Сколько хранится трудовая книжка после увольнения у работодателя

Обновлено: 17.05.2024

Трудовая книжка должна выдаваться работнику лично на руки в день увольнения . Но так бывает не всегда. Иногда работник в этот день болеет или находится в отпуске и не может ее получить. А если он не согласен с увольнением, то и вовсе может отказаться забирать трудовую книжку. При этом нанимателю грозит ответственность за задержку ее выдачи . Как в таких ситуациях вернуть документ бывшему работнику?

Что делать, если…

…работника в день увольнения нет на работе

В такой ситуации наниматель в этот же день направляет работнику письменное извещение о необходимости явиться за трудовой книжкой (далее — Извещение). Однако сама книжка не высылается.

Извещение направляется работнику заказным письмом с уведомлением о вручении . Одновременно Извещение можно выслать на электронную почту работника, но не вместо заказного. В Извещении наниматель может уведомить работника, что он вправе получить трудовую книжку по почте, если оформит письменное согласие на это .

Пример формулировки Извещения:

Извещение следует зарегистрировать, например в журнале регистрации исходящих и внутренних документов . Дата направления работнику Извещения будет определяться по почтовому штемпелю.

Если же наниматель направит Извещение позже или не направит вообще, то нарушит законодательство . И не исключено, что впоследствии дату увольнения потребуется изменить на фактическую дату выдачи трудовой книжки, а за время вынужденного прогула необходимо будет выплатить работнику средний заработок .

…работник уклоняется от получения трудовой книжки

В данном случае наниматель должен сделать следующее:

1) оформить акт об отказе работника от получения трудовой книжки (далее — акт).

В акте, полагаем, следует указать:

  • Ф.И.О. работника;
  • место, в котором работнику было предложено забрать трудовую книжку, а он отказался;
  • дату и время, когда это было сделано;
  • мотивы отказа работника от получения трудовой книжки;
  • Ф.И.О. присутствующих при этом свидетелей .

Пример формулировки акта:

Желательно, чтобы увольняемый работник расписался в акте. В случае отказа в акте следует сделать отметку об этом;

Наниматель, совершив рассмотренные выше действия, не понесет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки .

Итак, если работник не забрал трудовую книжку в связи с отсутствием на работе в день увольнения либо отказался от ее получения по каким-либо причинам, то наниматель направляет ему Извещение. А во втором случае он составляет еще и акт.

Варианты развития ситуации

Работник согласен на пересылку трудовой книжки

Не позднее следующего дня после получения письменного заявления работника о согласии на пересылку трудовой книжки наниматель должен выслать ее по адресу, указанному в этом заявлении . Если такой день приходится на нерабочий (выходной, праздник), выслать трудовую книжку можно в день получения заявления или первый рабочий день, следующий за нерабочим .

Вид почтового отправления для пересылки трудовой книжки законодателем не определен. Наниматель вправе его выбрать сам. На наш взгляд, лучше всего отдать предпочтение письму с объявленной ценностью, заказному письму с описью вложений и уведомлением о вручении или направлению ускоренной почтой.

В книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним (далее — книга учета) вносится соответствующая отметка . Ее содержание законодательством не определено. Полагаем, это могут быть дата и номер почтовой квитанции.

В связи с этим, по нашему мнению, нанимателю следует сохранять квитанцию о пересылке трудовой книжки, уведомление с отметкой о вручении (об отказе в получении), письменное заявление работника о согласии на пересылку трудовой книжки по почте и др. С помощью их он сможет подтвердить факт отправки трудовой книжки работнику.

Срок хранения данных документов законодательством не установлен. Поэтому наниматель может определить его сам. С учетом того что не полученная работником трудовая книжка хранится у нанимателя в течение двух лет, а затем еще 50 лет в его архиве , желательно и указанные документы хранить столько же лет. При необходимости это поможет нанимателю обосновать нахождение у него трудовой книжки уволившегося работника.

Трудовую книжку хотят получить по доверенности

Законодательство, определяющее порядок выдачи трудовой книжки, не регулирует эту ситуацию. Однако оно и не запрещает получить трудовую книжку по доверенности. По нашему мнению, выдать трудовую книжку по доверенности можно. И вот почему.

Представительство, основанное на доверенности , допускается практически во всех случаях. Законодательство позволяет выдавать зарплату по доверенности . При этом нотариально удостоверять ее не нужно. Доверенность при выдаче трудовой книжки также не требует нотариального удостоверения. Полагаем, что оформить доверенность при выдаче трудовой книжки можно таким же образом, как и при получении зарплаты. Это обосновывается тем, что обе ситуации вытекают из трудовых правоотношений. Кроме того, за задержку выдачи трудовой книжки предусмотрен такой же размер материальной ответственности нанимателя, как и за задержку расчета на день увольнения . А максимальный размер административной ответственности нанимателя за невыплату зарплаты в установленный срок даже больше, чем за несвоевременную выдачу трудовой книжки .

При выдаче трудовой книжки по доверенности нанимателю следует исходить из полномочий, указанных в ней. Например, в доверенности может быть зафиксировано право представителя не только получить трудовую книжку, но и проставить дату и подпись в книге учета.

Оригинал доверенности (если она носит разовый характер) или ее копию (если, например, в ней содержатся иные полномочия), на наш взгляд, следует сохранить.

А в книге учета — сделать отметку, что трудовая книжка выдана по доверенности, и указать ее номер, дату и Ф.И.О. представителя.

Извещение осталось без ответа либо почта вернула его обратно

Заметим, что причин возврата Извещения может быть несколько. Например, истечение срока хранения на почте, отсутствие адресата.

При возврате Извещения трудовая книжка бывшего работника должна остаться у нанимателя. Хранится она отдельно от трудовых книжек работников, продолжающих работать. Например, в отдельной ячейке, на отдельной полке несгораемого шкафа, сейфа . Наниматель обязан ее хранить в течение двух лет (например, в отделе кадров) . После истечения этого срока трудовая книжка сдается на хранение в архив нанимателя на 50 лет. Затем ее можно уничтожить .

В случае ликвидации нанимателя трудовая книжка вместе с другими документами сдается в территориальный архив .

Итак, если работник не получает трудовую книжку в день увольнения в связи с отсутствием на работе или отказом от получения, то наниматель направляет ему Извещение, а во втором случае еще и составляет акт . В зависимости от дальнейших действий бывшего работника наниматель может вернуть трудовую книжку двумя способами: переслать по адресу, указанному в письменном заявлении работника , либо выдать лицу, предъявившему доверенность, удостоверенную в установленном порядке. Если работник бездействует — трудовая книжка хранится у нанимателя.

Нужно ли хранить копии трудовых книжек уволенных сотрудников?

Как известно, размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа работника. Документом, подтверждающим страховой стаж, является трудовая книжка.

Есть случаи, когда представители ФСС при проверке правильности начисления пособий отказывали работодателям в зачете расходов на социальное страхование по причине неподтверждения продолжительности страхового стажа, в частности по уволенным работникам. Правомерны ли такие претензии проверяющих и нужно ли хранить копии трудовых книжек уволенных работников – узнаете из статьи.

Перечень документов, которые должен представить страхователь для принятия территориальным органом ФСС решения о выделении средств на выплату страхового обеспечения, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н. Среди них:

  • письменное заявление страхователя;
  • справка-расчет [1] ;
  • копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с расчетом пособия).

Как видит читатель, среди документов, которые обязан представить страхователь в орган ФСС, трудовая книжка (ее копия) не поименована.
В то же время в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам [2] основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, периоды замещения других государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца.

Мнение проверяющих

Непредставление страхователем на проверку трудовых книжек в подтверждение стажа работы является основанием для непринятия расходов на соцстрахование.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом, бухгалтеры предприятий при расчете суммы выплаты по больничному для определения продолжительности страхового стажа работников чаще всего пользуются сведениями из трудовой книжки. Неудивительно, что и представители ФСС при документарной выездной проверке просят предоставить им этот документ (его копию). А если у организации отсутствует трудовая книжка уволившегося сотрудника, не принимают к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и привлекают плательщиков страховых взносов к ответственности.

Стоит отметить, что при обращении в суд организации, как правило, выигрывают дело – см., например, постановления АС ВСО от 05.07.2017 по делу № А19-20943/2016 (Определением ВС РФ от 08.11.2017 № 302 КГ17-16190 оставлено без изменения), АС СЗО от 21.04.2016 по делу № А66-3360/2015 (Определением ВС РФ от 01.08.2016 № 307 КГ16-8836 оставлено без изменения).

Мнение суда

Представление трудовых книжек уволенных на момент проверки работников для подтверждения их стажа законодательством не предусмотрено.

В частности, в названных судебных процессах арбитры, проанализировав Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей [3] , пришли к выводу, что законодательством не установлена обязанность работодателя изготавливать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников. На этом основании отказ в принятии расходов на социальное страхование только по причине отсутствия у страхователя трудовых книжек уволенных на момент проверки работников суды признали незаконным.

В законодательстве не обозначена обязанность работодателя изготавливать и хранить копии трудовых книжек уволенных работников. В то же время считаем, что бухгалтерам и кадровикам полезно помнить о претензиях ФСС: возможно, все же стоит во избежание споров сохранять копии трудовых книжек увольняющихся сотрудников.

[1] Форма справки-расчета направлена Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 № 02 09 11/04 03 27029.

Если вы столкнулись с ситуацией, когда бывший работник намеренно не забирает свою трудовую книжку после увольнения, не паникуйте. Сегодня мы расскажем, что делать в таких ситуациях и как обезопасить себя от ответственности.

Когда нужно выдать трудовую книжку

При расторжении договора с работником ему нужно выдать трудовую книжку в день его увольнения, т. е. в последний день работы (ст. 84.1 ТК РФ). Если это не сделать, можно получить штраф по ст. 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательства:

  • должностному лицу и ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • организации — от 30 до 50 тыс. руб.

Более того, если работодатель задержал трудовую и тем самым препятствовал бывшему работнику устроится на новую работу, то понесет ответственность за незаконное лишение человека возможности трудиться и будет обязан возместить ему не полученный заработок (ст. 234 ТК РФ).

На практике бывают случаи, когда работника нет на месте в день увольнения или он намеренно отказывается забирать свою трудовую. Такое возможно при конфликте между работником и работодателем, когда бывший сотрудник хочет вам за что-то отомстить — обвинить в незаконном удержании его трудовой книжки. Однако если работодатель поведет себя грамотно, то легко избежит ответственности.

Если работник перешел на электронную книжку (ЭТК), то вместо бумажного формуляра ему следует представить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ).

Направьте уведомление работнику

Что делать, если работник не забирает трудовую

Со дня направления такого уведомления работнику работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому направьте уведомление в день увольнения заказным письмом с описью вложения на адрес работника, который вам известен. Если отправите на следующий день, то нарушите требование закона о выдаче книжки в день увольнения.

Не получается отдать книжку лично — сразу же готовьте и несите на почту уведомление. Почтовый штамп с датой отправки подтвердит, что сроки вы не пропустили.

Все это время книжка должна храниться у работодателя, он не вправе с ней что-либо делать. Если работник не может прийти, но согласен на отправку почтой, вы должны получить от него официальное согласие, т. е. такое же письмо. В спорной ситуации вы сможете доказать, что направили книжку почтой с разрешения работника, а письмо будет этому подтверждением.

Однако конфликтный работник может намеренно вам не отвечать на письмо. В этом случае доказательством того, что вы не удерживаете его книжку у себя, станет то самое уведомление, которое вы направили ему, опись вложения и почтовая квитанция. Сроки, в которые работник должен явиться за книжкой, законом не установлены. Если за книжкой так и не пришли, храните ее у себя до востребования в течение 50 лет (Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236).

Бывает и так, что направленную книжку не забирают на почте (уехали отпуск, лежат в больнице, находятся в СИЗО и т. п.). Она лежит в отделении и затем возвращается обратно к вам. В этом случае безопаснее для себя будет принять книжку и хранить до востребования, как и указано в п. 43 раздела VI Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Если работник одумается и придет за трудовой позже, то напишет письменное заявление о выдаче ему трудовой книжки. Вы обязаны предоставить ему документ в течение 3 рабочих дней с момента поступления такого заявления (ст. 84.1 ТК РФ).

А если ваш работник умер, то в его трудовую нужно внести соответствующую запись о прекращении трудового договора и выдать на руки одному из его родственников под расписку или выслать по почте, но также с письменного согласия родственника (п. 37 раздела IV Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225).

Макс Борисов

В этой статье будем говорить о бумажных трудовых. Этот материал пригодится, если принимаете на работу человека, который на предыдущем месте решил сохранить бумажную трудовую книжку и не перешёл на электронную.

Если сотрудник устраивается на работу впервые, заводить бумажную книжку не нужно. По таким работникам достаточно передать сведения в пенсионный фонд по форме СЗВ-ТД, то есть нужно сразу вести электронную трудовую книжку (ЭТК). Подробнее о ней мы написали в другой статье.

Трудовая книжка — основной документ о стаже сотрудника. И с ней много вопросов. Расскажем, как заполнять, хранить и учитывать бумажные трудовые книжки.

Когда не надо вести трудовую книжку

  • Заключаете договор подряда (ГПХ) или ученический договор. Такие отношения регламентирует гражданское законодательство, а не трудовое, поэтому запись не нужна.
  • Заключаете трудовой договор о дистанционной работе. По соглашению сторон можно не вести трудовую книжку. Об этом написано в статье 312.2 Трудового кодекса.

Предприниматели не отражают в трудовой книжке свой предпринимательский стаж. Пенсионный фонд рассчитает его по уплаченным страховым взносам.

Где брать трудовую книжку

Работодатель ведет трудовые книжки на всех сотрудников, которые проработали у него более 5 дней. Когда человек устраивается на работу, он приносит свою трудовую книжку.

Если сотрудник потерял трудовую книжку или она испорчена, подготовьте для него новую.

Чтобы не купить поддельный бланк, запросите у продавца разрешение и договор. Лучше потратить время на поиск надежного поставщика, чем получить штраф за нарушение трудового законодательства.

Кто оплачивает бланки трудовой книжки и вкладышей

Работодатель покупает бланки трудовых книжек, а сотрудник возмещает затраты. Так говорится в Правилах ведения и хранения трудовых книжек. Просто вычесть стоимость бланка из зарплаты нельзя. Сотрудник должен написать заявление на удержание.

Если выдаете трудовые бесплатно, пропишите это в локальных нормативных актах, например, в правилах трудового распорядка. Так можно. По сути вы дарите сотруднику трудовую книжку. Подарки дешевле 4000 рублей не облагаются НДФЛ.

Как заполнять трудовую книжку

Какие сведения вносить

  • о сотруднике;
  • о выполняемой работе;
  • о переводах на другую постоянную работу и об увольнении;
  • основания прекращения трудового договора;
  • сведения о награждениях за успехи в работе;
  • о совместительстве — по желанию сотрудника.

Каждая запись в трудовой книжке о выполняемой работе, переводе и увольнении дублируется в личной карточке сотрудника.

Как заполнить титульный лист

При оформлении новой трудовой книжки заполните титульный лист.


Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер

  1. Укажите дату заполнения и попросите владельца поставить подпись.

Ответственный за ведение трудовых книжек должен расписаться на титульном листе. Ответственным может быть сам ИП, бухгалтер, а в больших организациях — инспектор по кадрам или начальник отдела кадров. Здесь же поставьте печать организации, если она есть.

Как сделать запись о приёме на работу


  1. В столбце 3 в виде заголовка полное и сокращенное название компании, если оно есть. Вместо рукописного названия можно использовать штамп с наименованием организации. Роструд подтвердил это в Письме от 19.08.2015 N 1922-6-1.
  2. Ниже заголовка сделайте запись о том, что приняли сотрудника и напишите должность. Должность, как правило, соответствует штатному расписанию. Исключение — когда федеральные законы дают льготы или накладывают ограничения по определенным профессиям. Тогда названия этих профессий должны соответствовать наименованиям и требованиям из квалификационных справочников. Это редкая ситуация, и мы надеемся, что вы с ней не столкнетесь.
  3. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи, в столбце 2 — дату приема на работу.
  4. В столбце 4 напишите дату и номер приказа, по которому сотрудник принят на работу.

Как сделать запись об изменении должности сотрудника


Как сделать запись об увольнении


  1. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи.
  2. В столбце 2 — дату увольнения.
  3. В столбце 3 сделайте запись о причине увольнения с обязательной ссылкой на пункт статьи Трудового кодекса.
  1. В столбце 4 укажите документ-основание, его дату и номер.
  2. Выдайте трудовую книжку с записью об увольнении в последний день работы.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как изменить ФИО сотрудника в трудовой

Если сотрудник сменил ФИО, исправьте запись на титульном листе. Одной чертой зачеркните прежнюю фамилию, имя или отчество, после — запишите новые данные.

Исправлять со слов сотрудника нельзя. Изменения можно делать только на основании паспорта, свидетельств о браке или расторжении, и других документов. Ссылаться на их номер и дату — обязательно. На внутренней стороне обложки трудовой книжки напишите документ-основание, поставьте подпись ответственного и печать работодателя, если есть.

Как изменить сведения об образовании или профессии

Если сотрудник получил образование или новую профессию, впишите их в титульный лист. Прежние данные зачеркивать не нужно, перечислите новые сведения через запятую:

Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер, инженер-программист

Как изменить название организации

Если изменили название организации в ЕГРЮЛ, столбцы 1 и 2 заполнять не нужно.


  1. Попросить сотрудника обратиться за исправлением к прошлому работодателю. Трудовую книжку выдайте сотруднику под расписку.
  2. Сделать запрос предыдущему работодателю самим. На основании официального ответа внести в трудовую книжку исправления. Основанием будут копии приказов о приеме на работу, переводе и увольнении.

Зачеркивать неточные или неправильные записи в этом разделе нельзя. Внесите исправление отдельной строкой.


Если ошиблись в наименовании организации, то указывать следующий порядковый номер не нужно.


Когда нужен вкладыш в трудовую книжку

Если все страницы раздела заполнены, вшейте вкладыш. Оформляйте и ведите его так же, как трудовую.

Как учитывать и хранить трудовые книжки

Работодатель хранит и учитывает трудовые книжки. Если в организации нет отдела кадров, назначьте ответственного с помощью приказа. При смене ответственного передавайте трудовые книжки по акту приема-передачи дел. В акте нужно прописать количество и фактический состав трудовых книжек и вкладышей в них.

Трудовые книжки и вкладыши — это бланки строгой отчетности. Хранить их нужно в сейфах, металлических шкафах или в помещениях, куда нет доступа посторонним. Выдавать бланки можно только ответственному за ведение трудовых книжек, по заявке. Если ответственный сам ИП, он свободно распоряжается бланками и не пишет заявку самому себе.

В остальном для предпринимателей и малого бизнеса поблажек нет: вести учет нужно по всем правилам.

Для учета понадобятся:

В приходно-расходную книгу записывайте, от кого получили и кому выдали бланки. Указывайте фамилию ответственного сотрудника или название организации. Записывайте серию и номера каждого бланка.

В книге учета движения регистрируйте все трудовые книжки: принятые от сотрудников и выданные вновь.

Когда сотрудник увольняется, попросите его расписаться в книге учета движения трудовых книжек и в личной карточке.

Обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Об этом говорит пункт 41 Постановление Правительства.

В конце месяца ответственный обязан отчитаться в бухгалтерию организации о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Испорченные бланки нужно уничтожить и составить акт списания. Если бухгалтерии нет — значит, и отчитываться не надо.

Работодатели должны всегда хранить запасные бланки трудовой книжки и вкладыши в неё.

Как заверить копию трудовой

Обычно сотрудники просят копию, чтобы получить кредит или сделать визу.

Поставьте подпись ответственного и штамп организации так, чтобы они не перекрывали друг друга.

Выдайте копию в течение трех рабочих дней с момента получения заявления от сотрудника.

Ответственность

За отсутствие книг учета или их неправильное оформление предусмотрен штраф:

  • для ИП — от 1000 до 5000 руб;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении:

  • для ИП — от 10 000 до 20 000 руб;
  • для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.

Статья актуальна на 11.02.2021

Читайте также: