Гражданином какой страны был изобретатель телеграфного кода морзе

Обновлено: 02.06.2024

Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27.04.1791 года в семье проповедника Джедида Морзе в американском городке Чарльзтаун, в штате Массачусетс. До 34-х лет Морзе был крайне далек от техники, он был художником. В 1826 Морзе основал Национальную академию рисунка и был ее президентом с 1826 по 1845.

Автопортрет, 1818 год Mrs. Richard Cary Morse and Family Умирающий Геркулес
Муза. Сюзанна Уолкер Морзе Портрет маленькой мисс Хоун Суд Юпитера

Но сегодня мало кто знает об этой части жизни Морзе. Прославился он азбукой для телеграфа…

Морзе вряд ли смог бы реализовать свою идею самостоятельно. Ему помог промышленник Стив Вейл, который дал на разработки 2000 долларов и выделил помещение, при условии, что Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда.

Как же был устроен первый телеграфный аппарат Морзе?

Первый телеграфный аппарат Морзе

Первый телеграфный аппарат Морзе

Груз E, через блок шестеренок D, аналогичный используемому в часовом механизме, приводил в равномерное движение бумажное полотно, перематывающееся с ролика A на ролик C. Колеблющийся маятник F заканчивался карандашом g , который мог оставить ​​след проходя над роликом В. Перемещение маятника F вдоль бумаги вызывалось электромагнитом h, когда на него подавался ток из батареи I. В зависимости от продолжительности контакта карандаша и бумаги рисовались зиг-заги. Из числа начертаний этих зиг-загов, Морзе и сделал алфавит.

С 1832 по 1835 Морзе использовал механический манипулятор. Он вырезал из дерева блоки, имевшие выступающие зубья, затем собирал из них необходимые последовательности знаков, фиксируя их на деревянной линейке М, которая двигалась горизонтально от прокручивания роликов L. Когда выступающие зубья поднимали рычаг О, другой его конец опускался и проволочная перемычка опускалась в емкости K и J заполненные ртутью, цепь замыкалась и ток подавался на электромагнит. Позже Морзе заменил механический манипулятор на рычажный.

block_morse

Блоки кодировавшие знаки в первой версии аппарата и след оставляемый на бумаге на ленте

В 1835 году аппарат был выполнен именно как описано выше, и был представлен на нескольких общественных опыта 1835-1836. В 1837 году Морзе радикально изменил приемник сделав его магнитоэлектрическим, и провел демонстрацию в Нью-Йоркском Университете. Эти опыты сделали большой шум в США, и именно поэтому ошибочно считается что он изобрел телеграф в 1837 году, хотя в действительности изобретение произошло осенью 1835.

Вторая версия телеграфа Морзе Магнитоэлектрический блок

На цилиндр D наматывали запас бумажной ленты, конец ленты пропускают чрез шкив G. Вес груза B, через часовой механизм C, приводит в движение шкив G, который обеспечивал равномерное протягивание бумаги. Электромагнит приводил в движение рычаг, на конце которого был закреплен карандаш, таким образом формировалась серия линий – точек и тире.

В первых моделях телеграфа Морзе использовал карандаш. Но так как постоянно приходилось заострять его грифель, он был в последствии заменен ручкой, в которую из резервуара постоянно подавались чернила. Ручка дала неплохие результаты, но “почерк” был хуже. Кроме этого, чернила высыхали если прибор долгое время не работал, и телеграф мог оказаться неработоспособным в ответственный момент. Эти трудности заставили изобретателя искать новые решения… Он остановился на использовании рычага с тремя стальными иглами, которые оставляли на бумаге устойчивый след, но не прокалывали ее. Это выглядело наподобие шрифта Брайля для слепых. Такой способ тиснения бумаги был использован до 1860 года, пока Французские инженеры не усовершенствовал телеграф Морзе чтобы беспроблемно писать чернилами.

Первый в мире электромагнитный телеграф был изобретен русским ученым Павлом Львовичем Шиллингом.

В 1828 г. Шиллинг испытывает конструкцию однострелочного телеграфа, в 1829 г. шестистрелочного. Еще через год он вместе со своим механиком И. А. Швейкиным проложил первую в России линию электромагнитного телеграфа длиной более 5 верст на территории Главного Адмиралтейства в Петербурге.

Приемным устройством служил сигнальный аппарат, состоящий из шести мультипликаторов с подвешенными на вертикальных шелковых нитях магнитными стрелками. Стрелки имели демпферы в виде пластинок, погруженных в сосуд со ртутью. В приемном устройстве находился еще один вызывной мультипликатор аналогичного устройства. Над каждой стрелкой на нити был закреплен легкий кружок, окрашенный с одной стороны в белый, а с другой – в черный цвет. Один конец каждой катушки мультипликатора присоединялся к соответствующему проводу телеграфной линии, а другие концы, соединенные вместе, присоединялись к общему. Таким образом, телеграфная линия состояла из восьми проводов (шесть проводов к мультипликаторам, один к вызывному мультипликатору и один общий).

Электромагнитный шестистрелочный телеграф П. Л. Шиллинга (1829 г.)

Электромагнитный шестистрелочный телеграф П. Л. Шиллинга

Передающий аппарат имел клавиатуру, состоящую из восьми пар черных и белых клавиш. Шесть пар основных сигнальных клавиш подключали гальваническую батарею к сигнальным проводам мультипликаторам. Последняя пара клавиш была соединена с вызывным мультипликатором. При нажатии одной или нескольких основных клавиш, например, черного цвета соответствующие кружки на приемном аппарате поворачивались к наблюдателю черной стороной. Нажатие белых клавиш поворачивало кружки белой стороной к наблюдателю. В положении покоя кружки были обращены к наблюдателю ребром. При нажатии клавиш вызывного мультипликатора движение его стрелки включало звонок.

Для своего шестистрелочного телеграфа Шиллинг разработал простой код русского алфавита, который и с современных позиций может быть признан удобным, лаконичным и надежным. Чтобы передать каждую букву алфавита, требовалось нажать одну или две основные клавиши передающего аппарата. Цифры передавались по линии с помощью трех основных сигналов. Аппарата требовал линию связи из восьми изолированных проводов, построение которой было довольно сложной для того времени задачей.

Телеграфный код Шиллинга

Телеграфный код Шиллинга

Код Морзе

Код Морзе – это код, в котором любой знак представляются определенной комбинацией коротких (точка) и длинных (тире) посылок. За единицу длительности принимается время передачи точки. Время передачи тире равно 3 единицам, пауза между передачей элементов одного знака равна 1 единице, время паузы между знаками 3 единицы, пауза между словами 7 единиц.

Первоначальная таблица кода Морзе существенно отличалась от кодов, которые сегодня принято использовать.

  • Первоначально применялись посылки четырех длительностей: точка, тире, двойное тире (буква L), тройное тире (цифра 0)
  • Некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Так латинская буква С, передавалась как “две точки-пауза-точка”, т.е. как буквы И и Е, переданные друг за другом
  • Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры

Действующий в настоящее время код Морзе описан в официальной Рекомендации ITU M.1677-1 (10/2009) “Международный код Морзе”, рекомендуем ознакомиться с первоисточником.

Самюэл Финли Бриз Морзе

Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет.

В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину "Умирающий Геркулес", удостоенную золотой медали. В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Мунро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли" (капитан судна - Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.

В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. "Извлечение искр из магнита" казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи "искр". Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Самюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код - телеграфную азбуку. Примечание: Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как "код Морзе" или "морзянка"), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу.

Надо заметить, что исходная таблица "кода Морзе" разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной "морзянке" вообще использовались иные принципы. Так, на ряду с "точками" и "тире", были сочетания "двойное тире" (буква L) и даже "тройное тире" (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу. . Латинская буква С, например, передовалась тогда как "две точки-пауза-точка", т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, "морской", "континентальный". ).

Современный вариант международного "кода Морзе" (International Morse) появился совсем недавно - в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. "континентального" варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт - первоначальный вариант "кода Морзе" кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!

В 1851 г. германская "Комиссия по устройству телеграфа" оценила преимущества "аппарата Морзе", и с тех пор он нашел свое широкое применение.

Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

Американская мечта


123


В 1815 году Морзе вернулся на родину, имея в багаже несколько больших исторических полотен. Они были встречены знатоками очень благосклонно, однако покупателя они так и не нашли. Исторические и мифологические сюжеты были малопонятны для янки, поэтому популярностью у местных богатеев пользовались исключительно портреты их самих или их домочадцев. Но эту нишу в Бостоне уже поделили доморощенные портретисты, королем которых считался Гилберт Стюарт. Новому конкуренту они были совершенно не рады.

Президент академии

Промаявшись некоторое время в Бостоне, Морзе поехал по стране в поисках заказов. Он работал и на севере, и на юге, получая по $60 за картину, при том, что корова тогда стоила десять. А за неделю он успевал написать до четырех полотен. Благодаря своему таланту и умению заводить знакомства Морзе обзавелся хорошей клиентурой и неплохо заработал — домой он вернулся с внушительной суммой в $3 тыс. После этого художник смог позволить себе жениться на Лукреции Уокер, с которой был уже несколько лет обручен.


155 лет назад изобретатель Филипп Рейс представил изобретение, вдохновившее Александра Белла на создание телефона

В 34 года Морзе остался вдовцом с тремя детьми, впрочем, с их воспитанием помогали родственники — малышей забрала семья его брата. Сам же художник переехал в Нью-Йорк, где погрузился в творческую и общественную деятельность. Вместе с Генри Инманом, Эшером Дюраном, Уильямом Данлепом и Чарльзом Ингама он основал общество молодых живописцев — Национальную академию дизайна. Коллеги даже избрали Морзе ее президентом. Это был американский аналог лондонской Королевской академии, в которую принимали только профессиональных художников. В это же время Морзе создал несколько лучших своих работ, из которых самыми известными стали портреты маркиза де Лафайета, президентов Гаррисона и Монро, а также ряд картин на исторические сюжеты.

123

123


Чудак с чердака

Морзе устроил лабораторию на чердаке дома своего брата и приступил к опытам. Вся зарплата профессора живописи Нью-Йоркского университета уходила на провода, гальванические батареи и другие материалы, жил же он впроголодь. Рисовать совсем перестал. Морзе консультировался со всеми возможными специалистами, изучал работы первооткрывателя электромагнитного поля Майкла Фарадея, сопоставлял достигнутое другими изобретателями. Шаг за шагом он двигался к цели. В награду за упорство судьба оказалась к нему благосклонна и даровала отличного помощника: Морзе однажды демонстрировал прообраз своего аппарата студентам университета и его рассказ так вдохновил одного из них, Альфреда Вейла, что тот решил стать помощником Морзе. А заодно уговорил своего отца, крупного промышленника, материально поучаствовать в работах профессора. Бизнесмен почувствовал коммерческую перспективу и согласился выделить на исследования $2 тыс. при условии, что его сын станет компаньоном Морзе. Помимо этого, Стивен Вейл заключил с Морзе соглашение, что четверть будущей гипотетической выручки от изобретения достанется ему. Эту долю он передал сыну.

К 1838 году Морзе удалось передать сигнал на значительное расстояние, и 8 февраля он впервые продемонстрировал изобретение в филадельфийском институте Франклина. Зрители были в восторге, но практического значения открытие Морзе не имело: пусть электрический сигнал был послан и принят, но какая от этого польза, кроме чисто научного интереса?

Начался новый этап мытарств Морзе. Он ходил по кабинетам и уговаривал чиновников, бизнесменов и сенаторов, что его открытие в будущем может перевернуть мир. Одновременно он сражался за патент, который ему не хотели давать, поскольку с точки зрения бюрократов патентовать было нечего — не давать же бумагу на явление природы! Морзе в итоге победил и в 1840 году через суд получил патент, да еще успел из-за него посудиться с Вейлом-старшим. Изобретатель опять жил впроголодь, причем совершенно реально — порой ему буквально нечего было есть.

Первый телеграф Морзе, 1835 год. Реплика

Первый телеграф Морзе, 1835 год

Однако Морзе не опускал руки и продолжал работать над усовершенствованием придуманного им аппарата и способом кодировки сигнала, который можно будет передавать. Так постепенно рождалась знаменитая азбука Морзе, буквы которой состояли из последовательно чередующихся коротких и длинных сигналов — точек и тире.

Демонстрация Морзе своего аппарата произвела такое впечатление на председателя сенатского комитета по делам коммерции Фрэнсиса Смита, что тот решил заняться лоббированием этой идеи. Смит субсидировал поездку Морзе в Европу. Однако ни в Англии, ни во Франции, ни в России изобретатель не нашел поддержки, поскольку во всех странах велись похожие разработки. А Николай I, рассчитывавший на создание телеграфа русским ученым Павлом Шиллингом, даже запретил упоминать об изобретении Морзе в печати. Стоит отметить, что все разрабатываемые европейские системы телеграфов относились к стрелочному типу, и электромеханический аппарат Морзе был шагом вперед по сравнению с ними. Вскоре весь мир понял это.

С Богом на нашей стороне


Сэмюэль Морзе отправляет первую публичную телеграмму из зала Верховного суда в Капитолии, штат Вашингтон, в Балтимор 24 мая 1844 года

Сэмюэль Морзе отправляет первую публичную телеграмму из зала Верховного суда в Капитолии, штат Вашингтон, в Балтимор 24 мая 1844 года

В 1866 году осуществилась давняя мечта Морзе: после трудных и дорогостоящих попыток с привлечением самых выдающихся ученых и инженеров того времени удалось проложить кабельную телеграфную линию по дну Атлантического океана, которая соединила Старый и Новый Свет. Кабель впоследствии не раз рвался, его меняли, но телеграф уже навсегда крепко соединил континенты.

После коммерческого успеха Морзе был немедленно вовлечен в юридические распри с партнерами и конкурентами, которые пытались оспорить и подхватить в принципе нехитрые идеи изобретателя. Но Морзе сражался как лев, и Верховный суд окончательно признал его авторские права на телеграф.

Морзе стал богат и знаменит. Он купил имение в Пончкифи, близ Нью-Йорка, где и провел остаток жизни в окружении детей (у него их было трое от первого брака и четверо от второго) и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников. Естественно, поддерживал он и Академию дизайна — помогал деньгами, дарил картины, а в конце жизни передал ей свою коллекцию книг по искусству. Единственное, чего Морзе не делал больше никогда, — он не рисовал. Через некоторое время телеграф Морзе уступил первенство телефону и радио, но имя изобретателя знаменитой азбуки навсегда осталось в истории человечества. Как, впрочем, и имя незаурядного американского художника Сэмюэла Морзе.

Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений. Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Автопортрет, 1818. Фрагмент

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Высадка паломников

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Слева – *Умирающий Геркулес*. Справа – *Суд Юпитера*

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Портреты Джеймса Монро (слева) и маркиза де Лафайета

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Галерея Лувра, 1831-32

Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Слева – Муза (портрет старшей дочери Сьюзан). Справа – автопортрет

Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Портреты Сэмюэла Нельсона и Кетрин Энн Рассел Нельсон, 1822

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

С. Морзе. Ниагара, 1835

Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.

Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист? Знаменитости, Наука, Художник, Длиннопост

Известный американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе

Красивые картины же. Особенно портреты.

открытие азбуки. может быть, всё-таки, создание?

Рики Джервэйс о религии


Рисунок акварелью. "Фрида Кало"

Рисунок акварелью.

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе

Хочу нынче поведать историю одной картины.
Это полотно Джозефа Райта, написанное в 1768 году и на нем происходит нечто странное - группа людей смотрит на какаду в банке.

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе История искусств, Художник, Картина, Наука, Длиннопост

Чтоб понять, что это вообще такое, надо начать издалека.

Начиная с 1765 года в английском Бирмингеме почти пятьдесят лет существовало неофициальное научное сообщество, в которое входили все лучшие местные люди - художники, натурфилософы, ученые и увлеченные науками промышленники. Называлось оно “Лунным обществом”, потому как собирались участники обычно в полнолуние. Но не потому, что так загадочнее, а потому, что разговоры порой длились до глубокой ночи, а когда светила полная луна можно было сэкономить на свечах и еще уменьшалась возможность получить по шее в темноте возвращаясь домой.

Участники называли себя “lunaticks” - лунатиками или сумасшедшими. Страстные оптимисты объединились для того, чтоб обсуждать все важное и, что особенно круто, делать всякое полезное по мотивам обсуждений.

Так как общество было неформальным, не сохранилось ни списков членов, ни протоколов заседаний, ни каких-то сводов правил. Считается, что основных участников было 14, а остальных приглашали разово потусоваться или выступить с докладом. Среди основных лунатиков, например, были Джозеф Пристли - священник-химик, открывший кислород, и два деда Чарльза Дарвина - выступавший за отмену рабства и доступность образования для женщин врач и поэт Эразм Дарвин, и гончар и технолог Джозайя Веджвуд. А еще в обществе состояли, геологи, биологи, часовщики, изобретатели и заходил на огонек Бенджамин Франклин.

Еще среди членов общества был художник Джозеф Райт.

В 1768 году он написал вот эту самую картину - “Эксперимент с птицей в воздушном насосе”. Совершенно караваджистская по духу и стилю работа, только у Караваджо в таком контрастном свете происходят чудеса - призвание апостола Матфея или, например, явление воскресшего Иисуса ученикам, а у Райта чудо нового времени - происходит Наука.

Вот, смотрите, просто для сравнения, Караваджо:

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе История искусств, Художник, Картина, Наука, Длиннопост

Итак, на картинке в заглавии, перед нами научный опыт - при помощи вакуумного насоса Роберта Бойля (того, который закон Бойля-Мариотта придумал) демонстрируется процесс откачивания воздуха из склянки с белым какаду.

Насос этот был изобретен вообще-то Отто фон Герике, но у того не хватило средств на то, чтоб его собрать по собственным чертежам. Зато Роберт Бойль в средствах стеснен не был, поэтому схему модернизировал и несколько насосов изготовил. И провел кучу экспериментов с ними и даже книжку издал, в которой 43 таких эксперимента описал. Он проверял как влияет вакуум на горение, магнетизм, звук и давление. Среди опытов, два проводились на живых существах - так Бойль проверял будут ли летать летучие насекомые и что будет со зверюшками. Досталось мухам, улиткам, угрям, мышам и птицам больше всего. Собственно, в книге были описаны именно издевательства над жаворонком.

Слабонервным не читать:

“Птица некоторое время казалась довольно живой; но после большего откачивания воздуха она явно стала слабеть и становиться больной, вскоре после этого забилась в яростных конвульсиях, каковые обычно бывают у домашней птицы, которой свернули шею; птица ударилась два-три раза и умерла, её грудь опала, голова склонилась, а шея вывернулась.”

Когда же Райт взялся за написание этой своей картины, этот эксперимент был крайне популярен и воспроизводился в качестве шоу бродячими лекторами. Можно было купить билет на такое представление или, за отдельную плату, пригласить душителя птичек с насосом и просветительскими речами домой. Говорят, зрелище было душераздирающее, поэтому вместо стеклянной колбы чаще использовали надутый мочевой пузырь.

Какаду, кстати, был редкой и очень дорогой птицей, на них таких опытов не ставили. Он здесь для красоты.

Что касается картины - тут художник ловко делает зрителя частью кружка наблюдателей. Все вокруг, кроме детей, совершенно никак на издевательства над животным не реагируют - вероятно, так нам намекают на то, что обществу, в целом, наплевать на страдания живых существ, а наука, знаете ли, бывает жестока. И нам непонятно - выживет птица или нет. Вот и мальчик на заднем плане то ли тянется за клеткой, чтоб убрать туда какаду после окончания опыта, то ли убирает ее подальше, понимая, что птичке конец.

Существует эскиз к картине, в котором ученый (автопортрет самого Райта, кстати) утешает девочек и там птица, очевидно, выживает, а потому драмы особо нет. От такого варианта художник отказался, но эскиз я прикреплю (там смешные лица у всех):

Читайте также: