Устройство на работу какое право человека обществознание

Обновлено: 01.06.2024

Право на труд гарантировано каждому человеку государством.

Труд и право

Становление труда прошло тысячелетнюю историю. Труд представляет собой главное условие всей человеческой жизни, своим развитием человек обязан именно труду. Как известно, труд превратил обезьяну в человека. В процессе труда человеком создаются материальные и духовные ценности для каждого члена общества, которые направлены на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в целом, без которых невозможно было бы существование человека как социального существа.

Понятие труд и право в современном обществе неотделимы друг от друга. Хотя отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Но первое определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине XVIII века:

"Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи".

Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848 года. С тех пор право на труд как право человека не сразу, но заняло свое важное место в ряду других фундаментальных прав.

Источники трудового права

Существуют специальные законы и кодексы, определяющие права и обязанности людей, занятых трудом. Их можно разделить на две группы:

  • международные документы;
  • законодательство государства.

К основным международным документам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская социальная хартия.

В России к таким документам относятся Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

Право на труд в Российской Федерации

На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым.

В советское время право на труд прежде всего связывалось:

  • с правом на получение гарантированной работы,
  • с необходимостью(обязанностью) трудиться на благо общества,
  • не вообще заниматься трудовой деятельностью, а преимущественно в сфере общественного производства.

В современной Конституции оно рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Поэтому ст. 37 Конституции РФ прежде всего утверждает:

  • труд свободен;
  • каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: принудительный труд запрещен.

Это значит, что человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе играть на биржевом курсе рубля, давать деньги взаем под проценты и т.д.). Не требуется иметь определенного места работы, можно вообще не работать:

В ст.37 Конституции РФ говорится:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ч. 3).

Учитывая, что возможны разные коллизии, Конституция РФ гласит:

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Свобода труда

Конституция РФ 1993 года не закрепляет право на труд, ограничившись провозглашением свободы труда, определяя право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе на определенной должности, по определенной профессии, специальности и других условиях.

С расширением международной экономической и правовой интеграции Российской Федерации в межгосударственные экономические и политические взаимоотношения свобода труда стала правовой категорией и была закреплена как самостоятельный, отраслевой принцип в ТК РФ, который действует и в настоящее время.

Новая система хозяйствования, переход организации производства в частные руки, снижение уровня вмешательства государства в регулирование различных общественных отношений повлекли кардинальные изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере наемного труда. С одной стороны, государство остается основным гарантом правового регулирования трудовых отношений. А с другой - не являясь участником (стороной) этих отношений, пытается либерализировать эту сферу. Это предполагает меньшую активность государства на рынке труда, меньшее участие государства в организации трудоустройства граждан и меньший объем предоставляемых государственных гарантий.

Итак, право на труд означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу, имеет право на защиту от безработицы, на комфортные условия труда, достойное для человека и его семьи вознаграждение за трудовые функции. Государственная власть гарантирует соблюдение этих принципов. А соблюдаются ли они на самом деле? Может ли закон в реальности защитить наше право на труд?

Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему (работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Государство должно стремиться к обеспечению максимальной занятости населения (бороться с безработицей), должно создавать рабочие места и стимулировать бизнес к этому. В Конституции РФ право гражданина на труд закреплено.

Какова связь труда и зарплаты?

Труд – это умственная и физическая деятельность человека основанная на знаниях, умениях, навыках и опыте, для достижения полезного результата.

Заработная плата – это вознаграждение за труд, она бывает разной и зависит от множества условий. Бывает повременной, сдельной, зависит от общественной значимости, риска, вреда для здоровья и пр.

Связь между зарплатой и трудом прямая. За труд граждане получают заработную плату.

В чём значение дисциплины?

Дисциплина обеспечивает порядок на производстве и в коллективе, без нее невозможен эффективный труд и его полезный результат.

Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

Труд является источником всех материальных благ, что является жизненно важным для человека конкретно и общества в целом. При помощи труда человек удовлетворяет свои физиологические (материальные), социальные и духовные потребности.

Как школьнику поступить на работу?

Чтобы поступить не работу школьнику, необходимо знать, что ему нельзя трудиться более 4-х часов в день.

Также, это не должно мешать получению образования.

В зависимости от возраста, может понадобиться согласие родителей в письменном виде.

Также, законодательством запрещен труд школьников в работе с алкогольной и никотиновой продукцией, а так же в ночное время, например, в ночных клубах, барах.

Характеризует ли человека его отношение к труду?

Отношение к труду напрямую характеризует человека. Это отражает его личностные качества – ответственность, добросовестность, честность, целеустремленность.

Какие ещё пословицы своего народа на эту тему ты знаешь?

Труд всегда дает, а лень только берет.
Учи не безделью, а рукоделью.
Воля и труд дивные всходы дают.
Труд человека кормит, а лень портит.

Объясни, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.

Первая часть обозначает дарованные права на труд, а 2 гласит о том, что государств должно обеспечивать реализацию данного права гражданам.

Каждый гражданин может выбрать любую деятельность( в рамках закона), для осуществления трудовой деятельности.

Во второй части статьи предусмотрены меры, направленные на реализацию права граждан на труд: профессиональная переподготовка и т.д.

Все страны, присоединившиеся к Пакту, обязаны реализовывать данные меры, чтобы не нарушать права граждан

Как ты думаешь, какие виды труда можно считать допустимыми для четырнадцатилетних? Чем различаются условия поступления на работу для четырнадцатилетних и для пятнадцатилетних?

Подросток имеет право на труд с 14 лет. С 15 лет условия трудоустройства несколько иные.

Так, в 14 лет подросток имеет право заниматься трудом, не более 4 часов в день (24 – часовая рабочая неделя). Работодатель имеет право принять на работу такого сотрудника только с письменного разрешения родителей. К тому же, это не должно мешать обучению.

Например, раздавать листовки или клеить объявления.

В 15 лет подросток имеет право сам поступить на работу и подписать трудовой договор. Таким работникам нельзя работать в ночные смены, на предприятиях, на которых вредные условия и это не должно мешать обучению. В таком возрасте ребенок не имеет права работать более 36 часов в неделю.

А что наиболее важно для тебя?

Для меня важны три критерия: стабильность, социальные гарантии и комфортные условия труда.

Стабильность гарантирует получение дохода в определенный промежуток времени.

Социальные гарантии – это обеспечение на время отпуска, в дни нетрудоспособности, болезни.

Комфортные условия труда необходимы каждому гражданину для того, чтобы чувствовать себя хорошо на рабочем месте и морально и физически.

Как ты думаешь, какое продолжение имел этот случай? (Для этого нужно знать закон.)

В соответствии с трудовых законодательством, если работник отсутствует на рабочем месте более 3 часов без уважительной причины, работодатель вправе считать это прогулом и уволить работника.

Это законные действия работодателя, поэтому в данной истории работник не прав. Он нарушил трудовой распорядок, а следовательно норму Трудового кодекса РФ.

1. Что означает право на труд?

Право на труд закрепляется в Конституции РФ. В статье 37 сказано:

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Кроме того в других нормативных актах сказано:

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Это означает, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать способ осуществления трудовой деятельности и реализовывать свои способности в выбранном направлении.

2. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?

В трудовом договоре излагаются права и обязанности как работника, так и работодателя. Там изложены все права и льготы работника, которые он может реализовать в ходе трудовой деятельности.

А также, права работодателя, которые позволяют ему осуществлять некоторые действия в отношении трудовой деятельности работника.
Закрепляются права обоих субъектов, а так же ответственность сторон.

Трудовой договор отсылает (зачастую) к трудовым распорядкам и уставам отдельных организаций, где четко прописаны все права и обязанности как работника, так и работодателя, с учетом должности и квалификации.

3. Что такое трудовая книжка?

Трудовая книжка-это документ, в котором отражается трудовая деятельность гражданина.

При поступлении на работу, гражданин предоставляет трудовую книжку, где делается запись о принятии на работу в определенной должности. Если гражданина переводят на другую должность, об этом делается запись в трудовой книжке.

Также, при увольнении с работы, в трудовой книжке делается соответствующая запись об увольнении с указанием причин.

В соответствии с ней делается расчет пенсии, кроме того прием на другую работу осуществляется с просмотром записей к ТК.

Нужно, чтобы печати и подписи работодателя присутствовали в трудовой книжке в обязательном порядке, так как их отсутствии делает невозможным подсчет трудового стажа по периоду, отработанному в учреждении.

4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?

Действие трудового договора прекращается при его расторжении или истечении.

Трудовой договор с сотрудником заключается на определенный срок (срочный) или бессрочный (когда время контракта не установлено).

У работника есть право продлить договор, если у работодателя нет никаких замечаний, или же не продлять, и продолжить трудовую деятельность в другом месте.

Досрочное расторжение договора может быть по инициативе работодателя и или работника.

  • 1. По инициативе работника – увольнение по собственному желанию.
  • 2. Увольнение по инициативе работодателя. Оно может быть связано с тем, что работник не справляется с обязанностями или нарушил трудовую дисциплину.
5. В чём значение дисциплины труда?

Дисциплина необходима в любом коллективе при осуществлении трудовой деятельности.

Её соблюдение является обязанностью работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.

Дисциплина это не только своевременная явка на рабочее место и полное использование рабочего времени, но и о добросовестное отношении к работе.

6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?

Чаще всего дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (обязаны возместить ущерб).

Материальная ответственность и дисциплинарные взыскания — это самый эффективный способ воздействия на нарушителя. Именно по этой причине законодательство предусматривает санкции для недобросовестных работников.

7. Что ты знаешь о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?

В РФ законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой.

Если, продолжая учиться в школе или в образовательной организации начального или среднего профессионального образования, гражданин начнет совмещать в течение учебного года учёбу с работой, то в таком случае, рабочий день не должен превышать 2,5 часа (до достижения 16 лет), 3,5 часа — до 18 лет.

Поступив на работу после окончания 9 класса, гражданин имеет право обучаться одновременно по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в какой-либо образовательной организации среднего образования.

При этом если гражданин делает успехи в учении, работодатель должен по закону предоставлять гражданину, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.

Если после окончания 11 класса гражданин поступает на работу, он имеет право продолжить обучение в высшей профессиональной образовательной организации также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для граждан дополнительные отпуска.

Таким образом, пользуясь льготами, гражданин сможет без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

В классе и дома

Объясни, о чём говорят приведённые учеником пословицы и почему они существуют в обиходе. Сделай вывод из обнаруженного противоречия. Какая из пословиц лучше других выражает твоё собственное отношение к труду?

Работа не х…й и постоять может. (От редактора, не для препода)

Это поговорки оправдывающие лень. Противоречие – одни поговорки положительно относятся к труду, другие отрицательно. Вывод – есть люди ленивые, есть трудолюбивые. Я за трудолюбие. Пословица: без труда – не выудишь рыбку из пруда.

Без труда – не на елку не влезешь. не жопу не обдерешь.

2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае прогула или появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Выскажи своё мнение: почему к работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику?
Работник, не явившийся на рабочее место, считается прогульщиком.
Однако работник, появившийся на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения тоже является прогульщиком.

Работник в таком состоянии не сможет качественно осуществлять трудовую деятельность, его нельзя допускать к работе, так как он не адекватен и может причинить вред как себе, так и окружающим.

Например, первый президент РФ Б.Н. Ельцин очень часто появлялся на рабочем месте в нетрезвом состоянии во второй половине 90-х годов 20 века (см. ролики на ютуб), тем самым причинил огромный ущерб не только своему здоровью, но и всем гражданам России и престижу страны.

Законодатель верно установил данное положение, и появление в состоянии алкогольно или наркотического опьянения тоже можно считать прогулом.

3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и наконец нашёл объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор.

Подумай, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?

Я считаю, что причиной могла быть нехватка необходимого опыта ( если записи в трудовой книжке не были сделаны). Если записи в трудовой присутствовали, администратор посчитал, что гражданин безответственный и часто меняет работу, а значит, не является стабильным вариантам.

Администратор не имел права не принимать работника, так как ограничения для приема установлены в законодательстве, частая смена работы не относится к таким основаниям для отказа в принятии.

4*. Расспроси своих старших родственников, когда они заработали свой первый рубль. Какую работу они выполняли в своей трудовой жизни? Имели ли поощрения за свой труд?

Мой папа подрабатывал грузчиком на овощной базе еще школьником. Кроме денег поощрений не имел. Потом стал слесарем.

5*. Найди в местной прессе или в Интернете сведения о предложениях работы для несовершеннолетних. Определи, представляют ли эти предложения интерес для тебя и твоих одноклассников.

Анализируя ресурс-интернет, можно сделать вывод, что в возрасте 14-15 лет требуются:

  • расклейщики объявлений
  • уборщики
  • курьеры по доставке еды

Для меня данные предложения не представляют интереса, так как у меня есть цель – закончить школу , поступить в высшее учебное заведение и устроиться на высокооплачиваемую престижную работу.

Рабочий лист по теме

Характеристики прав человека, признанные Всеобщей декларацией прав человека:

1) всеобщий характер прав – …….

2) права человека неотчуждаемы – ………

3) права человека неделимы – ………..

Задание 2. Запиши в тетради и выучи.

Обязанности граждан Российской Федерации:

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

Не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод;

Заботиться о своих детях, их воспитании;

По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

Получить основное (9 классов) общее образование;

Беречь памятники истории;

Охранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

Защищать Отечество и нести военную службу.

Задание 3: ПРАКТИКУМ

№ 1. Какие виды прав человека перечислены ниже:

а) участие в выборах Президента России;

б) выход на пенсию по возрасту;

в) устройство на работу;

г) выступление на митинге;

д) участие в выставке фотографий;

е) ученический отпуск;

ж) переезд на постоянное место жительства в другой город;

з) продажа автомобиля;

и) чтение газетных статей в Интернете;

к) получение зарплаты

№ 2. Выберите, что лишнее и объясните – почему?

Право на жизнь, право на имя, право на достойную заработную плату, право на свободное передвижение, право на личную неприкосновенность, право на честь и достоинство.

Лишнее – _________________________, потому что__________________________

Право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, право на участие в управлении государством, право на свободу творчества, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Лишнее – _________________________, потому что_____________________

№ 3. Что из перечисленного ниже относится к правам человека, а что к его

обязанностям? Ответ запишите в таблице.

№ 4. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

Отстав шагов на пятьсот, д, Артаньян и Планше последовали за дворянином. За городом д, Артаньян прибавил шагу и догнал дворянина на опушке рощицы.

- Милостивый государь, - обратился к нему д, Артаньян, - вы, кажется, спешите?

- Очень спешу, милостивый государь.

- Я тоже спешу. И хотел бы, как это ни прискорбно, чтобы вы оказали мне услугу, -

продолжал д, Артаньян.

- Пропустите меня первым.

- Не могу, - сказал незнакомец, - я проскакал шестьдесят лье за сорок четыре часа и

должен завтра в полдень быть в Лондоне.

- Я сделал столько же за сорок часов и должен быть в Лондоне завтра в десять часов

- Сожалею! Но я прибыл первым и не пойду вторым.

- Мне очень жаль, я прибыл вторым, но пойду первым.

- Я – по приказу короля! – сказал дворянин.

- Я – по собственной воле! – сказал д, Артаньян.

- По-моему, вы ищете ссоры?

- А вы как считаете?

- Вам угодно знать?

- Я желаю получить разрешение, которое лежит у вас в кармане, потому что у меня

такого нет, а мне оно необходимо.

- Надеюсь, вы шутите?

- Я никогда не шучу.

- Дерзкий юноша, я размозжу вашу голову! Эй, Любен, мои пистолеты!

- Планше, - сказал д, Артаньян, - займись слугой, а я беру на себя хозяина…

1) Какие права друг друга не захотели соблюдать герои Александра Дюма?

2) Как вы считаете, по чьей вине возник конфликт?

3) Чем всё закончилось?

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?


Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
8. Защита отечества (ст. 59).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
с 18 лет – полная гражданская ответственность.

Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!

Трудовое законодательство определяет, какие документы нужны при устройстве на работу в общем случае. К ним относятся:

Документ, подтверждающий личность работника. Как правило, таким документом является внутренний паспорт гражданина России. Допускается также трудоустройство граждан РФ по загранпаспортам (это возможно, если работник постоянно проживает за пределами страны).

Страховое свидетельство (СНИЛС).

Документы, подтверждающие квалификацию, если таковая требуется, либо разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Трудовая книжка не нужна лишь в двух случаях: если работник впервые заключает трудовой контракт; если он трудоустраивается по совместительству.

Можно ли попросить друга подменить тебя на работе?

Нет, если только он не сотрудник организации, в которой ты работаешь.

Обязательно ли обращаться к врачу, если ты заболел и не пошёл на работу?

Да, так как необходимо получить больничный лист.

Где можно получить качественное образование?

В университете, институте, колледже.

Вопросы и задания к документу

1. Каковы условия заключения договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет?

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

2. Чем, на ваш взгляд, можно обосновать допустимое снижение возраста трудоспособности?

Это связано с тем, что ребенок желает начать раньше трудиться, недостатком денежных средств в семье, нетрудоспособностью других членов семьи.

1. Дайте определение трудовых правоотношений. Какие особенности для них характерны?

Особенностями этих взаимоотношений являются:

трудящийся принимает личное участие в работе — он сам выполняет данные ему задания;

долгие рабочие отношения связаны с выполнением работником отдельной трудовой функции, а не конкретного задания.

2. Приведите пример трудового правоотношения, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права.

Например, трудовыми являются правоотношения между токарем и директором завода, где трудится этот работник.

Основными правами токаря являются: право на условия труда, соответствующие всем техническим и гигиеническим нормам, право на зарплату, выплаченную в полном объёме в установленный трудовым договором срок, право на защиту своих прав, право на отдых.

Обязанностями токаря являются: выполнение норм труда, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных в договоре функций, аккуратное обращение с имуществом предприятия.

Права директора затрагивают самые разные аспекты в работе: он имеет право требовать от сотрудников исполнения их обязанностей, и должного обращения с имуществом, возможность применять к работникам положительные и отрицательные санкции в соответствии с нормами трудового права.

В обязанности директора входит обеспечение работнику оптимальных условий труда, своевременная выплата зарплаты, соблюдение трудового права.

3. Какие документы необходимы работнику при приёме на работу? Перечислите документы, которые оформляет работодатель при приёме на работу.

Согласно статье 65 Трудового кодекса РФ, вы обязаны предъявить работодателю паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта (для военнообязанных и подлежащих призыву на военную службу), документы об образовании и квалификации, в определённых законом случаях — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в установленном порядке.

Касающаяся вопросов трудоустройства документация на предприятии включает документы, связанные с движениями кадрового состава в его пределах, и, в зависимости от функционального предназначения, охватывает: первичные учетные (к примеру, личная карточка), личные (трудовая книжка), распорядительные (приказ) и др.

Документы личного состава: трудовой договор; трудовая книжка; распоряжение о трудоустройстве; личная карточка; лицевой счет работника; личное дело работника.

4. Каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора?

Трудовой договор заключается в письменном виде, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.

Помимо необходимых условий — место работы, её характер, оплата труда, в договор могут быть внесены дополнительные условия. Договор может быть заключён или на определённый срок (не более 5 лет), или на неопределённый срок. Если вас берут на работу с испытанием, то это обязательно должно быть записано в трудовом договоре. Срок испытания не должен быть более 3 месяцев, для руководителей организаций и их заместителей — не более 6 месяцев.

Условия трудового договора могут меняться в процессе работы. Вы показали себя очень исполнительным, добросовестным работником, и вас решили перевести на более сложную, ответственную должность? Этот факт должен изменить уже действующий трудовой договор.

Возможность расторжения трудового договора — это ещё одна форма проявления свободы выбора труда. Согласно нормам Трудового кодекса, работник имеет право расторгнуть трудовой договор (по собственному желанию), предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя. Оснований для этого достаточно — от нарушений работником своих обязанностей до ликвидации организации. Запись об освобождении от занимаемой должности с указанием причины расторжения трудового договора делается в трудовой книжке. В последний день работы работнику должна быть выдана трудовая книжка и произведён полный расчёт по заработной плате.

Занятость - это деятельность людей, связанная с удовлетворением как собственных желаний, так и потребностей общества, идущая в соответствии с законодательством РФ и приносящая им доход. Соответственно занятыми считаются все, кто официально работает.

Незанятый человек – это человек, который не желает работать или в силу определённых обстоятельств (болезнь, старость и т.д.) не может работать.

Безработные – это трудоспособные люди, которые в определённый промежуток времени не имеют работы, при этом они состоят на учёте в государственных службах занятости с целью найти нужную работу, и готовые начать выполнять её.

6. Приведите примеры социальной защиты и социального обеспечения: а) пенсионеров, б) несовершеннолетних, в) женщин, г) безработных.

а) пенсия, ЕДВ, ДЕМО;

б) детское пособие;

в) пособие по беременности и родам, декретный отпуск;

г) пособие по безработице, центры занятости населения.

7. Назовите учреждения профессионального образования, которые вы знаете. Чем они различаются?

Техникумы – Это ссузы, реализующие основные средне-специальные программы обучения первого, то есть базового уровня. В техникумах, в большей степени, обучение направлено на внедрение практических навыков и знаний. В техникумах учатся, в среднем, три года. Образовательный процесс в этих ссузах проходит во по типу школьного, хотя программы обучения глубже школьных и сконцентрированы на освоение той или иной профессии, в то время, как в школах, ученики получают лишь общие навыки. Техникумы готовят специалистов узкого профиля и обучают своих студентов, как правило, рабочим специальностям. То есть, выпускники техникумов, это, чаще всего, квалифицированные рабочие.

Колледжи – Это ссузы, реализующие средне-специальные программы обучения не только базового, но и углубленного уровня. Образовательные программы в колледжах в большей степени сконцентрированы на теоретических знаниях, нежели практических. Как правило, обучение в колледже длится четыре года. Колледжи обычно прикреплены к вузам в качестве структурных подразделений и обучение в них, в первую очередь, ориентировано на подготовку к успешному поступлению по специальности на второй курс этого вуза. Способ реализации образовательных программ в колледжах построен по типу обучения в вузах – сессии, семинары, лекции, практикумы, семестры и так далее.

Университет — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Академия – высшее учебное заведение. Академия реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области деятельности. В этом его отличие от университета, который реализует программы по широкому кругу специальностей и институтов, где обучение осуществляется в рамках одной специальности.

8. С какими документами следует познакомиться в приёмной комиссии выбранного вами образовательного учреждения?

Во-первых, учреждение должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая выдаётся органами управления образованием. Получение лицензии предполагает, что в данном учебном заведении созданы нормальные условия для обучения, выполняются санитарные и другие нормы, есть педагогический коллектив, преподаватели которого имеют необходимую квалификацию.

Во-вторых, следует уточнить статус учебного заведения — государственное оно или негосударственное. Государственные учебные заведения финансируются (полностью или частично) из государственного бюджета и обязаны на конкурсной основе предоставлять бюджетные места.

В-третьих, стоит поинтересоваться, какой диплом вы получите по окончании учёбы. Государственный диплом (или диплом государственного образца) соответствует существующим федеральным государственным образовательным стандартам. Такой диплом имеют право выдавать только те учебные заведения, у которых есть свидетельство о государственной аккредитации, т. е. они успешно прошли аттестацию и дают действительно качественное образование.

1. Гражданка К. подала заявление, в котором просит освободить её от занимаемой должности. Что из перечисленного ниже может являться основанием для расторжения трудового договора: а) её собственное желание, б) отказ директора выплачивать ей премии, в) её желание пойти на пенсию, так как ей исполнилось 50 лет, и она устала работать, г) просьба начальника написать это заявление, так как гражданка К. беременна, д) переход на другую работу? Свой ответ поясните.

Основаниями для расторжения трудового договора гражданкой являются:

а) её собственное желание (ст. 80 Трудового Кодекса РФ).

д) переход на другую работу (это возможно при взаимном согласии сторон).

Основаниями не являются:

б) отказ директора выплачивать ей премии (т. к. премия - это необязательное поощрение).

в) её желание пойти на пенсию, т.к. ей исполнилось 50 лет и она устала работать (т. к. пенсионный возраст у женщин в РФ начинается с 55 лет).

г) просьба начальника написать это заявление, т.к. гражданка К. беременна (т. к. в случае беременности договор может расторгнуть только сама работница).

Возможно имеется в виду продажа консолидированного ресурса - личное время + накопленный опыт и знание + личные физические и психические силы.

Читайте также: