Как связаны права и обязанности гражданина 9 класс обществознание кратко
Обновлено: 03.05.2024
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
- сохранение окружающей среды;
- защита Отечества, несение военной службы;
- забота о детях;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- сохранение исторического и культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:
1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.
2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.
3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.
4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.
5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.
За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.
Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:
1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).
Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.
Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.
Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.
Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:
1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!
Показаны права и обязанности человека и гражданина. Имеется презентация.
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе
учителя истории и обществознания
Поминовой Елены Владимировны
Разработка урока обществознания в 9 классе
1. Образовательные:
Закрепить знание основных прав гражданина России.
Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".
2. Развивающие:
Развивать самостоятельность обучающихся и умение составления краткосрочных проектов.
Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.
Учить умению доказательно излагать свои мысли.
3. Воспитательные:
Продолжать формировать основы правовой культуры.
Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.
Основные понятия и термины:
- правовой статус человека,
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма урока: Творческая лаборатория
Оформление классной доски:
Эпиграф к уроку (написан на классной доске):
Право касается свободы, самого достойного
и священного в человеке, и он сам, поскольку
оно для него обязательно, должен знать его.
Таблички разложены на каждом столе:
1 Стол: Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
2 Стол: Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.
4 Стол: Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
3. Стол: Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.
3 стула, костюмы отдельно сложить
1 этап: организация детей на урок.
Детям сидят по группам за столами (всего 4 группы).
Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Произносят речевку:
Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)
Вариант введения 1.:Наше занятие мне хотелось бы начать с небольшого видеоролика (идет видеоролик о правах человека, о равенстве всех людей). Показ видеоролика.
Они даны нам с самого рождения, они не дарованы людям каким-то великодушным правительством, они принадлежат человеку с момента рождения и не могут быть отняты у него или нарушены кем-то. Они необходимы нам для полноценной жизни. Без этого мы не можем в полной мере развить и реализовать свои человеческие качества, интеллект и способности и удовлетворить духовные потребности.
Одной из основополагающих проблем, которую призвано решить мировое сообщество, является проблема прав человека. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Уже в первобытный период, объединяясь по признаку рода, племени люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государства стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых норм, за соблюдение которых государство строго следило, а за нарушение наказывало (законы Хаммурапи в Вавилоне XVIII в. до н.э.).
В 1945 была создана Организация Объединённых Наций. Главной своей задачей ООН провозгласила поддержание и укрепление международного мира и безопасности, обеспечение прав человека во всём мире. С этой целью были приняты важные международно-правовые акты, в которых были обозначены основные стандарты прав и свобод человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., рекомендовавшая всем странам имплементировать стандарты этих прав в национальную правовую базу, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и др. В целом за время своего существования ООН приняла более 70 международных документов в области прав человека. Но сердцевину составляют эти три документа. В них воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности.
Начиная с 1950 года, 10-го декабря во всех странах отмечается День прав человека.
12 декабря – День Конституции РФ; основному закону нашей страны 21 год.
В каких документах зафиксированы права человека. (во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции РФ 1993г.)
ИТАК: настало время сформулировать тему сегодняшнего урока. Кто попробует это сделать?
Отвечают учащиеся:( Основные права и свободы человека и гражданина)Пишу на доске
Какие цели и задачи мы ставим перед собой на уроке?
Отвечают учащиеся: (закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с Конституцией РФ, воспитывать в себе гражданскую позицию).
2 этап: закрепление изученного материала.
1) постановка задач:
Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме "Мои права".
2) мотивация обучающихся: вопрос учителя: Для чего нам нужно изучать права?
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знать свои права нужно для того, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе, уметь отстаивать свои права и бороться за них, т.к. они являются основой свободы, справедливости и мира, тем меньше их станут нарушать.
Всеобщая декларация прав человека – основополагающий документ среди всех общечеловеческих правовых документов полностью вошла в последнюю российскую Конституцию 1993 года.
Откройте главу I Конституцию РФ: “Основы конституционного строя” и прочитайте статью 2.
“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.
Задание учащимся: Слайд
– Ребята! Откройте Конституцию РФ и найдите главу 2 Закона.
– Как она называется? (“Права и свободы человека и гражданина”).
Глава 2 Конституции состоит их 48 статей.
Конституция обеспечивает и охраняет: Права человека и гражданина
Вопрос учащимся:
-Вспомним, что такое право?
– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?
Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.
Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством.
Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд
Всеми правами человека.
Всеми правами гражданина.
– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?
Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.
Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.
Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.
А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”
– Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд . В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:
Личные (гражданские) права.
3)распределение заданий: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".
1 группа: получает задание изучить политические права человека(ст.32-33)
2 группа: получает задание изучить гражданские права человека (ст. 20-28).
4 группа: получает задание изучить культурные права человека (ст. 43-44)
Обучающиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее - презентовать свою группу прав, привести примеры прав из своей группы, изобразив, используя элементы театрализации.
3этап: исследование (работа в творческой лаборатории).
Школьникам предстоит изучение и отбор необходимой информации. При изучении статей Конституции каждая группа выходит к доске и прикрепляет на ней права, относящиеся к своей группе.
Обучающиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, думают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Дети готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.
На данном этапе я наблюдаю за степенью самостоятельности своих учеников и оказываю им лишь необходимую помощь (консультацию).
4 этап: представление результатов исследования, отчет.
Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
(Формы представления результатов могут быть разными -пантомима, разыгрывание сценок).
5. Защита проекта. Слайды.
Группы (1-3) поочерёдно защищают свои проекты.
Задание * Гости получают задание -учащиеся отгадывают: Вспомнить сказку или любое художественное произведение, в котором нарушены права человека. Разыграть сценкой по ролям.
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Сценка : Нарушения прав (домашняя заготовка).Играют : Элоян Вика, Федоров Илья, Тестова Олеся.
Серёжа. Серёжа.
В школе пробыл я полдня Что ты, бабушка, детей
И теперь вот у меня Эксплуатировать нельзя.
Просто буря в животе – Одевайся потеплей
Мысли только о еде. И иди скорей сама.
Кто с порога – и за ложку? Ну, тогда помой посуду,
Руки вымыл бы, Серёжка! Можешь это или нет?
Серёжа. Серёжа.
Нет, ты, мама не права, Что ты, мама, нет, не буду:
Я свои узнал права. Ведь на детский труд запрет.
Меня мыться заставляешь? Право есть на отдых, кстати,
Мою личность притесняешь! Поваляюсь на кровати.
Бабушка. Мама.
Ой, с давлением беда. Прав у мам, как будто, нет!
Ты, покушаешь когда, Завтра сам готовь обед!
То в аптеку, внук, сходи, И задачу номер пять
Мне таблеточек купи. Будешь, сын, ты сам решать
Бабушка. Бабушка.
Да и брюки завтра к школе Но только должен ты узнать –
Сам, внучок, погладишь, что ли. Права у всех равны.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Учитель: У человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.
Обобщение. Слайд
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с основными правами человека и гражданина, записанными в конституции РФ. Так как Россия – страна развивающейся демократии, она обязана признавать ценность человека, гарантировать осуществление его прав.
В каждой стране есть свои законы по защите прав человека, взгляды на мировое развитие. А для того, чтобы государства не замыкались в своих проблемах, в 1945 году была создана международная организация государств – ООН, одно из направлений работы которой: защита прав человека. Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея, штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Наиболее значимые международные документы XX века: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка были приняты Генеральной Ассамблеей ООН или Европейский суд по правам человека.
Сегодня в большинстве стран мира, в том числе и в РФ существуют структуры по защите прав и свобод человека. В России ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НАХОДЯТСЯ ПОД ОХРАНОЙ Конституции РФ, а гарантом Конституции является президент страны. В стране учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам человека, им с марта 2014 года является Элла Панфилова.
И теперь у вас есть право знать это.
6 этап: рефлексия.
Использую рефлексивный экран (в скобках даны примерные ответы детей).
Сегодня я узнал … (что права человека являются важнейшей ценностью)
Было интересно… (работать над проектом)
Было трудно… (разобраться в статьях Конституции РФ)
Теперь я могу… (легко классифицировать права человека)
Я хочу, чтобы Елена Владимировна объяснила мне,…(как защищать свои права)
Я научился (ась)… (работать с документом)
У меня получилось… (разыграть сценку)
Я попробую … (самостоятельно разбираться в трудных жизненных ситуациях)
Меня удивило…(что Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию)
Мне захотелось… (рассказать о правах человека младшим школьникам)
параграф 11 учебника
изучить Конституцию (главу II - обязанности человека: статьи 57,58,59,60)
привести примеры прав, которые нарушаются часто, а которые - редко или никогда, примеры нарушения прав человека.
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
- соблюдение Конституции и законов РФ;
- осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
- сохранение окружающей среды;
- защита Отечества, несение военной службы;
- забота о детях;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- сохранение исторического и культурного наследия.
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Читайте также: