Кто проверяет билеты у пассажиров профессия

Обновлено: 19.05.2024

Юлия Сунцова

- Отойдите, я даже нагнуться не могу, вот у меня в пакете перчатки лежат, - кричит пассажирка на навалившуюся сотрудницу.

- Я держусь за перила, - отвечает та и демонстративно в этот же момент хватается за поручень.

Девушка продолжала требовать показать ей удостоверение, контролерша в ответ стала требовать у пассажирки паспорт. Потом завязался спор, кто первый должен показать документы. Еще через несколько мгновений обе уже кричали друг на друга, обещая подать жалобы в прокуратуру – каждая со своей стороны. Наконец, контролерша попросила пассажирку выйти из вагона.

- Будете применять ко мне насилие, я напишу на вас в полицию заявление.

- А я вызываю полицию прямо сейчас, - не растерялась контролерша и взяла в руки мобильный. Но в последний момент передумала как-то дальше разбираться с давшей ей отпор пассажиркой и ушла в другой конец вагона искать новых безмасочников и бесперчаточников.

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Но каковы границы полномочий у ГКУ "Организатор перевозок?

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

- Плохо, конечно, что играет вот эта вся шарманка, за которой мы не поспеваем. Мы не понимаем, кто эти люди, что происходит, какие их полномочия, куда обжаловать действия этих людей. Указное законотворчество всегда плодит правовую неопределенность. Но у мэрии Москвы такое оправдание: коронавирус наступает, все средства хороши, на ваше же благо. Но, стоп! Вы - власть, вы в любой момент должны быть в полной мере подготовлены к нашествию какой угодно страшной инфекции. Должен быть конкретный план действий для каждой гипотетической чрезвычайной ситуации, для каждого режима, у вас есть на это все полномочия, сформированные ресурсы, выделенные бюджеты, и мы платим вам за это авансом (своими налогами), как раз таки с той целью, чтобы в чрезвычайный режим не создавалось никакого дискомфорта в повседневной жизни граждан, - говорит Исаков.

С 22 ноября в автобус (маршрутки), троллейбус, трамвай, казанское метро без документа о вакцинации или медотвода не пустят. Перевозчики к нововведению не готовы. Зато уже известно, как будут штрафовать за нарушение новых антиковидных правил.

Татарстан продолжает ужесточать ограничительные меры. Постановление о новых запретах уже вынесено, а как они будут реализованы на практике, никто не знает, потому что этого не понимают даже власти.

Сейчас людей больше всего беспокоит ввод системы проверки QR-кодов в общественном транспорте с 22 ноября. Новые ограничения касаются не только наземного транспорта, но и метро. В Миндортрансе РТ сообщают, что проверка кода будет производиться внутри салона, а не снаружи, как сообщалось ранее. Если пассажир не сможет предъявить документ, его выгонят. При этом пока не совсем ясно, как будет ходить межрегиональный транспорт, где зачастую кондукторы попросту отсутствуют. Также не ясен смысл введения кодов, если потенциально зараженный пассажир в любом случае попадает в транспорт и выгоняется из него только после непосредственного контакта с другими пассажирами.

Кроме того, в министерстве не знают, как решить проблему с отсутствием кондукторов в условиях проверки QR-кодов. Возможно, транспорт без кондукторов вообще перестанет выходить в рейсы.

- Мы прекрасно понимаем, что водитель не сможет выходить в салон и проверять QR-код. Будем встречаться с перевозчиками, решать вопрос. Мы не оставляем перевозчиков один на один с этой проблемой, - заявил замминистра Андрей Егоров.

QR-код для поездок в общественном транспорте: как это работает

Кстати, такси введение QR-кодов не коснется. Машину все так же можно вызывать без прививки. А вот тем, у кого нет возможности воспользоваться такси, придется нелегко. Льготные проездные для людей старше 60 лет, не имеющих сертификата о прививке/вакцинации или официального медотвода, будут блокировать. По словам Егорова, если на момент заморозки на проездном окажутся деньги, они не пропадут. После снятия ограничений картой можно продолжить пользоваться.

QR-код для поездок в общественном транспорте: как это работает

- В настоящее время этот вопрос прорабатывается на федеральном уровне - здесь пока конкретных решений нет. Возможно, человек без QR-кода не сможет купить билет на самолёт или поезд - я так предполагаю. Но как это будет выглядеть технически, не готов сказать, ведь есть онлайн-продажа билетов и иностранные граждане. Давайте дождемся официального документа, - заявил Егоров.

К слову, по мнению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Любови Авдониной, граждане, привившиеся иностранной вакциной, смогут через шесть месяцев сделать ревакцинацию одной из российских вакцин - ограничений в этом вопросе нет. Тем не менее делать ради получения QR-кода интервал между прививками меньше полугода не стоит. Исследований на тему реакции организма в этом случае нет.

В Роспотребнадзоре рассказали, что после вступления в силу постановления об обязательной вакцинации 80% сотрудников в организациях за один день выявлено пять компаний с нарушениями (проверили пока только 21 предприятие) - в Балтасях, Елабуге, Нижнекамске и Казани. Всего проверке соблюдения антиковидных мероприятий за последнее время подверглись 200 объектов, в 52 из которых выявлены нарушения. Составлено 43 протокола о штрафах на общую сумму более 400 тысяч рублей. Таким образом, можно констатировать, что процент нарушающих антиковидные ограничения юрлиц растёт: если до этого он составлял 19%, то сейчас - 26%.

Сегодня ограничения по-прежнему касаются:

- работы ночных клубов и дискотек;

- деятельности развлекательных комплексов и аттракционов в ТЦ;

- работы компьютерных и интернет-клубов;

- деятельности розничной торговли в ночное время, кроме аптек и АЗС;

- проведения зрелищно-развлекательных мероприятий (в том числе детских);

- оказания услуг общепита в период с 23:00 до 6:00;

- проведения ярмарок и выставок;

- нахождения зрителей в театрах, кинозалах, цирках или на спортивных и культурных мероприятиях без QR-кода.

Новые ковидные ограничения и режим QR-кодов в общественном транспорте: понятно, что ничего не понятно

Несмотря на разницу в количестве вакцинированных (в нерабочую неделю привилось на 32 тысячи человек меньше, чем в последнюю рабочую), замминистра здравоохранения РТ Владимир Жаворонков не считает введение нерабочих дней провалом.

- Основной целью нерабочей недели была не вакцинация. Поэтому говорить о том, что она провалилась, я не стану. Темпы вакцинации сегодня очень высокие, и вряд ли какой-то ещё регион РФ может показать на протяжении месяца такие стабильные темпы вакцинации. У Минздрава цифры беспокойства не вызывают, нам гораздо более важно смотреть на долгосрочную динамику, - говорит спикер.

По словам Авдониной, судить об итогах нерабочей недели можно будет только по прошествии двух-трех недель. На данный момент уровень коллективного иммунитета к коронавирусу в Татарстане составляет около 56%. При этом в планах Минздрава привить 80% совершеннолетних татарстанцев уже к началу декабря.

- Если темпы сохранятся, то в первых числах декабря мы в принципе сможем достичь запланированного охвата в 80% от численности взрослого населения, - считает Авдонина.

В данный момент первую дозу вакцины в Татарстане получили 1,7 миллиона человек, из которых 1,2 миллиона уже сделали вторую прививку. Жаворонков уверяет, что вакцины всех видов в республике достаточно. Также в ведомстве напоминают о существовании Телеграм-бота, с помощью которого можно выбрать пункт вакцинации согласно вашему местоположению и предпочтениям по виду вакцины. Информацию бота обновляют каждый день в 8 утра.

QR-код для поездок в общественном транспорте: как это работает

О том, кем хочет работать контролер общественного транспорта, с какими опасностями ему приходится встречаться и кого он принципиально не штрафует, читайте в материале специального корреспондента портала Москва 24 Анатолия Федотова.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Рабочий день у каждого контролера в общественном транспорте начинается по-разному. Но сотруднику ГКУ “Организатор перевозок” Дмитрию Новикову, чтобы попасть на работу, приходится вставать в 5 часов утра и ехать в сторону метро “Выхино”. Ему всего 25 лет, но уже есть семья и маленький ребенок, который не всегда дает вдоволь поспать ночью.

Невнимательные зайцы


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Несмотря на все жизненные трудности, как доблестный блюститель оплаты проезда, Дмитрий начинает свою смену в автобусе №841 в хорошем настроении. Правда, сегодня немного волнуется из-за наличия фотографа. Он работает в Юго-Восточном и Восточном округах и за день проверяет 25-30 автобусов – это примерно две тысячи совершенно разных людей. По его словам, после того, как во всем наземном транспорте убрали турникеты, работы у него прибавилось.

"Многие не хотят платить штраф, хотя в сравнении он не очень большой. В Германии, например, намного строже – за безбилетный проезд – порядка 60 евро. Я сам решаю, выписывать штраф человеку или нет, поэтому, бывает, что прощаю на первый раз. Бывают же непредвиденные ситуации у человека, и люди все разные. Кто-то, например, на жалость больше давит", – рассказывает он.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

После утреннего часа пик в автобус людей много не заходит, а те, кто вошел, ответственно прикладывают свои билеты и карточки к валидаторам. Но контролер все равно проверяет билет на всякий случай, так как бывает, что пассажиры не оплачивают проезд из-за невнимательности. Также сразу заметны люди из других городов, которые заходят в автобус с деньгами в руках и не знают, где купить билет.

"В основном в часы пик зайцев нет, больше всего их, когда в автобусе едет человек двадцать. Например, на этом маршруте постоянно ловят пять-шесть безбилетников за смену. Честно говоря, мало таких зайцев, у которых действительно нет билета, в основном люди просто прикладывают карту и не смотрят, провалидировали ее или нет", – пояснил контролер.

От угроз до заточки

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Смена у контролера продолжается. Круговой маршрут занимает порядка 40 минут: по 20 минут в обе стороны. Дмитрий внимательно смотрит за входящими пассажирами: если видит, что приложили билет и загорелась зеленая лампочка, то уже не проверяет. Никто из пассажиров не противится законному требованию предъявить для проверки билет, некоторые даже сами дают карточку. Но встречаются явно агрессивные пассажиры, которые могут даже угрожать оружием.

Например, у Дмитрия был случай, когда безбилетник, совсем не дружелюбно настроенный, угрожал ему заточкой. Но Дмитрий не испугался и высадил зайца на следующей остановке. Одному из его коллег вместо билета предъявляли травматическое оружие в кармане.

"Еще в нашем отделе случай был, когда девушка-контролер спросила билет у пассажира, а он сначала выбежал из автобуса, потом обратно забежал и ударил ее по лицу, затем снова убежал", – вспомнил собеседник.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Для таких из ряда вон выходящих случаев Дмитрий носит видеорегистратор: он записывает видео и звук в течение всей смены контролера. Обычно устройство помогает решать спорные моменты и разбирать жалобы. Так контролеры могут доказать свою честность и непредвзятость.

"По человеку сразу видно. Если он странный или неадекватный, настроен грубо к тебе, то нет смысла к нему подходить вообще, если станет угрожать, то можно просто высадить его", – добавил Дмитрий.

Маленькие девочки и пожилые женщины


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А вот в автобус сел потенциальный заяц, который не приложил к валидатору билет. Дмитрий пошел разбираться в ситуации. Оказалось, что проезд не оплатила несовершеннолетняя девочка. По словам Дмитрия, чтобы выписать ей штраф, а точнее, ее родителям, нужно ехать в отделение полиции, связываться с родственниками и только потом уже писать постановление. Получить протокол могут только те граждане, которым уже исполнилось 18 лет. В итоге девочка осознала свою неправоту, оплатила разовый проезд у водителя и доехала до нужной остановки.

При этом у нашего контролера есть свои принципы, которые он не нарушает даже на работе. Например, не штрафует пожилых женщин. Он объяснил, что всегда представляет на месте такой пассажирки свою мать, которая может попасть в подобную ситуацию по рассеянности.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

"Я думаю, у каждого есть свои возрастные рамки – кому выписывать штраф, а кому нет. Я, например, не могу выписать штраф женщине, которой больше 55 лет. Конечно, у многих есть социальная карта, но есть и те, кто приехали, например, к своему сыну из другого города. Бывает, что женщина забыла "пробить" билет. Разные ситуации случаются", – заверил контролер.

"Антиконтролеры" и иностранцы

Но, как это ни странно, контролеров тоже контролируют. В ГКУ "Организатор перевозок" есть собственная служба безопасности, которая просматривает записи видеорегистраторов и отслеживает каждого через спутник. Даже сейчас за Дмитрием и другими работниками удаленно наблюдают.

Кроме того, в соцсетях есть группы, именующие себя "Антиконтролерами". Они помогают зайцам избежать штрафа, снимают работу контролеров на камеру и ловят их на мелких ошибках, например, требуют у контролера каждый раз представляться при обращении.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Как и других контролеров, к чемпионату мира по футболу Дмитрия обучали основам английского языка. Но, по его словам, общаться с иностранными пассажирами помогал больше переводчик на телефоне. Все-таки технологии идут в ногу со временем. Болельщики из других государств часто интересовались, как попасть в разные точки города и спрашивали про главные достопримечательности.

Из контролера в машинисты


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Есть такая поговорка: плох тот контролер, который не хочет стать машинистом. И Дмитрий – не исключение. После школы он заканчивал колледж по специальности оператор электронно-вычислительных машин и учился на помощника машиниста электропоезда. Затем была служба в армии, которая несколько поменяла жизненные принципы, а потом появилась семья и нужны были средства к существованию. Так он решил идти работать контролером. Как признался сам Дмитрий, чтобы содержать семью с маленьким ребенком, ему приходится подрабатывать.

"Было сложно первое время. Я раньше не общался с таким количеством людей, и все разные, к каждому надо найти какой-то подход. Сейчас уже все спокойно. Думал, что пойду в контролеры на год-два, но пришлось задержаться, уже четыре года тружусь. Но я не сижу на месте: планирую в следующем году поступать в "вышку", и хочу работать машинистом в метро. Машинистом работать интереснее, мне очень нравилось еще со школы", – поделился Дмитрий.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А тем временем наш маршрут подошел к концу. Дмитрий перешел в другой автобус, чтобы проверять билеты, прощать на первый раз бабушек и маленьких девочек, защищать других пассажиров от хулиганов с заточками и мечтать о работе машинистом в метро.

YouTube
Instagram

Психолог для контролера


– Конечно, контролер – не та профессия, где будешь наряжаться на работу. Одежда у нас должна быть максимально удобной, обувь – только на низком ходу.


Новинку последних двух лет – ви­деорегистратор – мне не выдают. Хотя девайс очень удобный и нужный, хвалят его мои новые коллеги:

– Записи с видеорегистратора выручали не раз. Как-то случился конфликт: дама прокомпостировала талон, который уже вышел из употребления, а штраф оплачивать отказывалась – вместо этого кричала, ругалась, отстаивала свое право ехать по старому билету. В итоге штраф она все же заплатила, но написала на нас жалобу, мол, контролеры были без бейджа, оскорбляли ее и еще много всего. Хорошо, что была запись, которая доказала: и бейдж был, и вели мы себя корректно.

А вы точно школьник?

После небольшого инструктажа заходим в автобус. Галина Михайловна блокирует служебной картой валидаторы. И мы медленно продвигаемся по салону навстречу Михаилу Ивановичу, проверяя, оплачен ли проезд у владельцев проездных и прокомпостированы ли талоны. Особенно дотошно смотрим документы у тех, кто назвался школьниками: кто-то протягивает справку, кто-то – карту учащегося. Бывает, сойти за школяров пытаются ребята, которые уже несколько лет как получили аттестат, делятся наблюдениями напарники:

Кто он – среднестатистический заяц? Здесь сложно обобщать, уверяют кон­тролеры: без билета любят про­ехаться и студенты, и домохозяйки, и представительные господа в костюмах.

Хватит на книгу

– Какой курс? – строго вопрошает Галина Михайловна.

– Первый, – краснеет от смущения парень.

– Что ж вы начинаете учебу с административного правонарушения?

Внимательность при работе с документами, уравновешенность, настойчивость, выносливость – без этих качеств контролерам не обойтись. И, конечно, без чувства юмора, ведь комичных ситуаций и нелепых отмазок, почему пассажир едет без билета, в их работе предостаточно.

– Я уже давно задумывал вести дневник контролера – записывать самые любопытные истории, – делится планами Михаил Иванович. – Вот с сегодняшнего дня, пожалуй, и начну.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Анастасия Гурпа, студентка 4-го курса Полесского государственного университета:

– Новая редакция правил автомобильных перевозок кажется мне вполне логичной. Я тоже считаю, что пассажиру, который не успел купить билет на остановке, проще зайти в переднюю дверь, чем передавать деньги через весь салон. Правда, хотелось бы послаблений для мам с детьми, ведь даже самая компактная коляска в узкую переднюю дверь не пройдет.

Про новость об увеличении объема вещей, которые можно провозить бесплатно, скажу так: если нужно тащить с собой большой чемодан или объемную покупку, лучше вызову такси – и самой легче, и людям в автобусе не придется спотыкаться о багаж.

Чего мне не хватает в новой редакции правил, так это пункта о том, что нельзя портить настроение остальным пассажирам. А то часто бывает: наступил случайно в давке кому-то на ногу – и получил взамен порцию отборной брани. Давайте будем добрее друг к другу: подобные казусы не стоят того, чтобы злиться.










Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


1. Как должен выглядеть контролер?

У каждого контролера должен быть нагрудный знак на левой стороне формы, а также нарукавный знак на левом рукаве:

risunok2

В действительности, нагрудный знак не желтый, а, скорее, серебряный. Номер контролера для идентификации в случае отказа предъявить служебное удостоверение едва заметно выбит в трех кружочках, расположенных над Георгием Победоносцем.
Если этих двух опознавательных элементов нет, то перед вами, вероятнее всего, не контролер, а мошенник. Не стесняйтесь указывать на это.

Также, согласно правилам, у контролеров должна быть кокарда на фуражке, но в реальности контролеры обычно ходят в кепках без каких-либо знаков.


2. Что контролер вправе делать?

1) В первую очередь, как нетрудно догадаться, осуществлять контроль оплаты проезда:)

На этот счет имеется Распоряжение Правительство Москвы 490-РП от 28.06.2011 года. Переводя это Распоряжение на русский язык, контролеры могут выписать административный протокол за безбилетный проезд и проезд по чужой социальной карте (ну еще по нескольким мелким статьям). То есть, примерно как ГИБДД, только не для водителей, а для пассажиров общественного транспорта.

3. Чего контролеры делать не могут?

Ниже мы собрали основные известные нам нарушения контролеров, и те, с которыми сами не встречались, но слышали, что и такое бывает.

1) Хамить, оскорблять и вести себя некорректно.

Контролер в глазах москвича должен быть оплотом здравого смысла. Даже, если пассажир кричит, кривляется или бьется в истерике, контролер должен быть английским джентельменом и четко следовать инструкциям. Поэтому, если контролер, ведет себя неподобающе, то об этом стоит сообщить его работодателю или нам.

Если уж совсем перейдены все границы, то не лишним будет напомнить о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, для должностных лиц будет стоит от 10 до 30 тысяч рублей.

Также, в таких случаях, рекомендуется записывать все на видео или аудио.

2) Запрещать снимать себя.

Насчет запрета съемки себя кем бы то ни было, не только контролерами, нужно знать одну простую статью — 152.1 ГК РФ. Согласно данной статье, без согласия гражданина запрещается лишь обнародование его изображения, но никак не запись, поэтому запретить любительскую съемку Вам в автобусе никто не имеет права.

В случае же с контролерами, также и обнародование вряд ли станет нарушением, так как согласно той же статье, в общественных или публичных интересах обнародование допускается без согласия гражданина, а противоправные действия, безусловно, требуют этого в общественных интересах.

3) Задерживать отправление транспортного средства.

Во-первых согласно статье 10.10 КоАП г.Москвы воспрепятствование выполнению служебных обязанностей водителя, повлекшее за собой препятствие в движении транспорта (а именно так можно трактовать просьбу контролера не ехать, пока нарушитель не выйдет) влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи рублей и об этом будет не лишним напомнить контролеру в случае чего.

4) Изымать какие-либо карты.

Но лично мы с такими жалобами, слава богу, не сталкивались.

5) Оформлять постановление, если Вы не согласны.

Контролеры, как и сотрудники ГИБДД, очень любят составлять вместо протокола постановление, не взирая на то согласен с этим вероятный нарушитель или нет. Если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Помните! Подпись на протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот неподписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное Вам правонарушение в надзорном или судебном порядке.

Вот вроде бы и все основные моменты. Если мы что-то упустили, пишите в комменты. Пожаловаться на действия контролеров можно на нашем сайте. Ну и не забывайте оплачивать проезд и тогда, вполне возможно, эта статья Вам просто не понадобится:)

Читайте также: