Как обстоят дела с коррупцией в россии и зарубежных странах

Обновлено: 19.05.2024

Аннотация. В статье подробно рассмотрю проблемы, связанные с коррупционной деятельностью государственных служащих. За основу возьму исследования зарубежных борцов с коррупционными процессами с целью формирования в России практичного решения коррупционной деятельности. В данной статье сделаю различные предположения решения данной проблемы при помощи антикоррупционного законодательства и др.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная стратегия, политическая антикоррупционная культура, противодействие.

По словам большого количества специалистов, анализирование зарубежной практики антикоррупционных программ поможет России сформировать целые комплексы по борьбе с коррупционными процессами [1]. Следует выделить страны, в которые достигли успехов в реализации антикоррупционных программ: Финляндия, Швеция, Дания, Австралия, Канада, Нидерланды, Сингапур, Швейцария, Люксембург, Великобритания, Германия, Израиль, Франция, США [2]. Эти странны очень различаются по характеру программ противодействия коррупции: от имеющегося законодательства, до моральных устоев работников и их контроля.

Одной из первых, по реализации антикоррупционной деятельности начало правительство Сингапура, и довольно в короткие сроки добилось успеха в этом. Их стратегия была направленна на определенные цели: жесткая регламентация полномочий чиновников, методы упрощения бюрократической системы, оздоровление морально-психологического положения и этического порядка. Сформировались новые антикоррупционные акты, с учетом того, что власть пользуется высоким авторитетом, начали активно функционировать различные Бюро по борьбе с коррупционными процессами. Широко применяема стала система штрафов, лишения свободы, конфискаций, увольнений и др. Так же в зону риска попали не только сами взяточники, но и их семьи и родственники (ставилось под сомнение их светлое и успешное будущее).


Не могла оставить без внимания и политику государства Израиля в антикоррупционной составляющей. В Израиле с коррупцией борются самыми жестокими методами. Причем, невзирая на должности и заслуги взяточников. Есть две основные статьи, по которым судят коррупционеров. Первая — это взятка. А вторая — это нарушение общественного доверия. Когда невозможно доказать, что человек брал взятку, не поймали его на том, что он брал деньги, но можно доказать, что он своими действиями нанес ущерб государству ради выгоды. Или даже без выгоды, но нарушил то доверие, которым мы облекаем власть имущих — то такой человек идет под суд.

Совершенно противоположной антикоррупционной политикой обладают Нидерланды. Правительство государства решило сделать опор на создание уважительных взаимоотношений с чиновниками. Суть их программы: регулирование деятельности людей, которые находятся на постах и подвергаются коррупционному риску; антикоррупционная культура; создание той обстановки, при которой человеку просто не выгодно совершать коррупционные сделки и т.д.

Борьба с коррупцией в США составляет некое сочетание и пресечения коррупционной деятельности (уголовная ответственность, уголовно-правовая ответственность) и просто преодоления коррупционных процессов (мирным способом). В США был принят Кодекс этики правительственной службы в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно: ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам; исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения; работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей; находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач; никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей; не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности; не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей; никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды; вскрывать случаи коррупции при их обнаружении; соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия [3].

В Канаде коррупционные правонарушения имеют характер самых тяжелых преступлений против общества (иногда приравниваются к измене). Ответственность в Канаде несет не только получатель взятки, но и взяткодатель. Так как подобные правонарушения приравниваются к государственной измене, то и наказание весьма серьезное, оно включает: тюремный срок до 14 лет и лишение депутатской деятельности без возможности восстановления и работы в подобных сферах.

Опыт Китая в борьбе с коррупцией так же интересен. Хотя не назвать эту страну успешной в сфере антикоррупционной деятельности, но здесь преобладает другая опора: многовековые культурные традиции народа. Партийные организации и государственное управление отвечают за антикоррупционную деятельность [4]. Народные суды занимаются исключительно коррупционными делами [5]. Согласно действующим нормам, оговариваемым в УК, в отношении пойманных на коррупции чиновников и партийных функционеров практически любого уровня приговоры жесткие - либо огромные тюремные сроки или же смертная казнь. Со временем изменилась технология самой казни - вместо расстрелов ввелись более "гуманные" смертные инъекции. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора означает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение - с учетом примерного поведения и искреннего раскаяния осужденного. И всегда это сопровождается конфискацией имущества [6].

По словам исследователей, схожий характер с коррупцией России имеет Франция. Встречаются такие прецеденты в сферах: расходования денежных средств государственного бюджета, муниципальная государственная служба, взаимоотношения между предпринимателями и органами власти. Функции борьбы с расточительством и казнокрадством чиновников во Франции традиционно занимались Госсовет, Счётная палата и Генеральная инспекция финансов. Однако для полноценной борьбы со взяточничеством необходимо было либо изменить функции этих структур, либо создавать новые. В результате, начиная с 90-х годов, были созданы четыре государственных организации, ответственных за противодействие коррупционной деятельности: центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция [7].

Подводя итог сделаю выводы: все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих. Исследование зарубежного опыта борьбы с коррупцией показывает, что очень важен хорошо отлаженный механизм правового обеспечения, информационно-разъяснительного обеспечения, и организации кадров в политике противостояния коррупции. На основе опыта стран с успешной антикоррупционной политикой можно выявить список наиболее важных мер пресечения коррупции:

• Создание отлаженной системы государственных органов; организация профессионального правительственного общества, способного принимать антикоррупционные решения;

• Создание твердой правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;

• Внедрение кодексов этики и нравственных устоев;

• Отслеживание профессионализма служащих;

• Исключение возможности преследования частных интересов;

• Повышение уровня прозрачности управленческих процессов; усиление контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти [8].

• Организация материального стимула, зарплата должна обесценивать доходы от взяток;

Зарубежный опыт может быть адаптирован и применен в реализации Российской антикоррупционной компании. Это затрагивает такие сферы как: развитие правовых и законодательных противодействий коррупции; устранение коррупциогенных факторов; соблюдения требованийи к служащим; разработка системы мониторинга коррупционных правонарушений в целях принятия мер;

Список литературы

1. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. – М, 20011. – 192 с.

2. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. - М, 2011. – 304 с.

3. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов. – М, 1998. – 144 С

4. Ахмедшин Н.Х. Поднебесная – судьба моя. Книга памяти. -М, 2009. – 275 с.

5. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. – М, 20011. – 192 с.

6. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник. – М, 2011

8. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. – М, 2010. – 551 с.


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация Transparancy International с 90-х гг. изучает проявления коррупции в мире, выстраивая рейтинги стран по индексу восприятия коррупции пулом экспертов. Согласно её данным на протяжении многих лет в десятку государств-лидеров, наименее подверженных коррупции постоянно входят скандинавские страны Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, а также Новая Зеландия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург и Канада. Их опыт антикоррупционного противодействия, несмотря на национальную специфику, может оказаться полезным для России. Наша страна активно проводит антикоррупционную политику последние 10 лет, но практически не меняет свою рейтинговую позицию. Причин тому несколько:

- во-первых, неэффективные результаты антикоррупционного противостояния либо из-за масштабов страны, либо масштабов коррумпированности, то есть бороться с масштабным явлением в большой стране намного сложнее, чем в маленькой;

- во-вторых, из-за незавершенности социально-экономической модернизации и неустойчивости социальных институтов, призванных нивелировать коррупционные практики;

- в-третьих, обострения отношений России с США – страной, создающей рейтинговые статусы странам, которые могут корректироваться в связи с охлаждением политического климата, когда в силу непрозрачности первичной респондентской информации, её можно фальсифицировать и манипулировать страной. Например, на предмет ненадежности для инвестиций и сотрудничества, что равнозначно, по сути, искажению репутации и наложению неформальных санкций.

Россия в этом году ухудшила своё положение в рейтинге на 9 позиций и заняла 136 место, набрав 27 баллов. В то время как наконец-то стали проявляться результаты борьбы с коррупцией и начали стихать громкие коррупционные скандалы. Зато очень серьёзно осложнились международные отношения, и особенно с США и ЕС. Поэтому для России важно изучить и максимально использовать интересный опыт успешных в антикоррупционном аспекте стран, чтоб осуществить своеобразный бенчмаркинг.

В работе мы рассмотрим указанную скандинавскую тройку и Сингапур, привлекающий последние годы всеобщее внимание внедренными социальными механизмами и эффективными результатами.

Подобные антикоррупционные регуляции закладываются и в других крупных организациях Дании. Так, торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные антикоррупционные услуги, которые облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.

Следует отметить, что в стране широко применяются многообразные профессиональные этические кодексы, в том числе и кодекс чести чиновников. Существует гласность и открытость на уровне правительства, специальных контрольно-надзирающих органов. Весьма развита гражданская инициатива, что облегчает создание комфортных социальных условий и взаомоотношений в маленькой стране.

Финляндия также занимает почетное 3-е место в мировом рейтинге, и потому заслуживают рассмотрения те факторы, которые обеспечили ей низкий уровень коррупции. Прежде всего это:

• политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия;

• открытость процесса принятия решений должностными лицами;

• минимизация вмешательства государства в экономический сектор;

• государственная гарантия защиты лиц, оказавших компетентным органам содействие в борьбе с коррупцией;

• адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции, парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;

• достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие ”социального пакета” (пенсионное обеспечение, выходное пособие), размер которого устанавливается по выслуге лет;

• морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции. [2]

Следует признать, что нет какой-то специфической ”финской модели” борьбы с коррупцией. Просто основные антикоррупционные принципы Финляндии: прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих – своевременно и эффективно поддерживается рядом законодательно-правовых регуляций.

В Швеции стратегия борьбы с коррупцией была основана на результатах модернизации страны, одновременно включавшей и комплекс мер, нацеленных на устранение коррупции. Открытость государственных документов, независимая система правосудия, эффективный шведский парламент и правительство способствовали установлению профессиональной ответственности и высоких этических стандартов. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. [5]

Этот факт представляется особенно интересным для России, также являющейся социально ориентированной страной, но до сих пор проводящей политику повышения вознаграждений государственным служащим в целях повышения их производительности труда, честности и патриотичности. Однако, высокая разница между доходами чиновников и средней региональной зарплатой только стимулирует меркантильные настроения топ-чиновников, которые свой профессиональный статус меряют зарплатой и привилегиями, а не послужным списком выдающихся достижений и общественного признания.

Внедрение для государственного топ-уровня обязательной отчетности о доходах и публичной прозрачности оказывает порой шокирующее воздействие большой части населения при ознакомлении с декларируемыми финансовыми суммами и количеством собственности.

Социальный идеал чиновника-патриота, готового служить стране и её народу за среднерегиональное вознаграждение в России, увы, не обсуждается. Естественно, чиновники, как и парламентарии, будут сопротивляться отмене своих льгот, высоких зарплат, пенсий. Однако, именно так можно будет очистить ряды госслужащих от корыстных и меркантильных людей. Заменив их на преданных делу и не обремененных заботами о демонстрации и поддержании своего элитного имиджа. Освобождение представителей власти от проблем управления своей дорогостоящей собственностью, укрытии или приумножении её, позволит им не отвлекаясь руководить страной, не колеблясь принимать необходимые законопроекты и проводить последовательную политику их реализации. Полагаем, что избирателям необходимо ставить эту проблему перед выборной властью разных уровней – депутатами и Президентом страны.

Однако, в другой стране – Сингапуре, напротив, повышение зарплат чиновников стало основным инструментом повышения к ним требований как этических, так и квалификационных.[4]

Антикоррупционная стратегия Сингапура также как и в скандинавских странах ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткую регламентацию полномочий чиновников; контроль соблюдения этических стандартов.[3]

Противодействие коррупции в Сингапуре, одной из самых благополучных с точки зрения коррупционной болезни страны может быть ценным и в плане сильного антикоррупционного законодательства, и эффективного функционирования Бюро по расследованию случаев коррупции (национальное агентство по борьбе с коррупцией).

Это независимое автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB) было наделено функциями:

- получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

- расследование случаев халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

- проверка деятельности и операций, проводимых государственными служащими с целью минимизации возможности совершения коррумпированных действий. [5]

К сожалению, в России подобное агентство – открытое публичной общественности и СМИ так и не возникло. Оно должно иметь и удобные электронные инструменты, и разветвленное территориальное присутствие. Органы ФСБ, прокуратуры и разнообразные общественные организации не выполняют эти функции в полной мере.

Однако, многие практики Сингапура и других стран скопированы и внедрены. Это: ужесточение законодательства, повышение прозрачности судебной системы (и с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), внедрение кодексов этики.

Граждане нашей страны пока не склонны, как в Сингапуре активно участвовать в антикоррупционном противостоянии и сотрудничать в расследованиях. Не доверяют и существующим, созданным порой очень формально, инструментам обратной связи, которые за рубежом более гибки и подстроены к ментальным традициям населения.

Выводы

Многое из зарубежного опыта может быть адаптировано в России и учтено при реализации осуществляемой Национальной антикоррупционной стратегии. Это касается следующих аспектов:

1. дальнейшего развития правовых основ противодействия коррупции и их результативного правоприменения;

2. активизации институтов гражданского общества в противодействии коррупции, которые так и не приобрели необходимого формата и территориального охвата страны;

3. устранения коррупциогенных факторов в управленческих структурах, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

4. оптимизации условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе посредством проведения открытых тендеров и аукционов в электронной форме;

5. повышения значимости комиссий, общественных наблюдательных советов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов;

6. разработки новых форм мониторинга и анализа коррупционных правонарушений с целью их публичного обсуждения в профессиональных сообществах и использования их воспитательного потенциала для гражданских инциатив;

7. улучшения профессиональной подготовки специалистов в сфере предупреждения, предотвращения и непосредственного противодействия коррупционным проявлениям, особенно работающих в общественных организациях;

8. активизации международного сотрудничества не только в борьбе с коррупцией, но и превентивными мероприятиями.


Коррупция сопровождает человеческую цивилизацию с древнейших времен. Она проявляется в любом обществе, где существуют властные отношения. В современном мире коррупция повсеместно признается одной из основных угроз для государственной власти, борьбе с коррупцией уделяется большое внимание как на национальных, так и на международном уровне. Полностью ликвидировать коррупцию в государстве невозможно, однако многие страны добились существенного успеха в антикоррупционной борьбе.

Можно отметить определенные положительные тенденции в борьбе с коррупцией. Так, согласно данным опроса ВЦИОМа, 55 % россиян отметили улучшения в сфере противодействия коррупции. По сравнению с 2005г. количество граждан, отмечающих положительные результаты борьбы с коррупцией, выросло на 25 % (с 30 % в 2005г. до 55 % в 2018г.). Об отсутствии результатов в 2018г. говорят 25 % опрошенных, в 2005г. этот показатель составлял 44 %. Число граждан, считающих что ситуация с коррупцией ухудшается, снизилось с 21 % в 2005г. до 13 % в 2018г. [1] Результаты опроса показывают, что в целом россияне замечают положительную динамику в борьбе с коррупцией, однако далеко не все считают реализуемые меры достаточно эффективными.

Стоит отметить, что, хотя проводимые среди населения опросы показывают положительную динамику, позиция России в международном индексе восприятия коррупции, рассчитываемом международной неправительственной организацией Transparency International с 2008г. изменилась совсем незначительно. Так, в 2008г. Россия занимала 147 место из 180 стран, в 2019г. — 137 из 180. При этом в последние годы положение страны в рейтинге остается стабильным. Начиная с 2012 г., после изменения системы расчета индекса и перехода на 100-бальную шкалу оценки, Россия набирает 27–29 баллов из 100 [2], что говорит о высоком уровне коррупции в стране и недостаточной эффективности существующих мер противодействия.

Таким образом, вопрос возможных направления совершенствования существующих мер противодействия коррупции остается актуальным. В этом отношении представляет интерес зарубежный опыт противодействия коррупции.

Согласно данным Transparency International одним из наименее коррумпированных государств является Сингапур. В этом государстве реализуется эффективная комплексная система противодействия коррупции, основой которой стали:

− упрощение бюрократических процедур;

− четкая регламентация действий госслужащих;

− надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства и этических норм.

Для реализации антикоррупционной программы в Сингапуре создан специализированный орган — Агентство по борьбе с коррупцией. Агентство было наделено широкими полномочиями для выявления и расследования коррупционных преступлений.

Противодействие коррупции в Сингапуре развивалось одновременно в двух направлениях: ужесточение наказания за коррупционные нарушения и повышение мотивации для безупречной работы.

Так, закон ужесточил наказание за взяточничество, дал право гражданам обращаться в агентство по борьбе с коррупцией с жалобами на действия госслужащих. Сотрудники агентства при проверке по жалобе получили право задерживать подозреваемых, проводить обыски, проверять банковские счета и т. д. Наказание за коррупционные преступления в Сингапуре предусматривает одной из мер конфискацию имущества, причем не только самого госслужащего, но и членов его семьи и друзей, если те не смогут подтвердить законность основания приобретения имущества.

Одновременно с ужесточением наказаний проводились мероприятия по повышению заработной платы госслужащих и престижа государственной службы в целом. Заработная плата государственных служащих сопоставима с доходами сотрудников соответствующего уровня в частном секторе. Чиновники каждые 3 года проходят аттестацию, при которой анализируются результаты его работы и разрабатываются меры для повышения эффективности. В результате применения указанных мер бюрократия Сингапура считается одной из самых эффективных в мире [3].

Одной из основных мер, позволивших значительно снизить уровень коррупции в Сингапуре, стало создание специализированного органа, осуществляющего противодействие коррупции. В небольшом государстве такой орган обеспечил контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Создание подобного органа в России представляется малоэффективным, в связи с высокой численностью государственных служащих.

Еще одним государством, чей опыт в противодействии коррупции может представлять интерес, является США. Яркой особенностью законодательства США, в том числе и в сфере противодействия коррупции, является большое количество разноуровневых нормативно-правовых актов и децентрализованность принимаемых решений. Основные антикоррупционные нормы включены в Свод законов США, однако действуют они не во всех штатах.

В США предусмотрены ограничения возможности получения госслужащими дополнительного дохода: для большей части госслужащих размер дополнительного дохода не должен превышать 15 % от оклада. Так же как и в российском законодательстве, в США существует запрет на получение подарков, однако, если в России ограничивается цена одного подарка, в США сенаторам и сотрудникам аппаратов запрещается принимать подарки, если их совокупная стоимость в течении календарного года превышает 100 долларов. Еще одной особенностью является отсутствие иммунитета, от должности может быть отстранено любое должностное лицо США.

Представляет интерес успех США в борьбе с низовой коррупцией — для рядовых госслужащих коррупция становится просто невыгодной. Связано это с высокой стоимостью социальных услуг в США и широкого набора льгот, причем не только для самого госслужащего, но и для членов его семьи [4]. Такой борьбы с низовой коррупцией является эффективным, однако, российская система социального обеспечения делает его применение практически невозможным.

В Китае применяются исключительно строгие наказания за коррупционные преступления — пожизненное заключение, смертная казнь. В целом противодействие коррупции в Китае построено в первую очереди на применении репрессивно-карательных мер. В 2014г. была введена норма, запрещающая семьям чиновников, служащих в сфере обороны, национальной безопасности и ряде других областей иметь документы, дающие право на проживание за границей. Еще одной особенностью китайской антикоррупционной системы является ротация кадров, не позволяющая чиновникам наработать устойчивые связи.

С учетом вышесказанного можно заключить, что успехов в борьбе с коррупцией можно достичь разными путями. При разработке мер по противодействию коррупции необходимо учитывать специфику государства. Наиболее перспективными для использования в России можно назвать такие меры, как конфискация имущества не только самого коррупционера, но и его родственников и друзей в случаях, если они не могут доказать факт приобретения этого имущества на законные доходы. Также представляется целесообразным увеличение заработной платы госслужащих низких уровней, для снижения уровня низовой коррупции.

Основные термины (генерируются автоматически): США, коррупция, противодействие коррупции, Россия, Китай, Сингапур, борьба, мера, низовая коррупция, антикоррупционное законодательство.


Откуда берется коррупция

Исследователь уверен, что уровень коррупции во всех государствах имеет индивидуальные исторические корни. Политолог провел глобальное исследование, в ходе которого выяснил, что еще в 1870 году можно было предсказать, какие страны станут лидерами в области взяточничества.

В странах с бесплатной и качественной системой образования граждане больше доверяют правительству. По мнению Усланера, введением общедоступного обучения в школах и университетах государство обязуется быть беспристрастным и справедливым в любом деле. А там, где справедливость, коррупции заведомо быть не может.

Более того, бесплатное образование регулирует разрыв между бедными и богатыми. Эрик Усланер утверждает, что дети чиновников и дворников должны обучаться одинаково, а высокооплачиваемую работу получать благодаря знаниям и способностям, а не из-за наличия влиятельных родственников. Политолог выяснил, что в самых коррумпированных странах действует обратная система.

Профессор также выступает за то, чтобы девочки и мальчики получали равный доступ к образованию.

Исследование Эрика Усланера показало, что качественная система образования способствует усовершенствованию государственных институтов и уменьшению бюрократизации. Профессор выделяет важную роль религиозных учреждений: в странах, где церковь поддерживала правящую элиту и содействовала распространению образования, уровень коррупции сейчас очень низкий.

В государствах, где религиозные институты занимали центральное место, система образования была очень слабой, а общество — неграмотным.

Например, в Ираке и Йемене, хотя в исламе и нет института церкви как такового.

Согласно индексу восприятия коррупции от Transparency International, самой некоррумпированной страной в 2014 году стала Дания. На втором месте — Новая Зеландия, на третьем — Финляндия. Далее идут Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург и Канада. Грузия с ее антикоррупционными мерами — увольнением всех работников, пойманных на взятках, повышением зарплат чиновникам — оказалась на 50-м месте. Россия заняла 137-ю позицию, опередив Украину, разделившую 142-е место вместе с Угандой и Коморскими островами.

Самыми коррумпированными странами оказались Южный Судан, Афганистан, Судан, Северная Корея и Сомали.

Поскольку рейтинг составляется на основе мнения экспертов из различных организаций и не апеллирует к конкретным данным, многие указывают на его несовершенство, а порой и предвзятость.

По мнению Усланера, самые некоррумпированные страны мира — Новая Зеландия, Голландия, Швеция, Германия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада, Австралия, Швейцария, Финляндия — это страны с высоким уровнем образования. Но согласно прошлогоднему глобальному рейтингу стран, составленному Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson, странами с лучшими системами образования являются Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия, Великобритания, Канада и Нидерланды — самые некоррумпированные государства.

Из теории Эрика Усланера выбивается Россия — по системе образования наша страна занимает 13-е место, уступая одну позицию Германии и обгоняя США, Австралию, Новую Зеландию, Израиль и Швейцарию.

От первого лица

— Почему вы так сильно заинтересованы в теме коррупции?

— Вы не думали о том, чтобы не просто описывать явление коррупции, но и бороться со взяточничеством в реальной жизни?

— Я независимый теоретик, и у меня нет никаких связей в американском правительстве. Но единственное, что я хочу донести до нашего государства, — США необходима более совершенная система образования. Ведь уровень образования и уровень коррупции обратно пропорциональны: чем больше в стране образованных людей, тем меньше взяточничества.

— Какую роль играют СМИ в борьбе с коррупцией?

— Я очень долго размышлял над этой непростой и противоречивой темой…

Газеты и телевидение могут непосредственно контролировать уровень коррупции в стране.

Здесь важны две вещи: чтобы в государстве была свобода слова и чтобы в СМИ работали грамотные и профессиональные журналисты, не перевирающие факты и умеющие донести информацию до читателя. Требование имеется и к читателям — они должны по крайней мере уметь читать. Также очень важно доверие аудитории к журналистам — в странах, где люди не доверяют СМИ, бороться с коррупцией намного сложнее.

Но в целом качественная журналистика — это отличный способ борьбы со взяточничеством.

— Как обстоят дела с коррупцией в России?

— Ну, по сравнению с Америкой в России уровень коррупции намного выше. Дело в том, что в России очень много неравенства и слишком мало доверия — эти два фактора и приводят к повсеместному взяточничеству.

Впрочем, неравенство и недостаток доверия характерны для всего постсоветского пространства.

В постсоветских странах важную роль играет эффект Матфея — когда бедные беднеют, а богатые богатеют. Единственным путем к обогащению становится коррупция. Также на постсоветском пространстве люди убеждены, что вся власть коррумпирована, — и поэтому доверие к государственным структурам очень небольшое.

— В демократических странах уровень коррупции ниже?

— После многолетних исследований я пришел к выводу, что коррупция и демократия практически никак не связаны друг с другом. Уровень коррупции определяется историческим прошлым, уровнем образованности граждан и тем, доверяет ли население своим властям.

— Как вы относитесь к таким методам борьбы с коррупцией, как смертная казнь или пожизненное тюремное заключение?

— Я против жестокости. Более того, я считаю, что самый действенный метод противостояния взяточничеству — это уменьшение неравенства между гражданами. Государство должно заботиться о материальном положении населения, об уровне его образованности. Тогда люди станут доверять властям, и необходимость в коррупции исчезнет.

Коррупция в России — её масштабы и как с ней борется власть

Противодействие коррупции в России, то есть противодействие незаконному использованию служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод, реализуется в ходе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ выделены три составляющих противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Для противодействия коррупции в России применяется антикоррупционное законодательство, которое, помимо указанного федерального закона включает принимаемый Президентом РФ каждые два года Национальный план противодействия коррупции, ратифицированные международные договоры (Конвенция ООН против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию), нормы о противодействии коррупции содержат ряд федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.

blank

Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Возможно ли власти добиться успеха?

Успешность дальнейшей работы по противодействию коррупции в России видится в последовательной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора, — принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства (интернет-ресурсы во всем мире доказали свою эффективность в качестве инструмента сокращения коррупции), поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках партисипаторного бюджетирования), использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего аудита и стратегического аудита (в части работы аудиторов Счетной палаты РФ это активное использование риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который позволяет выявлять наиболее рискоемкие для коррупционных проявлений сферы и выявлять проблемы, требующие оперативного решения), требование подотчетности от политических лидеров, государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.

Вместе с тем представляется, что главный инструмент минимизации коррупции заключается в воспитании культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики. Согласно постулатам поведенческой экономики, люди редко выступают в качестве рациональных оптимизаторов затрат и выгод, их решения и мотивы подвержены широкому разнообразию предубеждений и влияний. Любое коррупционное поведение и действие имеет соответствующие социальные стимулы как минимум двух людей. Поняв и изменив эти стимулы, мы сможем разработать и применять эффективные методы противодействия коррупционному поведению.

Читайте также: