Определенный законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного дела работы это

Обновлено: 27.03.2024

Проведение землеустройства возможно по инициативе абсолютно любого участника земельных отношений.

Землеустройством называют целый комплекс мероприятий, которые нацелены на изучение, планирование, организацию использования земельных участков. Регулируется процесс Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Инициатива проведения землеустройства

Проведение землеустройства возможно по инициативе абсолютно любого участника земельных отношений, то есть любой собственник земельного участка или претендент на землю может стать инициатором проведения землеустройства.

При этом существуют определенные основания, которых придерживаются при проведении всех мероприятий. Прежде всего, к ним относятся решения федеральных структур (органов власти), представителей государственной власти, органов местного самоуправления, а также решения государственных органов конкретных субъектов федерации, решения суда, договоры о проведении процедур по землеустройству.

Однако это не означает, что физические лица не могут ходатайствовать в муниципалитет о том, чтобы соответствующие мероприятия провели по какому-то конкретному участку. Любой гражданин, который участвует в земельных отношениях (землевладелец, землепользователь, арендатор и любой другой человек), имеет право обратиться с заявлением к представителям местной власти или в суд с требованием проведения землеустройства.

При наличии соответствующих оснований процедура производится согласно действующему законодательству.

Примечательно, что при проведении процедур по землеустройству все заинтересованные в процессе лица должны быть извещены не позднее, чем за 7 дней (календарных). В противном случае все мероприятия будут считаться не совсем законными. Те, чьи права были ущемлены, имеют право подать жалобу или судебный иск.

Порядок проведения землеустройства

Земельное право предусматривает важный аспект – сведения о землеустройстве носят открытый характер.

За исключением некоторых случаев. В частности, это касается сведений, которые относятся к государственной тайне и личным данным собственников/пользователей/арендаторов земли, которые не могут быть предоставлены третьим лицам без весомых на то аргументов.

Ознакомиться с порядком проведения, проследить за исполнением норм земельного права, указать на недостатки при их обнаружении может абсолютно любой гражданин. Более того, человек имеет право запросить в местной администрации документы, где прописаны все данные по землеустройству по конкретному району, адресу или кадастровому номеру.

Скрывать такие сведения от граждан не имеют права. Выписки предоставляются бесплатно, если иное не прописано в федеральном законодательстве конкретного субъекта.

В целом организация, порядок проведения землеустройства достаточно подробно и четко прописаны в законодательстве.

В частности, в Федеральном законе РФ №78. Полный перечень того, как проводится организация землеустройства, прописан именно там. Он включает в себя несколько этапов:

1. Изучение земельных участков.

2. Проведение работ геодезического и картографического характера.

3. Обследования и изыскания геоботанического, почвенного и иного рода.

4. Независимая оценка качества земли.

6. Организация, планирование и определение земель для рационального использования, а также охраны.

7. Определение и установление границ земельных наделов.

8. Устройство землеустройства на внутрихозяйственном уровне.

После того, как на государственном уровне было решено, что провести землеустройство необходимо, запускается поэтапно весь описанный выше процесс. При этом некоторые пункты друг друга взаимно дополняют и определяют.

Так, к примеру, компетентные органы проводят плановое или внеплановое изучение земель, в ходе которого устанавливают и количество, и качество земель. Только после этого приступают к обследованию и определению того, для каких именно целей может быть реализован земельный участок, что на нем может быть возведено, кому его можно передать для использования.

Условия проведения землеустройства

Согласно Федеральному закону РФ № 78 к процедуре землеустройства предъявляются специальные требования технического характера, которые разрабатывают с учетом действующим норм законодательства. Они являются обязательными для исполнения, на их основании составляется государственная экспертная документация.

Проводить все работы необходимо исключительно в рамках законодательства, иначе такие работы считаются незаконными, документация на их основе не имеет никакой юридической силы. А при проведении экспертизы на государственном уровне выносится не только предписание об устранении несоответствий, но и обвинения по нарушению сразу нескольких статей действующего земельного законодательства.

Одним из обязательных условий при проведении, к примеру, оценки качества тех земель, на которых проживают некоторые коренные народы, учитывают не только состояние почвы, но и сохранение условий для проживания коренных народов. К таким народам, согласно законодательству, относятся:

  • Сибирь (малочисленные и малоизвестные народы);
  • Крайний Север (в том числе и традиционные оленеводческие народы);
  • Дальний Восток.

В случаях, если при проведении процедуры землеустройства, описанные факторы не учитываются, то документацию представители государственной или муниципальной власти могут не подписать. И даже отдать на рассмотрение в судебные органы для установления ее правомерности.

Полномочия Российской Федерации при проведении землеустройства

Согласно статье 5 Федерального закона РФ № 5 Российская Федерация наделена особыми полномочиями при проведении процедур по землеустройству:

  • устанавливать порядок, согласно которому будут происходить комплексные мероприятия;
  • координировать действия всех участников процесса землеустройства (государственные органы, местные органы, органы исполнительной власти);
  • управлять государственным фондом, где содержатся данные о землеустройстве;
  • осуществлять государственный надзор за исполнением всех требований и правил по землеустройству. В случаях обнаружения несоответствий выносить решение о наказании нарушителей;
  • самостоятельно проводить процедуру землеустройства на тех землях, которые относятся к федеральной собственности;
  • устанавливать порядок проведения экспертизы документов по землеустройству.

Землеустроительная документация и ее экспертиза

Землеустроительной документацией называют те документы, которые были получены в ходе землеустройства. Их экспертизу проводят государственные органы с целью выявления правомерности их составления.

К примеру, если было неправильно определена целевая принадлежность земель, то компетентные органы могут выписать предписание, чтобы земля была использована строго по назначению.

На законодательном уровне не слишком четко прописано, как именно проверяется землеустроительная документация. Однако при регулировании спорных вопросов суд, к примеру, чаще всего придерживает норм Земельного кодекса РФ и федеральных законов, где прописаны все аспекты земельного права.

Обязательное проведение землеустройства

Согласно статье 3 Федерального закона РФ №78 существуют основания для обязательного проведения землеустройства, независимо от того, ходатайствовал кто-то об этом или нет. К ним относятся:

  • умышленное или естественное изменение границ конкретного земельного участка4
  • обнаружение нарушений по целостности и качеству земли при определении того факта, что качество земель было нарушено из-за подтоплений почвы, эрозии и прочих негативных факторов;
  • при необходимости проведения процедур по восстановлению состояния качества земли.

При наличии этих условий землеустройство проводится в обязательном порядке с учетом всех норм и правил, с извещением заинтересованных лиц. В случае если не все были оповещены о землеустроительных работах, это не является основанием для их отмены.

Однако те, чьи права были нарушены в ходе процесса землеустройства, имеют право с ним не согласиться, выразив протест в письменной форме. Чаще всего этим протестом является исковое заявление, поданное в судебные инстанции.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.


Землеустроительную экспертизу часто назначают при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел, связанных с разрешением земельных споров. Частое нарушение земельных прав связано с неправильным формированием земельного участка, в том числе подготовкой землеустроительной и другой документации, противоречащих требованиям законодательства.

По статистике имущественных споров именно земельные споры являются самой распространённой категорией. В судебном процессе перед судьёй встаёт огромное множество таких технических вопросов, ответ на которые могут дать лишь специальные исследования. Данный факт определяет необходимость проведения независимой судебной землеустроительной экспертизы.


C 2018 г. объектами землеустройства являются:

  • территории субъектов РФ и их части;
  • территории муниципальных образований и их части.

Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Это определение выводит землеустроительную экспертизу за рамки землеустройства.

Когда нужна землеустроительная экспертиза?

Землеустроительную экспертизу назначают при рассмотрении судебных споров:

  • о предоставлении и изъятии земельных участков органами исполнительной власти;
  • с органами кадастрового учета по отказам в осуществлении кадастрового учета земельных участков и их частей или изменений исходных сведений;
  • по отказам в регистрации прав на землю;
  • о разделе и объединении земельных участков;
  • о местоположении выделяемых участков в счет долей и земель сельскохозяйственного назначения;
  • об определении порядков пользования земельными участками;
  • о признании прав собственности на участки
  • об установлении положения границ земельных участков на местности;
  • иные споры и разногласия.

Стороны и другие лица, участвующие в деле по земельному спору, имеют право: просить суд назначить производство судебной землеустроительной экспертизы, просить поручить её производство конкретному эксперту или экспертной организации, заявлять отвод эксперту (п. 2 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

Решение о назначении и производстве экспертизы принимается только судьей. Землеустроительная экспертиза сегодня является дорогостоящим исследованием, поэтому судья старается примирить спорящие стороны путем заключения мирового соглашения.

Что является объектами землеустроительной экспертизы?

  • земельные участки и их части;
  • границы земельных участков;
  • геодезические координаты земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатация которых предусмотрена или не предусмотрена на данном земельном участке;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права на землю, кадастровый паспорт на земельный участок, постановления о предоставлении земельных участков в пользование, графические материалы - планы участков, рабочие чертежи с привязкой к местности, акты об отводе границ земельных участков, сведения об имеющихся обременениях земель участка (сервитут), и прочие);
  • межевой план или землеустроительное дело;
  • материалы топографических съемок;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территориальные зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки;
  • иные объекты

Кто может быть экспертом при производстве судебных землеустроительных экспертиз?

Проводить землеустроительные экспертизы могут кадастровые инженеры, обладающие соответствующим аттестатом, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезических работ.

Как показывает судебная практика, экспертизу, как правило, доверяют именно кадастровым инженерам.

Эксперт должен иметь знания в области землеустройства и кадастра, а также геодезии и картографии.

Эксперты используют специальные технические средства и научные методики, которые позволяют ответить на все вопросы, поставленные судом. Полный перечень требований, предъявляемых к эксперту, приведен в ст. 13 ФЗ № 73.

Какую методику используют эксперты?Определенной методики или техники экспертного исследования для проведения судебной землеустроительной экспертизы к настоящему времени еще не существует.

Поэтому, каждый эксперт-землеустроитель путем проб и ошибок выводит для себя определенный порядок действий при работе (свою методику или технику). Условно методику проведения землеустроительной экспертизы можно разделить на две группы: геодезический и документальный.

Геодезический метод заключается в изучении участка, проведения замеров с помощью специальных измерительных приборов и создании плана участка с применением специализированных компьютерных программ.

Документальный метод состоит в анализе имеющихся документов на это недвижимое имущество и, при необходимости, вынесении вердикта о необходимости их корректировки.

В процессе исследования эксперт формирует информационную основу, включающую следующие критерии анализа:

1. Фактическая площадь исследуемого участка.

2. Соответствие установленной фактической площади участка и заявленной в правоустанавливающей документации.

3. Установление факта наложения границ исследуемых земельных участков.

4. Определение состава имущества на земельном участке.

5. Соответствие действительного расположения имущества его местонахождению, внесенному в документацию.

6. Расчет совокупной площади пересеченных частей исследуемых земельных участков.

7. Установление площади участка, свободного от застройки / занятого постройками.

8. Возможность осуществления строительства объекта недвижимости на исследуемом участке.

9. Правомочность землеустроительных работ, произведенных на участке.

10. Условия соблюдения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки.

Каковы этапы проведения землеустроительной экспертизы?

Землеустроительная экспертиза осуществляется в три этапа:

Подготовительный этап

Исследовательский этап (полевой)

Камеральный этап (оформление экспертного заключения)

Уяснение экспертной задачи

Осмотр, описание объекта; экспертный осмотр земельных участков начинается со знакомства со сторонами и их представителями.

Заключение эксперта регламентируется ст. 86 ГПК РФ и состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской и выводов.

Изучение материалов дела, нормативной и справочной литературы

Полевые измерения – получение характеристик земельных участков с помощью специальных приборов. Эксперт проводит топографическую съемку и фотосъемку объекта исследования, определяет параметры, характеризующих его пространственное положение.

Предварительное исследование представленной документации

По результатам топографической съемки может составляться топографический план участка местности или абрис.

После выводов эксперта располагаются Приложения. В приложения могут входить: графические изображения, сметы, таблицы с координатами, графики, копии документов об образовании экспертов, копии документов о поверке инструментов, фототаблицы.

Сравнение полученных пространственных параметров объекта с нормативными и правовыми допусками

На каждом листе приложения ставится подпись эксперта или экспертов, а также печать экспертной организации. Заключение эксперта оформляется в двух экземпляра.

Одна из самых сложный проблем – определение местоположения характерных точек объекта исследования. Наиболее точным и универсальным способом является геодезическое описание местоположения с помощью координат поворотных точек границ земельного участка в установленной системе координат. В кадастровой системе России геодезической основой кадастра является государственная геодезическая сеть (ГГС) и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения.

Что такое сложившийся порядок пользования и почему он важен при проведении землеустроительной экспертизы?

Эксперт обязан учитывать данный аспект при проведении землеустроительной экспертизы, а также при изучении материалов дела. Сложившийся порядок пользования земельным участком определяется наличием административно-правового акта или иного документа о закреплении за собственником права на земельный участок.

В судебной практике необходимо учитывать сложившийся порядок пользования как одно из главных доказательств на право владения и пользования земельным участком именно в определенных границах, а также при подтверждении эти границ экспертным заключением.

Землеустроительные действия осуществляются в строгом соответствии с установленным земельным законодательством нормами и правилами.

Землеустроительный процесс - это определенный правообразующий акт, законодательно определенный порядок производства землеустроительного дела, т.е. состав, очередность и последовательность действий. Землеустроительный процесс определяет этапы проведения работ, состав землеустроительной документации, порядок проведения государственной экспертизы и ряд других положений.

В соответствии с земельным законодательством и сложившейся практикой, землеустроительный процесс проводится в несколько этапов:

Возбуждение землеустроительного дела

Подготовительные работы. Подготовительные работы включают: камеральную подготовку и проведение специальных полевых обследований.

Камеральная подготовка - это сбор и изучение различных материалов: планово-картографических, проектно-изыскательских, земельно-кадастровых, статистических, экономических и других, содержание которых зависит от конкретных условий и характера землеустройства.

Полевые обследования (землеустроительные, почвенно-эрозионные, геоботанические, мелиоративные, дорожные и пр). Полевое обследование проводится в том случае, когда собранных камеральных материалов недостаточно.

Составление проекта, предъявление его участникам землеустройства

Землеустроительный проект - это комплекс документов включающих чертежи, расчеты, описание в которых дается обоснование землеустроительных предложений. Проектирование осуществляется по средствам сравнения возможных вариантов и выбора самого эффективного и технически осуществимого.

Главная составляющая проекта землеустройства - это графическая часть: чертежи фактического состояния земель, чертежи обследований, графики, диаграммы.

Текстовая часть включает: задание на проектирование, основные показатели проекта, пояснительную записку, расчеты, сметы и т.д. проект землеустройства служит основой для юридического оформления и последующего перенесения в натуру соответствующего землеустроительного решения.

Рассмотрение и утверждение проектной документации. Рассмотрение и утверждение землеустроительной документации регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера землеустройства, вида форм собственности на землю и компетенции органов по распоряжению землей. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации установлен правительством РФ №514 от 11.07.2002.

Перенесение проекта в натуру. Утвержденный проект землеустройства переносится в натуру, т.е. на местность. Законом установлено, что переходить к владению или пользованию земельным участком можно только после установлению его границ на местности и получения соответствующего документа. Перенесение проекта в натуру является непременной стадией межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.

Оформление землеустроительного дела, составление и выдача проектной документации участникам землеустройства. Оформление и выдача землеустроительной документации завершающая стадия самого процесса землеустройства, его итог. Все документы полученные в результате проведения землеустройства составляют землеустроительную документацию и формирование в землеустроительное дело. Граждане и юридические лица обязаны передать один экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства. Авторский надзор осуществляется специалистами проектных институтов по землеустройству, как завершающий этап землеустройства. Его задача-оказание помощи хозяйствам в выполнении проектов до полной их реализации.

Содержание авторского надзора:

- проверка полноты и качества выполнения проектных решений;

- выполнение дополнительных расчетов и уточнение проектных решений, если это необходимо;

- выявление и устранение недостатков в проектировании, исходя из практики работ.

При этом ведется журнал авторского надзора, вносятся изменения в графические документы.




Землеустроительная документация

Землеустроительная документация - это определенные виды землеустроительных документов (прогнозов, схем, проектов, технико-экономических расчетов и обоснований и других материалов), отражающих выполнение различных землеустроительных действий и обеспечивающих, в ходе осуществления намеченных ими мероприятий, организацию рационального использования и охраны земли на территориях страны, субъектов Федерации, муниципальных и иных административно-территориальных образований, конкретных землевладений, землепользований и земельных участков.

Виды землеустроительной документации устанавливаются федеральными законами и иными нормативные правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Состав, содержание, правила оформления соответствующими нормативно-техническими документами по проведению землеустройства.

Основными видами землеустроительной документации являются:

- генеральная схема использования и охраны земли страны (генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации);

- схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

- схема землеустройства муниципальных и иных административно-территориальных образований;

- проекты межхозяйственного землеустройства (в трактовке землеустроительной науки);

- проекты внутрихозяйственного землеустройства.

- рабочие проекты по использованию и охране земли (рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель).

В связи с осуществлением в Российской Федерации земельной реформы, неодинаковым содержанием землеустройства на различных этапах социально-экономического развития страны, существенным расширением земельных преобразований в последнее время, а также в связи с современными задачами землеустройства землеустроительные предприятия, кроме указанной выше, имеют и следующую землеустроительную документацию:

- прогнозы, федеральные и региональные программы использования и охран земельных ресурсов, а также другие материалы прогнозирования и планирования использования и охраны земель;

- материалы природно-сельскохозяйственного, эколого-хозяйственного, агроэкономического, ландшафтно-экологического и других видов районирования (зонирования, микрозонирования и т.п.);

- схемы и проектов перераспределения земель, а также материалы других видов землеустроительных работ, проводимых в ходе реорганизации колхозов и совхозов;

- схемы и проекты осуществления противоэрозионных и других природоохранных мероприятий;

- планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков, определяющие основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель в черте города и поселка, а также земель, переданных в их владение для развития личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокосов и выпаса скота граждан, проживающих на их территориях;

- материалы инвентаризации всех земель. дающие необходимую информацию о фактическом состоянии и целевом использовании земель гражданами и юридическими лицами;

- землеустроительные дела по отводам земельных участков для юридических и физических лиц, предоставлению и изъятию земель, осуществлению земельного оборота;

- материалы по определению и организации территории земельных участков, предоставляемых для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

- материалы по размещению и устройству территорий особо охраняемых земель; земель, предоставляемых беженцам, вынужденным переселенцам, а также военнослужащим, уволенным в запас; традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока;

- материалы по систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель, служащие основой для подготовки решений о зачислении этих земель в специальный фонд для последующего перераспределения;

- материалы по выявлению и установлению в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований и земельных участков, предоставленных в собственность ли пользование, являющиеся основой для изготовления документов, удостоверяющих право на землю граждан и юридических лиц;

- материалы кадастровых съемок, дежурные карты ограничений и обременений в использовании земель, земельно-кадастровые карты, данные которых, являются исходной информацией для землеустроительного проектирования, планирования и прогнозирования;

- тематические карты и атласы состояния и использования земель;

- материалы земельно-оценочных работ, обеспечивающие получением показателей оценки каждого земельного участка, экономически обосновывающие землеустроительные проектные решения и уточняющие ставки земельного налога, и платежи за землю;

- материал по осуществлению мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель;

- материалы межевания земель.

Землеустроительная документация оформляется, рассматривается, согласовывается, утверждается, выдается заказчикам и хранится в установленном нормативными правовыми актами порядке.

Землеустроительная документация по принадлежности хранится в архивах федерального и территориальных органов исполнительно власти по государственному управлению земельными ресурсами, на которую возлагаются функции землеустройства (ныне Госфондданных, Росреестр), а также федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, и других архивах негосударственных организаций, имеющих лицензии на выполнение работ в области геодезии и картографии

Для организации рационального использования и охраны зем­ли, претворения в жизнь земельной политики государства, осуще­ствления земельной реформы нужна целостная государственная система землеустройства, охватывающая весь земельный фонд страны — от федерального уровня до конкретного хозяйственного участка. Такая система землеустройства в России уже сложилась. Она способна предложить обоснованные землеустроительные ре­шения на уровне как всего народного хозяйства, так и отдельных отраслей, предприятий, учреждений и организаций, индивидуаль­ных землевладельцев и землепользователей.

Система землеустройства в Российской Федерации включает:

нормативно-правовое регулирование землеустройства и зако­нодательно определенные землеустроительные действия;

установленный законом землеустроительный процесс (поря­док) с соответствующей процедурой;

утвержденный перечень (виды) землеустроительной докумен­тации;

специально созданные органы (службы), осуществляющие зем­леустроительную деятельность и действия;

организацию и финансирование землеустройства;

отлаженную систему управления и государственного контроля за землеустройством;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

организацию научных исследований в области землеустройства, лицензирования и государственной экспертизы землеустроительной документации.

Система землеустройства — составная часть единой систем! государственного управления земельными ресурсами, главное зве­но государственного управления земельными отношениями организации рационального использования земли.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Нормативные правовые акты в этой области подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим ор­ганом законодательной власти в стране или путем непосредствен­ного волеизъявления граждан (референдум) и регулирующий наи­более важные общественные (в том числе земельные) отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам, что выражается в следующем:

все подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряжения, приказы и др.) должны строго соответствовать су­ществующим законам;

закон может быть отменен только высшим законодательным органом (принятый на референдуме — только референдумом), а любой другой правовой акт может быть изменен законом;

деятельность всех органов по регулированию земельных отно­шений, реализация прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой сфере осуществляются, в соответствии с законами страны.

Подзаконный акт— это нормативный правовой документ, из­данный на основании и во исполнение действующих законов дру­гими государственными органами. К ним относятся указы Прези­дента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, указания, положения, инструкции, письма министерств и ведомств, местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все нормативные правовые документы, определяющие право­вые основы и осуществляющие регулирование в области землеуст­ройства, условно можно разделить на пять групп:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы Российской Федерации.

3. Указы Президента и постановления Правительства РФ.

4. Ведомственные нормативные акты.

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местно­го самоуправления.

Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государства, содержатся в Конституции Российской Федера­ции.Применительно к землеустройству Конституция РФ опреде­ляет компетенцию органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в организации законодательной и ис­полнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Федера­ции, на местах.

Из других законов для землеустройства первостепенное значе­ние имеет Земельный кодекс.

Земельный кодекс— основной земельный закон. В Российской Федерации он вступил в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, про­живающих на территории Российской Федерации. В ст. 68, 69 ко­декса дается понятие землеустройства, порядок его организации и проведения.

Отдельные землеустроительные действия регламентируют рядом других федеральных законов:

Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации, используемых при выполнении комплекса землеустроительных работ, принятых с 1990 по 2000 г., приведен в приложении.

Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при про­ведении землеустройства, и являются основой для государствен­ной землеустроительной экспертизы, осуществления государ­ственного контроля за проведением землеустройства и землеуст­роительными мероприятиями по рациональному использованию и охране земель.

Землеустроительные действия— это законодательно определен­ные виды землеустроительных работ, которые выполняются в це­лях реализации земельной политики государства и отражаются в соответствующей землеустроительной документации.

1. Изучение состояния земель, включающее геодезические и кар­тографические работы; почвенные геоботанические и другие об­следования и изыскания; оценку качества земель; инвентариза­цию земель.

2. Планирование и организация рационального использования зе­мель и их охраны, включающее следующие основные виды работ:

разработку предложений о рациональном использовании зе­мель и их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

определение земель, в границах которых гражданам и юриди­ческим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

выделение земель, которые могут быть включены в специаль­ные земельные фонды;

определение земель, отнесенных к категориям и видам, уста­новленным законодательством Российской Федерации.

3. Территориальное землеустройство, при котором осуществля­ются образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и межевание объектов землеустройства.

4. Внутрихозяйственное землеустройство, при котором выпол­няются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юри­дическими лицами земельных участков для осуществления сель­скохозяйственного производства, а также организация террито­рий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ли­цами, относящимися к коренным малочисленным народам Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обес­печения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эро­зий, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара­жения и других негативных воздействий.

В зависимости от задач государства в области землеустройства состав землеустроительных действий может изменяться.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В земельном праве имеются не только материальные земельно-правовые нормы, напрямую регламентирующие землеустройство, но и процессуальные нормы, регулирующие и устанавливающие землеустроительный процесс.

Процессуальная норма — это установленное или санкциониро­ванное государством правило поведения государственных орга­нов и иных организаций, а также граждан при участии их в юри­дической процедуре, имеющей целью достижение определенно­го правового результата при применении норм материального права.

Землеустроительный процесс— это определенный правообразу-ющий акт, законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного дела (работы). В любом государстве данный процесс включает следующие основные этапы:

возбуждение землеустроительного дела;

подготовку землеустроительной документации (подготовитель­ные работы,, составление проекта, предъявление его участникам землеустройства);

утверждение проекта и приведение его в исполнение (установ­ление на местности пограничных межевых знаков, перенесение основных проектных решений в натуру и т. д.);

оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации;

авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (заявления, прото­колы, справки, акты, данные экспертизы, накладные и tv д.).,Оно формируется и хранится в порядке, установленном нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации.

Землеустроительный процесс в нашей стране состоит из подго­товительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов земле­устройства, рассмотрения и утверждения проектной документа­ции, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуще­ствления авторского надзора за выполнением проектов землеуст­ройства собственниками земли, землевладельцами, землепользо­вателями и арендаторами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков;

землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства;

карта (план) объекта землеустройства - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

изменения границ объектов землеустройства;

предоставления и изъятия земельных участков;

определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Глава II. Государственное регулирование проведения землеустройства

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

организация и осуществление контроля за проведением землеустройства;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Контроль за проведением землеустройства

Порядок контроля за проведением землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. Проведение землеустройства

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

геодезические и картографические работы;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;

определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Территориальное землеустройство

При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:

образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

межевание объектов землеустройства.

Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:

изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);

восстановления границ объектов землеустройства;

предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;

изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;

совершения сделок с земельными участками;

в иных случаях перераспределения земель.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:

местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

иные характеристики земель.

Статья 17. Межевание объектов землеустройства

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севеpa, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. Землеустроительная документация

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

проекты территориального землеустройства;

материалы межевания объектов землеустройства;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.

Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план).

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте также: