В каких случаях сотрудник обязан запросить информацию об источниках происхождения денежных средств

Обновлено: 19.05.2024

Стоит разобраться подробнее, кто является субъектом закона № 115-ФЗ и что нужно делать, чтобы его соблюдать.

В соответствии со статьей 7.1, субъектами закона являются: адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Но только в том случае, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или другим имуществом. Сюда относятся:

  • сделки с недвижимостью;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Но нередко те, кто занимается оказанием бухгалтерских услуг, управляют банковским счетом клиента, то есть, проводят по нему операции или готовят их. Вот какие требования закона они обязаны соблюдать:

  • идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте.
  • принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  • организовывать внутренний контроль.
  • фиксировать и хранить информацию.
  • принимать на обслуживание публичных должностных лиц по правилам 115-ФЗ.

Идентификация

Итак, на первоначальном этапе необходимо провести идентификацию клиента по правилам 115-ФЗ. Если речь о физическом лице, это ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и иные сведения, предусмотренные 115-ФЗ.

Если клиент юридическое лицо или иностранная структура без образования юридического лица, нужно установить наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, адрес и т.д.

Также необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с оказывающей бухгалтерские услуги организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента, а также в случае необходимости принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента.

Кроме того, из закона следует обязанность устанавливать бенефициарных владельцев клиентов и находить о них информацию, руководствуясь перечисленными выше требованиями.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, должны выявлять среди своих клиентов людей и организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения. Информация о таких лицах и организациях доступна на сайте Росфинмониторинга. Если клиент оказался в таком списке, его средства нужно немедленно заблокировать и сообщить об этом факте в Росфинмониторинг. На это по закону есть максимум один рабочий день.

Организация внутреннего контроля

Закон возлагает на бухгалтеров обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, закон обязывает назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК, при этом критерии, которым должны соответствовать такие должностные лица, установлены нормативными актами.

Тем, кто проигнорирует требования по разработке правил, грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Начиная с 2018 года органы прокуратуры стали иногда проверять ПВК у организаций, оказывающих бухгалтерские услуги, и в случае их отсутствия или несоответствия требованиям закона направлять представление об устранении нарушений.

Фиксирование и хранение информации

Информацию, полученную в результате реализации ПВК, нужно документально зафиксировать, если:

  • сделка носит запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • клиент неоднократно совершал операции или сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных № 115-ФЗ;
  • клиент отказывается от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях ПОД/ФТ;
  • что-то еще дает основания полагать, что сделки осуществляются в целях ПОД/ФТ.

Все документы нужно хранить не меньше 5 лет после окончания обслуживания клиента.

Прием и обслуживание публичных должностных лиц

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы определить, не является ли их клиент или потенциальный клиент публичным должностным лицом.

К ним относятся иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, а также лица, занимающие в России государственные должности, должности членов Совета директоров Центрального банка, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом или правительством, должности в ЦБ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые президентом.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В отношении иностранных публичных должностных лиц бухгалтер обязан уделять повышенное внимание операциям, которые проводят их близкие родственники, и принимать меры по определению источников происхождения денег и имущества. То же самое касается российских публичных должностных лиц, если бухгалтер присваивает их операциям высокую степень риска.

Соблюдение требований №115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (как в форме юридических лиц, так и в форме ИП), требует большого внимания, серьезных организационных усилий и подготовки многочисленных документов.

С учетом особого внимания контролирующих органов к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ формируется явная тенденция к усилению ответственности за несоблюдение обязанными лицами требований №115-ФЗ.

Что еще почитать:

Подписывайтесь на наш канал , ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Читайте также: