Фотография как объект авторского права

Обновлено: 12.05.2024

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объекты авторского права — это произведения науки, литературы и искусства, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа их выражения.

Этой же статьей ГК РФ законодатель устанавливает перечень объектов авторского права. Согласно установленному перечню к объектам авторского права в том числе относятся фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Аналогичный подход к правовой охране фотографий характерен не только для России, но и для других государств. Так, в Великобритании [1], Франции [2] и Германии [3] фотографические изображения также признаются объектами авторско-правовой охраны. По нормам законодательства Бразилии, фотографии и произведения, полученные аналогичными способами, также относятся к объектам авторского права (Law on Copyright and Neighboring Rights, ст. 7.VII) [4]. Что касается правоприменительной практики, то при применении норм авторского законодательства суды исходят из того, что фотографическое произведение создается творческим трудом фотографа.

Однако в законодательстве некоторых государств такая презумпция отсутствует, и далеко не всегда фотография признается произведением искусства. В ряде стран распространение норм авторского права на фотографии обусловлено выполнением определенных условий, предусмотренных законом. Так, по Закону об авторском праве Соединенных Штатов Америки [5] произведениями изобразительного искусства признаются фотографии, выполненные только для выставочных целей, существующие в одном экземпляре, подписанном автором, или в ограниченном издании (200 копий или меньше), которые также подписаны и пронумерованы автором. Во французском законодательстве долгое время действовала норма о том, что для охраны по нормам авторского права фотография должна обладать характеристиками художественного произведения или документа (до реформы 1985 г.).

Таким образом, в ряде государств фотографические изображения разграничиваются на фотографические произведения, являющиеся разновидностью произведений искусства, признаваемые объектами авторского права, и так называемые простые фотографии, не признаваемые такими объектами.

В отличие от п. 1 ст. 6 ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации [6] отсутствует указание на то, что произведение должно являться результатом творческой деятельности, поскольку критерии творчества не могут быть точно определены. Предполагается, что любое произведение имеет творческий характер (в противном случае оно не является произведением).

Эта позиция находит отражение и в определении автора как гражданина, создающего произведение своим творческим трудом (ст. 1257 ГК РФ). Таким образом, фотографические произведения предполагаются творческими, пока не доказано иное. Бремя такого доказывания лежит на лице, использующем фотографическое произведение (в частности, на СМИ) в соответствии с п. 3 ст. 1250 ГК РФ, где указано, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.

На основе анализа правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее часто встречающимся способом нарушения исключительного права на фотографию является воспроизведение без согласия на то правообладателя фотографических изображений с доведением указанных произведений до всеобщего сведения в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, на страницах сайтов и т.п. Основным условием такого "доведения до всеобщего сведения" выступает предоставление возможности получения доступа к произведению из любого места и в любое время любому лицу по собственному выбору.

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ, в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать от нарушителя по своему выбору вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Данная компенсация применяется наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (статьи 1250, 1252 и 1253). Минимальный и максимальный размеры компенсации устанавливаются ст. 1301 ГК РФ:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Таким образом, данная норма является весьма гибкой, так как размер компенсации варьируется исходя из характера нарушения, а правообладателю принадлежит право выбора способа защиты принадлежащего ему исключительного права на произведение. Поскольку не представляется возможным описать в законе все виды нарушений указанного права, то конкретный размер компенсации в каждом случае нарушения исключительного права определяется решением суда. В случае же, если будет доказано отсутствие творческой составляющей фотографии, она не может быть признана объектом авторского права, исключительное право на нее не возникнет, следовательно, норма ст. 1301 ГК РФ о выплате компенсации за нарушение исключительного права на произведение не подлежит применению.

Как и в отношении прочих объектов авторских прав, в отношении фотографических изображений допускается свободное использование, перечень оснований которого является исчерпывающим. Так, в соответствии со ст. 1272 ГК РФ распространение оригинала или экземпляров произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускается в случае, если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, то есть имеет место "исчерпание прав".

Что касается цитирования, то его правила предусмотрены ст. 1274 ГК РФ о свободном использовании произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Согласно п. 1 указанной статьи допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Указанные нормы касаются всех объектов авторского права, в том числе фотографических произведений, поэтому вряд ли есть потребность в специальной норме о цитировании фотографий в средствах массовой информации, главным в производстве которых является текст.

Также рекомендуется Вам:

В отношении указания имени автора на произведении применяется п. 1 ст. 1265 ГК РФ, согласно которому автору принадлежит право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Данное право неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от него ничтожен. В связи с этим обязать фотографов указывать свое имя на произведении не представляется возможным.

Как и в отношении других объектов авторского права, возможно свободное использование фотографических изображений в личных целях, в информационных, научных или культурных целях, в целях иллюстрирования, в обзорах текущих событий, а также в других случаях, когда произведение, находящееся в месте, открытом для свободного посещения, оказывается воспроизведено, сообщено в эфир или по кабелю, не являясь при этом основным объектом этих действий. Так, осуществляя репортаж с места событий, иногда весьма затруднительно избежать демонстрации произведения, которое может находиться в месте события, при этом условием применения нормы ст. 1276 ГК РФ является то, что основным объектом воспроизведения становится именно соответствующее событие, а не расположенное в том же месте произведение. При этом ст. 1276 ГК РФ неприменима к случаям использования изображения в коммерческих целях.

Представляет особый интерес отнесение к такого рода местам сайтов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 22 сентября 2014 года N 117-АПГ14-2 [8] определено, что размещенное на сайте произведение является объектом, находящимся в месте, открытом для свободного посещения, если для получения доступа к нему не требуется ввода каких-либо регистрационных данных (например, логина, пароля и др.), и если при этом произведение не является основным объектом воспроизведения.

Вообще использование фотографических произведений в сети Интернет является сегодня одной из основных проблем правообладателей. Это связано как с экстерриториальностью самой сети, так и множеством субъектов, вовлеченных в процесс защиты прав. Основными проблемами защиты авторских прав на фотографические произведения следует признать сложность в обнаружении факта правонарушения, особенно в случае обработки экземпляров фотографии при помощи специального программного обеспечения; сложность в оперативном пресечении противоправных действий, а также в определении правомерности или неправомерности использования фотографических изображений в сети Интернет.

Вместе с тем, несмотря на выявленные недостатки, действующее законодательство дает правообладателю фотографических произведений огромный инструментарий для защиты своих прав, который, к сожалению, крайне редко используется в полной мере.

Литература

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.

8. Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2014 N 117-АПГ14-2 // СПС "КонсультантПлюс".

Суд пришел к выводу, что размещение фото на различных интернет-ресурсах без указания автора само по себе не свидетельствует о том, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения


Верховный Суд опубликовал определение от 28 января по делу № 5-КГ19-228, которым вернул на новое апелляционное рассмотрение спор между фотографом Олесей Цейтлин и Минстроем России. Ранее нижестоящие инстанции пришли к выводу о том, что размещение фотографии на различных сайтах без указания имени автора означает ее нахождение в свободном доступе.

Новость на сайте Минстроя

В марте 2017 г. в Тверской районный суд обратилась Олеся Цейтлин, которая заявила, что является автором этого фото, и потребовала запретить Минстрою использовать изображение, взыскать с госоргана компенсацию за нарушение исключительного права на произведение в размере 20 тыс. руб. за воспроизведение, 20 тыс. руб. за доведение до всеобщего сведения и 20 тыс. руб. за распространение, а также компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. руб.

Суды сначала встали на сторону фотографа, а потом – Минстроя

Решением районного суда от 3 августа 2017 г., оставленным без изменения апелляцией, исковые требования были удовлетворены частично. В пользу истицы были взысканы компенсация за нарушение исключительного права на произведение в размере 30 тыс. руб. и 5 тыс. руб. компенсации морального вреда.

Суд заметил, что на различных сайтах в Сети размещено множество фотографий, похожих на спорную, где используются квитанции на оплату ЖКУ и денежные средства. Кроме того, данная фотография также размещена на различных информационных порталах в Интернете и находится в свободном доступе с возможностью ее копирования, при этом ни на одном из сайтов не содержится сведений об авторстве Олеси Цейтлин, добавила первая инстанция. Позднее апелляция согласилась с этими выводами.

Интернет не является местом, открытым для свободного посещения

Рассматривая кассационную жалобу фотографа, Верховный Суд не поддержал позицию нижестоящих инстанций. Он заметил, что свое авторство истец доказывала исходным цифровым файлом фотографии и данными о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка. Кроме того, из материалов дела следует, что представитель Олеси Цейтлин представил на обозрение суда оригинал той самой квитанции за февраль 2015 г., которая изображена на фото.

Процитировав п. 1 ст. 1276 ГК РФ, Суд указал, что по его смыслу информационно-телекоммуникационная сеть Интернет не является местом, открытым для свободного посещения. Судебная коллегия по гражданским делам подчеркнула, что нахождение фотографии на различных информационных порталах в Интернете не означает нахождение ее в свободном доступе с возможностью копирования.

Согласно абз. второму ст. 1229 Гражданского кодекса правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а отсутствие запрета не считается согласием, заметил ВС. Так, из материалов дела следует, что фотография, по поводу которой возник спор, была размещена истцом на двух сайтах, являющихся фотобанками и реализующих изображения на платной основе.

Дело вернулось на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Комментарий представителя Олеси Цейтлин

Постановление Пленума разъясняет подсудность интеллектуальных споров, определение размера компенсации нарушенных прав, допустимость использования скриншотов как доказательств и иные вопросы

По словам представителя, немалую роль в удовлетворении кассационной жалобы Верховным Судом сыграло недавнее Постановление Пленума ВС от 23 апреля 2019 г. № 10 о применении части четвертой ГК РФ, и в частности его п. 110, в котором необработанная фотография признается доказательством авторства конкретного лица.

Эксперты поддержали подход ВС РФ

Старший юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Eversheds Sutherland Алексей Дарков полагает, что, отказывая Олесе Цейтлин в иске, суд должен был либо установить иного автора произведения, либо признать правомерное использование произведения Минстроем, причем оба таких вывода должны были быть обоснованы и мотивированы.

Авторское право — это такой огромный пласт гражданского права, который включает себя интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и выражения произведения, а именно: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи и скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие картины, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения, а также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Сегодня мы будем говорить только об изображениях. А точнее о том, как защитить свое авторское право на фотографию. В следующих статьях рассмотрим вопрос, о том как использовать чужие изображения, не нарушая при этом авторских прав, а также постараемся подробно раскрыть все сферы авторского права, наиболее интересные для тех, чье дело так или иначе связано с интернет ресурсам.

Сегодня мы будем говорить только об изображениях. А точнее о том, как защитить свое авторское право на фотографию. В следующих статьях рассмотрим вопрос, о том как использовать чужие изображения, не нарушая при этом авторских прав, а также постараемся подробно раскрыть все сферы авторского права, наиболее интересные для тех, чье дело так или иначе связано с интернет- ресурсами.

Итак, на сегодняшний день, каждый второй фотограф сталкивается с ситуацией, когда фотографии его авторства используются без разрешения и без указания его имени. Но далеко не каждый в состоянии отстоять свои права .

Что же нужно знать об авторском праве на фотографии?

Во-первых, то, что авторским правом защищены абсолютно любые фотографии, сделанные вами, творческая составляющая ,которая делает произведение объектом защиты, презюмируется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

Автору произведения (в данном случае -изображения) принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения; другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Авторское право на фотографию возникает в момент ее создания, т. е. в момент получения кадра. Совершенно никакого значения не имеет факт обнородования (публикации) фотографии , также как и не нужна специальная регистрация указанного права.

Все права на фотографию делятся на имущественные, неимущественные и другие права.

К имущественным правам относятся:

  • исключительное право на фотографию — им можно распорядится (продать, подарить, передать по наследству). Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает, фотография становится общественным достоянием и ее может использовать кто угодно. Исключительное право заключается в том, что фотографию можно использовать в любой форме и любым способом, не противоречащим закону, а также разрешать или запрещать другим лицам использовать фотографию. Под использованием понимается запись на электронный носитель, изготовление копий, продажа, публичный показ , распространение, переработка.
  • право на обнородование фотографии;

К неимущественным правам относятся:

  • Право авторства и право автора на имя. Эти права бессрочны, сохраняются после смерти автора и отказ от них ничтожен, т. е. не имеет юридической силы.
  • Право на неприкосновенность произведения и защита фотографий от искажений. Оно также бессрочно, неотчуждаемо и непередаваемо. Это значит, если фотография была изменена без согласия автора, то он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.
  • Право на отзыв -автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.
  • Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует магазин, салон, галерея или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентов от цены перепродажи .
  • Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.
  • Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

С теорией разобрались. Теперь можно перейти непосредственно к защите авторских прав.

Для того, чтобы авторские права не нарушались существует ряд рекомендаций предупредительного характера. Если не лениться их выполнять, то можно в значительной степени защитить результаты своего труда.

  • Храните у себя оригиналы изображений. RAW как раз является способом подтверждением того, что автор фото именно вы! И лучше не передавать третьим лицам исходники в этом формате, за исключением коммерческой съемке, где был заключен договор о передаче исключительных прав заказчику.
  • Не размещайте в сети Интернет фотографии в большом разрешении, как правило достаточно разрешения 1000 px по длинной стороне.
  • Размещайте на фотографиях копирайт или в настройках сайта включайте защиту изображений.
  • Рабочие файлы PSD, TIF также могут подтвердить авторское право на результат работы.
  • Еще есть хороший способ: при публикации фото в интернете кадрируйте снимок (если это возможно), наличие у вас полного (не измененного) кадра также является подтверждением ваших прав.
  • В настройках камеры в EXIF будет верным указать себя в качестве автора (имя, фамилия или адрес сайта)
  • Backstage с фотосъемки нужен не только для того, чтобы ваши подписчики в социальных сетях видели вас в работе, но и для доказательства съемки в определенном месте определенных сюжетов.
  • Не выбрасывайте платежные документы, подтверждающие факты оплаты камеры, принадлежащей вам. Это может понадобиться в суде.

Если права все же были нарушены?

Первое , что нужно сделать, зафиксировать факт правонарушения.

Если это газета, журнал, книга — сохраните ее у себя. Если вы нашли публикацию в сети интернет , сделайте скриншот страницы, заверьте ее у нотариуса. Если это наружная реклама: сфотографируйте или снимите на видео не только сам стенд/билбор, витрину , но и окружающее пространство, чтобы можно было правильно идентифицировать место размещения. Зафиксируйте письменно место, конкретный адрес, рекламную компанию, занимающуюся размещением конкретной рекламы и т. п.

Второе. Необходимо установить правонарушителя : физическое ( ФИО, в случае необходимости, место жительства , по возможости; контакты) или юриическое лицо (наименование, юр. адрес, контакты, ФИО директора).

Если все же дело доходит до судебного разбирательства?

В последнее время суды все чаще становятся на защиту прав авторов. При условии доказанности факта принадлежности авторского права.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.

Таким образом, на истце лежит обязанность доказать факты принадлежности ему авторских прав и использования данных прав ответчиком, на ответчике - выполнение им требований действующего законодательства при использовании соответствующих произведений.

К слову, размер компенсаций за нарушение авторских прав, присуждаемых судом, в последнее время особенно радует.

Если интересно, вы можете ознакомиться с некоторыми судебными решениями по данному вопросу по этой ссылке

В следующих статьях мы расскажем о том, как законно использовать фотографии, сделанные третьими лицами, не нарушая при этом авторских прав. А если у вас есть вопросы , вы можете разместить их в комментариях к этой статье.

Поговорим о презумпции творчества и презумпции авторства для профессиональных фотографов и способах защиты исключительных прав на фотографические произведения. Сколько денег реально отсудить за их незаконное использование?


Правоприменение по вопросам интеллектуальной собственности в России всегда напоминало такое удивительное природное явление, как вирга – дождь, который испаряется, не достигая земли. Это очень круто выглядит на фоне солнечного заката и может принести премию любому профессиональному фотографу. Только зачем она ему, если у фотографа не будет воды в той пустыне, из которой он ведёт съёмку.

Красиво наверху. Безжизненно внизу.

Когда-то бедность выжгла эту пустыню, в которой никто и не слышал об авторском праве. Пираты с присущим им романтизмом разносили украденную из далёких источников воду измождённым жителям безрадостных пампасов.

Постепенно, со вселенским скрипом, правообладатели добились защиты для фильмов и сериалов, затем для музыки, и, в последнюю очередь, для фотографий.

Фото должно быть создано вашим творческим трудом, как и любой объект авторского права. По счастью, для беспрепятственного входа в суд будет достаточно действующих в России презумпции творчества и презумпции авторства. Но при активном поведении ответчика доказывать художественную ценность фотографии и авторство над ней всё равно придётся.

Что является творческой деятельностью фотографа?

Это выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива, установка выдержки затвора, настройка диафрагмы, настройка резкости кадра, обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ. Соответственно, процесс создания любой фотографии или видеозаписи обладает признаками творческой деятельности, представляющей собой фиксацию с помощью технических средств различных отражений постоянно изменяющейся действительности.

Поскольку автору произведения искусства принадлежат исключительное право на него, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и право на его обнародование, – любое использование фотографии без разрешения автора незаконно.

Таким использованием независимо от того, совершается ли оно в целях извлечения прибыли или нет, признаётся доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к нему из любого места и в любое время по собственному выбору.

При рассмотрении одного из наших дел в суде оппонент сослался на отсутствие запрета автора на использование его фотографий, в связи с чем он и опубликовал их без спроса. Так вот, отсутствие запрета на использование результата интеллектуальной деятельности не является согласием. Разрешение – это только заключённый с автором лицензионный договор.

Если вы фотограф, или правообладатель, и обнаружили факт незаконного использования принадлежащих вам фотографий, милости просим в суд с исковым заявлением о запрете их противоправного распространения, а также с любым требованием на свой выбор:

  • о взыскании убытков;
  • о взыскании компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей;
  • о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости права использования.

Удивительно, но большинство истцов обращается с исковыми требованиями о взыскании компенсации. Очевидно, по той простой причине, что закон освобождает в этом случае от доказывания размера причиненных убытков, а убытки эти (реальный ущерб или упущенная выгода) могут попросту отсутствовать.

Судьи не летают, как и все люди.

Поэтому рекомендуем обратить внимание на возможность предъявления иска о взыскании двукратной стоимости лицензии на фотографии. Она определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель. Чем ценнее ваше произведение, тем выше его рыночная оценка, которую вы умножите на два.

Отдельными противоправными действиями являются внесение в фотографию любых изменений или дополнений (нарушение права автора на неприкосновенность произведения) и её использование без указания авторства (нарушение права автора на имя).

Если же нарушитель не только обработал ваше фото в графическом редакторе, но и поставил под ним своё имя, это уже присвоение авторства. И если оно причинило ущерб не менее чем в 100 000 рублей, то плагиатору полагается бесплатная путёвка на фотосъёмку северного сияния, которую оплатит государство на основании приговора по уголовному делу.

В суде всё имеет значение, но всегда следует помнить, на чьей стороне бремя доказывания. Если для истца действуют презумпции творчества и авторства, то для ответчика – презумпция вины, предусматривающая необходимость оправдания в заведомо виновном нарушении интеллектуальных прав. Поэтому игнорирование повесток и неявка на судебные заседания сделают ответчику только хуже.

Более того, если фотографию незаконно использовали при осуществлении предпринимательской деятельности, то наличие или отсутствие вины вообще не имеет значения и исковые требования будут удовлетворены стопроцентно. Суд уделит внимание только определению размера убытков, компенсации или стоимости лицензии.

Каждая профессиональная фотография защищена законом. Например, для публикаций на сайте нашей юридической фирмы всегда используются либо снимки, созданные для нас по договору авторского заказа, либо изображения из фотобанков, приобретённые на условиях простой лицензии.

Если для вашего текста требуется хорошая иллюстрация, то первый же рефлекс – взять её из поисковых систем – лучше убить в себе на корню. Ведь мы за вами уже выехали.

Приглашаем Вас на консультацию, и фирма обязательно защитит Ваши права!

С уважением,
Управляющий партнёр
Павел Кортунов

Читайте также: