Что такое наглядное пособие по обществознанию

Обновлено: 02.06.2024

Плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Н. п. способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них навыков и умений Н. п. используются на различных этапах обучения: при объяснении нового учебного материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеаудиторной, кружковой работе. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Н. п. очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, методам и приемам использования. Их принято делить на натуральные Н. п., состоящие из природных объектов, и изобразительные Н. п., представляющие собой предметы и явления искусства (живопись, графика, скульптура), а также технические объекты. По способам изображения различают образные Н. п., показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, репродукции произведений живописи) и схематические, условные (таблицы, схемы, графики). Как плоскостные, так и объемные изобразительные Н. п. бывают двух видов: статичные, с подвижными частями и деталями, и динамичные. Из плоскостных изобразительных Н. п. выделяются в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы , диа- и кинофильмы. К Н. п. в широком смысле относят также грампластинки и записи на магнитную пленку (см. магнитофон ) и цифровые носители. Экранные наглядные пособия, звуковые пособия вместе с проекционной аппаратурой (кодоскопом, фильмоскопом и др.), магнитофоном, проигрывателем, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и др. объединяются в группу технических средств обучения. В зависимости от типа восприятия (слухового или зрительного) Н. п. принято классифицировать на аудитивные (грамзапись, магнитозапись, радиопередачи), визуальные (натуральные, художественно-изобразительные, графические) и аудиовизуальные (кинофильмы, видеозаписи и др.) средства обучения . Н. п. следует отличать от средств наглядности . См. также видеограмма, фонограмма, видеофонограмма .

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ" в других словарях:

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ — НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВИЗУАЛЬНЫЕ. См. визуальные наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — ВИЗУАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Средства обучения, предназначенные для восприятия с помощью зрительного анализатора. К В. н. п. относятся кодопозитивы (картины, схемы, таблицы, демонстрируемые с помощью кодоскопа), диапозитивы, диафильмы,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ — ПОСОБИЯ НАГЛЯДНЫЕ. См. наглядные пособия … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наглядные средства обучения и пособия — 2.9. Наглядные средства обучения и пособия часть учебной техники, представляющая собой экранно звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели, муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук, анимацию и кинесику. … … Официальная терминология

Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИСТОРИЯ — в школе, уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из… … Российская педагогическая энциклопедия

ИСТОРИЯ в школе — уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест … Российская педагогическая энциклопедия

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения … Википедия

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО) — АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО). Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наглядность, с которой предстоит работать на уроках по темам компонента обществознания, подразделяется по характеру наглядного материала на 3 вида:

      1. предметная (она представлена макетами, моделями, музейными экспонатами и т.п. материальными объектами);
      2. изобразительная (картины, иллюстрации, рисунки, аппликации, слайды, фильмы и пр.);
      3. условно-графическая (карты, картосхемы, схемы, графики, диаграммы, опорные сигналы, пиктограммы и т. п.).
          • Вспомните, что такое сюжетно-образное повествование и художественное описание.

          В то же время накоплен разнообразный опыт нетрадиционных приемов, который не менее, а иногда и более эффективен. Это и драматизация, и персонификация, и воображаемая экскурсия, и разнообразная тренинговая работа.

              • Вспомните, что характеризует такие приемы, как драматизация и персонификация.

              Перед каждым ребенком в детстве проходит множество разнообразных и красочных картин. Яркие книжки с картинками, детские журналы, комиксы, мультфильмы. Но если попросить ребенка описать картинку, рассказать об увиденном на ней, то, как правило, он не скажет ничего, кроме того, кто или что нарисован(о). Необходима специальная работа по формированию визуальной грамотности, умению анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать картины и иллюстрации, извлекать из них информацию.

              Для учителя важно различать типы учебных картин, среди которых можно выделить следующие:

                  1. Событийные картины — дают представление о конкретном единичном событии, воссоздавая какую-то важную его часть. По деталям событийной картины можно с точностью сказать, что это именно то событие, а не какое-либо другое.

                  2. Типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи.

                  3. Исторические картины — воссоздают облик города, населенного пункта или его части, интерьер жилища, знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры.

                  4. Портреты — изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры.


                  Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова

                  Е. Пугачева и др., они помогают сформировать у учащихся представления об облике того или иного исторического деятеля.

                  Необходимо заметить, что одно и то же произведение иногда можно отнести к разным типам в зависимости от того, на чем заостряет внимание учитель.

                  Приемы работы с изобразительной наглядностью

                  Главное, чему должен научить учитель школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Это может быть некий инсайт, озарение. Но для того чтобы ребенок сам мог найти, обнаружить детали, учитель несколько раз должен показать ему образец такой работы, а затем помочь провести эту работу посредством специально сформулированных вопросов. Таким образом, важным приемом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя.

                      1. Рассказ учителя по учебной картине — объяснение нового материала или закрепление пройденного на основе анализа учебной картины. Не следует путать этот рассказ с обычным рассказом учителя, где картина выступает в качестве иллюстрации. В данном приеме сам рассказ играет вспомогательную роль. Он раскрывает содержание картины. Это рассказ-наблюдение, рассказ-описание. В начальной школе рассказ допускает вопросы учителя (элементы беседы).

                      Рядом со всем этим добром стоят на коленях со связанными руками женщины, мужчины, подростки. Это живая дань. Этих людей уведут в неволю, где они станут рабами. Давайте повнимательнее их рассмотрим. Женщина в синем сарафане на переднем плане низко склонилась, покорно опустив голову. Она смирилась с судьбой. Видимо, она знает, что с непокорными ордынцы обращаются очень жестоко. Она, скорее всего, не замужем, так как у замужних женщин должны быть покрыты голова и плечи. Ее не разлучают с мужем и малыми детьми, но на чужбину идти рабыней — все равно что на смерть. Другой женщине, стоящей рядом с ней, в спадающем на плечи красном платке, невмоготу расставаться со своей семьей, оставлять детей сиротами, но баскаки не спрашивают.

                      Мы слышим плач молодой плененной девушки, но это не трогает помощников баскака, стоящих сзади пленных. Они готовы поднять плети и наказать недовольных. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Рядом один из сборщиков в цветном халате и войлочной шляпе мнет медвежью шкуру, определяя, годится ли она в качестве дани. В угодливой позе стоит княжеский тиун-переписчик. Он, делая записи о сданной дани, не смеет поднять глаза, боясь татарского гнева. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью.

                      Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.

                      (Примеры использования различных приемов по другим картинам — см. приложение 4)

                      2. Другим наиболее распространенным приемом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.

                      Пример:

                      Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)

                      Что вы видите рядом с поселком? (реку, лес) Что давало славянам такое соседство? (Река — это и вода для питья, приготовления пищи, купания; по рекам передвигались на далекие расстояния, в реке ловили рыбу. В лесу охотились, собирали ягоды, грибы, коренья, хворост.) На каких животных могли охотиться в то время?

                      А что делает человек на переднем плане? (пашет землю)

                      Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. (Учитель может показать это посредством аппликаций.) Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

                      Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием) Кто это? (охотники) Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор)

                      Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян говорит этот факт? (о скотоводстве). Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз)

                      Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков) О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками)

                      Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши)

                      Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? (Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)

                      Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?

                      3. Персонификация — монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей (предметов). Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.

                      Пример:

                      Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам:

                      4. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.

                      Пример:

                      Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)

                      - Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!

                      - Да хватит на пару дней! Вон малец-удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.

                      - Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?

                      - Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.

                      Пример:

                      Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мысленно попадаем в далекий VIII в. Заглянем в славянский поселок, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом.

                      Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.

                      Вечером все дети соберутся у костра, и старики будут рассказывать истории, которые слышали от своих дедов и прадедов.

                      Примечание. Выше приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.

                      Рассмотрение комплекса современных педагогических, методических и дидактических вопросов, повышающих усвоение материала у учащихся. Определение места и роли наглядного материала в процессе преподавания обществознания. Изучение эффективности запоминания.

                      Рубрика Педагогика
                      Вид статья
                      Язык русский
                      Дата добавления 27.02.2019
                      Размер файла 13,7 K

                      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

                      МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                      THE TECHNIQUE OF USING VISUAL AIDS IN TEACHING OF SOCIAL STUDIES

                      Дагестанский государственный педагогический университет, Магистрант 1 года обучения, факультета Права

                      Махачкала, Россия Руководитель: к.п.н.доц. Гаджиева П.Д.

                      Dagestan state pedagogical University,

                      Undergraduate 1st year training faculty of Law

                      Makhachkala, Russia Head: Ph. D. Doc. Gadzhieva P. D.

                      В настоящее время все огромное внимание в обучение отводится использованию наглядных средств. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют вероятность представить общую картину развитие процесса явлений, их динамику, сообщать учебные сведения и регулировать индивидуальным процессом усвоения знаний.

                      Ключевые слова: методика, наглядные средства обучения, обществознание, преподавание.

                      Наглядные средства обучения - комплекс современных педагогических, методических и дидактических вопросов, повышающие усвоение материала у учащихся. педагогический дидактический усвоение наглядный

                      На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания. Применение наглядных средств обучения делает трудный материал доступным для учащихся, способствует повышению их интереса к изучаемому предмету, создает возможности для их самостоятельной деятельности поискового характера. Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

                      Место и роль наглядного материала в процессе преподавания обществознания определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить.

                      Необходимо отметить тот момент что, при использовании предметной наглядности решаются задачи: 1) конкретизация учебного материала; 2) углубление знаний и фактов; 3) развитие памяти, наблюдательности и воображения.

                      В этой связи, подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

                      Отметим, что прием схематизации решает задачи: 1) упрощение знания; 2) обобщение учебного материала; 3) углубление знаний; 4) информационное уплотнение урока.

                      Список использованной литературы

                      1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.

                      2. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.

                      3. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.

                      4. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.

                      5. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 447 c.

                      6. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2013. - 440 c.

                      7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 608 c.

                      Подобные документы

                      Теоретические аспекты формирования правовой грамотности. Исследование вопросов применения интерактивных технологий формирования правовой грамотности в рамках преподавания курса "Обществознание". Технологическая карта урока по обществознанию в 9 классе.

                      курсовая работа [93,8 K], добавлен 29.06.2019

                      Изучение нетрадиционных форм занятий как средства формирования познавательных интересов. Обзор методических указаний к использованию игр на уроках математики в первом классе. Анализ серии дидактических игр и их влияния на усвоение учебного материала.

                      курсовая работа [44,3 K], добавлен 24.06.2011

                      Наглядность как дидактический принцип обучения. Особенности преподавания геометрии: содержательные и методические аспекты. Мультимедийные презентации как эффективное средство наглядного представления учебного материала на уроках геометрии в средней школе.

                      дипломная работа [3,4 M], добавлен 27.02.2015

                      Возможности и проблемы использования компьютера в учебном процессе. Потенциальные возможности основных информационно-дидактических (компьютерных) средств в обучении географии. Методики преподавания учебного материала с использованием обучающих программ.

                      курсовая работа [114,0 K], добавлен 15.05.2015

                      Роль и место обществознания в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Выявление особенностей использования художественной литературы при изучении обществознания в начальных классах, инновационные приемы работы учителя.

                      курсовая работа [109,6 K], добавлен 27.06.2019

                      Содержание патриотического воспитания в современной школе. Уроки обществознания как средства и источник формирования патриотизма у старшеклассников. Исследование уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

                      дипломная работа [456,0 K], добавлен 02.11.2014

                      Этапы проведения личностно-ориентированного урока. Изучение видов нетрадиционного преподавания материала. Рассмотрение методических основ педагогического (полного, аспектного, дидактического, психологического, комплексного, системного) анализа урока.

                      Цифровой плакат или инфографика? Изучаем. Наблюдаем. Собираем. Создаём. Большинство матреиалов размещенных на данном сайте разработано для учителя.

                      суббота, 25 февраля 2012 г.

                      Плакаты по обществознанию



                      Наглядное пособие по обществознанию: ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ




                      Наглядное пособие по обществознанию: ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ


                      Наглядное пособие по обществознанию: Государство и его функции


                      Наглядное пособие по обществознанию:Рынок и его признаки

                      Комментариев нет:

                      Самое популярное










                      Категории

                      Нас прочитали

                      О нас.

                      Изучаем инфографику и всё что связано с оптимизацией данных для удобного восприятия зрителем.

                      ЗАЧЕМ?
                      Образование - один из главных факторов успешного человека, мы хотим сделать процесс подачи информации удобным и универсальным, основанным на инфографике, опорных конспектах, плакатах и наглядных пособиях.

                      ДЛЯ КОГО?
                      Для ВСЕХ: учителям - для удобства преподнесения информации
                      ученикам - для удобства восприяти и легкого воспроизведения изученного
                      родителям для проверки ДЗ детей
                      инструкторам - для инструктажа
                      и т.д.

                      Читайте также: