Как реагировать на увольнение

Обновлено: 01.06.2024

Моббинг (от агл. мob — толпа) может проявляться по-разному, но всегда это систематический психотеррор, направленный на уничтожение личности. Людей травят на работе за то, что они не такие, как все, доводя их до стресса и проблем со здоровьем. Одни терпят, другие становятся рабами, третьи увольняются.

Мальчики для битья

Водитель транспортной компании Игорь недавно устроился на новую работу и неожиданно для себя стал изгоем. Как выяснилось, в компании была негласная традиция: водители и автомеханики ходят в ближайший бар отметить окончание рабочего дня. Игорь не любит выпивку, поэтому сначала отнекивался, а затем попросту стал уходить домой. Коллеги такое поведение не простили.

— Ребята стали меня постоянно подкалывать, а если мне нужна помощь, то они под разными поводами отказывают мне, — рассказывает Игорь. — Фактически я остался на работе один.

32-летний Сергей работает менеджером в одном столичном банке, и у него есть проблемы с весом. Всё было бы хорошо, вот только большинство его коллег помешаны на фитнесе. В банке это основная группировка, однако Сергею в неё путь заказан.

— Когда у нас какая-то движуха, они меня никуда не зовут, — вздыхает Сергей.

Мало того, коллеги постоянно подкалывают Сергея за его вес и за то, что он не занимается собой. Эта история длится уже несколько лет. Сергей стал плохо спать, в офисе старается избежать встречи со "спортивными" коллегами, после работы старается быстрее покинуть банк.

— В случае с Сергеем, даже если он не является спортивным человеком, его можно уважать за то, что у него есть своё мнение, — комментирует семейный психолог Ольга Торлецкая. — Однако Сергею не следует противопоставлять себя коллективу. Он мог бы придумать девиз или "кричалку" своим коллегам, чем, безусловно, стал бы полноправным членом их команды, даже не посещая фитнес.

По словам Ольги, Случай Игоря сложнее. Инстинкт самосохранения прочнее всех социальных связей. Если у него проблемы со здоровьем, ему лучше действительно не пить. Но Игорю не стоит осуждать коллег: наверное, ему стоит почаще с ними разговаривать, делиться своим вниманием — в тот же перерыв на обед. И тогда, может быть, его отсутствие вечером в компании будет не так заметно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

Есть своя история и у Гули — сотрудницы московской логистической компании.

— Я переехала в Россию из страны бывшего СНГ, — рассказывает Гуля. — Как же меня достали придирки на работе по поводу моей национальности! Я люблю носить длинные юбки, предпочитаю яркие аксессуары. По этому поводу коллеги неизменно любят пройтись. Идет настоящая травля: они высмеивают мои акцент, ментальность, веру — а это самое болезненное. Со стороны начальства претензий к моей работе нет, но издевательства со стороны сотрудников мешают мне работать и жить.

Под травлю коллег могут попасть люди совершенно неожиданно. Например, коллектив может "сдружиться" против "лишнего" сотрудника, которого нужно выгнать для того, чтобы поделить его ставку. Или такая ситуация: двое сотрудников были в романтических отношениях, которые закончились, а один из партнёров, к примеру, охвачен ревностью и обидой. В этом случае он сделает всё, чтобы насолить бывшему возлюбленному — например, настроит против него коллектив. Есть и другие ситуации.

— Никогда бы не подумала, что окажусь объектом для насмешек, — признается бухгалтер Валентина. — Но, с тех пор как мой возраст перевалил за 60 лет, молодые сотрудники за глаза начали называть меня "баба Валя". Это невероятно задевает! Да, я горжусь тем, что я — бабушка троих внуков. Может быть, не стоило рассказывать о них коллегам так часто? Может быть, поэтому я заслужила это прозвище…

Коллективный заговор

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

— Моббинг — это любое систематическое преследование, которое так или иначе унижает человека. Вот почему распространённость этого явления в корпоративной среде в действительности шире, чем об этом принято говорить, — комментирует психотерапевт, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

По его словам, моббинг, например, может включать в себя распространение порочащих слухов о сотруднике. Поводом может быть что угодно — здоровье, акцент, внешний вид, поведение и даже блюда, которым он отдает предпочтение во время обеда. Коллеги могут травить изгоя на работе, "забывают" пригласить его на корпоративные и другие социально важные мероприятия. Человеку всячески дают понять, что он здесь чужой.

— Впрочем, моббинг — это не только прямое оскорбление, но и косвенное. Оно может выражаться, например, в подчеркнутой любезности — так называемый эльфинг, — продолжает Сандомирский. — Так или иначе, подчёркивается социальная неадекватность поведения отдельно взятого человека, который является мишенью моббинга.

По некоторым данным, жертвами моббинга становятся 10 процентов сотрудников. Насколько опасно это явление в таких масштабах?

Добить слабого

Фото © Shutterstock Inc

Фото © Shutterstock Inc

— Конечно, моббинг, вопреки ошибочному мнению, сам по себе не порождает суицид, ведь последний — результат внутреннего психологического дисбаланса, существующего у человека длительное время, — объясняет Марк Сандомирский. — Моббинг просто снижает эффективность работы человека, приводит к обострению у него различных психосоматических заболеваний: всё чаще такой изгой уходит на больничный.

В итоге либо такой сценарий: человека "выживают", он уходит на новое место — кстати, иногда уйти с текущей работы бывает полезно даже для карьеры. Либо второй вариант: гонимый человек превращается в привычную жертву, имея психологический сценарий "козёл отпущения". То есть он сам смирился со своей участью, и "чморить" его начинают даже вновь прибывшие сотрудники, которые не в сговоре со "старыми".

— Но если человек переходит с работы на работу и везде одна похожая история — тогда это не моббинг, а собственные психологические проблемы человека, ответственность за которые он пытается переложить на окружающих, — резюмирует Марк Евгеньевич.

Моббинг гендерно универсален — возможен чисто мужской вариант и чисто женский. По словам психологов, коллеги по работе чувствуют слабость человека и начинают бить по больному месту.

— В женском коллективе мужчина может легче становиться жертвой моббинга, если в его семье, например, мать была деспотичной. Он воспринимает такую психологическую агрессию как нечто само собой разумеющееся, — рассуждает Сандомирский. — Любой моббинг зиждется на механизме комплекса неполноценности. Человека притесняют и обижают именно потому, что он склонен обижаться. Он ощущает себя не таким, как все, и изначально представляет себя униженным.

Травля в законе

Оскорбление личности российскими законодателями в нормативных актах определяется как унижение чести и достоинства какого-то человека, и выражено оно должно быть в неприличной форме. Однако на практике не всегда получается разобраться, в каком случае имеет место именно оскорбление, а в каком — высказывание своего мнения в достаточно жёсткой фирме.

С начала 2012-го года оскорбление личности стало не преступлением, а правонарушением. Оно предусмотрено статьёй 5.61 Административного кодекса, а точнее тремя её частями: за собственно оскорбление личности, за публичное оскорбление и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления. Нарушителю грозит штраф до трёх тысяч рублей.

Защита от нападения

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пациенты" / © Кинопоиск

На Западе научились бороться с корпоративным моббингом — этим занимаются службы персонала. Для России это явление пока новое, поэтому зачастую на него никак не реагируют.

Психологи советуют повышать индивидуальную стрессоустойчивость человека, который стал мишенью моббинга.

— Она достигается различными групповыми и индивидуальными психологическими тренингами, — продолжает Марк Евгеньевич. — Жертве моббинга необходимо прежде всего заняться систематическим повышением самооценки.

По его словам, для этого существует целый ряд психологических приёмов: надо хвалить себя и научиться принимать похвалу; подчёркивать свои заслуги и достоинства; не критиковать себя, в то же время признавать реальные промахи; создать свою группу поддержки — в соцсетях или просто среди друзей.

Во-вторых, для того чтобы освобождаться от негативных эмоций, вызываемых моббингом, человеку, оказавшемуся его жертвой, обязательно надо овладеть навыками практической релаксации.

Третье: жертве нужно научиться создавать видимость того, что на неё никоим образом не влияют эти агрессивные манипуляции.

— В случае если вы подверглись оскорблениям со стороны коллег, следует написать своему руководству служебную записку, в которой нужно изложить обстоятельства происшествия, — даёт совет секретарь кадрового агентства Cornerstone Давид Дзиов. — Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить факт вашего оскорбления, это просто замечательно. В этом случае сам работодатель может принять меры и наложить на оскорбителя дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Адвокаты также советуют не бояться обращаться с заявлением в полицию.

— Есть ответственность в российском законодательстве за клевету и оскорбление. За это человек может поставить вопрос о привлечении обидчика к административной ответственности, — делится опытом адвокат Алексей Михальчик. — Для доказательства можно запастись аудио- или видеозаписями. На мой взгляд, потерпевшему не помешает помощь психолога, чтобы он собрался и смог противостоять травле.

Алексей Михальчик отметил, что статья 128.1 УК ("Клевета") предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов.

Одна из самых стрессовых ситуаций для руководителя — расставание с сотрудником. Одни уходят сами, оставляя в недоумении — а что, собственно, было не так? С другими нанимателю приходится прощаться по собственной инициативе, терзаясь сомнениями и чувством вины. Основатель репетиторского центра PROTUTOR.by Игорь Тишков рассказал, как увольнять сотрудников и с достоинством принимать заявления об уходе.


— По данным Белстата, с января по июль 2020 года в Беларуси произошло 404 367 увольнений, пик пришелся на июль (69 871 случай). Руководители и собственники бизнеса регулярно сталкиваются с необходимостью расставаться с сотрудниками — по инициативе нанимателя или по воле работника. Это психологически сложный этап в работе, который, тем не менее, нужно учиться с готовностью преодолевать.


Игорь Тишков
Предприниматель, основатель репетиторского центра PROTUTOR.by

Сотрудник пришел увольняться — как реагировать?

Некоторые руководители оказываются психологически не готовы к тому, что кто-то может перестать хотеть работать в их компании. Собственник обычно верит в проект и горит им, поэтому может быть шокирован тем, что подчиненные его энтузиазма не разделяют. Тогда руководитель зачастую совершает критическую ошибку — начинает гнобить того, кто увольняется.

Да, нежелание сотрудника работать в компании расстраивает и разочарует. Но с этим нужно уметь справляться.

Расскажу, как поступаю я, если работники приходят увольняться:

  • Узнаю, в чем причина. Пытаюсь понять, что именно сподвигло человека на это решение. Обычно разговор длится минут 30–40. Почему так долго? Потому что просто задать вопрос и выслушать первый вариант ответа — мало. Надо действительно докопаться до сути. На этом этапе еще можно переубедить ценного сотрудника не покидать компанию. И в моем личном опыте есть такие примеры
  • Если понимаю, что пока не готов предложить что-то ценное для сотрудника, то прошу дать мне пару дней на обдумывание. Я прошу, чтобы человек пока не искал работу или не давал окончательный ответ на новом месте (в случае, если это действительно ценный сотрудник и я хочу оставить его в компании). За это время продумываю новое предложение, ищу аргументы и озвучиваю их сотруднику
  • Если не удается переубедить сотрудника или я действительно понимаю, что в другой компании ему будет лучше, то отпускаю, обозначив дату ухода.

Чего нельзя делать руководителю, если сотрудник приходит увольняться:

Как правильно разойтись с сотрудником, если он точно решил уволиться

После подачи заявления об увольнении зачастую сотрудники еще какое-то время продолжают работать. Руководителю в этот период нужно продолжать относиться к человеку, который увольняется, как к обычному сотруднику, поддерживать прежнюю линию общения. Не нужно устраивать кромешный ад перед уходом, подтверждая, что решение сотрудника уйти было верным. Уважайте его выбор.

При этом не стоит и совсем списывать сотрудника со счетов. Если он заканчивает или передает какие-то проекты, ожидайте от работника прежней ответственности и профессионализма.

В день увольнения важно отпустить человека достойно. В некоторых компаниях принято дарить подарки или устраивать небольшие посиделки с коллегами. В компании, где я работал наемным директором 6,5 лет, мы, например, всегда покупали человеку подарок за счет фирмы. Обычно это была книга или настольная игра. Сотрудник покупал торт, фрукты, и мы его провожали. Сейчас, когда многие компании перешли на удаленный формат работы, можно организовать отдельную встречу для прощания с коллегой. Или провести совместный онлайн-звонок.

Руководителю, прощаясь с сотрудником, стоит сохранять положительный настрой. Поблагодарите человека за работу и вклад в развитие проекта, отметьте его главные достижения и заслуги, сделайте акцент на его роли в коллективе. Любому сотруднику важно сказать, что он — молодец. При этом нужно дать понять всему коллективу, что увольнение их коллеги — не повод грустить. Скажите о том, что кто-то на рынке получит очень ценного сотрудника в лице увольняющегося. И отметьте, что в компании тоже появится отличный специалист, человек с новым взглядом или свежими идеями. Создайте ощущение, что от сложившейся ситуации все окажутся в выигрыше.

Если удалось выяснить, по какой причине уходит сотрудник, и вы понимаете, что эта проблема актуальна и для других людей в коллективе, стоит открыто сказать коллегам, что вы планируете поменять, чтобы всем стало лучше. Не волнуйтесь, что работники начнут в вас сомневаться или вдруг внезапно увидят ту проблему, которую раньше не замечали. Наоборот, такая открытость и готовность признавать и исправлять свои ошибки покажет работникам заботу. Персонал почувствует, что вы небезразличны, что вы хороший и эмпатичный руководитель, что вам можно доверять. К тому же у каждого работника свои мотивы работать в компании — и часто они не совпадают с теми, которые были у того, кто увольняется.

Никогда не удерживайте зарплату тому, кто уходит. Выплатите все до копейки. А если сотрудник и вправду был ценный — дайте бонус. Поверьте, общение в коллективе не прекращается в тот же момент, когда человек переступает порог, увольняясь. Он обязательно расскажет, если ему не доплатят или будут задерживать выплаты. Это может подогреть или спровоцировать негатив в коллективе.

Почему все эти моменты важны?

Если каждое увольнение проходит через скандал, то все ваши сотрудники будут бояться этого момента. И когда они будут увольняться, то сообщат об этом в последний момент, когда изменить что-либо будет уже невозможно. Если же вы отпускаете людей по-доброму, то в будущем работники будут приходить к вам заранее, зная, что ничего не случится. И у вас будет возможность сохранить команду.

ВЫВОД: Уважайте и принимайте выбор ваших сотрудников. Ищите проблему в себе, а не в людях. Расходитесь друзьями, и у вас будет очень низкая текучка кадров.

Сотрудника нужно уволить — как это сделать без скандалов?

Наверное, хотя бы раз в жизни каждого руководителя случается необходимость кого-то уволить. Это стресс для любого вменяемого человека. Если вы неопытный начинающий руководитель или собственник бизнеса, примите, что увольнять людей вам придется — это точно. Будет сложно и неприятно, но такого опыта не избежать.

Да, иногда возникают полярные ситуации, когда руководитель увольняет сотруднкиа без зазрения совести. Например, если тот пришел пьяным на работу, украл, унизил или обманул клиента и т.д. Тогда на эмоциях руководитель будет готов уволить хоть самого дьявола. Но в большинстве своем ситуации и эмоции совершенно иные, и чаще всего люди расстаются мирно, по-доброму. Имейте это в виду.

Почему увольнять может быть сложно:

Как сделать процесс увольнения сотрудника проще?

2. Настройтесь на увольнение. Ни шагу в сторону. Вы уже не раз говорили насчет невыполнения планов, плохих показателей, опозданий и т.д. Работник вроде все понял, но опять допускает те же промахи. Теперь вы на 100% готовы к этому шагу. Никогда не отступайте, если заговорили про увольнение. Станьте стеной против любых доводов, а их может быть много: кредит, дети голодные, муж в больнице и так далее. Вас это больше не волнует. Если отступите на полпути, работник будет использовать эту карту каждый раз.

3. Никогда не увольняйте по SMS или в чате. Только лично. На крайний случай при звонке, но и тогда лучше по видеосвязи. Берите на себя ответственность. Смотрите человеку в глаза. Не суетитесь. Станьте непробиваемым внешне. Потом успокоитесь внутри.

4. Говорите человеку только правду. Не выдумывайте причины. Пусть он знает, что не так в нем и почему ему будет лучше в другом месте. Вас легко раскусят на обмане. Все это чувствуют, и умный сотрудник очень легко сможет манипулировать вами в процессе разговора и выведет вас на чистую воду.

6. При увольнении полностью рассчитайтесь с сотрудником, если есть возможность — даже дайте бонус, проводите как человека с теми традициями, что есть в компании. Всегда оставайтесь человеком.

7. Не ждите, когда закончится контракт. Увольняйте тогда, когда это нужно, а не когда легче. Закаляйтесь.

И еще один лайфхак. Подумайте о том, что при увольнении этого сотрудника вы сделаете как минимум трех людей более счастливыми:

  • Себя. Потому что вы уберете того, кто вам не приносит результат и крадет ваши ресурсы
  • Этого сотрудника. Ведь у него появляется шанс найти свое призвание и, возможно, вы этим шагом создадите нового Стива Джобса
  • Нового работодателя. Скорее всего, кому-то этот человек будет подходить на 100%, и новый директор получит очень ценного сотрудника.

Резюме: увольняйте людей так, как врач сообщает о диагнозе — не принимая близко к сердцу. Никогда не жалейте о сделанном. Берите на себя ответственность. После 4–5 увольнений вам уже будет не так сложно это делать.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ведущая рубрики

Самая простая процедура, о которой знает каждый работодатель, — увольнение по собственному желанию (по инициативе сотрудника). Достаточно только заявления, а выплачивается обычный расчет плюс компенсация за отпуск, если он использован не полностью.

Когда сотрудник доставляет массу хлопот, пренебрегает обязанностями, а увольняться не хочет, приходится идти сложным путем, ведь закон, как правило, поддерживает сторону работника в трудовых спорах.

Стоит уточнить, что речь о сотрудниках, явно злоупотребляющих Трудовым кодексом. Их цель не стабильная работа с регулярным заработком, а получение денег с минимумом усилий, а лучше без них.

Хьюстон, у нас проблема!

Кто больше всего досаждает работодателю:

Если одна сторона трудового договора нарушает договоренности — ее наказывают. Например, при задержке выплат, причитающихся работнику, организация выплачивает компенсацию. Для персонала тоже есть наказания, точнее дисциплинарные взыскания (согласно статье 192 ТК РФ). Можно оставить работника без премии, если он не выполнил каких-либо условий ее получения. Такого наказания в кодексе нет, но положение о премировании составляет сама компания. Вот штрафы налагать организация не имеет право, это противоречит трудовому законодательству.

Допустим, что все меры воздействия испробованы, а работник не реагирует на попытки решить проблему мирным путем и увольняться тоже не желает. Как поступить работодателю?

Задержался на минуточку

Может начальник Венцеслава уволить его за опоздания? Да, может, но придется сначала собрать определенный комплект документов. Как в такой ситуации следует действовать:

  1. Зафиксируйте факт опоздания актом и попросите объяснения от работника. Причем составлять акт и объяснительную нужно по каждому случаю.
  2. На первый раз делается письменное замечание, если причина оказалась неуважительной. Работника знакомим с документом, на котором он должен подставить подпись.
  3. Во второй раз выносится выговор, при условии что обстоятельства опять не оправдывают опоздание. Процедура оформления как с замечанием.
  4. На третий раз уже применяется последняя мера – увольнение.

Ссылки: пункт 35 Постановления №2 от 17 марта 2004 (рекомендации судам в делах о трудовых спорах, далее по тексту просто Постановление №2), пункт 5 статьи 81 ТК.

Ситуация: Лилиана работает продавцом. В субботу по графику Лиля должна работать с 10.00 до 19.00, но оказалась на месте в 15.20. Вчера она задержалась в клубе и поэтому проспала.

Ее супруг Дормидонт работает столяром на предприятии. Последние несколько дней он не появлялся на работе, потому что ему предложили выгодную халтуру. Начальника Дормидонт о своем отсутствии не проинформировал.

Могут ли супруги стать безработными? Кодекс говорит – да.

  1. Работодателю прогульщика нужно составить документ (акт) о том, что работник отсутствовал целый рабочий день или как минимум более 4-х часов подряд. Подтверждением послужат не только кадровые документы (например, табель), но и иные свидетельства: показания коллег, жалобы покупателей (магазин закрыт), видеозаписи, данные системы электронных пропусков.
  2. Снова придется взять письменное объяснение причин прогула. При отказе со стороны работника подписать акт, необходимо привлечь свидетелей и составить еще один документ — об отказе.
  3. Не требуется предварительно выписывать взыскания. За прогул можно уволить сразу.

Ситуация: Никифор — автомеханик, вовремя приходит на работу в гараж и уходит в 18.00. Правда, вместо ремонта машин целый день болтает с коллегами и слоняется по территории. Человек он неплохой, но как работник пользы не приносит.

Можно ли уволить Никифора? Ответ положительный. Правда процесс будет не из простых:

Ссылки: п. 5 ст. 81 ТК, а также п. 35 Постановления №2.

Болеем когда хотим

Мы условились – честно болеющих не трогаем. Говорим о тех, кто приносит липовые листки либо злоупотребляет ими.

Обратите внимание! Проверить подлинность листка нетрудоспособности онлайн (входил ли бланк в реестр недействительных) можно через сервисы ФСС. Скачайте реестр с сайта Фонда или проверьте номер больничного онлайн (это страница Челябинского отделения ФСС, но проверка идет по тому же общероссийскому реестру).

По каким основаниям уволить Агафью:

  1. Больничный оказался поддельным — работника можно уволить за прогул, ведь фактически у него не было оснований отсутствовать.
  2. Кроме того, работнику грозит более серьезное наказание, если организация решит обратиться в прокуратуру. В соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса человеку, использовавшему подложный документ, грозит штраф до 80 тысяч рублей как минимум, а то и арест или исправительные работы.
  3. Если недостоверность больничного была установлена после того, как произведена выплата, работнику придется компенсировать ущерб ФСС и/или организации-работодателю.

Ссылки: те же, что при прогуле.

Если листки нетрудоспособности, предоставленные работником подлинные, то уволить его нельзя, даже если болеет он постоянно. Правда, не всегда больничные оплачиваются полностью. Например, в случае по уходу за ребенком до семи лет можно брать любое количество больничных, но оплачено будет не более 60 дней за год (в отдельных случаях 90-то дней).

Граждане алкоголики

Ситуация: Вениамин вышел на смену с явным запахом алкоголя, нетвердо стоял на ногах. Коллеги сообщили о случившемся начальству.

Как уволить Вениамина за пьянство? Состояние алкогольного опьянения — это весомый повод. Это касается также употребления наркотиков и других токсических веществ. Как это сделать:

  1. Процедура не особенно отличается от увольнения по другим вышеописанным основаниям: составление акта, свидетели, доказательства. Как и в случае с прогулом, не требуется наличие предыдущих дисциплинарных взысканий. Уволить можно сразу.
  2. Крайне желательно получить медицинское свидетельство о состоянии работника. Выпишет его штатный врач организации, доктор в поликлинике или врач вызванной скорой помощи. Как вариант, используйте подручные средства, вдруг у кого-то завалялся алкотестер? Пригодится видеозапись беседы с сотрудником, фиксирующая неадекватное поведение.

Кстати! Для отдельных категорий работников (тех, для кого такая процедура обязательна) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования влечет дисциплинарное взыскание, в т.ч. увольнение.

Ссылки: п. п. б п. 6 ст. 81 ТК РФ, пункт 42 Постановление №2

Бывает, приходит в компанию молодой специалист и первое время ему стараются помогать и поддерживают. Но если человек некомпетентен, не хочет обучаться и вообще не соответствует квалификации?

Ситуация: Аглая принята на должность специалиста по кадрам. Судя по диплому и другим документам, она окончила престижный ВУЗ и прошла профподготовку по этому направлению. В организацию нагрянула проверка из налоговой инспекции, в процессе инспектора запросили кадровые документы и выяснилось, что заполнены они с многочисленными нарушениями или не заполнены вовсе, часть документов отсутствует. На компанию наложили штрафы. Оказалось, что все указанные документы оформлялись в период работы Аглаи.

Можно уволить работницу? Ответ неоднозначный. Только за нарушения, обнаруженные в ходе проверки, уволить нельзя, но можно провести аттестацию и уже по ее итогам процедуру увольнения, если сотрудник не соответствует своей должности.

  1. Аттестация законодательно установлена для определенных категорий работников (например, учителей). Поэтому систему аттестации в коммерческой организации продумывает руководитель, кадровый отдел и другие службы, учитывая мнение профсоюза, если он есть.
  2. Нельзя провести аттестацию конкретного работника. С высокой вероятностью такую процедуру признает незаконной суд, если работник решит в него обратиться. Если уж тестировать, так весь персонал или как минимум отдел, службу, подразделение и т.д.
  3. Аттестацию нужно грамотно подготовить, проверяют только профессиональные знания и навыки.
  4. Если проверку работник не проходит и решением аттестационной комиссии признается несоответствующим должности или недостаточно квалифицированным для выполнения определенной работы, то это не значит, что его можно уволить сразу.
  5. Если в компании есть вакансии, то работодатель обязан предложить их работнику. Причем предлагаются любые места, как подходящие сотруднику по квалификации, так и нижеоплачиваемые должности. Предложение должно быть письменным, с ним работник ознакомляется под роспись и дает согласие или отказ.
  6. Увольнение производится, если ни один из предложенных вариантов работника не устроил.

Ссылки: п.3 ст. 81 ТК РФ, пункт 31 Постановления №2.

Есть особая категория работников, которые являются фактически неприкасаемыми — это беременные женщины. Уволить их реально только при сокращении штата (если нет, конечно, других подходящих вакансий) или при ликвидации компании (снятия с регистрации ИП).

Есть еще вариант: если с беременной заключен срочный договор на период отсутствия другого работника, то уволить можно, но и тут придется предложить вакантные места. В остальных случаях женщина продолжает работу, даже если у нее проблемы с дисциплиной, компетенцией и другими деловыми качествами.


В конце 90-х гг. консалтинговое агентство McKinsey провело исследования и установило, что компании с высокой результативностью отличаются от конкурентов со средними показателями не масштабами деятельности и технологической оснащенностью, а. верой в сотрудников.

Руководители высоко-результативных компаний верят в значение талантов и строят стратегическое развитие компании на грамотном управлении человеческими ресурсами. Так, корпорация Google сделала ставку на HiPo сотрудников и менее чем за пять лет увеличила прибыль в 20 раз: с 500 миллионов до 10,5 миллиардов долларов США.

Как реагировать, если есть опасение, что ключевой сотрудник с высоким потенциалом задумывается об увольнении? Что будете делать: попытаетесь повлиять на его решение? Или отпустите и наймёте нового работника?

Решение сохранить специалиста или позволить ему уйти должно быть взвешенным и экономически обоснованным. Вам предстоит детально разобраться в причинах, из-за которых сотрудник хочет уволиться, а затем сделать выбор, что разумнее: удержание или новый рекрутмент.

Сегодня мы начнём с кейса

В региональном филиале одного из крупных российских банков заявление об уходе написали сразу несколько сотрудников: три менеджера по работе с клиентами и старший кредитный инспектор.

В штате подразделения состояло порядка 20 сотрудников. Специалисты, которые планируют уволиться, обладали высокой квалификацией и серьёзным опытом в компании – от 2 лет. Уход сотрудников негативно сказался бы на выполнении плана продаж и настроении других работников.

Управляющий банком поручил HR-специалисту Ольге разобраться в ситуации. Ольга побеседовала отдельно с каждым сотрудником и выяснила, что волну заявлений по собственному вызвал ряд управленческих решений Андрея – руководителя отдела кредитования.

yva-hands

В целях поддержания показателей по продажам банковских продуктов в период пандемии Андрей в 1,3 раза повысил квоты по ключевым позициям: выдаче потребительских кредитов, открытию карт и т. д.

Специалисты были вынуждены работать на пределе способностей, но, тем не менее, два месяца подряд их личный доход снижался. Такой подход к решению бизнес-задачи во втором квартале 2020 года подорвал лояльность персонала к компании: у менеджеров случилась потеряли мотивации и сотрудники решили уволиться.

Вместе с Ольгой они разработали новую стратегию, которая включала снижение квартального плана и грамотное сочетание материальных и нематериальных поощрений. Филиалу банка удалось сохранить ключевых сотрудников и выполнить план по кредитным продуктам в третьем квартале на 86,4%. По оценкам руководства банка, в случае их увольнения финансовые потери были бы намного существеннее.

Увольнение ключевого сотрудника: как реагировать?

Итак, сотрудник увольняется, что делать? Первый шаг к решению проблемы – подготовка к беседе. Важно тщательно подготовиться к разговору с увольняющимся сотрудником: собрать сведения о его задачах, результатах, коммуникационной нагрузке, отношениях с сотрудниками, руководителем и клиентами.

Второй шаг – доверительный диалог. Важно проводить его в приватной обстановке и модерировать так, чтобы сотрудник воспринимал HR-специалиста не как механического посредника, а как союзника, заинтересованного в обоюдовыгодном решении ситуации.

Третий шаг – аналитика аргументов сотрудника. Причины увольнения могут быть самые разные, но не менее 19% сотрудников – по данным Американского института стресса – решают уйти, потому что испытывают сильнейший стресс на работе.

Однако, имеют место и хедхантинг, и спекуляция обстоятельствами, и позднее выгорание сотрудника – каждый случай требует вдумчивого анализа HR-а.

Если специалист действительно перерос получаемую зарплату по уровню квалификации и выполняемому функционалу, встречный оффер повышения дохода и/или новой позиции в компании может оказаться разумным решением.

Но прежде важно убедиться, что:

  • конкурентное финансовое предложение действительно существует,
  • уровень дохода – единственное, что не устраивает сотрудника,
  • навыки и квалификация сотрудника достаточно соответствуют новой должности.

Вместе с новым доходом предлагайте расширение зоны ответственности, пула задач,

Не забывайте о KPI.

Сотрудник должен понимать, что его рост должен способствовать росту компании.

В этом случае перед HR-специалистом стоит задача определить: перспектив действительно нет или сотрудник просто их не видит. Последнее случается чаще.

Расспросите специалиста о его интересах и пожеланиях по развитию. Не забывайте, что при поиске работы сотрудники крайне редко изучают вакансии компании, в которой работают. А часть вакансий не попадает в открытые источники.

Возможно, вы давно искали человека, который может возглавить новый проект или новое представительство компании, и сейчас перед вами сидит идеальный кандидат.

Разговор о причинах увольнения вполне может перейти в беседу о новых перспективах, и вы увидите, как у, казалось бы, настроенного на увольнение сотрудника глаза снова загорелись желанием работать, добиваться и достигать.

Ответственное отношение к работе вкупе с недостаточно эффективным тайм-менеджментом могли привести сотрудника к средней или поздней стадии выгорания. Отсюда – усталость, которую работник может принимать за нежелание работать в этой компании.

В каждом конкретном случае HR-менеджеру нужно подбирать индивидуальный путь решения. Кроме отпуска, можно предложить сотруднику более гибкий график, больше выходных, переход на удалённый или гибридный формат работы. Иногда сотрудники соглашаются на понижение в должности или разделение ставки на двоих ради свободного времени.

При этом компания сохраняет в обойме опытного, знающего сотрудника, который со временем восстанавливается и может даже повысить результативность работы на единицу времени.

Удержать любой ценой или не препятствовать уходу сотрудника?

Политика удержания ценных сотрудников позволяет компаниям экономить сотни тысяч, а иногда миллионы долларов на нежелательной текучести кадров. Кроме того, если сотрудник уходит с конфликтом, это наносит урон репутации компании HR-бренда. И тем не менее, удерживать стоит не всех.

Читайте также: