Людям каких профессий присущ мотив достижение

Обновлено: 14.05.2024

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

1. Мотив самоутверждения

Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

2. Мотив идентификации с другим человеком

Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

3. Мотив власти

Стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

4. Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха).

Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.)

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

5. Экстринсивные (внешние) мотивы

Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

6. Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

7. Мотив достижения

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  • значимость достижения успеха;
  • надежда на успех;
  • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  • субъективные эталоны достижения.

8. Просоциальные (общественно значимые) мотивы

Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

9. Мотив аффилиации

Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

10. Негативная мотивация

Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. Если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
  • от актуализации ситуативных факторов;
  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

  1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
  2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
  3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Типология мотивов

МОТИВ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Сотрудник делает что-либо хорошо только в том случае, если ожидается реальное субъективно значимое вознаграждение: в виде денег, продвижения и других привилегий. Такой человек будет выкладываться по максимуму, если будет четко понимать, что конкретно он за это получит. Серьезный раздражитель для таких сотрудников – несправедливость в вопросах оплаты, если видит, что кто-то работает меньше/хуже, а получает – больше.

СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ

Работают ради одобрения, стремятся соответствовать идеальному образу сотрудника. Для них важно отношение к ним непосредственного руководителя и коллектива (уважение, похвала, общественное признание). Ради них сотрудники готовы выкладываться на 100% и больше. Если они понимают что, их действия не ценятся руководством, а на другой работе будут цениться больше, или не вознаграждаются позитивным вниманием, то они существенно снижают свою деятельность.

ПРОЦЕССНЫЙ МОТИВ

Хорошо трудятся ради самого процесса выполняемой работы, например, общения с клиентами. Мотив уходит корнями в желание ощущать себя источником изменений в окружающем мире. Сотрудники с головой погружаются в дело, знают, как надо действовать и с радостью и вдохновением выполняют свои задачи. Если в работе исчезнет элемент творчества, удовлетворения, глубины, они существенно снизят свою активность. Для них важен простор собственного выбора: что и как делать, как одеваться, идти к цели.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ

Способен добиться поставленной цели. Такие сотрудники считают себя профессионалами, стремятся делать все как можно лучше, не останавливаются на достигнутом, улучшают то, что и так замечательно. Они сами себе выбирают сложные цели – вызовы, настойчивы в их достижении. Главное для них – переживание успеха от достижения высоких результатов. Такой сотрудник снижает деятельность и даже может уволиться, если его цель достигнута, а новой возможности для реализации он не видит, либо ему мешают довести дело до конца, переключая на другую работу, либо ему со стороны поступает предложение, в котором он видит вызов и возможность большего развития.

ИДЕЙНЫЙ МОТИВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКА

Система вопросов:

(в ответах прослеживается тенденция тяготения к одному-двум типам мотивов)

Оптимальные условия работы:

1.Что вас привлекает в этой работе (на данной позиции)?

2.Как вы представляете себе идеальную работу?

Не нравится:

1.Что вам нравилось и не нравилось в прошлом руководителе?

2.Что вам больше всего нравилось и не нравилось в предыдущей работе?

Ориентация на результат:

1.После чего вы испытываете особый подъем и желание работать?

2.Что может заставить вас сделать больше, чем предусмотрено вашей должностной инструкцией?

Хороший руководитель:

1.Что должен делать руководитель, что бы вы стали полностью выкладываться на работе?

2.Если бы вы были руководителем, какие действия вы бы предприняли, что бы ваши подчиненные работали лучше?

Карьерный рост:

1. Как вы видите свое развитие в компании?

2. Ради чего вы станете двигаться по карьерной лестнице?

Итог:

1. Какие есть вопросы?

ПОКАЗАТЕЛИ МОТИВАЦИИ

Мотив вознаграждения

Бонусы, премия, выплата за выслугу лет, повышение зарплаты, сверхурочные.

Оптимальные условия работы: где больше платят и прозрачные ступени заработка.

Не нравится: несправедливая и не гибкая оплата, невозможность заработать больше.

Хороший руководитель : помогает и не мешает заработать.

Ориентация на результат: дополнительное вознаграждение.

Карьерный рост: способ увеличения зарплаты.

Типичные вопросы:

· Можно ли сократить испытательный срок?

· Какие зарплаты на других вакансиях и следующей ступени?

· Будет ли увеличение зарплаты, если я буду выполнять больше объемов работ?

Социальный мотив

Оптимальные условия работы: хороший коллектив, руководитель, общепринятые правила.

Не нравится: отсутствие помощи в освоении на новом месте, признания.

Ориентация на результат: благодарность руководителя, публичная просьба и уважение руководителя.

Карьерный рост: способ добиться большего признания, статуса.

Типичные вопросы:

· Как организован досуг?

· Какие люди работают?

· Какие требования ко мне со стороны руководителя?

Процессный мотив

Свобода, удовольствие от задачи, профессионализм, вариативность, разные проекты, творческие задачи.

Оптимальные условия работы: интересная работа, свободный график.

Не нравится: рутина, все время подгоняют.

Хороший руководитель: гибкий, давал время подумать, поощрял новые подходы, не давал несколько задач одновременно, предупреждал заранее.

Ориентация на результат: увлеченность делом, желание сделать его хорошо.

Карьерный рост: возможность решать более интересные задачи.

Типичные вопросы:

· Какой график работы, насколько его можно изменить?

· Какие еще задачи помимо этих можно будет решать?

· Могу ли я параллельно заниматься интересующим меня направлением?

Мотив достижения

Результаты, достижения (самоутверждение, самореализация – в отличие от мотива вознаграждения: деньги и статус), самообучение, ступени развития, внутреннее обучение, ответственность.

Оптимальные условия работы: многоуровневая система, понятные цели, высокие требования к результату.

Не нравится: отсутствие профессионалов, возможностей для развития.

Хороший руководитель: бросающий вызов, профессионал.

Ориентация на результат: сложная задача, вызов профессионализму, возможность реализоваться, задачи, где нужно самому найти решение.

Карьерный рост: доказательство себе и окружающим своих способностей.

Типичные вопросы:

· Какое обучение в компании?

· Как предусматривается развитие на этой должности?

· Каковы критерии оценки результатов моей работы?

Идейный мотив

Преданность, лояльность, верность, чувство хозяина, единство целей личных и компании, ответственность, желание работать много лет.

Оптимальные условия работы: вместе идем к великой цели, принимаем решения о будущем, каждый вносит свой вклад.

Не нравится: невозможность участвовать в принятии решений, закрытость информации, несовпадение принципов.

Хороший руководитель: друг, на равных, открытый, вовлеченный и вовлекающий в дела компании, ответственный.

Ориентация на результат: важность данной работы.

Карьерный рост: возможность больше влиять на жизнь компании.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

1. Мотив самоутверждения

Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

2. Мотив идентификации с другим человеком

Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

3. Мотив власти

Стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

4. Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха).

Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.)

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

5. Экстринсивные (внешние) мотивы

Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

6. Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

7. Мотив достижения

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  • значимость достижения успеха;
  • надежда на успех;
  • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  • субъективные эталоны достижения.

8. Просоциальные (общественно значимые) мотивы

Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

9. Мотив аффилиации

Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Еще на блоге: Установлена связь естественная биохимическая связь между живыми и искусственными синапсами

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

10. Негативная мотивация

Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. Если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
  • от актуализации ситуативных факторов;
  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

  1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
  2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
  3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Направленность личности и ее влияние на выбор профессии

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели. В психологии это называется направленностью личности. Рассмотрим подробнее, как направленность личности влияет на выбор профессии.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания. Направленность выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время.

Формы направленности личности

Желание. Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также и методы его получения. Желания личности дают старт для формирования целей.

Цель. Это результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или наоборот – альтруистической или эгоистической.

Стремление. Это желание на основе обдуманного выбора и с планом достижения желаемого.

Интерес. Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Склонность выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

Мировоззрение. Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждение.

Убеждение. Это форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь, ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.

Идеал. Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности.

Установка. Установка бывает позитивной, негативной или нейтральной. Она заключается во взглядах на жизнь и проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению человека.

Позиция. Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. Выделяют несколько типов личности: реалистический, конвенциальный, интеллектуальный, предприимчивый, социальный, артистический.

Реалистический тип

Представители этого типа предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Ориентированы на конкретный результат, предметы и их практическое использование. Такие люди активны, деловиты, настойчивы, рациональны, практически мыслят, обладают развитыми двигательными навыками, пространственным воображением и техническими способностями. Отлично работают в сферах, где необходимо решать конкретные задачи, требующие подвижности, двигательных умений и физической силы.

Больше всего им подходят следующие профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, водитель и т.д.

Конвенциальный тип

Представители этого типа обладают внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Способны к переработке числовой информации, обладают стереотипным подходом к проблемам, консервативным характером, следованию обычаям, исполнительностью, преобладанием математических способностей. Любят порядок, четко структурированную деятельность, работу по инструкции, заданным алгоритмам. Избегают неопределенных ситуаций, социальную активность, физическое напряжение и принятие позиции руководства. Отлично работают в сфере экономики, бухгалтерии, расчетов, делопроизводства.

Предпочтительные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят узнавать новую информацию и размышлять. Им нравится проводить исследовательские работы. Для них характерен аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность. Предпочитают теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, информационный характер общения. Отлично справляются с решением задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют для них незначительную роль.

Самые подходящие профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.

Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Для них характерны энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности. Предпочитают лидерство, признание, руководство, власть. Избегают занятия, требующие усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Испытывают интерес к экономике и политике.

Подходят такие профессии, как бизнесмен, маркетолог, менеджер, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Умеют общаться, гуманны, способны к сопереживанию, активны, зависимы от окружающих и общественного мнения, решают проблемы с опорой на эмоции и чувства. Легко устанавливают контакты с окружающими, стремятся учить, воспитывать, избегают интеллектуальных проблем. Это отличные работники в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, обслуживания, спорта. Легко решают ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие личного общения и умения убеждать.

Подходят следующие профессии: врач, педагог, психолог и т.п.

Артистический тип

Такие личности не любят работать по графику и подчиняться каким-либо рамкам. Они непредсказуемые и творческие. Обладают хорошим воображением и интуицией, имеют эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления. Стремятся к самовыражению, творческим занятиям, избегают деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Отличные работники сферы изобразительного искусства, музыки, литературы. Легко решают проблемы, требующие художественного вкуса и воображения.

Лучшие профессии для представителей этого типа – музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Виды направленности

Личная

Люди с данным видом направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи следующие черты характера: целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

Коллективная

Заключается в направленности на общение и взаимные действия. Такие люди, как правило, общительные. Для них крайне важно общение, они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

Деловая

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим, всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, но оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Любят общество, много общаются, но при этом свободолюбивы и всегда доказывают свою точку зрения.

Эмоциональная

Такие люди часто переживают и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, они могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, они располагают к себе и вызывают доверие. В основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись.

Социальная

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда в курсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу

Инструкция. Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+”. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждом из пунктов (А, Б или В).

1. Больше всего мне доставляет удовольствие…

А. Положительная оценка моей работы.

Б. Понимание того, что находишься среди друзей.

В. Осознание того, что работа выполнена хорошо.

2. В спорте я хотел(а) бы быть…

А. Известным игроком.

Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшим преподавателем является тот, кто…

А. Имеет индивидуальный подход к ученикам.

Б. Создает в коллективе атмосферу, где никто не боится высказать свою точку зрения.

В. Знакомит с дополнительным материалом по предмету.

4. Мне не нравятся педагоги, которые…

А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.

Б. Вызывают у всех дух соперничества.

В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и интересный.

5. Я рад(а), когда мои друзья…

А. Помогают другим, если для этого предоставляется случай.

Б. Всегда верны и надежны.

В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех, кто…

А. Считается с моим мнением.

Б. Поможет в трудную минуту.

В. Знает больше, чем я.

7. Я хотел(а) бы…

А. Добиться профессионального успеха.

Б. Быть дружелюбным и доброжелательным человеком.

В. Помогать другим.

8. Я хотел(а) бы быть…

А. Руководителем предприятия.

Б. Рядовым работником в коллективе.

В. Квалифицированным специалистом.

9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а)…

А. Когда меня хвалили.

Б. Игры с друзьями.

В. Успехи в учебе.

10. Больше всего мне нравится, когда…

А. Я преодолеваю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

Б. В коллективе ухудшаются межличностные отношения.

В. Меня критикуют учителя.

11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла…

А. Развитию индивидуальных способностей.

Б. Воспитанию в учениках коммуникативных качеств.

В. Подготовке учеников к выбору профессии.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых…

А. Строгая дисциплина.

Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

В. Невозможно проявить самостоятельность.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для…

А. Беспечного отдыха.

Б. Общения с друзьями.

В. Хобби и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда…

А. Мои усилия достаточно вознаграждены.

Б. Работаю с доброжелательными людьми.

В. Есть работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю…

А. Когда меня ценят другие люди.

Б. Приятно проводить время с друзьями.

В. Чувствовать удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газете, мне бы хотелось, чтобы…

А. Отметили мои профессиональные качества.

Б. Сообщили о том, что я делаю успехи в карьере.

В. Отметили дело, которое я выполнил(а).

17. Я бы лучше учился(лась), если бы преподаватели…

А. Имели ко мне индивидуальный подход.

Б. Организовали дискуссии по интересующим меня вопросам.

В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности.

18. Нет ничего хуже, чем…

А. Оскорбления личного достоинства.

Б. Потеря друзей.

В. Неуспех при выполнении поставленной задачи.

19. Больше всего я ценю…

Б. Работу в коллективе.

В. Практические результаты.

20. Считаю, что большинство людей…

А. Стремятся к личному успеху в работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу…

А. Ссоры, конфликты и споры.

Б. Людей, ставящих себя выше других.

В. Отметание и неприемлемость всего нового.

22. Я хотел(а) бы…

А. Вызывать восхищение других.

Б. Помогать другим в общем деле.

В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.

23. Я люблю, когда учитель…

Б. Доступен для учащихся.

В. Пользуется авторитетом.

24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы…

А. Чтобы были условия для профессионального роста.

Б. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблем.

25. Я хотел бы прочитать книгу…

А. О жизни известного человека.

Б. Об искусстве общения с людьми.

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть…

Читайте также: