Что обязан делать водитель перед выездом на линию тест

Обновлено: 01.06.2024

Штамп о прохождении контроля

Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны организовать проведение предрейсового или предсменного осмотра, а отметка о прохождении должна быть проставлена в путевом листе.

В каких случаях проводятся предрейсовый и предсменный контроль?

Предрейсовый контроль проводится, если длительность рейса равна длительности рабочего дня или превышает его. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом рейса.

Предсменный контроль проводится в том случае, если в течение дня автомобиль совершает несколько рейсов. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом смены.

В остальном процедуры предрейсового и предсменного контроля полностью совпадают.

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" говорит о том, что технический контроль должны проходить транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые перевозят пассажиров или грузы.

При этом речь необязательно идет о коммерческих перевозках. Если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль.

Требование распространяется на все типы транспортных средств:

  • легковые автомобили (только при коммерческих перевозках),
  • грузовики (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд),
  • автобусы (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд).

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

6. Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником - контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 13.3), действующем с 1 января 2021 года:

ОбразованиеСпециальностьДиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средствСтаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-3 года
среднее профессиональное по профессии (училище)любая специальность+3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта--
среднее профессиональное по специальности (техникум)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум)любая специальность+1 год
высшееиз группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта--
высшеелюбая специальность+-

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий высшее образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

При этом нужно учитывать следующий пункт:

4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка), до выезда транспортного средства с парковки.

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.

Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.

Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.

Порядок проведения осмотра

Порядок проведения предсменного контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):

Список для проверки технического состояния

Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.

Если Вы работаете контролером, то рекомендую распечатать приведенную выше таблицу и проверять транспортные средства в соответствии с ней.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения.

Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика.

Отметка в путевом листе

Если автомобиль полностью исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "выпуск на линию разрешен" (с 1 января 2020 года), ставит свою подпись, пишет фамилию и инициалы.

Кроме того, в путевом листе нужно указать дату и время проведения предрейсового контроля. Дополнительное поле для этого введено 15 декабря 2017 года.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предсменного контроля (нажмите на картинку для увеличения):

Образец журнала

Журнал представляет собой обыкновенную таблицу, перечень столбцов которой приведен в нормативном документе. При желании Вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Также можете скачать следующий бланк и распечатать его в нужном количестве:

Бланк журнала

В 2022 году все поля журнала заполняются контролером. Подпись водителя при этом не требуется.

Примечание. Журнал регистрации результатов технического контроля может вестись и в электронном виде. В этом случае внесенная информация должна быть заверена электронной подписью.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.31 1 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя - 3 000 рублей,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.

Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с текстом нового нормативного документа:

Читайте также: