Можно ли назначить ответственным за пожарную безопасность не сотрудника организации

Обновлено: 28.04.2024

Главные темы месяца

Какого именно сотрудника можно назначить ответственным за пожарную безопасность? У нас в мае проверка. ((( Кто-то мне доказывает, что ответственный должен иметь техническое образование, а если таких сотрудников нет, то всё на гендира только назначается. Кто-то говорит, что сотрудник должен не менее трех лет в организации проработать, если таких нет, то на гендира. Еще непонятно, где проходить обучение пожарно-техническому минимуму? Какие документы нужны (сколько и каких приказов и т.д.?). Что делать, если у нас в офисе несколько юр.лиц (в одном вообще 2 человека работает)? Могут ли они привлечь постороннего для этого (сотрудника другого юр.лица)? Как это документально подтвердить? В общем, кто что знает по пожарке, помогайте.

Цитата
OlgaSh пишет:
Кто-то мне доказывает, что ответственный должен иметь техническое образование, а если таких сотрудников нет, то всё на гендира только назначается. Кто-то говорит, что сотрудник должен не менее трех лет в организации проработать, если таких нет, то на гендира.

Ерунда полная! Но в маленькой организации проще повесить всё на гену, тк. он и так обязан иметь удостоверения по ОТ и ПТМ.

Цитата
OlgaSh пишет:
Еще непонятно, где проходить обучение пожарно-техническому минимуму?

Организаций проводящих обучение полно, обычно они занимаются всем спектром от СОУТ, до ОТ и ПТМ. Стоимость обучения примерно 3 000 руб., проводят в большинстве случаев дистанционно о оостаётся только приехать расписаться и получить удостоверения.

Цитата
OlgaSh пишет:
Какие документы нужны (сколько и каких приказов и т.д.?).

Журнал, инструкция и приказ о возложение обязанностей.

Цитата
OlgaSh пишет:
Что делать, если у нас в офисе несколько юр.лиц (в одном вообще 2 человека работает)?

Это не отменяет требований, хоть один гена в организации.

Цитата
OlgaSh пишет:
Могут ли они привлечь постороннего для этого (сотрудника другого юр.лица)? Как это документально подтвердить?

Зачем сотрудника то? Проще если конечно, денег девать некуда, заключить с организацией договор на комплекс услуг по ОТ и ПБ, они и подготовят всю документацию и будут её вести. Договор и будет подтверждением. Договор можно кинуть на расходы, хоть какая то компенсация расходов будет.
Но повторюсь ещё раз, проще и дешевле всё это повесить на гену.

Цитата
OlgaSh пишет:
Кто-то мне доказывает, что ответственный должен иметь техническое образование, а если таких сотрудников нет, то всё на гендира только назначается. Кто-то говорит, что сотрудник должен не менее трех лет в организации проработать, если таких нет, то на гендира.

То есть кто угодно может быть ответственным?
И еще. Мне тут из какой-то компашки звонили, доказывали, что при проверке проверяют еще и какие-то просчеты пожарных рисков. Это вообще что?

Цитата
OlgaSh пишет:
Могут ли они привлечь постороннего для этого (сотрудника другого юр.лица)?

да, почему нет, если проверка на пороге, то для вас это хороший вариант, обучение своего сотрудника займет время + вам не нужно заниматься оформлением документов по пожарке, достаточно будет Договора оказания услуг, все остальные документы делает аутсосинговая фирма или другая . их много сейчас.

Цитата
Серега пишет:
Договор можно кинуть на расходы, хоть какая то компенсация расходов будет.

Сережа прав. Но обучая сотрудников самостоятельно, вы заключаете Договор оказания услуг с какой то фирмой и это тоже -расходы.

Цитата
OlgaSh пишет:
То есть кто угодно может быть ответственным?

сотруднику нужны "корочки" Протакол проверки знаний + документы (ЛНА, Приказы) для оформления ответственности за пожарную безопасность. Если вы заключите договор с организацией об оказании услуг -ничего больше не нужно, только Договор-это основание.

Цитата
OlgaSh пишет:
и какие-то просчеты пожарных рисков.

Жить так, как вы хотите, это не эгоизм. Эгоизм -это когда другие должны думать и жить так, как как хотите Вы.

Цитата
OlgaSh пишет:
Мне тут из какой-то компашки звонили, доказывали, что при проверке проверяют еще и какие-то просчеты пожарных рисков. Это вообще что?

А и гражданскую оборону и т.д. ЭТО РАЗВОД учебных центров, т.к. они КУШАТЬ хотят.

Цитата
Феникс пишет:
Но обучая сотрудников самостоятельно, вы заключаете Договор оказания услуг с какой то фирмой и это тоже -расходы.

Юль, ну это копейки по сравнению с аутсорсингом. В Питере обучал 2 000руб., а в Москве 3 000руб. Делаю довольно быстро. Проще всё это на гену вешать, а особенно в маленьких организациях.

Цитата
OlgaSh пишет:
То есть кто угодно может быть ответственным?

Нет конечно, только работник с корочкой, она по моему действует 3 года.

Цитата
Феникс пишет:
они считать умеееют. особенно деньги
Цитата
OlgaSh пишет:
А эту корочку может получать кто угодно? Для этого нужно техническое образование?
Цитата
OlgaSh пишет:
Кто-то мне доказывает, что ответственный должен иметь техническое образование, а если таких сотрудников нет, то всё на гендира только назначается. Кто-то говорит, что сотрудник должен не менее трех лет в организации проработать, если таких нет, то на гендира.

То есть, любой генеральный обязан пройти ПТМ?? И если к нам придет проверка, например, мы ей скажем, то у нас ответственный за пожарку дядя Вася (к примеру - курьер), покажем все бумажки на него, его удостоверение и т.д., а у нас могут спросить удостоверение гендира?

Цитата
OlgaSh пишет:
То есть, любой генеральный обязан пройти ПТМ?? И если к нам придет проверка, например, мы ей скажем, то у нас ответственный за пожарку дядя Вася (к примеру - курьер), покажем все бумажки на него, его удостоверение и т.д., а у нас могут спросить удостоверение гендира?

А как же, ещё и по ОТ спросят. Посмотрите главы ТК РФ по охране труда, сейчас нет под рукой, чтобы статьи указать.

Цитата
OlgaSh пишет:
То есть, любой генеральный обязан пройти ПТМ?? И если к нам придет проверка, например, мы ей скажем, то у нас ответственный за пожарку дядя Вася (к примеру - курьер), покажем все бумажки на него, его удостоверение и т.д., а у нас могут спросить удостоверение гендира?

Нашла, 217 статья. Мой гендир будет в ужасе. )))) Сколько лет уже компании, а о том, что у гендира должны быть удостоверения, он точно первый раз услышит)))
В общем, я его сейчас отправлю получать эти два удостоверения по ОТ и ПТМ, потом мне еще нужно приказы на него сделать, что он ответственный и т.д.? Я уже запуталась(((((((((

Цитата
OlgaSh пишет:
В общем, я его сейчас отправлю получать эти два удостоверения по ОТ и ПТМ, потом мне еще нужно приказы на него сделать, что он ответственный и т.д.?

Их обычно в одном УЦ делают. Кстати если есть структурные подразделения, то руководителей тоже надо "обилетить" удостоверениями. Ну приказы для нас минутное дело, это же наш профиль ваять приказы на все случаи жизни.

Цитата
OlgaSh пишет:
Мой гендир будет в ужасе. )))) Сколько лет уже компании, а о том, что у гендира должны быть удостоверения, он точно первый раз услышит)))

Мой тоже слышать не хотел, но когда узнал, что можно решить чтобы не ходить, то всё таки решился. Мне осталось только договора заключить и расписаться за удостоверения, а потом торжественно вручить.

Цитата
OlgaSh пишет:
В общем, я его сейчас отправлю получать эти два удостоверения по ОТ и ПТМ, потом мне еще нужно приказы на него сделать, что он ответственный и т.д.?

Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

OlgaSh, как мы знаем по ОТ есть инструктажи вводный, первичный, на рабочем месте, который по сути является допуском к работе. Далее, проинструктировать может и один, обучить и проверить знания может уже комиссия состоящая как минимум из трёх специалистов имеющих удостоверение и прошедших обучение в аккредитованных УЦ.
Поэтому стоит исходить из принципа разумной достаточности.

У нас ответственный за ПБ и ОТ проводит инструктажи руководителей структурных подразделений периодически. Первый раз слышу, что руководители структ.подразделений должны корочки иметь.

Ситуация такая: компания арендует 5 этажей в бизнес-центре. на каждом этаже расположены несколько офисов по типу опен-спейс. Скажите, кого в таком случае с правовой точки зрения правильнее назначать ответственным за пожарную безопасность, и должен ли это быть один человек? На данный момент, ответственным является сотрудник охраны труда, правильно ли это?

согласно ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, т.е. в том числе обеспечивать пожарную безопасность.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Так как вы сдаете не офисы, а рабочие места, то вам достаточно внести в договор пункт, что ответственность за пожарную безопасность несет ваша организация. Обученный мерам пожарной безопасности руководитель (персональная ответственность обязывает пройти обучение) для реализации обязанностей, определенных ст.37 ФЗ 69 вправе назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность на конкретных объектов вашей компании. Лицо, ответственной за пожарную безопасность также должно быть обучено. Либо руководитель может быть единственным ответственным за пожарную безопасность.

Спасибо за ответ!
Скажите, корректно ли назначать ответственным специалиста по охране труда, который уже является ответственным за надзор и контроль?
И можно ли назначат несколько ответственных (за каждый офис)?

Можно, главное, чтобы ответственные лица были обучены.

24.09.2019 назначен на должность заведующего сектором дежурной службы управления безопасности и режима администрации города (работа по линии ЧС сбор информации по городу и т.д.). В октябре 2019 года меня назначают ответственным за пожарную безопасность Аппарата главы администрации города (3 объекта на балансе у Аппарата). В марте 2020 года я прошел обучение по пожарной безопасности. У меня в инструкции кроме своих основных еще включены обязанности по пожарной безопасности этих объектов. В месте с тем мое Управление не входит в состав Аппарата Главы администрации, оно находится на финансовом обеспечении Аппарата Главы администрации. Вопрос: 1. Могу ли я требовать доплаты за выполнение обязанностей ответственного за пожарную безопасность Аппарата главы администрации города? (основание) 2. Могу ли я отказаться от выполнения этих обязанностей? (основание) 3. Могу ли я требовать, чтобы обязанности по пожарной безопасности исключили из моих основных обязанностей? (основание)

Добрый день. В Договоре аренды прописано следующее: 2.4.6.Арендатор за свой счет выполняет в арендуемых Помещениях все требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами и несет административную ответственность в случае их нарушения. 2.4.7. Арендатор обязан привести арендуемое Помещение в соответствие с требованиями пожарной безопасности, санитарии, экологических норм, технических и иных правил, предъявляемых к пользованию Помещением и прилегающей к нему территории в соответствии с производственной деятельностью Арендатора. Содержать арендуемое Помещение и прилегающую к нему территорию в соответствии с требованиями настоящего пункта в течение всего срока пользования арендуемым Помещением и нести ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ в случае их нарушения. Осуществлять за свой счет текущий ремонт Помещения не реже чем 1 (один) раз в течение срока аренды. Арендатор обязан выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны в соответствии с нормативными актами РФ о пожарной безопасности. В том числе, в качестве первоочередной меры по организации пожарной безопасности обеспечивать воздержание от курения всех сотрудников Арендатора и его посетителей в Помещении и в любой части Здания, за исключением специально отведенных для этого мест, расположенных на площадях общего пользования или иных указанных Арендодателем местах. Арендатор обязан проводить обучение по пожарной безопасности для чего проводить инструктаж своих сотрудников. Арендатор обязан назначить ответственного за пожарную безопасность в помещениях сотрудника и предоставить Арендодателю копию Приказа о его назначении. Арендодатель обязывает меня установить за свой счет пожарную сигнализацию, на основании Договора. Подскажите пожалуйста, я как Арендатор обязан за свой счет установить пожарную сигнализацию или это должен сделать Арендодатель. Спасибо

Магазин при АЗС(индивидуальный предприниматель). У ИП еще несколько обособленных подразделений. Есть инженер по пожарной безопасности. В подразделениях назначены ответственные за пожарную безопасность, прошедшие обучение в своей организации по программе пожарного минимума, имеющие право первичного инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте.Кроме этого в рабочее время обязаны один раз в квартал посмотреть на два огнетушителя и сделать запись в журнал. Нужно ли за это доплачивать и должно ли это быть прописано в трудовом договоре.? А ответственный за пожарную безопасность помещения 30 м. кв.? С уважением. Михаил Алексеевич

Доброе утро. Кого назначить ответственным за выпуск автомобилей, если в штате нет механика? На какие нормативные акты ссылаться ? Спасибо.

У него функции несколько другого рода и поэтому Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479 года дают в пункте 4 дают ему возможность назначить "вместо себя" ответственного за обеспечение пожарной безопасности.

Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

Сразу ответим здесь на вопрос - может ли руководитель одной организации назначить ответственным работника другой организации (например управляющей компании) ответственнным за пожарную безопасность.

Так как четко правила об этом не говорят, я направил запрос во ВНИИПО МЧС России и в полученном ответе см. Письмо ВНИИПО МЧС России от 06 октября 2017 года №_853-1-29-11-2 О назначении ответственных за пожарную безопасность определенно заявлено - назначение ответственным возможно только для работника организации.

Как правило эта процедура проходит до известной степени формально. Берут любого работника и назначают "ответственным". За мою практику мне попадалиь ответственные офис-менеджеры, АХОшники, личные помощники руководителей. Т.е. часто это те люди, которые не имеют ни специального образования, ни соответствующего опыта работы и весьма отдаленно понимающие свои задачи. Да, для них предусмотрена специальная программа ПТМ, но в современных реалиях, когда вместо обучения люди предпочитают "купить корочки" ПТМ, такого рода обучение становится формальностью.

При этом выбирая ответственного по принципу "назначить крайнего", найти дежурного стрелочника, человека который будет нести ответственность в место него, руководитель органгизации может серьезно ошибиться и не получить желаемого.

Каким образом? Не всегда лицо, пусть даже в установленном порядке назначенное ответственным за пожарную безопасность возможно привлечь к ответственности вместо руководителя.

Чтобы понять почему это именно так - рассмотрим вопрос:

Назначение ответственным за обеспечение пожарной безопасности осуществляется в соответствии с пунктом 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, который уже приведен выше, но который имеет смысл продублировать:

Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

Таким образом, когда работодатель поручает работнику выполнять функции, связанные с обеспечением пожарной безопасности, например: разработать план эвакуации при пожаре, организовать обучение мерам пожарной безопасности, посчитать категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности – он автоматически возводит вопросы пожарной безопасности в ранг вопросов, регулируемых трудовым законодательством. Поэтому назначение работника ответственным за пожарную безопасность без внесения пункта о соответствующих обязанностях в должностную инструкцию, на которую должна быть ссылка в трудовом договоре, или в сам трудовой договор является требованием выполнения сотрудником какой-либо работы.

Статья 60 Трудового кодекса Российской Федерации прямо говорит о запрещении выполнения работы, не обусловленной трудовым договором:

Таким образом, если работник будет назначен ответственным за пожарную безопасность и при этом обязанности по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты не будет отражены в его трудовом договоре или должностной инструкции, от него будут требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Это станет нарушением статьи 60 Трудового Кодекса Российской Федерации, документа, имеющего более высокий статус, чем Правила противопожарного режима, что, разумеется, недопустимо.

Аналогичен ответ на вопрос, заданный в начале статьи, - вопрос об ответственности работника за нарушение требований пожарной безопасности.

Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации говорит о том, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение на соответствующих основаниях.

Соответственно, и статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации, по которой работника можно было бы привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, не имеет силы, если обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности или обязанность по выполнению какой либо работы, направленной на обеспечение пожарной безопасности, не является трудовой обязанностью работника, т.е. не обусловлена трудовым договором.

Статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях говорит о том, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как мы видим, данная статья тоже говорит об исполнении той или иной обязанности должностного лица, наличие которой является основанием для привлечения данного лица к административной ответственности.

«Обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности - принимает участие в разработке (переработке) локальных нормативных актов Предприятия в части, касающейся пожарной безопасности электроустановок.

Для инженера по водоснабжению логично было бы прописать следующие должностные обязанности:

При отсутствии у работника или в должностной инструкции, или в трудовом договоре обязанностей, аналогичных приведенным выше, ни о какой-либо ответственности, ни о самом назначении работника ответственным за обеспечение пожарной безопасности и речи быть не может.

Для работодателей в этом случае рекомендация может быть только одна: прописать в должностной инструкции конкретные обязанности, связанные с обеспечением пожарной безопасности, с привязкой всех формулировок к функции: "обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности", в противном случае все приказы о назначении завхоза Михалываныча или офис-менеджера Юли ответственными за пожарную безопасность – филькина грамота, что неоднократно подтверждалось судебной практикой

Итак, и руководитель и специальное должностное лицо должны нести ответственность за невыполнение или нарушение требований пожарной безопасности. Поэтому следующий важный термин, связанный с этими двумя - это ответственность за пожарную безопасность.

инженер пожарной безопасности

Размещено: 21 января 2020 года.

Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено - запрещено

Каковы обязанности ответственного за ПБ


  • составлять и развешивать в местах скопления граждан планы эвакуации;
  • приобретать спасательные средства (огнетушители, противогазы и т.д.);
  • проводить инструктаж персонала;
  • подавать в уполномоченные органы декларацию по ПБ;
  • выполнять иные обязанности, оговоренные 69-ФЗ.

Назначенное на предприятии лицо, ответственное за пожарную безопасность, призвано исполнять перечисленные функции. Ему необходимо:

  • проводить инструктаж коллег;
  • вести журнал инструктажей персонала;
  • организовывать закупку спасательных средств;
  • следить за их сохранностью, работоспособностью, при необходимости организовывать ремонт;
  • следить за исполнением требований ПБ другими подразделениями;
  • докладывать руководству о выявленных нарушениях, принимать меры по их устранению в рамках своей компетенции.

От того, насколько грамотно действует ответственный за пожарную безопасность в кабинете, зависит количество имущественных и человеческих жертв в случае возгорания. Чтобы минимизировать возможные потери, следует назначать на должность лицо, обладающее нужными знаниями, квалификацией, соответствующими личностными качествами.

Как распределяется ответственность на арендованных площадях

На практике у коммерческих структур часто возникает вопрос: кто ответственный за пожарную безопасность: арендатор или арендодатель. Исходя из положений 69-ФЗ, обязанности по обеспечению ПБ несут:

  • собственники помещений;
  • муниципальные власти;
  • лица, которые фактически владеют и распоряжаются недвижимостью (т.е. арендаторы и субарендаторы).

Проблема распределения ответственности не урегулирована нормами действующего права. Судебная практика демонстрирует, что наказание за несоблюдение требований ПБ может понести и арендатор, и арендодатель.

Компания, снимающая помещение, обязана назначить лицо, отвечающее требованиям к ответственному за пожарную безопасность в организации. Чтобы избежать возникновения проблем с контролирующими структурами, ей следует внести пункт о соблюдении положений относительно ПБ в договор аренды. Такое право коммерческой структуре дают положения ст. 421 ГК РФ.

Кого можно выбрать ответственным за ПБ?

Действующее законодательство оставляет фирме свободу в выборе ответственного за пожарную безопасность в арендуемом помещении. Компания сама отвечает на вопросы:

  • кого назначить на эту позицию;
  • сколько лиц будут выполнять функционал: один работник или несколько;
  • нанять отдельного сотрудника или предложить имеющемуся специалисту совмещение должностей.

Практика показывает, что вариант совмещения подходит для небольших компаний. В крупных организациях один ответственный за пожарную безопасность на предприятии не справится с большим объемом задач. Для этих функций целесообразно нанять 2-3 человека, представителей разных департаментов.

Действующее законодательство в сфере ПБ не устанавливает каких-либо требований относительно пола, возраста уполномоченного работника, профессии, стажа работы в организации. Компания вправе выбирать самостоятельно, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность. Нужно учитывать профессионализм сотрудника и личностные качества.

Единственное условие, установленное приказом МЧС №645, – прохождение обучения в специализированном центре. На курсах специалистам разъясняют, как минимизировать вероятность возгорания, как действовать в чрезвычайной ситуации. По результатам гражданин сдает экзамен. Если он пройден успешно, компания вправе назначать его ответственным.

Важно! Знания, полученные на курсах, МЧС, необходимо обновлять не реже одного раза в трехлетний период.

Как оформить назначение сотрудника на новую должность

Чтобы оформить назначение ответственного за пожарную безопасность в организации, компания издает приказ в свободной форме, где указывается следующая информация:

  • № и дата документа;
  • название организации;
  • ФИО назначенного сотрудника;
  • дата, с которой он приступит к исполнению нового функционала;
  • перечень новых обязанностей специалиста;
  • ФИО лица, ответственного за исполнения приказа (сам руководитель или другой сотрудник фирмы).

Читайте также: