Анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий это какое умение учителя

Обновлено: 17.06.2024

И труд свой пристально любя — он всех основ основа, — Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.


  1. Диагностика качества обучения.

  2. Виды, формы и методы контроля.

  3. Оценка и учет результатов учебной деятельности.

  4. Ошибки оценивания.

1. Диагностика качества обучения

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагно­стика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика это точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление ста­тистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тен­денций дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контрольэто наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и опера­ций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучае­мый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также све­дения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Конт­роль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельно­сти и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он до­бился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоян­ный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному рит­му, развивает волевые качества.

2. Виды, формы и методы контроля

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применя­ется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий конт­роль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль поз­воляет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный пе­риод времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может коле­баться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-по­знавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства сво­ей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письмен­ный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигатель­ных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты конт­роля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъекти­визм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, ана­лизировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.


  • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллек­тива, и наоборот;

  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

  • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

  • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

  • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуаль­ные личностные качества обучаемых);

  • единство требований со стороны обучающих.

Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведе­ния и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результа­тов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и спе­циальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свой­ства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.


  • более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обу­чаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоот­ношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм послед­него и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факто­ров исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;

  • более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность изме­рений учебных достижений;

  • более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полу­ченные результаты.

3. Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это определение степени усвоенности зна­ний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, уме­ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Я Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и дру­гими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и не­одобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями ит.д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к опреде­лению качества знаний/Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учаще­гося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к уче­нию, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует не­удовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению^Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система оценивания превратилась в пятибалльную.*'


  • применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной прак­тики;

  • перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об испол­нении учебной работы 1 .

  • Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и вы­пускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускалась фронтальная устная проверка и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с уча­щимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учащихся о самостоятельно выполнен­ных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельно­го ученика, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля. Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение привело к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в-шкоде и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип системати­ческого учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достой­ной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против сущест­вующей системы оценки степени обученное™. Их главные аргументы:

Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA . Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки. Действительно, опыт оценивания знаний учащихся в разных странах (где компетентностный подход - основа обучения!) отличается от нашего метода оценивания. Например, в Англии и Польше принята 6-балльная, Франции - 20-балльная, Молдове и Украине - 12-балльная, Белоруссии и Латвии - 10-балльная, США - 100-балльная система оценивания.

Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Пятый приоритет - интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

«Назовем несколько способов оценивания:

Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.

Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).

Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).

Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями;

быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;

способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.

Применять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.

Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Виды оценивания на уроке (Развитие критического мышления):

Оценивание результатов собственной учебной деятельности на каждом этапе урока позволит ученикам самостоятельно планировать работу по устранению ошибок. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ВОУД, ЕНТ), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. У каждого результата есть свои критерии оценки деятельности (критерий деятельности). КД предназначены для того, чтобы сказать о качестве и стандар­тах достижения, которые должны быть продемонстрированы учащимися для достижения результата. В каждом крите­рии оценки деятельности должно быть ясно указано, что должен де­лать ученик и на каком уровне.

Примерные критерии оценивания:

1. Насколько выполнено домашнее задание;

2. Активность работы на уроке;

3. Как понял тему урока;

4. Как отвечал на вопросы учителя;

5. Дисциплина на уроке;

6. Работа в группе (сотрудничество);

Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Проект – относится к современным методам оценивания. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат. Преимущества метода проектов - он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Трудности и ошибки молодых учителей в осуществлении контроля и оценки знаний,умений и навыков школьников

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

У молодых учителей существуют определенные трудности при контроле и оценке знаний учащихся. Серьезной ошибкой учителей при оценивании знаний является субъективный подход к разным группам учащихся. Это проявля­ется в расхождении оценок, выс­тавляемых учителем разным уче­никам за один и тот же ответ, за одну и ту же работу.

Предвзятое отношение проявляется еще и в том, что учителя реже приглашают для ответа слабоуспевающих, дают им меньше времени для обдумыва­ния ответа, чем хорошо успеваю­щим ученикам.

Вопросами контроля и оценки занимались многие методисты и педагоги. Наибольший интерес представляют работы Ш.А . Амонашвили, А.Б. Воронцова, У.В. Дакацъяна, В.А. Сухомлинского, в которых находят отражение современные подходы к организации контроля и оценки знаний учащихся.

Объект курсовой работы – система контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Предмет курсовой работы – основные ошибки молодых учителей, допускаемые при контроле и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Цель курсовой работы – анализ основных трудностей и ошибок, допускаемых молодыми учителями при осуществлении контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

1. Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определить значение контроля и оценки знаний обучающихся .

2. Изучить основные критерии оценок знаний, умений и навыков учащихся.

3. Определить требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся.

4. Рассмотреть проблему качества и объективности оценки учебных достижений.

· анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

· обобщение и систематизация рассмотренных данных.

Результаты работы могут быть полезны студентам педагогических колледжей и ВУЗов, а также педагогам, только начинающим свою профессиональную деятельность, так как работа освещает ошибки, допускаемые при организации контроля и оценки знаний учащихся.

1. Значение контроля и оценки знаний обучающихся

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе [6].

Следующее понятие, тесно связанное с оценкой - проверка знаний. Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

Учитель, не обладающий достаточным опытом и квалификацией, может в процессе оценивания не учесть качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал [4].

Например: После контрольного диктанта или контрольной работы учитель обнаруживает, что большинство учащихся слабо справились с заданием, преобладают удовлетворительные оценки. Он сообщает им результаты и указывает на типичные ошибки. Одновременно проанализировав процесс обучения, приходит к выводу, что были допущены методические просчеты. И вот учитель планирует исправление своих просчетов, однако отметки уже выставлены, они занесены в журнал и начинают влиять на жизнь и отношения детей. Это пример, когда молодой учитель критически отнесся к своему педагогическому труду.

Всю вину за результаты контрольной работы учитель перекладывает на плечи ученика, обвиняя его в нерадивости и плохой подготовке дома. Вопросы же качества процесса обучения, выстроенного учителем, остаются в стороне и не становятся предметом анализа и причиной данной ситуации. Можно сделать вывод, что одной из причин плохой подготовленности ученика к уроку, отрицательных отметок на контрольных работах и прочих результатов обучения и воспитания является качество учебно-воспитательного процесса, организованного учителем.

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

· получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

· выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

· установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса [8].

Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

1. С какой целью оценивать учебные успехи детей?

2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?

3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?

Из этого вытекают три функции учителя:

1.Создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала.

Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного этапа обучения для определения промежуточных и окончательных результатов школьников. Частота проведения контрольных работ определяется самим учителем в зависимости от возраста детей, уровня их обученности, сложности и значимости материала. При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом [12].

Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь.

2. Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики.

3. Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения , которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

5. Тестовый контроль - в основе которого лежат тесты.

6. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов [9].

Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Основной дидактической функцией проверки является:

· обеспечение обратной связи между учителем и учащимся;

· получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала;

· своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях [2].

Контроль включает в себя: проверку-оценивание (процесс)-отметка (результат).

Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).

· контролирующая (на каком уровне усвоен материал);

· констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);

· уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);

· карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);

· регулирующая (позволяет добывать положительные отметки) [3].

Основные функции отметки: контролирующая и стимулирующая.

Контролирующая функция отметки реализуется на всех этапах обучения (существуют для этого итоговый, поурочный контроль, разнообразные формы и виды самостоятельных, проверочных домашних заданий). Если эта функция отметки реализуется не систематически, недостаточно объективно (а такое в школе, к сожалению, бывает), без тщательного учета всех сопутствующих ей педагогических факторов, то она просто утрачивает свое значение.

Психологи, педагоги и учителя согласны в том, что оценка способна вызывать у обучающегося гамму острых и глубоких переживаний: радость успеха, удовольствие, стыд за неудачу, повышенную тревожность и пр.

Положительные эмоции, связанные с полученной оценкой, учёные считают мощным стимулом учёбы, отрицательные, наоборот, ухудшают общее состояние школьника, снижают его работоспособность. Поэтому, когда учитель подбадривает обучающегося, одобряет его ответ, работу, это стенически влияет на школьника. Однако стимулирующей может быть и отрицательная оценка, но при условии, что она объективна и ученик это осознаёт. Естественно, и положительные, и отрицательные эмоции много значат в жизни ребёнка [10].

Положительная эмоция, связанная с оцениванием знаний, будет стимулировать достижения более высоких учебных результатов, отрицательная же может в одних случаях дезорганизовать деятельность, а в других — активизировать её, то есть поощрить к устранению препятствий.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать влияние и на мотивацию достижения. Мотивация достижения — это стремление улучшить результаты, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Идя в школу первоклассником, каждый ребёнок видит себя отличником и в начале учёбы искренне стремится им стать.

Однако если учитель является сторонником строгости при выставлении оценок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не вышло, какое-то время расстраивается и решает махнуть рукой. У такого ребёнка потребность в достижении цели не сформируется, потому что достигать чего-то любой человек стремится только при условии положительного оценивания своей деятельности.

Оценки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта. Если ребёнок не может завоевать авторитет среди ровесников с помощью хороших оценок, он может самоутверждаться в коллективе за счёт отрицательных поступков или плохого поведения.

Исходя из сказанного выше, стоит подчеркнуть, что в руках учителя — большая сила, которая может двигать вперёд развитие личности и совершенствовать или исправлять поведение ребёнка, заставить его поверить в свои силы, а может и уничтожить. Поэтому важным стал психологический аспект оценивания. Оценки должны быть объективными [11].

Существуют психологические факторы, которые могут повлиять на оценивание:

а) во время оценивания свою роль может сыграть отрицательная установка, например: приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает о нём как о лодыре, глупце; и во время оценивания ребёнка молодой педагог может невольно опираться на это мнение своего коллеги, что может отразиться на оценках;

б) так называемый эффект ореола, например: ребёнок, несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды, может быть связан с образом не вполне способного ученика.

Есть ещё одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребёнка следует сравнивать только с ним самим, а не с кем-то другим.

На основании какой примерной образовательной программы и какого (-их) УМК составлена Ваша рабочая программа? Какие приоритетные направления были выбраны при разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений?

Какие методические разработки Вы используете в процессе подготовки к реализации системно-деятельностного подхода в соответствии с содержанием рабочей программы?

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся?

Кратко изложите свои методы достижения преемственности между образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

Преемственность предполагает принятие общей для всех ступеней обучения основной идеи образования, методов,организационныхформ обучения и воспитания, методики определения результативности.Преемственность между образовательнымипрограммаминачального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования выражается: а) втаком отборематериала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения учащимся; б) в таком построении занятий по предметам (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к которым привыкли обучащиеся, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы. При этом стараюсь отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию, связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения, опираюсь на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета, осуществляю межпредметные связи;

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Какие виды целей и задач, в том числе для формирования УУД, Вы ставите на каждом из этапов урока?

Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, используемые Вами на уроках.

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Какие приёмы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках урока и внеурочной деятельности?

Для создания рабочей атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности я использую следующие вербальные приемы: беседу, напоминание, просьбу, вопрос, указание. На мой взгляд, одним из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном процессе является похвала ученика. Среди невербальных средств, используемых мною, отмечу следующие: добрый, приветливый взгляд, улыбку, открытые жесты. Детям нужно чаще смотреть в глаза и улыбаться, так как это делает и доброжелательным. Ребёнок должен чувствовать заинтересованность учителя, его неравнодушное отношение. Необходимо избегать суетливых жестов, агрессивных поз, в учителе всё должно располагать к доверительному общению. Очень важны паузы, взгляды, выяснение причин плохого поведения, вовлечение в урок, индивидуальное задание. Для здоровьесбережения учащихся использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы за столом).

Какие образовательные технологии деятельностного типа Вы используете в образовательной деятельности?

Считаю, что сегодня главное—это научить учиться каждого и учиться результативно. В образовательной деятельности я использую следующие образовательные технологии деятельностного типа: модульное обучение, педагогические мастерские, технологию проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативную технологию, игровые технологии (деловые и ролевые игры) Продумываю и тщательно планирую используемые на уроке различные виды познавательной деятельности обучающихся, что делает образовательный процесс интересным и запоминающимся. Обязательно слежу за продолжительностью используемых видов деятельности обучения и их сменяемостью. Использую в практической деятельности системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса и реализую следующие современные образовательные технологии такие, как технология обучения на основе учебных ситуаций, технология уровневой дифференциации, информационно – коммуникативная технология, проблемно – диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология проектов. Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме?

Как Вы мотивируете учащихся на формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования?

Кратко представьте содержательно-критериальную основу Вашей оценочной деятельности. Приведите 1-2 примера оценочной деятельности в рамках урока и внеурочных занятий.

Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

Кратко охарактеризуйте виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях .

Основные виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета – это исследование, дискуссия, конструирование и т.д. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать и конструировать возможные пути решения проблемы. Путь к открытию новых знаний может проходить через выдвижение гипотез и их обсуждение. В этом случае возникает дискуссия, диалог между учащимися. Лингвистический эксперимент может проходить в групповой форме. Каждая группа получает задание, в котором сформулирован вопрос, представлен дидактический материал и предложена программа проведения эксперимента для получения определенного результата. Виды учебно-познавательной деятельности многообразны. Задача учителя –искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях.

Какие направления в работе по социализации обучающихся считаете приоритетными в своей педагогической деятельности?

В своей педагогической работе по социализации обучающихся приоритетными считаю укрепление их физического и психического здоровья, разностороннее раскрытие их личностных возможностей. Как и воспитательная система школы в целом, моя учебная и внеклассная деятельность направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии(ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. С первых дней совместной работы призываю детей к свободному контакту (спрашивайте, интересуйтесь, не стесняйтесь задавать вопросы). А при проверке усвоения изученного материала даю возможность учащимся повторить или пересдать задание. Находясь в постоянном взаимодействии с учениками, я стараюсь вовремя заметить назревающую проблему и помочь детям в трудной ситуации. Я слежу за изменениями в поведении и настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. В беседах с детьми стараюсь оценивать не только внешнюю сторону их жизни (поступки, действия и их результаты), но и внутренние сомнения и переживания. Наблюдая за учеником и беседуя с ним, я пытаюсь понять, какие события его больше всего огорчают или волнуют, вызывают чувство стыда и вины. Общение с детьми я стараюсь строить на доверии. При этом учитываю психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. Всегда сопереживаю ученику, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим. На уроке стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, как можно чаще ставлю учащихся в ситуацию успеха. Кроме того, я стараюсь демонстрировать успех учащегося не только перед одноклассниками, но и перед родителями. Я стараюсь создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения. Верю в способности каждого ученика, а вера способна превращать возможность в действительность.

Какие эффективные формы взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, обучающихся, педагогов) Вы практикуете?

Моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка. Для меня очень важно –привлечь их к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и дома. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Основная форма работы с родительским коллективом-это родительские собрания, на которых мы обсуждаем вопросы практического и теоретического характера. В условиях сельской школы с малой наполняемостью классов (объединение двух классов в один комплект) эффективна индивидуальная работа с родителями. Провожу беседы с целью обсуждения успехов и неудач детей, оказание своевременной помощи. Организую совместные праздники. Так же посещаю родителей на дому.

Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

Важным профессиональным качеством считаю трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня. Профессионально необходимым качеством считаю выдержку и самообладание. Неотъемлемое профессиональное качество - справедливость. Воспитатель должен быть требовательным - это важнейшее условие его успешной работы, но требовательность должна быть разумной. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогический такт, его показателем выступает уважение к личности воспитанника. Личные качества учителя неотделимы от профессиональных: владение методикой преподавания, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство и др. А главное, я считаю, что педагог должен любить детей и свою профессию!

На основании каких принципов строите свои взаимоотношения с коллегами?

Свои отношения с коллегами строю на принципах взаимоуважения, взаимопомощи. Стараюсь выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляя себя как член команды при разработке и реализации различных проектов и совместных дел. Стараюсь разобраться во всех вопросах, с которыми ко мне обращаются коллеги, выслушать их, понять их точку зрения.

Читайте также: