Являются ли сотрудники некоммерческой организации должностными лицами

Обновлено: 19.05.2024

Статус руководителя унитарной некоммерческой организации в уголовном праве, должностное лицо или нет? Заранее спасибо.

Ответы на вопрос:

По смыслу примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК руководители унитарных предприятий не могут признаваться должностными лицами ,

а несут ответственность как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях.

Напротив, должностными лицами являются руководители государственных и муниципальных учреждений.

С такой трактовкой статуса руководителя унитарного предприятия с точки зрения уголовного права можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Фактическим собственником переданного унитарному предприятию имущества является государственный либо муниципальный орган. Поэтому системообразующими признаками для уяснения статуса руководителя унитарного предприятия следует признавать государственные механизмы и принципы, установленные и применяемые в сфере отмеченных правоотношений.

Условность выбранного законодателем критерия выражается также в том, что учреждение, являющееся согласно ст. 120 ГК некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью, если это положение зафиксировано в его уставе. Исходя из этого можно заключить, что при определенных условиях руководитель учреждения, признаваемый должностным лицом, фактически является субъектом предпринимательской деятельности.

Примечания 1 к п.3 Статья 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Похожие вопросы

В новой законе о бугалтерсом учете сказано, что руководитель некоммерческой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, а не вести его сам. Наша организация создана в 2006 году и главным бухгалтером всегда был руководитель. Распространяется ли действие закона №402 ФЗ в указанной части на нашу организацию? На момент вступления в силу закона главным бухгалтером был руководитель. Спасибо.

Скажите, пожалуйста, может ли руководитель коллегиального органа некоммерческой организации одновременно быть также руководителем такого же органа в других некоммерческих организациях?

Я хотелбы зарегистрировать Автономную некомерческую организацию. Но в ФЗ "О некомерческих организациях" в 10 статье части 1 меня смутило следующее "Учередители автономной некомерческой организации не сохроняют прав на имущество переданное ими в собственность этой организации."

Вопрос: Является ли юридический адрес собствееностю Автономной некомерческой организации если организация зарегестрирована по месту жительства.

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

А согласно ГК РФ Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Вопрос так возможно или нет быть один учредитель в общественной организации?

Федеральный закон "о некоммерческих организациях" допускает единственного учредителя некоммерческой организации, может ли в частном учреждении дополнительного образования (исходя из положения ФЗ "о некоммерческих организациях") быть один учредитель? Либо есть нормативные акты, которые устанавливают число участников? Спасибо.

На основании какого ФЗ госслужащий, чиновник (должностное лицо) не имеет право вмешиваться в устав, деятельность, дела общественной некоммерческой организации, а именно, присутствовать на общих, внеочередных собраниях организации, предусмотренных уставом организации, выступать с оценками деятельности, при этом не имея статус члена организации, члена ПРезидиума (руководящего органа организации). Речь идёт о внеочередном собрании общественной организации (РЕГИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФУТБОЛА), а чиновник-руководители Департамента по физич. Культуре и спорту региона и города, т.е. организаций, которые выделяют бюджетные средства на деятельность этой организации (федерации)

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

А согласно ГК РФ Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Одним из главных сдерживающих факторов проявления коррупции является риск разоблачения и наказания.

Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике в отношении руководителей коммерческих и некоммерческих организаций чаще всего применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарными взысканиями являются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом мера взыскания должна применяется в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершён.

Нарушение требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, не может расцениваться, как малозначительный несущественный проступок. В связи с чем, наиболее действенным и эффективным методом в борьбе с такими проявлениями, подменяющими интересы общественного блага более узким групповым интересом, является институт увольнения в связи с утратой доверия, применяемый согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием тому являются: непринятие руководителями государственных (муниципальных) учреждений мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление или представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

В соответствии с указанными нормами закона руководителям государственных (муниципальных) унитарных предприятий запрещено:

- быть учредителем (участником) юридического лица, занимать предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, принимать участие в управлении коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

- совершать сделки в условиях заинтересованности в отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Несоблюдение указанных положений закона в силу ст. 278 Трудового кодекса РФ позволяет уполномоченному лицу расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.

Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение нормы, предусматривающей административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

Данная норма устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определённых категорий, а также лиц замещавших названные должности.

В качестве должностного лица по данной статье привлечению подлежат лица, занимающие должность руководителя организации или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя.

Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 19.29 Ко АП РФ - до 50 тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч рублей - для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.

Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представление такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.

Также предусмотрена административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция названной статьи предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Читайте также: