Как обязать удалить с сайта информацию

Обновлено: 19.05.2024

В интернете много справочников с информацией о компаниях. Иногда на таких сайтах можно размещать отзывы. Одни пользователи их пишут, другие читают, чтобы выбрать партнера или исполнителя.

На одном известном сайте появились негативные отзывы о юридической компании. Якобы недовольные клиенты писали, что это не юристы, а мошенники: они безответственные, неквалифицированные и не выполняют обещанного. Юридическая компания попросила админов сайта удалить эти отзывы: таких клиентов у компании не было, а комментарии вредили репутации.

Сайт ничего не удалил. Юридическая компания пошла в суд защищать честь и достоинство. Это оказалось сложно даже для юристов: пришлось пройти четыре инстанции и дойти до Верховного суда. Эксперты считают это дело знаковым для всех, кому важны отзывы и комментарии в интернете. Верховный суд объяснил, какие нужны аргументы, чтобы заставить сайт удалить негативные отзывы.

Почему компания требовала удаления отзывов?

Отзывы, по словам юристов, были ненастоящие. По крайней мере, компания никогда не работала с такими людьми, не вела их дела и не защищала их интересы.

У каждого человека и компании есть право на защиту деловой репутации. Если кто-то размещает недостоверные и порочащие честь сведения, можно требовать опровержения и удаления. Юристы посчитали, что владельцы и администраторы сайта отвечают за его содержимое, и предъявили к ним иск. Потребовали 65 тысяч рублей в качестве компенсации убытков и 21 тысячу рублей за заверение страниц сайта у нотариуса. Всего получилось 86 тысяч за четыре негативных отзыва.

Почему владельцы сайта не удалили комментарии?

Ни владельцы, ни администраторы, ни учредитель не захотели вмешиваться в отзывы пользователей. Эти комментарии размещали какие-то люди, посетители сайта. Сами администраторы отзывы не редактировали и не проверяли: они всего лишь предоставляют возможность поделиться мнением о компании.

И вообще нет доказательств, что эти отзывы не соответствуют действительности. Посетители сайта дали свою субъективную оценку. Есть свобода слова, и критическое мнение — это не нарушение чьих-то прав.

Даже если посетитель опубликовал порочащую информацию, обычный сайт за это не отвечает, потому что его нет в реестре СМИ . По сути, это интернет-форум — там кто хочет, тот и пишет. Администраторы сайта не модерируют комментарии и не отвечают за их достоверность. Вот когда будет официальное решение суда, которое признает, что отзывы липовые, тогда можно требовать удаления. А пока подавайте иски к пользователям, но сначала попробуйте их найти.

Что сказали суды?

Первая инстанция, апелляция и кассация 👎

Сайт с информацией о компаниях — это не СМИ , а информационный ресурс, площадка для коммуникаций с элементами форума. Он не отвечает за то, что пишут пользователи. Это не сайт распространяет информацию, а его посетители.

У нас не запрещено делиться мнением, даже отрицательным. Это еще не значит, что отзывы порочат репутацию. А еще юристы не доказали, что информация недостоверная, — пусть докажут, без этого никак не получится удалить ее с сайта.

Сайт не может быть ответчиком, потому что он всего лишь хранит информацию и не знает, насколько она достоверная и вредит ли кому-то. Выплачивать ущерб он не должен: требовать компенсацию можно только с тех, кто оставил комментарий. Все, что может сделать сайт, — удалить отзывы, если так скажет суд. Но это должен быть другой иск.

Сайт не виноват и пока не будет ничего удалять и платить компенсацию.

В делах о защите чести, достоинства и деловой репутации нужно установить три факта. Если нет хотя бы одного, иск не удовлетворят.

1. Сведения распространяются. То есть их напечатали в газете, транслировали по радио, опубликовали в интернете, СМИ или огласили хотя бы одному человеку.

Доказано. С этим вопросов не было. Отзывы опубликованы, и их заверил нотариус.

2. Это порочащая информация. То есть человека или компанию обвиняют в нечестном, неправильном и неэтичном поведении, в недобросовестном бизнесе или нарушениях. И это не то же, что оценочные суждения. Нужно различать факты и оценки. Факты можно доказать, а оценки нет. Здесь должен разбираться суд, иногда нужна экспертиза.

Доказано. На сайте написано, что юристы не выполняют обязательства. По сути, это обвинение в преступлении по ст. 159 УК . Даже если это субъективное мнение посетителя сайта, оно все равно порочит честь компании и может быть поводом для защиты деловой репутации.

3. Информация недостоверная. Это значит, что в реальности такого не было вообще или в тот момент, когда об этом написали. Три инстанции сказали, что недостоверность должен доказывать истец — тот, кого опорочили. На самом деле это ответчик должен доказать, что его сведения достоверные. То есть сайт или автор публикации обязан подтвердить, что юристы на самом деле взяли деньги и не оказали услуги, что они мошенники и вредят клиентам.

Но в истории с отзывами в интернете это доказать практически невозможно. За ником пользователя может скрываться человек с другим именем, а иногда отзывы анонимные. Авторов найти сложно или нельзя. Но это не значит, что компания не может себя защитить.

Интересы компании или человека, которых опорочили, должны стоять выше интересов владельцев сайта с отзывами. Даже если ресурс не виноват, но может без ущерба для себя удалить негативные комментарии, это придется сделать. Никакого ущемления прав владельцев сайта здесь нет — так сказал Конституционный суд.

Факт регистрации в качестве СМИ не имеет принципиального значения. Суды зря придрались к этой формальности. Надо было изучить, что и как часто размещают на сайте, как там ведут себя пользователи. Достаточно признаков СМИ даже без официального статуса в реестре Роскомнадзора. И уже можно требовать от самого сайта опровержения и удаления отзывов, хотя размещали их посетители.

Но даже если признаков СМИ нет, сайт все равно ответит за негативные отзывы. Как минимум он их удалит и напишет, что все неправда. Отсылки к тому, что это все пользователи, а сайт ни при чем, не помогут избежать ответственности.

Суды в этом не разобрались, неправильно оценили факты и нормы права. Их решения незаконные.

Итог. Все решения арбитражных судов отменили, а дело направили на пересмотр. Аргументы Верховного суда очень подробные, а выводы нижестоящих инстанций он назвал незаконными и необоснованными. Новое решение должно быть принято с учетом разъяснений ВС — заседание назначили на июнь.

Так как у него есть право объяснять закон, то эти аргументы могут использовать все люди и компании, о которых кто-то что-то пишет в интернете. Необязательно искать авторов отзывов, и не только СМИ обязаны эти отзывы удалять. Защищать свою репутацию станет проще.

Что делать, если на сайте размещена недостоверная или порочащая информация?

Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации гарантирует Конституция. Если кто-то где-то написал или рассказал о вас неправду, даже в анонимном письме или один на один, можно требовать опровергнуть эти сведения, прекратить их распространение и даже уничтожить. Это касается и людей, и компаний — для них одинаковые правила.

План действий такой:

  1. Зафиксируйте факт порочащих сведений. Если это публикация в печати, достаточно купить экземпляр газеты или сохранить письмо. Если информацию разместили в интернете, нужно заверить это у нотариуса. Он выдаст документ, что вот в такое время на этом сайте была вот такая информация. Это необязательно, но вдруг публикацию потом удалят или изменят — тогда будет сложно взыскать ущерб.
  2. Обратитесь к владельцу сайта или СМИ . Потребуйте опровергнуть и удалить порочащие сведения. Опровержение можно требовать в том же издании или на том же сайте, а можно по-другому, например в соцсетях. Вообще, этот этап по закону необязателен и можно сразу идти в суд (п. 4), но иногда проблема решается и так.
  3. Обратитесь в суд по месту нахождения ответчика. Госпошлина — 300 рублей.

Кто может быть ответчиком:

  1. Автор публикации.
  2. Тот, кто изначально рассказал о вас неприятное (если автор статьи только процитировал чужие слова и сослался на источник).
  3. Редакция СМИ , если автор публикации не указан.
  4. Учредитель СМИ .

Обратите внимание, что СМИ — это официальный статус издания. СМИ не становятся просто так, потому что захотели: надо регистрироваться. Тогда сайт- СМИ отвечает за все, что на нем опубликовано, включая чужие комментарии.

Но Верховный суд в этой истории сделал вывод: важен не статус, а суть издания. Если у него есть признаки СМИ , можно требовать того, что положено от средства массовой информации. Например, привлечь к ответственности главного редактора и учредителя и требовать опровержения именно от них, вместо того чтобы искать автора отзыва.

Главный редактор, авторы и редакция не всегда отвечают за вред чужой репутации. Например, если они ссылаются на информацию из некоторых решений судов, получили ее от информационных агентств, пресс-служб, дословно процитировали официальное выступление какого-то депутата или госслужащего, вины редакции нет.

Что можно требовать в иске о защите чести и достоинства

Требовать можно все или выборочно:

  1. Опровергнуть то, что написано в журнале или на сайте ответчика.
  2. Опубликовать там же ваш ответ.
  3. Удалить информацию или запретить ее распространять.
  4. Возместить убытки и моральный вред.

Моральный вред вы оцениваете сами. Можно требовать хоть 1 рубль, хоть 10 млн. Окончательную сумму установит суд.

Срока давности по таким делам нет. Если вы заметили, что год назад на каком-то сайте разместили нечестный и неприятный отзыв о вас или вашей компании, можно сейчас потребовать его удалить.

Если какой-то сайт распространяет порочащую информацию о директоре компании, то требовать опровержения может не он лично, а сама компания: их репутация связана.

Человека, который распространяет клевету, можно привлечь еще и к уголовной ответственности. Для этого нужно обращаться в полицию. Но если вредителя и накажут, штраф он заплатит государству, а себе компенсацию нужно требовать отдельно.

Можно наказать и за оскорбление, но сейчас за это предусмотрена только административная ответственность.

Интернет отличается от других источников информации тем, что не подчиняется привычным законам. Традиционные СМИ несут ответственность за публикации, в отличие от интернета, где любой может анонимно публиковать что угодно.

В большинстве случаев нельзя даже найти автора публикации и владельца сайта. Популярные сайты часто игнорирует запросы с требованиями удалить информацию.

Что можно удалить?

Мы разделяем нежелательную информацию на несколько основных типов. В зависимости от типа применяются различные методы удаления.

  • Пользовательский контент
    Размещается обычными пользователями на публичных площадках: блоги, социальные сети, форумы, видео-хостинги, комментарии и отзывы.

Удаление материалов происходит через обращение к администрации сайта. Такие сайты обычно принадлежат компаниям, поэтому администрация идет навстречу в решении споров, так как иначе это угрожает судебным иском к компании. Поэтому администрация ресурса предпочитает удалять спорные материалы в досудебном порядке.

Попытаться удалить самостоятельно

VK — обратиться в поддержку вконтакте и попросить удалить нежелательную информацию. Агенты поддержки обычно отвечают в течение суток и достаточно дружелюбны.

Одноклассники — написать запрос в службу поддержки OK.ru указав в категории вопрос "Удаление профиля".

Facebook — удалить информацию из этой социальной сети можно отправив жалобу на информацию нарушающую правила сайта.

Блокировка поддельных
профилей в социальных сетях

Удаление поддельных страниц и фальшивых аккаунтов

  • Частные сайты
    На них информация публикуется с согласия или самим владельцем. Если администратор прямо отказывается удалять спорную информацию, существует несколько вариантов действий. Устанавливается личность владельца ресурса. Для доменов с засекреченными реквизитами whois производим раскрытие данных whois для прямого контакта с владельцем. Выполняем оценку спорного контента на предмет нарушения регламента доменной зоны. В случае выявления нарушений формируем запрос на снятие с делегирования доменного имени.

Эти категории описывают только основные типы вредоносной информации. В нестандартных случаях наши юристы изучат ситуацию и предложат план удаления. Консультация и предварительная оценка бесплатна.

С чего начать?

Главная сложность при удалении информации состоит в децентрализованности интернета. Компании, управляющие службами сети, такие как регистраторы доменов, хостинг- и интернет-провайдеры, могут находиться в разных странах. Из-за различий в законах и процедурах компании неохотно взаимодействуют, а иногда полностью игнорируют иностранные обращения. Так как международное законодательство в интернет-индустрии только формируется, подать в суд на иностранную компанию трудно.

Прежде чем приступить к удалению нужно определить:

От этого зависит как именно будет происходить контакт с владельцем сайта. Если владелец скрыт, то сначала его нужно найти, а уже после требовать удаления информации с сайта.

  • Информация нарушает закон?
    Если автор сайта отказывается добровольно удалять информацию, нужно выяснить, есть ли основания требовать удаления через суд. Это может быть недостоверность информации, клевета, материалы, порочащие честь и достоинство, персональные данные, которые не подлежат распространению, нарушение тайны переписки и так далее.

Что нельзя удалить

Если нежелательная информация получила большое распространение, например, громкая новость, растиражированная в СМИ, то в большинстве случаев бесполезно пытаться удалить все ее упоминания. Так как она многократно дублируется на сайтах-агрегаторах и дополнительно распространяется пользователями по сети.

В таком случае, вместо попыток удаления правильнее вытеснить нежелательную информацию с помощью положительной или нейтральной. То есть, продвигая на первые позиции в поисковых системах и новостных сайтах новые материалы. Мы называем эту услугу создание положительного образа в сети. Она включает в себя комплекс мер по замещению нежелательной информации.

Например, вместо скандалов и компромата на верхние позиции продвигаются нейтральные материалы, такие, как интервью, статьи, биография. Нежелательная информация при этом сдвигается в результатах поиска, так что обнаружить ее становится сложнее.

Создание положительного
образа в сети

Продвижение нейтральной информации в поисковых системах, вытесняющей негативную

Убрать из поиска

Когда удаление первоисточника затруднительно, возможно убрать ссылки из поисковых систем Google и Yandex. При этом оригинал нежелательной информации остается доступным в интернете, но найти его через поисковые системы нельзя. Согласно закону “об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402, так называемый закон о “праве на забвение”.

Этот метод эффективен в ситуациях, когда необходимо очистить результаты поиска от информационного мусора.

Возможные риски

Нужно учитывать, что, при неграмотном подходе, попытки удаления информации могут иметь обратный эффект — только увеличить ее распространение и привлечь дополнительное внимание.

Такого развития можно было бы избежать, если правильно оценивать источники информации и выбирать подходящие методы удаления. Поэтому в большинстве случаев мы предпочитаем решать вопросы в досудебном порядке, что позволяет избегать широкой огласки и не привлекать внимания.

1. Я могу полностью удалить информацию о себе из Сети?

2. В каких случаях я могу требовать удалить из поиска ссылки на публикации?

Вы можете потребовать от поисковой системы удалить из результатов поиска ссылки на материалы, где речь идет лично о вас (а не о ваших муже, братьях, сестрах, тете, дяде и т.д.) или о ваших несовершеннолетних детях (а также о недееспособных родственниках, опекуном которых вы являетесь). Остальные родственники должны позаботиться о себе сами. При этом информация должна быть:

  1. недостоверной;
  2. неактуальной;
  3. утратившей значение для вас в силу последующих событий или ваших действий;
  4. распространяемой с нарушением законодательства РФ.

Достаточно одного из этих вариантов.

3. Какую информацию удалить не получится?

Материалы, в которых речь идет о преступлении, срок привлечения к ответственности за которое еще не закончился (или судимость еще не снята или не погашена). Тут действует правило: сначала придется доказать свою невиновность, а потом уже обращаться с требованиями к поисковикам.

4. Госслужащие тоже могут удалить ссылки о себе?

Да, закон не предусматривает какие-либо исключения по признаку профессиональной деятельности.

5. Где и как писать заявление?

В заявлении нужно указать, почему вы считаете, что в этих материалах речь идет именно о вас (совпадают имя, фамилия, занимаемая вами должность, вас можно легко опознать по изображению, если в статье есть фото или видео).

Общественная организация РОЦИТ предлагает придерживаться такой структуры заявления:

  1. Впишите свои персональные данные и актуальные контакты (достаточно будет адреса электронной почты), чтобы сотрудники поисковика могли связаться с вами.
  2. Приложите скан паспорта.
  3. Скопируйте все ссылки, которые хотите удалить из поисковой выдачи. Важно, чтобы это были прямые ссылки на нежелательный контент.
  4. Укажите категорию, к которой относится информация: недостоверная, неактуальная или противоправная.
  5. Объясните, почему вы считаете эти данные некорректными. Если есть доказательства вашей позиции, приложите их (это может быть ссылка на другую информацию, говорящую в вашу пользу, сканы решения суда и т.п.).
  6. Дайте поисковику согласие на обработку персональных данных.

6. Как быстро мне ответят?

— Все это имеет смысл только в случаях, когда информация, которую можно получить, перейдя по ссылке, имеет какое-то реальное влияние на жизнь человека или человек принципиально не хочет явным образом присутствовать в сети Интернет. Кроме того, основной интерес представляют не столько ссылки, сколько содержание самих публикаций на конкретных сайтах. И если публикация содержит недостоверные сведения либо сведения, которые получены с нарушением законодательства, то главную ценность представляет удаление такой информации, а не ссылки на нее.

7. В случае отказа я могу пойти в суд?

Конечно. Вам нужно будет обратиться в суд по месту юридического адреса поисковика либо по вашему по месту жительства. Если вы выиграете, поисковик должен будет удалить ваш запрос. В противном случае ему грозит штраф.

На самом деле нет — этим правом у нас пользуются не многие. В большинстве случаев люди не очень внимательно отслеживают информацию о себе, а если даже что-то и находят, то редко готовы потратить время и силы на составление заявления и переписку с администрацией поисковиков.

9. Я хочу подать иск. Об этом могут узнать журналисты?

Это возможно, так как подать иск анонимно вы не сможете. Тут все зависит от того, насколько высок интерес к вашей персоне. Если вы публичный человек, не исключено, что иск не останется незамеченным. В этом случае вас могут ждать дополнительные публикации, которые вам вряд ли понравятся, и, возможно, еще большие репутационные потери.

10. Какую ответственность понесет поисковик, если мне удастся доказать в суде, что они были не правы?

По сути, никакой. Ответственность наступит только в том случае, если администрация поисковика не выполнит решение суда в срок, установленный судебным приставом, если решение суда не будет исполнено добровольно.

Favorite

В закладки

Как удалить себя из интернета

Проверяем, что знает о нас интернет

Используем право на забвение


Закон трактует право на забвение неоднозначно, так как не отделяет личные интересы от общих. Но вы можете потребовать удалить ссылку, если информация о вас недостоверна, противоречит закону или является неактуальной (после событий прошло более трех лет). Исключение: не удаляют публичную информацию (в частности, о недвижимости и доходах чиновников), данные о неснятых или непогашенных судимостях граждан и о преступлениях, срок давности которых не истек.

Чтобы воспользоваться правом на забвение, можно заполнить форму в поисковике:

В форме нужно указать ФИО и другие паспортные данные, контактную информацию, сведения и ссылку на страницу, которую нужно убрать из выдачи, и основание для этого действие. После этого вас попросят согласиться на обработку персональных данных.


Закон даёт поисковикам 10 рабочих дней на проверку информации и запрос документов, удостоверяющих вашу личность. На ответ вам также даётся 10 рабочих дней. После предоставления информации поисковик получает ещё 10 дней на удаление ссылки или отказ в этом.

А если поисковик не пойдёт на встречу? Вы можете подать в суд по месту жительства, а если и это не поможет – обратиться в Роскомнадзор. Если ведомство вынесет решение в вашу пользу, поисковик заставят удалить ссылку и оштрафуют на 100 тыс. за первое и на 1 млн рублей – за повторное нарушение.

Удаляем страницы с сайтов


Благодаря праву на забвение поисковик может только удалить ссылку на страницу из своих результатов поиска. Сама же страница со статьей всё равно останется на сайте.

Добиться её удаления – отдельная история. Переходы по прямой ссылке, заботливо кем-то отправленной, ни один поисковик запретить не может. Да и другие поисковики, к которым пользователь не обращался с требованием удалить ссылки, будут показывать страницы в результатах поиска.

Если администрация сайта или его пользователи обвиняют вас в том, что вы не совершали, или указывают ложные сведения о вас, вы можете обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 152 ГК РФ). Если суд решит дело в вашу пользу, администрацию сайта могут обязать удалить текст и опубликовать опровержение.

Если сайт публикует ваши личные данные без вашего разрешения, действуйте следующим образом:

  1. Направьте претензию в адрес администрации сайта, потребуйте уничтожить ваши персональные данные и запретить их дальнейшее использование, указав на незаконность их получения и размещения (без вашего согласия).
  2. Если сайт не пойдёт на это, сделайте нотариально заверенный скриншот – зафиксируйте факт распространения персональных данных у нотариуса с составлением протокола осмотра сайта.
  3. Привлекайте владельца сайта к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.11 КоАП РФ, и настаивайте на удалении с сайта ваших персональных данных.
  4. Вы также можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роскомнадзора и прокуратуру, указав на нарушения ваших прав, или в суд по месту нахождения владельца сайта с требованием о прекращении незаконного использования персональных данных и компенсации морального вреда.

Если вы просто не хотите, чтобы информация о вас была на сайте, или у вас есть серьёзные причины удалить её, всегда можно связаться с администрацией сайта и честно рассказать об этом. Большинство владельцев сайтов – люди адекватные и не хотят судебных разбирательств, поэтому обычно идут навстречу, если понимают серьёзность ситуации.

Ищем аккаунты


Если вы использовали почту Gmail или Microsoft для регистрации аккаунтов, поможет сервис Deseat.me. Он находит аккаунты в разных сервисах (от Airbnb до Uber), которые вы привязывали к учетной записи, и предоставляет ссылки на страницы для удаления этих аккаунтов.

Работает это так: логинитесь на Deseat.me через Google-аккаунт или учетную запись Microsoft, ждёте несколько секунд и получаете список привязанных к аккаунту учётных записей.

Чтобы добавить аккаунт в список на удаление, нажимаете Add, и он попадает из нижнего списка в верхний. Затем в нижнем списке нажимаете Delete и переходите на страницу удаления аккаунта.

Некоторые сайты не позволяют удалить аккаунт. Тогда стоит попробовать его деактивировать.

Другой вариант: если на сайте нет деактивации и удаления аккаунта, а также нельзя оставлять пустые поля, сотрите все правдивые данные о себе, заменив их ложными, и привяжите учётную запись к новому адресу электронной почты, не связанному со старым.

Мы не рекомендуем удалять почту, к которой привязаны аккаунты. В некоторых сервисах ваш почтовый адрес через некоторое время может занять злоумышленник, и тогда он получит доступ к вашим данным.

Убиваем себя в соцсетях


Для удаления всей информации из аккаунтов в Facebook, MySpace, LinkedIn и Twitter есть забавный сервис Web 2.0 suicide machine. Он призван вырвать пользователя из лап социальных сетей и стереть всю информацию в аккаунте.

Сервис утверждает, что автоматически удалит Facebook-аккаунт с тысячей друзей за 52 минуты. Если делать это вручную, потребовалось бы 9 часов 35 минут.

Настраиваем оповещения


На Google Alerts можно заполнить форму и получать оповещения о новых станицах о вас на e-mail. В качестве критериев поиска удобно указывать имя и фамилию, ник, номер телефона, домашний адрес и e-mail.

Итоги


Существуют специальные сервисы вроде DeleteMe, Reputation, RemoveYourName, которые за деньги обещают удалить информацию о вас из интернета. Но они знают о вас меньше, чем вы сами. Поэтому к услугам таких сервисов прибегают либо люди, репутация которых действительно стоит миллионы, либо не слишком опытные пользователи.

Favorite

В закладки

Читайте также: