Что является свидетельством доктора живаго о времени и о себе

Обновлено: 01.06.2024

Проблематика:

  • смысл жизни человека, место человека в истории (связь судьбы каждого человека с судьбами всех остальных, высшее предназначение человека);
  • гуманизм (добро и зло);
  • война, её бессмысленность и беспощадность;
  • нравственный выбор;
  • человек и искусство.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Время и место действия: действие романа происходит в разных уголках России в период от начала века до Великой Отечественной войны.

Действующие лица

Юрий Андреевич (Юра) Живаго — доктор, поэт, щедрый, гуманный и цельный человек.

Антонина Александровна (Тоня) Живаго (в девичестве Громеко) — жена доктора Живаго.

Лариса Фёдоровна (Лара) Антипова (в девичестве Гишар) — возлюбленная Юрия Живаго, жена Антипова.

Амалия Карловна Гишар — мать Ларисы.

Родион Фёдорович Гишар — брат Ларисы, сын Амалии Карловны.

Павел Павлович (Паша) Антипов (в годы революции живёт под фамилией Стрельников) — муж Ларисы. В годы революции становится комиссаром. Изначально весёлый чистюля, впоследствии делается мрачным и подозрительным.

Екатерина Павловна (Катенька) Антипова — дочь Ларисы и Павла Антиповых.

Александр Александрович Громеко — профессор, отец Антонины Александровны, тесть Юрия Живаго.

Анна Ивановна Громеко — мать Антонины Александровны, тёща Юрия Живаго.

Евграф Андреевич Живаго — сводный брат Юрия Живаго, генерал-майор.

Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, советник семьи Гишар, соблазнитель Ларисы.

Михаил Гордон — одноклассник Юрия Живаго.

Осип Галиуллин — знакомый Павла Антипова, подпоручик (впоследствии полковник и генерал).

Марина — гражданская жена Юрия Живаго, телеграфистка, дочь дворника.

Краткое содержание

Юрий Живаго рано остался сиротой, и его взяли к себе дальние родственники — семья Громеко. Юра дружил с Тоней, дочкой профессора Громеко, и Мишей Гордоном, одноклассником.

Юре запомнился случай из детства: как-то профессору Громеко пришлось ехать к Амалии Гишар, которая пыталась покончить с собой. Юра и Миша отправились вместе с ним. Амалия Карловна рассказывала, что к самоубийству её склонили расстроенные нервы, а Юра видел, как обменялись взглядами дочь мадам Гишар и некий мужчина средних лет. Юрий сразу понял, что мужчина полностью владеет мыслями девушки. Позднее Миша сказал Юре, что видел этого человека: он в поезде спаивал отца Юры, после чего старший Живаго убил себя, бросившись с поезда.

Дочь мадам Гишар Лариса действительно состояла в любовной связи с этим мужчиной — другом дома Гишар Виктором Комаровским. Он полностью поработил девушку.

Несколько лет спустя Юрий Живаго вновь встретился с Ларисой Гишар. Незадолго до их встречи Юрий ехал с Тоней Громеко на ёлку и думал, что они должны пожениться. В это же время Лара Гишар говорила влюблённому в неё Паше Антипову, что они обязаны пожениться, иначе она погибла. После этого Лариса отправилась на тот же праздник, куда ехали Юра с Тоней. Ночью раздался выстрел: это Лариса, пытаясь убить кошмар всей своей жизни — адвоката Комаровского, промахнулась и ранила другого человека. Когда её выводили, Живаго второй раз увидел Лару — и снова в компании человека, причастного к гибели его отца.

Адвокат Комаровский, чтобы избежать скандала, замял дело, и Ларису не судили. Однако она тяжело заболела. Здесь же объясняется её сложное положение, повлёкшее за собой перестрелку. Брат Ларисы Родя проиграл чужие деньги и грозил застрелиться. Ларе пришлось занять денег у семьи Кологривовых, в которой она работала воспитательницей. Но вернуть долг девушке никак не удавалось: она отправляла деньги ссыльному отцу Паши Антипова (втайне от самого Паши). Не было другого выхода, кроме как попросить денег у адвоката Комаровского. Но на ёлке Виктор Ипполитович не смотрел на неё, а потом улыбнулся другой девушке той улыбкой, которая Ларисе была хорошо известна.

Юра и Тоня поженились, у них родился сын. Лара выздоровела, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Мужу она призналась в своих отношениях с Комаровским. Они оба работали — преподавали в гимназии. У Лары родилась дочь Катенька. Но отношения Лары и Паши были сложными: Паша всё время сомневался, что Лара его любит.

Началась война. Юрия Живаго призвали на фронт врачом. Павел Антипов закончил офицерские курсы, отправился на фронт и попал в плен. Чтобы найти мужа, Лара стала медсестрой при санитарном поезде. Знакомый Павла Осип Галиуллин сказал Ларисе, что был свидетелем смерти её мужа.

Юрий Живаго, изначально веривший в революцию, с ужасом наблюдал дезертирство и разруху. Вместе с семьёй он двинулся на Урал в имение Крюгеров, чтобы уберечь своих близких. Семье Живаго пришлось преодолеть кордоны вооружённых банд. Часто Юрий слышал, как мирное население с ужасом произносит фамилию некоего Стрельникова — борца с белыми.

Прибыв на Урал, семейство Живаго останавливается у Микулицына (бывшего управляющего Крюгеров), потом поселяется в пристройке, сажает огород. Им помогает приехавший Евграф Живаго. Посетив библиотеку, Юрий Живаго встречается с Ларисой Антиповой. Она сообщает, что таинственный грозный Стрельников — это её муж Паша Антипов. Он и впрямь беспощаден: город, в котором находились его жена и дочь, обстреливал недрогнувшей рукой.

Юрий Живаго начинает встречаться с Ларисой. Он мучится, что обманывает любимую жену, и в какой-то момент даже решает больше не видеться с Ларисой. Но его неожиданно мобилизуют в отряд Ливерия Микулицына. Раненые и больные на два года полностью занимают всю его жизнь. Но заканчивается мобилизация всё-таки побегом.

Появляется Комаровский, который предупреждает Юрия и Лару об опасности и предлагает им уехать. Лариса до сих пор ненавидит этого человека, а Юрий считает его виновным в смерти отца, поэтому ехать с Комаровским они отказываются. Но надо как-то решать проблемы, да ещё и Лара подозревает, что беременна.

Комаровский снова появляется и рассказывает, что Стрельникова приговорили к смертной казни — надо спасать его дочь. Ларисе приходится уехать вместе со Стрельниковым.

Юрий Живаго оказывается совсем один. Он много пьёт и пишет стихи о любимой, о жизни вообще. Его терзает ощущение утраты.

В один из дней в жилище Живаго появляется Стрельников (а это значит, что Комаровский солгал Ларе и Юрию). Они всю ночь беседуют, а наутро Живаго находит Стрельникова застрелившимся.

Живаго пешком возвращается в Москву. Он сходится с телеграфисткой Мариной, у них рождаются две дочки. Внезапно Юрий Живаго пропадает: он оставляет жене записку, что хочет побыть один и просит его не разыскивать. Живаго не сообщает, что его брат Евграф снова появился и помогает ему деньгами.

Летом Юрий Живаго вдруг умирает от инфаркта. Случайно на его похоронах оказывается и Лариса — она просто зашла в квартиру, где когда-то жил её муж Павел. Впоследствии Лариса исчезает (возможно, её арестовывают).

Спустя годы Евграф Живаго случайно находит Таню Безочерёдову, дочь Ларисы и Юрия. Комаровский увозил Ларису в Монголию, и она оставила ребёнка сторожихе Марфе. Впоследствии Марфа сошла с ума, и девочка стала беспризорницей. На момент знакомства с Евграфом Таня работала прачкой.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Первая половина XX в.

Борис Пастернак

В романе несколько персонажей. Они время от времени меняют социальный статус и встречаются друг с другом. Так Пастернак хотел показать, как меняются судьбы людей под влиянием внешних обстоятельств.

Роман начинается с похорон матери Юрия Живаго. Читатель узнает, что мальчик родился в состоятельной семье, но отец оставил его и мать и промотал все состояние. Юрия берет на воспитание дядя, а затем он попадает в семью Громеко, где знакомится с Антониной — дочерью его благодетелей.

Также читатель знакомится с еврейским мальчиком по имени Миша Гордон. Во время путешествия на поезде он был свидетелем самоубийства Андрея Живаго — отца Юрия. Позже в гимназии он встретится и с самим Юрием, который станет его лучшим другом.

Александр Александрович Громеко — врач. Однажды он отправляется на вызов к Амалии Гришар, которая пыталась покончить с собой. Миша и Юра напрашиваются поехать с ним. В доме Гришар происходит знакомство Юрия и Лары — дочери хозяйки. Там же появляется еще один персонаж произведения — адвокат Виктор Комаровский.

От Миши Юрий узнал, что Виктор — это человек, причастный к гибели его отца. С ним Андрей Живаго выпивал перед самоубийством.

В это самое время Лара в разговоре с другом детства Пашей Антиповым сказала, что единственным средством спасения ее от гибели является их скорое венчание. У Свентицких веселье прервалось, когда Лара стреляла в Комаровского. Пуля убила другого человека. Когда девушку выводили из дома, Юрий вспомнил их первую встречу. Вернувшись домой, герой узнал, что Анна Ивановна умерла.

При помощи Комаровского Ларе удалось избежать наказания. Она вышла замуж за Павла, и они перебрались на Урал. У них появилась дочь.

Антонина и Юрий также поженились. Началась война, и Живаго отправили на фронт, как раз когда у него родился сын. Повидать новорожденного ему толком не удалось.

Павел Антипов сомневался в том, что жена его любит. Из-за этого у них были непростые отношения. Павел закончил курсы офицеров и отправился воевать. Лара стала медсестрой. Она отправилась на фронт, чтобы отыскать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Павла, сказал Ларе, что видел, как ее муж погиб.

Началась революция, армия разваливалась. Живаго вернулся в Москву, чтобы увезти семью на Урал. В пути он слышал о восстаниях, которые жестоко подавлял некто Стрельников, воевавший с белыми. Последних возглавлял Галиуллин.

Семья Живаго осела в Варькине. Юрий принимал пациентов, приводил в порядок дом и работал на огороде. Неожиданную помощь он получил от Евграфа. Сводный брат будет появляться в сложные моменты в судьбе героя и в дальнейшем.

Живаго попал в город Юрятин и в библиотеке встретил Лару. Она рассказала, что грозный красный командир Стрельников — это ее супруг Павел. Когда он брал город, даже не поинтересовался, жива ли его семья.

Между Живаго и Ларой начался роман. Он продолжался два месяца. Юрия мучила совесть, и он собирался признаться Антонине, но по дороге домой вооруженные люди забрали его в партизанский отряд. Два года Живаго лечил больных и раненых, прежде чем сбежать.

Он оказался в Юрятине, когда город взяли красные. Обессиленный, он добрался до дома Ларисы. Герой узнал, что его семья вернулась в Москву. Позже он получил письмо от Антонины, в котором было сказано, что семью профессора Громеко высылают из страны. Женщина призналась, что любит его, но Юрий волен строить жизнь как хочет.

Живаго работал доктором, Лариса преподавала. Однако в них видели социально чуждые элементы. В городе свирепствовала чрезвычайная комиссия.

Вскоре появился Комаровский и предложил увезти их. Бывшего адвоката пригласило правительство Дальневосточной республики. Но Юрий знал о том, что Комаровский виновен в смерти его отца и сыграл злую роль в жизни Ларисы, поэтому отверг предложение.

Они решили перебраться в Варькино. Село выглядело пустым, но появление людей страшило больше, чем воющие волки по ночам. Лара сообщила, что беременна. Когда вновь появился Комаровский, доктор сказал, что Лариса должна уехать с ним. Он остался в одиночестве, пил и писал стихи.

Его одиночество было прервано появлением Стрельникова. Они беседовали всю ночь о детстве, судьбе страны, Ларисе. Утром Живаго отправился за водой, а когда вернулся, увидел, что Павел застрелился.

Долго добирался до Москвы доктор Живаго. Краткий пересказ книги продолжается появлением героя в столице в начале нэпа. Вот как развивались дальнейшие события:

  • Несколько лет герой прожил, издавая небольшие книги. Юрию приглянулась Марина, которая была дочерью дворника. Они стали жить вместе. У пары родилось две дочери. Однажды летом Живаго исчез. Марина получила письмо о том, что ему необходимо побыть в одиночестве.
  • Она не знала, что Юрий встретил Евграфа, который дал ему денег, нашел комнату, в которой когда-то жил Павел Антипов, и искал место работы.
  • По пути в Боткинскую больницу доктору стало плохо. Он упал на мостовой и умер от сердечного приступа.
  • На похороны пришло много людей, в том числе Антонина и Лариса. От Евграфа она узнала, что ее муж Стрельников не был казнен, а застрелился в Варькино. Вскоре сама Лара была арестована и отправлена в лагеря.

В 1943 году друзья доктора Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон на фронте встречают прачку Таню. Она рассказывает им свою историю. Оказывается, мать Лариса оставила ее во время бегства с Комаровским сторожихе. Спустя некоторое время сторожиха сошла с ума, а девочка оказалась сиротой.

Вот на что обращают внимание критики, анализируя произведение:

Одновременно он передал копию в итальянское издательство. Под давлением властей Пастернак вынужден был послать телеграмму с требованием остановить издание, но на словах через знакомых передал, что роман должен был напечатан.

Публикация стала мировой сенсацией. К распространению романа приложили усилия эмигрантские организации ЦРУ. В СССР роман появился в самиздате. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.

На родине власти организовали травлю писателя — он вынужден был отказаться от награды. К чести Нобелевского комитета он заявил, что отказ автора не отменяет значения произведения. Премию получил в 1989 году сын писателя. На родине книга была издана лишь в 1988 году.

Центральной темой произведения является судьба личности в эпоху перемен. С ней переплетаются другие темы произведения:

  1. Одиночество. Доктор Живаго страдает от одиночества. Произведение начинается с похорон матери. В дальнейшем, несмотря на присутствие в его жизни других людей, он остается одиноким и умирает одиноким, уйдя из семьи.
  2. Разочарование революцией. Герой демонстрирует, что идеи новой власти ему чужды. Но в большей степени разочарование проявляется в фигуре Павла. Он увлекся идеей, стал верным солдатом революции, но потерял семью и в конечном итоге покончил с собой, осознав, что натворил.
  3. Судьба. Герои произведения постоянно встречаются друг с другом. Создается впечатление, что их связывают невидимые нити.

Первый воплощает капиталистический путь, второй — революционную стихию. В конечном счете, она не в состоянии быть ни с одним, ни с другим. Счастлива Лара может быть с поэтом Живаго. Но ни она, ни он не готовы к такому выбору. Они способны лишь на короткое время побыть вместе.

Произведение вызвало резкую критику в советские времена из-за отхода от традиций реализма. Сюжет развивается не линейно, а циклически, постоянно сводя персонажей в различные временные промежутки: война — революция — нэп.

Литературоведы определяют жанр произведения как роман-эпопея.

Юрий Живаго — типичный персонаж русской литературы, который обладает талантом, но не способен приспособиться к внешним обстоятельствам и от этого страдает.

Он рано потерял мать, и детская травма оказала влияние на его последующие отношения с женщинами. Он оставался с теми, кто мог о нем позаботиться. Антонина была ему другом и опекуном, по возвращению в Москву такой женщиной стала Марина. С ними он не мог построить отношения, поскольку была забота, но отсутствовала страсть.

Лишь Лара дала ему страсть, но требовала заботы с его стороны. Юрий оказался неспособен ее предоставить, отослав ее с Комаровским.

Роман, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе, описывает путь интеллигенции в эпоху русской революции, Первой мировой и Гражданской войн, сопровождаемый размышлениями автора над серьезными философскими проблемами.

Основная тема произведения – взаимоотношение личности и внешних условий. Судьбы персонажей, не связанных сначала между собой, постепенно переплетаются, показывая, как в них отражается эпоха войн и революций.

Образ Христа воплощает в себе и страдание и самопожертвование ради миссии, которую он на себя взял. Предназначение интеллигенции многими виделось подобным образом. Доктор Живаго также не стремится к приобретению богатства или влияния, но спокойно переносит выпавшие на его долю испытания. Он не подстраивается под обстоятельства, оставаясь верен своим жизненным принципам. О жертвенности, в смысле следования своему долгу, говорит и отказ Юрия посвятить себя всецело поэзии, выбор им пути практического служения людям.

Другой герой произведения Павел Антипов поддается влиянию времени. Он превращается в убежденного большевистского комиссара, разрушающего старую жизнь. Однако ход повествования романа показывает, что этот путь неправилен. Стрельников теряет жену Ларису, которая влюбляется в Юрия Живаго и затем кончает жизнь самоубийством. Попытка подстраиваться под обстоятельства сломала его.

Подробный анализ

Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.

Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.

Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.

Тематика произведения.

Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.

Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.

Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени. В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы.

Вариант 3

Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу. Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух. Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.

Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.

Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком. Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день. И есть такие, кто любят свою родину.

Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.

Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла.

Сочинения по произведениям Короленко

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Вопреки традициям русского романа, автор больше занят поисками смысла в игре случайностей, чем построением логически завершенного событийного ряда. Способы обрисовки характера в романе соотнесены с идеей разрешения проблемы иронии истории, когда в процессе завоевания свободы оказывается невозможным существование человека внутренне свободного и вместе с тем не отделенного от целого и всеобщего.

Характер главного героя не лишен логики естественного развития, и в нем выявлена закономерность становления личности в соприкосновении с обстоятельствами реальной жизни. В соответствии с данной художественной концепцией в романе создан образ Юрия Живаго, врача и поэта, воплотившего в себе пастернаковскую идею свободы и персонализма. У Юрия есть духовный идеал, ему противны житейские игры, стаи и кланы – ему дорога свобода и тайная независимость, ощущение высшего идеала.

Идея жизни в романе проявляется уже в самом его заглавии, в профессии и фамилии героя. Фамилия Живаго вводит действие романа в круг христианских понятий и смыслов. В этом плане Юрий Живаго обладает силой духа, позволяющей не поддаваться соблазну простых однозначных решений, принимать мир во всей его сложности и многообразии, отрицая то, что несет духовную смерть.

В литературном процессе послереволюционных лет Б. Пастернак относился к лагерю писателей, объективно изображающих и положительные, и отрицательные стороны революции. Юрий Живаго не находит ответа на вопрос: что принимать, а что не принимать в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Пастернак выразил сомнения своего поколения.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым.

Историю Живаго ощущает как данность. Стараясь не участвовать в переделке мира, Живаго тем не менее не является посторонним наблюдателем. Его позицию можно было бы сравнить с позицией М. Волошина, писавшего: А я один стою меж них // В ревущем пламени и дыме. // И всеми силами своими // Молюсь за тех, и за других [Волошин, 1989, с. 178].

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Пастернак говорит, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей.

Таким образом, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного, поэтому Юрий Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя изменить. Новизна пастернаковского решения связана с тем, что им отвергается традиционное трагическое разрешение конфликта по причине невозможности героя идейно соответствовать грандиозности событий. В концепции его романа выявлена ущербность самого революционного процесса, пренебрежение в ходе его как сложившимся в веках представлениями об истинной человечности, так и возможностей отдельной человеческой личности в ее самостоятельном революционном перерождении.

Главное в романе ‒ это обнаружение внутренних связей между людьми и событиями, которое приводит к пониманию истории как закономерного и последовательного процесса. Именно в раскрытии этого внутреннего содержания романа христианские мотивы играют наиболее важную роль.

Герой, способный добровольно обречь себя на страдание, рано вошел в творчество Пастернака. Юрий Живаго символизировал фигуру Христа. Для Пастернака весьма важна следующая христианская идея: тот, кто послушен призывам Христа, употребляет усилие над самим собой, усердно преобразует всю свою жизнь. [Птицын, 2000, c. 12].

Идеей жизни как жертвы живут герои всего произведения. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского –

Концептуально важен финал романа. В нем два эпилога: первый – итог земной жизни героя, а второй – итог творчества-чудотворства. Нарочито сниженное изображение смерти Юрия Живаго сменяется апофеозом героя – выходом в свет, спустя много лет, книги его стихов. Это прямая сюжетная материализация идеи бессмертия. В своих стихах, запечатлевших чудо жизни, выразивших его мироощущение и миропонимание, Юрий преодолел власть смерти. Он сохранил свою душу, и она вновь вступила в общение с людьми.

Цитатный план с темой Христа возникает вновь в конце второй книги, в тринадцатой и семнадцатой частях. Тема успела претерпеть некоторые изменения. К этому времени Юрий Живаго уже побывал на фронте, пережил поражение русских в первой мировой войне, гражданскую войну и полный крах русского общества. Однажды он случайно слышит, как Симушка Тунцева разбирает богослужебные тексты, истолковывая их в соответствии с идеями Веденяпина.

Пастернак заставляет Симушку высказывать идею, которая лежит в основе православной теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога. Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа, уподобиться ему, трудиться, чтобы вернуть грешную природу в состояние райской первозданности, вернуть ей Божественный смысл.

Таким образом, одна из интерпретаций легенды о Христе, являющейся постоянным элементом культуры, вошла в содержание романа о Юрии Живаго – в его личности и судьбе воплотилась вечная тема – христианская. Б. Пастернак возвел смертного человека вровень с Иисусом Христом, доказав равнодостойность земной жизни одухотворенного человека, его трагедии существования той судьбы, которая стала для человечества символом великомученичества и бессмертия. Параллелизм судьбы Юрия Живаго, русского интеллигента, жившего в первой трети XX века, и истории Иисуса Христа стал в романе важнейшим способом открытия нравственной сущности противоборства человека со своим временем, формой огромного художественного обобщения.

Идея назначения искусства в романе

Юрий Живаго повторяет путь Христа не только в страдании. Он сопричастен божественной природе Христа и его сподвижник. Поэт со своим даром видеть суть вещей и бытия участвует в работе по созиданию живой действительности. Мысль о поэте как соучастнике созидательной божественной работы принадлежит к числу тех мыслей, которые занимали Пастернака всю жизнь и которые он сформулировал еще в ранней молодости.

С мотивом поэтического творчества в романе сопрягается мотив любви. В системе ценностей Пастернака любовь равна поэзии, ибо она тоже озарение, тоже чудо, тоже творение. И в то же время любовь становится главной наградой поэту: Тоня - Лара - Марина – это в определенном смысле единый образ – образ любящей, преданной, благодарной. Жизнь проявляется наиболее ярко и полно в любви. Любовь показана в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, изображение облика Лары глазами Юрия Андреевича. [Пастернак, 2010, c. 171]. Любовь для Юрия Живаго связана с жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой). Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Выражение авторской позиции через образы природы

Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении.

В основе романа лежат традиционные для литературы мотивы природы и железной дороги, т.е. жизни и смерти. Эти два мотива принимают на протяжении книги разные обличия: живая история и антидуховность. Мотивы находятся в диалектическом противоречии. Антитезой жизни в природе являются железная дорога, рельсы, являющиеся символами неживого, мёртвого.

В семантике образа леса тесно переплелись языческая и христианская традиции, этот образ обладает несколькими, зачастую противоречащими друг другу, функциями. Прослеживая динамику развития образа леса в сознании Юрия Живаго, можно увидеть, что еще в детстве лес превращается для него в библейски многозначную метафору мира. Природа близка Богу, и человек, приближаясь к природе, приближается к Богу. Именно в лесу Юрий Живаго находит душевный покой и отдохновение. Чистый, светлый лес подобен храму, в котором очищаются помыслы, пробуждаются самые искренние чувства, воскресают позабытые детские ощущения. Лес является врачевателем не только душевным, но и телесным. [Скоропадская, 2006, c. 18].

Б. Пастернак концентрирует внимание на отдельных элементах природы. Он дробит мир, потому что тот для него – ценность в каждом своем проявлении. Невозделанную, первозданную природу символизирует лес. Человек в лесу – гость. Лес обретает человеческие черты, это радушный хозяин, который рад гостям, щедро наделяет их дарами. Люди в лесу жить не должны, этому противится природа. Поля выступают противоположностью лесу. Без человека они осиротели. [Соколова, 2005]..

Таким образом, высшими ценностями для Юрия Живаго являются природа, любовь, поэзия – то, что составляет основу внутреннего мира героя, позволяет ему сохранить внутреннюю свободу в самых сложных перипетиях времени. Любовь героев необходима и естественна, как жизнь, как природа. Юрий Живаго и Лара потому любят, что одинаково близки в понимании жизни и природы. Природа в концепции романа – воплощение жизни, всеобъемлющее ее начало.

СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ РОМАНА БОРИСА

Пастернак хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени. Разноголосье мнений было вызвано особой неоднозначной природой романа, где за внешней простотой стиля скрывалось значимое для автора содержание, а в конкретных сюжетных ситуациях заложен обобщенный смысл. Множественность форм предопределила и разнообразие интерпретаций.

Таким образом, хотя роман строится на основе принципа сцепления эпизодов, а судьбы героев и события их жизни подчинены ходу истории, это произведение нельзя назвать ни историческим романом, ни эпопеей. В нём слишком много условностей, символических встреч, монологов, деталей и образов.

Способы воссоздания художественного пространства в романе

Роман состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.

Сюжетные линии переплетены искусственно, слишком много совпадений. Но все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить причинно-следственные явления в их непрерывной цепи. Вызывает не меньшее удивление и начало повествования, представляющее собой плотный сюжетный узел, в котором сплетаются незримо судьбы большинства основных персонажей романа: Юрия Живаго, его дяди Николая Николаевича Веденяпина, которому отдана роль главного толкователя исторических событий; Лары, возлюбленной Юрии Живаго и жены Павла Антипова-Стрельникова – Ники Дудорова, чей путь пунктиром прослеживается до конца романа.

Об особенности композиции специалист в области символизма Л.А. Колобаева пишет, что главная тема романа – проблема потока жизни. Она считает, что раскрытию тема способствует структура романа. Этот поток жизни укладывается в микроструктуру композиции романа. Структура микроглавок и запечатлевает быстротекущие мгновения жизни и способствует насыщению текста дыханию лирики. [Колобаева, 1999, с. 9].

Основную композиционную особенность романа составляет повтор мотива памяти. Мотив памяти, один из главных в романе, заявленный с первой страницы названием псалма, исполняемого во время церковного отпевания, служит примером того, как мотив может варьироваться и наполняться новым смыслом через сопоставление с тем или иным героем романа. Этот мотив повторяется в монологе о смысле воскресения, который молодой студент-медик Юрий Живаго произносит перед умирающей Анной Ивановной ‒ его приемной матерью, и матерью его будущей жены Тони.

Как же воссоздается в романе художественное пространство? Тема смерти вводит значение вечности, вневременности происходящего и тем самым как бы включает поток описываемых событий в общий ход времени, в пространственно-временной контекст истории. Роман открывается сценой похорон матери десятилетнего Юрия Живаго. Из глубин детства рождалось постепенно чувство времени у героя – субъективное, личностное восприятие череды событий, – но через понимание пространства, через ощущение его деталей, значимых и не значимых для героя. При этом автор отстранен: он вне времени, вне событий, он – сторонний наблюдатель.

В детское сознание с взрослением вкрадывается понимание социального неравенства: внешнее, объективное время-пространство проникает в субъективный мир ребенка, пропитывая его сословиями и политическими огорчениями, так как приходится отказываться от радостей и интересов. Осознание последовательности событий и времен делает идею субъективного времени частью поэтики романа. В субъективном восприятии ребенка происходит как бы осознание времени через пространственные ориентации, через их чередование (ритм). [Пастернак, 2010, с. 11].

Соединение двух категорий смерти и бессмертия как в религиозном, так и в идейно-тематическом смысле информирует о понимании пространственно-временных параметров жизни через представление о времени и вечности как главных признаках включенности личности героя как в объективное время, так и в объективное пространство.

Образ дороги, как ключевой пространственный образ в композиции романа, разрабатывается через изображение железнодорожной станции и сопутствующих ее забот железнодорожников. Автор отводит большое место описанию жизни железнодорожной станции, ее рабочих, в том числе их забот, невзгод, социально-политических катаклизмов.

Геокультурные топосы на поэтической карте Б.Л. Пастернака – знаки особого отношения поэта к миру, в котором пространство является одним из главных аргументов, определяющих судьбу и героя, и поэта. Всякое лирическое переживание основано на отражательных свойствах сознания, где возможным объектом рефлексии может быть и природный ландшафт, и культурное пространство. Пастернаковская Москва формируется на пересечении культурных, исторических, фольклорных, литературных фактов и является для лирического героя более освоенным пространством. [Пудова, 2011].

Политические события интенсивно втягивают героев романа в водоворот исторических изменений. Посредством их изображения происходит интенсификация художественного пространства. В локальных образах, как в фокусе, пересекаются сюжетные, фабульные, пространственные и временные параметры художественного целого, что создает особый повествовательный настрой, сочетающий в себе место, время и историю.

Ключевой образ повествования – человек. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности. Именно образ человека, как образ смыслополагающий, фокусирует в себе авторские мировоззренческие искания и помогает ему преодолеть конкретику экзистенциальности (бытийственности), чтобы выйти на осмысление существования человека как таинства. Но разнообразие эпических линий значительно осложняет конкретные пространственно-временные параметры бытия человека и указывает на предопределенность и непредопределенность жизни его одновременно.

Функция, тематика и поэтика цикла стихотворений Юрия Живаго

Искупительное страдание ‒ главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.

Поэт скорбит вместе с Христом в преддверии распятия и смерти. Однако страх смерти преодолевается верой в вечную жизнь. Стихотворение написано с мыслью о том, что ход истории совершается по заранее предначертанному плану. В последних строфах голос поэта сливается с голосом Христа: Ты видишь, ход веков подобен притче // И может загореться на ходу. // Во имя страшного ее величья // Я в добровольных муках в гроб сойду. // Я в гроб сойду и в третий день восстану, // И, как сплавляют по реке плоты, // Ко мне на суд, как баржи каравана, // Столетья поплывут из темноты [Пастернак, 2010, с. 322].

Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Советский писатель, 1990. –366.

Баевский В.С. Пастернак. – М.: Изд. МГУ, 1997.

Белокурова С.П. Мифопоэтика. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2005. – 320 с.

Библия. – Агапе: Библейское Учебное Общество, 2004. – 546 с.

Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия 1993. – 1632 с.

Буров С.Г. Игры смыслов у Пастернака. – М., 2011. – 640 с.

Волошин М. Стихи. – М.: Изд. Букинистическое, 1989. – 526 с.

Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 896 с.

Гинзбург Л.Я. О раннем Пастернаке / Л.Я.Гинзбург // Мир Пастернака. – М., 1989. – С.41 – 45.

Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. – 1988. – № 5.

Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. – М., 1990. – 368 с.

Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. – М., 2008. –

Орлова Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Волгоград: ВГУ, 2008. – 22 с.

Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография. – М.: Цитадель, 1997. – 728 с.

Пастернак Б. Доктор Живаго. – М.: Азбука ISBN, 2010. – 704 с.

Переписка Бориса Пастернака. М.: Художественная литература, 1990. – 579 с.

Пудова А.С. Геокультурная топика в лирике Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 21 с.

Разговор о самом главном // Переписка Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова // Юность. – 1988. – № 10.

Синева О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. – М.: Институт русского языка, 1995. – 16с.

Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. – М.: Аграф, 2000. – 544 с.

Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. – М.: Ковчег, 2005. – 400 с.

Тамарченко H.Д. К типологии героя в русском романе (постановка проблемы) // Сюжет и время: Сб. науч. трудов к 70-летию Г.В. Краснова. – Коломна, 1991. –

Фокин П. Ахматова без глянца. – М.: Гельветика, 2008. – 410 с.

Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М., 1999. – 214 с.

Читайте также: