С билетами работают кто профессии

Обновлено: 23.04.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


А вот как в начале прошлого века об этой профессии рассказывал детям знаменитый теоретик, автор, режиссер, историк русского театра и масон в эмиграции Николай Евреинов. Он вводил детей в театр, артистично комментируя каждый свой шаг: «…Служащий при театре, который — видите, дети, — стоит у дверей зрительного зала; называется капельдинер. У него в руках программы сегодняшнего спектакля…

— Скажите, капельдинер, сейчас начало?

— Это первый звонок, — отвечает на ваш вопрос капельдинер. — Еще два звонка будут, — говорит он успокоительно и приглашает вас снять пальто, потому что в театре и так тепло: во-первых, его отапливают, а во-вторых, много публики, то есть таких же зрителей, как и мы с вами…

Слушаешь господина Евреинова, которого и взрослым не грех послушать, и живо себе представляешь, как капельдинер учтиво (седой, улыбка, вежливый жест рукой в перчатке) провожает на место благородную публику, которая так же учтиво благодарит капельдинера (ответная улыбка, кивок головой). Или как перед представлением эти служители фойе и зала снимают с кресел чехлы, протирают зеркала, отражаясь в них всей своей благородной статью: только мужчины с тщательно выбритыми лицами и только в золоченых ливреях. В общем, слушаешь Евреинова и осознаешь: да, присутствие капельдинеров таки подчеркивало роскошную атмосферу в театре. Но сегодня…

Сегодня у них совсем не простая и не столь красивая, как может показаться, жизнь. Новое время, новая публика и интернет-реальность требуют от капельдинера новых знаний, временами ему надо быть психологом, если не психиатром. С современным зрителем, говорят они, держи ухо востро и не расслабляйся. Почему?


Действительно, сегодня редкий спектакль обходится без билетов-двойников (ошибка кассира или сбой на билетном сайте), значит, надо как-то уговорить зрителей разойтись с миром. Кому-то позарез надо войти в зал с бутербродом или бутылкой пепси. А мобильные телефоны, которые, несмотря на предупреждения записанными или живыми голосами, все равно сверкают вспышками в самый неподходящий момент действия? Но есть пострашнее беда, рядом с которой мобильники покажутся детской забавой, — страсть некоторых обладателей дешевых билетов усесться на дорогие места. И такое сегодня в театре, как я выяснила, сплошь и рядом. А значит, конфликт, скандал и головная боль любого капельдинера.

Сначала отправляюсь во взрослый и самый сегодня успешный театр — в Вахтанговский. Капельдинеры здесь — только женщины и не молодые. Моя добрая знакомая Лариса Матвеевна (маленькая, с аккуратной стрижкой) — сама учтивость и мастер разрешать трудные ситуации, но и она порой теряется.

— И часто вам с такими приходится сталкиваться? Статистику не ведете?

— Хамье обязательно попадается: примерно на тысячу человек один раз в неделю да будет. С такими все бесполезно, хоть охрану, хоть директора зови: скандалить нарочно будет громко, знает, что спектакль не сможем начать. И еще потом напишет начальству, что участника войны не пустили в театр Вот и изгаляешься как только можешь перед ними, лишь бы утихомирить, и чтобы они другим не мешали.

В европейском театре подобная ситуация исключена: потому что не принято занимать чужое место, в противном случае — штраф. Но у нас… наглым, конфликтным и склочным людям в помощь не только книга жалоб и предложений, но и сайты театров, куда можно возмущенно пожаловаться, соцсети, порталы департаментов и министерств, которые обязаны тут же реагировать на сигналы граждан. Вот граждане и сигнализируют.


Юные капельдинеры Михайловского театра. Фото: пресс-служба Михайловского театра

В Театре Образцова включаю агрессивную торговлю

И вот я с веером программок уже занимаю исходную позицию аккурат напротив входа, за спиной у меня — музей, основанный великим Образцовым. Мария Николаевна — мой инструктор (седая, рассудительная) — предупреждает, что молодые родители не очень-то покупают программки.

Права Мария Николаевна — программки не берут… Включаю агрессивную торговлю с нарочито громким голосом (до чего ж он у меня противный!). А что делать? Надо продать: 12 процентов с продажи — все ж таки небольшая, но прибавка к жалованью.

— Мимо не проходим. Мамочки, берем программку, программку берем — легендарный спектакль, красивые картинки… Папочки, не проходим мимо…

Надо сказать, агрессивная торговля результат принесла: 10 программок продано — и мой скромный вклад внесен в пользу профсоюза капельдинеров. А они сказали, что сегодня мне повезло — обошлось без хамства со стороны публики. Все хорошо в Доме у дедушки Образцова, но вот что бы я поменяла в Образцовском театре — это костюмчик. У современных капельдинеров другой тренд, о чем рассказ впереди.


Театр кукол Образцова: агент-капельдинер Райкина к работе готова.

Дешевле стоил только прокат студенческого сюртука

Кстати, за какие деньги служит капельдинер и за какие суммы на рабочем месте испытывает уважение или терпит унижение? Деньги за работу со зрителем, прямо скажем, платят небольшие. Да и в старину труд капельдинера ценился невысоко. В архивах Бахрушинского музея в приходно-расходной книге Казимира Викентьевича Бравича на 96 листах упоминаются все расходы за осень 1903-го и весну 1904 года по гастрольным поездкам частной труппы великой актрисы Веры Комиссаржевской.


Где у вас маленький домик для мальчиков?

— А бабушек куда дели?

— Ни одну не уволили, всех перевели на другую работу. Конкурса тогда еще не было, но из того первого набора впоследствии выросли замечательный художник по свету Денис Енюков, мой заместитель Володя Горохов. Многие администраторы вышли из стюардов. Сейчас уже конкурс — 15 человек на место, но берем мы только студентов: кто-то учится на врача, а значит, может оказать первую медицинскую помощь, кто-то физкультурник — может, если потребуется, декорации помочь двигать. Помимо основных обязанностей стюарды у нас часто выполняют и другую работу. Я не говорю про то, что в обязательном порядке они владеют информацией о здании, спектакле, артистах.


Илья из СТИ с верными зрителями.

Главное, чтобы костюмчик сидел

В Михайловском театре модель разрабатывала известный дизайнер Ася Когель. Кстати, здесь к элегантным серым у девушек костюмам с вензелями театра добавлены кожаные сумочки с несколькими карманами — для денег и рации, которая есть у каждого из 20 капельдинеров. А для тех, кто встречает публику в кассовом зале, где в холодную погоду совсем не жарко, пошиты стильные черные пальто. Если б не золотой росшив по вороту — сама носила бы. Кстати, в Театре Образцова для капельдинеров тоже теперь разработали новую, более современную форму.

Мой старый приятель — меломан Ренато, объездивший много оперных театров мира, рассказывает:

Меломан со стажем уверяет, что в работе капельдинеров наших и их европейских коллег есть кое-какие отличия — там капельдинер никогда не посадит без денег своих знакомых или знакомых начальства — это категорически запрещено.

— У нас же бывает, что сажают, и даже в Большом театре, по поводу чего случаются скандалы: скажем, люди заплатили по 6–8 тысяч за билеты, а тут перед тобой ставят стул в проходе. Все конфликты происходят именно из-за желания сесть на дорогие места с дешевыми билетами. Хотя существуют цивилизованные способы: в Венской опере, например, минут за двадцать до начала спектакля капельдинеры быстро переписывают все свободные места в партере и на каждом этаже, а за пять минут до начала спектакля отдают их малоимущим, студентам, инвалидам.

Опоздавшие и плачут, и даже бьют нас

Сегодня цех капельдинеров резко обновляется. Профессия помолодела и рассматривается не как основной заработок, а скорее своего рода приработок для студентов. Небольшой, разумеется, но в качестве бонуса к нему прилагается театр как место культурное, с интересными людьми. В Студии театрального искусства Сергея Женовача я нашла капельдинера даже с актерским образованием. Илья — выпускник Щепки, в СТИ трудится уже три с половиной года.

— После выпуска я не нашел себя в актерской профессии, решил пойти в театр работать хоть кем-то. Был уверен, что временно, но… я не ухожу. Знаете почему? Таких театров, как наш, мало, а может, и вообще нет.

— За эти годы вы узнали тонкости и секреты работы капельдинера?

— Мне в других театрах ваши коллеги рассказывали, что часто приходится сталкиваться с хамством. У вас как с этим?

— Вы это серьезно — рукоприкладство? С билетерами?

На днях Минтруд России официально упразднил профессию стенографиста. Решение было принято в связи с невостребованностью данного рода деятельности. О том, какие профессии могут исчезнуть в ближайшие годы, читайте в материале портала Москва 24.


В пресс-службе департамента труда и соцзащиты порталу Москва 24 пояснили, что в 2017 году работодатели действительно не заявляли потребности в работниках по профессии стенографиста.

"При этом на современном рынке труда города Москвы у работодателей возникает необходимость в специалистах, владеющих навыком расшифровки видео- и аудиоматериалов или стримов. Такой специалист должен владеть методикой быстрого набора текста на слух", – пояснили в ведомстве.

Сейчас работодатели чаще ищут специалистов широкого профиля, отметили в ведомстве. "В настоящее время работодателям все чаще требуются специалисты широкого профиля, например, кассир-бухгалтер, бухгалтер со знанием делопроизводства, секретарь-делопроизводитель и др. Также развитие технологий в среднесрочной перспективе может привести к низкой востребованности и исчезновению профессий бухгалтера, юриста, переплетчика, операциониста банка, почтальона билетера, копирайтера, корректора", – добавили в столичном Дептруда и соцзащиты.

В свою очередь, ведущий образовательных программ "Сколково" и руководитель проекта "Атлас новых профессий" Дмитрий Судаков пояснил нам, что исчезли стенографисты только формально, "на бумаге".

При составлении "Атласа" мы писали не об исчезающих профессиях, а только об устаревающих. В том списке, в том числе, были и стенорафисты. Их сейчас заменяют аудиозаписи, но есть такие места, в которых аудиозапись банально запрещена. Поэтому данная профессия уходит только формально на бумаге, а специалисты в том или ином виде все-равно сохраняются.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления "Сколково" провели исследование, по итогам которого был выпущен "Атлас новых профессий" .

В атласе обозначены более 160 новых, а также устаревающих профессий по 19 важнейшим отраслям и технологическим направлениям.

В ходе исследования свое мнение высказывали больше 2,5 тысячи российских и иностранных экспертов.

Турагент и экскурсовод


Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Профессии, которые могут в скором времени устареть, будут связаны и с туризмом. Их уничтожает, с одной стороны, развитие индивидуального, "уникального" туризма, а с другой – обилие общедоступных бесплатных интернет-сервисов, осуществляющих подбор билетов и отелей по всему миру в соответствии с желаниями и возможностями туриста. Со временем турагенты останутся только в элитном сегменте, где особой ценностью будет то, что с клиентом по индивидуальному заказу работает реальный человек, а не программа.

Экскурсоводов же могут заменить виртуальные гиды и специальные туристические программы и приложения, позволяющие сориентироваться на местности и узнать всю необходимую информацию по темам, интересующим конкретного пользователя.

Дмитрий Судаков заметил, что уже сейчас турагенты постепенно уходят на второй план, а люди занимаются индивидуальным туризмом.

Почтальон и курьер


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Современная тенденция – доставка посылок и покупок напрямую, от человека к человеку, минуя посредников. Причем доставка будет отдана дронам, а не курьерам. В 2016 году первые почтовые квадрокоптеры прошли успешные испытания в США, Австралии, Сингапуре и Швейцарии. Правда в России недавние испытания завершились фиаско. Что касается бумажных писем, то сомнений в их архаичности нет уже, наверное, ни у кого.

Сам Судаков считает, что даже неудачные эксперименты в автоматизации почтовых отправлений ведут к развитию отрасли.

Сейчас, конечно, есть тенденция к автоматизации почтальонов и курьеров. Это доказывают и недавние пробные полеты дронов "Почты Росси". Хоть они были неудачными, но показательно, что почтовые перевозки совершенствуются. Тем более, они должны развиваться в тех отдаленных районах страны, где не требуется отделение почты, но доставлять посылки можно как раз с помощью дронов.

Билетер, вахтер, кассир и лифтер


Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Уже сейчас билетные контролеры являются скорее формой почетной пенсии. По данным "Атласа", к концу 2020 году большинство граждан будет иметь электронные карты для оплаты на входах в здания и транспорт, при посещении мероприятий и так далее. А вот покупки в магазинах вообще, может быть, будут проходить через интернет-сайты.

Вахтерам также будет нечем заняться через каких-то 5-7 лет. Автоматические ключи, системы распознавания сетчатки глаза и отпечатков пальцев, которые будут использовать в служебных и жилых помещений со временем вытеснят таких работников. В развитых странах вахтеры уже стали редкостью, со временем профессия будет исчезать и в крупных российских городах. А лифтеров заменят интеллектуальные системы управления, которые будут заниматься обслуживанием и ремонтом лифтов.

При этом председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев считает, что эти профессии полностью не исчезнут.

Безусловно лифтеров, как раньше в каждом лифте, не нужно. Но во всех больницах и на грузовых лифтах, например, на стройках обязательно есть человек, который фактически является лифтером. Есть какие-то специальности, которые умирают, может быть уменьшится количество таких людей по это профессии, но они точно не исчезнут совсем.

Водитель такси и машинист


Фото: ТАСС/Андрей Махонин

C развитием беспилотного автомобильного транспорта таксисты в течение следующих 15–20 лет в крупных городах постепенно будут замещаться интеллектуальными системами управления, встроенными в машины. А машинисты могут остаться не у дел, в первую очередь, на поездах линий метрополитена и на грузовых подвижных составах благодаря тем же беспилотным системам. Человек же будет нужен только при возникновении форс-мажорных ситуаций.

Однако руководитель проекта "Атлас новых профессий" Дмитрий Судаков считает, что данные профессии еще не скоро устареют. По его мнению, по автопилотам пока остаются не решенные вопросы.

По поводу машинистов в списке устаревающих профессий мы оказались близки, потому что уже сейчас существует метро без машинистов и беспилотные грузовые поезда, которые ездят по маршрутам, где нет пересечений. В вопросе автомобилей на автопилоте есть сложности. У нас пока только проводятся испытания. Также здесь есть и моральная история. Например, что будет делать искусственный интеллект автомобиля в экстремальной ситуации, когда есть выбор: либо въехать в столб и причинить ущерб водителю или наехать на человека, при этом водитель не пострадает. Поэтому на решение законодательных и этических вопросов уйдет время. К этому вопросу нужно будет вернуться после 2030 года.

Журналист и копирайтер


Фото: портал Москва 24

И даже тех, кто пишет материалы на портале Москва 24, через лет 20 могут полностью заменить компьютерные программы. Уже сейчас программы перевода речи в текст и программы по написанию текстовых документов позволяют во многом автоматизировать эту творческую профессию. Любительские репортажи и блоги, телеграм-каналы начинают конкурировать с теле-, радио- и печатными журналистами ведущих СМИ. В скором времени искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные с журналистикой.

Но при этом Дмитрий Судаков считает, что при всем развитии IT авторская журналистика останется в будущем.

Мария Рамзаева

Дипломат

Дипломат является лицом своего государства в чужой стране, представляет его интересы, участвует в переговорах и разрешает возникающие конфликты. Эта профессия сыздавна считается одной из самых престижных и интересных, но при этом она очень сложна. Необходимо разбираться в экономике и политике, знать культурные особенности страны, в которую вас направляют, ее историю. Помимо этого надо обладать определенным шармом, уметь расположить к себе собеседника, быстро реагировать на внезапно возникающие сложности. Также потребуется знание нескольких языков, умение писать и общаться со СМИ.

При этом дипломатия — это отличная возможность путешествовать, хотя нужно понимать, что пребывание в других странах может затянуться на годы, а отправлять вас будут в самые разные уголки планеты. Дополнительный минус профессии — то, что женщинам здесь пробиться намного сложнее, чем мужчинам, по крайней мере, в России.

Где учат:

Геолог

Геологи — специалисты, которые занимаются изучением строения, состава и закономерностей развития Земли. Геологи исследуют минералы, осадочные породы, нарушения земной коры и полезные ископаемые, анализируют землетрясения и извержения вулканов, историческую последовательность геологических процессов и многое другое.

Помимо проведения лабораторных анализов, разработки документации и рекомендаций, такие специалисты время от времени отправляются на полевые исследования в самые разные регионы: ищут месторождения полезных ископаемых, оценивают возможность строительства на новых территориях различных сооружений, от заводов и электростанций до метро.

С одной стороны, профессия геолога дает возможность побывать как в глухих уголках тайги, так и в жарких африканских странах. С другой, нужно быть готовым жить в самых разных, иногда достаточно тяжелых условиях, поэтому для работы в поле, помимо необходимых знаний, понадобится хорошая физическая подготовка и выносливость.

Где учат:

Менеджер турфирмы

Большую часть времени менеджеры в туристических фирмах занимаются подбором поездок для клиентов, общением с отелями и гостиницами и заключением договоров. Однако когда разрабатываются новые туры, открываются новые направления или отели, специалисты отправляются туда, чтобы лично оценить все нюансы, плюсы и минусы.

Где учат:

Пилот

Пилоты могут работать в гражданской авиации, и это самый привлекательный с точки зрения путешествий вариант, поскольку попасть можно в самые популярные и интересные места. Другой вариант — грузоперевозки, военные перевозки или служба спасения.

Где учат:

Бортпроводник

Еще один вариант для тех, кто хочет работать в авиакомпании, — это профессия бортпроводника. Медицинские проверки в этом случае будут не такими жесткими, как в случае с пилотами, хотя стюардам и стюардессам все равно нужно быть в хорошей физической форме и обладать крепким вестибулярным аппаратом. Для работы достаточно закончить специальные курсы и знать хотя бы один иностранный язык.

Стоит понимать, что профессия бортпроводника кажется простой только на первый взгляд. Тут придется постоянно быть на ногах, иногда выдерживать по нескольку перелетов в день, улыбаться и вести себя спокойно в сложных ситуациях и договариваться даже с самыми нервными пассажирами не срываясь и не повышая голоса.

При этом профессия и впрямь дает возможность посмотреть мир. Сразу на международные рейсы попасть непросто, однако при должном упорстве и трудолюбии вполне можно добиться этого достаточно быстро.

Где учат:

Журналист-международник

Журналисты-международники считаются элитой своей профессии. Такое мнение вполне оправдано, поскольку работа здесь может быть весьма интересной. Часто она требует большого мастерства.

Международники, которые занимаются зарубежными новостями, как правило, работают в редакциях или даже из дома, хотя в рамках профессии по-прежнему существуют способы связать свою жизнь с путешествиями. Можно стать собственным корреспондентом и жить в другой стране (впрочем, год за годом таких собкоров становится все меньше: редакции чаще подыскивают журналиста на месте вместо того, чтобы организовывать кому-то переезд). А можно заняться освещением событий в горячих точках (хотя эта специальность связана с большим риском).

Читайте также: