Как снять обременение с дома купленного на материнский капитал

Обновлено: 31.05.2024

Развитие ипотечного кредитования в России стало причиной множества явлений в финансовой сфере, которые раньше были просто невозможны. Существует множество примеров, каждый имеет свои плюсы, но при этом сегодня не все понимают, что такое обременение на дом по материнскому капиталу.

Основное понятие

Подобные ограничения означают, что права владельца могут быть ограничены в одном из трех направлений: в распоряжении, владении и пользовании недвижимостью. В крайних ситуациях сразу во всех трех.

Появление обременения на квартиру может быть следствием следующих действий:

  • Заключение добровольного соглашения между владельцем и иным лицом (например, с банком, когда недвижимость превращают в залог).
  • Вынесение судебного решения.

Ни при каких иных обстоятельствах обременение быть наложено на недвижимость не может.

В настоящее время подобное явление, как правило, связано с получением банковского кредита. Это значит, что приобретая жилье в ипотеку, используют для этого маткапитал. Сама же квартира до погашения долга становится залогом у банка. А значит, получатель займа имеет право в ней проживать, но не может ею распоряжаться. В случае невозможности полностью рассчитаться за полученный кредит такую недвижимость могут продать на публичных торгах, чтобы погасить сумму долга.

дом

Основные виды обременений

Законом предусмотрено несколько видов обременения на недвижимость:

аренда дома

Наличие разных видов обременений предполагает, что и способы избавления от них будут различны.

Какие необходимы документы, чтобы снять статус

Первичным документом, который понадобится для снятия обременения с квартиры, является заявление от собственника. Никаких стандартов его написания закон не предусматривает. Но в интернете всегда можно найти приблизительный образец.

Кроме того, следует предусмотреть также еще приблизительный пакет документов:

  • Справка из банковского или иного финансового учреждения о том, что основной долг по ипотеке заявителем выплачен.
  • Договор с банком о получении ипотечного кредита.
  • Документ, подтверждающий, что рассматриваемая недвижимость находится в залоге у банка (копию).
  • Общегражданский паспорт заявителя (копию).
  • Правоустанавливающие документы на недвижимость.
  • Судебное решение, подтверждающее законность оснований для снятия обременения (если проситель действовал через суд).
  • Финансовый документ, который подтверждает выплату госпошлины. Произвести расчет можно в кассах банков (например, в Сбербанке) или с помощью электронного кошелька через интернет.

Необходимо учитывать, что в каждом территориальном отделении Росреестра (куда предоставляются документы) могут выдвигать дополнительные требования к перечню необходимых свидетельств.

Как снимается обременение с квартиры

Обременение на квартиру по материнскому капиталу не является таким уж труднопреодолимым препятствием. Для этого следует в первую очередь обратиться в территориальный отдел Росреестра. Специалисты учреждения проверят все представленные документы и назначат день, в который необходимо будет нанести повторный визит в эту структуру, чтобы забрать свидетельств о снятии обременения с недвижимости.

документы на оформление

В настоящее время предусмотрено несколько способов обращения в регистрирующую организацию:

  • Традиционный личный визит. Проситель просто приходит со всеми необходимыми документами в отдел Росреестра и подает заявление.
  • Отправка заказного письму с уведомлением о вручении и описью вложения. Следует учитывать, что при таком варианте каждый отправляемый документ необходимо предварительно заверить у нотариуса. Получить ответ, правда, с помощью почты не получится. Придется лично явиться за ним.
  • Можно также подать всю требуемую документацию через МФЦ. Процедура идентична визиту в регистрирующий орган.
  • Отправка заявления и документов через портал Госуслуг. Данный способ возможен только для тех, кто прошел предварительную регистрацию на сайте. Зато оплата госпошлины через него осуществляется с 30-процентной скидкой.

Как вариант, гражданин, желающий снять обременение с квартиры, но не располагающий достаточным количеством времени, может обратиться за помощью в специализированные юридические фирмы, специалисты которых осуществят процедуру за умеренную плату.

Однако просителю могут и отказать. В таком случае целесообразно взять письменный отказ, чтобы в дальнейшем предъявить его в судебной инстанции. Т. е. если в Росреестре вопрос не был решен положительно, а заявитель уверен в своей правоте, то ему необходимо составить и подать исковое заявление в суд первой инстанции. Сделать это надлежит по месту нахождения объекта недвижимости.

К заявлению необходимо приложить те же документы, что и при визите в Росреестр. Здесь важно понять, в какой срок должен быть рассмотрен иск. Если поданные документы удовлетворят судью, то решение по делу должно быть вынесено в течение двух месяцев. Как только решение вступает в законную силу, истец должен получить его в канцелярии суда и далее предъявить в Росреестре.

правила документа

Правила составления заявления на снятие обременения

Российское законодательство не предусматривает специальной формы заявления в Росреестр. Но, если обратиться к существующей практике, то можно выделить обязательные моменты, которые данный документ должен в себя включать:

  • Основные данные сторон – участниц (ФИО заявителя, наименование и реквизиты банка в котором оформлялся кредит).
  • Информация о жилом помещении, с которого предполагается снять обременение.
  • Реквизиты банковского договора о предоставлении ипотечного займа.
  • Причины, которые позволяют претендовать на снятие обременения (например, кредит полностью выплачен).
  • Подпись с расшифровкой и дата составления.

Снятие обременения материнским капиталом с квартиры – не очень сложная процедура, при условии, что причина его наличия была ликвидирована. Весь процесс занимает приблизительно два месяца. Но осуществить его необходимо, если в дальнейшем с недвижимостью предполагаются правовые сделки.

В видео будет рассказано об обременении недвижимости:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Какую недвижимость смогут приобрести родители и что для этого нужно? Как выделить доли в праве собственности на жилье и что будет, если это не сделать?

Покупка жилья с использованием средств маткапитала

Одно из направлений использования средств материнского (семейного) капитала – улучшение жилищных условий. Маткапитал может пойти на строительство или реконструкцию жилого дома, приобретение жилья. Но тем, кто решил использовать средства дополнительной господдержки на покупку жилого помещения, нужно помнить о нюансах этой сделки.

Какую недвижимость можно купить?

Граждане вправе приобрести:

  • квартиру или ее часть;
  • жилой дом или его часть;
  • комнату в квартире или жилом доме.

К приобретаемой недвижимости выдвигается несколько требований.

1. Жилое помещение должно находиться в пределах Российской Федерации.

Более того, необходимо с осторожностью относиться к приобретению жилья не в месте проживания семьи, а в других регионах России. Такое распоряжение материнским капиталом законом прямо не запрещено, но доказать реальное улучшение жилищных условий в подобных случаях порой крайне сложно. При рассмотрении заявления ПФР и в дальнейшем суд оценивают, произошло ли при покупке недвижимости в другом городе фактическое улучшение жилищных условий. Хотя каждая ситуация индивидуальна, одно можно сказать точно: приобретение квартиры в другом регионе не всегда относится к таким улучшениям, равно как и покупка доли в ней.

2. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим правилам, требованиям законодательства – оно должно быть жилым.

Купить недвижимость, находящуюся в аварийном состоянии, не получится. ПФР направляет в органы государственного жилищного надзора и контроля запрос об отсутствии или наличии информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и о признании многоквартирного дома, в котором находится квартира, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Если ПФР выявит ветхость жилья, будет вынесено решение об отказе в распоряжении средствами материнского капитала.

Таким образом, главное условие приобретения жилого помещения с использованием маткапитала – реальное улучшение жилищных условий.

Как купить жилье – по пунктам

Процедура приобретения жилья с использованием материнского капитала достаточно длительная. Итак, вы получили сертификат и выбрали подходящую недвижимость. Что дальше?

1. Заключите договор купли-продажи жилого помещения.

Продавцом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах для каждой стороны. Нотариальное удостоверение не требуется, за исключением случаев, когда на стороне продавца выступают несколько долевых собственников и каждый отчуждает свою долю отдельно, а также когда имущество принадлежит несовершеннолетнему гражданину.

2. Зарегистрируйте договор купли-продажи жилого помещения.

3. Подайте заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.

Граждане вправе обратиться в любой территориальный орган ПФР вне зависимости от места жительства или фактического проживания. Можно обращаться напрямую или через МФЦ.

Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  • документы, удостоверяющие личность (паспорт гражданина РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ и др.);
  • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления через представителя заявителя);
  • документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и подтверждающий его регистрацию по месту жительства или пребывания – если стороной сделки является супруг;
  • свидетельство о браке – если стороной сделки является супруг.

Подать заявление можно в электронной форме или посредством почтовой связи. (Подробнее о правилах подачи заявления и документов – в Приказе Минтруда России от 24 марта 2020 г. № 149н.)

4. После перечисления Пенсионным фондом денежных средств обратитесь за снятием обременения в Росреестр. При уклонении продавца от снятия обременения следует обращаться в суд.

5. Выделите доли в праве общей собственности.

А можно не оформлять доли?

Родители обязаны оформить жилое помещение, приобретенное с использованием средств маткапитала, в общую собственность – свою и детей (первого ребенка и последующих детей) – с определением размера долей по соглашению (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ).

Срок на оформление долей – 6 месяцев. Он исчисляется с момента:

  • перечисления Пенсионным фондом средств маткапитала продавцу по договору купли-продажи;
  • снятия обременения с жилого помещения – в случае приобретения жилья с использованием ипотечного кредита;
  • подписания передаточного акта или иного документа о передаче участнику долевого строительства объекта недвижимости – в случае участия в долевом строительстве и др. (подробнее об этом – в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862).

Родителям – о том, как поставить ребенка на регистрационный учет и снять с него; как определить размер долей в праве собственности на квартиру, купленную с привлечением средств маткапитала, и как ее продать; о передаче ребенку недвижимости в счет исполнения алиментных обязательств и привлечении второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка

Административная или уголовная ответственность за неисполнение обязанности по оформлению долей не предусмотрена, но это не означает, что данную обязанность можно игнорировать. Прокурор вправе в любой момент обратиться в суд с иском о признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки или с иском о возложении обязанности на родителей выделить долю в жилом помещении. Признание сделки недействительной означает, что право собственности граждан на приобретенное с привлечением маткапитала жилье будет признано отсутствующим, запись в ЕГРН – ликвидирована. Впоследствии ПФР может обратиться в суд с иском о взыскании затраченных средств материнского капитала, и в случае удовлетворения требований деньги придется вернуть.

Кроме того, если в дальнейшем супруги обратятся в суд с заявлением о расторжении брака, о разделе общего имущества, судья поднимет вопрос об определении долей в праве собственности на помещение.

Как выделить доли в праве собственности на жилье?

При ответе на этот вопрос необходимо исходить из того, приобретена ли недвижимость исключительно за счет материнского капитала или были привлечены также собственные средства родителей.

1. Если жилье приобретено только за счет средств маткапитала.

В этом случае жилое помещение оформляется в общую долевую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Можно самостоятельно заключить такое соглашение, а затем обратиться в МФЦ для дальнейшей регистрации в Росреестре.

Если по договору купли-продажи приобретателем недвижимости является каждый из членов семьи, то процедура обойдется в 2 тыс. руб. – такова величина госпошлины за государственную регистрацию прав.

2. Если жилье приобретено с привлечением также собственных средств родителей.

Собственные средства супругов являются совместно нажитым имуществом, в то время как материнский капитал к таковому не относится. Поэтому соглашение об определении долей в праве долевой собственности в данном случае имеет свои особенности. Во-первых, оно содержит элементы соглашения о разделе общего имущества супругов. Во-вторых, оно в обязательном порядке подлежит нотариальному удостоверению.

Стоимость нотариального удостоверения такого соглашения в Москве колеблется от 5 до 15 тыс. руб. В эту стоимость включаются государственная пошлина (нотариальный тариф) в размере 500 руб. за удостоверение соглашения о разделе общего имущества супругов, госпошлина в размере 500 руб. за нотариальное удостоверение соглашения об определении размера долей и другие обязательные платежи.

В каком размере должны быть выделены доли?

Здесь также имеет значение, привлекались ли при покупке собственные средства родителей. Если нет, необходимо исходить из принципа равенства долей родителей и детей на средства материнского капитала. Если были задействованы также личные деньги супругов, доли можно определить пропорционально собственным вложениям. Главное – сохранить минимально возможные доли детей.

Эти доли рассчитываются следующим образом: величину используемого маткапитала нужно разделить на количество членов семьи – получаем обязательную долю по сертификату в денежном выражении. Затем стоимость квартиры надо разделить на обязательную долю в денежном выражении.

Пример: представим семью из двух детей и двух родителей. Квартиру они купили за 2 млн руб. Из них 400 тыс. руб. – средства маткапитала, а 1,6 млн руб. – собственные средства родителей. Посчитаем:

400 000 руб. : 4 чел. = 100 000 руб.

2 000 000 руб. : 100 000 руб. = 20

Значит, минимально возможная доля на одного ребенка составит 1/20.

Фиктивная покупка

В 2018 году я выплатила ипотеку и сняла с квартиры обременение. Теперь она полностью в моей собственности. Расскажу, что такое обременение и как его снять.

Что такое обременение

Обременение — это ограничения собственника в правах пользования и распоряжения квартирой. Представьте кандалы: двигаться можно, но с большим трудом. Обременение может возникать в силу закона или по условиям договора. Видов обременений много, например: залог, арест, аренда, доверительное управление. Каждый вид обременения по-своему ограничивает права собственника.

Обременение может быть добровольное и принудительное. Пример добровольного обременения: залог, когда собственник закладывает имущество, чтобы взять в долг. Пример принудительного: арест квартиры за долги.

В моем случае обременение было наложено из-за ипотеки. Это означало, что я могу жить в квартире, делать в ней ремонт, приводить друзей в гости, но не могу сдать квартиру в аренду, сделать перепланировку или продать ее без согласия банка. Я могу прописать в квартиру близких родственников (родителей, детей, супруга и его родителей), но не могу прописать или сделать регистрацию другим людям. Если я соберусь уехать путешествовать на несколько месяцев, то должна уведомить об этом банк: так было написано в договоре.

По факту я не почувствовала на себе тяжесть обременений. Видимо, потому что я их не нарушала.

Все эти ограничения с владельца снимаются, когда он выплатит ипотечный кредит. Если вы внесли последний платеж по ипотеке или закрыли ее досрочно, вам не могут отказать в снятии обременения.

Я взяла ипотеку в октябре 2013 года, а закрыла в июне 2018 года. Погасила тело кредита и набежавшие проценты за неполный месяц. Точную сумму узнала в колцентре банка: попросила рассчитать сумму полного погашения ипотеки на завтрашний день.

На память я сняла короткий скринкаст о том, как внесла последний платеж за ипотеку

Но погашение кредита — полдела. Теперь нужно снять обременение с квартиры: это не происходит автоматически.

Как снять обременение

Есть два способа снять обременение: лично в МФЦ или в интернете через сайт Росреестра. Второй способ подходит, только если у вас есть квалифицированная электронная подпись. У меня такой подписи нет, поэтому я подавала документы через обычный МФЦ .

Получить уведомление о снятии обременения в МФЦ — бесплатно.

Упрощенно процесс такой:

  1. Собираем документы: справку о закрытии кредита и закладную заказываем в банке, дома находим свидетельство о собственности на квартиру (если оно выдавалось), кредитный договор и паспорт.
  2. Подаем все это в МФЦ .
  3. Дожидаемся уведомления о погашении обременения.
  4. Проверяем все на сайте Росреестра.
  5. Празднуем.

После закрытия ипотеки я позвонила в банк и уточнила, какие документы нужны для снятия обременения. В моем случае потребовались справка о закрытии кредита и погашенная закладная на квартиру.

Справку сделали прямо при мне в отделении банка на следующий день после внесения платежа по кредиту.

Одновременно с этим я заказала закладную на квартиру в банке. Закладная — это документ о залоге имущества. Моя квартира в залоге у банка, пока я плачу ипотеку. Закладную готовили 10 рабочих дней — то есть две недели. Во всех банках это происходит по-разному, но суть процесса одинакова.

Примерно через полторы недели мне пришло смс о готовности закладной. Выдают ее в специальном ипотечном отделении банка по паспорту. Я забирала там же, где подписывала ипотечный договор.

Я отстояла очередь, подошла к специалисту банка, мне подготовили документы и отправили в кассу. Там выдали закладную на квартиру, сшитую с кредитным договором, и отправили обратно к первому специалисту. Тот выдал нотариально заверенную копию доверенности, на основании которой сотрудник банка подписал закладную. Копия доверенности подтверждает, что сотрудник банка имел право подписать мои документы. Получение всех документов в банке бесплатно.

Иногда банк предлагает дополнительные услуги: оформить справку о снятии обременения в МФЦ или застраховать квартиру. Мой консультант ничего не предлагал, поэтому я забрала закладную за 20 минут.

1 июля 2018 в России ввели электронные закладные для ипотеки. Теперь вместо бумажной закладной при оформлении ипотеки могут выдать электронную. После закрытия кредита аннулировать такую можно просто в интернете.

Если закладной нет

Бывают случаи, когда при подписании договора закладную на квартиру не делают. Так было у моего друга Антона. Поэтому сотрудник банка поехал вместе с ним в МФЦ : там они подали совместное заявление на снятие обременения. Это бесплатная услуга.

Возможно, вы не помните, была ли вообще закладная. В таком случае лучше уточнить информацию в банке. Если колцентр не может помочь, идите в ипотечное отделение банка и узнайте лично у сотрудников. Если у вас не было закладной, договоритесь с представителем банка о встрече сразу в МФЦ .

Все собранные документы нужно отвезти в МФЦ и отдать на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Моя квартира находится в Красногорске, в районе Павшинская пойма. Я пришла в МФЦ в Красногорске в субботу и попала в гигантскую очередь. Автомат электронной очереди оповестил, что меня примут через 120 минут. Еще я узнала, что можно записаться на подачу документов на другой день или сделать это через интернет. Я записалась на следующую неделю и ушла.

Прием по предварительной записи состоялся точно в назначенное время. Прийти лучше за 5—7 минут, чтобы успеть получить талон в автомате электронной очереди. Если вы опоздаете даже на 3—5 минут , придется снова ждать в общей очереди или записываться заново.

Уточните режим работы МФЦ вашего города: может быть, и там можно записаться через интернет

В отделении МФЦ я заполнила заявление и отдала все документы специалисту. Взамен мне выдали опись документов. В ней же был указан срок, в который справка о снятии обременения будет готова. Обычно справку делают за 5—10 рабочих дней.

Лучше проверять готовность документов через сайт или по телефону. 25 июля я проверила на сайте статус документов. Они были готовы и доставлены в МФЦ . Я снова записалась через интернет на прием на 6 августа, чтобы не стоять в очереди.

Для получения справки нужны только опись документов и паспорт. Справку, подтверждающую, что обременение снято, мне выдали за пять минут.

Как снять обременение через интернет

Дальше система предложит внести ваши данные. В конце нужно приложить к заявке сканы тех же документов, которые я приносила в МФЦ , и подписать заявку своей электронной подписью.

Сколько нужно времени

Я сняла обременение чуть больше чем за месяц. 21 июня погасила ипотеку, 6 августа получила уведомление о погашении обременения в МФЦ . Можно быстрее, если делать все в интернете или записываться заранее.

Как убедиться, что на квартиру не наложено обременение

Чтобы быть уверенным в том, что с квартиры снято обременение, можно заказать выписку из ЕГРН в МФЦ за 400 рублей или проверить на сайте Росреестра бесплатно. Я проверила на сайте.

Делать это можно через неделю после того, как МФЦ подтвердил вам снятие обременения. Таким же образом проверяется, не наложено ли обременение на другую квартиру.

Снятие обременения по ипотеке

Что такое обременение по ипотеке?

Обременение по банковской ипотеке – это наложенные в силу договора ограничения на право собственности.

Ограничения определяются Гражданским кодексом, ФЗ№ 102 и условиями соглашения с банком. Недвижимость, находящуюся под залогом, нельзя обменивать, дарить, продавать и, в некоторых случаях, сдавать в найм без официального согласия залогодержателя.

Обременение банк накладывает после покупки клиентом жилья на кредитные средства. Основанием для этого является договор. Приобретаемый объект, по условиям документа, на весь срок выплаты долга передается в залог банку в качестве обеспечения клиентом его финансовых обязательств.

Данные о том, что объект находится под ограничениями, заносятся в единую базу недвижимости Росреестра. Обычно процедуру регистрации ипотеки проводят сразу в день заключения соглашения с финансовым учреждением.

Когда можно снять обременение с квартиры по ипотеке?

Освободить объект недвижимости от ограничений можно только в том случае, когда банк не имеет финансовых претензий к собственнику жилплощади. Иными словами, снятие обременения с квартиры по ипотеке возможно лишь после возврата кредита с процентам в полном объеме. Причем внесение последнего платежа может быть как по графику, так и досрочно.

Росреестр погашает запись о наложении ограничений на основании одного из предоставленных документов:

  • справка о праве собственности, полученная в результате продажи объекта на аукционе;
  • вступивший в силу судебный документ, подтверждающий закрытие ипотеки;
  • закладная с записью о том, что сумма долга была полностью погашена клиентом;
  • заявление о снятии обременения по ипотеке от собственника и банка.

В случае отсутствия каких-либо претензий и судебных разбирательств документом, на основании которого собственник может погасить запись о залоге, является заявление, написанное лично им и представителем банка, и закладная. Начать процедуру можно уже на следующий день после внесения последнего платежа.

Льготная ипотека (онлайн)

Условия снятия обременения по ипотеке

Для снятия обременения с залогового жилья существует стандартная процедура. Предусмотрена возможность оформления документов с помощью местного МФЦ, и, тем не менее, отдельные сложность все же иногда возникают.

Случается, что проценты (особенно при досрочном погашении долга) рассчитываются неправильно и на кредитном счете остается минимальная сумма долга. Постепенно на эту небольшую сумму начисляются пени и штрафы, в результате чего добросовестный плательщик превращается в должника.

Банковское учреждение должно передать заемщику официальные бумаги, которые подтвердят то, что кредитополучатель оплатил всю сумму ипотеки и договор закрыт. Эта справка нужна для того, чтобы МФЦ передал бумаги о снятии обременения, нужный для внесения записи в ЕГРП.

Срок снятия обременения по ипотеке

В соответствии со ст. 25 ФЗ №264, снятие обременения по ипотеке Росреестр проводит в течение 3 рабочих дней с момента подачи собственником документов.

Если бумаги подавались через МФЦ, то процесс может затянуться на 1-2 дня, так как центру потребуется дополнительное время на пересылку документов.

Срок увеличится до 5 рабочих дней, если собственник хочет снять обременение по ипотеке на объект, приобретенный по долевому строительству.

Некоторые финансовые учреждения самостоятельно проводят данную процедуру. Но в этом случае сроки будут затянуты до 3-4 недель.

Какие нужны документы для снятия обременения?

После внесения последнего платежа по ипотечному кредиту, гражданин должен обратиться в банк, для получения документа подтверждающего полную выплату долга. Специалист по ипотечному кредитованию консультирует по процедуре снятия обременения.

Читайте также: