Что входит в обязанности руководителя диспетчерского центра в период снегопада

Обновлено: 18.05.2024

17 декабря оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике отметило 95-летний юбилей. В этот день в 1921 году подписаны первые в истории отечественной электроэнергетики документы, выделяющие и закрепляющие технологическое управление энергетическим режимом энергосистемы в качестве самостоятельной дисциплины в электроэнергетике.

В соответствии с документами, для составления суточных графиков нагрузки и ее распределением между электростанциями в энергообъединении на 1-й Московской государственной электрической станции (1-я МГЭС) введена новая должность дежурного инженера-диспетчера. Таким образом, функция диспетчерского управления была выделена в особую технологическую структуру.

В 1920 – 30-х годах в Советском Союзе в соответствии с Планом ГОЭЛРО полным ходом шло строительство электростанций, линий электропередачи и, как следствие, создание региональных энергосистем и энергообъединений.

В 1926 году, после включения в электрическую сеть энергосистемы электростанции Большая Шатура, в Московской энергосистеме было принято решение о создании первой в стране отдельной диспетчерской службы. Началась эпоха централизованного диспетчерского управления энергосистемой. Увеличился функционал диспетчеров. Теперь, пользуясь телефонной связью с эксплуатационным персоналом станций и сетей, они руководили ликвидацией аварий, контролировали качество электроэнергии средствами телеизмерений, а также – режим функционирования энергосистемы с помощью диспетчерского щита и средств ручной и автоматической сигнализации.

В 1930-х годах в стране началось создание двухуровневой иерархической системы оперативно-диспетчерского управления: Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) — диспетчерские центры региональных энергосистем. В 1932 году был образован первый диспетчерский центр объединенной энергосистемы Урала, а в 1940 году образовано первое в СССР ОДУ – Объединенное диспетчерское управление Центральной и Восточной зон Украины. В последующие три десятилетия образованы остальные из существующих в настоящее время ОДУ: в 1942 году – ОДУ Урала, в 1945 – ОДУ Центра, в 1958 – ОДУ Северного Кавказа (позднее преобразовано в ОДУ Юга), в 1959 – ОДУ Сибири, в 1960 – ОДУ Средней Волги, в 1961 – ОДУ Северо-Запада (до начала 1990-х располагалось в Риге), в 1968 – ОДУ Востока.

В 1969 году для управления режимами и координации деятельности всех объединенных энергетических систем началось создание Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы Советского Союза (ЦДУ ЕЭС СССР). Таким образом, впервые в мире в нашей стране было организовано трехуровневое централизованное диспетчерское управление: ЦДУ ЕЭС — ОДУ ОЭС — диспетчерские центры региональных энергосистем. Такая вертикаль позволяла обеспечить надежное управление электроэнергетическими режимами Единой энергосистемы.

Управление таким гигантским, синхронным энергообъединением, как ЕЭС СССР, достигавшим с запада на восток более 10 тысяч км и с севера на юг более 3 тысяч км, было сложнейшей инженерной задачей, не имевшей аналогов в мире. ЦДУ ЕЭС СССР вместе с научными и проектными институтами разработало концепции управляемости, живучести и надежности энергосистем и ЕЭС в целом. Были максимально реализованы важнейшие межсистемные эффекты параллельной работы энергосистем в составе ЕЭС – совмещение графиков электрических нагрузок, обеспечение взаимопомощи энергосистем, оптимальная загрузка электростанций. Специалисты ЦДУ совместно с научно-исследовательскими и проектными институтами разработали и ввели в эксплуатацию систему противоаварийного управления, которая охватывала все межсистемные связи.

В 1990-х годах началась эра новых вычислительных систем, на основе которых строилось автоматизированные системы диспетчерского управления. Внедрялись оперативно-информационные комплексы (ОИК) с современной системой отображения информации, позволяющие решать сложные вычислительные задачи по моделированию и оптимизации режимов ЕЭС России, в том числе в реальном времени, обеспечивающих, создать прикладные программы для выполнения функций оперативно-диспетчерского управления.

В первые годы работы Системным оператором была сформирована трехуровневая система оперативно-диспетчерского управления, соответствующая произошедшим в процессе реформирования отрасли изменениям, а также сформированы технологические основы управления электроэнергетическим режимом ЕЭС: унифицированное программное обеспечение по расчету, планированию и управлению режимом, деловые процессы и система подготовки персонала. Единая трехуровневая вертикаль оперативно-диспетчерского управления состоит из главного диспетчерского центра в Москве, 7 филиалов – Объединенных диспетчерских управлений и (в настоящее время) 50 филиалов – региональных диспетчерских управлений, осуществляющих круглосуточное управление режимами энергосистем на территории 79 субъектов Российской Федерации.

Важнейшим этапом реформирования отрасли стало создание рынка электроэнергии и мощности, соответствующее новым хозяйственным отношениям в электроэнергетике. При непосредственном участии Системного оператора заработали и в настоящее время эффективно функционируют механизмы оптового рынка электроэнергии (рынок на сутки вперед и балансирующий рынок), рынка мощности, рынка услуг по обеспечению системной надежности. С 2017 года запускается новый рыночный механизм – ценозависимое снижение потребления (в мировой практике – Demand Response).

Сегодня Системный оператор осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление одним из крупнейших в мире электроэнергетическим комплексом, в который входит более 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт. На конец 2015 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 237,7 тыс. МВт. Ежегодно все станции вырабатывают около одного триллиона кВт∙ч электроэнергии. Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 10 750 линий электропередачи класса напряжения 110–1150 кВ.

Сведения предоставлены компанией.
Официальный комментарий Минэнерго России может быть предоставлен по запросу и (или) размещён в открытых источниках информации

С 1 марта 2019 года аварийно-диспетчерские службы в МКД начинают работать по новым правилам, которые утвердило постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Узнайте, к чему готовиться.

Профстандарт: Диспетчер аварийно-диспетчерской службы

Содержание работы АДС

Аварийно-диспетчерская служба ежедневно следит за работой внутридомовых инженерных систем дома и качеством коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

  • предоставлением коммунальных услуг,
  • содержанием общего имущества,
  • оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Аварийная служба устраняет неисправности и повреждения внутридомовых инженерных систем, принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварий или угрозы их возникновения

Собственники и пользователи помещений в МКД могут обратиться в АДС с заявками об исполнении других обязательств УО, ТСЖ или ЖСК.

Организация достойного и по новым правилам аварийно-диспетчерского обслуживания в доме – задача управляющих организаций, ТСЖ и ЖК.

Порядок составления отчёта об аварийных ситуациях при теплоснабжении

Сроки устранения аварий

Сейчас сроки ликвидации аварий прописаны в ПП РФ № 416 скудно. Сказано, что АДС должна незамедлительно ликвидировать засоры внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов.

Сроков на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения вообще нет.

Законодатели решили, что раз телепорт ещё не изобрели, сроки ликвидации аварий нужно детализировать. По новым правилам, которые вступят в силу с 1 марта 2019 года, ответить на звонок собственника или пользователя помещения в МКД аварийно-диспетчерская служба должна в течение 5 минут. Дольше заставлять ждать человека нельзя.

Полчаса с момента регистрации заявки отводится на локализацию аварий на внутридомовых системах ГВС и ХВС, водоотведения, отопления и электроснабжения. На ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения можно потратить два часа с момента регистрации заявки.

А вот устранить саму аварию нужно не дольше чем за 3 дня с даты аварийного повреждения. При этом при таких авариях АДС обеспечивает подачу коммунальных услуг в срок, не нарушающий установленную продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.

Кроме того, при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем ХВС и ГВС, водоотведения и отопления АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, характер повреждения и срок его устранения.

Засор мусоропровода устраняется за 2 часа после регистрации заявки, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок.

После регистрации заявки в течение получаса нужно оценить срок её выполнения и проинформировать о нём заявителя.

Срок устранения мелких неисправностей согласовывается с заявителям. Это может быть хоть 2 часа ночи, всё равно нужно выехать, потому что АДС работает круглосуточно.

  • в журнале заявок,
  • в электронном виде в системе учёта заявок.

В обоих случаях – с использованием записи телефонного разговора.

  1. Выяснить причину и характер обращения.
  2. Решить, понадобится ли помощь аварийно-ремонтных служб.
  3. Зафиксировать принятое решение в журнале учёта заявок. Если журнал учёта ведётся в ГИС ЖКХ, разместить данные о заявке там.
  4. Сообщить заявителю регистрационный номер заявки, сроки исполнения и перечень необходимых мероприятий.
  5. Организовать исполнение поступившей заявки в надлежащие сроки.

ГИС, сдавайся! (часть VI) Вносим данные об ограничении и перерывах в предоставлении КУ

Выезд на объект

Сотрудники аварийно-диспетчерской службы берут с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду), на котором будут указаны название организации, фамилия, имя и отчества, и профессиональная специализация.

  • планируемые дату и время начала исполнения заявки,
  • причины необходимости в доступе,
  • ФИО сотрудника, который будет отрабатывать заявку.

Чтобы проверить, что заявка отработана, АДС попросит исполнителя сфотографировать результат и будет периодически опрашивать собственников и пользователей помещений в МКД. Всё серьёзно, результаты контроля будут вноситься в журнал учёта заявок или ГИС ЖКХ, если учёт заявок ведётся там.

Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей

Функционал сервиса позволяет управляющим организациям перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат и упрощает работу с обращениями жителей и третьих лиц, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В нём настроена интеграция с IP-телефонией и ГИС ЖКХ. В качестве бонуса управляющие организации получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

С учетом мартовских изменений подготовлен перечень обязанностей аварийно-диспетчерской службы (АДС):

1. Работа АДС осуществляется круглосуточно.

2. АДС осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

3. Сотрудники АДС круглосуточно регистрируют в журнале заявки собственников и пользователей помещений МКД по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем.

4. Заявки принимаются при непосредственном обращении в АДС, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.

7. При поступлении заявки диспетчер АДС выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе.

8. При регистрации заявки диспетчер АДС сообщает обратившемуся с заявкой ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.

9. При регистрации заявки либо в течение 30 минут с момента ее регистрации диспетчер АДС должен проинформировать собственника о планируемых сроках исполнения заявки.

10. В случае если исполнение заявки требует доступа сотрудника АДС в помещение в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба информирует собственника или пользователя такого помещения о планируемой дате и времени начала исполнения заявки, причинах необходимости предоставления доступа в помещение, а также о фамилии, имени, отчестве (при наличии) сотрудника (сотрудников) аварийно-диспетчерской службы, который будет осуществлять исполнение заявки.

11. Сотрудники аварийно-диспетчерской службы обеспечивают исполнение поступивших заявок в срок:

· локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;

· ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы в течение двух часов с момента регистрации заявки;

· ликвидация засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;

· подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;

· устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

12. При поступлении сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования к осуществлению ресурсоснабжающими организациями деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжащих организаций и контролирует устранение ими таких аварий и повреждений.

13. Сотрудник АДС, обеспечивающий исполнение заявки обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы.

14. Сотрудник АДС, обеспечивающий исполнение заявки, контролирует срок ее исполнения, подписывает с заявителем акт выполненных работ и производит их фотофиксацию. Результаты контроля вносит в журнал учета заявок.

15. АДС осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества исполнения поступивших заявок.

16. Все сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования МКД, отражаются в АДС в соответствующих журналах, которые ведутся, в том числе в форме электронных документов.

17. АДС с помощью системы диспетчеризации обеспечивает контроль загазованности технических подполий и коллекторов и громкоговорящую (двустороннюю) связь с пассажирами лифтов.

Что входит в обязанности диспетчера аварийной службы управляющей компании?

“Звоню в УК, чтобы сообщить о проблемах, меня выслушивают, говорят “хорошо” и бросают трубку. Ну и что хорошего? Помогут ли, когда ждать мастера? Эти вопросы даже не успела задать. Расскажите, как должны работать диспетчеры, какую информацию обязаны предоставлять жителям домов?”. Такой вопрос в редакцию “Городских новостей” поступил от жительницы Красноярска Ольги Королёвой. Чтобы ответить на него, мы изучили нормативно-правовую базу и пообщались с диспетчерами одной из городских управляющих компаний.

Общие нормы

Регламент работы аварийно-диспетчерской службы управляющей компании описан в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Этот документ утверждён постановлением правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года.

Согласно Правилам, в обязанности аварийно-диспетчерской службы входит повседневный контроль за всеми инженерными системами дома, а также за качеством коммунальных ресурсов. Сотрудники этого подразделения УК должны принимать и регистрировать все заявки жителей, а также следить за их выполнением. Кроме того, именно эта служба контролирует двустороннюю связь с пассажирами лифтов.

Работать диспетчерские должны круглосуточно, а полученные сведения их сотрудники обязаны фиксировать в соответствующих журналах.

Сроки и правила

При регистрации обращения диспетчер должен сообщать жителю регистрационный номер заявки и сведения о сроках и мероприятиях по её исполнению. После выясняют причины и характер проблемы, принимают решения. Всё это фиксируются в журнале. Ещё полчаса с момента регистрации обращения есть у диспетчера на то, чтобы уведомить собственника или пользователя помещения о сроках исполнения заявки.

Если выясняется, что повреждения возникли на внутридомовых инженерных системах, диспетчер обязан проинформировать об этом органы местного самоуправления. А в том случае, если устранять проблему нужно в квартире, представитель службы должен проинформировать жителя о причинах неисправности, о планируемой дате и времени исполнения заявки, а также о фамилии, имени, отчестве сотрудника, который будет выполнять работы. Кстати, мастер, который придёт к вам домой, обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак, например бейдж или нашивку на одежду с указанием названия организации, ФИО и профессиональной специализации и… одноразовые бахилы.

Наряд для дворника

Чтобы увидеть, как на практике реализуются нормы федеральных Правил, мы побывали в двух диспетчерских службах муниципальной управляющей компании “Красноярская”. В большинстве крупных УК аварийка и диспетчеры работают по отдельности. Их контакты управляющие компании должны указывать в квитанциях и на официальных сайтах организаций.

В МУК “Красноярская” заявки можно передать и по телефону, и при личном визите в офис. Для удобства жителей компания использует многоканальный телефон с интерактивным голосовым меню.

В диспетчерскую участка санитарного содержания и благоустройства МКД мы приехали в самый напряжённый момент — во время снегопада. По словам начальника участка Анастасии Долговой, здесь собирают заявки на работу дворников, а также уборщиц, которые моют подъезды и лестницы, дезинфицируют места общего пользования. С обращениями граждан работают два диспетчера. Заявки они принимают не только на стационарный телефон или при личном визите жителей, но и на мессенджеры: “Вайбер” и “Ватсап”.

Пока мы общались с Анастасией Долговой, дворники и уборщицы получили наряды и отправились выполнять свои служебные обязанности. Работают они каждый будний день, а в особенных случаях выходят и в выходные. Затянувшийся обильный снегопад — именно такой случай.

— В утренние часы дворники убирают выходы из подъездов и отмостки, — говорит Анастасия Долгова. — Потом уже дворовой проезд, тротуары, детские площадки. Подсыпка используется в случае гололёда. Иногда жители бывают против использования песка, стараемся идти им навстречу, применяем соляную смесь, а где-то чистим до асфальта или делаем насечки.

“Техучасток, Буторова”

Фронт работ у УК обширный, она обслуживает почти 250 домов во всех районах города. Штат сотрудников — более сотни человек. В структуру предприятия входят четыре ремонтно-эксплуатационных участка: один на правом берегу, три на левом. На каждом свои диспетчеры.

— Здравствуйте, техучасток, Буторова, — представляется оператор диспетчерской на Высотной, 1а. Хотя чаще всего в представлении она не нуждается, жители узнают её по голосу.

День, когда мы приехали на техучасток, выдался относительно тёплым, наверное, поэтому звонков было немного. В холода число обращений куда больше.

— В морозы ресурсоснабжающие организации обычно увеличивают подачу тепла, — говорит Татьяна Спицына, старший оператор диспетчерской службы. — Кому-то становится жарко, а кому-то всё равно холодно. Заявки принимаем по телефону или при личном визите, все обращения заносятся в специальную программу. Слесари стараются отрабатывать вызовы максимально оперативно.

По всем проблемам с отоплением УК составляет акты. Затем на их основе специалисты решают, как можно ситуацию разрешить.

Комментарий

Сергей Супрун, директор муниципального предприятия “Муниципальная управляющая компания Красноярская”:

— За шесть лет, что существует наша управляющая компания, нам удалось отладить работу диспетчеров. Они теперь справляются даже с большим потоком заявок. А в прошлом году все наши службы, и диспетчерская в том числе, прошли испытание пандемией коронавируса. Приходилось реагировать на самые разные ситуации, в том числе нестандартные. Например, когда объявили о необходимости дезинфицировать места общего пользования, мы, заботясь о комфорте жителей, выбрали средство без запаха. Однако диспетчеры компании сразу получили целый шквал звонков. Горожане были уверены: не пахнет хлоркой — значит, не обработали. Пришлось срочно менять антисептик, переходить на привычные большинству хлорактивные препараты. А чтобы люди могли контролировать уборку, разработали графики и разместили эту информацию в подъездах.

Начало нынешнего года тоже не из лёгких, и опять же, на передовой оказываются именно диспетчеры. Именно они общаются с жителями, не только принимая заявки, но и по возможности разъясняя ситуацию. Опыт позволяет нам большинство проблем решать практически сразу: это касается и мелких аварийных происшествий, и таких актуальных сегодня тем, как регулировка отопления или уборка снега во дворах. Правда, у диспетчеров участка санитарного содержания и благоустройства реестр вызовов в связи с аномальными снегопадами в последнее время пополняется безостановочно, поэтому в понедельник очередь расписана уже до конца недели. Но людям в работе хорошо помогает техника — бобкэты и фронтальные погрузчики, а когда своих машин не хватает, мы привлекаем сторонние организации.

Но есть ряд вопросов, например, связанных с темой энергосбережения, которые с ходу не решить. Большое количество проблем могли бы снять индивидуальные тепловые пункты — устройства, которые позволяют регулировать подачу тепла в доме. Но стоимость этих приспособлений очень высока, не все могут себе их позволить. Однако с переходом на оплату отопления по фактическому потреблению многие горожане задумались об экономии.

Кроме того, уже сегодня у нас сформирован большой список заявок на ремонт систем теплоснабжения и фасадов. Сейчас, кстати, самое время для инструментального обследования межпанельных швов. Наши сотрудники выходят на вызовы жителей с тепловизором, который позволяет определить, где необходимо сделать ремонт. Затем специалисты составляют акты, производственно-технический отдел формирует планы на тёплое время года.

По содержанию обращений от красноярцев мы видим, что отношение людей к экономии ресурсов меняется. Получив большие счета за отопление, многие решили, что надо срочно сокращать теплопотери в домах. Мы, со своей стороны, поддерживаем такое стремление и всё, что в наших силах, конечно же, сделаем.

Читайте также: