Что такое соглашение положительной и отрицательной логики

Обновлено: 13.06.2024

Рассмотрим виды понятий по содержанию.

В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Во втором значении - общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложен­ных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

§ 4. Виды понятий

§ 4. Виды понятий В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако

Виды понятий

Виды понятий Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:1) общие, единичные и нулевые;2) конкретные и абстрактные;3) собирательные и несобирательные;4) регистрирующие и нерегестрирующие;5) положительные и отрицательные;6) безотносительные и

1.2. Виды понятий

1.2. Виды понятий Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой), общими (в объем понятия входит много

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2)

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

Глава II. Виды понятий

Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными

1. Виды понятий по их содержанию

1. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.Конкретные и абстрактные понятия.

2. Виды понятий по их объему

2. Виды понятий по их объему Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные

Глава II. Виды понятий

1. Виды понятий по их содержанию

2. Виды понятий по их объему

11. Виды понятий

11. Виды понятий В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.Четкость отражения значительно выше у

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Цифровая Схемотехника- это научно-техническое направление, задачи которого: анализ и синтез элементов, узлов и устройств ЭВМ, составляющих её элементную базу.

В основе проектирования лежат методы и принципы схемотехники, базирующегося на аппарате форальных преобразований алгебры логики, на теории цифровых автоматов, а также на неформальных инженерных решений.

ЭВМ состоит из множества элементных частей – элементов ЭВМ, наименовавших функциональных частей ЭВМ, служащих для обработки, преобразования, хранения и использования информации при логическом проектировании и технической реализации ЭВМ.

Функциональный Узел ЭВМ-совокупность электрических соединений эл-ов ЭВМ, предназначенных для выполнения микроопераций над словом (или словами) определённой разрядности.

Устройство ЭВМ- функциональная часть ЭВМ, выполняющая определённую функцию и представляющая собой соединение элементов и функциональных узлов.

Традиционное деление ЭВМ по поколениям базируется на элементной базе:

1 поколение: на электрических лампах.

2 поколение: п/п диоды и транзисторы

3 поколение: ИМС малой и средней степени интеграции.

4 поколение ИМС большой и сверхбольшой степени интеграции.

Эволюция ЭВМ развивается в следующих направлениях:

-архитектура (структура ЭВМ)

-мат и программное обеспечение

-возможность общения человека с машиной.

Основные требования к машине должны составлять:

-высокая помехоустойчивость (надёжность)

Классификация элементов ЭВМ.

5) по реализуемой логической функции различают логические элементы И(конъюнктор), ИЛИ(дизъюнктор), НЕ(инвертор), И-НЕ(штрих Шеффера), ИЛИ-НЕ(стрелка Пирса), И-ИЛИ-НЕ и другие…

По форме представления информации: аналоговая (с помощью множества значений физической величины, т.е. физическая величина меняется по закону непрерывной фу-ии.) и дискретная (конечным множеством значений-уровней физической величины). Частный случай дискретного – цифровой элемент, который оперирует с цифровым сигналом (который имеет 2 уровня представления).

Цифровые элементы функционируют в дискретный момент времени.

По функциональному назначению: логические (выполняют элементарные логические функции), запоминающие (выполняют функции запоминания, хранения и регенерации информации. В ЭВМ это часто триггеры, магнитные и оптические среды, конденсаторы) и вспомогательные элементы и специальные элементы.

В зависимости от основного активного ЭРЭ различают полярные и униполярные элементы на транзисторах.

От схемы построения основного логического элемента зависит типы логики на БПТ:

- диодная логика (ДЛ);- транзисторная логика с непосредственными связями (НСТЛ);- транзисторная логика с резисторными связями (РТЛ);- транзисторная логика с емкостными связями R-C (РЕТЛ);

- диодно-транзисторная логика (ДТЛ); - ТТЛ(Ш);- ЭСЛ;- И2Л (интегрально-инжекционная логика);

- на n-МОП транзисторах;- на p-МОП транзисторах;- на КМОП (последние 3 – с непосреднственной связью, управляются напряжением);

По виду электрических сигналов: потенциальные(входные и выходные сигналы - потенциальные), импульсные(вх. и вых. сигн. - импульсные), импульсно-потенциальные(входные как импульсные, так и потенциальные, выходные – только импульсные), динамические(логическая единица отображается пачкой импульсов, ноль – отсутствием импульсов) и фазовые(сигналы могут иметь разные фазы гармонических сигналов для изображения 0 и 1, например синусоида и косинусоида; 0-1 – фазы гармонического сигнала).

В зависимости от конструктивности лог эл-та различают эл-ты на дискретных ЭРЭ или выполняются на интегральном исполнении в виде интегральных микросхема.

В зависимости от выполняемой фу-ии различают логические и комбинированные эл-ты.По выполняемой логической функции – И, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, ИЛИ, НЕ.

Средства запоминания:

1.Оптические (основывается на отражении света).

Специальные элементы (вспомогательные):

Средства запоминания д.б. дополнены спец элементами (дисплей, монитор).

Соглашение Положительной и Отрицательной Логики.

-импульсные (вх и вых сигнали импульсные)

-потенциальные (вх и вых сигнали динамические)

-импульсно-потенциальные. (вх и вых и такие и такие)

Соглашение пол. логики (HIGH AND LOW)

LOG0->L LOG1->H

Соглашение отр. логики

LOG0->H LOG1->L

ПРИМЕР: ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ ЛОГ. ЭЛЕМЕНТА

1.Согласно пол. логике 1.Согласно отр. логике

ВХ1 ВХ2 ВЫХ X1 X2 Y X1 X2 Y

UL UL UL 0 0 0 1 1 1

UL UH UL 0 1 0 1 0 1

UH UL UL 1 0 0 0 1 1

UH UH UH 1 1 1 0 0 0

y=x1&x2(нарисовать эл-т И) y=x1Vx2


4. Требования к Системе Элементов.

Система элементов – совокупность элементов, предназначенных для совместного использования, имеющих единое питание, едино констр-технологическое исполнение и отвечающая требования функциональной и технической полноты и совместимости входных и выходных сигналов.

1) Функциональная полнота

Функционально полные системы:1)И, ИЛИ, НЕ2)И, НЕ3)ИЛИ, НЕ4)И-НЕ5)ИЛИ-НЕ

2) Физическая полнота(система должна включать усилители, преобразователи, индикаторы, генераторы, и т.п. вспомогательные элементы)

3) Совместимость входных и выходных сигналов (выходными сигналами одного элемента можно управлять или переключать состояния другого элемента).


Т.к. сейчас элементы ЭВМ выполняются в интегральном исполнении, то степень сложности ИМС оценивается с помощью степени интеграции и функциональной сложности.

Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления.

Глава I. Понятие как форма мышления

1. Понятие и предмет

Происхождение и сущность понятия

1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение:

2. Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения.

3. Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях:

4. Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом.

Способы образования понятия

1. Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием:

2. Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий?

3. Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите:

4. Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу:

5. Можно ли подвести под общее понятие следующие предметы:

Структура понятия

2. Служат ли все эти признаки преступления необходимыми и достаточными? Почему законодатель счел необходимым вслед за раскрытием содержания преступления дать такое разъяснение:

«Первым исчез кончик его (Чеширского кота. – Е.И.) хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.

7. Приведите свои примеры понятий и укажите их содержание и объем.

8. В каком отношении между собой находятся содержание и объем следующих понятий:

9. Как называется в логике закон, раскрывающий это отношение между содержанием и объемом понятия?

10. Покажите на других примерах действие этого закона.

2. Понятие и слово

Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия

1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетанием (двумя, тремя и более словами).

2. Выразите следующие описательные имена одним словом-термином:

3. На следующих примерах покажите, как соотносятся слова с вещами и понятиями о них:

Слова – синонимы

1. Какими словами – синонимами можно выразить следующие понятия:

2. К каждому современному слову из левого столбца подберите соответствующий древнерусский синоним из правого:

3. Подберите собственные слова-синонимы.

4. Выделите основное для данного рассуждения понятие и выпишите из текста те слова-синонимы, которыми оно выражалось в истории науки:

5. Согласны ли вы со следующим рассуждением:

9. На какой особенности синонимов основываются следующие рассуждения:

Слова – омонимы

1. Какие понятия выражены следующими словами-омонимами:

2. Назовите ряд омонимов.

3. В каких смыслах употребляются выделенные курсивом выражения в следующих примерах:

«–А ведь хватка у нее крепкая, как. как. как. ром!

– Ну, это совсем другая крепость! – заметила Алиса.

Глава II. Виды понятий

1. Виды понятий по их содержанию

Конкретные и абстрактные понятия

1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие – абстрактными:

2. Приведите примеры конкретных и абстрактных понятий.

3. В каком смысле – конкретном или абстрактном –употреблены выделенные курсивом понятия:

«И пускай со звонами плачут глухари.

«Надолго ль эта снежность,

4. Почему в ряде примеров используется множественное число? Всегда ли возможно употребление абстрактных понятий в качестве конкретных? Покажите на примерах. А можно ли конкретные понятия использовать в качестве абстрактных? Попробуйте привести примеры.

Положительные и отрицательные понятия

1. Какие из приведенных ниже понятий следует считать положительными, а какие – отрицательными:

2. Приведите свои примеры положительных и отрицательных понятий.

3. Все ли из перечисленных ниже понятий являются отрицательными:

Собирательные и несобирательные понятия

1. Являются ли собирательными или несобирательными следующие понятия:

2. Подберите примеры собирательных и несобирательных понятий.

Соотносительные и безотносительные понятия

1. Из следующих понятий выберите соотносительные и безотносительные:

2. В случаях соотносительных понятий установите, с какими конкретно понятиями они соотносятся.

3. Подыщите примеры соотносительных и безотносительных понятий.

2. Виды понятий по их объему

Пустые и непустые понятия

1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым:

2. Подберите примеры пустых и непустых понятий.

3. Могут ли пустые понятия превратиться в непустые и наоборот? Покажите на примерах.

Общие и единичные понятия

1. Какие из приведенных понятий выступают общими, какие – единичными:

2. Подберите примеры общих и единичных понятий.

3. Из следующих высказываний выделите основные понятия и укажите все их виды:

Глава III. Отношения между понятиями

1. Отношения между понятиями по их содержанию

Сравнимые и несравнимые понятия

1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие – несравнимые:

2. Приведите примеры сравнимых и несравнимых понятий.

3. Ниже даны примеры несравнимых понятий, приведенные слушателями. Все ли из названных пар понятий действительно являются таковыми:

4. Какие отношения между понятиями обыгрываются в следующих пословицах и поговорках:

2. Отношения между понятиями по их объему

1. Какие из указанных ниже пар понятий относятся к совместимым, а какие – к несовместимым:

2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия

1. Установите вид отношения между следующими совместимыми понятиями:

2. Отобразите отношения между этими понятиями посредством круговых схем.

3. Приведите примеры каждого вида совместимых понятий.

5. О каком виде отношений между понятиями говорится в следующем отрывке:

6. Согласны ли вы с таким обоснованием отношения между следующими понятиями:

Несовместимые понятия

1. Определите вид отношений между несовместимыми понятиями в следующих примерах:

2. Изобразите с помощью круговых схем отношения между этими понятиями.

3. Придумайте несколько примеров несовместимых понятий.

4. В каких логических отношениях находятся выделенные в тексте понятия:

5. Выразите графически, с помощью круговых схем, отношения между понятиями в следующем рекламном объявлении о вине:

6. Из следующих высказываний выделите основные понятия и определите все виды отношений между ними:

Глава IV. Логические операции с понятиями

1. Определение

Определение и сходные с ним операции

Являются ли определениями следующие высказывания:

«Развлечения – это счастье людей, не способных мыслить (А. Поп).

Структура и функции определения

1. В найденных выше определениях выделите определяемое и определяющее.

2. Раскройте структуру следующих определений и выразите их логической формулой:

3. В УК РФ дается определение преступления, а затем указываются виды преступлений, которым также даются соответствующие определения. Чем вызваны подобные определений и какую роль играют они в уголовном процессе?

Виды определений

1. К каким видам относятся следующие определения:

3. Приведите примеры определений через ближайший род и видовое отличие и определений через противоположность.

Правила определения. Ошибки в определении

1. Соблюдены ли правила в следующих определениях, и если нет, то какие допущены логические ошибки:

2. Приведите примеры неправильных определений.

2. Деление

Деление и расчленение

1. Определите, где – деление, а где – расчленение:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

2. Для чего необходимо строго различать деление и расчленение?

3. Приведите примеры деления и расчленения.

4. Произведите деление следующих родовых понятий на виды:

5. Как связаны с делением следующие высказывания:

«Не всем быть можно в равной доле,

Роль и функции деления

1. В УК РФ раскрываются виды преступления (см. гл. 3. Понятие преступления и виды преступлений) и наказания (см. гл. 9. Понятие и цели наказания); в ГК РФ – виды обязательств (см. ч. 2, раздел IV. Отдельные виды обязательств).

В чем значение подобных классификаций?

Структура деления

Выделите основные элементы деления в следующих примерах:

Виды деления

1. Установите виды деления в следующих примерах:

Правила деления. Ошибки в делении

1. Соблюдены ли правила деления в следующих примерах, и если нет, то какие допущены логические ошибки:

2. Приведите свои примеры неправильного деления.

3. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятий

1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:

3. Обобщите следующие понятия:

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:

Ограничение понятий

1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:

3. Ограничьте следующие понятия:

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:

6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:

7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:

8. Приведите примеры плеоназмов.

9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:

10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:

Источник: Логика: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Е. А. Иванов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. - 405 с. - (Библиотека студентв).; ISBN 5-466-00105-8


Что тебе известно о силлогизмах? Может, ты слышала, что некоторые профессиональные рекрутеры используют их в тестах при приеме на работу, чтобы проверить логическое мышление соискателей? Стоит разобраться в этом вопросе.

девушка играет в шахматы

В повседневной жизни часто можно услышать рассуждения о логике, в частности о женской. Однако с научной точки зрения большинство этих разговоров – не более, чем развлечение.

Нетрудно представить что-то подобное:

– Разумеется, твой муж тебе изменяет, – авторитетно заявляет женщина средних лет более молодой.

– Все мужчины изменяют. Твой муж что, не мужчина? Ещё и красивый к тому же. Точно изменяет!

И молодая собеседница пытается применить к своей семье эту цепочку утверждений. Не подозревает даже, что минуту назад услышала непроверенное заявление, которое не может быть использовано в выводе. Сказано было эмоционально, но не применимо к жизни. Это был ложный силлогизм.

Поговорим о классической логике

Силлогистика, автором которой был Аристотель, является частью теории логики и занимается анализом силлогизмов — дедуктивных умозаключений. Это логические аргументы, состоящие из трех частей.

Что такое силлогизмы?

Что такое силлогизмы?

Умение решать силлогизмы как раз лучше всего иллюстрирует образ мышления человека — насколько он способен логично мыслить. Они решаются по определённой схеме поскольку силлогизмы всегда состоят из трёх частей:

  • первое суждение/посылка;
  • второе суждение/посылка;
  • вывод.

Ловушки задач на логику

Однако силлогизмы не обязательно должны быть истинными. В университетах студентам часто задаются задачи, которые приводят к логической последовательности, но основаны на абсурдных утверждениях.

Вместо истины силлогизмы сосредоточены на действительности. Это должно помочь лучше проверить логическое мышление поступающих. Для правильного ответа необходимо действовать чисто логически и не ориентироваться на правдивость сказанного.

Для объяснения силлогизма были установлены определенные правила, которые могут помочь в их решении. Эти логические связи могут быть построены только определенными способами:

  • силлогизмы должны иметь хотя бы одно положительное утверждение, в противном случае заключение невозможно;
  • кроме того, вывод должен быть исключительно положительным ответом, если и основное, и второстепенное предположения имеют положительную окраску; напротив, вывод будет негативным, если хотя бы одно из двух утверждений отрицательное;
  • согласно правилам, одно из двух утверждений должно быть общего плана; если оба утверждения говорят о каких-то частностях, тогда нельзя сделать никаких единых выводов; если же, с другой стороны, верхнее или нижнее предложение содержит конкретное утверждение, то заключение также должно быть таким.

Как научиться понимать логические цепочки

Чтобы прийти к правильному выводу в процессе анализа, следует внимательно изучить силлогизмы.

Задачи обычно ставятся двумя разными способами. С одной стороны, можно сделать как предположение, так и соответствующий вывод. В этом случае нужно решить, верен он или нет. Это – простой категорический силлогизм.

Все птицы (М) животные (Р).

Индюки (S) – птицы (М).

Все индюки (S) – животные (P).

S – субъект вывода и второе суждение.

М – средний термин, который есть в обоих суждениях, но отсутствует в выводе.

Р – утверждение, предикат, основное суждение.

Для анализа имеет смысл сначала выяснить главное условие. В примере упражнения основным условием является животное, поскольку они образуют объект в главном предложении и сказуемое-предикат в заключении. Индюки, с другой стороны, являются второстепенным условием, потому что они фигурируют в подгруппе и являются предметом вывода.

Чтобы найти ответ, можно использовать, так называемую, энтимему. Это метод, при котором силлогизмы сжимаются в предложение и, таким образом, проверяются на правильность. При этом объединяются второстепенная посылка и заключение. В нашем примере это означает: все индюки — животные, потому что они птицы. Так что вывод правильный.

У простого категорического силлогизма существуют свои правила:

  • в нём может быть только три термина (S, M, P);
  • средний термин М должен быть взят в полном объёме хотя бы в одном из суждений;
  • термин, не взятый полностью в суждении, не может использоваться в заключении.

Когда силлогизм не может быть верным

В качестве альтернативы существуют задачи, в которых имеется только два суждения и необходимо найти правильный вывод из различных возможных решений.

Собаки любят есть мясо.

Полкан любит мясо.

фигуры на шахматной доске

А. Полкан – собака.

Б. Мясо полезно для собак

C. Нет правильного ответа

Это упражнение – классический пример ошибочности силлогизмов. Часто встречаются задачи, заключение которых кажется верным, но оно неправильно из-за отсутствия точного определения. Обе посылки – частные, их невозможно объединить точным единым выводом. Следовательно, в данном примере нет правильного ответа. Если хотя бы одно суждение было общим, вывод был бы возможен. Цепочка могла бы выглядеть так:

Все собаки любят мясо.

Полкан любит мясо.

Силлогизмы в болтовне за чашкой кофе

Тебе, наверное, кажется, что все сказанное может быть интересно только тем, кто вынужден решать нудные задачи по логике в университете и при приёме на работу. Но ты же тоже постоянно строишь логические цепочки. Практически каждую минуту своей жизни. И даже прекрасно, пусть и не всегда правильно используешь их в повседневности. Например, когда говоришь своей коллеге:

абстрактный рисунок

– Бухгалтер Маша откуда-то с Севера (Юга, Востока – неважно). Там всё население пьёт алкоголь. Наверное, она тоже не прочь выпить.

И понеслась в народ женская сплетня, построенная на пусть неправильной, но логической цепочке.

Научиться делать верные выводы вполне возможно. Для этого даже не обязательно решать задачи. Нужно хотя бы подумать — насколько утверждение верно?

Ты же запомнила:

  • два отрицания вывод не дают;
  • из двух частностей заключения не получится;
  • есть хотя бы одно отрицание — вывод будет отрицательным;
  • из положительных утверждений отрицательное заключение не следует.

Читайте также: