Определите зависимость между природными компонентами в природной зоне и оформите результаты работы

Обновлено: 25.04.2024

осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;формирование учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;использование знаний о специфике взаимодействия между компонентами природы для сохранения природной среды будущим поколениям.

Развивающие.Формирование межпредметных УУД.

Познавательные УУД:

нахождение достоверных сведений в источниках географической информации; анализ и обобщение тематического материала, представленного в символьном и графической форме; формулирование выводов; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

определение цели, проблемы и деятельности; планирование деятельности; формирование алгоритма действий; самостоятельное исправление ошибок.

Коммуникативные УУД:

изложение своего мнения, аргументируя его; создание текстовых, графических объектов для решения задач общения; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Личностные УУД:

осознание своих эмоций; адекватное выражение и контролирование их.

Обучающие.Формирование предметных УУД:

чтение и анализ тематических карт; выявление и объяснение особенностейвзаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов; формулирование вывода об особенностях взаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов

Методы: частично-поисковый (практическая работа, беседа), репродуктивный (рассказ).

Тип урока. Урок-практическая работа

Формы организации обучения на уроке. Индивидуальная, индивидуально-фронтальная.

1.Организационно-мотивациооный этап

Здравствуйте ребята! Можете присаживаться.

На протяжении последних уроков вы проходили материк Южная Америка. Давайте вспомнимсамые, самые выдающие природные объекты материка:

- Наивысшая точка Южной Америки (г. Аконкагуа 6960 м)

- Самая протяженная горная система в мире(Анды 9000 км)

- Самая большая низменность в мире (Амазонская св. 5 млн. км кв)

- Самый крупный остров (о. Огненная Земля 47,9 тыс. км кв)

- Самый большой речной остров в мире (о. Маражо 48 тыс. км кв)

- Самая протяженная река (Амазонка 6437 км)

- Самое высокогорное судоходное озеро в мире (оз. Титикака 3812 м)

- Самый высокий водопад в мире (Анхель 1054 м)

- Самая полноводная река в мире (Амазонка средний расход 220 тыс. м куб в сек)

- Самое большое озеро (Маракайбо 13 512 км кв)

2.Актуализация знаний

На каждом материке, в том числе и Южная Америка вы изучали компоненты природной среды. Какие? (Рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, почвы)

Сегодня нам предстоит выявить как взаимосвязаны компоненты природы на материке, но для начало давайте вспомним, что такое природно-территориальный комплекс (ПТК)? (ПТК - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)

3.Учебно-деятельностный этап.

Мы вспомнили как взаимосвязаны компоненты природы и теперь должны выявить как взаимосвязаны компоненты природы на материке Южная Америка на примере сельвы, льяноса и компаса. Для этого мы выполним практическую работу. Откройте рабочие тетради на стр. 6-8, вам необходимо заполнить 2 схемы и установить взаимосвязь между компонентами сельвы, льяноса и компаса, а также заполнить таблицу. Обязательно необходимо сделать вывод вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов о географического положения природного комплекса.

Ученики выполняют практическую работу, а учитель контролирует её выполнение

Практическая работа № 11

Выявления взаимодействия между компонентами природы в одном из природных комплексов материк с использованием карт атласа.

Цель работы: сформировать знания о взаимосвязи компонентов природного комплекса; формирование умение комплексного использования различных карт атласа.

Задание 1 С помощью стрелок покажите на рисунках 5, 6 взаимосвязь природных компонентов в природных комплексах влажных-экваториальных лесов и саванн.

Приведите примеры природных компонентов, составляющих природный комплекс влажных экваториальных лесов и саванн.

Растительность

Многоярусный лес (Сейба, дынное дерево, какао, гивея, различные виды пальм, орхидеи, лианы)

Красно-желтые ферраллитовые

Влажные экваториальные леса (Сельва)

Осадки – до 3000 мм в год

Экваториальный

Равнинный (Амазонская низменность)

Состояние поверхности

Переувлажнена, заболочена

Животный мир

Цепкохвостные обезьяны, ленивцы, тапир, капибара, ягуар, колибри, попугаи, туканы, много земноводные и пресмыкающихся (змея анаконда), много жуков, муравьев, бабочек

Субэкваториальный

Растительность

Травянистая с редколесьем (кебрачо, бародочи)

Красно-бурые

Животный мир

Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду

Равнинный (Бразильское нагорье)

Задание 2 Охарактеризуйте и сравните между собой природные комплексы, сформировавшиеся на территории материка Южная Америка. Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов географического положения природного комплекса, заполните таблицу 4.

Природные компоненты комплекса и природные условия влияющие на их формирование

Название природных комплексов

Географическое положение

Север материка

Центральная часть материка

Юго-восточная часть материка

Природные условия

Рельеф (равнины, горы)

Равнинный (Оринокская низменность)

Приподнятый (Бразильское нагорье)

Равнинный (Ла-Платская) низменность

Средняя t ° C .

Количество осадков

Субэкваториальный (лето+24°С, зима +26°С 2000мм)

Субэкваториальный (лето+24°С, зима +26°С 1800мм)

Субтропический (лето +27°С, зима +12°С, 300мм)

Природные компоненты

Почвы (основные типы)

Красно-бурые

Красно-бурые

Красновато-черные

Внутреннее воды (реки, озёра)

Тип растительности (видовой состав)

Травянистая с редколесьем (маврикиева пальма, злаковое разнотравье)

Травянистая с редколесьем (кебрачо, бородачи)

Травянистая (ковыли, дикое просо)

Животный мир (видовой состав)

Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду

Мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду

Пампасская кошка, пампасский олень

Общий вывод: Все компоненты природного комплекса взаимосвязаны, т.е под действием однообразных факторов формируются схожие ПТК. В связи с этим на материке широко представлены травянистые ландшафты, в основном, из-за чередованием сухого и влажного сезонов.

Читайте также: