В каких правовых актах отражены основные нормы трудового права в международной конвенции

Обновлено: 31.05.2024

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Комментарии к ст. 10 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

Комментируемый Кодекс, в отличие от прежнего КЗоТ, предусматривает отдельную статью, посвященную соотношению между нормами международного права, международными договорами и национальным законодательством о труде. Этим подчеркивается основополагающее значение впервые закрепленного в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Реализация данного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая суды. При обосновании своих требований как граждане, так и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права.

Часть 2 комментируемой статьи не следует понимать в том плане, что приоритет всегда за нормами международного права. Соотношение между ними и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемницей по всем ратифицированным международным соглашениям. Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международных правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров. Так, обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949), которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд (Судебная практика по гражданским делам. М., 1997. С. 163). Ссылка на Конвенцию МОТ N 95 вполне правомерна, поскольку, не определяя конкретных сроков выплаты заработной платы, эта Конвенция содержит принципиальное положение о том, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. Поэтому несвоевременная ее выплата является нарушением не только законодательства РФ, но и международно-правовых обязательств в сфере труда.

Важную роль в регулировании трудовых отношений играет Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Ее значение определяется, прежде всего, тем, что она закрепляет основополагающие международно-правовые принципы в сфере труда, которые обязательны для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. Такими принципами являются: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Ниже приводится перечень конвенций МОТ, действующих на территории Российской Федерации, а также текст Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, имеющей особое значение для регулирования трудовых отношений, и Приложение к ней, определяющее механизм реализации этой Декларации. Данный механизм позволяет ежегодно требовать от государств - членов МОТ, не ратифицировавших основополагающие конвенции, представления докладов о прогрессе, достигнутом в применении провозглашенных в них принципов.

Конвенция N 10 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве" (1921);

Конвенция N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921);

Конвенция N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" (1921);

Конвенция N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921);

Конвенция N 15 "О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте" (1921);

Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921);

Конвенция N 23 "О репатриации моряков" (1926);

Конвенция N 27 "Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929);

Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930);

Конвенция N 32 "О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов" (1932);

Конвенция N 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах" (1935);

Конвенция N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935);

Конвенция N 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936);

Конвенция N 58 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в море" (1936);

Конвенция N 59 "О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность" (1937);

Конвенция N 60 "О возрасте приема детей на непромышленные работы" (1937);

Конвенция N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946);

Конвенция N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" (1946);

Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946);

Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946);

Конвенция N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" (1946);

Конвенция N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947);

Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948);

Конвенция N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (пересмотрена в 1948);

Конвенция N 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" (пересмотрена в 1949);

Конвенция N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949);

Конвенция N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949);

Конвенция N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951);

Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952);

Конвенция N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957);

Конвенция N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957);

Конвенция N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" (1958);

Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958);

Конвенция N 112 "О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков" (1959);

Конвенция N 113 "О медицинском осмотре рыбаков" (1959);

Конвенция N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" (1960);

Конвенция N 116 "О частичном пересмотре конвенций" (1961);

Конвенция N 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963);

Конвенция N 120 "О гигиене труда в торговле и в учреждениях" (1964);

Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964);

Конвенция N 123 "О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках" (1965);

Конвенция N 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" (1965);

Конвенция N 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов" (1966);

Конвенция N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (1976);

Конвенция N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)" (1970);

Конвенция N 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970);

Конвенция N 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971);

Конвенция N 137 "О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах" (1973);

Конвенция N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973);

Конвенция N 139 "О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики" (1974);

Конвенция N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975);

Конвенция N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976);

Конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1977);

Конвенция N 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977);

Конвенция N 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (1978);

Конвенция N 152 "О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах" (1979);

Конвенция N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981);

Конвенция N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981);

Конвенция N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981);

Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983);

Конвенция N 160 "О статистике труда" (1985);

Конвенция N 162 "Об охране труда при использовании асбеста" (1986);

Конвенция N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992);

Конвенция N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993);

Конвенция N 179 "О найме и трудоустройстве моряков" (1996);

Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (1999);

Конвенция N 185 "О пересмотре Конвенции 1958 года об удостоверениях личности моряков" (2003);

Конвенция N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (2006).

Задайте вопрос юристу:


Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в любой сфере трудовых отношений отдает приоритет актам международного права (в частности, международным договорам Российской Федерации) над любыми российскими нормативно-правовыми актами, включая и сам ТК РФ. Знание основных положений ключевых международных договоров в сфере труда необходимо не только работодателям, которые обязаны следовать принципам и нормам того или иного договора в силу его ратификации нашим государством, но и работнику, который может использовать их для защиты своих трудовых прав, в том числе в судебном порядке.

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ммеждународные правовые акты, признанные нашим государством приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.

Т рудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору.

Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке. Однако для этого необходимы хотя бы минимальные представления о международных соглашениях, кроме того, нужно учесть, что применению в Российской Федерации подлежат лишь те из них, которые были приняты нашей страной путем ратификации, утверждения, принятия или присоединения (далее – ратификация).

Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации четкая структура видов международных договоров отсутствует. Из действующих на сегодняшний день в России международных нормативных актов в области трудовых отношений можно выделить две основные группы:

1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.).

2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:

  • Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г);
  • Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998 г.);
  • Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.

Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР. Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства.

Письмо МИД РФ от 13.01.1992 г. № 11/Угп

«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.

Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.

Основные положения ключевых международных актов в сфере труда

1. Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день данный международный акт является главным документом, провозглашающим основные права и свободы человека, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, возраста и прочих условий, на территории всего земного шара. Отдельные положения Декларации посвящены и трудовым правам.

Статьи 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека

«Ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанные нормативные акты представляют собой лишь основную (базовую) часть всего того, что было принято в нашей стране в развитие положений Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на это, гражданин, желающий защитить свои трудовые права, может ссылаться на положения Декларации так же, как и на российские правовые акты в области трудового права.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт также частично посвящен вопросам регулирования труда на международном уровне.

Статьи 7 и 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)

«Ст. 7. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Ст. 8. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:

а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации (. );

Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4812- VIII. IIIи, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Поскольку, как уже упоминалось, право на труд относится к экономическим правам, данный Пакт напрямую не регулирует отношения, связанные с этим правом. Однако он содержит одно существенное положение, непосредственно связанное с правом каждого человека на свободу труда.

Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)

«2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а) не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b) работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.09.1973 г. № 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с.

· Международно-правовое регулирование труда - установленная международным актом и ратифицированная государством система стандартов регулирования труда, оказывающая влияние на национальное трудовое законодательство

· П. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы

· П. 9 ППВС о применении ТК: 9. При рассмотрении трудовых дел суд обязан разрешать дела на основании …. общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Субъекты, осуществляющие регулирование:

ООН, МОТ, Совет Европы (акты, регулирующие трудовую деятельность)

· Устав ООН (ст. 55 этого документа указывает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития);

· Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23 закрепляет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи, право создавать профессиональные союзы, право на отдых);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г.) (ст. 6 указывает, что государства, ратифицировавшие этот документ, признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который свободно соглашается).

· Конвенции МОТ, конкретизирующие положения указанных актов (из тех, что ратифицированы Россией):

§ Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

§ Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

§ Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

§ Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

§ Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

§ Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

§ Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

§ Конвенция N 95 об охране заработной платы;

§ Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

§ Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

§ Конвенция N 103 об охране материнства;

§ Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

§ Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

§ Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

§ Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

§ Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

§ Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

§ Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

§ Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

§ Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

§ Конвенция N 160 о статистике труда;

§ Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

§ Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;

· Рекомендации МОТ (не являются обязательными для исполнения)

Европейская Социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года (ратифицирована РФ, вступил в силу с 1 декабря 2009 года)

- право на труд, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на справедливое вознаграждение, право мужчин и женщин на равную оплату труда, право на объединение в организации и право на заключение коллективных договоров (включая право на забастовку), право на социальное обеспечение;

-право на равные возможности и равные условия в том, что касается занятости и профессии, без дискриминации по признаку пола; право трудящихся на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия; право трудящихся принимать участие в определении условий труда и производства на предприятии; право лиц преклонного возраста на социальную защиту.

Наиболее важный орган - МОТ - разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-бытовых проблем; разрабатывает и принимает международно-трудовые нормы для осуществления принятой политики; оказывает помощь странам - членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы; защищает трудовые права человека, направленные на улучшение условий, охрану труда, взаимоотношение работников с работодателем, разрабатывает меры по особой защите в труде и занятости слабозащищенных групп населения.

Билет № 20. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ)

Система охраны труда:

· Производственная санитария

· Гигиена труда

· Электробезопасность

· Пожарная безопасность

· Промышленная безопасность

· Безопасность жизнедеятельности

· Управление безопасностью труда

· Управление профессиональными рисками

Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

Правовая основа:

Международные акты:

· Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155; 1981)

Трудовое законодательство:

· Ст. 2 ТК РФ, предусматривающая, что каждый работник имеет права на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.

· Ст. 219 ТК РФ, предусматривает право работника на:

§ – рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

§ – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;

§ – получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций:

а) об условиях и охране труда на рабочем месте;

б) о существующем риске повреждения здоровья;

в) о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

г) о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты.

§ – отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, до устранения такой опасности;

§ – обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

§ – обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

§ – дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

§ – запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте ФОИВ, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, ОИВ, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

§ – обращение в органы государственной власти РФ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные

§ – органы по вопросам охраны труда;

§ – личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

§ – внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и на компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При невыполнении работодателем указанных обязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять лично или через своих представителей участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

· Ст. 220, содержит следующие гарантии:

§ Сохранение за работником места работы (должность) и среднего заработка, если на организацию наложено наказание в виде административного приостановления деятельности или в виде временного запрета деятельности (по причине нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника)

§ Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда

§ Перевод работника на другую работу работодателем с его согласия, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (по причинам указанным в предыдущем пункте)

§ Работник вправе отказаться выполнять работу в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением некоторых случаев). В таком случае работодатель обязан предоставить ему другую работу

§ Работник имеет право на оплату времени простоя в размере не менее 2/3 среднего заработка, если предоставление другой работы невозможно (ст. 157 ТК РФ)

§ Работник имеет право отказаться от выполнения работы, если он не обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель не имеет право требовать от работника исполнения трудовых обязанностей в этом случае, и обязан оплатить время простоя. Отказ не влечет привлечение к дисциплинарной ответственности

§ Работник имеет право на возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (во взаимосвязи со ст. 184 ТК).

· Кроме того, государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Так, работодатель обязан обеспечивать работнику безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечить оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Читайте также: