Что такое соглашение положительной и отрицательной логики
Обновлено: 13.06.2024
Рассмотрим виды понятий по содержанию.
В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.
Во втором значении - общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, собирательное.
Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложенных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возможность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям
§ 4. Виды понятий
§ 4. Виды понятий В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Например, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако
Виды понятий
Виды понятий Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:1) общие, единичные и нулевые;2) конкретные и абстрактные;3) собирательные и несобирательные;4) регистрирующие и нерегестрирующие;5) положительные и отрицательные;6) безотносительные и
1.2. Виды понятий
1.2. Виды понятий Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой), общими (в объем понятия входит много
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2)
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям
Глава II. Виды понятий
Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными
1. Виды понятий по их содержанию
1. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.Конкретные и абстрактные понятия.
2. Виды понятий по их объему
2. Виды понятий по их объему Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные
Глава II. Виды понятий
1. Виды понятий по их содержанию
2. Виды понятий по их объему
11. Виды понятий
11. Виды понятий В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.Четкость отражения значительно выше у
Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий
Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось
Цифровая Схемотехника- это научно-техническое направление, задачи которого: анализ и синтез элементов, узлов и устройств ЭВМ, составляющих её элементную базу.
В основе проектирования лежат методы и принципы схемотехники, базирующегося на аппарате форальных преобразований алгебры логики, на теории цифровых автоматов, а также на неформальных инженерных решений.
ЭВМ состоит из множества элементных частей – элементов ЭВМ, наименовавших функциональных частей ЭВМ, служащих для обработки, преобразования, хранения и использования информации при логическом проектировании и технической реализации ЭВМ.
Функциональный Узел ЭВМ-совокупность электрических соединений эл-ов ЭВМ, предназначенных для выполнения микроопераций над словом (или словами) определённой разрядности.
Устройство ЭВМ- функциональная часть ЭВМ, выполняющая определённую функцию и представляющая собой соединение элементов и функциональных узлов.
Традиционное деление ЭВМ по поколениям базируется на элементной базе:
1 поколение: на электрических лампах.
2 поколение: п/п диоды и транзисторы
3 поколение: ИМС малой и средней степени интеграции.
4 поколение ИМС большой и сверхбольшой степени интеграции.
Эволюция ЭВМ развивается в следующих направлениях:
-архитектура (структура ЭВМ)
-мат и программное обеспечение
-возможность общения человека с машиной.
Основные требования к машине должны составлять:
-высокая помехоустойчивость (надёжность)
Классификация элементов ЭВМ.
5) по реализуемой логической функции различают логические элементы И(конъюнктор), ИЛИ(дизъюнктор), НЕ(инвертор), И-НЕ(штрих Шеффера), ИЛИ-НЕ(стрелка Пирса), И-ИЛИ-НЕ и другие…
По форме представления информации: аналоговая (с помощью множества значений физической величины, т.е. физическая величина меняется по закону непрерывной фу-ии.) и дискретная (конечным множеством значений-уровней физической величины). Частный случай дискретного – цифровой элемент, который оперирует с цифровым сигналом (который имеет 2 уровня представления).
Цифровые элементы функционируют в дискретный момент времени.
По функциональному назначению: логические (выполняют элементарные логические функции), запоминающие (выполняют функции запоминания, хранения и регенерации информации. В ЭВМ это часто триггеры, магнитные и оптические среды, конденсаторы) и вспомогательные элементы и специальные элементы.
В зависимости от основного активного ЭРЭ различают полярные и униполярные элементы на транзисторах.
От схемы построения основного логического элемента зависит типы логики на БПТ:
- диодная логика (ДЛ);- транзисторная логика с непосредственными связями (НСТЛ);- транзисторная логика с резисторными связями (РТЛ);- транзисторная логика с емкостными связями R-C (РЕТЛ);
- диодно-транзисторная логика (ДТЛ); - ТТЛ(Ш);- ЭСЛ;- И2Л (интегрально-инжекционная логика);
- на n-МОП транзисторах;- на p-МОП транзисторах;- на КМОП (последние 3 – с непосреднственной связью, управляются напряжением);
По виду электрических сигналов: потенциальные(входные и выходные сигналы - потенциальные), импульсные(вх. и вых. сигн. - импульсные), импульсно-потенциальные(входные как импульсные, так и потенциальные, выходные – только импульсные), динамические(логическая единица отображается пачкой импульсов, ноль – отсутствием импульсов) и фазовые(сигналы могут иметь разные фазы гармонических сигналов для изображения 0 и 1, например синусоида и косинусоида; 0-1 – фазы гармонического сигнала).
В зависимости от конструктивности лог эл-та различают эл-ты на дискретных ЭРЭ или выполняются на интегральном исполнении в виде интегральных микросхема.
В зависимости от выполняемой фу-ии различают логические и комбинированные эл-ты.По выполняемой логической функции – И, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, ИЛИ, НЕ.
Средства запоминания:
1.Оптические (основывается на отражении света).
Специальные элементы (вспомогательные):
Средства запоминания д.б. дополнены спец элементами (дисплей, монитор).
Соглашение Положительной и Отрицательной Логики.
-импульсные (вх и вых сигнали импульсные)
-потенциальные (вх и вых сигнали динамические)
-импульсно-потенциальные. (вх и вых и такие и такие)
Соглашение пол. логики (HIGH AND LOW)
LOG0->L LOG1->H
Соглашение отр. логики
LOG0->H LOG1->L
ПРИМЕР: ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ ЛОГ. ЭЛЕМЕНТА
1.Согласно пол. логике 1.Согласно отр. логике
ВХ1 ВХ2 ВЫХ X1 X2 Y X1 X2 Y
UL UL UL 0 0 0 1 1 1
UL UH UL 0 1 0 1 0 1
UH UL UL 1 0 0 0 1 1
UH UH UH 1 1 1 0 0 0
y=x1&x2(нарисовать эл-т И) y=x1Vx2
4. Требования к Системе Элементов.
Система элементов – совокупность элементов, предназначенных для совместного использования, имеющих единое питание, едино констр-технологическое исполнение и отвечающая требования функциональной и технической полноты и совместимости входных и выходных сигналов.
1) Функциональная полнота
Функционально полные системы:1)И, ИЛИ, НЕ2)И, НЕ3)ИЛИ, НЕ4)И-НЕ5)ИЛИ-НЕ
2) Физическая полнота(система должна включать усилители, преобразователи, индикаторы, генераторы, и т.п. вспомогательные элементы)
3) Совместимость входных и выходных сигналов (выходными сигналами одного элемента можно управлять или переключать состояния другого элемента).
Т.к. сейчас элементы ЭВМ выполняются в интегральном исполнении, то степень сложности ИМС оценивается с помощью степени интеграции и функциональной сложности.
Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления.
Глава I. Понятие как форма мышления
1. Понятие и предмет
Происхождение и сущность понятия
1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение:
2. Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения.
3. Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях:
4. Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом.
Способы образования понятия
1. Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием:
2. Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий?
3. Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите:
4. Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу:
5. Можно ли подвести под общее понятие следующие предметы:
Структура понятия
2. Служат ли все эти признаки преступления необходимыми и достаточными? Почему законодатель счел необходимым вслед за раскрытием содержания преступления дать такое разъяснение:
«Первым исчез кончик его (Чеширского кота. – Е.И.) хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.
7. Приведите свои примеры понятий и укажите их содержание и объем.
8. В каком отношении между собой находятся содержание и объем следующих понятий:
9. Как называется в логике закон, раскрывающий это отношение между содержанием и объемом понятия?
10. Покажите на других примерах действие этого закона.
2. Понятие и слово
Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия
1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетанием (двумя, тремя и более словами).
2. Выразите следующие описательные имена одним словом-термином:
3. На следующих примерах покажите, как соотносятся слова с вещами и понятиями о них:
Слова – синонимы
1. Какими словами – синонимами можно выразить следующие понятия:
2. К каждому современному слову из левого столбца подберите соответствующий древнерусский синоним из правого:
3. Подберите собственные слова-синонимы.
4. Выделите основное для данного рассуждения понятие и выпишите из текста те слова-синонимы, которыми оно выражалось в истории науки:
5. Согласны ли вы со следующим рассуждением:
9. На какой особенности синонимов основываются следующие рассуждения:
Слова – омонимы
1. Какие понятия выражены следующими словами-омонимами:
2. Назовите ряд омонимов.
3. В каких смыслах употребляются выделенные курсивом выражения в следующих примерах:
«–А ведь хватка у нее крепкая, как. как. как. ром!
– Ну, это совсем другая крепость! – заметила Алиса.
Глава II. Виды понятий
1. Виды понятий по их содержанию
Конкретные и абстрактные понятия
1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие – абстрактными:
2. Приведите примеры конкретных и абстрактных понятий.
3. В каком смысле – конкретном или абстрактном –употреблены выделенные курсивом понятия:
«И пускай со звонами плачут глухари.
«Надолго ль эта снежность,
4. Почему в ряде примеров используется множественное число? Всегда ли возможно употребление абстрактных понятий в качестве конкретных? Покажите на примерах. А можно ли конкретные понятия использовать в качестве абстрактных? Попробуйте привести примеры.
Положительные и отрицательные понятия
1. Какие из приведенных ниже понятий следует считать положительными, а какие – отрицательными:
2. Приведите свои примеры положительных и отрицательных понятий.
3. Все ли из перечисленных ниже понятий являются отрицательными:
Собирательные и несобирательные понятия
1. Являются ли собирательными или несобирательными следующие понятия:
2. Подберите примеры собирательных и несобирательных понятий.
Соотносительные и безотносительные понятия
1. Из следующих понятий выберите соотносительные и безотносительные:
2. В случаях соотносительных понятий установите, с какими конкретно понятиями они соотносятся.
3. Подыщите примеры соотносительных и безотносительных понятий.
2. Виды понятий по их объему
Пустые и непустые понятия
1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым:
2. Подберите примеры пустых и непустых понятий.
3. Могут ли пустые понятия превратиться в непустые и наоборот? Покажите на примерах.
Общие и единичные понятия
1. Какие из приведенных понятий выступают общими, какие – единичными:
2. Подберите примеры общих и единичных понятий.
3. Из следующих высказываний выделите основные понятия и укажите все их виды:
Глава III. Отношения между понятиями
1. Отношения между понятиями по их содержанию
Сравнимые и несравнимые понятия
1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие – несравнимые:
2. Приведите примеры сравнимых и несравнимых понятий.
3. Ниже даны примеры несравнимых понятий, приведенные слушателями. Все ли из названных пар понятий действительно являются таковыми:
4. Какие отношения между понятиями обыгрываются в следующих пословицах и поговорках:
2. Отношения между понятиями по их объему
1. Какие из указанных ниже пар понятий относятся к совместимым, а какие – к несовместимым:
2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия
1. Установите вид отношения между следующими совместимыми понятиями:
2. Отобразите отношения между этими понятиями посредством круговых схем.
3. Приведите примеры каждого вида совместимых понятий.
5. О каком виде отношений между понятиями говорится в следующем отрывке:
6. Согласны ли вы с таким обоснованием отношения между следующими понятиями:
Несовместимые понятия
1. Определите вид отношений между несовместимыми понятиями в следующих примерах:
2. Изобразите с помощью круговых схем отношения между этими понятиями.
3. Придумайте несколько примеров несовместимых понятий.
4. В каких логических отношениях находятся выделенные в тексте понятия:
5. Выразите графически, с помощью круговых схем, отношения между понятиями в следующем рекламном объявлении о вине:
6. Из следующих высказываний выделите основные понятия и определите все виды отношений между ними:
Глава IV. Логические операции с понятиями
1. Определение
Определение и сходные с ним операции
Являются ли определениями следующие высказывания:
«Развлечения – это счастье людей, не способных мыслить (А. Поп).
Структура и функции определения
1. В найденных выше определениях выделите определяемое и определяющее.
2. Раскройте структуру следующих определений и выразите их логической формулой:
3. В УК РФ дается определение преступления, а затем указываются виды преступлений, которым также даются соответствующие определения. Чем вызваны подобные определений и какую роль играют они в уголовном процессе?
Виды определений
1. К каким видам относятся следующие определения:
3. Приведите примеры определений через ближайший род и видовое отличие и определений через противоположность.
Правила определения. Ошибки в определении
1. Соблюдены ли правила в следующих определениях, и если нет, то какие допущены логические ошибки:
2. Приведите примеры неправильных определений.
2. Деление
Деление и расчленение
1. Определите, где – деление, а где – расчленение:
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
2. Для чего необходимо строго различать деление и расчленение?
3. Приведите примеры деления и расчленения.
4. Произведите деление следующих родовых понятий на виды:
5. Как связаны с делением следующие высказывания:
«Не всем быть можно в равной доле,
Роль и функции деления
1. В УК РФ раскрываются виды преступления (см. гл. 3. Понятие преступления и виды преступлений) и наказания (см. гл. 9. Понятие и цели наказания); в ГК РФ – виды обязательств (см. ч. 2, раздел IV. Отдельные виды обязательств).
В чем значение подобных классификаций?
Структура деления
Выделите основные элементы деления в следующих примерах:
Виды деления
1. Установите виды деления в следующих примерах:
Правила деления. Ошибки в делении
1. Соблюдены ли правила деления в следующих примерах, и если нет, то какие допущены логические ошибки:
2. Приведите свои примеры неправильного деления.
3. Обобщение и ограничение понятий
Обобщение понятий
1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:
2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:
3. Обобщите следующие понятия:
4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:
Ограничение понятий
1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:
2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:
3. Ограничьте следующие понятия:
4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:
6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:
7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:
8. Приведите примеры плеоназмов.
9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:
10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:
Источник: Логика: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Е. А. Иванов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. - 405 с. - (Библиотека студентв).; ISBN 5-466-00105-8
Что тебе известно о силлогизмах? Может, ты слышала, что некоторые профессиональные рекрутеры используют их в тестах при приеме на работу, чтобы проверить логическое мышление соискателей? Стоит разобраться в этом вопросе.
В повседневной жизни часто можно услышать рассуждения о логике, в частности о женской. Однако с научной точки зрения большинство этих разговоров – не более, чем развлечение.
Нетрудно представить что-то подобное:
– Разумеется, твой муж тебе изменяет, – авторитетно заявляет женщина средних лет более молодой.
– Все мужчины изменяют. Твой муж что, не мужчина? Ещё и красивый к тому же. Точно изменяет!
И молодая собеседница пытается применить к своей семье эту цепочку утверждений. Не подозревает даже, что минуту назад услышала непроверенное заявление, которое не может быть использовано в выводе. Сказано было эмоционально, но не применимо к жизни. Это был ложный силлогизм.
Поговорим о классической логике
Силлогистика, автором которой был Аристотель, является частью теории логики и занимается анализом силлогизмов — дедуктивных умозаключений. Это логические аргументы, состоящие из трех частей.
Что такое силлогизмы?
Умение решать силлогизмы как раз лучше всего иллюстрирует образ мышления человека — насколько он способен логично мыслить. Они решаются по определённой схеме поскольку силлогизмы всегда состоят из трёх частей:
- первое суждение/посылка;
- второе суждение/посылка;
- вывод.
Ловушки задач на логику
Однако силлогизмы не обязательно должны быть истинными. В университетах студентам часто задаются задачи, которые приводят к логической последовательности, но основаны на абсурдных утверждениях.
Вместо истины силлогизмы сосредоточены на действительности. Это должно помочь лучше проверить логическое мышление поступающих. Для правильного ответа необходимо действовать чисто логически и не ориентироваться на правдивость сказанного.
Для объяснения силлогизма были установлены определенные правила, которые могут помочь в их решении. Эти логические связи могут быть построены только определенными способами:
- силлогизмы должны иметь хотя бы одно положительное утверждение, в противном случае заключение невозможно;
- кроме того, вывод должен быть исключительно положительным ответом, если и основное, и второстепенное предположения имеют положительную окраску; напротив, вывод будет негативным, если хотя бы одно из двух утверждений отрицательное;
- согласно правилам, одно из двух утверждений должно быть общего плана; если оба утверждения говорят о каких-то частностях, тогда нельзя сделать никаких единых выводов; если же, с другой стороны, верхнее или нижнее предложение содержит конкретное утверждение, то заключение также должно быть таким.
Как научиться понимать логические цепочки
Чтобы прийти к правильному выводу в процессе анализа, следует внимательно изучить силлогизмы.
Задачи обычно ставятся двумя разными способами. С одной стороны, можно сделать как предположение, так и соответствующий вывод. В этом случае нужно решить, верен он или нет. Это – простой категорический силлогизм.
Все птицы (М) животные (Р).
Индюки (S) – птицы (М).
Все индюки (S) – животные (P).
S – субъект вывода и второе суждение.
М – средний термин, который есть в обоих суждениях, но отсутствует в выводе.
Р – утверждение, предикат, основное суждение.
Для анализа имеет смысл сначала выяснить главное условие. В примере упражнения основным условием является животное, поскольку они образуют объект в главном предложении и сказуемое-предикат в заключении. Индюки, с другой стороны, являются второстепенным условием, потому что они фигурируют в подгруппе и являются предметом вывода.
Чтобы найти ответ, можно использовать, так называемую, энтимему. Это метод, при котором силлогизмы сжимаются в предложение и, таким образом, проверяются на правильность. При этом объединяются второстепенная посылка и заключение. В нашем примере это означает: все индюки — животные, потому что они птицы. Так что вывод правильный.
У простого категорического силлогизма существуют свои правила:
- в нём может быть только три термина (S, M, P);
- средний термин М должен быть взят в полном объёме хотя бы в одном из суждений;
- термин, не взятый полностью в суждении, не может использоваться в заключении.
Когда силлогизм не может быть верным
В качестве альтернативы существуют задачи, в которых имеется только два суждения и необходимо найти правильный вывод из различных возможных решений.
Собаки любят есть мясо.
Полкан любит мясо.
А. Полкан – собака.
Б. Мясо полезно для собак
C. Нет правильного ответа
Это упражнение – классический пример ошибочности силлогизмов. Часто встречаются задачи, заключение которых кажется верным, но оно неправильно из-за отсутствия точного определения. Обе посылки – частные, их невозможно объединить точным единым выводом. Следовательно, в данном примере нет правильного ответа. Если хотя бы одно суждение было общим, вывод был бы возможен. Цепочка могла бы выглядеть так:
Все собаки любят мясо.
Полкан любит мясо.
Силлогизмы в болтовне за чашкой кофе
Тебе, наверное, кажется, что все сказанное может быть интересно только тем, кто вынужден решать нудные задачи по логике в университете и при приёме на работу. Но ты же тоже постоянно строишь логические цепочки. Практически каждую минуту своей жизни. И даже прекрасно, пусть и не всегда правильно используешь их в повседневности. Например, когда говоришь своей коллеге:
– Бухгалтер Маша откуда-то с Севера (Юга, Востока – неважно). Там всё население пьёт алкоголь. Наверное, она тоже не прочь выпить.
И понеслась в народ женская сплетня, построенная на пусть неправильной, но логической цепочке.
Научиться делать верные выводы вполне возможно. Для этого даже не обязательно решать задачи. Нужно хотя бы подумать — насколько утверждение верно?
Ты же запомнила:
- два отрицания вывод не дают;
- из двух частностей заключения не получится;
- есть хотя бы одно отрицание — вывод будет отрицательным;
- из положительных утверждений отрицательное заключение не следует.
Читайте также: