Звонит сотрудник банка и говорит что пытались оформить кредит

Обновлено: 15.04.2024

Звонил молодой человек, представился как лейтенант полиции, Северно-западного района овд, говорит, что на моё имя хотели взять кредит. Потом переключил якобы на сотрудника центрального банка для уточнения. Назвал даже номер жетона. Как могу понять это мощенники или на самом деле это их так заволновала?

Ответы на вопрос:

Вам звонили мошенники.

- см. ст. 159 УК РФ.

Из полиции по телефону не звонят, это мошенники.

С большой вероятностью это развод. Не доверяйте. Требуйте вызвать повесткой.

Ну хотели взять и что с того, не взяли же, видимо.

Не обращайте внимания, скорее всего, это мошенники.

Похожие вопросы

Мне сегодня позвонил человек, представился капитаном полиции и сказал что на меня сегодня заводят уголовное дело по трем статьям, за кредит. Вызывает на завтра. Но сказал что если я решу вопрос с кредитором (то есть оплачу), то заявление заберут и ничего не будет.

Мне позвонили и представилис капитаном полиции сказали что на меня будут возбуждать уголовное дело по факту мошенничества потом сказали есле я за сегодня решу вопрос с микрон займа и то они зделают отказ в возбуждение уголовного дела я брал 4200 мне сказали что я должен 117000 мне дали 2 номера этой арганизации я позвонил мне сказали что если я отдам 15 тыс сегодня то потом 3 месяца буду плотить по 5 тыс а остальное они спишут. Я заплотил 15 позвонил по номеру с которого звонили из полиции буквально через 20-25 мин и мне сказали что по моему делу зделали отказ я сомневаюсь что это был сотрудник милиции. Что делать подскажите пожалуйста.

Звонил сотрудник МВД (точнее им представился) и сообщил о том, что некий гражданин Б. с якобы моей доверенностью приходил в банк и пытался взять кредит на якобы мое лечение, ему отказали, и он совершил какие то действия в отношении сотрудника банка и поэтому его разыскивают. Этот сотрудник полиции перевел меня на другую линию якобы линию безопасности Банка (но я не стала дожидаться их ответа) Скажите могли ли быть это мошенники? И могли ли они по номеру телефона скопировать данные моей карты, которая привязана к номеру телефона?

Позвонил молодой человек, представился оперуполномоченый Краснодар не назвал звание и отделение говорит что заведено якобы уголовное дело по ст 159, якобы писали заявление МФО, просит оплатить хотя бы половину денег, по звонила в отдел кадров увд Краснодар, но по телефону такую информацию они не разглашают, объяснила ситуацию, сказали что вероятней всего это мошенники, как себя вести при повторном звонке?

На меня подали заявление за мошенничество банк. Быстро деньги сегодня звонил опероуполномоченй капитан полиции сказал всю ситуацию сказал что за это до 2,5 лет колоние посиление. Сказал что выдаст повестку мне по стотььям 159.1 и 160.2 и ещё просят по 159.2 что меня привлекли к ответственности.

Позвонил человек, представился из МВД моего города и спросил почему я не пришла по повестке якобы на меня заведено уголовное дело. Звонок был неожиданный, я была на работе и чуть дар речи не потеряла. Я сказала что живу в другом городе и повестку не получала. Спросила что случилось и мужчина нехотя начал говорить про то, что я в 2016 году брала микрозайм и не погасила его полностью. И теперь денег от меня никто не требует потому что у меня есть задолженность по приставам, а хотят посадить по ст.165 ук рф. Сказал что может дать мне полчаса договорится с юристами кредитора дал их телефоны, и если нет то он возбуждает уголовное дело. Я же обязана срочно к нему явится либо он привод оформит. И ему было все равно что я нахожусь в 300 км. Так же сказал что сообщит на работу что я под следствием. Я не знаю как теперь правильно поступить. Из МВД это был звонок или же коллекторы так запугивают. Ни фамилии ни долдности звонящий не назвал, адрес тоже куда приходить. Помогите советом пожалуйста. Что мне делать, адвоката нанимать, перезвонить в МВД?

Позвонили с городского телефона, представились следователем, назвали номер жетона. Как знать, мошенники? Или действительно МВД?

Что за ситуация была в данном случае подскажите пожалуйста? Или развод мошенников по телефону?!

90% опрошенных клиентов банка хоть раз сталкивались с мошенническими звонками. Обычно злоумышленник сообщает о неизвестном переводе и просит срочно назвать номер карты и код из смс. Клиенты банка не могут распознать, кто позвонил — сотрудник банка или мошенник — и предоставляют ему конфиденциальную информацию.

Мы поговорили с Алмазом , начальником управления антифрода Ак Барс Банка, который рассказал, как отличить звонок мошенника от звонка из банка.

Когда может позвонить сотрудник банка

У сотрудников банка немного поводов, чтобы позвонить клиенту — большинство вопросов они решают через интернет: публикуют новость на сайте, отправляют уведомление в мобильное приложение или по электронной почте. Но в некоторых ситуациях сотрудники все же звонят клиенту.

Сотрудник call-центра проводит социологический опрос. Если вам позвонили с целью опроса, сотрудник не будет запрашивать персональную информацию. Он задает вопросы, которые касаются качества обслуживания, банковских продуктов и услуг. В последнее время социологические опросы чаще проводят электронно.

Кредитный инспектор уточняет данные по кредитной заявке. Сотрудник банка может позвонить, если вы оставили заявку на кредит. Кредитный инспектор может уточнить стаж работы, размер зарплаты, сумму кредита и первоначального взноса. Его не интересует информация о вашей карте, номер CVV или код подтверждения. Кредитный инспектор не спросит, являетесь ли вы клиентом банка или собираетесь стать им при получении кредита.

Сотрудник отдела продаж рассказывает про услуги банка. Например, предлагает открыть счет, взять кредит или оформить кредитную карту. Сотрудника отдела продаж не интересует конфиденциальная информация. Его цель — рассказать о банковском продукте.

Помимо сотрудников call-центра и кредитного инспектора, вам может позвонить сотрудник службы безопасности банка, которым любят представляться мошенники. Расскажем, в каких ситуациях звонит специалист банка и какие вопросы он может вам задать.

Когда может позвонить сотрудник службы безопасности

По карте или счету провели подозрительную операцию, и карту заблокировала антифрод-система — это компьютерная программа, которая отслеживает мошеннические транзакции.

Система автоматически определяет подозрительные, нетипичные для клиента операции. Например, со счета сняли слишком большую сумму; за 10–15 минут многократно перевели небольшие платежи; клиент купил большую сумму криптовалюты, хотя раньше ее не покупал. Обнаружив подозрительную транзакцию, антифрод-система автоматически блокирует операцию и карту или счет.

В течение 5–15 минут после блокировки сотрудник службы безопасности звонит клиенту, чтобы перепроверить информацию. Специалист идентифицирует клиента — спрашивает фамилию, имя, отчество, дату рождения, место прописки. И потом проверяет подлинность последней операции, из-за которой заблокировали карту.
«Обычно клиент сначала получает уведомление, что операция и карта заблокированы, а потом ему звонит сотрудник банка. Если уведомление о блокировке не пришло, а вам позвонили из службы безопасности, — стоит насторожиться: не мошенничество ли это.

Алмаз , начальник управления антифрода

Клиент обратился в банк с жалобой на мошенничество. Его запросу присвоили номер обращения и передали в службу безопасности. Сотрудник банка может перезвонить и уточнить детали инцидента. Он представляется и называет внутренний номер обращения. Эту информацию лучше записать.

Если звонок покажется вам подозрительным, вы можете перезвонить в банк и проверить, кто вам звонил. Сотрудники банка знают о мошеннических схемах и не возражают, если клиент в целях безопасности просит их перезвонить или сам звонит в банк.

Важно: сотрудник банка никогда не отправляет документы в мессенджер, только на электронную почту. Если получили по WhatsApp справку из банка, Центробанка или полиции — это липовый документ, его прислали мошенники.

Как понять, что звонят мошенники

Цель мошенника ― попасть в ваш личный кабинет или перевести деньги с вашей карты. В первом случае ему необходимы номер карты и одноразовый код, во втором — номер карты, срок ее действия, CVV и одноразовый код. Расскажем о самых распространенных приемах злоумышленников.

Важно: сотрудник банка никогда не попросит вас совершить какую-либо операцию. Все защитные операции специалист выполняет сам, например, блокирует карту.

Звонок от сотрудника кредитного отдела. Мошенник говорит, что от вашего имени оставили заявку на кредит, поэтому ваш счет скомпрометирован, и с него в ближайшее время могут похитить деньги. Чтобы спасти сбережения, фальшивый сотрудник предлагает перевести деньги с вашей карты на резервный или страховой счет. Для перевода денег злоумышленник может предложить установить специальное мобильное приложение.
Часто клиенту сообщают, что мошенники оформляют на клиента кредит и переводят средства на чужой счет. Чтобы спасти деньги, клиенту рекомендуют оформить второй кредит, который перебьет заявку мошенников.

Схема не выдерживает никакой критики. Получается, что сотрудник службы безопасности банка знает о мошеннической заявке, но не может самостоятельно решить проблему и просит клиента выполнить определенные действия. Это абсурд!

Алмаз , начальник управления антифрода

Звонок от сотрудника Центробанка, полиции или прокуратуры. Он сообщает, что на сотрудника вашего банка возбуждено уголовное дело и ведется расследование. Обвиняемый имел доступ к вашему счету, поэтому необходимо обезопасить ваши деньги — перевести их на резервный банковский счет.

Важно: сотрудники Центробанка и полиции не звонят клиентам банка. Если в банке действительно ведется расследование — в полицию вас вызовут лично.

Важно: обратите внимание, с какого номера пришло уведомление. Скорей всего, номер немного отличается от номера банка: цифры переставлены местами, вместо цифры 0 стоит буква О. Проверьте мобильный банк — если поступления не было, вы можете передать номер мошенника в службу безопасности банка.

Что делать, если вам позвонили мошенники

Несколько правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой преступников.

Звонки от банков и МФК

Возможные причины звонков, SMS и писем на почту

При обращении в банк или микрофинансовую компанию почти всегда нужно оставить номер мобильного телефона и подтвердить согласие на обработку данных. После этого ваш телефон попадает в базу обзвона колл-центра компании. Работники центра регулярно звонят по номерам в базе по различным поводам:

  • Чтобы напомнить о размере задолженности, дате погашения или просрочке платежа по кредиту
  • Чтобы уточнить данные по кредиту, который оформляет ваш родственник, коллега или знакомый - таким способом банк или МФК хочет узнать больше о будущем заемщике
  • Чтобы уточнить данные по кредиту, по которому есть подозрения - например, если заявку подавал ваш полный тезка или в ней был указан чужой номер
  • Чтобы предложить клиенту оформить кредит или воспользоваться другими услугами организации

У меня положительная кредитная история и высокий кредитный рейтинг, поэтому из банков мне звонят регулярно. В зависимости от того, есть ли у меня свободное время и настроение, или нет, я могу либо пообщаться с менеджером, либо сразу сказать, что мне неинтересно его предложение. И второе происходит гораздо чаще, причем в большей степени потому, что с большинством звонящих невозможно разговаривать по-человечески.

Я думаю, что большинство людей так же, как и я, не отвечают согласием на предложения по простой причине — ни один банк, ни одна МФО и другие подобные учреждения на самом деле не думают о клиенте. Они просто хотят продать любой ценой. Но в современном мире, который перенасыщен предложениями, нужно в первую очередь говорить о выгоде для клиента.

Виталина Слепухова, журналист, автор статей для ВЗО

  • Если ваш номер раньше был оформлен на недобросовестного заемщика
  • Если заемщик случайно или намеренно указал чужой телефон в заявке
  • Если вы являетесь близким родственником заемщика

По телефону часто работают мошенники, которые под предлогом оформления займа на выгодных условиях выманивают у жертвы паспортные данные и реквизиты банковской карты. Отличить телефонного мошенника можно по нескольким признакам:

  • Не может назвать основную информацию о компании (например, номер свидетельства МФО или адрес офиса) либо называет неправильные сведения
  • Требует сообщить секретные данные вашей карты (PIN-код, код безопасности) или SMS-пароль
  • Требует заранее выплатить определенную сумму (например, оплатить комиссию за перевод займа)
  • Торопит вас с решением, давит на вас, переубеждает, в том числе и в грубой форме
  • Если мошенник представляется работником банка – не может ответить на вопросы о счете клиента (например, о текущем балансе)

Если окажется, что вам звонит мошенник, то вы можете просто добавить его в черный список. После звонка обратитесь в банк или микрофинансовую компанию и уточните, действительно ли в его колл-центре работает специалист с таким номером. Если выяснится, что такого работника здесь нет, то звонящий определенно был мошенником.

Если звонят и предлагают займы, кредиты или карты

Если поступил звонок из организации, клиентом которой является человек, то наиболее вероятно, что, оформляя кредит или карту, он уже дал согласие на использование его личных данных и получение различного рода информации. Однако если рекламируют услуги банка или МФО, с которыми гражданин никогда не имел дела, это незаконно.

В большинстве случаев согласие на условия обработки персональных данных каждый клиент предоставляет автоматически — для этого достаточно поставить галочку или подпись. Мало кто тратит время на изучение текста соглашения, а там может содержаться информация о том, что оператор имеет право передавать полученные сведения третьим лицам, например другим банкам или микрофинансовым компаниям. Но любое согласие можно отозвать.

Как правило, звонки поступают проверенным клиентам, которые часто пользуются банковскими или микрофинансовыми услугами. Звонящий в этом случае говорит о предодобренном предложении на определенную сумму, пероснально разработанном для вас.

Но могут звонить случайным людям, чей телефон числится в базе потенциальных потребителей. Спамеры особенно активизируются перед крупными праздниками или во время действия специальных акций. Абоненту навязчиво рекомендуют взять деньги в долг, применяя психологическое давление.

Рекламные звонки

Отказ от звонков с помощью заявления

Как отмечает юрист компании "Крылов и партнеры" Валерия Петелина, вначале следует узнать как можно больше о звонящем. Попросите назвать его имя, должность и название организации, из которой он звонит. Обязательно спросите, есть ли у него разрешение на обработку ваших персональных данных. Разговор при этом желательно записать на диктофон.

В заявлении потребуйте:

  • Сообщить источник, из которого были получены персональные данные
  • Сообщить, были ли переданы эти данные третьим лицам, а если переданы - то кому
  • Удалить ваши персональные данные из базы рекламного обзвона
  • Уведомить о том, что персональные данные удалены

Заявление

Заявление составляется в двух экземплярах: один вы оставляете себе, другой - передаете в организацию, из которой поступают звонки. Если вы делаете это лично, потребуйте поставить на обоих экземплярах отметку о принятии с указанием даты, должности и ФИО принявшего заявление лица, подписью и печатью организации. Если вы направляете документ по почте - отправьте его ценным письмом с описью вложения.

Другие способы избавления от звонков

Также за защитой своих прав можно обратиться в суд, но чаще фиксируются отрицательные решения по подобным делам. Чтобы доказать получение морального ущерба от действий рекламодателей, придется немало потрудиться. Необходимо подготовить массу документов, оплатить государственную пошлину и услуги юриста, а присудят в лучшем случае пару тысяч рублей. Но звонки, скорее всего, прекратятся.

Самым простым способом убрать навязчивые звонки является добавление номеров в стоп-лист. Услугу блокировки спама предлагают за незначительную плату сотовые операторы. Можно также оформить подписку на определитель номера и не брать трубку от нежелательных организаций.

Отмена подписки

После этого банк или МФК больше не будет присылать вам рекламные письма.

Иногда рекламную рассылку, в том числе и через SMS, можно отключить через интернет-банк или личный кабинет на сайте микрофинансовой компании.

Если звонят с требованием вернуть чужой займ

Как поступить, если звонят коллекторы или представители службы безопасности и требуют вернуть займ либо кредит, который вы не брали? Прежде всего следует обратиться в микрофинансовую организацию с требованием разобраться в ситуации.

Для этого нужно узнать у звонящего максимум информации о задолженности. Кто является кредитором и заемщиком, как абонент связан с должником и какие требования предъявляет звонящий. Подтверждение финансовых обязательств лучше запросить на электронную почту в виде копии документа.

Если звонок поступил из коллекторского агенства, необходимо запросить название организации, ИНН и ОГРН, а также документ, дающий право представлять права кредитора.

Если выяснится, что вопрос возник по кредиту, где человек проходит как поручитель или созаемщик, от ответственности по договору избавиться не получится. Если же клиент был указан как контактное лицо в чужом кредитном договоре или является родственником заемщика, он не обязан отвечать за чужие финансовые проблемы.

При разговоре с коллекторами всегда сохраняйте спокойствие. Отвечайте четко и убедительно, не показывайте страх или раздражение. Если вы записываете звонок – предупредите звонящего об этом. Помните, что неосторожные действия приведут только к еще большей агрессии.

Если выплата долга не имеет к получателю звонка никакого отношения, следует передать коллекторам подтверждающие документы и просьбу исключить номер из базы обзвона. Согласно действующему законодательству, коллектор не имеет права сообщать информацию о должнике третьим лицам, поэтому беседа с посторонним незаконна.

Предпринятые действия не помогли и звонки продолжают поступать или коллекторы угрожают выбить долг любым способом? Необходимо обращаться в компетентные органы.

Часто коллекторы звонят родственникам людей, которые оформляли займы и не возвращают их. Это одна из самых действенных мер воздействия на заемщика. В этом случае обратитесь в банк или микрофинансовую компанию, которая передала долг коллекторам, и оформите отдельную претензию. Помните: если вы не являетесь созаемщиком или поручителем человека, который оформлял кредит или займ, то вы никак не отвечаете за его долги. Если вы супруг или супруга должника, то вы можете понести ответственность по этому долгу только по решению суда.

Чего ни в коем случае нельзя делать

  • Не грубите звонящему в ответ – этим вы ничего не добьетесь. Звонки, возможно, и прекратятся, но отношение к вам у банка или МФК испортится
  • Не добавляйте сразу номер в черный список – попытайтесь сначала решить проблему другим путем
  • Не поддавайтесь на провокации – особенно, если звонят коллекторы. Так вы только усугубите ситуацию
  • Никому не сообщайте секретные данные вашей карты и SMS-пароли для подтверждения операций. Помните, что даже сотрудники банка не имеют права запрашивать эти сведения

Из каких организаций звонят чаще всего?

Рекламные звонки от микрофинансовых организаций обычно поступают реже, чем от банков. Гораздо чаще заемщики жалуются на коллекторов, которые требуют вернуть чужие микрозаймы. Если верить жалобам заемщиков, то наиболее часто звонки - как рекламные, так и по поводу чужих долгов - поступают от компаний Быстроденьги и Лига Денег.

Вопросы и ответы

Банки, МФК и МКК часто обмениваются друг с другом информацией о заемщиках – в том числе и номерами телефонов. Для компании важен каждый потенциальный заемщик, поэтому она может добавить в базу номер человека, который не брал здесь микрозаймы. Также номер мог оставить ваш родственник или знакомый по просьбе организаций - иногда в заявке на кредит или займ нужно указать контактные номера третьих лиц. Действовать в такой ситуации нужно так же, как и при звонках от вашей компании – попросить об удалении номера из базы или написать заявление.

Если коллектор оскорбляет вас и угрожает физической расправой, то он нарушает статьи 117 и 119 Уголовного кодекса. Если он вымогает деньги, то нарушает статью 163. Если требует больше информации о должнике – нарушает статьи 137 и 138.

Может ли агрегатор (например, ваш сайт) передать мой номер или адрес электронной почты другим организациям?

Если сайт-агрегатор подчиняется закону о персональных данных, то он никогда не сообщает номера телефонов пользователей посторонним организациям и людям. Все крупные агрегаторы, в том числе наш, подчиняются этому закону. Мы никому не сообщаем ваши номера телефонов.

Если даже после получения заявления звонки не прекращаются, обратитесь в Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор. Копия экземпляра с отметкой о принятии и описи вложения (если отправляли заявление по почте) докажут, что вы ранее требовали удалить ваши данные из базы.

Если и ФАС не удовлетворил вашу пользу, то вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, поясняет адвокат Владимир Постанюк. Организация, нарушающая законы о персональных данных и о рекламе, может быть привлечена к административной ответственности.

Все зависит от того, кто и с какой целью вам звонит:

Основание для обращения Инстанция
Навязчивые рекламные звонки, в том числе после подачи заявления на удаление номера из базы Федеральная антимонопольная служба, Роскомнадзор
Звонки из коллекторских агентств по кредитам, которые вы не брали Национальная организация профессиональных коллекторских агентств, Роспотребнадзор, Центробанк, СРО (если звонят из микрофинансовой компании), финансовый омбудсмен
Угрозы со стороны коллекторов, вымогательство Полиция
Отсутствие ответа на претензию, направленную в организацию, от которой звонят коллекторы Прокуратура

Перед обращением заранее убедитесь, что у вас есть все необходимые доказательства - записи и детализация звонков, копии заявлений или претензий с отметками о принятии, и другие.

Видео о спам звонках из банков и МФК

Спам-звонки из банка

Заключение

Если ваш банк или микрофинансовая организация донимает вас назойливыми звонками и СМС, то лучший способ избавиться от них - это обратиться непосредственно в организацию и потребовать удалить ваш телефонный номер из рекламной рассылки. Это можно сделать лично в отделении, по телефону, на сайте или по почте. Телефон контактного центра всегда указан в договоре, почтовый адрес можно уточнить на сайте организации. Не лишним будет продублировать ваше обращение несколькими способами.

Если же вас донимает по телефону чужой банк или МФО, которые достали ваш телефонный номер незаконным способом, то потребуйте, чтобы звонящий представился и объяснил, откуда у него ваш номер телефона. Обычно это охлаждает энтузиазм звонящего. Бывает, что вам звонит не живой человек, а робот. Но и в этом случае не стоит сразу бросать трубку. Узнайте, от имени какой организации вам звонят. Обычно рекламное предложение сопровождается указанием телефона или сайта организации. Обращайтесь по этим контактам и требуйте объяснений.

Часто звонок застает человека врасплох, и он сгоряча может сообщить свои данные и даже PIN-код своей карты. Не спешите общаться со звонящим, даже если он утверждает, что ваши деньги в опасности и нужно немедленно сообщить данные карты для блокировки. Именно так и поступают мошенники. Возьмите паузу и попросите перезвонить, а затем сразу же свяжитесь со своим банком, чтобы выяснить, был ли звонок действительно оттуда.

Вы должны понимать, что закон на вашей стороне и если все вышеперечисленные способы не помогают, то вы имеете право обратится в Роспотребнадзор, полицию, прокуратуру и суд.

Александр Кожемякин РБК, Коммерсантъ, Известия

Если вы столкнулись с телефонной рекламой, то старайтесь бороться с ней грамотными и законными методами. Такие действия помогут вам не только избавиться от навязчивых звонков, но и сохранить свое лицо перед компанией. Если вы сможете определить телефонного мошенника, то сохраните деньги и личные данные. А решение вопроса с коллекторами, которые ищут чужой долг, сохранит ваши нервы и избавит от лишних обвинений.

Напоследок напомним вам два основных правила, которые помогут вам избежать ненужных звонков и рассылок. Не оставляйте свой номер телефона и адрес электронной почты в подозрительных местах и на подозрительных сайтах – так он не попадет к посторонним людям. Всегда изучайте условия обработки персональных данных, когда даете согласие на нее.

  • Если вам звонят с предложением оформить кредит или займ - напишите заявление об удалении из базы обзвона
  • Если присылают рекламные SMS или электронные письма - отключите рассылку в личном кабинете или также напишите заявление
  • Если звонят коллекторы и требуют вернуть чужой долг - обратитесь в компанию, которая выдала заем, и разъясните ситуацию
  • Если звонки и собщения не прекращаются - обратитесь в ФАС, Роскомнадзор или Центробанк

Будьте внимательны, когда оставляте свои контактные данные на подозрительных сайтах. Оттуда они могут легко попасть в базы обзвона.

Сталкивались ли вы с навязчивыми звонками и как с ними боролись? Оставить свое мнение и поделиться опытом можно в комментариях.

Источники

Анастасия Вакушева

Александр Кожемякин

Крупные банки бьют тревогу: в последнее время зафиксирован всплеск мошенничеств, связанных с кредитами. В пандемию мы уже привыкли, что можно онлайн сделать практически всё — от заказа продуктов до оформления льгот, компенсаций и займов. Этим пользуются мошенники. Они получают удаленный доступ к телефонам жертв или убеждают их самих перевести деньги. В Нижегородской области эта схема тоже получила невероятную популярность у мошенников.

Неожиданный звонок

Практически каждый день в полицию обращаются жители региона, на которых мошенники оформили кредит и украли деньги. В ноябре масса случаев. В такую ситуации попал дзержинец, которому позвонили якобы из банка, сказали, что с его расчетного счета списывают деньги, и нужно срочно установить приложение. После этого на него оформили кредит, а деньги — 294 тысяч рублей — вывели на сторонний счет.

Буквально на следующий день опять обращение — пострадали две жительницы Городца. И опять та же схема. Итог общения с мошенниками — минус 765 тыс. руб. рублей. Причем некоторые пострадавшие узнают о том, что на них оформлен кредит, и мошенники списали деньги, только когда им звонят из настоящего банка и спрашивают, почему человек пропустил ежемесячный платеж.

Обманули менеджера банка

— Вам одобрили кредит. Вы подавали заявку на 145 000 рублей? — уточнил собеседник.

— Нет, не подавала.

— Но заявку уже приняли и одобрили, и деньги уже на счету.

— Как это отменить?

— Вам нужно перевести деньги. С вами сейчас свяжется работник службы безопасности нашего банка, чтобы подтвердить операции и отмену кредита, — продолжил лжесотрудник.

В полиции констатируют, что в Нижнем Новгороде и области действительно зафиксирован всплеск мошенничеств, связанных с кредитами. О схемах, которые сегодня используют финансовые ловкачи, мы поговорили с заместителем начальника отдела уголовного розыска УМВД России по Нижнему Новгороду Анатолием Щечиным.

— Анатолий Владимирович, как мошенники могут оформлять кредит на человека без паспорта и каких-либо документов?

— На запрещенных Интернет-ресурсах, которые зачастую находятся вне российской юрисдикции, можно купить банковские реквизиты граждан. Мошенники обзванивают людей с помощью IP-телефонии, которая позволяет подменить любой номер и не только банка, но и правоохранительных органов. Жертвам могут звонить с номера 900 или с телефонов горячих линий крупных банков.

Мошенники умело пользуются средствами социальной инженерии: у злоумышленников уже есть данные, позволяющие начать оформлять кредит (номер телефона, ФИО и банк, где открыт счет). А недостающие сведения — код из смс — человек, убежденный, что разговаривает со службой безопасности банка, диктует сам. Заём оформлен, и через личный кабинет клиента мошенник переводит деньги на другой счет или на телефон.

— И не нужно приходить в банк, чтобы подать заявку, подтвердить личность?

— Нужно разделять проблему — оформление кредита нелегально, по паспортным данным человека, и мошенничество с кредитами в онлайн-кабинете. Люди часто спрашивают, можно ли по копии чужого паспорта или по паспортным данным взять деньги в долг. В моей практике были такие случаи, когда кредит оформляли на человека без его ведома, по его паспортным данным.

Но это было достаточно давно, теперь по российскому законодательству при оформлении договора кредитования или займа клиента должны сфотографировать. Так что можно легко установить, кто пользовался вашим паспортом или данными из этого документа. Даже если вы открываете заём в финансовой организации онлайн, придется зайти в офис компании, чтобы сфотографироваться. Таковы требования закона.

Но в последнее время участились случаи другого вида мошенничества. Сегодня крупные банки дают возможность идентифицированным пользователям получить кредит в мобильном приложении буквально тремя кликами. Мошенники этим пользуются, получив удаленный доступ к мобильному банку жертвы. Либо сам пользователь выдает в разговоре данные, необходимые для входа в личный кабинет. Он уверен, что ему помогают…

— Люди и правда верят тому, что им говорят по телефону мошенники, которые представляются работниками банка.

— Поэтому нужно очень внимательно следить за тем, о чем вы говорите с представителями банка, какие сведения сообщаете. Помните, чаще всего работники финансовых организаций клиентов по телефону не беспокоят. Если вам звонят с опросом или рекламой какой-то банковской услуги, лучше прекратить разговор, чтобы не стать жертвой мошенников.

Банки нашли способ противодействия

Это позволит в 5 раз ускорить реагирование и предотвратит вывод денег со счёта. Сейчас действует следующий принцип взаимодействия: сведения обо всех подозрительных операциях банки сообщают в ЦБ, регулятор обрабатывает сведения об атаках и пересылает их банкам. Благодаря прямому обмену данными через единую систему, если в банк пожалуются клиенты на несанкционированные переводы и кредитная организация выявит мошеннический счет, информацию об этом оперативно отправят в организацию, из которых переводились деньги, так что будет шанс предотвратить кражу.

Но в любом случае нам самим нужно быть очень внимательными и соблюдать 5 правил финансовой безопасности.

Читайте также: