Что такое свидетельство гипн

Обновлено: 19.05.2024

Что нужно знать о постановке на учет в Пробирной палате

Для того чтобы начать профессиональную деятельность в определенных сферах бизнеса, понадобится постановка на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора по г. Москве и Московской области (сокращенно ГИПН), а для некоторых компаний – постановка на учет в Росфинмониторинге.

Итогом постановки на учет в ГИПН становится получение следующих документов: cвидетельство о постановке на специальный учет (срок его действия составляет 5 лет) и карта постановки на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора по г. Москве и Московской области.

Услуги Стоимость
Постановка на специальный учет (15 дней) 8 000 руб.
Разработка правил внутреннего контроля 8 000 руб.
Услуги по постановке на специальный учет + разработка правил внутреннего контроля 15 000 руб.

Необходимость в постановке на учет в ГИПН отпадает, если:

  1. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют добычу драгоценных металлов и камней на основе лицензий Министерства природных ресурсов РФ на пользование участками недр;
  2. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель применяют в ходе своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для анализов или в медицинских целях, серебросодержащие светочувствительные материалы, изделия золотобойного производства, содержащие драгоценные металлы, краски, оборудование, приборы, инструменты, электронную технику и т.д.;
  3. юридические лица или индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности природные алмазы в инструменте и (или) в изделиях производственно-технического назначения и не производящие этих инструментов, их переделку или ремонт;
  4. юридические лица или индивидуальные предприниматели, приобретающие и (или) использующие драгоценные камни, отнесенные к категории непригодных для изготовления ювелирных изделий в соответствии с критериями и порядком, установленным Правительством РФ;
  5. юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые оплачивают драгоценные металлы в кредитных организациях, но не получают их в физическом виде (при размещении оплаченных драгоценных металлов на обезличенных металлических счетах).

Cведения и документы

  • Выписка из ЕГРЮЛ(копия, с актуальными данными).
  • Договор аренды/субаренды (копия).
  • Договор аренды банковской ячейки –копия (если Ваша компания занимается оптовой торговлей и не имеет арендованного помещения).
  • Телефон организации, электронная почта (при наличии).
  • Наличие обособленных подразделений, филиалов, представительств.
  • Паспорт руководителя.

Дополнительная информация

Компании, которые занимаются производством, переработкой, обработкой и применением драгоценных металлов и камней в производственных, научных, медицинских, учебных, военных, социально-культурных целях.

Эти компании могут использовать в качестве залога (принимать в залог), скупать, торговать, хранить, экспортировать, перевозить драгоценные металлы и камни, а также заготавливать, производить первичную обработку/перерабатывать заготовленные лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме этого, на специальный учет ставятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие изделия из драгоценных металлов и сплавов в составе оборудования.

После получения необходимого свидетельства, компания должна разработать правила внутреннего контроля в течение месяца в Государственной инспекции Пробирного надзора по г. Москве и Московской области.

Причем данные правила подлежат разработке у всех компаний, осуществляющих скупку, а также куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них, а также лома подобных изделий.

Если у вас остались вопросы по оказанию этой или любой другой услуги на нашем сайте – смело звоните нам! Также вы всегда можете оставить свой контактный номер телефона в этой форме, и мы сами вам перезвоним!

Постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Куда подавать документы?
Постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации".
Документы необходимо подавать в Государственную инспекцию пробирного надзора (ГИПН) по адресу района осуществления деятельности. На сайте Пробирной Палаты в меню "Об учреждении" выбираем раздел "Структура" и видим список ГИПН, находим свой район осуществления деятельности и адрес ГИПН.
В какие сроки необходимо встать на спец. учет в ГИПН?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.
Какие документы необходимо представить в ГИПН для постановки на спец. учет?
В целях постановки на специальный учет юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в уполномоченный орган следующие документы:
а) заявление о постановке на специальный учет в произвольной форме, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
б) карта специального учета по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Где найти форму карты постановки на специальный учет?
Форма карты утверждена Приказом Минфина России от 01.02.2016 №5н "Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями". В приказе есть сама форма, которую необходимо заполнить. Карта заполняется в двух экземплярах, один из которых необходимо прошить. Направлять необходимо оба экземпляра и заявление в одном экземпляре.
Как представить документы в ГИПН?
Документы представляются в ГИПН непосредственно т.е. напрямую сдаете в ГИПН или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, в форме электронного документа.
В какие сроки ГИПН принимает решение о постановке на спец. учет или об отказе?
ГИПН принимает решение о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет и присвоении ему учетного номера либо решение об отказе в постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения документов. Таким образом, если вы отправили документы заказным письмом с уведомлением о вручении, необходимо дождаться уведомления о вручении, где будет стоять дата вручения письма ГИПН, с этой даты необходимо начинать исчислять срок. Есть возможность отследить "судьбу" письма на сайте почты России по трек номеру, указанному в чеке, который вам выдаст почтовое отделение.
Как узнать о решении ГИПН?
Уведомление о принятии соответствующего решения вручается уполномоченному представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа. Т.е. как показывает практика, уведомление вы получите по почте. Следите за извещениями о получении почтовым отделением для вас заказного письма. Но бывают случаи, когда ГИПН не направляет уведомление почтой из за отсутствия финансирования. Если срок, по вашему мнению уже прошел достаточный, лучше позвонить в ГИПН и уточнить о направлении/не направлении вам письма.
Почему могут отказать в постановке на учет?
Уполномоченный орган отказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постановке на специальный учет в случаях:
а) отсутствия одного из перечисленных документов т.е. заявления или карты;
б) представления карты специального учета, оформленной ненадлежащим образом и (или) содержащей недостоверные сведения.
Взимается ли плата за постановку на спец. учет?
Постановка на учет осуществляется бесплатно!

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, спикер учебных программ ЦИ и ПУЗ.

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

Что проверит инспектор пробирного надзора?

готовимся к проверке по учету и хранению драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них

(авторы - юристы Смыслов П.А. и Атяшева В.Н.,

при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)


Нередко ювелирные организации и предприниматели подвергаются проверке со стороны инспекции пробирного надзора на предмет нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Что ждать от данного мероприятия, как к нему подготовиться и как успешно пройти проверку , мы расскажем в данной статье.

Хотим обратить внимание на то , что предоставлять документы необходимо строго за тот период, в отношении которого проводится проверка и который указан в уведомлении о проверке. Если инспектор устно просит дать документы, выходящие за рамки проверяемого периода – это может свидетельствовать о его злоупотреблении своими правами.

ГИПН нередко практикуют выездн ые проверк и ювелиров , в рамках котор ых рассматр ивают документаци ю по организации учета и хранения ДМ и ДК, учредительные документы компании, проверяют условия производства, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их них.

Для успешного прохождения проверки потребуется предоставить максимально прозрачную документацию по учету и хранению ДМ и ДК , в которой будет четко видно движение ДМ, ДК на всех стадиях производства. Тщательный контроль расхода ДМ и ДК и непрерывное ведение необходимой документации позволяют ювелирам предотвратить незаконное использование драгоценных металлов и камней , а наличие пакета обязательных документов по учету и хранению минимизирует риски наложения штраф а в отношении организации.

В первую очередь инспекторы ГИПН проверяют документы, обеспечивающие контроль за движением и сохранностью ДМ и ДК при их использовании и обращении, устанавливающие порядок хранения, учета и ведения отчетности при использовании. К их числу среди прочего относятся:

- Документы, подтверждающие источники получения ДМ и ДК (договор ы купли-продажи, комиссии, подряда и др. , передаточные документы и т.п. );

Кроме того, инспектор ГИПН может запросить на проверку такие документы как нормы расходов драгоценных металлов на производстве, с правку о количестве изделий, представленных на клеймение за запрашиваемый период, ежемесячные/квартальные отчеты о количестве произведенных ювелирных изделий.


Инструкция об учете и хранении ДМ и ДК — это настольная книга ювелиров, которая всегда запрашивается на проверках. Именно в ней прописаны все нюансы учета, хранения и движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Этот документ разрабатывается строго индивидуально: в нем учитываются все особенности деятельности организации , характер проводимых ею операций, состав и численность персонала и многое другое . Мы настоятельно рекомендуем не скачивать готовые образцы из открытых источников, а также не пользоваться Инструкцией своих коллег , т.к. это верный путь к получению штрафа, ведь порядки, прописанные в Инструкции, должны исполняться на практике, а не просто анонсироваться на бумаге Так, например, мы нередко сталкивались с ситуациями, как розничный продавец ювелирных изделий внедрял в свою работу инструкцию, написанную для производства.

Зачастую ювелиры нас просят доработать свою инструкцию после ее проверки ГИПН, после которой к ней было выписано предписание об устранении многочисленных нарушений и замечаний . Нам совершенно не понятно, почему ювелиры не озадачиваются этим вопросам заранее, еще до начала проверки, когда есть время для приведения инструкции в порядок. Так, совсем недавно, нам пришлось наспех делать инструкцию по учету и хранению ДМ и ДК всего за 40 минут (. ) до посещения инспектора ГИПН небольшого ювелирного производства.

Среди наиболее массовых замечаний по итогам надзорных мероприятий со стороны ГИПН можно отметить следующие :

— инструкция по учету и хранению ДМ и ДК составлена в соответствии с устаревшим нормами права;

— нарушен порядок проведения инвентаризации;

— условия хранения драгоценных материалов осуществляется с нарушением законодательства;

— внутренние документы составлены с ошибками;

— не ведется учет журнала посылок;

— отсутствуют документы оперативного учета движения ДМ и ДК, изделий их содержащих.

Отметим, что м ногие ювелиры недооценивают важность проведения инвентаризации . А зря, ведь ее итоги, а также п риказы о назначении комиссии, инвентаризационные описи и акты почти наверняка будут запрошены на проверке. Но недостаточно просто иметь данные документы в организации , их необходимо еще и правильно составлять. ,

Так, например , некоторые ювелиры включают в приказ о назначении инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, что конечно же запрещено законодательством и является абсурдным .

Среди ювелиров есть и те, кто пренебрега е т нормами законодательств а, регулирующего условий хранения ДМ и ДК, и не учитывают, что ювелирные изделия, ДМ и ДК должны храниться в соответствии с гл.4 Приказа Минфина №231н от 09.12.2016 г.

Среди прочего для подтверждения соответствия условий хранения ДМ и ДК требованиям законодательства инспектор ГИПН может запросить такие документы как, например, д оговор ы аренды нежилого помещения и на оказание услуг охраны .

Необходимо также отметить , что ювелиры обременены не только ведением внутренней документации, но и сдачей специальной статистической отчетности . .

Для успешного прохождения проверки по учету и хранения ДМ и ДК необходимо обеспечить своевременное ведение документации строго в соответствии с актуальным законодательством, сдача необходимой отчетности и тщательная внутренняя подготовка к проверке со стороны ГИПН. На практике даже такие, казалось бы мелочи, как, например, отсутствие подписи сотрудника или в инвентаризационной описи или может привести к солидному штрафу.

Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям не ждать у моря погоды, а уже сейчас начать приводить в порядок всю документацию по ПОД/ФТ и хранению ДМ и ДК, не дожидаясь получения уведомления о проведения проверки от инспекции пробирного надзора. А в случае необходимости мы готовы помочь ювелиров по этим сложным вопросам и оказать им посильную помощь в вопросах учета и хранения ДМ и ДК .

Павел Смыслов, Виктория Атяшева

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:





- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:


Мы в социальных сетях:


Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Какова цель постановки на специальный учет в ГИИС ДМДК?

В соответствии с законодательством Российской Федерации участники оборота драгоценных металлов и драгоценных камней обязаны встать на специальный учет в реестре, ведение которого осуществляет Федеральная пробирная палата. ГИИС ДМДК в первую очередь призвана обеспечить прослеживаемость операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, сведения о которых участники рынка должны будут загружать в информационную систему.

Можно ли заключать сделку с драгоценными металлами и драгоценными камнями с контрагентом, который не стоит на специальном учете?

Нет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат постановке на специальный учет.

Какой документ нужно загружать в ГИИС ДМДК в целях подтверждения права на добывающий объект?

При указании адреса фактического осуществления деятельности, связанной с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, участник рынка подгружает скан-копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений).

С чего начинать работу в ГИИС ДМДК розничным предприятиям? Какой алгоритм получения УИН-кодов?

Для любого участника рынка драгоценных металлов и драгоценных камней первым шагом является регистрация в ГИИС ДМДК и постановка на специальный учет посредством ГИИС ДМДК. Для регистрации необходимо настроить автоматизированное рабочее место в соответствии с требованиями оператора ГИИС ДМДК, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, удовлетворяющую требованиям ГИИС ДМДК, и зарегистрироваться в ГИИС ДМДК, заполнив требуемые сведения. После регистрации можно будет подать заявление о постановке на специальный учет. С 1 сентября 2021 г. заявление подавать не требуется, проект карты специального учета будет формироваться системой. Данные в карту специального учёта загружаются из личного кабинета автоматически. УИНы необходимо будет получить в личном кабинете по итогам выгрузки сведений об остатках по состоянию на 1 января 2022 г. Обязанность указывать УИНы возникает у частников рынка с 1 марта 2022 г.

Где посмотреть табличку, куда должны входить данные по остаткам?

Осталась ли физическая маркировка на серебро?

Когда можно будет в ГИИС ДМДК подать документы на лицензирование?

Соответствующий функционал находится в разработке, его реализация в ГИИС ДМДК планируется с 1 сентября 2021 г.

Как предоставлять сведения для переработчиков в ГИИС ДМДК, если нет возможности произвести опробование?

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы.

Можно уже сейчас встать на специальный учет в ГИИС ДМДК?

Что делать, если возникают технические проблемы при регистрации в ГИИС ДМДК?

Салон-магазин и само производство имеют одинаковые ИНН и КПП, но разные адреса. Система не пропускает, как завести салон-магазин в систему?

Обязательность указания КПП для обособленных подразделений ИП отменена. Вопрос технически решен.

В ювелирную мастерскую физическое лицо принесло 2 грамма золота, можно ли из него сделать изделие или нужно ли это золото отправлять на аффинаж?

Изделие можно сделать только для данного физического лица (изготовление из материала заказчика).

Розничная сеть импортирует изделия из серебра и золота из заграницы. Когда необходимо встать на специальный учет в ГИИС ДМДК?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в ГИИС ДМДК до 1 сентября 2021 г.

Ювелирные коворкинги. Как быть с постановкой на специальный учет? Ведь договор коворкинга – это не договор аренды, это договор услуг. Что такому ИПшнику подгружать в личный кабинет?

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В этой связи основой договора коворкинга является именно аренда рабочего места, как правило, с возможностью получения дополнительных услуг. Индивидуальному предпринимателю необходимо подгружать заключенный договор с условиями коворкинга. При этом необходимо учитывать соответствие арендуемого помещения требованиям, связанным с производством и хранением ДМДК.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 маркировка ювелирных изделий – это нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирное изделие. Эта норма становится обязательной с 1 марта 2023 г.

При регистрации в личном кабинете не заполняются п.8 и последний, можно ли просто прикрепить анкету при подаче заявления?

При возникновении технических проблем при регистрации в ГИИС ДМДК необходимо обращаться в техническую поддержку ГИИС ДМДК. После решения технических проблем следует внести необходимые сведения в разделы личного кабинета. Заменять внесение сведений загрузкой документов с соответствующими сведениями не требуется.

Сделки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не вставшими на специальный учет в ГИИС ДМДК, с 1 сентября 2021 г. осуществлять нельзя. Такие сделки не будут соответствовать законодательству Российской Федерации. К этой дате необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и подать заявление о постановке на спецучет, которое будет оперативно рассмотрено должностными лицами территориальных органов ФПП. Времени пока достаточно. Процедура отработана. Многие организации и индивидуальные предприниматели уже ее прошли. Рекомендуем выбирать контрагентов из их числа, чтобы не стать нарушителем.

Если подрядчик получает аффинированный металл (золото) и производит из него полуфабрикаты (проволоки), должен ли переработчик на этих полуфабрикатах проставлять маркировку?

Маркировка ставится только на изделия, которые предъявляются на опробование и клеймение, за исключением изделий из серебра. Сведения о драгоценном металле и полуфабрикатах вносятся в ГИИС ДМДК в режиме прослеживаемости по количеству и весу в лигатуре и химической чистоте.

Нет понятия, что такое технические изделия из драгоценных металлов.

Отдельного определения или списка таких изделий в законодательстве нет. Изделиями производственно-технического назначения, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, являются, например: радиоэлектронные детали; лабораторная посуда; термопары; волоки; стеклоплавильные устройства; алмазные инструменты; алмазные пасты; катализаторы и т.д.

Сколько времени Федеральная пробирная палата рассматривает заявления на специальный учет?

Срок принятия решения о постановке на специальный учет не должен превышать 15 календарных дней с момента поступления документов в территориальный орган Федеральной пробирной палаты.

Требуется ли получать лицензию, если предприятие перерабатывает собственный металл с последующей отправкой на государственный аффинажный завод?

Нет, не требуется, потому что лицензированию подлежит деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю.

Если хотим отправлять изделия в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, нужно ли полностью прогонять их по программе с момента получения металла, или на первом этапе достаточно регистрации партии перед клеймением и получения их из МРУ ФПП с УИНами?

До 1 марта 2022 г. достаточно регистрировать партию только перед отправкой на опробование, анализ и клеймение.

Что делать, если сканер не считывает проставленный на изделиях QR-код?

В результате проведенных экспериментов двухмерный штриховой код считывается даже с изделий с заведомо нечитаемыми метками: технология считывания DataМatrix кода с ювелирного изделия позволяет идентифицировать такое изделие даже при 50% повреждении кода. Кроме того, на бирке изделия должен быть проставлен УИН и продублирован двухмерный штриховой код.

Оборот каких изделий возможен без УИН?

Оборот ювелирных изделий, стандартных и мерных слитков без УИН с 1 марта 2022 г. невозможен. Оборот не изделий, а иной продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней в ГИИС ДМДК отражается не через УИН, а путем оформления отдельных партий, которым присваиваются индивидуальные номера партий ИНП.

Продолжает ли действовать старый специальный учет с 1 сентября?

Ювелирная мастерская хочет нанять ИП в качестве продавца по договору услуг. Нужно ли ему вставать на учет?

Да, в данном случае индивидуальный предприниматель, который будет оказывать услугу по реализации изделий или продукции, содержащей ДМДК, должен встать на специальный учет как полноценный участник оборота.

Где нужно получать ЭЦП?

Когда доверенность будет в машиночитаемом виде?

Рассчитываем, что доверенности в машиночитаемом виде будут введены до конца 2021 года.

Как быть в ситуации, если в одной партии могут быть изделия с УИН и без него? Как отражать их в ГИИС ДМДК?

В одной партии изделия с УИН и продукция без УИН находиться не могут – они оформляются в отдельные партии.

Магазин получил изделия без УИНов после 1 апреля. Должен ли магазин получать на них УИН?

Остатки по состоянию на 1 апреля 2022 г. магазин может выгружать в ГИИС ДМДК и без УИНов. До 1 сентября 2022 г. остатки можно реализовывать без УИНов. Но после 1 сентября 2022 г. реализация без УИН запрещена - магазину потребуется присвоить УИНы всем изделиям, которые поступили к нему до 1 марта 2022 года без УИНов. После 1 марта 2022 г. изделия без УИНов поступать в магазин не могут - это будет нарушением правил оборота, то есть незаконной операцией.

Кто по состоянию на 1 января 2022 г. вводит в качестве начальных остатков давальческое сырьё?

Остатки должен вводить тот участник оборота, у которого на 1 января 2022 г. будет физически находиться продукция, содержащая ДМДК. При этом учету подлежат также ценности, не принадлежащие организации, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные.

Остатки на 1 января будут корректироваться с учётом итогов на 1 апреля?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, до 1 апреля 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 марта 2022 г.

Должны ли все розничные юрлица с апреля по сентябрь 2022 года пойти в МРУ ФПП и получить физические метки на золоте?

Нет. Физическая маркировка становится обязательной для изделий, предъявляемых на опробование и клеймение после 1 марта 2023 г. С апреля по сентябрь 2022 года участники оборота должны получить и присвоить УИНы на остатки, заявленные на 1 апреля 2022 г.

Если серебро больше в ФПП не приносят, как получить УИН?

УИНы можно получить через личный кабинет в ГИИС ДМДК. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 оператор передает УИНы производителям серебряных и других изделий на основании их заявок посредством электронного обмена для нанесения на бирки, ярлыки этих изделий.

Если оказывается услуга клеймения, чей будет именник и УИН?

На клеймение изделия должен предъявлять производитель. Услуга по клеймению законодательством не предусмотрена. Представитель производителя действует по доверенности, а не по договору оказания услуг. Соответственно, указывается именник производителя, и УИНы выдаются производителю. В Российской Федерации установлена монополия на клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом Федеральной пробирной палатой. Сдавать изделия на опробование в ФПП могут изготовители, ломбарды, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие ввоз или перемещение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов. Изделия отечественного производства при этом должны иметь оттиск именника изготовителя.

Раньше передача полуфабриката не требовала клеймения. Нужно ли сейчас разделить понятия полуфабриката и ювелирного изделия?

Понятия уже разделены в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270. Полуфабрикаты относятся к продукции и изделиями не являются.

Лицензию можно будет проверить по реестру лицензий, который будет публиковаться на сайте ФПП, или по выписке из ЕГРЮЛ.

Надо ли будет к 1 сентября 2021 г. проверить всех контрагентов и прекратить с ними отношения, если они не стоят на спецучете?

Проверять обязательно надо. В рамках ранее заключенных контрактов отгрузки, осуществляющиеся на 1 сентября 2021 г., от участников, не успевших зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и подать заявления о постановке на спецучет, могут быть беспрепятственно завершены. Однако новые отгрузки могут быть осуществлены только после постановки грузоотправителя и грузополучателя на спецучет.

Как самозанятые могут работать с серебром?

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим самозанятых в целях налогообложения, смогут зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и осуществлять операции с продукцией, не подлежащей маркировке, включая изделия из серебра.

Нужны ли сканеры на всех этапах?

Зависит от осуществляемого вида деятельности. Сканеры, считывающие физическую маркировку на изделии, нужны будут производителям для оформления бирки на изделиях и продавцам ювелирных изделий для сверки УИН на бирке изделия с номером, зашифрованном в Data Matrix коде маркировки.

Если вставки недрагоценные, как ГИИС ДМДК будет понимать, за счет чего у нас увеличилась масса изделия – было 2 кг, стало 2,5 (мы указываем только лигатурную массу золота, если вставки из драгметаллов, то указываем массу с учетом вставок)?

В ГИИС ДМДК в ближайшее время будет реализована возможность указания наличия вставок из недрагоценных камней. До выгрузки остатков по состоянию на 1 января 2022 г. время еще есть.

Можно ли производителям продолжать работу с магазинами, не вставшими на спецучет до 1 сентября 2021 г.?

Нет, продолжать работу можно только после постановки на спецучет в ГИИС ДМДК.

Что делать с ювелирными изделиями в случае, если комиссионер стоит на спецучете, а комитент нет?

Изделия необходимо вернуть комитенту. Осуществлять операции с ДМДК с контрагентами, не вставшими на спецучет, нельзя – это нарушение законодательства. Это касается и взаимоотношений между сторонами по договорам комиссии, независимо от того, что они могли возникнуть до 1 сентября 2021 г.

Нужно ли вставать на спецучет физическому лицу?

Нет. На специальный учет ставятся только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но и осуществлять предпринимательскую деятельность по обороту ДМДК физическим лицам нельзя. Это незаконное предпринимательство.

ЭЦП должен получить непосредственно сам индивидуальный предприниматель. Это касается любых ЭЦП, не только для ГИИС ДМДК.

Какие именно изделия подлежат маркировке?

Маркировке подлежат те изделия, которые предъявляются на клеймение, за исключением изделий из серебра, а именно ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Можно ли отгружать изделия принципалу, если на момент подписания договора он стоял на спецучете, а 1 сентября 2021 г. (или позже) оказалось, что на спецучете он уже не стоит?

Отгружать новую партию нельзя. Можно завершить длящуюся отгрузку.

Нужна ли лицензия на переработку собственных драгоценных металлов для дальнейшей отправки в аффинажные предприятия?

Нужно ли для отправки изделий в МРУ ФПП полностью оформлять все процессы в ГИИС ДМДК?

Будет ли актуален действующий спецучет, если сейчас по какой-то причине откажут в постановке в ГИИС ДМДК?

Есть ли какие-то методические материалы или руководство пользователя для работы в ГИИС ДМДК?

Будет ли возможность формирования выписки на текущую дату из реестра специального учета в ГИИС ДМДК по номеру ИНН?

Возможность формирования выписки на текущую дату рассматривается в рамках развития системы.

Какие сроки по проставлению физической метки на остатках изделий для розничных предприятий?

До 1 марта 2024 г. на все ювелирные изделия в остатках должны быть нанесены физические метки маркировки.

Что грозит предприятиям, не вставшим на спецучет в ГИИС ДМДК до 1 сентября 2021 г.?

Эти предприятия не смогут проводить операции с ДМДК, не нарушая законодательство. Эти операции будут незаконными. Ответственность за ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями без постановки на специальный учет, либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета предусмотрена статьей 15.43 КоАП РФ.

Что является маркировкой для отрасли (связь с налогообложением)?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 маркировка ювелирных изделий – это нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирное изделие, а для изделий, ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, - на бирку ювелирного изделия (до момента предъявления таких изделий на клеймение, когда будет нанесен двухмерный штриховой код непосредственно на ювелирное изделие).

У ГИПН все идет по плану

В на­сто­я­щее вре­мя во всех ре­ги­о­нах Рос­сии ак­тив­но про­во­дят­ся вы­езд­ные про­вер­ки ин­с­пе­к­ци­я­ми про­би­р­но­го на­д­зо­ра. Не обо­шли вни­ма­ни­ем и Са­мар­скую об­ласть, где сей­час в от­но­ше­нии не­сколь­ких ИП про­во­ди­т­ся вы­езд­ная пла­но­вая про­вер­ка со сто­ро­ны Са­ра­то­в­ской ГИПН.

В дан­ной ста­тье мы на при­ме­ре од­ной из про­ве­рок, ко­то­рая бу­дет про­во­дить­ся с 7 по 12 де­ка­б­ря 2017 го­да в от­но­ше­нии Ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля го­ро­да Са­ма­ры, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го де­я­тель­ность по роз­ни­ч­ной про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий, по­дроб­но рас­ска­жем, что по­тре­бу­ет в хо­де про­вер­ки кон­тро­лер ГИПН и ка­кие до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо бу­дет пред­ста­вить при про­вер­ке. Ма­те­ри­ал пред­на­з­на­чен так же и для ор­га­ни­за­ций юве­ли­р­ной от­рас­ли т.к. пе­ре­чень до­ку­мен­тов не от­ли­ча­ет­ся от про­ве­рок в от­но­ше­нии ИП.

Пер­вое на что не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние, это да­та Рас­по­ря­же­ния ор­га­на го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) о про­ве­де­нии пла­но­вой вы­езд­ной про­вер­ки – от 17 но­яб­ря 2017 го­да. На­ча­ло про­вер­ки 7 де­ка­б­ря 2017 год. Как вид­но, вре­ме­ни на под­го­то­в­ку всех до­ку­мен­тов и к при­ез­ду про­ве­ря­ю­щих от­ве­де­но не так мно­го.

Вто­рое на что сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, это пе­ри­од, за ко­то­рый про­во­ди­т­ся про­вер­ка. В при­ве­ден­ном при­ме­ре, пе­ри­од про­вер­ки со­став­ля­ет с 01 ян­ва­ря 2016 го­да по 06 де­ка­б­ря 2017 год, т.е. по­чти два ка­лен­дар­ных го­да.

Да­лее мы при­ве­дем пе­ре­чень ко­пий до­ку­мен­тов, ко­то­рые тре­бу­ет­ся пред­ста­вить кон­тро­ле­ру для по­сле­ду­ю­щей их про­вер­ки на на­ли­чие и со­о­т­вет­ствие их дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству сфе­ры ПОД/ФТ, и про­ко­м­мен­ти­ру­ем ка­ж­дое тре­бо­ва­ние. С са­мим рас­по­ря­же­ни­ем вы мо­же­те озна­ко­мить­ся в при­ло­жен­ном к ста­тье фай­ле.

1. Ко­пия пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля (да­лее ПВК) в це­лях ПОД/ФТ (по­след­няя ре­да­к­ция).

Обра­ща­ем ва­ше вни­ма­ние на то, что кон­тро­лер в хо­де про­ве­де­ния про­вер­ки мо­жет за­тре­бо­вать ПВК и в пре­ды­ду­щих ре­да­к­ци­ях.

2. Ко­пия при­ка­за о на­з­на­че­нии спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца (СДЛ) от­вет­ствен­но­го за ре­а­ли­за­цию ПВК

Ука­за­н­ный до­ку­мент не­об­хо­дим для опре­де­ле­ния да­ты, ко­г­да ваш бух­гал­тер (глав­ный бух­гал­тер) дол­жен прой­ти обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа и да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний.

В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203, та­кое обу­че­ние по­ми­мо СДЛ, обя­за­ны прой­ти: ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла), сам Ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, глав­ный бух­гал­тер (бух­гал­тер) ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла, ИП), ли­бо со­труд­ник, осу­ще­ств­ля­ю­щий в ор­га­ни­за­ции или у ИП фун­к­ции по ве­де­нию бух­гал­тер­ско­го уче­та, ру­ко­во­ди­тель юри­ди­че­ско­го под­раз­де­ле­ния ли­бо юрист ор­га­ни­за­ции или ИП.

Од­но­крат­но та­кое обу­че­ние не­об­хо­ди­мо прой­ти, ука­за­н­ным ли­цам те­че­ние го­да с да­ты воз­ло­же­ния на них со­о­т­вет­ству­ю­щих дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей.

Да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний про­хо­дят все вы­ше­у­ка­за­н­ные со­труд­ни­ки и спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо не ре­же од­но­го ра­за в три го­да.

Про­хо­ж­де­ние со­о­т­вет­ству­ю­щим ли­цом це­ле­во­го ин­струк­та­жа и по­вы­ше­ния уро­в­ня зна­ний дол­ж­но под­твер­ж­дать­ся до­ку­мен­том, вы­да­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая име­ет пра­во про­во­дить та­кое обу­че­ние. Та­ким до­ку­мен­тов как раз и яв­ля­ет­ся, за­пра­ши­ва­е­мые ГИПН сви­де­тель­ства о про­хо­ж­де­нии обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

4. Ко­пии до­ку­мен­тов, под­твер­ж­да­ю­щих про­хо­ж­де­ние Пред­при­ни­ма­те­лем, бух­гал­те­ром и СДЛ, обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа, а та­к­же по­сле­ду­ю­ще­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в сфе­ре ПОД/ФТ. Ос­но­ва­ния на­ли­чия та­ких до­ку­мен­тов мы опи­са­ли вы­ше в п.2,3.

5. Ко­пия до­ку­мен­тов об об­ра­зо­ва­нии СДЛ.Тре­бо­ва­ния к СДЛ мы опи­са­ли в п. 2.

6. До­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние про­ве­рок на­ли­чия сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства.

Д­ля ор­га­ни­за­ций, обя­за­н­ность про­во­дить про­вер­ку и ин­фор­ми­ро­вать упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки вве­де­на еще 30 июня 2013 г. и уста­но­в­ле­на пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма", а для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей та­кая обя­за­н­ность воз­ни­к­ла с 31.07.2013 г., ко­г­да ИП бы­ли вве­де­ны в чис­ло субъ­ек­тов ука­за­н­но­го за­ко­на.

Та­кая про­вер­ка про­во­дить­ся не ре­же, чем один раз в три ме­ся­ца на ос­но­ва­нии Пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, а та­к­же ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на о при­ме­не­нии мер по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, при­на­д­ле­жа­щих ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­му ли­цу, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся до­ста­точ­ные ос­но­ва­ния по­до­зре­вать их при­част­ность к тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти (в том чис­ле к фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма) при от­сут­ствии ос­но­ва­ний для вклю­че­ния в Пе­ре­чень.
Пе­ре­чень и ре­ше­ния до­во­дят­ся до све­де­ния ор­га­ни­за­ций и ИП че­рез их ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.



7. Фор­ма­ли­зо­ван­ные элек­трон­ные со­об­ще­ния о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных про­ве­рок (да­лее – ФЭС), на­прав­лен­ные в упол­но­мо­чен­ный ор­ган – Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ФЭС 1-ФМ, ФЭС 2-ФМ, ФЭС 3-ФМ, ФЭС 4-ФМ (с от­мет­кой о под­твер­ж­де­нии при­ня­ти­я/­не­при­ня­тия со­об­ще­ний).

В дан­ном пун­к­те речь идет о со­об­ще­ни­ях в упол­но­мо­чен­ный ор­ган об опе­ра­ци­ях обя­за­тель­но­го кон­тро­ля, не­о­бы­ч­ных опе­ра­ци­ях, о ре­зуль­та­тах про­ве­рок по Пе­реч­ню и Со­об­ще­ние о фа­к­тах пре­пят­ствия со сто­ро­ны го­су­дар­ства (тер­ри­то­рии). Со­о­т­вет­ствен­но на­ли­чие та­ких со­об­ще­ний за­ви­сит от на­ли­чия в ва­шей де­я­тель­но­сти воз­ни­к­ших ука­за­н­ных ос­но­ва­ний на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Ес­ли та­кие сно­ва­ния от­сут­ству­ют, так и по­яс­ня­ем кон­тро­ле­ру при­чи­ну от­сут­ствия ин­фор­ма­ции.


8. Скрин­шот сле­ду­ю­щих стра­ниц ли­ч­но­го ка­би­не­та ИП на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га в се­ти Ин­тер­нет:

- про­филь Пред­при­ни­ма­те­ля;
- ис­поль­зо­ва­ние пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му;


- ста­ти­сти­ка по от­прав­лен­ным со­об­ще­ни­ям в Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;



И так, ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га дол­жен быть у ка­ж­до­го ИП и у ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с ДМ и ДК. Без ли­ч­но­го ка­би­не­та ис­пол­нить тре­бо­ва­ния за­ко­на №115-ФЗ не­воз­мо­ж­но. От­сут­ствие ли­ч­но­го ка­би­не­та яв­ля­ет­ся се­рьез­ным на­ру­ше­ни­ем в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ.

9. До­ку­мен­ты за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од по по­ку­п­ке фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми юве­ли­р­ных из­де­лий из ДМ и ДК на су­м­му, пре­вы­ша­ю­щую 40 тыс. руб., ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей.

Ука­за­н­ные до­ку­мен­ты ис­тре­бу­ют в це­лях про­вер­ки на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.


Про­ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных обя­за­н­но­стей ор­га­ни­за­ций и ИП в сфе­ре ПОД/ФТ. Та­ким об­ра­зом, ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли обя­за­ны иден­ти­фи­ци­ро­вать сво­их кли­ен­тов. В ка­че­стве при­ме­ра при­ве­дем, кто же яв­ля­ет­ся кли­ен­том в раз­ных до­го­вор­ных от­но­ше­ни­ях:
- в роз­ни­ч­ной про­да­же кли­ен­том яв­ля­ет­ся по­ку­па­тель юве­ли­р­ных из­де­лий­;
- в ску­п­ке кли­ен­том бу­дет сдат­чи­к;
- по до­го­во­ру ко­мис­сии кли­ен­том для ко­мис­си­о­не­ра бу­дет ко­ми­тен­т;
- по аген­т­ско­му до­го­во­ру кли­ен­тов яв­ля­ет­ся Прин­ци­пал для Аген­та;
- при опто­вой про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий кли­ен­та­ми яв­ля­ют­ся по­ку­па­те­ли юри­ди­че­ские ли­ца и ИП.

Ис­клю­че­ни­ем, ко­г­да не про­во­ди­т­ся иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­тов, яв­ля­ет­ся толь­ко роз­ни­ч­ная про­да­жа, толь­ко фи­зи­че­ским ли­цам, и толь­ко юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли су­м­ма по­ку­п­ки не вы­ше 40 тыс. руб. при опла­те на­ли­ч­ны­ми, или не вы­ше 100 тыс. руб. при опла­те то­ва­ра бан­ко­в­ской кар­той. Во всех осталь­ных слу­ча­ях иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­тов не­об­хо­ди­мо про­во­дить не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра опе­ра­ции.

10. До­ку­мен­ты по иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца. В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та, по­лу­чен­ные све­де­ния, а так же ин­фор­ма­ция о на­ли­чии и иден­ти­фи­ка­ции вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля в сдел­ке, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца кли­ен­та, не­об­хо­ди­мо за­фи­к­си­ро­вать. Са­мым рас­про­странeн­ным спо­со­бом фи­к­си­ро­ва­ния та­ких све­де­ний яв­ля­ют­ся ан­ке­ты. В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции, до­ста­точ­но пред­ста­вить ан­ке­ты, ли­бо иные до­ку­мен­ты, от­но­ся­щи­е­ся к до­сье кли­ен­та, в ко­то­рых фи­к­си­ру­ют­ся ука­за­н­ные све­де­ния.

11. До­ку­мен­ты по про­вер­ке СДЛ осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од.

Про­гра­м­ма про­вер­ки осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля, пре­ду­смо­т­рен­ная в ПВК по ПОД/ФТ, обес­пе­чи­ва­ет осу­ще­ств­ле­ние кон­тро­ля за со­б­лю­де­ни­ем ор­га­ни­за­ци­ей (со­труд­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции) и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем (ра­бо­т­ни­ка­ми ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля) за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Та­кая про­вер­ка дол­ж­на про­во­дить­ся на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве, но не ре­же од­но­го ра­за в по­лу­го­дие. Ес­ли ру­ко­во­ди­тель (ИП) ра­бо­та­ет один, все рав­но про­во­дит про­вер­ку как са­мо­кон­троль и фи­к­си­ру­ет ее про­ве­де­ние и ре­зуль­тат.

Кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить как ми­ни­мум два до­ку­мен­та, под­твер­ж­да­ю­щих про­ве­де­ние та­кой про­вер­ки: при­каз о про­ве­де­нии про­вер­ки и от­чет о ее ре­зуль­та­тах ее про­ве­де­ния, в ко­то­ром от­ра­жа­ют­ся све­де­ния обо всех вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ни­ях за­ко­но­да­тель­ства РФ о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

12. Ко­пия про­гра­м­мы обу­че­ния ра­бо­т­ни­ков в це­лях ПОД/ФТ.

На­ли­чие та­кой про­гра­м­мы обу­с­ло­в­ле­но тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203.

В нем же из­ло­же­ны и тре­бо­ва­ния к та­кой про­гра­м­ме:
Про­гра­м­ма обу­че­ния дол­ж­на пре­ду­смат­ри­вать:
а) изу­че­ние нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма;
б) изу­че­ние пра­вил и про­грамм осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля в ор­га­ни­за­ции при ис­пол­не­нии со­труд­ни­ком дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей, а та­к­же мер от­вет­ствен­но­сти, ко­то­рые мо­гут быть при­ме­не­ны к со­труд­ни­ку ор­га­ни­за­ции за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля;
в) изу­че­ние ти­по­ло­гий, ха­ра­к­тер­ных схем и спо­со­бов от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, а та­к­же кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных сде­лок.
Про­гра­м­ма дол­ж­на быть ак­ту­аль­ной на день про­ве­де­ния про­вер­ки и со­о­т­вет­ство­вать вы­ше­у­ка­за­н­ным тре­бо­ва­ни­ям.

13. До­ку­мен­ты уче­та про­хо­ж­де­ния ра­бо­т­ни­ка­ми ин­струк­та­жей и обу­че­ния в це­лях ПОД/ФТ

Ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции, ИП, са­мо­сто­я­тель­но утвер­ж­да­ет фор­му та­ко­го до­ку­мен­та т.к. за­ко­но­да­тель­ством не уста­но­в­ле­на уни­фи­ци­ро­ван­ная фор­ма. Обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ про­во­ди­т­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции или у ИП спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом с со­труд­ни­ка­ми в фор­мах:
- ввод­но­го ин­струк­та­жа при при­е­ме со­труд­ни­ка на ра­бо­ту, пе­ре­во­де и т.д.,
- до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа при утвер­ж­де­нии но­вых или из­ме­не­нии ПВК, при из­ме­не­нии дей­ству­ю­щих и всту­п­ле­нии в си­лу но­вых нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти ПОД/ФТ.

Та­ким об­ра­зом, кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить все до­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние обу­че­ния с со­труд­ни­ка­ми по ука­за­н­ным вы­ше ос­но­ва­ни­ям.
Ес­ли ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции или ИП ра­бо­та­ет без со­труд­ни­ков, ука­за­н­ные до­ку­мен­ты дол­ж­ны быть в на­ли­чии. Т.е. об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых обу­че­ние в вы­ше­у­ка­за­н­ных фор­мах мо­жет не про­во­дить­ся, в При­ка­зе Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203 от­сут­ству­ют.

Да­лее по тек­сту рас­по­ря­же­ния о про­вер­ке тре­бу­ют­ся до­ку­мен­ты по дви­же­нию де­не­ж­ных сред­ств, до­го­во­ра ку­п­ли-­про­да­жи, на­кла­д­ные и т.д. Ис­хо­дя из со­дер­жа­ния пред­став­лен­ных до­ку­мен­тов, про­ве­ря­ю­щим бу­дут сде­ла­ны вы­во­ды:
- о на­ли­чии опе­ра­ций, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, на­при­мер, опе­ра­ций с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми и иным иму­ще­ством су­м­ма ко­то­рых рав­на 600 тыс. руб. или пре­вы­ша­ет ука­за­н­ный по­рог, а имен­но ску­п­ка, ку­п­ля-­про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­;
- о на­ли­чии опе­ра­ций, име­ю­щих при­з­на­ки не­о­бы­ч­ных в со­о­т­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, уста­но­в­лен­ны­ми При­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №103;
- о на­ли­чии ос­но­ва­ний при­ме­не­ния мер о за­мо­ра­жи­ва­нии бло­ки­ро­ва­нии и де­не­ж­ных средств и ино­го иму­ще­ства кли­ен­та;
- о на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, вы­яв­ле­ния бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев и др.

Сто­ит от­ме­тить, что при про­ве­де­нии про­вер­ки, кон­тро­лер впра­ве за­пра­ши­вать и иные до­ку­мен­ты, не ука­за­н­ные в рас­по­ря­же­нии о про­ве­де­нии про­вер­ки. По­это­му про­ве­ря­е­мо­му субъ­ек­ту не­об­хо­ди­мо быть под­го­то­в­лен­ным по на­ли­чию до­ку­мен­тов, ко­то­рые не от­ра­же­ны в за­про­се. В дан­ном слу­чае, на­при­мер, в за­про­се не от­ра­жен та­кой ва­ж­ный до­ку­мент, как Пе­ре­чень со­труд­ни­ков, ко­то­рые дол­ж­ны про­хо­дить обя­за­тель­ную под­го­то­в­ку и обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ. Ука­за­н­ный до­ку­мент дол­жен быть утвер­ж­ден ИП или ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции да­же в том слу­чае, ко­г­да в ор­га­ни­за­ции нет тру­до­устро­ен­ных со­труд­ни­ков.

В за­вер­ше­нии хо­чет­ся от­ме­тить раз­мер от­вет­ствен­но­сти за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­на №115-ФЗ, ко­то­рый уста­но­в­лен ст. 15.27 КоАП РФ. Чем мо­жет за­кон­чить­ся про­вер­ка, за­ви­сит от ха­ра­к­те­ра вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний. В слу­чае, ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти не про­во­ди­лись опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, или вы с на­ру­ше­ни­ем сро­ка пред­став­ля­ли та­кую ин­фор­ма­цию, при на­ли­чии на­ру­ше­ний в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля, ско­рее все­го ор­га­ни­за­цию или ИП при­в­ле­кут по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. По ч. 1 от­вет­ствен­ность пре­ду­смо­т­ре­на в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния или на­ло­же­ния штра­фа в раз­ме­ре на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от де­ся­ти ты­сяч до трид­ца­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от пя­ти­де­ся­ти ты­сяч до ста ты­сяч руб­лей. От­ме­тим, что ИП не­сут от­вет­ствен­ность как юри­ди­че­ские ли­ца, а не как дол­ж­но­ст­ные. В слу­чае ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти бы­ли опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, но вы не пред­ста­ви­ли ин­фор­ма­цию и с мо­мен­та, ко­г­да вы дол­ж­ны бы­ли ее пред­ста­вить не про­шел один год (срок дав­но­сти при­в­ле­че­ния к ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям), ор­га­ни­за­цию или ИП бу­дут при­в­ле­кать по ч. 2, где от­сут­ству­ет на­ка­за­ние в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния, а штраф со­став­ля­ет на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от трид­ца­ти ты­сяч до пя­ти­де­ся­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от двух­сот ты­сяч до че­ты­рех­сот ты­сяч руб­лей или ад­ми­ни­стра­тив­ное при­о­ста­но­в­ле­ние де­я­тель­но­сти на срок до ше­сти­де­ся­ти су­ток.

Мы на­де­е­м­ся, что цель ука­за­н­ной ста­тьи – до­не­сти до участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­об­хо­ди­мость со­б­лю­дать тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти ПОД/ФТ, до­сти­г­ну­та ав­то­ром.

Читайте также: