Методы исследования в уголовном праве дипломной работе

Обновлено: 01.06.2024

Дипломная работа — квалификационный научно-прикладной труд студента по конкретной теме. Работая над задачами, поставленными по теме ВКР, студент применяет конкретные приемы (методы), анализирует предметную область, ищет пути решения и формулирует оригинальные предложения по теме диплома.

В дипломной работе студент использует знания, навыки и умения, полученные в вузе. На защите студент доказывает, что у него достаточный уровень профессиональных и общекультурных компетенций, составляющих основу будущей профессии.

Научные методы исследования — обоснованные, верифицированные, контекстно обусловленные подходы к анализу и решению сложных задач в деятельности человека: технике, экономике, медицине, химии, биологии, юриспруденции и других областях. Выработка научных подходов к исследованию — задача научного сообщества. На протяжении столетий ученые ищут способы познания мира.
Человек умеет познавать мир с рождения: моделировать, систематизировать, детализировать, классифицировать. Человек мыслит и делает выводы на основе обобщения фактов. Философия, как наука, изучает методы познания человека, поэтому ученый должен быть философом, понимающим суть познания мира. Философские методы познания относятся к группе теоретических способов исследования.
Наука разрабатывает частные методы исследования окружающих процессов и явлений, которые изучаются и применяются в тех отраслях знаний, для которых созданы. Такие методы относятся к эмпирическим способам изучения проблематики и основаны на получении фактов (данных) путем наблюдения, измерения и проведения эксперимента.

Выделим уровни научного познания:

  • Эмпирический уровень — определение фактов, исходных данных, существующих в окружающем мире объективно и независимо от сознания человека.
  • Теоретический уровень — интерпретация фактов, анализ, обобщение, классификация.

Синтез теоретических и эмпирических методов познания определяет логику решения поставленных задач. На этапе дипломного исследования студент обосновывает выбор методов в контексте решаемых задач. Результат исследования напрямую зависит от того, какими методами, средствами и технологиями достигается цель.

Учтите, что дипломная работа на заказ по Вашей теме выполняется в нашей фирме от 9 дней.

Теоретические подходы к исследованию

Существуют методы познания, которые наука рассматривает, как универсальные подходы, с помощью которых осуществляется практика познания и ее интерпретация:

Общефилософские (теоретические) методы:

  • дедукция — метод строгой логической концепции от общего понимания к частным выводам
  • индукция — умозаключение, построенное на переходе от частного к общему
  • аналогия — способ провести мысленные параллели
  • абстрагирование — умение выделить предмет изучения и обозначить его внешнюю среду

Анализ — метод, направленный на получение информации путем мысленного разделения объекта исследования на составляющие элементы и выделение предмета детального изучения под конкретным углом зрения, обусловленного целью работы.

Пример 1: цель дипломной работы — автоматизация документооборота на предприятии.

Объект исследования — конкретное предприятие, на котором работают сотрудники, выполняющие функциональные обязанности. Сотрудники работают с документами. Анализ призван определить структуру документов, их количество, подчиненность, характер взаимосвязей, пути следования документа, определив все промежуточные вехи работы с документом. На основе проведенного анализа, составляют классификатор документов, определяют свойства, признаки, временные характеристики жизненного цикла документа в общей структуре документооборота. На основе проведенного анализа разрабатывают проект программного обеспечения и выбирают технологии и средства реализации. На этапе проектирования используют метод синтеза.
Синтез — метод противоположный анализу, но неразрывно с ним связанный. Обычно, анализ предшествует синтезу. В ходе детального изучения предметной области выделяют фактические, атомарные признаки, выявляют проблему, связанную с предметом изучения и предлагают пути улучшения, совершенствования, реорганизации, автоматизации, реинжиниринга. Все эти процессы — процедуры синтеза. Синтез объединяет разрозненные части в целое.
Представьте себе детский конструктор, который состоит из мелких деталей. Что ребенку проще, разобрать готовый домик на части или собрать дом из деталей по рисунку или мысленному образу? Правильно, строить сложнее, чем ломать. Синтез — это процесс конструирования, часто синтез связан с оптимизацией, нахождением наилучшего решения из допустимых.

Пример 2: цель дипломной работы — на основе фактов, взятых из различных документальных источников воспроизвести историческую картину грандиозного сражения.

Методы практического (эмпирического) знания

  • методы получения данных:
    • наблюдение
    • измерение
    • эксперимент

    В различных отраслях научных знаний используют методы исследования, которые разрабатывались конкретно для решения задач в этой области. Если в технике и естественных науках применяют количественные методы, то в гуманитарных, юридических — качественные методы исследования.

    Качественные методы — это теоретические подходы, связанные с обобщением, классификацией и интерпретацией фактов. Количественные — нацелены на получение количественных соотношений, аналитических зависимостей и критериальных параметров оценки.

    Научные методы исследования к экономике

    Экономика — наука о хозяйственной деятельности людей. Экономика — искусственная система, созданная человеком (обществом) для получения материальных продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности населения. Научные исследования в экономике направлены на эффективное управление экономикой, получение максимальной прибыли при минимальных затратах при условии удовлетворения максимума потребностей общества и конкретных людей.
    К методам экономического измерения относят такие методы как:

    • хронометрирование
    • квалиметрические методы
    • калькулирование и калькуляция
    • смета затрат
    • имитационное моделирование процессов и явлений
    • методы СМО (экономические системы массового обслуживания)
    • финансовый анализ

    Имитационное моделирование как метод основано на реализации математической модели, которая имитирует деятельность экономического субъекта или реализацию экономических процессов во времени на основе вероятностных значений экономических параметров. Цель имитационного моделирования — параметрических анализ взаимного влияния процессов и явлений, выявление структурных закономерностей.
    Методы СМО применяются для расчета оптимальных экономических параметрах в условиях, когда на входе экономической системы обслуживается поток заявок и стоит задача синтезировать систему оптимальным образом, чтобы обслужить максимальное количество заявок.
    эконометрические модели используются для прогнозирования развития экономики в условиях внешних воздействий с учетом внутренних параметров модели.

    Финансовый анализ используется для расчета финансовых показателей, как универсальных мер анализа экономической системы.

    Педагогические исследования

    • педагогический эксперимент
    • опрос
    • педагогическое тестирование
    • методы педагогического измерения качества обучения (контрольно-измерительные методы)
    • аналогии
    • моделирование

    Юридические исследования

    Юридические исследования носят теоретический характер, к ним относятся:

    • анализ юридической литературы
    • поиск прецедентов
    • обобщение и классификация юридических норм

    Методы бухгалтерского учета

    • первичное наблюдение — метод, направленный на сбор и регистрацию первичных данных
    • вторичное наблюдение — систематизация, классификация, агрегирование первичных данных, составление сводных отчетов
    • третичное наблюдение — данные в динамике, прогнозы и перспективы.

    Методы психологических исследований

    • психоанализ — направлен на выявление психических расстройств или проблем
    • беседы
    • наблюдение
    • психологический эксперимент и моделирование
    • биографический метод — анализ жизни человека и выявление закономерностей в поведении
    • лонгитюдный метод

    Научные исследования в туризме

    • социокультурное проектирование
    • классификация
    • метод аналогий, сравнения и обобщения

    metody_issledovaniya_diplomnoi_raboty

    Пример введения к ВКР в контексте описания методов исследования

    Во введении к дипломной работе перечень методов исследования, которые применяются в ВКР.
    Перечень методов приводят в классификации. Выделяют теоретические и эмпирические методы. Приводят названия частных методов исследования. Если метод авторский, то указывают авторство.

    Методологическая основа исследования описывается во введении к каждой дипломной работе. Этот пункт обязателен, так как выбор способов проведения любых изысканий намечает их ход и влияет на конечный результат: именно грамотный отбор адекватных и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы, помогает решить поставленные задачи и служит твердой базой достижения намеченных целей.

    Методы исследования в дипломной работе

    Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:

    Методы исследования в дипломе подбираются из арсенала этих двух групп.

    Общенаучные методы

    Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.

    Универсальные методы исследования для диплома

    • Последовательное описание объекта на основе его умозрительного разложения на составные части.
    • Изучение основных принципов через характеристику частных положений.
    • Детальное рассмотрение, разбор фактов, явлений.
    • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
    • Обобщение, соединение.
    • Логическое выведение частных положений из общей мысли.
    • Обнаружение отдельных следствий общих достоверных положений, фактов.
    • Рассуждение в направлении от частных фактов и положений к общим выводам.
    • Заключение о признаках или качестве множества элементов на основании их изучения у определенной показательной части компонентов всего множества.

    Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала.

    • Воспроизведение явления или наблюдение за ним в определенных условиях.
    • Опыт, нацеленный на проверку – подтверждение или опровержение – теоретических положений.

    Методология исследования в дипломе по любой специальности обязательно включает как минимум два самых распространенных способа научного познания – анализ и синтез.

    Частные научные методы исследования в дипломе

    Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

    Пример частных методов исследования в дипломной работе

    Пример описания методов исследования в ВКР

    Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

    Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

    В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

    1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
    2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
    3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
    4. Обработка полученных экспериментальных данных
    5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

    В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

    1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
    2. Наблюдение.
    3. Беседа, анкетирование.
    4. Анализ продуктов деятельности детей.
    5. Изучение медико-педагогической документации.
    6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

    Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

    Методы исследования в дипломной работе

    Приступая к изучению предметов и явлений, о которых будет писать, студент должен точно определить методы исследования в дипломной работе, которые он будет применять. Они представляют из себя те способы и средства, с помощью которых он будет обрабатывать теоретические и практические материалы, а затем делать выводы в заключении всей выпускной квалификационной работы (ВКР).

    Методологическая основа исследования дипломной работы

    Подготовка ВКР начинается с написания введения. Это основа научно-практической работы, в которой необходимо четко разложить по полочкам все аспекты сочинения, вооружившись которым студент выйдет на защиту. У введения есть еще одна важная функция – оно работает как подробная схема или инструкция ко всему диплому. В нем дается обоснование выбора темы ВКР, расписываются главная цель и основные задачи исследования, формулируется результат, который должен быть достигнут. Определение методов научного исследования также занимают важнейшую часть в подготовке введения.

    Методы дипломной работы применяются для получения данных, их обработки, последующего построения умозаключений. Но методологическая база ВКР также поможет аттестационной комиссии оценить навыки студента. Выбор и правильное применение методов исследования в готовой дипломной работе подскажут, научился ли он использовать на практике эти научные инструменты.

    Важно: Выбор методологии крайне велик, но если в дипломной работы использованы не подходящие для конкретного предмета исследования средства, весь проект окажется впустую потраченным временем.

    Методы исследования в дипломной работе

    Классификация методов, используемых при написании дипломных работ, довольно широка. Научная литература делит их в широком смысле на:

    В хороших дипломах, представляемых к защите, обычно можно найти наборы способов исследований, которые включают все разновидности методологии. Такой подход показывает, что студент хорошо ориентируется в классификации и может успешно задействовать все доступные средства для обработки информации. Рассмотрим основные приемы научной работы.

    Теоретические методы исследования

    Теория является первой остановкой в начале работы над дипломом. Студенту предстоит найти, систематизировать, изучить горы литературы, содержащей размышления и исследования ученых, работавших над проблемой до него. Это сложная, кропотливая работа. Без точной выработки методологии результаты бывают плачевные.

    В науке принято делить теоретические приемы на две большие категории:

    Общенаучные методы

    Это система способов изучения общего характера. Они легко могут применяться во всех специальностях и областях науки. Самые популярные общенаучные приемы:

    • Анализ – изучение объекта на основе исследования его составляющих. Представьте предмет в виде системы связанных элементов или характеристик, изучите каждый из них.
    • Синтез – обратная сторона анализа, изучение объекта путем установления взаимосвязей его отдельных элементов.
    • Дедукция – движение от общей мысли к частным следствиям при построении умозаключений. Хорошо подходит для установления индивидуальных признаков объекта.
    • Индукция – движение от частных случаев или свойств к общему выводу. Умозаключения о свойствах всей системы делаются на основе изучения конкретных характеристик в отдельных ее элементов.
    • Аналогия – выявление общих черт у изучаемых объектов.
    • Классификация – свойства и признаки распределяются по выбранному принципу.

    Частные научные методы

    Практические методы исследования

    Практические, или эмпирические, методы исследования – второй большой пласт, с которым придется познакомиться любому студенту. С помощью них дипломный проект наполняется проверенными сведениями и цифрами, взятыми при непосредственной работе с объектом. Самые известные из них:

    • Наблюдение – изучение объекта через восприятие его поведения, реакций в реальных или искусственно созданных условиях.
    • Сравнение – выявление общих черт и различий у объектов на основе сопоставления их свойств.
    • Моделирование – изучение свойств специально созданного аналога объекта, в котором присутствуют характеристики оригинала.
    • Эксперимент – тестирование теоретических предположений на практике.

    Важно: Методы, выбранные для исследования в дипломной работе, нужно подробно рассмотреть не только во введении, но и в заключении. Здесь следует показать, что каждый научный прием, указанный в начале, нашел свое применение.

    Примеры методов исследования в дипломных работах

    Для более наглядного рассмотрения возьмем примеры ВКР по таким разным дисциплинам, как педагогика и экономика.

    Методы исследования в дипломной работе по педагогике

    • анализ и синтез – при подготовке теоретической базы о способах выявления способностей у детей;
    • классификацию сведений – для будущего самостоятельного исследования;
    • анкетирование и опрос тестовой группы детей – для сбора практических сведений;
    • измерение данных и индукция – для формулирования вывода о наиболее эффективном способе выявления способностей.

    Методы исследования в дипломной работе по экономике

    Студент-экономист пишет ВКР о причинах банкротства компании N. Среди прочего он применит:


    При написании любой дипломной работы обязательно используют методы исследования – теоретические и практические приемы, с помощью которых достигают поставленные цели и задачи в ходе изучения выбранной проблемы. Без них невозможно провести научную работу, обработать информацию, сделать выводы и разработать собственные рекомендации.

    Такие инструменты обязательно описывают в одном из разделов введения выпускного проекта. Выбор методов зависит от дисциплины, темы работы, особенностей исследования.

    В каждой науке есть собственные научные инструменты, с помощью которых можно решить поставленные задачи и добиться цели, определенной темой дипломной работы. Эта статья представляет собой обзор существующих на сегодня методов, позволяющих получить новые знания в рамках исследования. Изучив их сущность и значение, вы сможете подобрать именно те из них, которые будут уместны в вашей работе.

    Значение методов исследования

    Методы исследования в дипломной работе выступают приемами, с помощью которых студент изучает выбранную проблему. Они подразумевают определенную последовательность действий и операций, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

    В основе любого научного метода, вне зависимости от дисциплины, должны лежать такие принципы:

    1. Объективность. Исследователь не позволяет субъективным представлениям оказывать влияния на процесс научного познания.
    2. Систематичность. Речь идет об упорядоченности и логичности процесса научного познания.
    3. Воспроизводимость. Этот принцип подразумевает, что все этапы научного познания можно повторить и тем самым проверить достоверность полученных результатов.

    Чтобы определить, какие инструменты будут уместны именно в вашей работе, нужно вначале правильно поставить ее цель и задачи. Понимание действий, которые вам предстоит выполнить, – ключ к выбору правильных методов.

    Обратите внимание! Метод и методика – два разных понятия. Первое представляет собой конкретный способ, путь изучения проблемы. Что касается методики, то это – комплекс, совокупность способов и приемов познания.

    Подходы к классификации методов

    Существуют разные критерии для классификации методов научного исследования:

    • содержание изучаемых объектов (естествознание, социально-гуманитарные науки);
    • уровень познания (эмпирические, теоретические);
    • сфера применения и степень общности (всеобщие, общенаучные, частные, специальные).

    В более широком смысле все существующие методы исследования подразделяют на теоретические и практические. Желательно, чтобы в дипломной работе присутствовали инструменты из обоих названных групп.

    Пример системы методов исследования

    Теоретические способы познания

    Теоретические методы исследования в выпускном проекте используются для систематизации информации, определения природы различных явлений, выявления взаимосвязей между процессами. В эту группу входят несколько инструментов.

    Анализ

    Суть этого метода исследования заключается в разложении объекта на составные части (признаки, свойства, стороны), каждая из которых изучается отдельно. Еще одна важная процедура, которая выполняется в рамках данного метода, – улучшение функционирования каждой из выделенных частей. Анализ позволяет всесторонне, детально изучить объект.

    Этот метод наиболее часто используют при написании дипломных и курсовых работ. Он подходит для применения во всех отраслях знаний.

    В качестве примера: в экономических дисциплинах можно использовать данный научный способ познания, чтобы проанализировать себестоимость продукции, исходя из основных компонентов затрат (закупка сырья, использование энергоресурсов, выплата заработной платы сотрудникам).

    Синтез

    Это прием мышления, который подразумевает соединение отдельных частей или сторон объекта в единое целое после согласования характеристик, выделенных методом анализа частей.

    Анализ и синтез – неразрывно связанные методы, которые только в единстве позволяют получить необходимые знания. Элементы, полученные в процессе анализа, подвергаются синтезу, что позволяет углубить исследование системы. Таким образом, синтез переводит знания на другой, более высокий, уровень, а также позволяет создать причинно-следственную связь между данными, полученными в разное время.

    В качестве примера: по результатам анализа работы разных структур промышленного предприятия (производственный цех, технический состав, бухгалтерия и т.д.) был выполнен синтез, на основе которого выявлены общая ситуация, сложившаяся на предприятии, его рентабельность и эффективность.

    Абстрагирование

    Суть этого способа познания заключается в том, что при изучении определенного явления или процесса во внимание не принимаются его несущественные стороны или признаки. Это позволяет автору сконцентрироваться на свойствах изучаемого предмета, отсекая для этого его вторичные признаки.

    Результат абстрагирования – образование отдельно взятых понятий и категорий, а также их систем.

    В качестве примера: при изучении определенного жанра литературы можно не принимать во внимание такие характеристики, как язык или стиль.

    Конкретизация

    Конкретизация –метод, который прямо противоположен абстрагированию. С его помощью в процессе исследования выделяют существенные свойства, связи и отношения явлений или предметов. Конкретизация требует учитывать абсолютно все, даже второстепенные, условия, в которых находится исследуемый объект. Основная цель данного способа познания – нахождение целостного, взаимосвязанного, сложного и многостороннего.

    Конкретизация и абстрагирование – методы исследования в дипломной, которые взаимно дополняют друг друга.

    Сравнение

    Такой метод исследования в дипломной работе основывается на сопоставлении объектов для определения сходных черт и различий между ними. Благодаря этому исследователь получает о них более глубокое представление.

    Выбирая этот инструмент, автор работы должен определить основу сравнения, то есть критерий, по которому объекты будут сравниваться.

    Метод сравнения дает возможность выполнить в дальнейшем обобщение в рамках научного исследования.

    В качестве примера: этот метод позволяет сравнивать автомобили моделей разных марок, а также разные модели от одного производителя, и на основе этого выделять общие и частные черты.

    Обобщение

    Этот инструмент предусматривает логический процесс и результат мысленного перехода от единичного к общему. Метод заключается не просто в мысленном выделении и синтезировании общих признаков, а в выявлении единого в многообразном, общего – в единичном, закономерного – в случайном.

    Метод обобщения применяют, если нужно объединить несколько объектов или предметов в более крупную группу по сходным признакам и таким образом выявить общие особенности.

    Индукция

    Это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Другими словами, при его использовании автор научной работы двигается от частных положений к общему выводу.

    Дедукция

    Это разновидность умозаключений от общего к частному: вывод делают на основе знаний обо всех признаках определенной совокупности.

    Наибольшее познавательное значение этот способ исследования в дипломной работе проявляет, если в качестве общей посылки выступает гипотетическое предположение, новая научная идея. В этом случае дедукция выступает отправной точкой в зарождении новой теоретической системы.

    Классификация

    Данный научный метод позволяет распределить предметы, явления и прочее в соответствии с определенным, важным для исследователя признаком. Этот способ особенно востребован в исследованиях, в которых требуется приведение статистических данных.

    В качестве примера (классификация полезных ископаемых по критерию назначения):

    По назначению выделяют такие виды полезных ископаемых:

    • горючие полезные ископаемых;
    • руды;
    • гидроминеральные ископаемые;
    • нерудные полезные ископаемые;
    • камнесамоцветное сырье;
    • горнохимическое сырье.

    При выборе конкретных методов исследования в дипломной работе автор в первую очередь ориентируется на дисциплину и специфику темы. В любом случае, вне зависимости от этих критериев, в каждом труде обязательно применяют два основных способа научного познания – анализ и синтез.

    Практические методы в дипломной работе

    Практические, или эмпирические, методы исследования применяют в дипломной работе для того, чтобы получить данные опытно-прикладным путем. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы.

    В эту группу методов входят:

    1. Наблюдение. Это один из самых простых, и вместе с тем – ключевых способов познания в любом научном исследовании. Суть метода состоит в наблюдении за объектом и фиксации его важных показателей. Наблюдение может быть прямым, то есть без применения специальной техники, и косвенным, с использованием фиксирующих приборов и аппаратуры. Таким методом часто пользуются орнитологи – специалисты, занимающиеся изучением птиц. Они, наблюдая, устанавливают их место проживания, поведение, особенности питания.
    2. Эксперимент. Такой способ познания рассматривают как разновидность наблюдения. В этом случае объект изучения помещают в свою среду, чтобы рассматривать его в чистом виде, без отвлекающих факторов, которые препятствуют проведению исследования. Эксперимент должен не просто наглядно продемонстрировать конкретное свойство, но и повторяться по мере необходимости. Метод эксперимента часто используют при написании дипломных работ по психологии: например, студентов, которые изучают реакции человека в разных ситуациях, могут интересовать действия, если на их плече в метро заснул незнакомый человек, и т.д.
    3. Моделирование. Такой практический метод можно назвать подвидом эксперимента. Его суть состоит в замене материального или мысленно представленного предмета исследования аналогом, который обладает характеристиками оригинала. Способ моделирования актуален в случаях, когда заполучить рассматриваемый объект в реальности затруднительно или невозможно. Моделирование бывает математическим, геометрическим, графическим и т.д. Кроме того, с помощью этого метода можно воссоздать ситуацию или процесс. Примеры – чертежи, схемы, 3D-модели.
    4. Анкетирование. Это социальный метод опроса путем самостоятельного заполнения анкеты опрашиваемыми в соответствии с указанными в ней правилами. В анкете могут содержаться открытые и закрытые вопросы. Чаще всего такой метод используют при написании дипломных проектов по гуманитарным наукам.

    Практические методы исследования в выпускной квалификационной работе позволяют всесторонне изучить объект и максимально полно охарактеризовать его. Это помогает успешно добиться поставленных во вводной части диплом целей и задач.

    Частные (специальные) методы

    Выбор инструментов исследования при написании дипломной работы зависит и от направления обучения студента, а также дисциплины, по которой он защищает проект. Для определенных наук существуют собственные, присущие только им, методы исследования.

    В социально-гуманитарных науках можно выделить такие частные методы исследования:

    • метод экспертных оценок (изучение мнений 10-20 крупных специалистов в определенной сфере по конкретному вопросу);
    • игровые методы (применяются для выработки управленческих решений, особенно при анализе сложных, нестандартных ситуаций);
    • метод социометрии (применение математических средств к изучению социальных явлений: например, изучение определенных групп и межличностных отношений в них).

    В юриспруденции также есть методы исследования, которые присущи этой сфере:

    • историко-правовой (рассмотрение правовых норм и юридической практики на разных этапах исторического развития);
    • социологически-правовой (определение правовой ситуации и ее оценка путем опроса и анкетирования);
    • сравнительно-правовой (установление общего и частного в правовой ситуации между правовыми институтами в разных странах мира).

    Математические методы представлены разными типами моделирования. Оно может быть:

    • инвариантным (запись соотношения модели при помощи традиционного математического языка без ссылки на метод решения уравнений модели);
    • аналитическая (результат аналитического решения исходных уравнений модели);
    • алгоритмическая (запись соотношений модели и выбранного численного метода решения в виде алгоритма);
    • графическая (представление модели на определенном графическом языке).

    Если вы сомневаетесь в целесообразности применения того или иного частного метода исследования, проконсультируйтесь с научным руководителем или изучите методическое пособие, разработанное кафедрой.

    Заключение

    Дипломная работа – важнейшее исследование, которое строится на определенных методах научного познания. Без них невозможно достичь целей и задач, поставленных во вводной части к проекту. Важно уметь выбирать и применять научные инструменты правильно.

    Если вас пугает многообразие методов, и вы не располагаете достаточным временем для проведения фундаментального исследования, обращайтесь в учебный центр Студсервис. Мы занимаемся выполнением научных работ по разным дисциплинам и темам. Компания имеет широкий штат сотрудников, каждый из которых является экспертом в определенной области знаний. Вы можете быть уверены в качестве работы – как в смысловом плане, так и в плане оформления.

    Читайте также: