НИКОГДА не обсуждайте свой сценарий в открытом сетевом форуме, и уж тем более, непонятно с кем..Я рекомедую делать следующим образом: создать закрытый форум только "для своих" - автор, режиссер и продюсер - лишних людей там быть не должно, и там решать все творческие вопросы.
В третьих. не позволяйте своему сценарию висеть на разных киношных сайтах. Там в основном пасутся всякие сетевые мелкотравчатые, к кинопроизводству отношения не имеющие. Увы! Это не только вопрос сохранности авторских прав: ни один здравый продюсер никогда не возьмет "засиженный мухами" сценарий в производство. Момент эксклюзива здесь очень важен.
В четвертых, для того, чтобы заинтересовать продюсера, вы должны сначала сообщить ему тему вашего сценария, которая формулируется при помощи логлайна. Если не знаете что такое -прочтите у Червинского. Только ТЕМУ!Грамотный продюсер сразу поймет, стоит с вами связываться или нет.
Для продвижния вашего сценария необходимо встречаться с продюсером лично. (желательно). Если вы увидите в глазах продюсера блеск, значит, идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам. Теперь продюсер отвечает сам за сохранность авторских прав вашего произведения.
Всё остальное я уже писал вам в письме по поводу вашего сценария.

:)
большое спасибо еще раз , Кирилл.
Напомните, кто такой Че рвинский ?
Еще вопрос:
-если "идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам."
Что вы имели в виду?

Извините, но вы здесь не в тему со своими комментариями.

И еще один вопрос,
Как быть тогда с договором об охране авторских прав между продюсером и автором, если взаимный интерес состоится?

Над этим сценарием я намеренно работала детально. Не только как сценарист, но и как второй режиссёр. Не умею по-другому.
Так что подобный материал, готов ,более чем на 90%, к производству.

1 Кто Червинский - см. гугл.
2. "идея сработала - и она теперь настолько же принадлежит продюсеру, как и вам." - готовый фильм является совокупностью авторский прав автора, режиссера и композитора, которые передаются продюсеру. Как и на каких условиях - зависит от договора.
3. Что такое "договор об охране авторских прав между продюсером и автором" я не знаю. Продюсер заключает с автором договор либо как заказчик - это одно, либо как партнер - это другое. Главное , чтоб взаимный интерес состоялся. Все остальное - дело техники и взаимного доверия.

Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.

Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать. =)

К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.

И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.

Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса

Авторскому праву посвящена целая глава в Гражданском кодексе Российской Федерации. Под авторским правом понимаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Объектом авторского права являются, соответственно, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.

А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные. К личным правам относятся: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). К имущественным правам относится: исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.

Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.

И все-таки, как защитить своё?

Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах

Например, у нас выглядит так:

защита от воровства контента

Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права

Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях

И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.

Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — ст. 1266 — право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений .

Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии

А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.

Совет № 5. Фиксируйте авторство текса

Этому мы даже посвятили статью, ознакомиться можно здесь. Яндекс.Вебмастер дает возможность поисковику узнать, что этот текст ваш. Что, соответственно, уменьшит вероятность плагиата.

Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала

Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы =)) В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.

Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса

Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.

Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).

Если все-таки случилось…

Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.

Досудебное урегулирование конфликта

Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.

Заявление должно содержать:

1) сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом) (далее — заявитель):

а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

2) информацию об объекте авторских и (или) смежных прав, размещенном на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объект авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

4) указание на наличие у правообладателя прав на объект авторских и (или) смежных прав, размещенный на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

5) указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей объект авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

6) согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).

В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).

Статья 1253.1 ГК РФ предусматривает ответственность информационного посредника (каковым является хостинг-провайдер) за нарушение интеллектуальных прав. Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю: п. 2 ст. 1253.1: Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;

2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

Пункт. 3 ст. 1253.1: Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

Но, несмотря на эти исключения, информационному посреднику может быть предъявлено требование о защите интеллектуальных прав (п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ).

Судебное разбирательство

Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности. Давайте разбираться.

1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.

2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).

3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в ст. 131 Гражданского процессуального кодекса .

4. Прикладываем к исковому заявлению следующие документы (согласно п. 4 ст. 144.1 ГПК РФ):

а) подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, объектов исключительных прав;

б) права заявителя на данные объекты.

5. Если вы все сделали правильно (написали исковое заявление, приложили необходимые документы), то суд выносит определение о предварительном обеспечении защиты авторских прав (п. 5-7 ст. 144.1). В этом определении устанавливается срок (не более пятнадцати суток со дня вынесения определения) для подачи искового заявления по требованию в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.

Примечание: если в пятнадцатидневный срок иск не подается, то меры по предварительному обеспечению подлежат отмене. И да, не злоупотребляйте своим правом подачи в суд заявления о предварительных обеспечительных мерах без дальнейшей подачи искового заявления. Это наказуемо, п. 9 ст. 144.1 ГПК предусматривает за это ответственность. Ответчик может потребовать от вас возмещение убытков.

Немного практики

Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.

С Алёнкой все сладко да гладко

И снова о вкусняшках

В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.

Ваша песенка спета

А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:

Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:

    по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г. по некоторым вопросам применения судами норм авторского права

Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.

Подытожим

Описанные процессы предотвращения и защиты авторских прав весьма трудоемки и трудозатратны. Поэтому не ленитесь и на самом первом этапе творческого процесса заботьтесь о защите своего детища. =)

Ну а если Муза вас давно не посещала, а уникального контента на сайте хочется, то обращайтесь к нашим копирайтерам.

Ролики на ютубе, мобильные приложения, статьи, рисунки и фотографии — это объекты авторских прав, которые закон охраняет. Их можно использовать только с согласия автора. Читайте, как защитить собственный контент →


Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.


Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.


Нечистоплотные пользователи считают, что информация в интернете принадлежит всем. Но это не так — у каждой единицы контента есть автор, который может и должен защищать свои права. Рассказываем, как защитить авторское право и что делать, если ваш контент украли.

Что говорит закон об авторском праве

Автор — это человек, который творческим трудом создал что-то оригинальное, тогда его творение является объектом авторских прав и охраняется законом. Оригинальное — значит, такого раньше не было. Под творческим трудом закон понимает: интеллектуальный труд преобладает над физическим.

Объект интеллектуальной собственности в интернете — это онлайн-курс, видеоролик, пост в социальных сетях, фотография, статья, электронная книга, сайт или приложение.

Если другой человек хочет использовать чье-то творение, слегка его изменив, он должен получить согласие автора на его переработку и публикацию. Потому что переработанное произведение также подлежит защите авторских прав.

Пример плагиата упаковки

В любой момент автор может передать произведение другому человеку или организации, тогда они становятся правообладателями. Автор продолжает оставаться создателем произведения, но им распоряжается уже правообладатель. Он решает, когда опубликовать произведение, разрешить или запретить использование другими лицами.

Какими правами обладает автор

Автор — владелец интеллектуального имущества, и у него есть законные права на свое имущество, даже если произведение опубликовано в свободном доступе — в интернете.

  • Правоавторства — он может заявить права на любой контент, который создал.
  • Правоавторства на служебное произведение — если работник создал произведение для нужд компании, он остается автором этого произведения.
  • Правоавтора на вознаграждение за служебное произведение. Если автор по заданию работодателя и в рамках трудовых обязанностей рисует рекламный плакат или снимает ролик, он имеет право на гонорар за свое произведение.
  • Правоавтора на имя — автор имеет право указывать свое имя, псевдоним или публиковать произведение анонимно.
  • Правона неприкосновенность произведения — автор может запретить вносить правки в произведение или корректировать его.
  • Правона обнародование — автор может опубликовать свое произведение или дать согласие на публикацию.
  • Правона отзыв — пока произведение не опубликовано, автор может в любой момент отказаться от публикации.
  • Правоследования — если автор передал оригинал для продажи сторонней компании или ИП, автор имеет право на вознаграждение — оговоренный процент от сделки. Например, можно продать курс и с каждого запуска получать определенную сумму или процент.

Как защитить контент и доказать авторское право

Если размещаете контент в интернете, лучше заранее оформить документы, доказывающие авторство. Перечислим популярные способы защиты.

Подтвердить авторство на доменное имя. Можно обратиться к администратору домена и попросить справку, что домен — имя сайта — принадлежит именно вам.

Зарегистрировать сайт. Это можно сделать в поисковом сервисе: Яндекс Вебмастер и Google Search Console. Так поисковики смогут быстрее определить первоисточник, а каждый двойник посчитают плагиатом.

Депонировать электронное произведения. Произведение загружают в депозитарий, чтобы зафиксировать дату, когда контент уже существовал. Как только автор загрузил файл и оплатил услугу, он может скачать свидетельство, которое подтверждает, что произведение создано им и принадлежит ему или его правообладателю. По желанию можно зарегистрировать произведение или оставить его электронную копию на хранение.

Важно: В РАО можно зарегистрировать только физический материал, например, нотные записи, тексты на бумажном носите. Но регистрация в РАО не подтверждает авторства на произведения, а необходима только для распределения и выплаты вознаграждения.


Нотариально заверить контент. У нотариуса можно заверить не только фото или текст, но и интернет страницу. Услуга платная — тарифы зависят от региона. Например, в Москве вам придется заплатить от 3000 ₽ — стоимость зависит от контента, который нужно заверить. Например, если вам нужно заверить интернет-страницу, стоимость услуги по государственному тарифу составит 3000 ₽. Но нотариус может увеличить сумму в зависимости от сложности работы.

В каких случаях можно использовать чужой контент

Авторы не всегда ограничивают доступ к своему творению. В некоторых ситуациях чужой контент можно использовать, не нарушая закона. Но только автор, как владелец, может распорядиться своим контентом.

Сделать доступ полностью открытым. Тогда все без исключения могут использовать опубликованный контент. Например, сайт Travelcoffeebook разрешает бесплатно скачивать фотографии и использовать их как угодно.

Ограничить открытый доступ. Например, автор может разрешить использовать фото и видео только в личных целях, но запретить — для рекламы или продажи. Правила использования контента необходимо опубликовать в свободном доступе.

Что можно и нельзя делать с фото с сайта бесплатных фото Pixabay

У сайта бесплатных фото Pixabay ограниченно-свободный доступ

Что делать, если вы хотите использовать чужой контент.

  1. Изучите сайт. Как правило, информация об использовании материалов опубликована на сайте.
  2. Если не нашли информацию на сайте, обратитесь к автору и обговорите, на каких условиях можно использовать контент.
  3. Заимствуя контент (фото, видео, график, текст и т. д.) обязательно укажите автора и ссылку на первоисточник.
  4. Покупая авторский контент, уточните, как вы можете его использовать, особенно если приобретаете его в коммерческих целях.


комментарий автора относительно базы поставщиков и прграмы обучения

Известный блогер продает курс по работе с базой поставщиков. Курс включает базу поставщиков и обучение. Блогер разрешает перепродавать базу, но запрещает торговать обучением.

4 дополнительных способа, которые помогут защитить контент от воровства

  1. Используйте водяные знаки на фото и изображениях, которые публикуете в интернете. Идеально, если на водяном знаке будет ваше имя и фамилия.
  2. Храните исходники фото. Возьмите за правило всегда хранить оригинальные фотографии, это намного упростит порядок доказывания. При обработке фото обычно искажается его размер или формат. Если у вас будут храниться необработанный исходник, вы сможете доказать авторство.
  3. Добавляйте знак авторства (c) — это признанный знак охраны авторского права. Например, на своем сайте под статьей я пишу: © Болдова Кристина, 2021.
  4. Воспользуйтесь специальными плагинами, например, WP-CopyProtect — он защищает текст на сайте от выделения и копирования. Некоторые скрипты, например, JavaScript, также не дают скачивать или копировать текст с сайта. Если прописать специальный фрагмент JavaScript, — пользователь не сможет использовать правую кнопку мышки.

Что делать, если контент украли

Если вы запрещаете использовать контент, тем не менее обнаружили его на чужом сайте — вы можете заявить о своих правах и потребовать решения, которое вас удовлетворяет. Например, нарушитель должен удалить контент, указать ваше авторство или выплатить компенсацию за использование контента в коммерческих целях.

Написать претензию нарушителю авторских прав. Сразу начинать разбирательство с суда не совсем разумно — необходимо соблюсти досудебную процедуру. Поэтому сначала напишите официальное претензионное письмо пользователю, который украл контент.

Сообщить о нарушении хостинг-провайдеру. Если воришка игнорирует вашу претензию, вторую претензию отправьте хостинг-провайдеру. В письме опишите ситуацию, приложите доказательства вашего авторства на контент и потребуйте заблокировать сайт нарушителя. Хостинг-провайдер не обязан блокировать сайты по жалобе от правообладателей, но может пригрозить нарушителю блокировкой. Возможно, он скорее прислушается к угрозам регистратора, чем к словам автора.

Узнать хостинг сайта или IP, на котором опубликован краденый контент, можно с помощью Whois-сервиса. В поисковой строке сервиса введите доменное имя сайта и запустите поиск.

Важно: если поисковые системы посчитают ваши доказательства убедительными, они исключат сайт нарушителя из поисковых систем, и сайт не будет попадать в поисковую выдачу.


Обратиться в суд. Скорее всего, предпринятые шаги подействуют, и нарушитель выполнит ваши требования. Но если из-за воровства контента пострадала репутация, вы понесли убытки — отстаивайте свои права в суде.

Читайте также: