Правовые основы деятельности сотрудников полиции при проведении публичных мероприятий

Обновлено: 19.04.2024

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Цель публичного мероприятия:

1. Свободное выражение и формирование мнений.
2. Выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
3. Информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Различия между формами публичных мероприятий:

1. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
2. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
3. Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
4. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
5. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Источник информирования о публичном мероприятии — предварительная агитация, осуществляемая его организатором и иными гражданами с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

Типичные нарушения, совершаемые гражданами при задержании

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Статья 319. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.


Ответственность за участие в незаконных публичных мероприятиях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.


Корреляция поведения на публичных мероприятиях с другой гражданской активностью человека

Участие в публичных мероприятиях, проводимых с нарушением закона, является административным правонарушением.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Следует помнить, что

1. Если в указанный период будет совершено какое-либо правонарушение, то наличие административного взыскания будет рассматриваться не в пользу привлекаемого к ответственности лица.
2. Наличие административных взысканий может повлиять на прием на службу в правоохранительные органы, отдельные должности государственной службы, а также быть включенным в служебные характеристики и т.п. При этом определяющим является не характер взглядов, а факт совершения административного проступка (участие в незаконном собрании, митинге и т.п.).
3. Систематическое совершение административных правонарушений может повлечь негативное решение кредитного комитета банка (и других подобных организаций).

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции пресекает действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

(Часть в редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

51. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обеспечивает каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция в пределах своих полномочий принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанных мониторингов регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 424-ФЗ)

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Глава 3. Обязанности и права полиции

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.

  • Глава 1. Основы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.1. Понятие и принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.2. Формы и методы реализации административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.3. Национальная безопасность Российской Федерации и роль административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, в ее обеспечении
    • 1.4. Основные направления деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности
    • 1.5. Принципы деятельности российской полиции
    • 1.6. Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 2.1. Правовое положение МВД России
    • 2.2. Правовое положение главных управлений МВД России по федеральным округам
    • 2.3. Правовое положение МВД республик, главных управлений МВД по субъектам Российской Федерации
    • 2.4. Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
    • 2.5. Правовое положение органов внутренних дел на транспорте
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 3.1. Правовое положение и организационное построение организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел
    • 3.2. Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел
    • 3.3. Правовое положение и организационное построение кадровых аппаратов органов внутренних дел
    • 3.4. Правовое положение и организационное построение информационных центров МВД России
    • 3.5. Правовое положение и организационное построение тыловых и финансово-экономических подразделений МВД России
    • 3.6. Правовое положение и организационное построение экспертных учреждений МВД России
    • 3.7. Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России
    • 3.8. Правовой статус внутренних войск МВД России
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • Глава 4. Права и обязанности полиции
      • 4.1. Права полиции
      • 4.2. Обязанности полиции
      • 4.3. Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
      • 4.4. Применение полицией физической силы
      • 4.5. Применение полицией специальных средств
      • 4.6. Применение полицией огнестрельного оружия
      • 4.7. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • 5.1. Права сотрудника полиции
      • 5.2. Обязанности сотрудника полиции
      • 5.3. Прохождение службы в органах внутренних дел
      • 5.4. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел
      • 5.5. Противодействие коррупции в органах внутренних дел
      • 5.6. Поощрение и награждение сотрудников органов внутренних дел
      • 5.7. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Глава 6. Правовое положение и организация деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
        • 6.1. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
        • 6.2. Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции
        • 6.3. Правовое положение и организация работы полиции по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
        • 6.4. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения
        • 6.5. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности
        • 6.6. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
        • 6.7. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики
        • 6.8. Правовое положение и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых
        • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Глава 7. Административная юрисдикция и ее реализация в деятельности органов внутренних дел
          • 7.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (полиции)
          • 7.2. Понятие и признаки административного правонарушения
          • 7.3. Состав административного правонарушения и его содержание
          • 7.4. Квалификация административных правонарушений
          • 7.5. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)
          • 7.6. Производство по обращениям в органах внутренних дел (полиции)
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 8.1. Меры административного предупреждения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.2. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами внутренних дел
          • 8.4. Меры административной ответственности, применяемые органами внутренних дел
          • 8.5. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 9.1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
          • 9.2. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность
          • 9.3. Административные правонарушения против порядка управления
          • 9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
          • 9.5. Административные правонарушения в сфере экономики
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 10.1. Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
          • 10.2. Организация осуществления административного надзора за поднадзорным лицом
          • 10.3. Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.4. Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.5. Основания и порядок продления срока административного надзора и его прекращения
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • Глава 11. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
            • 11.1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайного положения
            • 11.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению военного положения
            • 11.3. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел (полиции) в условиях правового режима контртеррористической операции
            • 11.4. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий
            • Вопросы и задания для самоконтроля
            • 12.1. Общественный контроль как основополагающий принцип деятельности полиции правового демократического государства
            • 12.2. Формы общественного контроля в системе МВД России
            • Вопросы и задания для самоконтроля

            9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

            В соответствии с Федеральным законом № 54 публичное мероприятие проводится после уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что делается с целью обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

            Уведомление о проведении мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

            В случае, если такое уведомление в установленном порядке не подано, организатор мероприятия проводить его не вправе.

            Также не допускается проведение публичного мероприятия, если уполномоченным органом исполнительной власти организатору направлено мотивированное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

            Организатором мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую судимость за совершение преступления против общественной, государственной безопасности и общественного порядка, а также тот, кто два и более раза в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания привлекался к административной ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий.

            Организатор мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его участникам.

            Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и сотрудников органов полиции; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

            Организатор обязан прекратить мероприятие в случае:

            • создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
            • совершения участниками мероприятия противоправных действий;

            Уполномоченные представители органов исполнительной власти и органов полиции также вправе потребовать прекращения публичного мероприятия в случае умышленного нарушения организатором требований законодательства, касающихся порядка проведения публичного мероприятия и (или) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных законом.

            В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельными участниками публичного мероприятии влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

            В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов.

            Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества. Граждане, которые принимают участие в публичном мероприятии, не вправе скрывать свое лицо, используя маски или какие-либо средства маскировки, препятствующие идентификации внешности.

            Также в ходе публичного мероприятия не допускается распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции.

            Административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий организатором и его участниками установлена ст. 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Также административным законодательством предусмотрена ответственность за:

            Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

            Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

            Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

            Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

            Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

            Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

            Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

            Классификация массовых мероприятий

            • общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);
            • культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);
            • спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).
            • международные;
            • региональные;
            • местные.

            По способу возникновения:

            По месту проведения:

            • в зданиях, сооружениях:
            • на открытой местности.

            По периодичности проведения:

            • разовые;
            • повседневные;
            • периодические.

            По возможности участия:

            • общедоступные;
            • ограниченные количеством участников или социальным статусом.

            Задачи ОВД во время проведения массовых мероприятий

            Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

            1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

            2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

            3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

            4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.

            5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

            6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

            Мероприятия

            Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

            1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

            2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

            3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в котором предусматривается:

            • содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
            • границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
            • состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
            • порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
            • организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
            • маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
            • порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
            • меры по обеспечению пожарной безопасности;
            • организация медицинского и материально-технического обеспечения.

            План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

            4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

            5. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).

            6. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.

            7. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.

            Виды нарядов:

            • группа оцепления, включая полицейские и войсковые цепочки;
            • пост наблюдения;
            • группа сопровождения, патруль;
            • Контрольно-пропускные пункты;
            • резерв.

            Мероприятия, проводимые в исполнительный период:

            1. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.

            2. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.

            3. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.

            Заключительный период:

            1. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).

            2. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.

            3. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка деятельности личного состава органов внутренних дел и приданных сил.

            Читайте также: